19 апреля 19 апр. 106 33K

Обзор первого сезона сериала «Фоллаут»

Трое в Пустоши, не считая собаки

Новому сериалу от Amazon и Bethesda на игровом сайте вряд ли нужны долгие представления. Дано: первый сезон адаптации серии игр Fallout, состоящий из восьми часовых серий. И хоть сюжет «Фоллаут» не пересказывает события игровой франшизы, он с ними крепко связан и вообще вписан в официальный канон. Что, в свою очередь, уже после релиза вызвало негодование фанатов, обнаруживших несколько противоречий с играми, в частности с  Fallout: New Vegas.

Ещё несколько вводных. Действие сериала происходит в 2296 году, через девять лет после событий  Fallout 4, на которой игровая хронология пока заканчивается. Место событий — руины постапокалиптического Лос-Анджелеса, которые за весь сезон так ни разу и не были названы Могильником. Фанаты снова негодуют, а ведь, судя по килотонне отсылок, телесериал делался в расчёте именно на них. Или всё-таки целью его создателей, Лизы Джой (Lisa Joy) и Джонатана Нолана (Jonathan Nolan), был неподготовленный зритель? Давайте уже разбираться, как там дела на Пустоши от Amazon. И начнём с трёх главных героев, чьим приключениям и посвящён первый сезон.

В материале есть спойлеры!

 

The Good, the Bad and the Ugly

С «Хорошим» всё сразу понятно — это героиня Эллы Пёрнелл (Ella Purnell) по имени Люси, образцовый выходец из убежища. Она выбирается на поверхность, чтобы спасти похищенного отца. Здесь сериал, конечно, можно поругать за этот сюжетный ход: дескать, вам что, Тодд Говард (Todd Howard) выдал завязку? Но мне этого делать не хочется. Происходящее гораздо приятнее считать отсылкой, сближающей «Фоллаут» с первоисточником, а для незнакомых с серией игр этот сюжетный ход будет просто спусковым крючком, чтобы выпустить Люси в дивный постапокалиптический мир, который она начнёт познавать вместе со зрителем.

Попав в новые для себя места, выросшая в тепличных условиях девушка продолжает мыслить по-старому, и это рождает массу комичных ситуаций. Большеглазая Люси — наивная и по всем канонам правильная, особенно на контрасте с остальными обитателями Пустоши. И важно отметить, что «правильность» эта сюжетно обоснована. Её речи во имя добра и справедливости без улыбки слушать невозможно. За восемь серий героиня повидала всякое, и её представления о мире изрядно поломались, но при этом она не озлобилась и даже в таких условиях продолжила поступать по совести.

Видимо, один из перков Люси — в любой ситуации сохранять не только чистую совесть, но и чистые волосы.
Видимо, один из перков Люси — в любой ситуации сохранять не только чистую совесть, но и чистые волосы.

С Ugly тоже всё, кажется, ясно. Безобразный и уродливый у нас тут Гуль. Об этом не заявляется с самого начала, но главный квест этого героя — выйти на руководство корпорации «Волт-Тек», чтобы узнать, где его семья. И к своей цели Гуль идёт не жалея никого. Охотник за головами — полная противоположность Люси. За две сотни лет скитаний по Пустоши он потерял не только человеческую внешность, но и душу. Через этого персонажа зрителям раскрывается предыстория мира. Гуль родился ещё до Великой войны, и в прошлом его звали Купер Говард — угадайте в чью честь. Он был актёром, рекламировал убежища корпорации, где работала его жена. Купер из 2077-го выглядит мужчиной на редкость порядочным (даром что шпионит за супругой): он сомневается в идеях «Волт-Тек» и души не чает в дочери. Историю превращения из дружелюбного семьянина в Гуля-отморозка, видимо, припасли для второго сезона.

Сложно не провести параллели между Гулем и Человеком в чёрном из «Мира Дикого Запада», тем более что за оба сериала ответственны Джой и Нолан.
Сложно не провести параллели между Гулем и Человеком в чёрном из «Мира Дикого Запада», тем более что за оба сериала ответственны Джой и Нолан.

