Fallout 3: Обзор
Мы ждали ее слишком долго. Слишком. И даже был момент, когда всякая надежда испарилась. Проект Van Buren, предполагаемый Fallout 3, так и не увидел своего логического конца. И все-таки, спустя 10 лет, долгожданное продолжение одной из самых лучших ролевых игр в истории лежит на полках магазинов. Сразу же хочется расставить все точки над "I". Перед нами великолепная игра, лучшая CRPG за последнее время и, возможно, лучший PC-проект 2008-го года.
Но, опасения фанатов оригинальной дилогии подтвердились - это не тот Fallout, который мы любили и знали. Да, Bethesda сделала то, что умеет делать лучше всего - очередную вариацию на тему The Elder Scrolls. Созданная на движке Oblivion, Fallout 3 в большей степени похожа на нее, нежели на своих предшественников. Этого следовало ожидать. Делать игры так, как Black Isle Studios, умела только сама Black Isle.
Однако, то, что третья часть не является классическим Fallout, вовсе не должно вас отпугивать. Ничего лучшего и более грандиозного в ближайшее время в жанре все равно не предвидится. Поэтому давайте все-таки попробуем оценить Fallout нового поколения так, как она этого заслуживает. Ведь не нужно иметь натасканный глаз, чтобы увидеть, что создатели подошли к своему творению с любовью и старанием. Которые, к тому же, были дополнены мастерством и большими деньгами.
Гигантский бюджет Fallout 3 ощущается с первых кадров. И дело не только в "звездном" озвучивающем составе. К слову, здесь засветились такие товарищи, как Рон Перлман, Лайам Ниссон и Малькольм Макдауэл. Мир игры полон деталей. Внимание уделено всему, каждой черточке, каждому кирпичику, камню. Да, безусловно, мир Fallout 3 - это не красочное, полное густой растительности королевство Oblivion. Но и к вселенной, в которой конец света уже случился, Bethesda смогла подойти творчески, создав цельный, правдоподобный, очень мрачный, но при этом далеко не однообразный и скучный сеттинг.
Пыль, пустыни, мертвые деревья, заброшенные города и деревни, населенные людьми в лохмотьях станут вам по-настоящему близки. Памятники человеческой цивилизации действительно могут вызвать приступ печали, а чудовищные мутанты напугать. Больше всего понравилось, что Fallout 3 игра, в которой все "по-настоящему". Это имеет отношение и к системе моральных понятий. Зло - есть зло, добро - есть добро. И, несмотря на то, что границы между ними могут казаться размытыми, четкая определенность, что есть что, на самом деле, присутствует всегда.
Но вернемся к оформительским элементам. Поначалу Fallout 3 впечатляет. Многие рецензенты уже говорили о том, что момент выхода из убежища сродни моменту выхода из канализации в Oblivion. И мы с ними согласимся. Только добавим, что чувства испытываешь несколько иные. Если в Сиродиле вы испытали восторг с восхищением, то здесь скорее тот же восторг, но уже с некоторой внутренней тревогой. Скорее всего, вы сразу же обратите внимание, что визуально Fallout 3 - облагороженный Oblivion. Да, текстуры стали лучше, да добавилось детализации. Но, все же, это уровень 2006-го года! Симпатично, но уже далеко не сногсшибательно. А иногда, когда присмотришься, понимаешь, что даже откровенно плохо.
Возможно, это связано с тем, что игра нацелена в первую очередь на консоли (Xbox 360 и PS3), у которых ресурсы далеко не безграничны. Может быть. И все-таки хотелось бы, чтобы земля под ногами смотрелась не столь отвратительно, а NPC (разнообразием лиц, увы, Fallout 3 не изобилует) двигались так, как и положено живым людям. К слову об анимации. Она, к сожалению, также ужасна, как и в Oblivion. Кукольные движения, странные, ненужные пасы руками - еще не все. Лицевая анимация значительно хуже, чем в Half-Life 2! Наконец, неестественны движения предсмертной агонии. Помните, как смешно выглядели трупы в Oblivion? Здесь, примерно, то же самое. Спасибо, что хотя бы позволили сносить руки, ноги, головы неприятелям (приятелям, к слову, тоже можно), наблюдая за фонтанами крови. Это правильно. Fallout обязана быть взрослой игрой.
