3 января 3 янв. 163 25K

Итоги 2024-го игрового года

В этом году мы немного припозднились с подведением итогов нашего традиционного голосования. Но лучше поздно, чем никогда! Тем более что у вас было время прийти в себя, чтобы трезво оценить эти самые итоги. Скажу сразу — были как более-менее предсказуемые результаты, так и не очень. Надеюсь, наши китайские товарищи не сильно обидятся. У некоторых игр случился небольшой бенефис, а некоторые признанные хиты вовсе остались без стопгеймовских статуэток. Причём в этот раз мы видим удивительное единение народа и редакции — совпадений очень много. Не буду вас томить пожеланиями всего того, что вы и сами себе желаете. Просто пожелаю приятного чтения. Итак, поехали.

Номинанты: Indiana Jones and the Great Circle (34.2 % голосов пользователей), S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl (18.0 %), VLADiK BRUTAL (15.7 %), Call of Duty: Black Ops 6 (15.2 %), Anger Foot (6.1 %), Selaco (3.4 %), Mullet MadJack (3.1 %), I Am Your Beast (2.0 %)
Выбор читателей:  Indiana Jones and the Great Circle
Выбор коллектива StopGame: Indiana Jones and the Great Circle

Как видите, уже первая номинация демонстрирует единство мнений редакции и вас, уважаемые читатели. Загвоздка только в том, что автор нашего видеообзора Михаил Галкин настоятельно рекомендует воспринимать Indiana Jones and the Great Circle не как одиночный экшен от первого лица, а как адвенчуру и даже называет её загадочным устаревшим словом «квест». Дескать, в этом случае всё встаёт на свои места, и игра начинает оправдывать свои высокие оценки.

Впрочем, против большинства не попрёшь.  Indiana Jones and the Great Circle действительно много очень интересных головоломок, но помимо этого тут также есть стелс, стрельба с видом от первого лица и жёсткие рукопашные драки. И дополняется это интересными фишками вроде фирменного кнута Индианы, которым можно выбивать оружие, оглушать и подтягивать противников. А в ближнем бою при парировании важно, какой рукой вы нанесёте ответный удар. Да и большинство зрелищных, киношных сцен выстроены именно на экшене.

Номинанты: Warhammer 40,000: Space Marine II (49.6 %), Black Myth: Wukong (26.0 %), Stellar Blade (9.1 %), Senua’s Saga: Hellblade II (4.1 %), Banishers: Ghosts of New Eden (4.0 %), Zenless Zone Zero (3.7 %), Palworld (1.8 %), Star Wars Outlaws (1.1 %), Rise of the Ronin (0.7%)
Выбор читателей:  Warhammer 40,000: Space Marine II
Выбор коллектива StopGame: Warhammer 40,000: Space Marine II

В этой номинации ожидаемо было два главных фаворита. И победу космодесантников можно объяснить тем, что Warhammer 40,000: Space Marine II — это бескомпромиссный, зверский экшен, который не позволяет себе таких вольностей, как исследование открытого мира. Нет, здесь тоже можно отвлекаться на поиск полезных ништяков, но это воспринимается как небольшая передышка между напряжёнными боями и не идёт ни в какое сравнение с возможностью во время исследования случайно открыть необязательного босса или секретную локацию, как это случается в  Black Myth: Wukong.

Нет, в первую очередь это концентрированный экшен с участием всего лишь трёх космодесантников и толп тиранидов. Причём это рубилово, как следует из нашего видеообзора, стало куда сложнее, чем первая часть, вышедшая ещё в 2011 году. Враги уже не позволяют закликивать себя, а добивания, восстанавливающие здоровье, можно проводить только против тяжелораненых врагов. Кроме того, бои ощущаются более тактильными — и сами космодесантники, и их оружие реализованы так, что мы буквально кожей чувствуем, как непросто, но очень почётно и атмосферно быть космодесантником ордена Ультрамаринов.

Номинанты: Dragon’s Dogma 2 (34.7 %), Metaphor: ReFantazio (19.1 %), Fallout: London (12.4 %), Like a Dragon: Infinite Wealth (12.1 %), Final Fantasy VII Rebirth (9.3 %), Dragon Age: The Veilguard (5.3 %), The Thaumaturge (4.1 %), Drova — Forsaken Kin (2.0 %), Dread Delusion (1.0 %)
Выбор читателей:  Dragon’s Dogma 2
Выбор коллектива StopGame.ru: Dragon’s Dogma 2

Думаю, не стоит объяснять, почему в этом топе не победила  Dragon Age: The Veilguard. Одна лишь важная деталь — в Dragon’s Dogma 2 вы можете в любой момент поднять на плечо и кинуть на землю или об стену что и кого угодно — даже невинного NPC или барда в таверне. А в новой Dragon Age, которая изначально делалась инклюзивной и для всех, такое хамство и хулиганство в принципе представить невозможно. В этом смысле RPG от Capcom более ролевая, честная и свободная. Да, она не претендует на лавры лучших ролевых игр от той же BioWare или Obsidian и не предлагает прорву нелинейных квестов — в этом смысле лучше выступает  Fallout: London.

Ролевой отыгрыш здесь в основном ограничивается выбором класса и привычными дилеммами вроде «Помочь или пусть они сами разбираются?». Иногда встречаются и более сложные варианты — можно даже сначала дать кому-то умереть, а потом воскресить его и посмотреть, как дальше будут развиваться события. Но игра явно не про это: она в первую очередь про дух настоящих приключений — исследованию уделено огромное внимание, и заниматься этим дико интересно. В Dragon Age: The Veilguard это тоже самая сильная часть, но в Dragon’s Dogma 2 мы получили открытый мир, а не череду прыжков между точками быстрого перемещения, да и мир больше. Ну и ещё она, конечно, про пешек, с помощью которых можно взаимодействовать с другими игроками.

Номинанты: Path of Exile 2 (60.6 %), Diablo IV: Vessel of Hatred (17.3 %), No Rest for the Wicked (10.5 %), V Rising (7.7 %), Last Epoch (3.8 %)
Выбор читателей:  Path of Exile 2
Выбор коллектива StopGame.ru: Path of Exile 2

Анонсированная ещё в 2019 году как расширение оригинала, Path of Exile 2 выросла в самостоятельную игру, которая с ходу и надолго оккупировала чарт продаж в Steam. Самое забавное, что этот дьяблоид лучше, чем все последние Diablo. Дело, вопреки известной фразе, и в количестве, и в качестве. Здесь всего больше, чем в первой части, — сотни локаций, боссов и ещё больше монстров, 1 500 пассивных умений, 700 видов экипировки… А по геймплею игра стала более медленной, сложной и глубокой, особенно в битвах с боссами. Причём на стадии раннего доступа игроки-садомазохисты специально попросили не снижать сложность.

В итоге сегодня в Path of Exile 2 играют, кажется, все, включая Илона Маска (Elon Musk). Правда, недавно у такой популярности появилась обратная сторона — начались кражи аккаунтов, что объясняется распространением чёрного рынка вокруг игры.