Сказать по правде, третьего ключевого для сериала героя откровенно «Плохим» назвать тяжело, особенно если сравнивать его с большинством обитателей Пустоши. Он просто скучный. Максимус вступил в Братство Стали для того, чтобы причинить боль тем, кто его обидел. Став оруженосцем, он позволяет своему рыцарю погибнуть, надевает его доспехи и берёт чужое имя. Как рыцарь, он сперва пытается поступать правильно, но в итоге только попадает в нелепые ситуации. Из хорошего: у него нет желания творить насилие просто так, но вот если ради мести — другое дело. Максимус думает в первую очередь о себе. И если в начале сезона он убеждает всех, что верен Братству Стали и хочет принести ему пользу, то в финале он не отказался бы от комфортной жизни в убежище, когда ему её предложила большеглазая брюнетка. И к чёрту все идеалы и принципы!

Старое доброе ультранасилие

Рано или поздно каждый из героев «возьмёт квест» на поиски сбежавшего из Анклава учёного, но будет решать задачу по-своему, тем более, что и пункт назначения у каждого свой. Этот квест тесно переплетёт истории всей троицы и откроет нового напарника — совершенно очаровательную Псину. Четвероногий друг будет переходить от одного хозяина к другому и выживать в самых неприятных ситуациях. А в них герои будут попадать ох как часто.

Каждой своей серией «Фоллаут» старается по максимуму оправдать рейтинг 18+: тут вам и расчленёнка, и внезапные хирургические вмешательства, и употребление сомнительного рода веществ. Смачные сцены побоищ обычно сопровождаются приятной музыкой, позаимствованной прямо из игр франшизы. Стычки, в которых участников если не убивают, то обязательно калечат, — важный элемент чёрного юмора, которым доверху наполнен сериал, и тут он опять же на одной волне с играми, где отстрелить противнику ногу или попасть по глазам было в порядке вещей.

Здесь мог бы быть какой-нибудь кадр с членовредительством, но лучше держите турель, которая не может попасть по учёному и собаке. Будем считать, что это отсылка к штурмовикам из «Звёздных войн».

Нолан — гений?

Помимо историй Люси, Купера и Максимуса повествование периодически будет возвращаться в Убежище 33, из которого и выбралась главная героиня. Тут остался её брат, и он ведёт своё расследование, полное тайн и загадок. Здесь можно почувствовать дух прошлогоднего сериала «Укрытие»: и там и тут действие происходит в бункерах, где люди жили веками.

Все серии «Фоллаут» вышли разом, и я смотрела их запоем, одну за другой, настолько интересно было узнать, что же там будет дальше. С одной стороны, такой способ избавляет зрителя от мучительного ожидания, но, с другой, если бы серии выходили раз в неделю, то сколько ж теорий можно было бы построить!

Впрочем, без этого дела всё равно не обошлось, и виной тому ряд сюжетных ляпов. Взять, к примеру, тот самый прокол с Fallout: New Vegas, с которым за неделю всё-таки разобрались. Если коротко, героиня видит на школьной доске нарисованную мелом историю городка Шейди-Сэндс: основание, создание Новой Калифорнийской Республики и в финале некое «падение Шейди-Сэндс» в 2277-м, проиллюстрированное ядерным взрывом. Но с городом всё было в порядке в 2281-м, когда происходили события Fallout: New Vegas. Поклонники игры от Obsidian Entertainment заволновались, ведь это означало, что история Курьера вычеркнута из канона. Но, как оказалось, они зря переживали: создатели сериала (и Тодд Говард лично) заверили всех, что события игры всё ещё каноничны, а уничтожение Шейди-Сэндс произошло уже после событий New Vegas. Осталось только объяснить, почему было изменено месторасположение города — он был перенесён внутрь руин Лос-Анджелеса.

То, что ядерную бомбу на столицу НКР сбросили позже 2277-го, можно предположить и по тому, что от «падения» к взрыву ещё и стрелочка ведёт.
То, что ядерную бомбу на столицу НКР сбросили позже 2277-го, можно предположить и по тому, что от «падения» к взрыву ещё и стрелочка ведёт.

