


Геннадий Воробьев
авторЛюбимые игры 31
Смотреть всеАктивности


Во время релиза (ещё оригинальной версии) я в Dark Souls 2 влюбился: она казалась колоссальным апгрейдом по сравнению с первой частью. В DS2 постарались прокачать ваще всё: тут огромное количество оружия, заклинаний, ковенантов, локаций, боссов, противников, NPC, ситуаций. Тут сразу дают телепорт по кострам, вводят новые боевые механики вроде пойза и хвата двумя руками, приводят в чувство мультиплеер и чего только ещё не делают. Выглядело как идеальный сиквел!
Но спустя годы (а ещё спустя все остальные фромовские соулсы), когда я вернулся к DS2 через Scholar of the First Sin, я понял, что в сиквеле сильно перегнули палку с новшествами — многие из них попросту нормально не работают.
Оружие и эквип ломаются? Да, но — это вообще не проблема: от костра до костра оружие сломаться не успевает, о состоянии эквипа вспоминаешь только в редких случаях с особыми врагами и лужами, которые призваны как раз ломать эквип, а баг от 60 fps в переиздании починили.
Скорость анимаций теперь привязана к новой характеристике? Да, но — полезность этой характеристики настолько эфемерная, что предпочитаешь прокачивать другие навыки и смириться с тем, насколько медленно твой персонаж пьёт эстус.
Много всяких врагов и боссов? Да, но — геймдизайнеры обожают закидывать тебя миллионом бомжей (даже в качестве боссов!), и вместо благородных битв с парированиями, уворотами и позиционкой получается неуклюжая соулская версия Серьёзного Сэма. И что самое стрёмное, в Scholar of the First Sin бомжей накидали ЕЩЁ БОЛЬШЕ.
(Проблемам конкретно Scholar of the First Sin вообще можно отдельный отзыв посвятить. Тут не только тупо больше врагов, чем в оригинале, но они ещё и более настырные — видят вас за километр и бегут за вами на другой конец Скайрима.)
Много красивых локаций? Да, но — во второй половине возникает ощущение, что игра тупо отказывается заканчиваться. Ты уже и до Главного Замка дошёл, и кольцо короля получил, и уровень у тебя уже давно за сотку перевалил, а игра всё продолжается и продолжается и продолжается. С DLC так и вовсе можно сотню часов угрохать — и это ну не прям комплимент, потому что не все локации одинаково хороши (а некоторые даже не прорисованы нормально).
А ещё после Elden Ring в DS2 ловишь больше раздражения от совершенно идиотских хитбоксов: понять, что тебя зацепит, а что нет, или где твой взмах мечом пройдёт, а где зацепится о стену, местами просто невозможно.
Конечно, все минусы не делают Dark Souls 2 прям плохой игрой — она всё равно лучше большинства соулсов не от Фромов. Игра всё равно дарит кучу запоминающихся моментов: от неловких (ох уж этот лифт в Iron Keep, катающийся в неевклидовом пространстве) до атмосферных (ах, Маджула! ах, туманный лес!) и смешных (bear-seek-seek…)
Но в итоге репутацию белой вороны в семействе Dark Souls вторая часть, на мой взгляд, получила вполне заслуженно: сперва ты очарован всеми отличиями, всеми экспериментами, всем амбициозным гигантизмом, но спустя 50 часов понимаешь, что Фром не зря отказалась от половины того, что наделала в Dark Souls 2 — так игровая формула оказывается куда менее душной.






В первой половине Ori and the Will of the Wisps кажется самой чудесной метроидванией на свете: безумно красива, умопомрачительно звучит, очень бойко управляется, отзывчива словно самая милая девушка в истории девушек.
Во второй половине… ничего не меняется — всё ещё офигительно круто, но авторы начинают угорать по жёстким таймингам. Чувствуешь на собственной заднице недостаточно щедрые хитбоксы, не понимаешь шаблоны поведения критически важных снарядов и сбиваешься из-за слишком похожих маркеров. Это происходит далеко не всегда и не везде, но когда с таймингами жестят, жопная боль от редких недочётов становится прям сильной.
Но блин, как можно обижаться на игру, когда тут такой совёночек, на которого посмотришь и хочешь его защищать от житейских напастей до конца своих дней? Да ещё и под такую душераздирающую музыку, словно попал в самый сказочный эпик в своей жизни.












