Права на разработку однопользовательских роектов в серии Fallout были проданы в 2004 году за сравнительно небольшую сумму в 1 175 000 долларов. Позже Bethesda докупит права на всю серию целиком, став ее единоличным владельцем, в результате чего Interplay прибыль от всех предыдущих проектов больше не получала. Разработка Fallout 3 началась сразу после сделки и шла она параллельно созданию The Elder Scrolls IV: Oblivion, вследствие чего во время показа первых кадров из триквела его нарекли не иначе, как «Oblivion с пушками». Воспринимать это как комплимент или упрек каждый решал сам.
И действительно, третья часть в игровом плане кардинально отличалась от оригинальной дилогии. Мир теперь воспринимался преимущественно от первого лица, а пошаговые бои были заменены на обычные, хорошо знакомые любителям шутеров. Но назвать Fallout 3 шутером было большой ошибкой, так как стрелять в основном приходилось с помощью нового режима V.A.T.S. — тактической паузя с прицельной стрельбой по частям тела противника. Схожая система была и в первых двух частях, когда за дополнительное очко действия можно с вероятностью совершить выстрел по голове, руке, ноге или даже паху врага. Вне V.A.T.S. стрелять по противникам тоже можно, но интереса в этом мало — попасть тяжело, а само оружие ощущается не иначе, как деревянная игрушка.
Непосредственное создание персонажа превратилось в любопытный интерактив с погружением в предысторию нового сюжета. 2277 год, с момента похождений Избранного из Арройо по поиску с ГЭКК прошло 36 лет, однако территориальных пересечений с оригинальными частями практически нет — с Западного побережья перенеслись в Восточное, прямиком в Вашингтон. Пролог начинается в Убежище 101, полностью изолированного от внешнего мира, причем настолько, что никто не знает, насколько все плохо снаружи. А снаружи царит известная нам разруха, и, если на Западном побережье к этому времени какая-никакая цивилизация начала зарождаться, Вашингтон буквально находится в руинах. Так или иначе, отец главного героя, голос которому подарил актер Лиам Нисон, не без стрельбы и смертей загадочно сбегает из Убежища, а игроку предстоит пойти по его стопам с целью отыскать его и понять, что же случилось на самом деле.
Ролевая система не претерпела кардинальных изменений, однако сама игра стала намного проще. В Fallout 3 невозможно создать персонажа-калеку, способного умереть от пары укусов радтаракана. Тем не менее, главная фишка третей части кроется в «живом» и насыщенном приключении. Любое путешествие от точки А к точке Б богато на маленькие события и неожиданные побочные квесты. По пути можно зайти в разные дома и узнать, что случилось с его жителями в момент ядерной катастрофы, можно наткнуться на маленькую деревушку, за которой последует интересная история, или можно встретиться с группой людей и стать центром чьих-то интриг и конфликтов. И все это происходит на фоне такого же атмосферного эмбиента, как и в первых двух «Fallout», хотя я всегда предпочитал радиодиджея Тридогнайта, комментирующего действия игрока по ходу прохождения.
Любопытно, но именно Fallout 3 сделал серию по-настоящему популярной и значимой. Bethesda удивительным образом перенесла дух и эстетику оригинала на совершенно новый уровень, хоть и за основу была взята их собственная серия The Elder Scrolls. Разумеется, существуют фанаты, которые не приняли новый вектор развития Fallout, называя его «не таким» и «не каноничным», но это абсолютно нормальная ситуация для таких случаев.
Лично я с момента первого показа активно ждал продолжения и изменение перспективы воспринял строго положительно, так как теперь на мир Fallout можно было смотреть «собственными глазами», олицетворяя себя с главным героем. И я ничуть не был разочарован, проходя Fallout 3. Да, часть шарма из-за смены разработчиков улетучилась, жесткого цинизма стало на порядок меньше, ориентироваться на местности не всегда было легко (особенно в метро), а зеленая гамма хоть и играет на руку атмосфере, смазывает картинку в однотонную кашу. Fallout 3 — это прежде всего похождения одинокого путника, которое складывается из маленьких, но очень интересных историй, которыми игра напичкана до самого финала.