С хронологией вроде разобрались, но вопросы вызывает и поведение героев. Например, почему Гуль не победил Максимуса во время их первой встречи, если, как показывает нам финал сезона, долгие годы знал слабое место в броне рыцарей Братства Стали? И, как оказалось, тут тоже есть варианты. Скажем, Купер не ожидал встретить такого противника и потому не подготовил хорошие бронебойные патроны. А ещё в сериале неоднократно подчёркивается, что у Максимуса была модифицированная броня, а значит, её так просто не прострелишь.

Вообще, когда вымышленные герои совершают ошибки и ведут себя глупо, это очень сильно бросается в глаза, которые я, как зритель, начинаю сразу закатывать. Но если вдуматься, такое неидеальное поведение персонажей, наоборот, делает их живыми: каждый из нас тоже ошибается, боится или злится и, как следствие, поступает не лучшим образом. В эпизоде, где Максимус не помог своему рыцарю Титусу, поведение последнего меня очень возмутило: вместо того чтобы нормально просить о помощи, тот начал угрожать и огрызаться. Я смотрю и думаю: «Чел, что же творишь, ты в уязвимом положении, Максимус же просто плюнет на тебя, и ты помрёшь тут, в лесу». Так и вышло. Но мне было удобно рассуждать с комфортной позиции зрителя, а если представить себя на месте человека, которого только что чуть не загрыз яо-гай, то кто знает, как бы ты себя повёл. Я сейчас, конечно, не оправдываю все глупые поступки персонажей и их странную мотивацию, а, скорее, предлагаю отнестись к этому с чуть бо́льшим пониманием.

Но вот чего я совсем понять не в силах, так это новой роли «Волт-Тек». В сериале активно намекают, что апокалипсис спровоцировала сама корпорация, продававшая места в убежищах, чтобы потом проводить там эксперименты. Логика богатого руководства и мотивация злодеев-менеджеров, которым было мало их сытой земной жизни, в первом сезоне раскрыта слабо, если не сказать вообще никак. Теперь получается, что мир уничтожила не бессмысленная война, в ходе которой две сверхдержавы погубили друг друга, а просто суперзлодеи. Зачем?.. Неужели их привлекали перспективы жизни в бункерах под руинами уничтоженного мира?

Я вижу, что в сериале очень хотели показать предпосылки того, почему Америка превратилась в радиоактивную пустошь, и для того, чтобы объяснить бункеры с экспериментами, была возведена такая надстройка со злодейской ролью «Волт-Тек». Возможно, это во мне говорит поклонник оригинальных частей, но на изменившийся мир смотреть всё же интереснее, чем на попытки объяснить то, как этот самый мир дошёл до такого состояния.

Кстати, об оригинальных частях: судя по географии перемещений, герои двигаются по Пустоши так резво, будто ты запустил Fallout 2 на современном компьютере.
Кстати, об оригинальных частях: судя по географии перемещений, герои двигаются по Пустоши так резво, будто ты запустил  Fallout 2 на современном компьютере.

А ещё в «Фоллаут», на мой взгляд, злоупотребляют приёмом «Бог из машины» — из любой трудной ситуации всегда найдётся неожиданный выход, а герой будет чудом спасён. Ну и если журить сериал до конца, то как не попинать его за то, что после весёлой пасхалки с поломанным водным чипом о нём больше не вспоминают и не ищут новый?

Пасхалки — это вообще отдельная тема для разговора. Их столько, что даже перечисление всех потребовало бы отдельного материала. Это и на первый взгляд незаметные детали вроде журналов, и оружие, и интерфейс пип-боя, и всякая живность вроде брамина и радтараканов, и Мистер Помощник, и звуки из игры, и места вроде заправочной станции Red Rocket, и поиски отца, и сломанный водный чип, и та самая фраза про неменяющуюся войну… «Фоллаут» — одна большая пасхалка. Причём отсылки есть не только к самим играм, но и к вещам, к которым отсылал оригинал. Например, фильм с Купером в главной роли называется «Человек и его пёс» — оммаж на киноленту 1974 года «Парень и его пёс», которой вдохновлялись при создании первой  Fallout.

