Главная / Игры / Отзывы

Отзывы об играх

+3
Middle-earth: Shadow of Mordor
Эпическое демо

Тени Мордора - игра, приступая к которой, стоит потратить первые 10-15 часов на то, чтобы взахлёб пройти основной сюжет. И не потому что он гениален, эпичен, наполнен неожиданными поворотами: просто, только ближе к концу, Талион, наконец, обретёт все свои способности.

Middle-earth сложно назвать очень интересной игрой: с одной стороны, она миксует множество хороших идей из других популярных серий - от боевой системы Бетмена до паркура из ассасинов. С другой же - это песочница до мозга костей: всю игру наш славный следопыт, в сопровождении эльфийского призрака, будет носиться из одного конца пустой карты в другой, лишь для того, чтобы искать разбросанные по ней коллекционные предметы, да вырезать вражеских командиров.

И лишь к концу игры, она даст полноценно поиграться со своей титульной системой «Немезис»: возможностью создавать «импостеров» в рядах вражеского войска, и продвигать их по службе. Правда, учитывая длительность местного «сюжета», некоторые до этого конца могут просто не дотерпеть.

Что, впрочем, не делает Тени Мордора плохой игрой - если вас привлекает мир Средиземья, то её стоит хотя бы испробовать.

Неплохая завязка сюжета, и, местами, его развитие.Отличная боевая система, построенная на наличии... компаньонаСистема «Немезис», благодаря которой игра генерирует, порой, весьма трудноубиваемых орковМалое разнообразие активностейДополнительных заданий мало, и они не запоминаютсяИстория обрывается довольно резко, оставляя жирный намёк на вторую часть
13 декабря 2022

0
Gungrave G.O.R.E

Халтура чистой воды.

ОзвучкаГеймплейДиалогиФризы без потери ФПС
13 декабря 2022

+3
Final Fantasy VII Remake Intergrade
Мое разочарование

Игра красивая и интересная, яркие персонажи. Я специально откладывал знакомство с 7 финалкой ибо ждал ремейка. Но отвратительная боевка и нудные затянутые пробежки из точки А в точку Б просто убивают все удовольствие. 

ГрафикаСюжетПерсонажиМузыкаБоевая системаЗатянутость сюжетных миссий
13 декабря 2022

+1
Need for Speed: Porsche Unleashed
Need for Porsche

Продолжаем игромарафон по NFS, задача которого проверить актуальность каждой игры серии на сегодняшний день. На очереди - Porsche Unleashed.

Играл в PC-версию.
Технические косяки
. довольно частые вылеты игры(за прохождение штук 10 набрал).
При каждом запуске всплывала плашка с просьбой поставить диск игры, но играть это не мешало, скорее чуть раздражало.

Концепт. После слабых продаж  High Stakes, EA Canada приняла решение сделать экспериментальную часть серии, завязанную вокруг одной марки автомобилей(сюрприз-сюрприз), а именно Porsche.

Режимы. Игра имела 4 режима: одиночная игра - обычная быстрая гонка. Была игра по сети(по понятным причинам сказать ничего не могу).
Но двумя главными режимами были эволюция и гонщик-испытатель.

Вы можете застрять в главном меню, просто наблюдая за красивыми видео Porsche
Вы можете застрять в главном меню, просто наблюдая за красивыми видео Porsche

Эволюция представляет из себя режим карьеры, разбитый на три эры: классическую, золотую, современную.
В зависимости от эры, вы будете есть на машинах разных эпох, от конца 40-х до начала 00-х.
В каждой эре имеется несколько событий, каждое событие - это турнир из нескольких заездов. В отличие от High Stakes, зачастую для участия в событии понадобится не просто машина определенного класса, а именно единственный автомобиль. Рандома у ИИ, кто на какое место придет, почти никогда не бывает. С одной стороны, это требует всегда приезжать если не на первое, то на высокие места. С другой стороны, Дилана вы будете временами ненавидеть.
Вы перейдете в следующую эру, выиграв все события текущей эры в режиме "Турнир".

о чем вас уведомит подобный поздравительный ролик
о чем вас уведомит подобный поздравительный ролик

Также после перехода в следующую эру, у вас будет возможность выиграть автомобиль. Если вы проиграете или произойдет вылет, то машину в подарок вам не получить, придется покупать ее в салоне.

