Paradox на самом деле либо крайне талантливые менеджеры, либо люди, горящие своим делом, либо и то, и другое одновременно. Если так бегло глянуть на то, что выходило под их лейблом, то невольно восхищаешься: Crusder kings, Hearts of Iron, Stellaris, да даже Magicka - все это великие игры, но популярные лишь у тех, кто готов отдавать им все свое время и силы (ну кроме Magicka, там с этим сильно проще). Все гранд стратегии Paradox - удовольствие для избранных, тех, кого не испугают сотни таблиц и циферок. Тем удивительнее, насколько дружелюбной стала Cities: Skylines, их попытка спихнуть с трона Simcity (спойлер: крайне удачная).
Строить городки в расслабленном темпе совсем не тоже самое, что растить средневековую династию или командовать фронтами второй мировой, здесь никто из игроков не хочет в поте лица устраивать испытание своим навыкам микроменеджмента. И Cities: Skylines отлично подходит для расслабленного отдыха под чаек или другой напиток. Ты строишь дороги, размечаешь застройку, строишь здания коммунальных и социальных служб, размечаешь районы и все это с длительными перерывами на то, чтобы приблизить камеру до уровня улиц и просто понаблюдать как город работает. Как жители снуют туда-сюда по своим делам, как гуляют в парках, как стоят в пробках на машинах... Так, откуда здесь пробки, я ведь строил все как надо, так чтобы районы были соединены по науке, с высокой пропускной способностью и дорогами дублерами... С этой мыслью ты отвлекаешься от созерцания и начинаешь искать решения по избавлению от пробок. Пока ты его ищешь внезапно замечаешь, что над зданиями моргают иконки невывезенных трупов, понимаешь, что твои дорожные эксперименты привели к тому, что катафалки не успевают забирать почивших. Начинаешь судорожно строить больше крематрориев и кладбищ, нор пока ты занят этим горожане начинают съезжать, доход начинает падать, ты оказываешься в жопе.
That escalated quickly, huh? От тотального расслабона до полыхающего зада в этой игре могут отделять считанные минуты. Ну а как же вы хотели? Это все же игра Paradox, без сложностей никуда. Однако, опять же, это же игра Paradox, а потому все сложности решаемы и даже более того, приятны. Ты будешь ошибаться, это нормально, но потом ты проанализируешь ошибки в планировании и исправишь их, ну или построишь новый город. Уже обязательно с нормальным трафиком.
С каждым новым городом ты будешь понимать все больше и больше нюансов. По началу ты узнаешь, что воду не просто надо забирать выше по течению, чем сбрасывать, но и то что грязные воды при большом объеме сброса могут уходить выше и попадать в водозабор. Потом ты разбираешься с политиками. Потом учишься настраивать транспортные сети так, чтобы и горожане быстро добирались до работ и предприятия вовремя получали товары. Каждый раз, когда тебе кажется, что ты все изучил появляется еще с десяток нюансов, которые тоже нужно учитывать. Но при этом, ты не горишь от микроменеджмента, ты все также расслаблен, просто иногда приходится сжимать булки и править свои косяки.
А знаете что еще отличает игры Paradox? Да-да, именно то самое, о чем думает каждый, кто сталкивался с покупкой их игр - беспощадная политика DLC. Ты можешь взять игру на распродаже за бесценок, но вот дополнения, в которых обычно и заключено чуть ли не 80% веселья, обойдутся тебе в копеечку, от 5 тысяч, до хрен-знает-скольки. Но вот только остановит это опять же только того, кто не знает, что какой-бы веселой и аддиктивной не была оригинальная игра, DLC принесут не меньше, а то и больше фана. Со Skylines все также, но не со всеми дополнениями, здесь есть и те которые можно пропустить, однако я все же думаю, что лучше брать все сразу (кроме радио, карт и ассетов), чтобы уж точно получить полный опыт от игры. В сумме все контентные DLC (не считая радиостанций, карт и пользовательских ассетов) мне обошлись в 2-3 тысячи на распродажах. В общем-то на сегодня это даже не стоимость свежего AAA тайтла, так что не жалко. Особенно учитывая, что именно со всеми дополнениями Cities: Skylines становится той игрой, с которой можно просто забыть про реальность. Сейчас попробую вспомнить и рассказать что там такого интересного (в том порядке как у меня появлялись дополнения, не включая радиостанции).
Match day - простенькое дополненьице, входящее в стартер пак, привносит в игру только возможность построить большой футбольный стадион с некоторым элементом менеджмента. Менеджмент ограничен стоимостью билетов и выбором некоторых дополнительных политик (однако стадион довольно быстро начинает приносить неплохой такой доход).
Natural disasters - дополнение про природные катастрофы. Ураганы, метеориты, землетрясения - все это конечно может раздражать, особенно когда катастрофа уничтожает твой городок не оставляя тебе ни гроша в кармане, отчего перестройка и восстановление становятся невозможными и приходится строить новый город. В целом дополнение может добавить напряженности в геймплей, но совершенно не обязательно не то что для включения, но и для покупки (впрочем в стартер пак оно тоже входит).
Snowfall - снежное дополнение, добавляющее снежные карты, новые тематические постройки, механики занесения дорог снегом, механики отопления и трамвайчики. Наверное именно то дополнение, которое дало мне понять, что надо покупать остальные. Здесь и другая атмосфера, и новые геймплейные фишки, изучать которые интересно. Тоже кстати входит в стартер пак.