Несмотря на тщательную реконструкцию антуража, все отсылки лишь дополняют повествование, и для понимания происходящего не нужно быть знакомым с первоисточником. История зачастую подаётся через окружение, и тут можно только похвалить сериал за отличный дизайн и качественные декорации. Иногда даже чересчур качественные, как, например, интерьер заброшенного дома, где за 200 лет ни одна кружечка из чайного сервиза не пострадала. Хотя, может, это дань уважения к  Fallout 3, где на полках супермаркетов можно найти съедобные довоенные припасы.

Создатели «Фоллаут» явно не хотели сужать свою аудиторию, поэтому на вопрос, для кого же всё-таки снят сериал, мне хочется ответить: для всех. При всех его сюжетных несостыковках и логических огрехах, «Фоллаут» всё равно интересно смотреть. Да, сериал есть за что ругать, но язык не повернётся назвать его очередной неудачной адаптацией видеоигр.

А ещё план был наверняка и в том, чтобы заинтригованный новый зритель захотел приобщиться к серии. И судя по цифрам, задумка сработала: на фоне выхода сериала в топ продаж Steam вернулись  Fallout 4 и  76, а выручка  Fallout Shelter подскочила до $80 тысяч в сутки. Тодд Говард снова продал нам игру.


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Из диалога персонажей можно сделать вывод, что ситуация со сломанным чипом, как и многие другие происшествия в убежище — это просто дополнительный способ переселенцев из убежища 31 получить лёгкие голоса на выборах смотрителя. Поэтому его, скорее всего, и «починили» за кадром, т.к. проблема несущественная 

Вышла бы шляпа. Фанатов подпускать к созданию проектов по их любимым франшизам вообще нельзя.

Катерина отвечаю на ряд претензий к ляпам.

Насчет мотивации злодейских злодеев. Вы там говорили про сериал Бункер. Так вот в Фоллаут она такая же как в Бункере. Некие заговорщики, правительство, теневое правительство, ученые, корпораты, не суть важно кто, понимали, или были уверены в том, что ядерная война неизбежна и поэтому начали её первыми надеясь на контролируемое течение и последствия. Чтобы потом выйти спустя N столетий и не иметь больше угроз в лице реальных врагов. Плюс чтобы за время изоляции скорректировать генофонд и вывести новую «лучшую» породу людей, «достойную» для продолжения жизни и существования цивилизации. То что это возможно противоречит с изначальным лором серии это другой вопрос. Хотя не помню точно было ли прямо сказано в 1 или 2 части кто начал войну и запустил первые ракеты/сбросил бомбы. Но мне кажется что нет и только в третьей части появились какие-то указания на то что это сделали китайцы.

Насчет агрессивного Паллада в лесу. Он же был отмороженным дибилом и трусом на протяжении всего времени что его показывали. Так что это совершенно естественная реакция подлого мелкого человека обличенного властью (силовой броней и статусом рыцаря). Тут вообще никакого удивления что он себя так вел. Ведь простые люди, сквайры для них как черви, которые раболепно должны делать все что им скажут и на смерть пойдут и так далее. Так про них думают рыцари. И более того я такое поведение от подобных психотипов и ирл встречал не раз и не два. Так что все натурально и в парадигме черного юмора и саркастичного взгляда на мир.

Не надо так реагировать на не самый серьезный комментарий, просто мне показалось сильно забавным комбо из слов создателя сериала и комментария сверху, и я не удержался. Что там с качеством сериала мне неведомо, я кроме пары отрывков и срачей в интернете ничего не видел

Мне наоборот Максимус зашёл. Его эгоизм, мелочность и общая некомпетентность очень хорошо контрастируют с идеалами Братства, и интересно будет посмотреть, как он будет справляться с обязанностями рыцаря во втором сезоне. 

Он в финале говорит «я сделал то, что нужно было сделать» и перестаёт всё отрицать как только остаётся наедине с Люси. так что едва ли он не при делах. Плюс в финале персонажа просто переобули в маниакального злодея, который угрожающе лыбится по любому поводу, даже шрамом наградили на следующий сезон.