Номинанты: Astro Bot (43.2 %), Little Kitty, Big City (10.0 %), World of Goo 2 (9.0 %), The Legend of Zelda: Echoes of Wisdom (6.4 %), The Rogue Prince of Persia (6.0 %), Neva (5.8 %), Sonic X Shadow Generations (4.2 %), Iron Meat (4.1 %), The Plucky Squire (4.0 %), Cat Quest III (3.4 %), BlazBlue Entropy Effect (2.0 %), LEGO Horizon Adventures (1.8 %)
Выбор читателей:  Astro Bot
Выбор коллектива StopGame.ru: Astro Bot

Ещё одна победа за явным преимуществом в нашем топе. Первая полноценная игра в серии Astro привлекает внимание ярким визуальным стилем и юмором — герои летели на космическом корабле в форме PS5, а потом на них напал зелёный монстр и украл процессор. Кроме того, тут множество знакомых культовых персонажей вроде Кратоса, Джоэла и Нейтана Дрейка. А в самом геймплее помимо динамики и шикарного дизайна радует фантазия, с которой авторы придумали для разных персонажей уникальные девайсы, дающие им уникальные способности — например, можно прыгать с помощью курицы… высиживающей яйца.

Номинанты: Frostpunk 2 (44.3 %), Manor Lords (16.7 %), Workers & Resources: Soviet Republic (10.7 %), Передний край (7.5 %), Songs of Silence (4.9 %), Diplomacy is Not an Option (4.3 %), Worshippers of Cthulhu (3.3 %), Homeworld 3 (2.2 %), Ara: History Untold (2.1 %), Sins of a Solar Empire 2 (1.6 %), WARNO (1.3 %), Millennia (0.9 %), New Cycle (0.3 %)
Выбор читателей:  Frostpunk 2
Выбор коллектива Stopgame.ru: Frostpunk 2

О каком кризисе на рынке стратегий можно говорить, если в списке наших номинантов не нашлось место даже для  Age of Mythology: Retold? Так много было других интересных претендентов, причём разной стратегической направленности — тут и глобальные стратегии в духе «Цивилизации», и проекты в стиле «Героев Меча и Магии», и средневековые градострои, и космические гиганты уровня  Sins of a Solar Empire 2, и много чего ещё. А лучшей читатели и наша редакция признали сиквел  Frostpunk, сместивший акценты с выживания посреди ледяного постапокалипсиса на социальное взаимодействие и политические игры, которые мы ведём в качестве лидера городского совета. Там, на этом совете, постоянно нужно принимать сложные решения и сталкиваться с последствиями, главные из которых — это косые взгляды представителей тех фракций, которым наши решения не понравились.

Номинанты: Men of War II (30.6 %), Metal Slug Tactics (29.9 %), Tactical Breach Wizards (23.0 %), Rogue Waters (10.9 %), Sumerian Six (5.6 %)
Выбор читателей:  Men of War II
Выбор коллектива StopGame.ru:  Metal Slug Tactics

Если во многих других номинациях победители совпадают, то тут наверху оказались довольно разные игры. Metal Slug Tactics — это лаконичная, навеянная  Into the Breach тактика, в которой присутствуют боевые аниме-девушки и мальчики с пушками, футуристические танки и боссы. А Men of War II, как и предыдущие итерации «В тылу врага», — она про масштаб, реализм, историческую достоверность и микроменеджмент. Здесь можно потерять сознание и терпение, читая инструкцию, как слить топливо и заправить танк, а потом взять себя в руки и попытаться освободить Минск в ходе кампании «Операция „Багратион“».

Но обе тактики получились по-своему великолепными. Metal Slug Tactics выглядит более собранной, почти лишённой изъянов (и тоже весьма хардкорной, кстати), но сердцу русскому новая «В тылу врага», конечно, ближе и роднее.

Да, чуть не забыл — на самом деле в редакционном топе по большому счёту два победителя —  Tactical Breach Wizards набрала столько же голосов, сколько и Metal Slug Tactics. И это неудивительно — тактика про магический спецназ очаровала своей стилистикой, мешающей фэнтези, нуар и киберпанк с шикарными диалогами, интересными персонажами и увлекательными сражениями, в которых можно сталкивать врагов лбами и выкидывать их то в окна, то в чёрную дыру.

Номинанты: Silent Hill 2 Remake (67.1 %), Mouthwashing (11.1 %), Still Wakes the Deep (6.9 %), Alone in the Dark (2024) (6.2 %), Crow Country (2.5 %), CONSCRIPT (2.4 %), A Quiet Place: The Road Ahead (2.1 %), Slitterhead (1.0 %), Hollowbody (0.7 %)
Выбор читателей:  Silent Hill 2 Remake
Выбор коллектива StopGame.ru: Silent Hill 2 Remake

Вот и всё, а вы боялись, только драки поменялись! Примерно так можно было бы охарактеризовать эмоции по поводу того, что ремейк культового хоррора всё-таки удался — несмотря на все предрелизные опасения, вызванные неудачными трейлерами и неоднозначной репутацией Bloober Team. Ладно, на самом деле поменялись тут не только драки, которые, как заметил Василий Гальперов в своём видеообзоре, обзавелись ощутимым импактом от оружия ближнего боя. Изменились в лучшую сторону графика (что неудивительно) и сам дизайн локаций — при сохранении общей структуры и многих узнаваемых достопримечательностей он стал более логичным, что ли, и интуитивно понятным.

Примечательно, что второе место и у наших авторов, и у вас, дорогие читатели, занял во многом противоположный хоррор.  Mouthwashing — не дорогая высокобюджетная игра, а бедное инди, которое не пытается превратить старый ужастик в более современный, а делает наоборот.

Номинанты: Prince of Persia: The Lost Crown (45.2 %), Nine Sols (20.0 %), Animal Well (16.9 %), Crypt Custodian (6.9 %), Slavania (5.6 %), Gestalt: Steam & Cinder (2.8 %), Ultros (2.6 %)
Выбор читателей:  Prince of Persia: The Lost Crown
Выбор коллектива StopGame.ru: Prince of Persia: The Lost Crown

Игра от Ubisoft на первом месте, и это не «Разочарование года»? По нынешним временам почти сенсация. Но да, когда «юбики» делают не очередной «опенворлд» с вышками или темнокожими самураями, то у них отлично получается. В Prince of Persia: The Lost Crown мы играем за некоего Саргона из ордена Бессмертных — он должен спасти принца. А делает он это очень эффектно — боевая система с упором на парирования стала одной из лучших частей игры. Ну и в целом тут сложно к чему-то серьёзно придраться. Особенно радует общее удобство, выражающееся, например, в том, что мы можем фотографировать места, куда потом предстоит вернуться, и прикреплять фотки прямо на карту. Для жанра метроидваний это простое, но элегантное решение — как мы раньше то жили без этого?

Номинанты: Nobody Wants to Die (37.0 %), Life is Strange: Double Exposure (14.1 %), Duck Detective: The Secret Salami (11.7 %), Thank Goodness You’re Here! (10.3 %), While We Wait Here (7.1 %), The Rise Of The Golden Idol (5.9 %), Neon Blood (5.8 %), Snufkin: Melody of Moominvalley (5.1 %), No Case Should Remain Unsolved (3.0 %)
Выбор читателей:  Nobody Wants to Die
Выбор коллектива StopGame.ru: Nobody Wants to Die

Ещё один пример единения редакции и народа. Тут сошлось почти всё: давняя любовь многих одновременно к киберпанку и неонуару, заставляющая молиться на «Бегущего по лезвию», увлекательная история в духе «Видоизменённого углерода» и сногсшибательное аудиовизуальное исполнение — Nobody Wants to Die выглядит как убойная смесь из классики американского нуара,  BioShock,  Cyberpunk 2077 и того же «Бегущего». Не очень во всей этой идиллии сошлась собственно детективная часть: расследование, которое ведёт пьющий (и, естественно, потерявший жену) детектив, интригует интересными возможностями по реконструкции событий и перемотке времени, но не предполагает особой свободы для игрока.

