Мой топ
Играю сейчас 2
Любимые игры 48
Смотреть всеАктивности
Dead Kings начиная с трейлеров интригует атмосферой - все такое мрачное, темное, крысы, подземелья, отдает вайбами Plague tale (которая впрочем вышла много позже, но все же). В мире ассассинов таких густых атмосфер еще не было. В общем-то интрига сохраняется и на старте дополнения - маркиз Де Сад просит нас найти какой-то манускрипт в катакомбах Сен Дени (так зовется новая локация). Нас выпускают в город и да, действительно тут все буквально пропитано безнадегой, сыростью и мрачностью. Мы доходим до местной базилики - она тоже восхищает, по размеру почти Нотр дам, но вся уже разрушенная, разграбленная, эдакий мрачный труп великого титана, нависший над городком. К слову, путей прохода, по традиции оригинала, нам дают целую горсть, ходи, ищи где удобнее проползти (ну или прорубиться). В общем, все здорово, атмосферно и интригующе. Вот только не надолго.
Главная проблема дополнения в том, что нас почти весь хронометраж заставляют бегать по коридорам подземелий, где едва ли есть простор для тактики. Да, тут также мрачно, да и еще и вводится пара новых механик (фонарь, которым можно разгонять живность и механика главного врага, убив которого, остальные разбегутся кто куда). Но это не скрашивает тот факт, что локации теряют в иммерсивности. Здесь у нас куча коридорчиков и залов, но какой-то стелс здесь разыгрывать сильно сложнее чем в оригинале. С другой стороны и бои тут стали ощутимо проще, но внезапно, это не делает их интереснее. Когда на тебя накидывается с десяток бомжей с громилой во главе, очевидно, что нужно просто закликать громилу и все. В оригинале все же бои были интересными именно из-за своей сложности. Вот и получается, что и постелсить нормально не дают, и бои стали унылее.
Но ладно, там же еще город есть, в оригинале побочки делали Париж таким живым, может и тут такая же история. Ну скорее нет, чем да. Большая часть побочек - охота за местными сокровищами. Ощущение, что Арно прибыл в город с той же целью, что и его враги - разграбить побольше могил. Есть тут и местные загадки Нострадамуса, но так как городок тут сильно меньше и гораздо менее разнообразный, то и интереса в них все же тоже не так много. Нет, не стану называть побочки откровенным провалом, но они определенно скучнее, чем в базовой игре (хотя конечно их сильно меньше, это спасибо). Расследования в целом все еще справляются со своей задачей развлечь-отвлечь игрока, это да.
Ну может сюжетно тут происходит что-нибудь любопытное? К сожалению нет. С сюжетом у меня вообще больше всего проблем, потому что я банально не смог уследить за тем, что движет теми или иными героями. Вина это плохой экспозиции или я просто не слишком внимательно следил, вопрос конечно открытый, но факт в том, что от местных сюжетных перипетий у меня возникло лишь недоумение: кто, кого, зачем и почему. Еще и Наполеон тут выступает в роли эдакого злодея-над-злодеем, что как будто бы несколько неуместно и сводит весь его образ от могущественного интригана к обычному злодею-аристократу. Базовый же злодей не вызывает вообще никаких эмоций, его цель просто подняться, не взирая на способы. Еще подливает масла в огонь тот факт, что мотивы Арно во всей этой истории не ясны примерно, ну, никак. Он просто ищет древние манускрипты, ползает по подземельям и грабит могилы, все по заветам Лары Крофт из 90ых, только треугольных грудей нету. Ларису Крофтовну мы все любим, но на дворе уже не 90ые и мотивации персонажей все же принято как-то прорабатывать.
В общем и целом, не скажу, что мне жалко потраченных 4-5 часов, но и какого-то удовольствия я тоже не получил. Просто дополнение в приятно-мрачных декорациях, которое, к сожалению, еще и умудрилось растерять часть преимуществ оригинала по пути. Поиграть можно, но особых надежд строить не стоит.
Вот не устану повторять, что за Unity мне бесконечно обидно. В 2014 году ее не пнул только ленивый, а ведь за грудой багов и глитчей скрывалась действительно качественная часть Assassin's creed. Уже тогда были примеры игр, которые патчами были вытащены прямиком из неиграбельного ада (Witcher 2 например), но нет, видимо народу уже тогда начала надоедать "формула Ubisoft" так что неудачный релиз все же повлек за собой далеко тянущийся негативный шлейф. Но ведь в том то и дело, что разработчики сделали огромный шаг в сторону от так надоевшей всем формулы, но по каким-то причинам сообщество решило не замечать этого шага, обрушив на игру всю свою негативную мощь.
Помимо очевидных улучшений вроде графической части, в первую очередь Ubisoft действительно поправили однообразность геймплея, практически избавив народ от надоедливых вышек и однообразных побочек. Даже больше, побочки теперь это основное мясо игры, где развивается огромное количество довольно интересного нарратива, в Парижских историях в целом раскрываются все побочные исторические персонажи (в главном сюжете их лишь слегка тизерят), в расследования просто интересно играть (хотя конечно в большинстве ошибиться с выбором подозреваемого довольно трудно, но есть и жемчужины, где придется действительно построить из себя Эркюля Пуаро), а загадки Нострадамуса - это вообще идеальный пример, как нужно заинтересовать игрока в исследовании игровых локаций. Плюс сюда еще можно докинуть весьма приятные ко-оп миссии (которые в сингле становятся довольно челленджевыми испытаниями). В итоге ты исследуешь город не для бессмысленного сбора коллектаблсов (он тут все еще бессмысленный), а потому что тебе действительно интересно.
Второе важное достоинство Unity - паркур. Он просто волшебен. Можно часами наблюдать как Арно скачет по крышам выкручивая трюки, это сделано в высшей степени красиво. При том город устроен именно так, чтобы и паркурить по крышам, и бегать по улицам было одинаково интересно и увлекательно.
Третье - боевка. Наконец то она представляет хоть какой-то челлендж, а не просто кликер на парировании. Теперь враги могут атаковать (и атакуют) не дожидаясь пока ты закончишь с их товарищем, так что все время приходится следить за оппонентами по схватке, а наличие 3-4 противников зачастую заставляет задуматься об отступлении.
Четвертое - стелс. Наконец то это не перебежки крыша-укрытие-трава. Теперь это именно что выбор пути, быстрое и точное устранение противников, использование всего доступного спектра инструментов. Вообще это работает еще и из-за того, что локации построены более иммерсивно, т.е. даже микролоки устроены так, что мы должны сами себе продумать решение той или иной задачи, будь то вход на территорию или побочное убийство. Ну а про сюжетные убийства я вообще молчу, там происходит вполне себе Hitman на минималках (ну да, там прям совсем на минималках, но все же считаю сравнение уместным).
Ну и пятое - сюжет. Он не хватает звезд с неба, не претендует на Пулицеровскую премию, но он справляется с основной своей задачей - развлечь и не наскучить в процессе. Кроме того, постановка сделала огромный прыжок вверх, что не может не радовать. Да и любовная линия, как и сама Элизабет (пассия Арно) прописаны вполне себе приятно, хотя и не слишком глубоко (но у нас здесь и не роман).