вот такую красоту можно выиграть, по завершению золотой эры
вот такую красоту можно выиграть, по завершению золотой эры

Если вам захочется прокатиться на старой машине вновь, то начиная с золотой эры, вам будет доступен режим "Клуб классики", в современной эре к нему добавится "Золотой клуб".

Режим "Гонщик-испытатель", это первый в истории серии режим с челленджами. В нем вы становитесь гонщиком-испытателем porsche(отсюда и название) и будете проводить различные испытания, от гонок на время до разворота машины на 360 в определенной области.
Также в этом режиме вы можете встретить копов. Как по мне, это самый интересный режим в игре.

в "Гонщике-испытателе" даже завезли формальный сюжет
в "Гонщике-испытателе" даже завезли формальный сюжет

Геймплей. Porsche Unleashed - первая игра в серии, имеющая полноценные развилки на трассах. В зависимости от карты, это могут быть и две дороги, и целая сеть развилок.
Трасс в игре сравнительно немного, но они довольно большие, зачастую вам будут попадаться реверс-версии. Трассы по большей части спринтовые, но есть и кольцевые, вроде Монте-Карло. У каждой трассы есть свои погодные условия(например, в Альпах большую часть трассы будет снежный сектор, а Автобан встретит вас дождливой погодой).
Карты живописные(ровно настолько, насколько им позволяет 2000 год), графика сделала большой скачок вперед по отношению к прошлой части.

кинематографичный режим никуда не делся, но в этот раз предпочтительнее выглядит обычный экран
кинематографичный режим никуда не делся, но в этот раз предпочтительнее выглядит обычный экран

Физика. Физика в игре стала НАМНОГО сложнее, чем когда-либо в серии. Первое время заносы - это обычное дело, приходится привыкать к тому, что ты не сможешь затормозить мгновенно, как раньше, приходится учиться оттормаживаниям.
Пару слов про камеры. Их тут также 4, но в этот раз вид с полным погружением невыгоден из-за больших перепадов трасс, вид из салона выглядит слабенько, а положение камеры от третьего починили и вблизи, и вдали. Именно с последними двумя больше всего ездил.

я ведь не единственный, кто кроме стрелочки на панели ничего разглядеть не может?
я ведь не единственный, кто кроме стрелочки на панели ничего разглядеть не может?

Porsche Unleashed стала симкадой, и это игре пошло только на плюс. В игре повреждения влияют на ходовые характеристики, отрабатывает подвеска, установленные детали влияют на поведение машины, под каждую трассу желательно иметь свою настройку. Кстати об этом.

Тюнинг. В этой игре впервые в серии появился тюнинг именно в том виде, в котором мы его знаем до сих пор. Теперь недостаточно просто нажать кнопку купить, нужно подбирать каждую деталь и не забыть ее установить на свою машину. Также теперь машину можно и нужно настраивать.

Не забыли авторы и о косметике. Раньше она появлялась на машинах автоматически при покупке комплекта, теперь вы можете сами разукрасить машину и салон в любой цвет, добавить на нее номер, а также использовать несколько заготовленных наборов наклеек(наклейки тоже можно красить).
Также в гараже вы можете откинуть/поднять крышу(если у автомобиля такая возможность есть), и вообще подр... насладиться видом своей автомобиля: заглянуть в салон, открывать и закрывать двери и капот.

колхоз, но мой ведь)
колхоз, но мой ведь)

Также, как и в High Stakes, машины ломаются и их нужно ремонтировать. Но в этот раз можно как отремонтировать имеющуюся деталь, так и заменить ее новой.
Автомобили также можно покупать и продавать. Купить можно как новый автомобиль(это будут самые новые модели, зачастую актуальные для нужных вам заездов), так и старые автомобили(в основном автомобили, уже вам ненужные, да и они побитые).
Продать автомобиль вы можете за любую сумму, но если вы выберете ценник выше текущего, то ждать вам покупателя придется долго. Цена автомобилей меняется в зависимости от эры, советую автомобили эры классики придержать как можно дольше.

Прочие детали. Качество звука в этой части сильно выросло, это касается и звуков автомобилей, и качества саундтрека. Но самого саундтрека очень мало, и не сказать, что все из него бодрит.
В игре есть отдельная вкладка "Хроника Porsche", где вы можете рассмотреть на временной шкале, какой автомобиль, и когда выходил, а также для каждого автомобиля будут фотографии.
После каждой гонки, вам будут показывать повтор вашего заезда. Это было и в прошлой части, но теперь вы можете полноценно управлять повтором: ускорять его и замедлять, менять камеру, можете его сохранить и посмотреть в меню в любое удобное вам время.