Однако всё искупают глубокая проработка мира, киношная внешность игры, шикарные диалоги, живые характеры и общая история — пусть даже, как писал Александр Бурсов, иногда догадываешься, что надо сделать, гораздо раньше, чем это предусмотрено разработчиками.

Номинанты: Hades II (22.7 %), Balatro (18.8 %), Pacific Drive (16.3 %), INDIKA (16.0 %), Buckshot Roulette (11.9 %), Satisfactory (6.3 %), Felvidek (3.1 %), UFO 50 (1.9 %), 1000xRESIST (0.8 %), Cryptmaster (0.7 %), The Spirit of the Samurai (0.6 %), Lorelei and the Laser Eyes (0.6 %), shapez 2 (0.3 %)
Выбор читателей:  Hades II
Выбор коллектива StopGame.ru:  Pacific Drive

Для меня (и как видите, не только) Pacific Drive оказалась одним из самых приятных и неожиданных открытий года. Авторы добавили в привычную концепцию выживания супернавороченный и, кажется, живой автомобиль, способный, как DeLorean из «Назад в будущее», телепортироваться — правда, не в другое время, а в безопасный гараж. Мы колесим по американской Зоне отчуждения, где в любой момент может начаться смертельная буря. Здесь же полно всевозможных опасных и забавных аномалий, а также ресурсов, которые нужно собирать для ремонта/прокачки машины и гаража. Всё это дополняется интригующим сюжетом и забавными персонажами.

А вот по поводу Hades II никаких сюрпризов — заранее было понятно, что кудесники из Supergiant Games не подведут и сделают всё на высшем уровне. В ранней версии игры контента даже больше, чем в оригинальной  Hades. Смену главного героя на главную героиню нервные нынче геймеры восприняли вполне спокойно — тем более что ведьма Мелиноя сражается более грациозно, чем Загрей.

Номинанты: Pacific Drive (53.4 %), Expeditions: A MudRunner Game (15.1 %), Microsoft Flight Simulator 2024 (12.1 %), Nightmare Kart (11.9 %), Harry Potter: Quidditch Champions (3.8 %), Test Drive Unlimited: Solar Crown (3.7 %)
Выбор читателей:  Pacific Drive
Выбор коллектива StopGame.ru: Pacific Drive

Так вот, продолжая разговор о Pacific Drive. Лучшее в игре — это, конечно, наша супертачка. Как я уже рассказывал в одном из выпусков «Хороших игр…», постоянно вылезать из авто и по одной схеме прочёсывать окрестные дома в поисках ресурсов со временем становится утомительно. А вот сидеть за рулём авто всегда дело приятное и атмосферное. Здесь удобное аркадное управление сочетается с реалистичными деталями, когда мы должны заводить/отключать двигатель, включать дворники, ставить машину на ручной тормоз и следить за запасом бензина.

Ну и, конечно, погружению способствуют звучащее в салоне радио и сами аномалии. Позволю себе нескромно процитировать себя же: «Когда вы под шикарный блюз мчитесь к безопасному порталу, улепётывая от наступающей бури, а на дороге вдруг возникают пугающие и взрывающиеся манекены или машину подхватывают в воздух и несут на деревья местные бабки-ёжки в ступах, — вот тогда понимаешь, насколько это прекрасная игра!»

Номинанты: Elden Ring: Shadow of the Erdtree (36.1 %), Alan Wake II: The Lake House & Night Springs (16.9 %), Factorio: Space Age (12.2 %), Atomic Heart: Trapped in Limbo (9.3 %), Warhammer 40,000: Rogue Trader — Void Shadows (8.3 %), Shin Megami Tensei V: Vengeance (4.4 %), Crusader Kings III: Roads to Power (3,9 %), Destiny 2: The Final Shape (2.1 %), Diablo IV: Vessel of Hatred (2.1 %), World of Warcraft: The War Within (1.9 %), Dead Island 2: SoLA (1.7 %), Starfield: Shattered Space (0.9 %), Total War: PHARAOH DYNASTIES (0.3 %)
Выбор читателей:  Elden Ring: Shadow of the Erdtree
Выбор коллектива StopGame.ru: Elden Ring: Shadow of the Erdtree

Как заметил в своём видеообзоре Василий Гальперов, в Shadow of the Erdtree студия FromSoftware, кажется, загнала себя в ловушку — настолько выкрутила сложность, что даже многие поклонники творчества, привыкшие страдать, взвыли. Но всё равно DLC, как видите, пользуется огромной популярностью и повсеместно побеждает. С другой стороны, нужно понимать, что это высокоуровневый контент, рассчитанный на то, что игроки уже многому научились. Ну, а если скилла всё равно не хватает, и драки «по-честному» кажутся слишком душными, то игра даёт все возможности — пожалуйста, призывайте помощников, ищите предметы для прокачки. Авторы как бы говорят — в этом нет ничего позорного, играйте как хотите, не обращая ни на кого внимания.

Номинанты: Marvel Rivals (20.3 %), Deadlock (18.5 %), Call of Duty: Black Ops 6 (14.0 %), Tekken 8 (12.5 %), Buckshot Roulette (10.6 %), Liar’s Bar (8.3 %), Delta Force (2024) (4.4 %), Bodycam (4.1 %), Arena Breakout: Infinite (3.9 %), Super Mario Party Jamboree (3.1 %), Supervive (0.4 %)
Выбор читателей:  Marvel Rivals
Выбор коллектива StopGame.ru: Marvel Rivals

Справедливые опасения (тем более после провала  Concord) по поводу того, что супергеройский клон Overwatch не сможет привлечь игроков одной лишь возможностью в образе Железного человека мочить Капитана Америку или Халка, не оправдались. Игра выстрелила, да так, что пиковый онлайн достиг почти 500 тысяч человек. Естественно, в Marvel Rivals полно заимствований, но, например, Александр Вилисов уверен, что заимствования хорошо продуманы, к тому же на один украденный приём приходится парочка уникальных. Кроме того, игра радует разрушаемостью (пусть и частичной, не на уровне  THE FINALS). Есть занятные летающие «суперы», можно использовать синергию героев. В общем, интересных фишек хватает, чтобы удерживать игроков, — во всяком случае, пока.

Номинанты: Helldivers 2 (58.1 %), Warhammer 40,000: Space Marine II (24.8 %), Path of Exile 2 (4.0 %), Abiotic Factor (3.2 %), Chained Together (2.9 %), 7 Days To Die (2.5 %), The First Descendant (2.0 %), Enshrouded (1.1 %), Ravenswatch (1.0 %), Palia (0.5 %)
Выбор читателей:  Helldivers 2
Выбор коллектива StopGame.ru: Helldivers 2

Helldivers 2 победила в этой номинации за явным преимуществом, что вполне предсказуемо. Игра, которая за первые три дня после выпуска продалась тиражом около миллиона копий, не просто делает ставку на кооператив: наличие друзей здесь — это натуральное системное требование. Без них серьёзно ограничен выбор усилений и стратагем (это «заклинания», которые призывают подкрепления, погружают врагов в туман и так далее), а лихие боевые вылазки превращаются в тщетные попытки выжить.

