+1250
1

Fleurdelys047

Подписчики 6
Последнее посещение: Сегодня

Мой топ

Последние добавленные игры

Мои отзывы

Все отзывы
+4
The Coma 2: Vicious Sisters
Корейская история ужасов

Платформа: Switch

Время прохождения: 5 часов

Наконец-то прошёл дилогию хорроров от Devespresso Games (она же Dvora Studio). Всё-таки разработчики умеют создавать увлекательные и красивые игры. Если первая часть ощущалась этакой пробой пера, то вторая является крепким инди-проектом, который не стыдно показывать людям.

Для начала несколько слов о порте для Switch: хоррор отлично работает, плавные FPS, никаких просадок, персонаж моментально реагирует на нажатие кнопок, с чем у меня возникали проблемы в первой части. Загрузки обычно быстрые, разве что запускается игра долго. Один раз после сохранения у меня перестала работать карта, проблема починилась после перезапуска. В целом, игра отлично работает на Сычевальне.

Стартует вторая часть с того места, где закончилась первая: Ёнхо в коме, Мина периодически навещает его в больнице вместе со своей подругой Дахён. Медальон, знакомый игрокам по первой части, находится у Мины, и через несколько недель происходит то, о чём вы знали с прочтения первого предложения отзыва: она попадает в теневой мир. Да, теперь мы играем за подругу детства главного героя.

Если первая часть рассказывала о побеге подростка из демонической школы, редко объясняя игроку, что здесь происходит и как устроен потусторонний мир, то вторая часть, словно эксгибиционист, раскрывает своё пальто, наполненное записками, и говорит: «Читай». Персонажей, с которыми можно пообщаться, стало больше, игрок постепенно будет узнавать, кто такие Охотники на духов и что есть Кома, в записках можно обнаружить историю появления Злобной Сестры и т.д. Да и в целом сюжет связан не только с банальным поиском пути в реальный мир, Мина будет втянута в сражение во имя спасения всего человечества от апокалипсиса (хотя если подумать, то это тоже звучит банально, зато эпично). Стоит также упомянуть, что в игре продолжают затрагивать проблемы школьного бытия: если в первой части чуть ли не каждая записка кричала о том, что экзамены для корейского подростка являются чудовищным стрессом, то во второй нам поведают о травле Дахён со стороны одноклассников, что долгое время не замечала её подруга Мина, живущая в своём мирке и избегающая принятия сложных решений. К счастью, разработчики не говорят в лоб, как же это плохо, и не предлагают решений, стоя над игроком в нравоучительной позе, лишь заставляют задуматься об этом, а заодно предлагают быть более чуткими и внимательными по отношению к своим близким. Полезный совет.

Раз история почувствовала себя важной, то и место действия решило разрастись в масштабе, теперь мы побываем не только в школе, но и в других районах города. Старые места не исчезают, практически в любой момент можно вернуться назад, чтобы выполнить сюжетный или дополнительный квест. Со временем в игре для вашего удобства появятся кротовые норы, что являются своеобразными телепортами, обычно ведущими в прежде закрытые комнаты на ранее изученных локациях.

Исследовать их приятно, ведь выглядеть игра стала в разы лучше. Если первая часть даже в ремастере нарисована немного небрежно и грубыми мазками, то после выпуска рогалика Vambrace: Cold Soul художники стали придерживаться в остальных своих играх обновлённого единого стиля, благодаря чему они выглядят словно ожившая манхва, в том числе и последняя крупная игра Scarlet Hood and the Wicked Wood, блог о которой можете обнаружить на моей странице. Да и звучит игра намного лучше: в первой части я не запомнил музыку вообще, однако саундтрек второй я нередко переслушиваю после его релиза, когда игра только вышла, а я проходил её на ПК, но по тем или иным причинам забросил. Включите Strange Happenings, где сквозь холодные мистические звуки пробивается сломанная мелодия школьного звонка, или Seoul Noire с её меланхоличными клавишными инструментами, звучащими под завывания полицейской сирены – звучит атмосферно, загадочно, а в определённые моменты жутко.