Но самое главное - Париж. Он просто волшебен. Настолько волшебен, что я посвятил ему целый блог. Вот он кстати.
И что же прям вот совсем нет минусов? Ну нет, есть они конечно. Тут можно сказать и про то, что побочек ну уж слишком много. Настолько много, что сюжет на их фоне занимает 15-20% от хрона игры. Они конечно увлекательные нарративно, но с точки зрения геймплея тут все равно не настолько много паттернов, чтобы сделать прохождение всех побочек исключительно интересным. Все равно они начинают наскучивать к середине закрытия их всех. Сюда же добавлю, что Арно получился плосковат для главного героя, плюс к тому же часто возникает когнитивный диссонанс, когда в сюжете он весельчак-добряк, а в геймплее внезапно без вопросов убивает 3 человек, потому что гадалка нагадала, что они ей навредят (это в одной из Парижский историй было). В целом такое же было и в более хваленых проектах, ту же Uncharted за это очень громко ругали. Ну и добавлю еще, что главный злодей получился слишком уж невзрачным, даже не смотря на довольно интересную философию. Тут уровень примерно Мадлен из Liberation.
По итогу могу сказать, что для меня плюсов в Unity намного больше чем минусов. И это я только основные моменты перечислил. Можно было бы еще упомянуть про хорошо сбалансированную прокачку, снаряжение и экономику в целом (они действительно нащупали очень хороший баланс между простотой и рпгшностью) или про то, что в сюжете здесь очень приятный реверанс в сторону серой морали, где посыл в том, что среди героев бывают ублюдки, и наоборот, или про то, что заигрывания с современностью свели к минимуму, давая просто раз в 3 главы попрыгать по Парижу в разные временные периоды (La Belle Epoch, Париж времен оккупации фашистами, средневековые катакомбы вблизи Парижа). В общем на самом деле, не воротите нос от Unity. То, что когда то руководство Ubisoft решило прыгнуть в релиз не глядя на то, что они выпускают (есть ощущение, что им то тогда это как раз понравилось), не делает игру плохой. Да в ней есть огрехи, возможностей поменьше с точки зрения геймплея, что впрочем так то скорее плюс, но все то хорошее, что в ней есть с лихвой перевесит любой недостаток.
P.S. В отзыве на Revelations, я упоминал, что Revelations - вторая любимая игра в серии, намекая на то, что Unity - первая. Все же считаю, что Revelations в итоге чуть-чуть, но ближе моему сердцу, но это продиктовано исключительно эмоциями.
Dead Kings начиная с трейлеров интригует атмосферой - все такое мрачное, темное, крысы, подземелья, отдает вайбами Plague tale (которая впрочем вышла много позже, но все же). В мире ассассинов таких густых атмосфер еще не было. В общем-то интрига сохраняется и на старте дополнения - маркиз Де Сад просит нас найти какой-то манускрипт в катакомбах Сен Дени (так зовется новая локация). Нас выпускают в город и да, действительно тут все буквально пропитано безнадегой, сыростью и мрачностью. Мы доходим до местной базилики - она тоже восхищает, по размеру почти Нотр дам, но вся уже разрушенная, разграбленная, эдакий мрачный труп великого титана, нависший над городком. К слову, путей прохода, по традиции оригинала, нам дают целую горсть, ходи, ищи где удобнее проползти (ну или прорубиться). В общем, все здорово, атмосферно и интригующе. Вот только не надолго.
Главная проблема дополнения в том, что нас почти весь хронометраж заставляют бегать по коридорам подземелий, где едва ли есть простор для тактики. Да, тут также мрачно, да и еще и вводится пара новых механик (фонарь, которым можно разгонять живность и механика главного врага, убив которого, остальные разбегутся кто куда). Но это не скрашивает тот факт, что локации теряют в иммерсивности. Здесь у нас куча коридорчиков и залов, но какой-то стелс здесь разыгрывать сильно сложнее чем в оригинале. С другой стороны и бои тут стали ощутимо проще, но внезапно, это не делает их интереснее. Когда на тебя накидывается с десяток бомжей с громилой во главе, очевидно, что нужно просто закликать громилу и все. В оригинале все же бои были интересными именно из-за своей сложности. Вот и получается, что и постелсить нормально не дают, и бои стали унылее.
Но ладно, там же еще город есть, в оригинале побочки делали Париж таким живым, может и тут такая же история. Ну скорее нет, чем да. Большая часть побочек - охота за местными сокровищами. Ощущение, что Арно прибыл в город с той же целью, что и его враги - разграбить побольше могил. Есть тут и местные загадки Нострадамуса, но так как городок тут сильно меньше и гораздо менее разнообразный, то и интереса в них все же тоже не так много. Нет, не стану называть побочки откровенным провалом, но они определенно скучнее, чем в базовой игре (хотя конечно их сильно меньше, это спасибо). Расследования в целом все еще справляются со своей задачей развлечь-отвлечь игрока, это да.
Ну может сюжетно тут происходит что-нибудь любопытное? К сожалению нет. С сюжетом у меня вообще больше всего проблем, потому что я банально не смог уследить за тем, что движет теми или иными героями. Вина это плохой экспозиции или я просто не слишком внимательно следил, вопрос конечно открытый, но факт в том, что от местных сюжетных перипетий у меня возникло лишь недоумение: кто, кого, зачем и почему. Еще и Наполеон тут выступает в роли эдакого злодея-над-злодеем, что как будто бы несколько неуместно и сводит весь его образ от могущественного интригана к обычному злодею-аристократу. Базовый же злодей не вызывает вообще никаких эмоций, его цель просто подняться, не взирая на способы. Еще подливает масла в огонь тот факт, что мотивы Арно во всей этой истории не ясны примерно, ну, никак. Он просто ищет древние манускрипты, ползает по подземельям и грабит могилы, все по заветам Лары Крофт из 90ых, только треугольных грудей нету. Ларису Крофтовну мы все любим, но на дворе уже не 90ые и мотивации персонажей все же принято как-то прорабатывать.
В общем и целом, не скажу, что мне жалко потраченных 4-5 часов, но и какого-то удовольствия я тоже не получил. Просто дополнение в приятно-мрачных декорациях, которое, к сожалению, еще и умудрилось растерять часть преимуществ оригинала по пути. Поиграть можно, но особых надежд строить не стоит.
Вот не устану повторять, что за Unity мне бесконечно обидно. В 2014 году ее не пнул только ленивый, а ведь за грудой багов и глитчей скрывалась действительно качественная часть Assassin's creed. Уже тогда были примеры игр, которые патчами были вытащены прямиком из неиграбельного ада (Witcher 2 например), но нет, видимо народу уже тогда начала надоедать "формула Ubisoft" так что неудачный релиз все же повлек за собой далеко тянущийся негативный шлейф. Но ведь в том то и дело, что разработчики сделали огромный шаг в сторону от так надоевшей всем формулы, но по каким-то причинам сообщество решило не замечать этого шага, обрушив на игру всю свою негативную мощь.