Кроме того, тут есть особое оружие вроде автопушек и гранатомётов, которое лучше всего раскрывается именно в паре, когда, например, компаньон быстро заряжает боеприпасы. Авторы даже специально отказались внедрять PvP-контент, чтобы в игре царил дух товарищества, а не токсичности. И дополнили это забавными деталями вроде мини-игр, в которых можно соревноваться с друзьями в перерывах между миссиями.

Номинанты: Hades II (21.5 %), Helldivers 2 (14.0 %), Final Fantasy VII Rebirth (12.8 %), Metaphor: ReFantazio (12.2 %), Stellar Blade (10.7 %), Senua’s Saga: Hellblade II (9.8 %), Pacific Drive (7.2 %), Astro Bot (7,2 %), Life is Strange: Double Exposure (2.6 %), Prince of Persia: The Lost Crown (1.8 %)
Выбор читателей:  Hades II
Выбор коллектива StopGame.ru:  Stellar Blade

Определять лучшую музыку — дело очень непростое. Некоторые, например, считают, что Даррен Корб (Darren Korb) подустал и в его саундтреке к Hades II уже не выдал очевидных хитов. Но для меня тут очень крутая музыка, которая местами даже напоминает о Muse. Многие треки (например, Eternal Longing и Sprigs of Sorrow) начинаются обманчиво спокойно, а потом резко набирают обороты, врубают рок, гитары и барабаны. Другие обволакивают и завораживают — слушая Song of the Sirens, чувствуешь себя моряком, которого заманивают красивые, но опасные девицы.

Музыка к Stellar Blade тоже довольно специфическая и может не зайти — она разная по стилям, настроению и вокалу. Но если вы играли в  NieR: Automata, с которой игру часто сравнивают, то без труда уловите знакомые не то что мелодии, а настроение и атмосферу — особенно во второй половине саундтрека. Я так и не нашёл чего-то аналогичного Weight of the World по силе воздействия (а эту песню из NieR: Automata я заслушал и заплакал до дыр), но Enya’s Song, Arisa’s Theme и Flooded Commercial Sector действительно трогают. И вообще в итоге я поставил на повтор всю вторую половину саундтрека, где треки, начиная с Memory Tower, погружают в обволакивающую и немного грустную ностальгию по Automata.

 


Номинанты: Silent Hill 2 Remake (31.6 %), Indiana Jones and the Great Circle (19.9 %), Metaphor: ReFantazio (12.5 %), Mouthwashing (9.3 %), Like a Dragon: Infinite Wealth (8.1 %), Banishers: Ghosts of New Eden (5.6 %), Senua’s Saga: Hellblade II (5.4 %), Nobody Wants to Die (5.3 %), 1000xRESIST (1.2 %), No Case Should Remain Unsolved (1.0 %)
Выбор читателей:  Silent Hill 2 Remake
Выбор коллектива StopGame.ru: Silent Hill 2 Remake

Первые два места в этой номинации напоминают нам о том, что люди по сути своей консервативны и предпочитают слушать старые истории, пусть и в новой обёртке. Сюжет  Indiana Jones and the Great Circle написан по лекалам классических фильмов франшизы и даже с прямыми цитатами оттуда. А Silent Hill 2 Remake снова рассказывает взрослую, полную метафор и символизма историю, говорящую нам о том, что нет монстра страшнее, чем сам человек и его внутренние демоны. В ремейке образы ключевых персонажей изменили (где-то им добавили эмоций и безумия, где-то, наоборот, сделали менее эмоциональными), но главное, что авторы добавили глубины отношениям между Джеймсом и Марией.

Номинанты: Warhammer 40,000: Space Marine II (24.0 %), Astro Bot (23.2 %), Indiana Jones and the Great Circle (18.9 %), Senua’s Saga: Hellblade II (18.0 %), Stellar Blade (9.3 %), Manor Lords (3.3 %), Dragon Age: The Veilguard (3.2 %)
Выбор читателей:  Warhammer 40,000: Space Marine II
Выбор коллектива StopGame.ru:  Indiana Jones and the Great Circle

Мнения в этой номинации разошлись, но на стороне нашей редакции экспертное заключение специалистов из Digital Foundry. Именно Indiana Jones and the Great Circle они признали игрой с лучшей графикой в 2024 году, похвалив прежде всего уровень детализации. Также их поразило грамотное использование трассировки пути, разнообразие локаций и их наполнение. Да и производительность после патчей стала лучше. «Такое ощущение, что я никак не могу найти в ней весомых недостатков. Она попросту безупречна, что в играх подобного масштаба встречается довольно редко», — подытожил один из экспертов.

Впрочем, те же самые эксперты высоко оценили и Warhammer 40,000: Space Marine II, признав, что Saber Interactive удалось «превосходно передать эстетику и колоссальные масштабы Warhammer 40,000». С производительностью в Space Marine II дела обстоят неидеально, но критических проблем нет.

Номинанты: Warhammer 40,000: Space Marine II (26,1 %), Black Myth: Wukong (21.8 %), Metaphor: ReFantazio (16.9 %), Neva (11.6 %), S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl (8.3 %), Silent Hill 2 Remake (7.9 %), Nobody Wants to Die (6.4 %), The Spirit of the Samurai (1.0 %)
Выбор читателей:  Warhammer 40,000: Space Marine II
Выбор коллектива StopGame.ru:  Neva

Испанцы из Nomada Studio давно уже пользуются любовью критиков, да и рядовых игроков — в народном топе новая игра авторов  Gris заняла почётное четвёртое место. Но если их прошлый шедевр вызвал эстетический восторг, то новый повергает в культурный обморок. Сохранив базовый принцип дизайна (художники играют на контрастах и подбирают цветокор под текущие события, а в данном случае ещё и под времена года), испанцы выкрутили на максимум эту самую контрастность и местами подключили красно-чёрно-белую стилистику в духе Фрэнка Миллера (Frank Miller). В итоге даже рядовые кадры и сцены (хотя таких тут, кажется, и нет вовсе) похожи на произведение искусства. А сама игра в промышленных масштабах генерирует любовь к волкам и желание срочно обнять за неимением собачки или волчонка…ну хотя бы кота.

Warhammer 40,000: Space Marine II таких нежностей не транслирует, но игре по вселенной, пропитанной маскулинным пафосом, это и не нужно. Именно эта фирменная брутальность, которую художники Saber Interactive так талантливо и дотошно перенесли в свой экшен, понравиласть нашим читателям. Вообще, в проектах по «сорокатысячнику» обычно нет проблем с передачей духа и особенностей стиля (слишком уж они выпуклые и легко считываемые), но игра от Saber Interactive в этом смысле, пожалуй, оказалась на пике.

