В этом мире мало света. Солнце бледное, подсвечивает ещё больше тьмы, поступающей волнами, ослепляющие любого, кто копошится в этой тьме, отвлечённого от ритма войны мольбой к ангельскому свету. Серая и грязная пепельная заря человечества. Война здесь не просто убивает, она разрывает людей на части, сжигает дотла изнутри и снаружи, зарывая в липком пепле. Надежда давно оставлена где-то в сырой грязи, а честь вытекла вместе с кровью. Ад.
World at War среди игр о Второй мировой войне имеет одну из самых заряженных и осмысленных эстетик. Война преподносится как очень сырой опыт, без патриотических обёрток, морали и искусственных нравоучений. Тьма как она есть. Красота мира деградирующая до одичалой брутальности.
Здесь есть темы, и все они исследуют человеческую тьму. Здесь мало доблести, и о долге говорят лишь для того, чтобы не сойти с ума. Обида и ярость в каждом. Реальность в жестокой агонии.
Brave Soldat, stirb mit mir. Ад с самого начала. Резкая и зловещая тема в главном меню — как предостерегающий крик, вопль обещания, что фраза "ужасы войны" здесь воспринимается куда серьёзнее, чем можно представить в блокбастере популярной серии. Тех, кто не понял, куда попал, после первичного музыкального шока и первобытной брутальности первой миссии глубоко погружают в этот "другой" опыт во второй миссии, более изощрённо.
Little Resistance. Высадка на берег, героический прорыв. Стереотипная оркестровая мантра обещает триумф и славу всем героям. Но с первыми смертями, с первыми признаками суровой правды, музыка эволюционирует через зловещую флейту к ангельскому вокализу, обманом зазывая в разгорячённый ад.
Теперь там, на мёртвом берегу, с ног до головы омытая кровью и правдой, музыка искалечена, дезинтегрирована до эха. Никакого триумфа. Новый трек провожает до окопов дрожащей мелодией, исходящей будто от самого агонизирующего мира, а там — встреча с брутальным и ритмичным индустриальным звучанием. Это шестерни войны заработали. Сырая сила. Всё, что происходит там, далеко в абстрактном музыкальном фоне, здесь, на земле, творится во всём великолепном уродстве. И никакого триумфа, только ритм бойни.
Дальше будет только так: грязь и серость, отчаяние и боль. Ярость и месть, сметающая моральные дилеммы, как горящий поезд. Повсюду дым и кровь. Одни руины. Только тьма и меланхолия из-за чего-то потерянного. Наверное, человечности. Каждый здесь искорёжен, на каждом отпечаток большой войны, на каждом шрам. И свои, и враги — измученные души на измученной земле. Мир бесконечной агрессии, где даже солнце тяготит и угнетает, выжигая глаза тем, кто осмеливается на него взглянуть. Всех поглотила тьма, и все будут сражаться до последнего патрона.
Не знаю, честная ли эта игра, не знаю, насколько этот густой и плотный мрак и дикарский ритм драки — это высказывание, а не просто крутой, аутентичный наряд для популярного шутера. Но среди видеоигр, особенно дорогих, эстетика World at War очень редка. Даже на примере этой же серии Call of Duty, в которой полно игр про Вторую мировую войну, нет больше ни одной такой же. Сырой и яростной, темной и пугающей.