Помимо очевидных улучшений вроде графической части, в первую очередь Ubisoft действительно поправили однообразность геймплея, практически избавив народ от надоедливых вышек и однообразных побочек. Даже больше, побочки теперь это основное мясо игры, где развивается огромное количество довольно интересного нарратива, в Парижских историях в целом раскрываются все побочные исторические персонажи (в главном сюжете их лишь слегка тизерят), в расследования просто интересно играть (хотя конечно в большинстве ошибиться с выбором подозреваемого довольно трудно, но есть и жемчужины, где придется действительно построить из себя Эркюля Пуаро), а загадки Нострадамуса - это вообще идеальный пример, как нужно заинтересовать игрока в исследовании игровых локаций. Плюс сюда еще можно докинуть весьма приятные ко-оп миссии (которые в сингле становятся довольно челленджевыми испытаниями). В итоге ты исследуешь город не для бессмысленного сбора коллектаблсов (он тут все еще бессмысленный), а потому что тебе действительно интересно.
Второе важное достоинство Unity - паркур. Он просто волшебен. Можно часами наблюдать как Арно скачет по крышам выкручивая трюки, это сделано в высшей степени красиво. При том город устроен именно так, чтобы и паркурить по крышам, и бегать по улицам было одинаково интересно и увлекательно.
Третье - боевка. Наконец то она представляет хоть какой-то челлендж, а не просто кликер на парировании. Теперь враги могут атаковать (и атакуют) не дожидаясь пока ты закончишь с их товарищем, так что все время приходится следить за оппонентами по схватке, а наличие 3-4 противников зачастую заставляет задуматься об отступлении.
Четвертое - стелс. Наконец то это не перебежки крыша-укрытие-трава. Теперь это именно что выбор пути, быстрое и точное устранение противников, использование всего доступного спектра инструментов. Вообще это работает еще и из-за того, что локации построены более иммерсивно, т.е. даже микролоки устроены так, что мы должны сами себе продумать решение той или иной задачи, будь то вход на территорию или побочное убийство. Ну а про сюжетные убийства я вообще молчу, там происходит вполне себе Hitman на минималках (ну да, там прям совсем на минималках, но все же считаю сравнение уместным).
Ну и пятое - сюжет. Он не хватает звезд с неба, не претендует на Пулицеровскую премию, но он справляется с основной своей задачей - развлечь и не наскучить в процессе. Кроме того, постановка сделала огромный прыжок вверх, что не может не радовать. Да и любовная линия, как и сама Элизабет (пассия Арно) прописаны вполне себе приятно, хотя и не слишком глубоко (но у нас здесь и не роман).
Но самое главное - Париж. Он просто волшебен. Настолько волшебен, что я посвятил ему целый блог. Вот он кстати.
И что же прям вот совсем нет минусов? Ну нет, есть они конечно. Тут можно сказать и про то, что побочек ну уж слишком много. Настолько много, что сюжет на их фоне занимает 15-20% от хрона игры. Они конечно увлекательные нарративно, но с точки зрения геймплея тут все равно не настолько много паттернов, чтобы сделать прохождение всех побочек исключительно интересным. Все равно они начинают наскучивать к середине закрытия их всех. Сюда же добавлю, что Арно получился плосковат для главного героя, плюс к тому же часто возникает когнитивный диссонанс, когда в сюжете он весельчак-добряк, а в геймплее внезапно без вопросов убивает 3 человек, потому что гадалка нагадала, что они ей навредят (это в одной из Парижский историй было). В целом такое же было и в более хваленых проектах, ту же Uncharted за это очень громко ругали. Ну и добавлю еще, что главный злодей получился слишком уж невзрачным, даже не смотря на довольно интересную философию. Тут уровень примерно Мадлен из Liberation.
По итогу могу сказать, что для меня плюсов в Unity намного больше чем минусов. И это я только основные моменты перечислил. Можно было бы еще упомянуть про хорошо сбалансированную прокачку, снаряжение и экономику в целом (они действительно нащупали очень хороший баланс между простотой и рпгшностью) или про то, что в сюжете здесь очень приятный реверанс в сторону серой морали, где посыл в том, что среди героев бывают ублюдки, и наоборот, или про то, что заигрывания с современностью свели к минимуму, давая просто раз в 3 главы попрыгать по Парижу в разные временные периоды (La Belle Epoch, Париж времен оккупации фашистами, средневековые катакомбы вблизи Парижа). В общем на самом деле, не воротите нос от Unity. То, что когда то руководство Ubisoft решило прыгнуть в релиз не глядя на то, что они выпускают (есть ощущение, что им то тогда это как раз понравилось), не делает игру плохой. Да в ней есть огрехи, возможностей поменьше с точки зрения геймплея, что впрочем так то скорее плюс, но все то хорошее, что в ней есть с лихвой перевесит любой недостаток.
P.S. В отзыве на Revelations, я упоминал, что Revelations - вторая любимая игра в серии, намекая на то, что Unity - первая. Все же считаю, что Revelations в итоге чуть-чуть, но ближе моему сердцу, но это продиктовано исключительно эмоциями.
Ну на самом деле. В юнити того же года играли (ну или слышали про него) все кто минимально интересуется серией. Про Rogue же есть ощущение, что тут как с CoD 3 - вышла где-то у себя на консолях, в итоге едва ли про нее кто-то помнит, хотя игра и очень качественная. Даже здесь, на стопгейме отметивших пройденной Rogue в среднем в 2-3 раза меньше чем все предыдущие основные игры серии. Но погоди, скажете вы, Rogue то вышел на пк, так что забвение его настигло по другой причине, так ведь? Ну как бы да, но не совсем. В первую очередь я виню все же дурную привычку, которой очень любили страдать крупные издатели 10 лет назад - ставить свои проекты в релиз, наплевав на соседей и конкурентов. Так умер Titanfall 2, к примеру. И также отличный Rogue просто все проигнорировали, от того, что рядышком вышел некст-ген Unity. Да и ко всему прочему он сразу и делался то как поделка в свободное время от свободной студии. Взяли каких-то болгар, сказали: "Делайте ка нам ассасина для тех, у кого нет пк и денег на некстген. И да, можно сильно не стараться, вы все равно шлак какой-то лепите <кивает на Liberation на полке>, вон текстурки в Black flag поменяйте с песка на снег, да и будет вам." Болгары насупились, побухтели на болгарском что то про "...мы вам еще покажем...", да и сделали едва ли не лучшую игру в серии.