Во время релиза (ещё оригинальной версии) я в Dark Souls 2 влюбился: она казалась колоссальным апгрейдом по сравнению с первой частью. В DS2 постарались прокачать ваще всё: тут огромное количество оружия, заклинаний, ковенантов, локаций, боссов, противников, NPC, ситуаций. Тут сразу дают телепорт по кострам, вводят новые боевые механики вроде пойза и хвата двумя руками, приводят в чувство мультиплеер и чего только ещё не делают. Выглядело как идеальный сиквел!
Но спустя годы (а ещё спустя все остальные фромовские соулсы), когда я вернулся к DS2 через Scholar of the First Sin, я понял, что в сиквеле сильно перегнули палку с новшествами — многие из них попросту нормально не работают.
Оружие и эквип ломаются? Да, но — это вообще не проблема: от костра до костра оружие сломаться не успевает, о состоянии эквипа вспоминаешь только в редких случаях с особыми врагами и лужами, которые призваны как раз ломать эквип, а баг от 60 fps в переиздании починили.
Скорость анимаций теперь привязана к новой характеристике? Да, но — полезность этой характеристики настолько эфемерная, что предпочитаешь прокачивать другие навыки и смириться с тем, насколько медленно твой персонаж пьёт эстус.
Много всяких врагов и боссов? Да, но — геймдизайнеры обожают закидывать тебя миллионом бомжей (даже в качестве боссов!), и вместо благородных битв с парированиями, уворотами и позиционкой получается неуклюжая соулская версия Серьёзного Сэма. И что самое стрёмное, в Scholar of the First Sin бомжей накидали ЕЩЁ БОЛЬШЕ.
(Проблемам конкретно Scholar of the First Sin вообще можно отдельный отзыв посвятить. Тут не только тупо больше врагов, чем в оригинале, но они ещё и более настырные — видят вас за километр и бегут за вами на другой конец Скайрима.)
Много красивых локаций? Да, но — во второй половине возникает ощущение, что игра тупо отказывается заканчиваться. Ты уже и до Главного Замка дошёл, и кольцо короля получил, и уровень у тебя уже давно за сотку перевалил, а игра всё продолжается и продолжается и продолжается. С DLC так и вовсе можно сотню часов угрохать — и это ну не прям комплимент, потому что не все локации одинаково хороши (а некоторые даже не прорисованы нормально).
А ещё после Elden Ring в DS2 ловишь больше раздражения от совершенно идиотских хитбоксов: понять, что тебя зацепит, а что нет, или где твой взмах мечом пройдёт, а где зацепится о стену, местами просто невозможно.
Конечно, все минусы не делают Dark Souls 2 прям плохой игрой — она всё равно лучше большинства соулсов не от Фромов. Игра всё равно дарит кучу запоминающихся моментов: от неловких (ох уж этот лифт в Iron Keep, катающийся в неевклидовом пространстве) до атмосферных (ах, Маджула! ах, туманный лес!) и смешных (bear-seek-seek…)
Но в итоге репутацию белой вороны в семействе Dark Souls вторая часть, на мой взгляд, получила вполне заслуженно: сперва ты очарован всеми отличиями, всеми экспериментами, всем амбициозным гигантизмом, но спустя 50 часов понимаешь, что Фром не зря отказалась от половины того, что наделала в Dark Souls 2 — так игровая формула оказывается куда менее душной.

В первой половине Ori and the Will of the Wisps кажется самой чудесной метроидванией на свете: безумно красива, умопомрачительно звучит, очень бойко управляется, отзывчива словно самая милая девушка в истории девушек.
Во второй половине… ничего не меняется — всё ещё офигительно круто, но авторы начинают угорать по жёстким таймингам. Чувствуешь на собственной заднице недостаточно щедрые хитбоксы, не понимаешь шаблоны поведения критически важных снарядов и сбиваешься из-за слишком похожих маркеров. Это происходит далеко не всегда и не везде, но когда с таймингами жестят, жопная боль от редких недочётов становится прям сильной.
Но блин, как можно обижаться на игру, когда тут такой совёночек, на которого посмотришь и хочешь его защищать от житейских напастей до конца своих дней? Да ещё и под такую душераздирающую музыку, словно попал в самый сказочный эпик в своей жизни.