Номинанты: Buckshot Roulette (35.6 %), Mouthwashing (20.5 %), Harold Halibut (8.9 %), Children of the Sun (8.9 %), Ultros (6.8 %), Mullet MadJack (6.6 %), Crow Country (4.8 %), I Am Your Beast (2.4 %), Death of a Wish (2.2 %), Lorelei and the Laser Eyes (2.1 %), Rytmos (1.0 %)
Выбор читателей:  Buckshot Roulette
Выбор коллектива StopGame.ru: Buckshot Roulette

 Inscryption от Дэниела Маллинса (Daniel Mullins) в своё время произвела сильное впечатление не только на меня (а Андрей Маковеев иногда до сих пор нервно вздрагивает по ночам), но и на многих разработчиков. Появилось уже несколько игр в том же духе и — отчасти — стиле. Из недавних —  Is This Game Trying To Kill Me? А весной прошлого года вышла Buckshot Roulette, в которой встретились русская рулетка и Inscryption. Там мы в каком-то подпольном ночном клубе играем в опасную азартную игру. Здесь, конечно, нет такого второго дна, как в творении Маллинса, но есть стиль, тягучая, пульсирующая битами атмосфера мрачного ночного клуба и шанс, что Дилер выстрелит себе в рот, — в общем, настоящий арт-хаус.

Номинанты: Indiana Jones and the Great Circle (41,1 %), Senua’s Saga: Hellblade II (19.7 %), Warhammer 40,000: Space Marine II (8.7 %), Helldivers 2 (10.3 %), Like a Dragon: Infinite Wealth (4.4 %), Nobody Wants to Die (4.1 %), Dragon Age: The Veilguard (1.7 %)
Выбор читателей:  Indiana Jones and the Great Circle
Выбор коллектива StopGame.ru: Indiana Jones and the Great Circle

Совершенно логично, что и в редакционном, и в народном топах два первых места заняли игры, которые представляют собой настоящее кино. Только в случае с Indiana Jones and the Great Circle это яркий приключенческий боевик в духе первых фильмов франшизы, а  Senua’s Saga: Hellblade II — это депрессивная и натуралистичная скандинавская драма, местами сваливающаяся то в «Трудно быть богом» Алексея Германа, то в жуткий хоррор.

Авторы новой игры про Индиану старательно и талантливо перенесли в виртуальную реальность дух, стиль ранних фильмов франшизы, а также внешность и отчасти даже голос Харрисона Форда (Harrison Ford), которого в игре сыграл вездесущий Трой Бейкер (Troy Edward Baker). Разработчики даже процитировали вступление из фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». Потом история развивается по новому, но на месте остались крутая постановка, глупые нацисты, киношная динамика и фирменная харизма Индианы.

Номинанты: Аркейн (Сезон 2) (46.2 %), Фоллаут (40.1 %), Секретный уровень (8.1 %), Наклз (2.6 %), Dead Cells: Бессмертный (1.7 %), Расхитительница гробниц: Легенда о Ларе Крофт (0.9 %), Ark: The Animated Series (0.3 %)
Выбор читателей: Аркейн (Сезон 2)
Выбор коллектива StopGame.ru: Фоллаут

Как я рассказывал, второй сезон сериала «Аркейн» получился самым красивым и зрелищным среди всех анимационных произведений года, но к сюжету, проработке некоторых линий и персонажей возникли вопросы. С этой точки зрения он получился ещё и одним из самых противоречивых околоигровых произведений года: количество горячих комментариев и споров к статье тому доказательство.

Сериал по Fallout, который посмотрели более 100 миллионов человек по всему миру, тоже вызвал разные эмоции и комментарии. Да, там есть логические и сюжетные нестыковки, но, как отметила Катерина Краснопольская, «Фоллаут» всё равно интересно смотреть. Лично я хочу поблагодарить за это в первую очередь родителей Эллы Пёрнелл (Ella Purnell), которые подарили нам такую харизматичную героиню, в глазах которой, кажется, можно утонуть. Элла вообще стремительно ворвалась в жизнь геймеров и околоигровую индустрию — она ведь ещё и Джинкс замечательно озвучила в «Аркейн». Судя по всему, Джинкс в её исполнении мы услышим (если вообще услышим) ещё не скоро, а вот второй сезон «Фоллаута» уже начали снимать. И Элла по этому поводу высказалась весьма лаконично: «Ожидайте неожиданного. Это Fallout, детка».

Номинанты: Warhammer 40,000: Space Marine II (85.7 %), «Смута» (14.3 %)
Выбор читателей:  Warhammer 40,000: Space Marine II
Выбор коллектива StopGame.ru: Warhammer 40,000: Space Marine II

Одну из лучших игр года создали в моём родном Санкт-Петербурге — речь о питерском подразделении Saber Interactive во главе с Дмитрием Григоренко, руководителем команды  World War Z. Что я могу сказать? Испытываю гордость за родной город над Невой и его жителей. И по этому поводу подготовил вам небольшой сюрприз. Это мой первый опыт таких манипуляций с видео, так что не судите строго!

Номинанты: INDIKA (38.7 %), VLADiK BRUTAL (23.5 %), Diplomacy is Not an Option (7.5 %), Saturn (6.7 %), Бессмертный. Сказки Старой Руси (5.3 %), Передний край (4.9 %), Iron Meat (4.7 %), Knock on the Coffin Lid (2.6 %), Is this Game Trying to Kill Me? (2.2 %), Василиса и Баба Яга (2.1 %), Песнь Копья (0.9 %), Slavania (0.9 %)
Выбор читателей:  INDIKA
Выбор коллектива StopGame.ru: INDIKA

Вообще, отечественная игровая индустрия в этом году продолжила нас радовать. В 2023 году хайпанула  Atomic Heart, в этом — « Смута»… Да, согласен, неудачный пример — «Смута», как и  The Day Before, хайпанули только на том, что эти игры многие ожидали, а получилось… то, что получилось. И всё же положительных впечатлений от отечественных игр больше, чем смутных.

Выход INDIKA от некогда московской студии Odd Meter тоже не обошёлся без скандалов, да и к игровому процессу есть вопросы. Кто-то назвал игру скучным симулятором ходьбы, а руководитель студии Дмитрий Светлов вообще заявил, что он «cознательно, вопреки мнению издателя, затянул начальные квесты, сделал их скучными и скомкал финал игры, оставив его открытым и непонятным». С такой точки зрения это арт-хаус покруче Buckshot Roulette.

А ещё игру можно сравнить то с театральной постановкой, то с фильмами Алексея Балабанова — это глубокая и печальная, замешанная на русской тоске и религиозности, полная гипербол, метафор, депрессии и символизма, умеющая и обожающая шокировать драма о человеческой природе. С интересными пазлами, шикарными диалогами, выразительной музыкой, потрясающей актёрской игрой и понятной моралью.

Номинанты: Ева (Stellar Blade) (38.7 %), Мария (Silent Hill 2 Remake) (11.4 %), Тачи (Stellar Blade) (10.9 %), Сфинкс (Dragon’s Dogma 2) (8.4 %), Лара Крофт (Tomb Raider I–III Remastered) (8.0 %), Фабьен (Metaphor: ReFantazio) (8.0 %), Мелиноя (Hades 2) (7.4 %), Максин (Life is Strange: Double Exposure) (3.6 %), Роуз Мэриголд (Alan Wake 2: Night Springs) (3.6 %)
Выбор читателей: Ева ( Stellar Blade)
Выбор коллектива StopGame.ru: Ева (Stellar Blade)

По большому счёту после выхода Stellar Blade голосование за самую горячую цыпочку в играх можно было и не проводить. Ева мечом, грудью и накачанными бёдрами проложила путь на самый верх, уселась там на трон своей выдающейся пятой точкой и явно не собиралась вставать. Но важна не только внешность героини, говорить о которой лишний раз без толку (тут смотреть надо!), но и, скажем так, социальная составляющая вопроса. Если бы Евы не было, то надо было её выдумать, причём именно сегодня — чтобы бросить вызов западным разработчикам, взявшим моду если не уродовать, то «даунгрейдить» женских персонажей.