Исследовать локации не только приятно, но и нужно. На них хватает полезного лута, и со временем появятся жадные души, не позволяющие открыть важный ящик – для их исчезновения придётся тратить специальные спички. Записок разбросали с целый книжный шкаф, так что лороведам будет чем заняться. Однажды вам попадётся ломик, с его помощью получится открыть заколоченные двери на старых локациях, и зачисткой неизученных комнат придётся заняться, если пожелаете проапгрейдить свой рюкзак. Квесты тоже никто не отменял. В первой части они оказались для меня не особо очевидными, да я их и не нашёл, поэтому истинная концовка решила не дожидаться меня. В The Coma 2 всё намного проще: исследуете каждую комнату на новой локации и рано или поздно обнаруживаете новых персонажей. Если выполнить их задание по сбору вещей до того, как отправитесь в новый район, то получите рецепт крафта для ловушки. Мина применит её в катсцене, в ином случае придётся пожертвовать частью здоровья на всю оставшуюся игру (насколько мне известно, ранения будут отображаться не только на healthbar'е, но и на самой Мине). Без нескольких концовок тоже не обошлось, так что придётся внимательно бродить по локациям в поисках ключевых предметов.

Геймплейно вторая часть практически не изменилась, мы всё так же исследует локации и уклоняемся от ловушек, пока за нами охотится бессмертное существо. Изменился хоррор в мелочах. Ловушки стали появляться немного хаотично, поэтому вы не будете точно знать, ждёт ли вас кровожадный призрак под столом в знакомой комнате или нет. Появились тени-преследователи, которые могут выпрыгнуть из ниоткуда. Они медленные, но надоедливые. Однажды я вышел из комнаты, и по скрипту появилась теневая версия мисс Сон, порабощённая плоть, выглядящая как учительница главной героини, и в это же время меня окружили два преследователя. Сказать, что я в этот момент запаниковал, значит, не сказать ничего. Порабощённая плоть тоже немного изменилась, теперь от неё проще скрыться, когда она находится в коридоре вместе с вами, главное, чаще прислушиваться к окружению и идти в противоположную сторону от звука цоканья каблуков. Если она вас заметит, то придётся прятаться, и в укрытиях для контроля дыхания появилось QTE, сложность которого, как я понял, зависит от вашей стамины и уровня маскировки шкафа. Мисс Сон больше не интересно просто калечить героиню, она обязательно постарается её схватить, и здесь есть несколько вариантов развития событий: либо вас ждёт моментальный game over, либо Мина использует одноразовый перцовый баллончик, но для этого тоже нужно выполнить QTE, а в панике легко перепутать правильный порядок действий. К счастью, в отличие от Ёнхо героиня не перекатывается на месте, а совершает длинный рывок, поэтому уклоняться от чужих атак стало проще.

Если подумать, многие элементы игры разработчики в чём-то упростили, а в чём-то усложнили. Обратимся к инвентарю: теперь у нас есть ячейки быстрого доступа, отныне не нужно лезть в инвентарь за бинтами, однако рюкзак у героини маленький и позволяет засунуть в себя только 4 предмета, а апгрейд можно получить где-то под конец игры, и то его найдут не все. Со временем для открытия ящиков и некоторых дверей придётся тратить спички, но начального коробка должно хватить на всю игру, да и денег разбросано столько, что можно особо не задумываться о менеджменте предметов. И так во всём. Да, вторая часть стала немного проще своего предшественника, но из-за нововведений в неё приятнее играть, я хотя бы мог ориентироваться по звуку и спокойно выходить из кабинетов, пока монстр бродит за экраном, где я его, естественно, не вижу, когда в первой части меня часто обнаруживали моментально, не давая и шанса пройти незамеченным. Надеюсь, в следующей игре разработчики найдут баланс между удобством и сложностью, было бы неплохо усложнить элемент выживания, чтобы ресурсы стали менее доступными.

К счастью, некоторое упрощение геймплея не испортило атмосферу хоррора. Мисс Сон продолжает неторопливо и неприятно цокать каблуками, пока ищет жертву, и неистово вопить, когда видит героиню, тени-ловушки не изменяют себе и нападают неожиданно, жутко выглядящие длинные и тёмные коридоры давят на психику игрока, заставляя того как можно скорее найти открытую комнату с укрытием, саундтрек на каждой новой локации звучит всё менее и менее дружелюбно, ещё и неожиданных сценок стало побольше: то призрачная рука ударит по окну, то тень кого-нибудь зарежет на ваших глазах. Не обошлось у меня и без случаев, когда я выходил из комнаты, а Мину тут же хватали за шею – как здесь не испугаться?

Игра получилась отличным двухмерным инди-хоррором. Изучать потусторонний мир увлекательно, а из-за местных преследователей нередко сталкиваешься с чувством тревоги. Разработчики немного переборщили со снижением сложности, ведь уклоняться от врагов нетрудно, а спасительный баллончик приобрести легко, но хуже от этого The Coma 2 не становится, в неё всё равно интересно и приятно играть, однако надеюсь, что в следующей части, The Coma 2B: Catacomb, они найдут баланс между комфортным геймплеем и ограничениями, необходимыми в жанре horror, чтобы игрок всегда находился на грани жизни и смерти.