Страшно симпатичная альтернатива «Цивилизации» — с уникальным антуражем и своими значимыми геймплейными фишками.
Больше всего выделяются семейные древа: есть король или королева, есть их супруг, есть их дети, есть придворные — и у каждого, как у персонажа в RPG, имеются свои характеристики и черты характера. Характеристики закаляются в детстве, наследуются от родителей, меняются в зависимости от жизненного пути, надламываются от неожиданных событий — в общем, становятся генераторами историй.
За семейными деревьями следишь — от того, кто станет следующим главой государства, сильно зависят экономика страны, отношения с соседями, а иногда даже доступные действия. Хочется скипнуть неудавшегося наследника трона и передать корону более способному бастарду? Это не понравится семье неудачника, которая контролирует важные города — а ваш народ ещё и не поймёт, с чего бы бастард стал королём. Хочется основательно прокачать свою кровиночку прежде чем передавать трон? Круто, но во время обучения кровиночка схлопотала характеристику «Глупец», а король внезапно умер и кровиночке пришлось возглавить страну раньше времени — крутись как хочешь. И такого тут довольно много.
Ещё одна любопытная фишка — система приказов вместо стандартных ходов. Вы не можете управлять всеми своими юнитами каждый ход — у вас ограниченное количество приказов. С одной стороны, это вынуждает постоянно смещать фокус действий (сейчас раздаём приказы рабочим, а на следующий ход — воюем), а с другой — позволяет сделать каждым юнитом чуть больше обычного, потому что приказы можно докупать.
Плюс Old World красивая: не технологически, а художественно. События сопровождаются эпическими картинами, для персонажей не поленились нарисовать портреты с разными вариациями, да и в целом у игры есть чувство, скажем так, собственного достоинства — она аутентично звучит, недурно написана, неплохо управляется и даже подкидывает ссылки на исторические статьи в Сети, на которых основано то или иное событие.
Не успел наиграть в Old World достаточно много, чтобы уверенно заявлять о всех её плюсах и минусах, но на пару каток игры совершенно точно хватит — синдром «ну ещё один ход» тут силён практически так же, как и у дядюшки Сида Мейера.

Но Big Bad Wolf, похоже, не из таких.
У меня вообще нет проблем с бюджетностью в видеоиграх: ни хорошему геймплею, ни интересному сюжету большие деньги не требуются. Нужно лишь делать акценты на сильных сторонах проекта и грамотно маскировать слабые.
В Swansong всё как будто наоборот: авторы замахнулись на интерактивное кинцо уровня Quantic Dream или хотя бы Telltale, но решили, что напоказ нужно выставлять самое поганое, что у них есть — деревянную, нечитаемую лицевую анимацию.
Диссонанс просто ужасающий: Big Bad Wolf постоянно показывает крупным планом лица, которые едва-едва шевелят губами и не выражают никаких эмоций, пока актёры озвучки пытаются что-то играть. В итоге получается невероятных размеров зловещая долина, когда не понимаешь, какую эмоцию сейчас выдавливает персонаж — критический недостаток для кинца.
И такая удивительная небрежность в Swansong всюду:
— Записочки вываливаются непрошибаемыми кирпичами текста, которые набраны мелким, неприятным шрифтом и часто не имеют даже самого элементарного форматирования. Ну разбейте вы свои кирпичи хотя бы на видимые абзацы, господибожемойэтоженевозможночитать >_<
— Звук сведён как попало: цоканье каблуков бывает чуть ли не громче диалогов, соседние реплики часто произносятся с разной интонацией (словно это два разных дня записи озвучки), уровни звука скачут, а местами актёры и вовсе делают акценты не на тех словах, будто звукорежиссёр видел голый текст и понятия не имел, как должна звучать фраза.
— С самого начала игра сносит тебя водопадом имён, событий и терминов. Знание сеттинга спасает, но не до конца. И вроде бы тут есть кодекс, но см. претензию к записочкам: кодекс написан точно такими же колючими простынями с неприступными текстами.
— Отдельно отлупил бы дизайнера персонажей: вампиры должны быть на стиле, словно пришёл на голливудскую ковровую дорожку. А здесь прикиды почти у всех такие, словно они замахиваются на общественную провокацию уровня «Леди Гага в платье из мяса».
При этом разработчики не бесталанные: фирменная ролевая система с акцентом на социальщину и прокачку через диалоги интересная, дизайн окружения явно лучше дизайна персонажей, а местами проклёвывается завуалированный эротизм, характерный для вампирского сеттинга.
Но господибожемой, насколько же неряшливой оказалась Big Bad Wolf. С трудом наиграл в Swansong полтора часа и не смог заставить себя проходить игру дальше — даже если дальше она раскачивается, смотреть на эти постные рожи и плакать от дуболомных стен текста нет никаких сил.