Воу-воу, вот это тейк, полегче на поворотах. А как же все игры про Эцио, а как же дедушка альтаир, а как же, да тот же Черный флаг с Эдвардом у штурвала (вы уж извините, но тройку я упоминать в этой псевдопретензии не буду, по соседству есть мой на нее отзыв, там станет понятнее почему)? Да, все верно, вышедшие до Rogue игры серии действительно хороши, в момент выхода многие из них были даже крышесносными в чем-то. Но вот нюанс, я за этот год успел пробежать все что было до, и надо сказать, что со свежими воспоминаниями Rogue аккуратно приземляется прямиком на второе место в моем личном топе, сразу за Revelations. А знаете, что объединяет обе этих игры? Они завершают свои трилогии (американская часть - это 3.5-логия, но да не суть). И делают это именно так, как от них этого ожидаешь. Не просто закрывают сюжетную арку и поясняют за пробелы в лоре и сюжете, но и аккуратно собирают все геймплейные фишки своих предшественников, выбрасывают ненужное, чуть полируют нововведениями, и в итоге являют собой все лучшее в своих подсериях.
Так вот, о самой игре. С первого взгляда (да и со второго) может показаться, что это и правда бесстыдный клон Черного флага, только сильно севернее. И правда, игры делят общую геймплейную базу с большим морским открытым миром и множеством небольших локаций на побережье. Вот только тут открытый мир - это целых три разных по структуре области, лишь одна из которых (Северная Атлантика) была вдохновлена четвертой частью с ее морскими приключениями. Остальные две, Ривер Вэли и Нью-Йорк, гораздо ближе к третьей части - первая по сути повторяет структуру фронтира, а вторая - структуру того же Нью-Йорка и Бостона. Ну то есть суммарно мы имеем: типичный для серии городской геймплей с узкими симпатичными улочками, геймплей на природных, горно-лесных просторах, где вместо лошади нужно использовать корабль, и морской геймплей с заходом на острова и бухты. А, ну и симулятор ходьбы в реальности. И надо сказать, все три области выполнены на ура. Нью-Йорк - отличный плацдарм для городского паркура, при том выглядящий более ярким и приятным местом, чем в тройке (там половина города была пожарищем, а вторая повторяла Бостон). Кстати, отказ от второго крупного города пошел игре только на пользу, две одинаковые структурно локации все же отбивали бы интерес к изучению как минимум одной из них. В остальном, конечно, сказать тут больше нечего, это просто хорошо, не более. Интереснее становится в Северной Атлантике. Тут у нас уже и обусловленные сеттингом айсберги, которые даже геймплейно пригождаются (при разрушении пускают волну, которая может повредить небольшие кораблики или скрыть от залпа), и места, где нужно пробиваться через лед, и огромные ледяные стены, скрывающие некоторые локации. Опять же, из-за того что морская часть игры стала компактнее, тоже становится приятнее исследовать мир. Плюс ко всему, наземные локации радуют разнообразием и отсутствием перегруженности. Там где в четверке были куча одинаковых пещер и рыбацких деревушек, тут уже добавляются и места кораблекрушений с моими любимыми паркурными головоломками, и относительно крупные деревни которые нужно освобождать от войск Французов. К моему удовольствию отказались от ныряний (пару раз в четверке это было интересно, но потом стремительно надоедало). Ну и в целом, заснеженные просторы, на мой взгляд, выглядят куда атмосфернее и уютнее бесконечных тропиков (хотя это конечно вкусовщина). Ну и моя любимая область - Ривер Вэли. Тут у меня случился восторг. Дизайнеры локаций поработали на совесть. У меня ни разу при изучении карты не возникло ощущение, что я тут уже был, хотя вроде бы только что причалил. Каждая мини-локация выполнена вручную, горы, леса, городки, деревушки - все это запоминается и в процессе повторного посещения однозначно читается. Я еще в тройке полюбил эту часть мира, но тут это выполнено даже наверное на голову лучше. Отдельная радость - то, что локации здесь это не просто причал и кусочек карты, окруженный горами, как этого ждешь по аналогии с четверкой по началу. Многие локации соединяют собой разные побережья островов, а с одного берега на другой частенько ведут паромы, позволяющие исследовать леса и горы не отвлекаясь на заплывы на корабле. В общем есть ощущение, что все это единый большой регион, а не просто набор точек интереса.
И что радует еще больше, так это то, что локации еще и активностями наполнены грамотно. Освобождение районов теперь бывает двух типов - форты, которые надо штурмовать с моря, и крепости, которые нужно захватывать на своих двоих, и в обоих случаях нужно выполнить ряд небольших заданий, например убить командира, взорвать порох или запасы яда, сорвать флаг, и уложить еще пару дополнительных целей (среди них кстати могут быть вражеские убийцы, ведущие охоту, непосредственно на Шея, тут механику их обнаружения позаимствовали из мультиплеера, что в целом очень хорошо освежает геймплей в открытом мире, т.к. убийцы буквально могут выпрыгнуть из-за каждого угла или кустарника). Да, это было и в четверке, но там это было повторением одних и тех же действий раз за разом, теперь же это ощущается гораздо разнообразнее за счет того, что задания тасуются, а локации, как я уже отметил, выполнены с куда более грамотным подходом. Даже вышки теперь ощущаются куда более нужным элементом (к слову тут их еще и немного) - коллектаболсы и дополнительные задания открываются только после посещения точки обзора. Тех же доп. заданий теперь тоже не так много и они либо выполняются быстрее (как с охотой), либо вообще уникальны для серии (на замену убийствам пришла защита цели от ассасинов, что играется, на мой взгляд куда бодрее). В общем, доп. задания тут приятно дополняют мир, а не вызывают фрустрацию от их количества. Да, и коллекционирование стало приятнее. Тут теперь каждый элемент коллекции несет в себе практическую пользу. С сундуками все понятно (их стало просто поменьше), но вот например, фрагменты анимуса теперь открывают пророчество. А еще добавились предметы роскоши, повышающие общий доход и целых три разных вида предметов, при полном сборе которых открываются новые костюмы и оружие. А еще докинули писем, которые понемногу проливают свет на небольшие кусочки лора и сюжета американской части серии или добавляют связи с другими частями серии (вроде юнити или платформенной трилогии). Ну и стоит ли снова говорить, что благодаря красивым, хорошо собранным локациям собирать это все намного интереснее и приятнее.