Было бы прикольно моральную неоднозначность иметь какую-то, но нам в последней серии показывают буквально группу маниакальных капиталистов, которые каким-то уму непостижимым образом хотят свои инвестиции отбить с помощью ядерок без задних мыслей с какими-то вялыми оправдашками про войну. «Абсолютная монополия» и чуть ли не зловещее подёргивание усиков в духе Umbrella из фильмов Андерсона прилагается.

А так — в сериале вообще много чего важного не рассказывают, как, например, та коммунистка вообще очутилась в будущем. Что, в криокамеру «зайцем» пробралась? Нет ответа, а персонажа уже пустили в расход, так что. А некоторые вещи объясняют какой-то одной репликой и норм (Какого чёрта в Убежище 4 занесли броню Максимуса, кто и зачем? Она стояла в другом городе или очень далеко от Убежища как минимум? Не важно, просто занесли).

В первых частях не было прямо сказано, кто первым что запустил, но все сошлись на том, что Китай.

Учитывая что под командованием Цезаря находится только всякий сброд в лице самых разных рейдеров четверки интеллекта ему хватает с запасом.

В стране слепых и одноглазый король.

Но стоит просто намекнуть, что сериал не фонтан — ух. Как можно. 

Ну потому что если критику сводить к «персонажи телепортируются», то это очень слабая критика ????

То, сколько времени у персонажей уходит на перемещение по миру, не является важной деталью для сюжета, характеров или атмосферы, поэтому на телепортацию и не обращаешь внимание.

Фиг с ним с каноном, как будто кто-то ожидал его дотошного соблюдения. Там в рамках самого сериала вопросов хватает.

Вот нафига отец Люси впустил в убежище «рейдеров»? Он же по итогу чуть ли не главный злодей всего первого сезона и знает правду про 32-е убежище, знает что там все мертвы уже не один год, какой нафиг брачный обмен может быть? Там одна только СМСка от соседей вызвала бы дичайший переполох, это вам не с мозгами Бада Аскинса переписываться от имени Бетти. И Бетти которая с Хэнком заодно тоже ухом не ведёт. Почему никто из них не реагирует когда Молдейвер представляется своим(!) именем, они ведь как минимум заочно знакомы если не в лицо? Тем более что в момент похищения Хэнк таки её узнаёт. 

И почему НКРовцы, которые условно цивилизованные «хорошие» ребята (ну по крайней мере с вменяемой мотивацией, отличной от рейдерской «убивай по приколу») ведут ведут себя как рейдеры? Они сражаются как обдолбанные  рейдеры-психопаты, они в тюрьме неадекватных бармалеев строят из себя прямо как рейдеры, да они, блин даже едят как рейдеры в сцене на свадьбе, натурально жЫвотные.

Как будто половину сериала снимали одну историю, а потом решили напихать внезапных поворотов забыв с чего всё начиналось.

А жёнушка Купера в 31-м заморожена, это как пить дать.