Только не переключайтесь на вид от третьего лица. Движок просто не в состоянии нормально функционировать в нем. Да и зрелище жалкое. Новый Fallout создан исключительно для игры с перспективой из глаз.
Но если к визуальной составляющей справедливо можно придираться, то к звуку - нет. Именно ради таких игр и покупаются мощные Hi-Fi акустические комплексы. Потрясающая оркестровая музыка, удачно подобранный актерский состав (не беда, что фраз у NPC немного), бесподобная реализация объемного звучания. И, конечно, полноценное радио с несколькими станциями, передающими музыку разных стилей. При наличии соответствующей техники, вы всегда можете ориентироваться в пространстве не только по картинке на мониторе, но и по шорохам, идущим с разных сторон. Ага, слева движется что-то не слишком большого размера. Справа слышна тяжелая поступь жирного мутанта. Fallout 3 с хорошей аудиоаппаратурой и с обычными "пищалками" - все равно, что две разные игры.
А, что же геймплей? Ну, то, что в редакторе у вас получится обязательно урод, сомнения не вызывает. Таковы уж особенности кривой Oblivion-системы. Зато S.P.E.C.I.A.L. на своем положенном месте. Имеем три ключевых понятия, из которых складывается то, как герой ведет себя в разных ситуациях. Первое - характеристики, вроде силы, ловкости, интеллекта, удачи, телосложения. Второе - умения, всего в количестве 13 штук (вместо 18 ранее). От них зависит, кем будет персонаж. Могучим воином, стрелком или, например, подлым вором. И, наконец, третье. Самое интересное - легендарные перки, уникальные особенности героя, которые даются с ростом уровня или за особые заслуги. Например, вы можете получить перк компьютерного гения или перк, позволяющий лучше находить общий язык с детьми. Количество их велико. К слову, черты (traits) из прошлых Fallout'ов в третьей части также превратились в перки.
В целом ролевая система Fallout 3 глубже и интереснее, нежели в Oblivion. Но, по сравнению с Fallout 2, она была упрощена. Видимо, для того, чтобы проект был понятен большему числу игроков. Однако боевую часть не стали сводить к простецкому клику. Система наведения на разные части тела врагов - V.A.T.S. - в строю. Останавливаем время, выбираем различные конечности (успех попадания, впрочем, не гарантирован), очередность атак - если AP хватает, то происходит бой. Враг все еще жив? Отбежали, подождали пока AP восстановились, повторили. Просто? К сожалению, да. Значительно проще, чем 10 лет назад. И ощущается совсем иначе. Зато многие враги выглядят действительно шикарно. За уродливые морды мутантов мы готовы простить дизайнерам даже пресных NPC. Беда только в том, что разнообразием врагов нас тоже не побаловали. Хотя AI приятно удивил. Впервые в RPG неприятели могут принимать логически обоснованные решения.
Со свободой перемещения все в полном порядке. Скажем больше - она безгранична. Хотите наплевать на главный квест и заняться своими делами? Пожалуйста. А ваши дела могут быть предельно разнообразны. Нравится убивать всех подряд? Вперед! Станьте главным маньяком этого мрачного мира. Любите воровать? А как же карма? Ничего. Чтобы получить от Fallout 3 все - нужно побывать и плохим и хорошим. Многие задания недоступны персонажу с низкой кармой. Как и наоборот. Ах, да. Самое главное. Вам позволят взорвать атомную бомбу и снести целый город, наблюдая за красочным грибом издалека. Разве вы никогда не мечтали об этом?
Дополнительных заданий множество, побочных сюжетных линий интереснее основной - тоже. Если основной квест можно пройти за 20-25 часов, то на полное исследование мира уйдет никак не меньше 100. И то, что от всего этого вы получите огромное удовольствие, сомнений не вызывает. В лучших традициях Fallout большинство историй в игре необычны и оригинальны.
***
Fallout 3 - огромная игра. Мы рассказали вам лишь о малой доле того, что в ней можно найти, не затронув такие моменты, как собственноручное создание оружия, торговлю, грабеж караванов. И все-таки - это не продолжение Fallout 2. Нет, это что-то другое. Со своей уникальной атмосферой и собственным миром. Отличная ролевая игра от Bethesda. Must have, если хотите. Но не будущий культ. Нет.
Плюсы: Огромный, свободный мир. Впечатляющие квесты.
Минусы: Не Fallout. Нет. Что-то другое.
Лучшие комментарии