Ну и нельзя не отметить сюжетную часть. Многие ругаются на то, что сюжет здесь совсем куцый и короткий, однако, история Шея интереснее истории Эдварда (там была больше драма про пирата и пиратство, да очень качественно написанная и поставленная, но все же как персонаж Эдвард все же был скорее наблюдателем, чем участником и катализатором событий), и тем более интереснее мытарств Коннора (там сюжет даже историей можно назвать с натяжкой). Во первых, наконец-то нам представили полноценную, взрослую тему, о том, что добро, которое нам активно представляли таковым на протяжении предыдущих 6.5 игр, в общем то добром то и не является. Ассасины - это просто сторона конфликта, которые вполне могут вести себя не менее ублюдочно, чем их соперники. И наоборот, тамплиеры теперь это вполне себе люди, которые сражаются за свою идею, им отнюдь не нужно мировое господство ради мирового господства, они просто хотят мира, при том их понимание этого самого мира куда реалистичнее свободолюбивых мечтателей из братства убийц. И да, наконец-то нам задают вопрос, который вообще-то был довольно очевидным все это время - а как вообще группа маргиналов, профессия которых убивать (буквально, прийти ткнуть ножом под ребра и уйти), вообще может являть собой борцов за добро и справедливость? Во-вторых, история Шея сама по себе довольно понятна и при том драматична. Когда он говорит, что у него не было иного выбора, он хотел спасти мир, а для этого нужно поступиться старыми связями и дружбой, ему веришь, потому что видишь, что стоит на кону. И ты понимаешь, что это действительно тяжелый выбор, который не каждый сделает. От этого Шей как персонаж предстает едва ли не самым глубоким в серии. Даже Эцио достиг той глубины, за которую его любят, только после целой трилогии, посвященной исключительно ему. А Шей добивается того же за всего несколько часов сюжета. Ну и в третьих, Rogue отлично справляется с ролью клея для всех историй американской части. Игра отлично прокидывает мостик между 3 и 4 частями, рассказывая как же так вышло, что из доминирующей силы ассасины превратились в одного несчастного калеку, мирно доживающем дни в особняке на отшибе. Да даже про несчастную Liberation тут не забывают, то и дело вспоминая персонажей и события от туда (не удивительно, болгары из Ubisoft Sofia наверное единственные люди в мире, которые не хотели бы про нее забывать, все же они ее и сотворили). И более того, финал игры (хоть и немного топорно и скомкано) связывает американскую трилогию с Unity. Там конечно можно было бы сделать все несколько более изящно, но тем не менее это ощущается довольно приятным сюрпризом и дополнением.
И все же, несмотря на все мои дифирамбы, без недостатков тут не обошлось. Очевидно, что да, это все равно не что-то новое и уникальное, почти все геймплейные составляющие мы уже видели в предыдущих играх, при том в довольно похожем виде. И конечно же, тут не обошлось без технических проблем: из черного флага приехал не только кор геймплей, но и баги коллизий, исчезающие персонажи и вылеты, но надо отметить, что в гораздо меньших количествах. Для меня отдельной болью стала невозможность включить английскую озвучку (даже с шаманствами и танцами с бубном мне это не удалось). Русская озвучка тут сносная, но почему-то именно ассасинская серия отличается общим невысоким качеством дубляжа. Можно еще отметить, что графическая часть тут все же весьма грустная, очень уж чувствуется наследие выхода только на PS3 и Xbox 360. Это конечно во многом сглаживается хорошим дизайном, но все же постоянные дозагрузки прямо на виду раздражают.
Но на самом деле, вышеперечисленные претензии не то, чтобы сильно влияют на общие впечатления от игры. Шутка ли, то, на что я жаловался в отзыве на Черный флаг, а именно бесконечные горы репитативного исследования, здесь стали для меня основной причиной не бросать игру на протяжении 30 часов. Я с удовольствием исследовал все локации, выполнил все задания, прокачался полностью (во многом для того, чтобы узнать, что легендарные морские сражения здесь тоже стали лучше, масштабнее и разнообразнее), закрыл шкалу синхронизации на 100%. Из всех предыдущих игр серии я с таким же удовольствием проходил на 100% только Revlations, но и то, скорее из-за того, что там игра была ощутимо меньше по хронометражу. Ну и да, сюжетно Rogue для меня тоже превзошел почти все кроме той же Revelations. В общем, однозначно, с этой игрой должно ознакомиться куда больше людей, чем сейчас, она того заслуживает.
С Xenonauts я пытался подружиться аж дважды. Впервые - года 4 назад. И в тот, и в этот раз я сумел провести в игре часов по 15. Но вот дружбы между нами так и не вышло.
С чего бы начать... Пожалуй с того, что игра на самом деле вполне играбельная, особенно если есть определенные положительные эмоции к старым-старым X-com'ам из 90-ых. По сути Xenonauts это и есть ремейк первых икскомов. И вот если мучает ностальгия по тем временам, то можно смело брать и играть, не тратя время на тексты ноющих казуалов, к коим я себя причисляю. Да даже наверное и свежих игроков игра может привлечь, но опять же скорее тех, кто готов вгрызаться в кучу текстов, изучать под микроскопом миллиард механик и заниматься примерно одинаковыми вещами на протяжении хотя бы часов 20. Надо сразу сказать, что механик тут и правда навалили с горкой. Тут огромный простор для менеджмента базы: исследования с наймом ученых, строительство и разработка новых образцов, найм солдат, менеджмент их экипировки (тут у них полноценное снаряжение с рюкзаком и возможностью поигратсья в тетрис), менеджмент техники, постройка новых баз. Короче много всего. На поле боя тоже все контролируется до самых мелочей (вроде направления взгляда солдата с соответствующей зоной видимости, взятия в руки предметов из инвентаря, а также разной степени прицельности выстрела). На самом деле, тут же отмечу, что лично мне еще и нравится как игра выглядит. Стилизация под ретро, но при этом достаточно симпатично, что бы можно было сказать, что игра все же +- современная. Ну и конечно же, никто не отменял стандартные для жанра дофаминовые ловушки, когда ты получаешь новое снаряжение и бегом бежишь на поле боя опробовать его, ну или когда твой солдат становится машиной для убийства с кучей статов на 100.
Вооот только на каждый плюс найдется минус, причем довольно пухлый. Механик и правда море, но вот только в этом море быстро тонешь, когда тебя накрывает волной скуки или фрустрации. Для примера, тут есть ручное управление воздушным боем. Так вот, чтобы в нем освоиться нужно потратить несколько часов, а учитывая, что даже на нормале потеря самолета это немалая грусть, то вероятно еще и несколько перезапусков игры. В итоге порог входа в механику слишком велик, а потому ты все время прощелкиваешь "Автобой". И ладно бы, это опциональная механика, с остальными вроде бы проще, но вот только их надо понимать в комплексе, что и как на что влияет. И вот тут разобраться сможет только самый усидчивый и внимательный. Я похоже не из таких. Далее, на поле боя тоже полно микроконтроля, только вот во-первых, как эти механики друг с другом взаимодействуют тоже понимаешь далеко не сразу, а через боль, страдания и смерти солдат, а во-вторых, тут настолько бесполезно используется пространство карт, что большую часть миссии ты проводишь в бесцельном шатании по полям, лесам и пустыням в поисках хоть кого-то похожего на врага. В итоге что мы получаем в качестве соуса к глубокой и реалистичной тактике? Правильно, фрустрацию и скуку. А соус знаете ли, довольно липкий, его с основного блюда уже не отскребешь. Ладно, идем дальше, визуал. Ну тут казалось бы очевидно, что я должен бы придраться к общему состоянию графической части, но нет, как я сказал, мне нравится стилизация, а потом устаревшую картинку мне простить очень легко. Но вот то, что на этой картинке я едва ли без лупы могу различить что там вообще происходит, вот тут уж извините, я сюда солдатиков по подвигать пришел, а не напрягать глаза в поисках этих самых солдатиков. Сюда же добавлю крайне неприятный интерфейс. Банально понять, что у тебя есть еще не ходившие солдатики, нужно исключительно по памяти, в интерфейсе эта информация конечно есть, но вот выцепить ее надо еще постараться. А, кстати, мне пришлось лезть в гугл, чтобы понять как использвовать аптечку, потому что никто здесь тебе не напишет, что у тебя дружище ОД не хватает, максимум на что можешь рассчитывать это тихий пук при попытке перетащить ее в руки. Ну и на последок, о дофаминовых ловушках. На самом деле в эту ловушку попасться довольно трудно. Для того, чтобы ощущать какой-то рост бойцов, для того чтобы хотя бы эквип какой-то боле или менее серьезный получить, нужно потратить часов 10, что так то равняется времени прохождения для многих хороших игр сегодня. А еще сама прокачка тут реализована только в циферках, тут нет как в новых Xcom'ах перков и умений в зависимости от классов, здесь у тебя есть только суровые сухие цифры. Так что чтобы попасться в эти ловушки нужно прямо сильно захотеть. Ну и на последок обозначу, что у меня были редкие, мелкие, но довольно раздражающие баги, вроде того, что после открытия двери в корабль пришельцев, внутренности корабля я так и не увидел (хотя зона видимости точно дотягивалась), после чего на следующем же ходу мне от туда прилетело три очень метких выстрела, мгновенно убивших трех бойцов.