А получил:
— Не маленькую игру, а здоровенный генератор решений с широченной комбинаторикой.
— Не роуглайт, а роуглайк, где отсутствие метапрогресса не кажется упущением.
— Не на пару вечеров, а вот уже на 30+ часов меньше чем за неделю.
Спасите :(

То есть ты придумал остроумный сеттинг колдунов-спецназовцев, сделал классную пошаговую боевую систему с массой классных нюансов и вместо того, чтобы собрать на этой основе мощный аналог XCOM или Into the Breach с реиграбельной кампанией-песочницей, случайными элементами и генератором миссий…
…Вот вместо всего этого роскошества ты, дорогой Том Фрэнсис, сделал скромную линейную сюжетную игру?
Тут правда крутейшая боевая система: приходится постоянно разрываться между разными решениями, продумывать многоступенчатые комбо и пробовать вариант за вариантом — благо кнопка Ctrl + Z в рамках фазы бесконечная, поэтому к ошибкам по глупости игра крайне снисходительна. Проморгал изъян в своём мастер-плане? Отмотай время назад и попробуй ещё раз — нет нужды обманывать игру через квиксейвы.
Благодаря этому в Tactical Breach Wizards чувствуешь себя офигенным: сюда ставим щитовика-жреца, он кидает тактическую баррикаду и отшвыривает в неё вот этого жирнющего врага с гигантской полоской ХП; в этот момент из другой двери врывается ведьма-коп и мощным зарядом из волшебной полицейской дубинки добивает здоровяка, выкинув его в окно. План сработал идеально — ты великолепен! (а сколько раз ты его перепробовал, пускай останется твоей маленькой тайной)
И такую боёвку хочется пить взахлёб — с кучей вариаций, бесконечными ситуациями, вариативной прокачкой. А вместо этого предлагают рельсовую сюжетку, где каждое задание застыло в своей первозданной форме, где нельзя получить новых персонажей раньше положенного, где прокачка, строго говоря, линейна, а в эквипе дают настроить разве что скины.
Первые часа полтора я был этим слегка разочарован — а потом сюжет стал раскрываться. Оказалось, что за первым слоем из ироничных диалогов скрываются вполне себе глубокие персонажи. Что смешной сеттинг колдунов-спецназовцев можно раскрутить в масштабный шпионский триллер (даже детективную доску придётся заполнять!). Что каждый победный экран со статистикой можно ждать с нетерпением, потому что они все уникальны и удачно отражают произошедшие события.
Том Фрэнсис — прекрасный сценарист и создал отличных персонажей с хлёсткими ироничными диалогами (которую лишь самую капельку водянистые). Его история идеально выдерживает баланс между абсурдными смешнявками и живостью, настоящестью.
В итоге концовку встречаешь с воодушевлением: ты прошёл длинный путь, совершил большой подвиг и немножко грустишь, что с персонажами придётся расстаться. Как хорошо, что даже для титров подготовили парочку приятных сюжетных сюрпризов!
Том Фрэнсис не ошибся — этой чудесной тактике действительно идёт формат линейного сюжетного приключения.
(Но роуглайк-песочница на основе Tactical Breach Wizards всё равно была бы очень-очень кстати.)

Боевая система :(
Tunic хочет быть прям как Dark Souls — с эстусом, перекатами, кострами, фреймами неуязвимости. Только зачем-то вместо отзывчивого управления здесь стали изобретать велосипед: парирование щитом срабатывает через целую вечность после нажатия кнопки — и это не баг, а фича.
Парирования критически важны для некоторых врагов, но с такой задержкой это становится контринтуитивным действием. Вот знаете, когда ребёнка заводишь, нужно заранее продумать, в какой детский сад и школу его следует отдать, иначе он никуда не попадёт — так и парирование в Tunic нужно нажимать за несколько лет до того, как оно вам понадобится, иначе ГГВП.
И это страшно досадно, потому что за пределами боёвки игра прям очаровательная: лисёнок милейший, картинка опрятная, а главная фича с загадками через руководство пользователя — офигеннейшая. Как же круто тут это самое руководство нарисовано, словно скан реально напечатанного буклета! А как разжигает интерес искусственный язык, который мешает просто взять и прочитать инструкции!
И вроде бы решение есть: в настройках можно включить как сниженную сложность, так и попросту бессмертие. Но бессмертие не спасает от боёв: враги от вас ни за что не отстанут, пока вы их не убьёте; пробежать мимо них, поглотив урон, не получится. Но и ввязываться в бой не хочется, потому что это просто скучно.
На одном из моментов за мной увязался добрый десяток врагов, которые пробежали вслед за мной через половину Скайрима и всей толпой стали мешать открыть сундук — здесь у меня взорвалась жопа и я удалил Tunic.