Понятно, что азиатские разработчики плюют на эти тенденции и всегда рисуют красивых девушек, но надо было сделать именно такую, вызывающе сексуальную, не стесняющуюся своих форм девицу (а глаза, кстати, у Евы не менее красивые), чтобы вогнать западных девелоперов в краску и доказать очевидное: в выдуманных фэнтезийных играх геймеры хотят видеть именно идеальных красивых девушек, а не своих соседок с улицы или тёток из «Пятёрочки».

Кстати, хочу отметить, что Stellar Blade вообще оказалась кладезем женской красоты и сексапильности — третье место и в редакционном, и в народном топах заняла Тачи. И вообще вкусы у нас совпадают — не оценили в редакции только анимешную девушку с разноцветными глазами, то есть Фабьен из  Metaphor: ReFantazio.

Номинанты: Тит (Warhammer 40,000: Space Marine 2) (28,0 %), Адские десантники (Helldivers II) (24.1 %), Индиана Джонс (Indiana Jones and the Great Circle) (7.2 %), Ичибан Касуга (Like a Dragon: Infinite Wealth) (6.2 %), Обезьяна (Black Myth: Wukong) (5.9 %), Казума Кирю (Like a Dragon: Infinite Wealth) (5.7 %), Астро (Astro Bot) (4.7 %), Адлер (Call of Duty: Black Ops 6) (3.6 %), Джеймс (Silent Hill 2 Remake) (3.6 %), Саргон (Prince of Persia: The Lost Crown) (0.8 %)
Выбор читателей: Тит ( Warhammer 40,000: Space Marine 2)
Выбор коллектива StopGame.ru: Адские десантники ( Helldivers II)

Легко заметить, что и мужики из Helldivers II, и Тит из Warhammer 40,000: Space Marine 2 принадлежат к десантникам. И там, и там они источают море пафоса, но в Helldivers II это оттеняется иронией и сатирой, забавными каламбурами прямо во время сражения и юморными роликами. А вот Тит из ордена Ультрамаринов — мужик предельно серьёзный, к тому же переживший ужасную несправедливость: его обвинили в ереси и пытали целый век даже после того, как признали свободным от скверны. Более того, Тит оказался настолько геройским героем и настоящим мужиком, что даже после освобождения решил отправиться в изгнание, чтобы смыть позор со своего ордена.

Номинанты: Silent Hill 2 Remake (57.5 %), Persona 3 Reload (13.2 %), Final Fantasy VII Rebirth (10.3 %), Age of Mythology: Retold (8.8 %), Alone in the Dark (2024) (5.3 %), Brothers: A Tale of Two Sons Remake (1.4 %), Riven (1.0 %), Dragon Quest III HD-2D Remake (0.9 %), Disney Epic Mickey: Rebrushed (0.9 %), Little Big Adventure — Twinsen’s Quest (0.7 %)
Выбор читателей:  Silent Hill 2 Remake
Выбор коллектива StopGame.ru: Silent Hill 2 Remake

Иронично, что в этой номинации побеждает игра, в успехе которой многие не просто сомневались — некоторые были уверены, что её ждёт провал. Однако сотрудники Bloober Team сделали всё правильно — не стали слишком сильно экспериментировать и вводить открытый мир с однообразными активностями (да, это камешек в огород  Final Fantasy VII Rebirth), сохранили всю базовую концепцию, персонажей, локации и атмосферу. И насыпали сверху точечных изменений, благодаря чему игра стала более современной, удобной, а местами даже более драматичной.

Номинанты: Tomb Raider I–III Remastered Starring Lara Croft (21.2 %), Legacy of Kain: Soul Reaver 1 & 2 Remastered (15.8 %), Beyond Good & Evil 20th Anniversary Edition (9.9 %), Until Dawn (9.6 %), Dead Rising Deluxe Remaster (8.8 %), Lollipop Chainsaw RePOP (7.3 %), The Last of Us Part II Remastered (6.3 %), The Thing: Remastered (6.0 %), Horizon Zero Dawn Remastered (4.5 %), Sam & Max: The Devil’s Playhouse (3.9 %), Star Wars: Dark Forces Remaster (2.7 %), Shadows of the Damned: Hella Remastered (2.1 %), Broken Sword — Shadow of the Templars: Reforged (1.8 %)
Выбор читателей:  Tomb Raider I–III Remastered
Выбор коллектива StopGame.ru: Tomb Raider I–III Remastered

Неудивительно, что в этой номинации первые два места заняли Tomb Raider I–III и  Legacy of Kain: Soul Reaver 1 & 2 Remastered, — над ними ведь в числе прочих трудился всем вам хорошо известный Даур Авидзба! Да, там не всё идеально — современное управление не всегда хорошо сочетается с устаревшим левел-дизайном, встречаются баги и слишком уж тёмные участки. Зато есть полная русская локализация, фоторежим, более приятная и современная картинка, переделанные модели персонажей (особенно мы рады, конечно, за Ларочку), возможность в любой момент переключить с новой графики на оригинальную и обратно. А ремастер Tomb Raider I–III ещё включает все дополнения и просто заводит огромным списком достижений.

Номинанты: Dragon Age: The Veilguard (27.2 %), Смута (16.2 %), Suicide Squad: Kill the Justice League (13.4 %), S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl (10.3 %), Concord (9.3 %), South Park: Snow Day (5.5 %), Skull & Bones (4.1 %), Test Drive Unlimited: Solar Crown (3.6 %), Homeworld 3 (2.8 %), Life is Strange: Double Exposure (2.7 %), Starfield: Shattered Space (2.6 %), Stormgate (2.2 %)
Выбор читателей:  Dragon Age: The Veilguard
Выбор коллектива StopGame.ru:  Suicide Squad: Kill the Justice League

Новая Dragon Age разочаровывает не тем, как устроена и функционирует эта игра, — на самом деле это очень красивая и вполне увлекательная RPG, в которой много квестов и возможностей для исследования. Разочаровывает то, что она имеет весьма опосредованное отношение собственно к Dragon Age. Это типичное фэнтези «для всей семьи» — тут все друг другу улыбаются, говорят только хорошее, лишь бы никого не обидеть. Поэтому охотник на магов мирно уживается и мило общается с некромантом, который тоже весь из себя плюшевый и повсюду ходит с добрым, приветливым скелетом-помощником. Тьфу!

Тошнить от всего этого начинает почти сразу. Здесь, даже когда делаешь кому-то романтический подарок, в ответ часто можешь услышать лишь «Спасибо, очень приятно!». И всё? На фоне  Baldur’s Gate III это просто позорище. Ну и, конечно, все опасные темы про рабство, расовое или какое-либо ещё неравенство максимально сглажены и нивелированы до нескольких строчек в найденных записках.