Неплохой сюжет, отвечающий на вопросы, которые оставались после прохождения первой частиПриятный глазу визуалХороший саундтрек, который хочется слушать и после выключения игрыРазнообразие локацийВторая часть так же способна держать в напряжении игрока, как и перваяМало головоломокИгра стала несколько проще первой части
23 марта, 12:03
+4
AI: The Somnium Files - Nirvana Initiative
It’s… Kaniza

Котаро Учикоши опять мне мозг взорвал. Если в первой части AI: The Somnium Files, новеллы с элементами квеста, я не мог понять, почему в каждом руте убийца разный, то во второй он заставил меня поверить в то, что половину трупа можно обнаружить спустя 6 лет в идеальном состоянии, словно прошло несколько часов после смерти. Это же невозможно! Сдвиг времени? Переписывание истории? Клоны или близнецы? Хотите добраться до истины? Удачи, только никто не подскажет, правильный ли вы выбрали путь. Ещё и истинную концовку спрятали, от которой у меня в душе образовалась непонятная пустота. Зачем? Мне нужно просто принять происходящее? Такова цена хэппи-энда? И что будет дальше? Чем больше ответов, тем больше вопросов…

Сюжет всё так же хорош, постоянно приходится анализировать происходящее и сопоставлять новые эпизоды с уже пройденными, чтобы разобраться в огромном клубке противоречий и недосказанностей. Играть предстоит за двух детективов, что действуют в разные годы, но занимаются похожими расследованиями – сценарист делает всё возможное, чтобы запутать игрока и не дать ему насладиться своим триумфом после решения очередной загадки. Другими словами, перед нами отличная детективная история, в которой под конец все кусочки пазла встают на свои места, а игрок произносит: «Точно, именно так я это и представлял!» При всей серьёзности сюжета игра не забывает и о юморе: местная клоунада на месте. Инспектор Кагами (или Каниза? Опять забыл), зацикленность Канамэ Дате на порножурналах, абсурдные появления Айбы и новенькой Тамы во снах, кринжовые, но от этого не менее забавные танцевальные номера – всё на месте. Это японская игра, юмор здесь специфический, вот мой совет для тех, кому подобное не нравится: просто отдайтесь потоку дурачества, и вы моргнуть не успеете, как начнёте улыбаться во время очередной абсурдной реплики персонажей.

Дате. Дате никогда не меняется. Буквально не меняется. Больше не скажу, ибо это относится к первой части.
Дате. Дате никогда не меняется. Буквально не меняется. Больше не скажу, ибо это относится к первой части.

Геймплейно игра слегка преобразилась: экшен-моменты с QTE-шками встречаются чаще, кнопок нужно нажимать больше, чем раньше. Появилось исследование места преступления, воссозданного в VR, где несколько раз вам встретятся сложные головоломки, и я не буду врать, что моментально их решил. Во-первых, они действительно непростые. Во-вторых, если игрока спрашивают, какое слово или код нужно вручную прописать, то больше из диалога не выйти. После очередной неудачи AI-ball, искусственный интеллект внутри глазного импланта, даст подсказку, которая быстро пропадает, а я, может, хочу осмотреться на локации и потратить на изучение улик столько времени, сколько мне нужно, почему нельзя? В парке, наверное, минут 20 просидел, потом пошёл гуглить гайд. И, судя по обсуждениям в Steam и на Reddit, я не один такой. В финале игры снова показывают метод решения, но, честно, я так и не понял, как это работает. Сны подозреваемых тоже на месте, игровой процесс там практически не изменился, разве что появились эпизоды, в которых необходимо быстро реагировать. И, да, времени всё так же мало, всего 6 минут, некоторые сомниумы придётся перепроходить несколько раз, и разработчики прекрасно знают, что вы будете это делать, ведь у AI имеются дополнительные реплики, звучащие в случае, если откроете какой-нибудь замок без изучения подсказок. Во сне тоже хватает головоломок, особенно отличился мозг главного антагониста, где каждая комната, в которых нас запирают, является испытанием с ловушкой (как я понял, это сновидение – отсылка на серию других игр сценариста, Zero Escape, в которые я пока что не играл. В бонусном контенте, кстати, можно пройти эпизод, где Айбу похищает человек в странной маске с капюшоном и запирает в комнате, из которой необходимо выбраться, пока её не затопило). И хотя головоломки в этом эпизоде сложнее, чем встречались до него, но, как ни странно, они понятнее, и обнаружить решение без гайда здесь намного проще. Возможно, к тому моменту я понял, что мыслить нужно нестандартно, или же первые загадки созданы не для моего крохотного умишка. Думаю, что-то из этого точно окажется правдой. В любом случае эти пазлы заставили шестерёнки в моей голове крутиться, а это главное, даже в квестах не всегда встречаются хорошие и сложные головоломки, работающие по законам логики.