По итогу, не могу сказать, что игра плохая, но и рекомендовать ее не могу. Нужно держать в памяти, что относительно этой игры я действительно ноющий казуал, привыкший к постоянным инъекциям дофамина прямо в мозг во время игр. Это игра не про то, тут действительно придется потерпеть. Говорят конечно, что потом терпение будет вознаграждено, но извините, я не готов столько ждать.
Эх... В жизни многих из нас наступает момент, когда кооперативные игры становятся чем-то совсем недоступным. У кого-то просто-напросто нет играющих друзей, у кого-то эти друзья есть, но чтобы собрать их поиграть в какой-то новый кооп требуется как минимум принести жертву самым темным силам нашего мира, а у кого-то в целом отпадает интерес к взаимодействию с людьми в онлайне. В моем случае это скорее смесь второго и третьего случая. И вроде бы ладно, играй себе в одиночные игры, но нет, в библиотеке все равно остаются интересные тайтлы, которые манят себя попробовать. Вот "Зловещие мертвецы" как раз из той категории.
Обнаружив игру в недрах коллекции и отчаявшись собрать хоть кого-то я все же решился попробовать, желание еще и усилилось на фоне информации о том, что игра то вот-вот уже сама станет мертвецом, хоть и не таким зловещим. И вот, даже не смотря на отсутствие компании, игра все еще может подарить весьма приятные впечатления. Это эдакая смесь классического L4D-подобного выживача и ассиметричного коопа вроде DbD. Причем еще и с разными героями, со своими способностями и особенностями. В общем, не просто копия чего-то уже существующего, но в декорациях известной (относительно) медиафраншизы, а все же нечто самобытное. Еще и видно, что разработчики делали проект с любовью ко вселенной и в целом к своему проекту. Сам игровой паттерн довольно интересный: здесь в каждой игре команде героев нужно не просто мочить толпы мертвецов, но искать обрывки карты, затем отвоевывать артефакты, а потом и вовсе изгонять зло и защищать некрономикон от посягательств. В то же время надо не забывать про поиск более крутого оружия, расходников, нужно следить за уровнем страха персонажа и прокачивать его по мере сессии. В общем геймплей в меру сложный и насыщенный. Тоже самое можно сказать в общем и про игру за демона. Конечно целей здесь уже не так много, нужно просто уничтожить героев, но зато инструментов для этого дают много и разных. Можно и просто натравливать дедайтов, можно вселяться в них, можно ставить ловушки, вселяться в предметы и в самих героев, если те слишком уж перепугаются. Отдельно отмечу, что идея того, что демон по умолчанию бесплотный, очень удачная - летаешь себе по карте, ощущаешь себя режиссером из L4D.
Вот только есть в этой кадке с медом пара очень невкусных ложек дегтя. Причем большая часть этих ложек связана с тем, что игра уже на стадии предсмертных конвульсий. Во первых - искать сессию здесь можно очень долго, особенно за героев. Нажимаешь поиск и в целом можно отойти чаю попить. Но к счастью, все еще есть энтузиасты, не забросившие игру. Но вот тут мы находим вторую ложку - все эти энтузиасты уже прокачали всех героев и, из-за обширного дерева прокачки между сессиями, догнать их в хоть сколько-то обозримом будущем не представляется реальным. Прокачка тут неспешная, явно рассчитанная на проведение в игре десятков часов. И ладно если ты играешь за героя, тут ты просто чувствуешь себя менее полезным членом группы, хотя и все еще можешь получать фан, потому что ветераны непременно тебя вытащат. Но вот игра за демона превращается в пытку: четверо прокачанных героев могут вообще игнорировать бедолагу-демона, только что начавшего играть. У него и способности не так опасны, и опыта, как действовать в той или иной ситуации нет. И вот тут мы нащупываем третью ложку - без компании друзей тут будет сложно получать фан. Получается, что в компании рандомов ты просто чувствуешь себя не в своей тарелке, а при игре в соло, за демона, ты просто страдаешь от того, что ничего у тебя не получается. Понятное дело, что можно перестрадать начальный этап, раскачаться как следует, понять все особенности, но на это уйдет десяток, а то и больше часов. А когда ты взрослый дядька с обязательствами в реальной жизни, ты не можешь себе позволить такие траты времени.
Но все эти ложки дегтя на самом деле не то чтобы очень значимы при сухой оценке игры. Ведь на самом деле, чувствуется, что игра сделана хорошо и с любовью. А еще она красивая, звучит хорошо и заставляет захотеть познакомиться со вселенной поближе. И от этого только обиднее, что прожила она совсем мало.
Честно говоря настолько никакое дополнение, что даже заголовок для отзыва придумывать не хочется. Это просто цепочка из 3 небольших миссий за Авелину из Liberation. По наводке закадрового голоса Коннора прибываем в форт, чтобы разыскать какую-то лидершу движения по освобождению черных рабов и завербовать её в ассасины. Пробираемся в лагерь, где зверствует карикатурный третьесортный тамплиер, освобождаем пленников, освобождаем лидершу, отбираем у тамплиера артефакт предтеч, принадлежавший лидереше. Все. Запомниться может разве что пара сальных лесбийских шуток, которые серия себе обычно не позволяет, да и то, шутки кринжовые.
Интересная получается дилемма - если сделаешь дополнение обязательным к прохождению, так что без него будет сложно понять всю полноту сюжета, или мир игры раскроется сильно хуже, или даже геймплейно или технически игра будет хуже без DLC, то сразу на тебя польются тонны хейта, за то, что продаешь вырезанный из игры кусок за дополнительные деньги. А если, наоборот, делаешь дополнение необязательным, как бы стоящим отдельно от основной игры, то тут приходится либо работать на качество, тратя на дополнение половину ресурсов от основной игры (а то и больше), либо рисковать выпускать никому ненужное мертворожденное дополнение. На самом деле даже не удивительно, что многие крупные компании чаще все же выбирают последний вариант - тут и работать не нужно особенно, можно подрядить стажеров или аутсорс-индусов, и репутационо вроде все достаточно чисто - скорее всего такое DLC просто не заметят крупные блогеры и сми, но какую-никакую копеечку оно все же принесет. Вот и Ubisoft в общем-то до сих пор верна такой методике, где-то поуспешнее, где-то попровальнее. Freedom cry, я думаю, все же относительно успешный представитель подобного подхода.