                                                                    *     *     *

Need for Speed: Porsche Unleashed - неплохая симкада, с немного затянутой карьерой, но действительно классным режимом испытаний, который не дает заскучать.
За счет своего оригинального концепта, игра актуальна даже на сегодняшний день.
Но при этом у игры довольно странное послевкусие, словно говорящее тебе: "Одной такой игры в серии хватит". Спасибо, что она одна такая.

много porscheочень много porscheочень много porsche, которые еще и бывают speedв игре есть только porsche
13 декабря 2022

+2
Crossout
Обзор после месяца игры в 2022

Игра обошла меня стороной в своё время. После рекламы на СГ решил попробовать эту игру.

Она поразила своим разнообразием. Тут нет устоявшейся меты - почти (копья неиграбельны) с любым типом оружия можно играть и получаться удовольствие. Типов оружия масса, хотя на первых порах доступно всего три. Через пару недель можно открыть синие - там ещё 4. Дальше, конечно, сложнее, но и представленного оружия с лихвой хватает. Да и, говорят, на высоких уровнях геймплей меняется не так сильно.

Поражает разрушаемость техники. Можно не просто помять врага, можно полноценно разобрать по частям. Отстрелят колесо - не сможешь ездить полноценно, потеряешь все колеса - превратишься в стационарную турель. Отстрелить можно и оружие, и радар. Некоторые модули взрывоопасны. Поэтому их  прячут вглубь крафта.

В игре неполноценная физика - урезана для получения максимального удовольствия, но многие её особенности перенесены в игру. Тут можно нагревать докрасна отдельные детали для увеличенного урона. Можно "утюжить" противников - если твой крафт в виде горки, то можно забрасывать противников на себя, получая огромное преимущество. Есть "экраны" - сильно выпирающая деталь, которая примет на себя бОльшую часть урона. Отдача мощного оружия могут опрокинуть неустойчивый крафт, а стрельба назад ускоряет крафт.

Жемчужина всей игры - конструктор. Огромное количество деталей, огромное количество вариаций. Универсального крафта нет. Всегда надо идти на уступки - поставить лишнее оружие или важный модуль. Спрятать оружие, чтобы его было сложно разрушить или поставить его на виду, чтобы и тебе было легче стрелять.

Для неинженеров есть выставка с кучей фильтров с помощью которого можно воспользоваться чужими наработками. Были бы детали. Некоторые фармятся через репутацию, некоторые крафтяся за ресурсы или покупаются на рынке.

Рынок - возможность за внутриигровую валюту купить крафт. Даже платный. Цена определяется спросом и предложением. Зачастую дешевле продать ресурсы, и на эти деньги купить крафт. А можно, наоборот, скрафтить и продать, получив прибыль.

Игра ФТП, поэтому тут донат. Что меня удивило - донатные машины - мусор. Но, если их разобрать, можно получить интересные детали. А можно их продать.

В целом, очень годный отечественный продукт.

Отличный конструкторРынокФизика и разрушаемость крафтаМножество видов вооруженияНикакого pay to winХороший балансНо фармить репутацию и ресурсы всё-таки придётсяБаланс неидеальный
13 декабря 2022

+5
Need for Speed: The Run

Сначала было прикольно окунуться в новый сюжет нфс, пока не познакомился с физикой автомобилей, самим сюжетом и тупой дрочильней каждой гонки где полиция игнорирует всё кроме тебя.

13 декабря 2022

+4
Grand Theft Auto: Vice City

Когда думаешь о Vice City, пытаясь вспомнить, за что бы такое ей снизить оценку, ничего не приходит на ум. По крайней мере, мне.
Шикарный, красивый город, расположенный на трех островах. На удивление, графика 2002 года не становится препятствием к тому, чтобы кайфануть от местных нейоновых улиц. Этот город имеет особенную атмосферу пошлости и кекса! Не зря же главного героя постоянно окружают толпы девчонок. Этот город буквально пропитался разнузданностью и вальяжностью наркомафии.
И именно в этом городе Томми Верчети собирается стать главным. Чего и добивается в конце.
Но перед этим ему предстоит покататься на классных тачках и мотоциклах, поиграть в гольф, поплавать на яхтах и скоростных катерах, пострелять с тонны разных пушек, облетать весь город на вертолетах, украсть танк, ограбить банк, ограбить тюрьму на предмет союзника. Накупить себе десяток недвижимости и предприятий вроде клуба, таксопарка, печатного издания, собственный небоскреб и еще бог знает что.
А может даже поучаствовать в спортивных гонках на автомобилях на местном стадионе. 
Господи, чего только нет в этой игре. Хотите потаксовать? Побыть водилой автобуса? Продавать наркоту под видом мороженого?
Сейчас таких игр вы не увидите даже от самой Rockstar. А какая же здесь музыка играет на радио ммммм. Кстати, как насчет крышевать группу крутых рокеров?