After Dark - из тех дополнений, про которые пока не прочтешь отдельно, так и не поймешь, что они вообще у тебя в игре есть. Просто потому, что контент привносимый в игру ощущается нативно, как будто бы он был в оригинале или в каком-то более масштабном дополнении. Этот пак добавляет такси, специализации коммерческих зон (развлечения или туризм), новый грузовой порт и международный аэропорт (правда в последнем нужда отпадает с другим дополнением, о нем потом). А и еще тюрьмы. В общем-то специализации пригождаются относительно часто, такси тоже довольно приятно дополняет транспортную систему, а вот с остальным я не сильно много взаимодействовал. Приятное дополнение, но обязательным сложно назвать.
Mass Transit - одно из моих любимых дополнений, на мой взгляд просто необходимое. Оно добавляет в игру монорельсы, паромы, канатные дороги, дирижабли, а также специальные станции, которые совмещают в себе сразу несколько разных видов транспорта. Учитывая, что моей любимой частью геймплея было и остается планирование транспортных систем, то лично для меня это просто необходимое дополнение.
Parklife - первое в моей копилке дополнение, привносящее в игру специализированный район. Здесь, как можно было догадаться из названия, добавляются парки, и не те, которые просто построил на квадратной области и все, они стоят и приносят радость соседям. Нет, тут теперь можно размечать парки самостоятельно, можно занять квартал, а можно и целую гору. Можно построить обычный городской парк, а можно парк развлечений или зоопарк или даже природный лесопарк. Мое любимое - выбрать большую гору и отдать ее полностью под природный лесопарк, получается очень красиво и добавляет городу особый стиль. Обязательнейшее для покупки дополнение.
Campus - дополнение про университеты. Тоже позволяет выстраивать полноценные районы-кампусы для технарей, гуманитарных институтов или универов. Но самое важное, это то, что здесь прокачка районов идет не просто от постройки зданий, но и от того, сколько студентов обучается в данный момент. Это создает дополнительные трудности в том, что надо постоянно расширять город, чтобы университет получал необходимое количество учащихся в год, что бы не терять престиж. А, ну и еще студенты могут писать научные работы, в городе становится возможным строить музеи, спортивные комплексы (которые управляются как стадион из Match Day). Хорошее добротное дополнение, весьма рекомендуемое к покупке.
Green cities - приятное дополнение про всякую эко-мишуру. Новые очистные сооружения, новые электростанции, специализации жилых зон на автономности и все в таком духе. На самом деле по началу довольно круто было стараться сделать свой город зеленым раем, хотя потом и немного приелось. Хорошее дополнение, которое можно взять для большего разнообразия.
Airports - дополнение про аэропорты. Здесь их можно строить как полноценные районы, причем районы немаленькие. Сильно затягивает, однажды я так увлекся что получил расход -34к только на одни самолеты. Ну и чего уж говорить, аэропорты выходят красивые, очень круто дополняя картинку города. Одно из обязательных дополнений.
Concerts - совсем небольшое дополнение, добавляющее концертные площадки, фан-зоны и прочее. Совсем немного контента, так что и дополнение выходит совсем необязательным. Разве что декоративная польза.
Financial Districts - дополнение про фондовую биржу и банки. Казалось бы, контента опять кот наплакал, но зато появляется возможность торговать акциями, что часто можно использовать как легкий заработок. Я лично провел как то половину сессии торгуя местной криптой на бирже. От меня дополнению лайк и рекомендация к покупке, особенно если хотите потешить свои лудоманские наклонности.
Industries - самое масштабное дополнение к игре. Добавляет возможность строить специализированные производственные районы и цепочки. Теперь каждый район - большое предприятие, приносящее вполне конкретный доход. Здесь все те же специализации, что и в оригинале, но теперь каждую промышленность можно развивать гораздо более глубоко и тонко. Ну и транспортные цепочки конечно стали играть бОльшую важность, за что от меня персональное спасибо. Однозначно, самое обязательное дополнение.
Plazas & Promenades - приятное дополнение про пешеходные зоны. Также строятся как отдельный район, позволяет создавать целые пешеходные массивы с любыми типами застройки. Решает очень важную проблему пустых зон в не-квадратной проектировке, да и в целом освежает вид городка. Однозначно рекомендую.
Sunset harbour - дополнение про портовые дела. Самое главное что тут есть это рыболовная промышленность. Ииии... наверное все. Это тоже неплохая добавка, но пожалуй совсем небольшая и необязательная, дополнение можно смело пропускать.
Hotels & Resorts - последнее дополнение к первой части, дальше я так понимаю уже начнется вторая. И последний аккорд вышел не идеальным, но довольно хорошим. Вообще с туристической частью в Cities: Skylines все было довольно неоднозначно. Туризм как бы был, но не было понятно для чего он и как его развивать правильно. Потом в некоторых дополнениях стали добавлять достопримечательности, те же парки или концерты, стало понятнее что надо делать. Ну а последним дополнением добавили полноценные гостиницы и отели, вне специализации коммерческих зон. Вышло годно, есть где и что понастраивать и попланировать, хотя в этот раз без проектировки районов. Думаю, что мне все же понравилось, так что рекомендуемо к покупке.
Как видите, большинство дополнений вышли удачными, за исключением парочки мелких, которые можно смело пропустить. Но на самом деле по скидкам можно взять и их, хуже не будет, а игра расширится. Вообще конечно любые другие разработчики получили бы порцию ворчания за такую модель распространения, когда оригинал по сравнению с полной версией кажется совсем одноклеточным огрызком. Но Paradox все сделали так, что ты не узнаешь, что оригинал был огрызком, пока не попробуешь расширить его. Он работает и сам по себе. Но часов так на 50-100. А вот когда у тебя есть все дополнения... Тут можно и забыть, что у тебя есть нормальная жизнь, проводя в игре дни и ночи. Тем более что хочешь не хочешь, а все равно залипаешь намертво: вот ты сел утром в субботу, а вот уже 5 утра воскресения. Зато у тебя огромный город с гигантским аэропортом и тремя кампусами. Время потрачено не зря.