В общем и целом перед нами тот же Black flag, но с другим главным героем, парочкой новых механик, и урезанным открытым миром (урезанным раз так в 7). Ради чего тут можно задержаться? Ну во-первых, это кроме всего прочего, еще и тот же геймплей. В целом, если по какой-то причине, после прохождения четвертого ассасина на 100% вам хочется еще, то это вполне себе то самое "еще". Во-вторых, это "еще" разбавили все же в достаточной мере щепоткой новых ингредиентов, тут тебе и новый тип морских энкаунтеров, и прокачка переделана (для апгрейдов нужно освобождать рабов и делать из них членов сопротивления, что на мой взгляд все же любопытно-положительное нововведение), и дробовик (мушкетон) на смену пистолям, и локации новые (или обновленные). Ну и в-третьих, хоть и с натяжкой, можно отметить сюжет. Да, это довольно часто встречающаяся история про борьбу черных ребят против рабства и угнетения, таких историй можно в разных играх найти вагон и маленькую тележку. Да, история намного более камерная, чем история Эдварда. Да, от ассассино-тамплиерских разборок тут не осталось в общем-то ничего, кроме того, что из-за них Адевале, собственно, и попадает на Гаити. Но тут все еще осталась достойная постановка, тут все еще есть кому сопереживать, тут все еще довольно хорошая серо-моральная составляющая. Эпизод со спасением рабов с тонущего корабля как минимум можно назвать весьма запоминающимся, а то и вовсе драматичным.
Вот только это все не делает Freedom cry хоть сколько-то значимым дополнением. Это всего лишь небольшой, хотя и качественный фанфик по мотивам четвертой части (спустя 15 лет после тех событий). Еще ко всему прочему, все перечисленные мной выше плюсы легко нивелируются словом "субъективный". Т.е. чтобы оценить дополнительную порцию геймплея черного флага, нужно не просто любить оригинал, но еще и не пресытиться им к концу прохождения (что не просто). Чтобы оценить изменения в геймплее нужно в целом быть фанатом, отлавливающим каждое небольшое нововведение в механиках. А чтобы сюжет доставил удовольствие, нужно все же хотя бы не пресытиться частыми историями про освобождение черных рабов, а еще желательно в целом им сочувствовать изначально (понимаю, что это может быть цинично, но в нашем мире есть кому сочувствовать помимо черных рабов на карибах в 18 веке). Да, в моем случае не все из этих пунктов выстрелили (я не настолько фанат, чтобы отслеживать каждую мелочь в ассассинской формуле), но тем не менее, я не пожалел о потраченном десятке часов. Однако, рекомендовать такую трату времени кому-либо еще я все же не буду.
Как же я хотел бы, чтобы заголовок нагло врал. Но нет, Battlefield 3 вышла в 2011, на дворе 2024, а, сюрприз-сюрприз лучше так и не было. И что-то мне подсказывает, что хотя бы такой же батлы мы на своем веку уже не повидаем. Опять же, рад буду ошибаться, но тут дело не только в том, что современная Dice заблудилась в глухой чаще и потихоньку помирает от голода, а в том, что тройка и в правду настолько великолепна, что повторить её успех практически нереально.
Да, пресловутый Battlefield expierence родился не в 2011, и раньше были хорошие и отличные батлфилды, дававшие вот тот самый опыт от массовых заруб с использованием кучи родов войск. Но именно в третьей части он достиг своего идеала. Здесь выверен идеальный баланс просто во всем: каждая карта по своему интересна и отлично играется в любых режимах и за любую сторону, каждая пушка стреляет интересно и по-своему, каждый обвес на пушку чувствуется при игре, каждая единица техники нужна, важна и сильна, но при этом про простых работяг на своих двоих никто не забывает, они вполне себе тоже боевые единицы. Да даже прокачка тут и простая, и интересная одновременно - она и понятна каждому, кто зайдет в игру впервые, и способна удержать игрока на долгие десятки-сотни часов, так чтобы он не начал возмущаться о том, что уже все прокачано или, наоборот, что гринд стал слишком неподъемным. В общем, это все выражается в простой фразе - тебе всегда весело, куда бы ты не зашел. Будь то известные и любимые всеми штурм и захват или не слишком популярные схватки отрядов или команд. Будь то легендарная граница Каспия или что-то малоизвестное из DLC Armored Kill. И в этом вся суть. Дальше все батлфилды, были они хорошими, или не слишком, так или иначе двигали этот баланс в какую-то сторону, и в итоге получалось уже не совсем то: где-то прокачка переусложненная, где-то карты дурные, где-то с классами беда, где-то оружия слишком много, а разницы между ним слишком мало, где-то стрелять слишком сложно, где-то слишком просто. В общем все что было после уже где-то да ломается. А тройка не ломается до сих пор. Да, серверов уже совсем мало, а панкбастер приходится обновлять руками, но все равно - заходи и кайфуй.
Про мультиплеер мы все помним и знаем, а вот вы помните, что там еще и сингл был достойный? Я в целом помнил, когда садился за него в этот раз, но внезапно он оказался не просто достойным, а очень и очень крутым. Это не просто аттракцион на 5 часов, как у большинства коллег по жанру или серии, это действительно отлично написанная драматичный милитари-триллер (ну наверное как-то так этот жанр должен называться). И ко всему этому еще и красивый и захватывающий аттракцион на 5 часов. В общем, для меня оказалось большим сюрпризом, что сингл третьего батлфилда, оказывается как минимум не хуже, а то и лучше самых классных представителей серии CoD. Да, конечно, это не что-то совсем крышесносное в плане сценария, как было с, например, Spec ops: The Line, но и просто боевичком на вечерок тут тоже и не пахнет. Это история про морпеха, которому не повезло поучаствовать в небольшом, но ядерном кризисе, а к тому же, морпех этот почему-то находится на допросе у каких-то црушных дядек. Сначала, на самом деле, сюжет оставляет больше в недоумении, вызывая даже некоторое отторжение. Диалоги в допросной по-началу выглядят абсолютно лишенными логики. Однако, ты остаешься, сначала ради того экшена, который происходит на мисси (самое простое - нам уже в первой главе дают взорвать дом из рпг (для уничтожения снайпера)), а также ради довольно хорошо воссозданной милитари-атмосферы (тут ты не супергерой, уничтожающий орды врагов, а член отряда, участвующего в масштабных боевых действиях, и это в общем-то чувствуется через геймплей). Но в итоге, сначала ты понимаешь, что логику в допросной ломает не сценарий, а локализация, а потом начинаешь догонять, что даже то, что казалось нелогичным, потом обретает вполне себе адекватные очертания в сюжете. В общем, само то, что о сюжете в милитари шутере сказано больше 3 предложений, уже говорит о его, ну, как минимум неплохости, а тут вполне можно было бы и подольше порассуждать, но лучше попробуйте его сами, он того точно стоит, особенно если учесть, что в жанре серьезных и взрослых историй до сих пор не то чтобы много.