Очень обидно за Phoenix Point.
Тут масса интересных идей, которые на бумаге делают Phoenix Point прекрасной эволюцией XCOM от Firaxis. Система прицеливания, которая должна исключить процентный рандом как в XCOM? Круто! Несколько фракций с механикой дипломатии? Огонь! Разные самолёты и наземный транспорт? Давайте сюда!
И в первые часы возиться с Phoenix Point действительно интересно: любопытно попробовать все особенности, любопытно исследовать обвесы для людей и машин, любопытно даже следить за сюжетом.
Но уже спустя пару десятков часов начинаешь уставать. Игре очень не хватает стремительности XCOM от Firaxis: бои становятся длиннее, но не интереснее; от возни с ресурсами как-то ни горячо ни холодно; абилки бойцов восторга не вызывают и не дают тебе чувствовать свою мощь.
В конце концов, даже в системе прицеливания начинаешь видеть изъян, из-за которого раздражение от промахов никуда не девается: вас точно также может подвести совершенно неожиданный выстрел в молоко, когда кажется, что попадание должно быть гарантированным.
Плюс скучаешь по лоску XCOM: как там круто бойцы стоят перед высадкой, как ты запоминаешь всех по именам, как Брэдфорд зачитывает брифинг, пока ты летишь со своим отрядом в кабине Скайренджера. Phoenix Point пытается что-то из этого воссоздавать, но получается хуже. Оказывается, чисто косметический пафос может очень сильно повлиять на восприятие игры!
В итоге случилось самое страшное: команда явно талантливых разработчиков вооружилась уймой крутых идей и… сделала попросту скучную игру.

В системных требованиях этой игры впору писать ещё одну строчку — умение довериться автору.
Если автору вы не доверяете, TLOU2 попросту рассыпается. А? Ты убиваешь моего любимого батю в самом начале и заставляешь меня смотреть, как он мучается? Ты что, с ума сошёл? Чего?? Ты хочешь, чтобы я 10 часов играл за убийцу моего любимого бати?? Ты что, крышей поехал?? ЧТО??? В КУЛЬМИНАЦИИ ПРОИСХОДИТ ВОТ ЭТО??? Ну это полный кринж, бро.
Нюанс в том, что на самом деле все события выстроены последовательно, закономерно и с невероятной любовью к персонажам, несмотря на весь творящийся ужас — просто нужно то самое доверие автору. Тогда смерть бати не покажется издевательством — ведь он был прекрасным человеком. Убийца бати не будет вызывать столько отвращения — ведь у её истории есть уйма красивых рифм с историей главной героини. А кульминация окажется плодотворной почвой для дискуссии — ведь поводов для этого поступка игра покажет достаточно.
Но до всего сюжетного мяса добираться трудно: автор вызывает слишком сильную эмоцию в начале, через которую чрезвычайно сложно переступить; он очерчивает слишком много сюжетных линий, которые даже в 30-часовой игре не успеваешь переварить и освоить (некоторые вещи я понял только на четвёртое прохождение с комментариями режиссёра); он очень-очень хочет, чтобы вы умели читать чувства по лицам — многие важные моменты попросту не проговариваются напрямую, а рисуются мимолётной мимикой.
Если вас это не пугает, TLOU2 окажется прекрасна: тут множество сильнейших сцен, которые крепко отпечатываются в памяти; тут великолепно сыгранные персонажи, у которых практически нет аналогов по уровню проработки; тут многослойная, уникальная по своей подаче история, где можно отыскать бездну метафор и неожиданных пересечений.
Но для всей этой красоты нужно уметь довериться автору. Автору, который держит в руках кирпич и говорит: «Я сейчас вломлю тебе по голове, но отвечаю, это крайне важная часть экспириенса — просто доверься».
Я доверился. И это действительно важная часть экспириенса. И это того действительно стоило. Но кирпич выглядит настолько угрожающе, что легко понять тех, кто пошлёт автора нахер.

Прекрасный детектив, где вы будете выстраивать генеалогическое дерево по запросам в интернете 1990-х. Оказывается, идти по следу из хлебных крошек в виде подозрительно звучащих слов, которые напрашиваются на гуглёж, может быть очень интересно!
Но это всё же не «Обра Динн» — в поджанре инди-детективов про распутывание цепочки событий она всё ещё остаётся лучшей, потому что идёт в комплекте с густющей атмосферой. А в The Roottrees are Dead атмосфера хоть и есть, но более расслабленная и местами даже с юморком — неплохо, но всё же не то, чего хотелось бы.