+147
2

Михаил Барановский

Подписчики 0
Последнее посещение: Вчера

Мой топ

Последние добавленные игры

Мои отзывы

Все отзывы
Mafia: The City of Lost Heaven
Легендарная игра про мафию, лучшая из лучших, актуальная до сих пор

Оригинальная Mafia: The City of Lost Heaven вышла в 2002 году под разработкой пражской Illusion Softworks. Игра пестрила новшествами и техническими изысками. Выйдя после оглушительной GTA III, чешская студия хоть и не сразу, но добилась своего постепенного триумфа. В то время, как те, кто помоложе предпочитали ту запрещённую игру из «Симпсонов», нежели серьёзную и отдающую нуарностью «Мафию», пробиться чехам было сложно, и они просто старались окупиться. Но со временем, пройдя «Гташку» десятки раз, подростки 00-х искали альтернативу, брали Марио Пьюзо и в конце концов погружались в гангстерский Лост-Хевен, изучая жизненный и жестокий мир американской организованной преступности. Из таких повзрослевших детей, пожалуй, сейчас и состоит костяк сегодняшних фанатов-олдфагов серии.

Моя история

К сожалению, моё полное погружение в оригинальную Mafia состоялось лишь в 2021 году, уже после затёртой до дыр второй части и пройденного ремейка. И Вы знаете, даже после этого всего я остался очень впечатлён. Конечно, на игре сказывается свой возраст, но по сравнению с другими великими играми тех времен она все еще кажется современной. Сравните ее с той же Deus Ex или, возможно, вышеупомянутой GTA III. Обе игры сейчас кажутся устаревшими несмотря на то, что они такого же возраста, как и Mafia, что многое говорит только о качестве сегодня разбираемой игры.  

У меня был шанс познакомиться с игрой наравне со второй частью. Но тот пиратский диск, к сожалению, не дал мне запустить оригинал. Да и не думаю, что неокрепшему уму пришлась по вкусу история Томми Анджело после красивой Mafia II, именно с которой и началось моё знакомство с серией. Это сейчас, спустя время, я могу трезво оценивать все-все-все преимущества первой игры в серии. Только после прохождения оригинала мне понятны многие огрехи ремейка и, а также минусы второй части, которую я в недавно всё-таки назвал «огрызком шедевра», осознав, что из неё могла получиться куда более хорошая игра.

Сюжет

Вы играете за Томми Анджело, бедного таксиста, еле сводящего концы с концами. Роковой осенней ночью 1930-го его жизнь изменится навсегда. По воле случая он подвозит бегущих от погони гангстеров. Спасая их, он навлекает впоследствии беду на себя, и жизнь не оставляет выбора: либо умереть таксистом, либо продолжить жить, но уже в итальянской мафии. Томми в конце концов вступает в семью Сальери.

После этого начинается Ваше приключение в качестве мафиози, где Вы познакомитесь с такими персонажами, как Дон Сальери, его советник Фрэнк, ваши приятели Поли и Сэм, а также ваша будущая жена Сара. К сожалению, дела идут всё хуже, так как поперёк горла у семьи Сальери стал Дон Морелло. Так и закручивается история, ставшая одной из лучших, рассказывающих про организованную преступность Америки времён «Сухого закона».

Не могу не отметить, что такой рассказ был не везде отполирован. Линия Сары, к примеру, была плохо проработана, а поступки некоторых персонажей, особенно ближе к концу, подсовывали рояли в кустах. Это, пусть и не везде хорошо, было исправлено в ремейке – Mafia: Definitive Edition, на которую у меня тоже есть обзор.

Игровой процесс

С горестью в сердце отмечаю, что механики стрельбы и передвижения в игре несколько устарели. Движение камеры совершенно шаткое и не отзывчивое. Во-первых, Вы даже особо не можете перемещать камеру, это было распространенное дизайнерское решение для игр от 3-го лица того времени. А движение игрока намного медленнее по сравнению с теми же старыми GTA, что подводит меня к одному выводу: медленный темп – единственная основная причина, по которой эта игра кажется устарелой.

Стрельба из оружия, с другой стороны, так и осталась приятной. Имейте в виду, что Вам придется приложить некоторые усилия, чтобы контролировать отдачу автомата. В этом плане Mafia одна из немногих игр, которая кажется требующей усилий и в то же время сложной, и всё же это будто не зря.  

Автомобили многими рассматривается как отдельная механика, ведь авторы изначально подходили к игре с точки зрения автосимулятора, за счёт этого они ввели очень реалистичную механику вождения. Транспортные средства действительно кажутся медленными, что для многих людей является негативным моментом. Правда с точки зрения исторической достоверности 1930-х годов, автомобили и вправду были такими по сравнению с теми, что мы имеем сегодня. Многие люди сравнивают эту игру с вождением в трилогии GTA без учёта времени, в котором происходит игра, что я считаю не совсем корректным. В игре такси 30-х ощущается как такси 30-х, а машина для высших слоёв общества как машина для высших слоёв общества.