Слава богу, тут встречаются и другие диалоги, а в конце случается настоящая драма, которая изрядно взбадривает всё это болото. Но на протяжении большей части прохождения игре отчаянно не хватает нерва, конфликтов, «цветущей сложности», как определял подобные вещи философ Константин Леонтьев. Зато, например, эксперты Digital Foundry отметили красоту игры и подчеркнули, как тут круто реализованы волосы. Отрадно, что новая Dragon Age получает приз «Лучшая шевелюра года», но было бы лучше, если бы все эти красоты оттенялись неполиткорректной кровищей и грязью.

Что же касается Suicide Squad: Kill the Justice League, то тут всё банальнее. Уважаемые всеми авторы серии Batman: Arkham из Rocksteady Studios пошли по стопам не менее уважаемой Naughty Dog и крайне нехорошо поступили с героем, которого очень любят и уважают игроки. То есть с Бэтменом. Хорошо хоть, обошлось без клюшки для гольфа. Хотя я, конечно, утрирую. Дело не только в этом. В игре ещё ужасные цветокор и стилистика, однообразные задания, неудачная и хаотичная боевая система, из-за чего все уникальные вроде бы «суперы» действуют примерно одинаково. Да и сами персонажи больше раздражают — особенно Харли Квинн.

Номинанты: Альтушка для скуфа (21.1 %), S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl (20.1 %), Warhammer 40,000: Space Marine II (16.7 %), Expeditions: A MudRunner Game (14.5 %), Helldivers 2 (11.5 %), Pacific Drive (5.8 %), Microsoft Flight Simulator 2024 (3.6 %), Silent Hill 2 Remake (3.4 %), Tomb Raider I–III Remastered Starring Lara Croft (3.2 %)
Выбор читателей:  Альтушка для скуфа
Выбор коллектива StopGame.ru: Expeditions: A MudRunner Game

Совершенно логично, что лучшей игрой для бати (то есть для меня тоже — мне ведь 49 лет уже!) наши читатели признали мемный проект «Альтушка для скуфа». Ведь скуф по определению и есть батя — неухоженный мужик за 35, который немного и неохотно зарабатывает и в основном сидит в Интернете или зависает в компьютерных играх. «Альтушка для скуфа» не высмеивает этот образ, а, скорее, грустно и сочувственно иронизирует. И при этом вполне увлекает — сначала предлагает дотронуться до мечты, то есть до симпатичной альтушки, которую бесплатно выдают на местном аналоге «Госуслуг», а потом с шутками и меткими отсылками превращается из мемного симулятора свиданий в хоррор и детектив.

А вот в нашей редакции мало кто готов признать себя скуфом, поэтому здесь победила суровая и одновременно медитативная гонка по бездорожью, делающая ставку на реалистичную графику и физику. И это, на самом деле, тоже вполне логично. Приведу лишь название недавней новости, сделанной на основе опроса разработчиков: «Реалистичная графика нужна лишь „пожилым“ геймерам и не окупается». Комментарии излишни.

Номинанты: Sony и принудительный PSN (36.6 %), Microsoft и закрытие Tango Gameworks с Arkane Austin (26.4 %), Ubisoft и культурные аспекты Assassin’s Creed Shadows (18.6 %), Electronic Arts и продвижение Dragon Age: The Veilguard (18.4 %)
Выбор читателей: Sony и принудительный PSN
Выбор коллектива StopGame.ru: Microsoft и закрытие Tango Gameworks с Arkane Austin

К сожалению, прошедший год был омрачён неадекватным, неосторожным или просто глупым поведением практически всех крупнейших издателей. Sony, Microsoft, Ubisoft, Electronic Arts — все своими решениями только подливали масла в огонь продолжающегося кризиса в игровой индустрии. Причём в поведении Sony есть своя логика — в решении ввести обязательную регистрацию в PSN для пользователей Helldivers 2 она просто следовала собственным корпоративным правилам. Но подобный шаг был попросту глупым и недальновидным, и даже сами разработчики из Arrowhead в этой ситуации оказались на стороне игроков.

А вот у Microsoft и с логикой не всё в порядке. Ладно,  Redfall громко провалилась, и мы в порыве гнева решили закрыть Arkane Austin. Но при чём тут Tango Gameworks, последняя игра которой,  Hi-Fi Rush, сорвала аплодисменты и игроков, и критиков? О том, что логика, ум, здравый смысл и дальновидность тут не живут, говорит тот факт, что Tango Gameworks довольно быстро нашла себе нового партнёра и влилась в ряды Krafton.

Номинанты: Верил в «Смуту» (39.1 %), Пошёл на «Бордерлэндс» в кино (28.3 %), Купил Concord (18.8 %), Купил Indiana Jones and the Great Circle с видеокартой без RTX (13.8 %)
Выбор читателей: Верил в « Смуту»
Выбор коллектива StopGame.ru: Пошёл на «Бордерлэндс» в кино

Sony в минувшем году вообще подставляла нас нередко. Сначала всех выбесили добровольно-обязательной привязкой к PSN в Helldivers 2, а затем подставили и себя, и нас, и разработчиков выпуском  Concord, которую надо было закрыть и не позориться. А вот в случае со «Смутой», больше всего подставившей наших дорогих читателей, во многом, мне кажется, виноваты мы сами.

Понятно же, что если авторы игры, столь щедро финансируемой на государственные деньги, долгое время ничего внятного и убедительного не могут ни рассказать, ни показать про неё, то здесь что-то нечисто и верить в такой проект не рекомендуется.

Но нет, многих такая ситуация не смущала, и они верили в «Смуту». Авось в России частенько работает как спасительный чит, но в данном случае и он не помог. Хотя добрым молодцам из ИРИ и Cyberia Nova, будем надеяться, вся эта ситуация послужит хорошим уроком.

А вот веры в «Бордерлэндс» было куда больше. Кейт Бланшетт (Cate Blanchett), Джек Блэк (Jack Black), Джина Гершон (Gina L. Gershon), Джейми Ли Кёртис (Jamie Lee Curtis) — актёрский состав вполне звёздный. Да и режиссёр Элай Рот (Eli Roth), снявший первые две части «Хостела», далеко не последний в индустрии. Однако картина с грохотом провалилась, получив оценки в спектре от «худшая экранизация видеоигры в истории» до «худший фильм года». Ну, небольшой совсем спектр получился… Это при том, что Рот снял примерно так же, как он всегда и снимает, — возможно, просто тут ожидания были больше. Теперь главное, чтобы эта подстава не подставила и будущую  Borderlands 4.

Номинанты: Warhammer 40,000: Space Marine II (19.2 %), Black Myth: Wukong (11.7 %), Silent Hill 2 Remake (10.6 %), Helldivers 2 (9.9 %), Indiana Jones and the Great Circle (9.2 %), Astro Bot (5.8 %), Metaphor: ReFantazio (5.4 %), Dragon’s Dogma 2 (4.2 %), Like a Dragon: Infinite Wealth (3.7 %), Balatro (3.5 %), Zenless Zone Zero (3.0 %), Stellar Blade (2.7 %), Final Fantasy VII Rebirth (2.3 %), Animal Well (2.0 %) Pacific Drive (1.2 %), Frostpunk 2 (1.2 %), Senua’s Saga: Hellblade II (1.0 %), Tekken 8 (1.0 %), Call of Duty: Black Ops 6 (1.0 %), Prince of Persia: The Lost Crown (0.8 %), Neva (0.5 %)
Выбор читателей:  Warhammer 40,000: Space Marine II
Выбор коллектива StopGame.ru:  Silent Hill 2 Remake

В главной номинации мнения народа и редакции всё-таки разошлись. Вы отдали предпочтение Warhammer 40,000: Space Marine II, что меня, как почётного (в моём воображении точно!) петербуржца, не может не радовать — напоминаю, что игру разработали в культурной столице нашей родины. Сама она, понятно, максимально далека от высокой культуры и вываливает на экран сотни монстров, литры кровищи и адреналина, тонны брутального пафоса и нашего благоговейного трепета перед закованными в имперскую броню полубогами, за которых нам наконец снова позволили играть. И в этом её суровое, сногсшибательное очарование. Ну и, конечно, в том, насколько круто тут реализованы сражения.