Что еще сказать. Можно отметить, что тройка до сих пор вполне привлекательна, в основном за счет неплохой работы со светом. Тут некоторые возразят, скажут, что с хроматическими абберациями тут явно перебор, а коричнево-серая гамма все же слишком сильно выдает эпоху PS3, но тем не менее, выглядит оно все еще вполне достойно. Звук и музыка здесь тоже на уровне, как минимум в сингле. Тут кстати я все же нашел до чего докопаться - в мультплеере звук как будто бы нарочно приглушен и в гораздо меньшем диапазоне, без особых верхов и низов. Это в целом можно объяснить тем, что в мультиплеере нагрузка на железо и так немаленькая, так что там где можно сэкономить - экономят. Но тем не менее все же обидно. А что касается музыки... Ну... Туру-ту-ту-ру-ту---Туру-ту-ту-ру-ту, что еще сказать.
В свое время, когда-то, когда у меня был вагон свободного времени и полно энергии, я обожал закрывать игры на условную платину. Если игру можно пройти на 100%, то почему бы этого не сделать, что мне, слабо что-ли. Потом, со временем наступило понимание, что это сильно мешает наслаждаться играми. Вместо того, чтобы получить максимум ярких впечатлений, я продолжал охотиться за ачивками и зачищать карты. Со временем, я научился играть только в то, что мне интересно и перестал убивать сотни часов на раздражающий гринд и собирательство. Но вот, на моем пути снова встретился Assassin's creed 4, и снова я обнаружил себя собирающим сундуки по всей карте.
Самое интересное, что я головой отлично понимаю, что все эти сундуки и фрагменты не несут никакой ценности, даже в рамках геймплея, но все равно, почему-то именно здесь я снова попался в этот капкан. Почему? Сам не до конца понимаю, ведь даже если отбросить сундуки, то просто выполнение всех побочек здесь довольно скучное и однообразное. Ладно вышки, их тут не то что бы много, и они хотя бы несут в себе геймплейную ценность (точки фасттревела). Но вот все остальное - форты, контракты, шанти, это же вообще никак не пригождается. И вот сидел я, давился, раздражался, а потом понял. Мне просто нравится бороздить моря на Галке. Нравится медитативно плыть под песни матросни, нравится брать на абордаж линейные корабли, получая с них ресурсы, нравится искать зарытые сундуки. Да даже выполнять однотипные контракты нравится, особенно когда получается разыграть красивый и эффектный стелс. Вот и получается, что раздражающая юбисофтовская формула здесь работает хорошо, просто потому что мир, несмотря на свое однообразие, получился красивым и атсосферным. И ты волей-неволей позволяешь ей себя захватить и увлечь на долгие часы гринда. А когда понимаешь, что ты снова в этой ловушке, то по началу конечно сопротивляешься и расстраиваешься, но потом начинаешь специально дозировать открытый мир, вплетая его в сюжет, и тогда эта формула не просто перестает раздражать, но и приносит удовольствие.
Благо, сюжет здесь получился едва ли не лучшим в серии. Да, многие отмечают, что игре совсем не нужен ассасино-тамплиерский конфликт, без него она только лучше, и я в общем-то не буду с этим спорить. Это в первую очередь история о расцвете, упадке и смерти пиратства, показанная глазами одного отдельно взятого авантюриста, и история сама по себе отличного качества. На самом деле, решение авторов отодвинуть ассасинов и тамплиеров на второй план и сделало историю такой интересной и запоминающейся. Эдвард - простой бродяга, охотящийся за золотом и славой, но жизнь переворачивает все его планы с ног на голову, и в итоге он понимает, что есть в мире куда более важные вещи. Уже сам по себе такой концепт, несмотря на свою простоту, уже может увлечь, но он становится еще круче, за счет того, что Эдвард здесь не главный герой, он лишь наблюдатель, которому (не)повезло быть еще и участником всех самых важных событий. От лица Эдварда мы видим истории других людей с тяжелой судьбой. Черная борода, Бен Хорниголд, Чарльз Вэнс, Мэри Рид, да даже бедолага Сид Боннет - вот это истинные герои Assassin's creed 4. Может быть у них не так много экранного времени, но все они проходят очень хорошо прописанные, драматичные и запоминающиеся арки. Кто-то из них, как и Эдвард, охотился за славой и золотом, но это лишь свело их в могилу, кто-то бился за идею, но столкнулся с ломающими непреодолимыми обстоятельствами, а кто-то был поглощен этим водоворотом по случайности, но каждый из них в итоге пришел к одному и тому же грустному концу. Эдвард же, глядя на их истории, принимая участие в них, сумел эволюционировать как личность, чудом сумев избежать их участи. Да даже оппоненты в лице тамплиеров и Робертса здесь поданы отлично, не как карикатурные злодеи, но как люди, сражающиеся за свои цели и гибнущие в этой борьбе. Каждый персонаж здесь достоин сопереживания. Особенно это все заметно на фоне третьей части, где мотивации и сами персонажи были, прошу прощения, откровенно просраны. А концовка вообще может побороться за звание самой эмоциональной в серии, проигрывая лишь Revelations (на мой взгляд). Финальная сцена, где Эдвард уходит на причал под пение Энн, окидывая взглядом всех своих товарищей, не растрогает только человека с каменным сердцем.
И все же Черный флаг есть за что поругать. Однообразие мира и перенасыщенность его гриндом я уже упомянул. К этому можно приплюсовать еще скудный дизайн локаций (запоминающийся город тут только один - Гавана, но в ней контента едва ли на три часа из трех десятков), невнятную музыкальную составляющую (все же без Йеспера Кюда не то), а также грустное техническое состояние - багующие анимации, улетающие модельки персонажей и кораблей, постоянные натыкания Эдварда на невидимые части окружения во время паркура не получается списать на плохую адаптацию к современным системам, как в предыдущих играх, есть ощущение, что все это живет в игре с релиза. Вроде бы и ладно, критических проблем почти не возникало, а те что возникали решались загрузкой, но все равно, это происходит настолько часто, что портит общее впечатление от игры. Может быть я такой один на тысячу, но тем не менее, имеем что имеем.
В своих предыдущих отзывах на игры серии, я возможно упоминал, что четверка для меня чуть ли не худшая игра в серии, но по видимому, в прошлое прохождение я не сумел совладать с гриндом и раздражением от него, что затмило собой все остальные достоинства. Теперь же, с правильным подходом, я понимаю, что в этой части находят фанаты. Это красивый мир, отличная история и все же довольно аддиктивный геймплей. А гринд, я подозреваю, многие даже не будут считать за недостаток.