Задние фонари, колебания подвески после внезапного поворота, вес, давящий на левую сторону после поворота вправо — это мелкие детали, которые делают эту игру ценной до сих пор. Поэтому даже та самая сложная миссия с гонкой вполне простительна, ведь авторам было главным передать историческую достоверность. Ведь было время, когда игры умышленно делали более реалистичными вопреки удобству игрока, чтобы передать какие-то ощущения через трудности.

Музыкальное сопровождение

Пожалуй, ещё одной сильной стороной игры является её звучание. В оригинальный оркестровый саундтрек трудно не влюбиться. А мелодии Джанго Рейнхардта, также звучащие и во второй части, в какой-то момент моей жизни сподвигли меня выучить несколько мелодий в стиле «цыганский джаз» на гитаре.

Графическая составляющая

Для игры 2002 года я должен признать, что игровой дизайн действительно выглядит впечатляюще. Учитывая историю создания игры и понимая, что ещё авторы хотели добавить в игру, у меня сложилось понимание того, что Mafia была техническим шедевром того времени. Да, она значительно уступает вышедшей через два года Half-Life 2, но на то первая – это игра с открытым миром, а вторая – линейный шутер.

Техническое исполнение

С точки зрения технического исполнения текущая версия в Steam никуда не пригодна. Чтобы иметь широкоформатные кат-сцены без дополнительных модификаций не обойтись, так как оригинальные запускаются в маленьком окошке слева. Дальность прорисовки оригинальной игры ожидает желать лучшего, да и освещение тоже устарело. Я использовал Mafia Community Modpack v2.1. Плюс ко всему данная модификация поддерживает мониторы 21:9, если её правильно установить, так что я был вдвойне счастлив.  

Итог

Как итог, хочется сказать, что Mafia – это уникальная и достоверная атмосфера, с отлично проработанным дизайном миссий и очень подробной и хорошей механикой вождения для того времени. Также, несмотря на то же время, игра и сейчас с небольшими модификациями может впечатлить визуальными эффектами и дизайном персонажей. А саундтрек этой игры надолго будет не только в плейлисте на ближайшее время, но и останется у Вас в душе. Такие игры трудно оценивать, ибо шедевры остаются вне времени.

ИсторияМузыкаМашиныНужен хороший ремастер!
Вчера, 13:12
Cookie Clicker
Вы любите кликеры? Трепещите!!! Перед вами Мать и Отец, предтеча всех кликеров. Бог-император нажатия одной клавиши снова и снова, а помимо этого сотни, тысячи, триллионы печенек, печенек, печенек...

Смотря Топ-100 популярных игр Steam вряд ли, удивишься, увидев Counter-Strike: Global Offensive, Apex Legends, Dead by Daylight или PUBG. Ещё можно раскрыть рот от того, что такие игроки рынка как VRChat, Team Fortress 2, Left 4 Dead 2 или Valheim ещё держат свои позиции. Но можно только развести руками, увидев, что пиковый онлайн в 70 тысяч человек и постоянный в 30 тысяч у такой игры как Cookie Clicker. Давайте разбираться, так в чём же секрет такого печенья, которое заставляет людей играть в такую простую на вид игру целыми сутками? А то что-то я с рецензией припозднился.

Печенистый геймплейИгровой процесс обставлен как нельзя красиво, опрятно и приятно, ведь перед нами, по сути, перевыпуск браузерной игры 2013 года в Steam после 8 лет обновлений. Слева у Вас печенья, на которые Вы можете кликать, по середине – разного рода дополнительная прокачка с приятными картинками, а совсем справа прокачка обыкновенная, ничем не прикрытая. Я не слишком далеко зашёл по игре, чтобы говорить о колоссально проведенном в ней опыте, но я знаю, что со временем появятся другие типы прокачки и открытие новых игровых возможностей. Но как игра с таким простым функционалом могла привлечь к себе внимание сотен тысяч людей, вызвав при этом жуткий ажиотаж?

Теперь о грустном. Включая игру, Вы попадаете в коробку Скиннера как подопытная крыса. Крысе нужно нажать на рычаг, чтобы получить еду. Причём она может нажать, а еда может не выпасть. Но крыса всё равно будет нажимать. Так же и Вы, кликаете, числа на экране растут, за что получаете мнимое ощущение прогресса, из-за чего чувствуется удовлетворение за счёт высокой степени поощрения. Отсюда и выходит главный порок таких игр. Они вызывают аддиктивность похлеще DOTA 2 или мультиплеера Call of Duty. Ведь тут ничто не зависит от Вашего умения. Только тыканье мышкой, растущие числа и куча потраченного времени. Отсюда и популярность таких игр в середине десятых, и огромнейший постоянный онлайн Cookie Clicker в Steam.