Редакция же решила окончательно превратить итоги года в бенефис Silent Hill 2 Remake — она победила аж в четырёх категориях. Ещё и Мария имела все шансы стать самой горячей цыпочкой… Хотя вру, не имела. Отчасти такой успех можно объяснить тем, что у творения Bloober Team непростая история разработки, но игра всё-таки, несмотря на все невзгоды, преодолевая… В общем нас, игровых журналистов, такое больше возбуждает чисто с профессиональной точки зрения. К тому же многие из нас играли в оригинал и запускали игру со смешанными чувствами ожидания одновременно чуда и провала. И чем сильнее были наши опасения, тем мощнее оказались эмоции от того, что у Bloober Team в итоге всё (почти) получилось. Отсюда и россыпь призов. Хотя кого я обманываю… Просто мы до сих пор помним и любим  Silent Hill 2 и были счастливы снова туда вернуться.

Что ж, прошедший год был богат на приятные и не очень сюрпризы — неожиданные взлёты, провалы и подставы. Но главное, что, несмотря на кризис, мы увидели множество ярких игр. И я уверен, что 2025-й в этом смысле не подведёт. Только хочется попросить у богов игрового олимпа: а можно, пожалуйста, поменьше провалов, подстав и разочарований? Всем нам этого искренне желаю — и в играх, и по жизни. Ещё раз с Новым годом!


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Боже-Император, игра года!

Так всегда выпускают. Только один нюанс. Ну полгода точно ждать нужно еще

12 различий из 33 номинаций, по-моему, это одни из самых единодушных Итогов.

Но вот «самая горячая цыпочка»… СГ, аудитория СГ, за что и почему?

Ну а что делать? Русяича же не было в номинантах =(

Я не играл в эту игру и не собираюсь, зато я прочитал этот обзор. Я не совсем понимаю как можно ставить его в аргумент к фразе «он забыт заслуженно», когда обзор явно для тех кому не понравилась персона 5, о чём он говорит в самом начале. (возможно он фанат персоны 2, это часто бывает). Остальные просто не поймут его. Он сравнивает Персоны с Финалками, когда должен знать, что все мегами тенсей и персоны создавались в противовес, чтобы не быть как Финалки. По определению игра делающая вещи НЕ так как Финалки. А в конце оперирует словами уровня 23-летнего комментатора с ДТФ, считающего что он разбирается в индустрии и в том как люди мнения высказывают:

Тут обязательно придут люди, для которых средняя температура по палате важнее всего, и скажут «ну как же так, игрожуры же расхвалили, десятки мух не могут быть неправы».

Кринж.

Как будто у вахи вытянуло не качество игры, а то что она наша

Silent Hill 2 — Игра года? Ммм наверное. Если бы это был не ремейк, я бы согласился. Но главное достоинство игры перекочевали 1 в 1 из 2002 года. Если убрать историю и оставить голый геймплей. Это 12+ часов однообразного геймплея… Как… Ремейк 3го резика, еслиб он был на 12 часов. (Ну с другой стороны хоть все механики рабочие, некоторые игры в этом году этим похвастаться не могут)

Судя по отзыву этого игрожура, ему во первых, не нравятся игры атлус просто напросто

Во вторых, если начать сравнивать финалки с играми атлуса, можно точно так же выдуманного говна на вентилятор накидать

В третьих, геймплейная часть претензий буквально скилл ишью, ибо изначально собранная нормально пати до прокачки нового тира классов в какой либо замене-перетасовке в принципе не нуждается, и даже если не знаешь уязвимостей, то можно в принципе не боссов выносить за один свой ход. А для таких вот есть кнопка автоатаки, в которой персонажи сами атакуют и используют навыки по уязвимостям, что делает все битвы ещё проще

Ну а если человек пошел играть на ласт сложности в игру, которая ему не нравится и в которую он не знает как играть, то это проблема уже человеческой глупости

И да, на последнем боссе гг может и сам делать всем 9 ходов, что показывает, что чел в принципе не разбирался и не прокачивался

Ну и да, обидно за метафору, что хотя бы арт дизайн не взяла. Именно что арта и дизайна там тонны. Но может людям просто не зашла японщина

Уж не знаю, это так сильно изменились мои вкусы или авторский состав сг, но вообще ни один победитель не в меня

Рад, что люди голосовали за Инди и Принца, отличные игры.

Жаль только, что это табуретка пустая, а так да, туда их этих псевдоинтеллектуалов!

Повелись на силикон, с мужиками бывает.

>а то что авторы игры сделали её такой, какой они её хотели сделать, это почему-то их не заботит

А почему это в принципе должно кого-то заботить? Разрабы самых общепризнанно дерьмовейших игр тоже делали их такими, какими они их хотели сделать — и что с того покупателю?!

Потому что многие пользователи просто любят красивые штуки и играют в игры. Сами работники sweat baby Inc говорили что большинство геймеров это белые мужчины

Итоги года только формой, подачей ценны. Содержание всегда сомнительное.

Голосовал за Сони в издательском кринже, потому что они приводят к тому, что игроки в страна без ПСН вынуждены пиратить игры Сони. Кринж.

А Майкрософт скорее поступила как типичная braindead корпорация. То, что я этого не ожидал и разочаровался в Майкрософтах ー моя наивная очарованность корпорацией. ЛОХ, как говорится.

зумеры захватили SG и уже даже жанра такого не знают

*Dotterian запомнит это*

Прочитал. Уже с начала выпал:

Почему так вышло? Чем обусловлено такое отношение к некоторым расам?

Ну да, как будто в реальном мире как только ты не поделишь людей на две группы, они не начнут сраться и угнетать друг друга просто потому что… А уж что вместо цвета кожи рога — ну так старый древний прием. А ну и дальше видно, что сюжет человек слушал через жопу, ибо на кучу вопросов (лень читать все) игра таки дает ответы (например как эти выборы работают и почему они фарсом являлись прям с начала).

А по боевой системе всё просто — чел тоже не разбирался. Тип с пассажа про эндгейм босса я просто выпал, просто потому что если я правильно понял про какого из 3 драконов он говорил… то ну прости чувак, необязательный сложный босс из финала игры, таки к этому времени можно было нащупать тонну приемов по сверлению или пробиванию сопротивлений… а так же таунт на ловкача-танка (босс себе бафает только атаку, дебаффы на точность не снимает).

Технологичность Warhammer 40,000: Space Marine II не в том, что она «красивая», а в развитии системы «потока» из WWZ. Тиранидом много, их приятно мочить, брутально и смачно!

Читай также