Так выглядела моя тетрадь, когда я пытался выжить в голове маньяка.
Так выглядела моя тетрадь, когда я пытался выжить в голове маньяка.

Ещё в новшества можно записать тамагочи, что будут напоминать о себе каждые 20 минут, а также внутриигровые ачивки, получение которых открывает костюмы для ваших AI, что можно приобрести за очки, полученные после взросления питомца, а также при нахождении скрытых глазных яблок во снах. Для девушек создали специальную комнату, где они могут переодеться или пообщаться с вами. После прохождения игры костюмы разрешат использовать и в сомниумах. Мелочь, а приятно.

Прошёл я новеллу часов за 25, примерно столько же я потратил на первую часть. Игра была куплена на Nintendo Switch. Графика и так в обеих частях бюджетненькая, и я не требую от новеллы в 3D картинки уровня АААА-проекта, однако на Сыче даже её пришлось отправить под нож. Выглядит не так отвратительно, как в порте The Outer Worlds, но в некоторых моментах, особенно во снах, игра выглядела слишком мыльно. Также иногда встречаются подзагрузки и тормоза. В общем, если готовы пройти игру на большом экране, а не в портативе, то лучше приобретите её на другой платформе. Порт не ужасен, но и до идеала ему далеко. И, да, официально игру не переводили, поэтому консольщикам без знания иностранного языка придётся пользоваться словарём и онлайн-переводчиком. Периодически обращался к первому, когда видел несколько незнакомых или забытых слов, и ко второму, когда их было слишком много, из-за чего мой мозг полностью отказывался переводить реплики персонажа. Но даже так сверхсложным текст не назову, это не какая-нибудь мудрёная RPG вроде Disco Elysium, которую порой и с переводом сложно понять, поэтому можно спокойно играть в AI с минимальными знаниями английского, заодно подтянете язык.

После прохождения могу сказать следующее: обязательно поиграйте в AI: The Somnium Files - nirvanA Initiative, если вам нравится, когда сценарист уважает вас как личность думающую и способную к длительным размышлениям. Однако не забудьте сначала пройти первую часть, если ещё этого не сделали по какой-то непонятной причине.

Прекрасная детективная историяОтлично прописанные персонажиВеликолепная работа сценариста, благодаря которой абсурдная комедия в любой момент может легко превратиться в мистический триллер или хоррор и наоборотСложные головоломкиФансервисные комнаты с Тамой и АйбойНе всегда подсказки помогают найти решение загадкиПорт для Switch мог быть лучше
15 марта, 16:14
+3
WILL: A Wonderful World
Трудно быть богом

WILL — это визуальная новелла о похожей на школьницу богине, которая потеряла память. К счастью, проснулась она не в морге под присмотром летающего черепа, а в уютной комнате рядом со своим помощником, говорящим пёсиком. В обязанности богини Миф входит чтение писем от взывающих к ней живых существ, людей и животных. Девушка способна переписывать произошедшие события, устраивая тем самым хэппи-энд или отправляя человека на тот свет. Естественно, первое в приоритете, если она желает и дальше получать от людей письма, являющиеся своеобразным проявлением их воли.

В начале отзыва я не совсем верно указал жанр игры. Изображений тут минимум, встречаются они редко, чаще всего игрок будет читать текст на цветной бумаге, где также можно обнаружить рисунки и заметки пишущего (однажды такие записи на полях смогут пригодиться в прохождении), напоминает старые новеллы, где текст проявлялся на всём экране, однако там сменялись фоны, на то они и ВИЗУАЛЬНЫЕ новеллы. Не уверен, делают ли так сейчас, обычно все диалоги и размышления сегодня печатаются в небольшом окне. WILL же больше похожа на текстовый квест. Мы читаем письмо, а после при помощи волшебного пера меняем местами некоторые фразы, что повлияет на финал данного эпизода, и окончаний обычно предостаточно для того, чтобы заставить вас думать над решением долгое время. Учитывайте, что нередко нужно читать сразу два письма и перемещать фразы из одной истории в другую. Иногда могут возникать части текста, которые должны идти в конкретном порядке, или же они вызывают противоречие, поэтому некоторые отрезки не могут находиться в одном письме, и подобные условия усложняют процесс поиска идеальных концовок для двух и даже трёх персонажей одновременнно. Также некоторые финалы могут оказаться недоступными, пока не завершите прочтение других писем, а ещё пару раз игра постарается вас запутать: привыкли, что необходимо везде открывать S-финалы? А для получения такой концовки в последнем письме одного рута нужно в другом эпизоде получить плохой финал, вот так вот! Кто сказал, что будет легко?