У всех инкрементных idle-игр есть схожая механика, из-за которой в них интересно играть: прирост идёт у Вас по прямой, а вот цена апгрейда имеет свой множитель, и рано или поздно Вы попадёте на так называемое "плато", где Вам придётся либо хорошо подождать, либо установить автокликер, чтобы пожалеть свою мышку. Но вы можете сбросить прогресс. Зачем, спросите Вы? Для того, чтобы ещё быстрее достигнуть "плато" вновь. А потом и это делать снова и снова. Так, ещё раз, что Вы знаете о безумии? Или Ваас Вам не говорил?

Из этого следует вопрос о целесообразности такого рода игрового процесса. Ведь Вы просто как прокладка между стулом и мышкой помогаете компьютеру набрать нужные числа. Но что-то я увлёкся констатировать суровую правду. Мы ж сюда за бабулькиным печеньем пришли, правильно?

Как играются печеньки?В первые дни после покупки игра нехило так подсадила меня. Я уже играл в другие кликеры, например, в Cell to Singularity - Evolution Never Ends, которая скрасила мне не одну нудную пару во время дистанционного обучения. Но Cookie Clicker хоть и в разы старше, вызвал в разы большую зависимость. Плюс все Steam-овские плюшки – куча апгрейдов и достижений в комплекте. В это было интересно играть, и самое главное, было интересно следить за прогрессом других.

Графические печенькиГрафически игра выглядит очень красиво. Опрятные свежеизготовленные печенья, бабулькам каждой по имени дали, так ещё и все иконки, как влитые, на своих местах. Так и хочется порыться в этом часик-другой. А простая 2D-графика имеет свой стиль и шарм.

Музыкальные печенькиТак получилось, что с точки зрения саундтрека печенье у нас оказалось с сюрпризом. Треки для Steam-версии игры написал небезызвестный lo-fi исполнитель C418 (Даниэль Розенфельд), приложивший свою руку к саундтреку Minecraft. Слушается это приятно, расслабляюще и словно гипнотически, чтобы Вы зашли в игру ещё раз. Правда в какой-то момент после длительной игровой сессии мне и этот прекрасный саундтрек смог надоесть. Но тут, как говорится, знать меру надо, поэтому музыка здесь не при чём.

Зачем вам биткоины? Все богатые и умные люди вкладываются в печеньки...Теперь же скажу пару слов о техническом состоянии игры. Если бы в переизданной игре 2013 года с тридцатитысячной аудиторией было бы что-то не так, знал бы весь Reddit. Да не только Reddit, с известностью игры об этом бы минимум передали в утренних новостях, а потом Соловьёв в своём шоу сказал бы об очередной нападке со стороны Запада. Так что, как Вы уже, наверное, догадались, что с этим пунктом у игры всё хорошо. Приятные анимации, слаженная работа печенек и полное отсутствие критических ошибок. Плюс ко всему в игре доступен перенос с браузерной версии игры на Steam-овскую.

Хотя должен же быть какой-то подвох? Может в игру зашили криптовалютный майнер? Учитывая армию печенисто-зависимых, готовых держать игру запущенной ради ещё одного триллиона печенек, это было бы вполне прибыльно помимо продаж игры в Steam. Хотя не, бред какой-то.

Печенька и не печенька игрыОдним словом, мы имеем самый что ни на есть чистый кликер в его первозданном виде, без примесей других жанров и игровых веяний. За Cookie Clicker авторы просят 133 рубля, что просто небольшая цена для комфортного ознакомления с классикой. Игра отлично подойдёт для фанатов бесплатного браузерного аналога. Новоприбывшим тоже могу посоветовать, только учтите, что игра может вызвать нехилую зависимость.

Клик-кликКлик-клик
Вчера, 13:09
12 Minutes
Пять минут, пять минут — это много или мало…

Еще на моменте анонса Twelve Minutes вызвал у меня неподдельный интерес. Замкнутое пространство, три известных актера на главных ролях, много диалогов и проработанное окружение. А кроме всего этого день сурка как главная механика, хотя на тот момент я думал о том, что это roguelike, а в итоге выходила игра мечты. Так и получилось: детально проработанное окружение, которое интересно изучать, диалоги которые приятно слушать, потому что актеры играют и отлично передают эмоции своих героев, а так же интересный сюжет, который захватывает с первых минут, но обо всем по порядку.