Первое что резануло глаз — почему-то не стали делать знаменитые ядерные автомобили, грузовики и автобусы. Просто накидали обычных старых машин из реальности. Только в первых кадрах когда бегут с дня рождения красная машина была похожа на канон. И все. Это про любовь к деталям и пасхалки. Кстати, соблюдения канона в деталях это НЕ пасхалки или отсылки. Про три убежища, один из главных вопросов это их структура и сообщение между собой. Лифты есть и показаны и у 33, и у 32. А вот на поверхности выход один или два? По идее два, через второй же зашли рейдеры (или это все же бойцы НКР во главе с лидером?) Причём выход идиотский: огромная шахта с которой смотришь вниз и видно все уровни через которые ещё лифт, и слабенькая постройка над уровнем земли, которую можно повредить обычной бомбой, не то что ядерной. Гениально. Кстати вход в Убежище 4 такой же идиотский и хрупкий. И не замаскированый ни разу, огромная постройка на поверхности. А переходы между 33, 32 и 31? Вместо некой площади по центру с тремя дверьми, из 33 можно попасть только 32 через поле. А вот 32 проходное, там есть дверь в 31 и в 33. Да, кто кстати отремонтировал 32? Не жители 33, они этим удивлены. Пожилая смотрительница одна лично все прибрала и даже починила взорванный тоннель с дверью? Жители 33 ремонтировать свое 33 в первой серии. И да, дверь в компост должна быть по идее прямо с поля, чтобы не таскать всякое по коридорам. А ещё не ясна предыстория войны. По игре было ясно что Убежища это серия эксперементов Правительства/Анклава по некому плану. Тут оказалось что Убежища уже есть, а плана нет, собрались частники и внезапно начали решать как пережить ядерную войну. Убежища поделим, и делайте в них что хотите и никто не будет знать что вы там решили, кстати давайте сейчас придумаем что. Охренеть заход. Идея о том что мы сейчас всех переживём и таким образом всех победим и будем потом всем управлять — кем они собрались управлять? Жителями нескольких нормальных Убежищ, ведь остальные вы под эксперементы отдаёте? Да, при этот присутствует мистер Хаус, и он почему-то оказался ни к чему толком не готов. Хотя по канону он планировал защитить свой любимый город, а не сидеть в Убежище. Кстати, зная и фактически готовясь начать ядерную войну, зачем вообще речь про деньги и прибыли? Сейчас на поверхности все сгорит и 99% людей погибнет. Деньги надо срочно скидывать в обмен на материальные ценности, строить хранилища и там все запасать

Сериал хороший, но два момента меня сильно смутили. Первый — это волт-тек и бомбы. Хочется верить, что они просчитались и первый удар таки успел нанести Китай, потому что иначе возникает ряд сюжетных дыр (почему в день бомбардировки дочь Купера тусуется с отцом-коммунистом, а не ждёт с матерью у убежища? Почему Синклер, который присутствовал на встрече, открыл своё казино в тот же день?). Вторая — это то, что НКР как будто превратился в город-государство, ограниченное Шейди Сендс, хотя это вроде как огромная республика с населением в сотни тысяч человек. Надеюсь, во втором сезоне мы увидим, что стало с другими провинциями.

Вот это сильно канешн 

Lanius, Nuka Break, Red Star, Revelation, Sunburst и остальные более мелкие проекты такие «ЧТО???»

И это не говоря о том что всё мод-сообщество буквально построено фанатами

Мне кажется варианты следующие. Либо Говард действительно отменил то что создавали Кейн и Боярски или частично отменил/переиначил. Или. Волт Тэк готовился бомбить, но Китай таки успел первее нанести удар. Возможно поэтому в момент ударов дочка была не в Убежище с мамой, а на дне рождения какого-то мальчика с папой.

И об этом явно будут рассказывать в следующих сезонах.

Ну организовать кучу сброда на огромной территории, организовать им снабжение, чтобы они могли хотя бы дожить до сражений с НКР он смог, так что это не более чем забавная условность, мы же не будем считать тупого валенка на Френке Хорригане из второй части за гения из-за 10 интеллекта

Мне тоже Максимус меньше всех понравился. Мало того он мне в принципе не понравился как герой. Но почему-то большинство критики, которую я про него слышу сводится к тому что — «не дожали героя, глупо поступает и так далее». А нет мыслей, что именно таким его и запланировали специально? Не все герои должны быть одинаково умными, харизматичными и крутыми. У нас есть еще 2 героя харизматичных и интересных. И один получился таким глупеньким практически сайдкиком. У которого по официальной информации от создателей Интеллект, кстати, равен — 4. Мне кажется практически во всех произведениях где есть множество героев выступающих на главных ролях есть такие условные «крутые» герои и «аутсайдеры». Хоть Игру Престолов возьми, хоть Сопрано, да что угодно.

Да, согласен, очень точное определение насчет трусости и инфантилизма. Плюс очевидный не высокий интеллект. Продажа зубов этих своих и тому подобные вещи.

Я сразу говорил еще до публикации официальных характеристик героев, что у него очевидно низкий интеллект и высокая сила. Плюс скорее всего есть навык рукопашный бой. И уж точно нет навыков наука, техника и ремонт.

Читай также