Так в англоязычных странах иногда называют людей, пик жизненных достижений которых пришёлся на старшую школу. Чирлидерши, спортсмены и прочее. Сама фраза носит остро обидный характер.
Это, пожалуй, самая точная характеристика, которой можно описать Bethesda Game Studios, но без намерений обидеть. Знакомые с серией The Elder Scrolls только по Skyrim наверняка слышали, что Morrowind в рамках серии (и всей истории Bethesda) так и не была превзойдена. В чём же дело?
В первую очередь - в свободе. Ну да, казалось бы, свобода действий и мира - визитная карточка игр студии. Вот только после знакомства со всеми играми Тодда вы заметите, как сильно миры следующих после Морровинда игр стали ущемлять игрока.
В Морровинде можно очень быстро бегать, очень высоко прыгать и даже летать (и даже покосплеить Иисуса). Это, конечно, только при высоких уровнях ГГ, но ведь можно! Забудьте про вечные невидимые горные стены, тут такого нет.
В Морровинде можно убить абсолютно любого персонажа! Даже если после этого ГГ придётся жить в проклятом мире, который он сам создал. Никакой сценарной брони в Ввандерфелле не существует. Как и сценарных замков! В путешествии можно запросто наткнуться на сюжет, срезав половину сюжета, к чёрту скрипты!
Есть целая гора заклинаний, которые и не снились другим играм серии? Класс! А теперь добавьте к этому создание любой нужной вам комбинации этих спеллов, да ещё и с кастомизацией радиусов, мощи и проч.!
Быстрое перемещение - вещь, бесспорно удобная, но только в Морровинде она сделана как нужно. Оно работает только в рамках условностей мира. Силт-Страйдеры (кур-кур), корабли, магия. Никаких безусловных телепортаций в любую локацию из любой локации.
Хотите быть самым стильным парнем Красной Горы? Альмсиви вас благослови! Надел красный правый наплечник, зелёный левый, жёлтую правую перчатку, чёрную левую. Белую рубашку, чёрную броню. Дырявые штаны? Прикройся юбкой! Стыдно? Прикройся мантией! Всё это не взаимоисключающе. Все похотливые аргонианки болот будут вашими!
В Морровинде Вас за ручку никто водить не будет. Какие к чёрту маркеры заданий? Открывай дневник и иди от белого булыжника на юг на 100 шагов, у дерева сверни с тропы на ЮЮЗ в сторону Аль-Друна, и вот там с наветренной стороны будет искомая пещера. И что происходит, когда находишь пещеру? Происходит КАЙФ, потому что ты нашёл пещеру! Зашёл в пещеру, пробежал.
Нужно выбежать из пещеры? Выбегай тем же путём! Переживая все моменты небольшого приключения! Игроку не 5 лет, он может обойтись без шорткатов ко входу пещеры.
К слову о дневнике. Помните Скайрим? Есть маркер, есть указание "принеси 5 помидоров". Это всё, контекста нет, часто забываешь, на кой хрен тебе эти помидоры. В Морровинде в распоряжении игрока имеется записная книжка, которая будет заполняться практически всей информацией, полученной в приключениях. Например к событиям на Солстейме моя книженция содержала в себе 400 страниц информации! Весь выведанный лор, все указатели, все истории - всегда под рукой игрока.
400 страниц записей? Чего? - спросите вы. Почему так много? Потому что пока Bethesda не старалась удивить мир масштабами проделанной работы (в Морровинде почти нет озвученных диалогов), у сценаристов были развязаны руки. Отсюда - огромное количество текста. А огромное количества текста позволяет создать отличный мир и сюжет. Сюжет в Морровинде не взрывает мозг, не создаёт драматический накал или что-то в таком духе. При кратком пересказе он мало чем отличается от Oblivion или Skyrim. Есть зло, его надо остановить. Морровинд отличается подачей сюжета и очень тесной связью сюжета с самим лором игры. У сценаристов развязаны руки, и они решили приправить историю Эффектом Расёмона. От этого Морровинд встаёт в довольно редкий ряд игр, в которых для полного понимания происходящего игрока неизбежно затягивает в лор. Копаться во всех противоречиях, хитросплетениях, лжи, мифах и прочем... Оказывается это может присутствовать в компьютерной игре! И от этого можно получать удовольствие!
Ещё невозможно не отметить работу художников и дизайнеров мира игры. Грибы, Тель башни, Шестые дома, бури. Вне конкуренции самая атмосферная часть Свитков.
Нахвалил, конечно, изрядно, но игра, разумеется, не лишена недостатков. Основная их часть связана с возрастом игры. Речь идёт не о количестве полигонов или о довольно бедном звуковом дизайне (без музыки игра почти не производит звуков), а о моральном устаревании некоторых аспектов игры. Из них: боевая система, кривая сложности, отсутствие древа навыков, скудность разнообразия побочных активностей (убей, принеси) и МНОГО бэктрекинга (решаемо телепортацией).
Если Вы любите компьютерные РПГ, и ваши глаза иммунны к угловатости моделек на мониторе, но Вы до сих пор не играли в Морровинд, то какого чёрта?
*под спойлером парочка рекомендаций для улучшения игрового опыта*
Их правда парочка. Установить:
1. Morrowind Code Patch.
Позволяет выборочно сгладить большое количество угловатостей игрового процесса и ограничений движка. Лечит огромное количество багов.
2. Morrowind Graphics Extender XE.
На основе внутриигровых ассетов программа значительно улучшает визуальную составляющую игры. Дальность рендера, тени, свет, отражения и проч. Как и в патчере, всё широко кастомизируемо. Требования к железу скромные. Игра будет выглядеть приблизительно так.