Так выглядит игровой процесс.
Так выглядит игровой процесс.

Местные головоломки неплохи, и обычно во время их решения можно отталкиваться от содержимого текста, также подсказки нередко расположены в концовках, но когда перемещаемых фраз становится очень много, окончаний около девяти, а их содержание часто повторяется, то трудно подобрать нужный порядок действий, т.к. перестаёшь понимать, чего от тебя хотят. Вполне возможно, что у меня IQ, словно у хлебушка, и читаю я невнимательно, и нет никаких сомнений в том, что другие игроки получат все S-концовки с первого раза, но, по моему скромному мнению, некоторые подобные перегруженные эпизоды проще проходить подбором всех вариантов, чем пытаться понять задумку разработчиков. Возможно, ещё дело в переводе – русская локализация качественная, meine respektierung, но переводчики могли упустить некоторые языковые тонкости в перемещаемых фразах.

Но, несмотря на подобные случаи, игровой процесс всё же увлекает, для подобных квестов и новелл он ощущается глотком свежего воздуха, да и не геймплей здесь правит балом. В игре множество драматичных и смешных историй и больше десяти персонажей: есть у нас школьница, пытающаяся понять неприступного учителя ИЗО; отправившаяся на заработки мексиканка, с которой в плохих концовках могут сотворить такое, чего и врагу не пожелаешь; её брат, вступивший в китайскую банду, чтобы найти пропавшую родственницу; отаку, которого преследует маньяк; начинающий коп с гипертрофированным чувством справедливости, познающий прелести реальной работы в полиции; несколько людей с психическими расстройствами, из-за которых они не могут нормально жить в обществе и т.д. Чуть ли не все будут регулярно помирать из-за собственных непродуманных решений, а те, кто не умрёт в плохих концовках, лучше бы погибли, некоторые финалы неприятно читать (давно не слышали о жестоких человеческих пытках? Руты брата и сестры напомнят о них), собственно, разработчики об этом предупреждают во время запуска игры. Нередко вы будете наблюдать за персонажами в чужих рутах, а в их собственных начнёте понимать причины их нестандартного поведения. К героям привязываешься, и вашей главной целью станет поиск лучшей судьбы для них. Не стоит забывать и о богине, что со временем поймёт устройство мира и постепенно начнёт вспоминать, кто же она такая. Естественно, в конце будет НЕОЖИДАННЫЙ ПОВОРОТ, куда же без него в историях с изменением событий.

Типичная схема эпизодов в новелле.
Типичная схема эпизодов в новелле.

После завершения некоторых сюжетных веток у меня появилось ощущение, что истории нескольких персонажей не завершены, ведь у них остались незаконченные дела. Однако после прочтения каждого нового письма я задумывался, а можно ли изменить судьбу этих героев? Эти люди не могут существовать спокойно, Миф помогла им решить сегодняшнюю проблему, но завтра они снова постараются усложнить себе жизнь. Те же несчастные, что не добились своей первоначальной цели, смогли взглянуть на пройденный путь под иным углом, и, возможно, их жизнь когда-нибудь изменится к лучшему. В любом случае, в этой игре главной является лишь одна сюжетная ветка — история богини, что присматривает за глупыми смертными. Во время получения истинной концовки игры понимаешь, что не имеет значения, завершены истории или нет, важны лишь принятые решения, и не всегда хороший выбор ведёт к счастливому концу, да и возможно ли вообще добиться такого исхода? Но это лишь мои размышления, я не хочу разбирать сюжет, раскрывать спойлеры и говорить, является ли история отличной или ужасной. Она вызывает эмоции, иногда приятные, иногда не очень, и их не хочется забывать, а значит, разработчики трудились не зря.

Если хотите поиграть в нестандартный текстовый квест/визуальную новеллу от китайских разработчиков, то смело беритесь за эту игру, с удовольствием проведёте время. Проходил я её, кстати, на телефоне, порт отличный.

Персонажи, за чью судьбу переживаешь больше, чем за своюНеобычный игровой процессНаличие неплохих головоломокВ игре присутствует немало жестоких ситуаций, и не всем понравится читать подобноеНе всегда понятно, как получить нужную концовкуМало нелинейности, обычно только один финал ведёт к развитию истории
2 марта, 16:50

Награды

Комментатор
Магадан
Статистика
4 года на сайте 2 623 комментария 20 356 плюсов 4 931 минус
Сообщество