Игровой процесс и сюжет

Главный герой возвращается домой и первое с чем нас знакомит игра – небольшое обучение. Мы сможем немного изучить окружение и управление. Попадая домой, персонаж встречается со своей женой, которая предлагает ему отпраздновать небольшое событие десертом. И вот здесь начало самой игры, Вы можете сесть с ней за стол, отвлечься на другие дела, но так или иначе к Вам придет полицейский, который запустит целую цепочку событий, которую Вам придется решать.  

Из раза в раз, придется переживать последние 12 минут, хотя скорее 10, так как две в счет не идут, но так или иначе 12. Взаимодействуя с детальным окружением и слушая мастерски сыгранных персонажей, мы будем распутывать клубок событий. При этом игра очень вариативная. Вы так или иначе придете к общему финалу, но путь будет свой. Где-то Вы сначала услышите одну фразу, при определенной последовательности действий, где-то не услышите, игра очень корректно реагирует на то, что герой делает.

Например, взяв ложку и кружку, жена героя предложит ему самому накрыть на стол, а не закрытая дверь вызовет агрессию, если начать лезть в ее секреты. При этом перезапустить день Вы сможете, когда кончится время, герой покинет квартиру или же получит серьезные травмы и умрет.

Атмосфера и окружение

Вообще в плане окружения разработчики проделали огромную работу. У нас всего три комнаты и почти со всеми вещами в них можно что-то сделать, подобрать и изучить. А может и совершить самоубийство. Всегда интересно, что произойдет, если найти телефон и набрать номер службы спасения, использовать выключатель, который может ударить током или же подсыпать в воду снотворное жене, почему нет? Ведь все равно скоро все вернется в обычное состояние. Но маленькое пространство позволило проработать всё до мелочей.

Плюс, с самого начала разработчики намекают на финал через окружение. И к вопросу о диалогах и информации в игре: Вам дают ее порционно, очень аккуратно, не вываливая огромное количество. А когда кажется, что всё, я знаю каким будет финал, они дают еще немного информации и картина меняется. Игра безумно вариативная и явно самая вариативная в этом году, если, конечно, не брать в расчет расширенное издание полновесной RPG Disco Elysium.

Негативные моменты

Теперь же стоит поговорить о плохом. Игра местами не очень интуитивная. У Вас на протяжении игры есть примерная цель – разобраться с тем, что происходит. Из-за чего возникает ситуация, что ты на данный момент совершил все возможные действия и начинаешь просто топтаться на месте. Такое топтание может занять полчаса, а может и час. Времечко-то жалко. Но все упирается в то, что пока ты не узнаешь что-то, игра дальше не пойдет. А это постоянные перезапуски дня и непонимание происходящего.

Недоработки

Нельзя не упомянуть и некоторые баги, к счастью, это лишь баги анимаций. То полицейский упрется и будет идти на место, то головы будут дергаться. Мелочи, но в глаза бросаются.

Актёры

Так же нельзя не сказать об актерах, исполнивших главные роли. А исполнили их Ульям Дефо, Джеймс МакЭвой и Дейзи Ридли. Все мастерски справились со своей задачей, слушать и наблюдать за ними одно удовольствие. Они именно играют и раскрывают своих персонажей. Дефо играет отчаявшегося мужчину, готового на все, МакЭвой заложника обстоятельств, а Ридли жену со своими секретами.

Классные актеры – это хорошо. Кто не любит Дефо? Да, он просто мастер своего дела! Кто не любит МакЭвоя? Да, он офигенен! Кто не любит Дейзи Ридли. Да, она просто душка! (скажут все, кроме фанатов «Звёздных войн»). Но тут кроется коварство этой игры. Сделанная бюджетно, она просто хайпит на известных лицах.

Музыкальное сопровождение

Не могу не выделить музыку, она есть, местами нагнетает, местами ее не хватает, но если она присутствует, то четко попадает в нерв. И еще сильнее погружает в атмосферу этого бесконечного дня.

Ещё раз немного про сюжетНу и самое главное – финал. Я не буду о нем говорить и спойлерить его. Скажу лишь, что он скомканный, игра дает ответы на все вопросы, но вместе с тем, рождает новые. И то объяснение, которые она дает, кажется странным. Кто, как, почему и зачем? Над этими вопросами думаете сами, а лучше откройте теории на YouTube, которых уже наверняка целая куча. Рояль в кустах ради рояля в кустах. Как кусок обоев в утреннем кофе, прямо-таки – неожиданно, конечно, но я бы не сказал, что слишком приятно.  

АктерыИнтересная задумкаПотерянный потенциалОтсутствие вариативностиНедоработки
Вчера, 13:08

Награды

Магадан
Филантроп
Преуспевающий
Сходка 2022
Статистика
6 лет на сайте 363 комментария 2 972 плюса 231 минус
Сообщество