Эта игра - не стареющая пошлая развратница которая сделает все как ты хочешь!Она такая одна.
13 декабря 2022

+4
The Callisto Protocol
Sci-fi horror без ужаса и без фантастики.

    Как поклонник horror/sci-fi, очень ждал выхода проекта. Даже не столько ради игры как таковой, сколько ради аудио-визуального удовольствия. И именно на этой составляющей я хотел бы сосредоточить свой короткий отзыв.

   Что ж, я был разочарован. Да что уж там, плевался местами. Главным (и для меня - единственным) неоспоримым достоинством The Callisto Protocol стала графика: потрясающая детализация окружения, монстров, персонажей; великолепная работа со светом (как с лучами, так и без) и реализация игры "цифровых актеров"... Несомненно, ошибки и фризы могли подпортить впечатление от технической части игры, к счастью, на PS5 я таковых не встретил.

    А вот с художественной точки зрения дела обстоят, в лучшем случае... нормально. Эпизодически The Callisto Protocol способна выдать весьма впечатляющие ракурсы, однако большую часть времени мы вынуждены бродить по безликим техническим коридорам. Вообще, проектирование зданий и сооружений в видеоиграх (особенно, в линейных экшенах)  – штука сугубо специфическая. Их масштаб, планировка и функциональное наполнение зачастую довольно далеки от условного "реализма", тогда как на первый план выходит подчиненный геймплею дизайн и яркие визуальные маркеры. Кто-то покрутит пальцем у виска: "чел, какой реализм ты ищешь в космической тюрьме далекого будущего!" В том-то и беда – в The Callisto Protocol попросту нет никакой тюрьмы строгого режима, нет никакой заброшенной колонии, нет пусть и фантастических, но помещений в которых живут и работают люди. Я поверил в станции Talos-1 и Sevastopol, в корабль USG Ishimura и даже в город Rapture, но я не смог поверить в комплекс условных "дженерик-помещений", зовущихся "Black Iron Prison" (по сути – библиотека моделей "scary starship interiors vol.4") Ладно бы эти помещения полнились живыми эпизодами, сценами катастрофы, происходящей на наших глазах. Ведь мы стали свидетелями самого начала эпидемии и лавинообразного обрушения всей тюремной системы... Нет, ничего подобного нет и в помине. 10-и секундные аудио-файлы с воплями обитателей? Или дешево-трэшовые настенные надписи вроде "Death Is Coming"? Не смешите мои тентакли, говорят, они и так смешные.

  Здесь я зашел на территорию сюжета. Сказать о котором в общем-то и нечего. Он примитивен, он вторичен (скорее "100500-ичен"), он не дает никаких знаний о мире и о месте, в котором разворачивается действие, равно как и об его участниках. Это не Bioshock и не Prey, это что-то близкое к первым "резидентам". Драмы планетарных масштабов нам никто и не обещал, но уж на вменяемую историю главных героев чего бы не разориться... Эх, топовый facial motion cap и в холостую.

   Примерно то же самое можно сказать об аудио-составляющей игры. Конечно, зловещие оркестровки, нагнетающий напряжение эмбиент и палитра пугающих, тревожных звуков не были забыты. По большей части, всё это хорошо работает, НО... Здесь также нет и доли индивидуальности, всё какое-то незапоминающееся и очень стандартное... Ну знаете, библиотека сэмплов "monsters roaring vol.7", все дела. Прошло уж больше 10-и лет с момента моего последнего посещения Dead Space, а я до сих пор помню пробирающие булькающие звуки интерфейса, тяжелое кряхтение товарища Кларка из глубин своей консервной банки, болезненное дыхание некроморфов в отделе гидропоники, да и много чего ещё... Ко всему прочему у меня наблюдались технические проблемы с позиционированием звука, от чего роботы и отдельные мутанты звучали не "от источника", а как генеральный источник, то есть прямо в уши. Надеюсь, этот момент починят вслед за фризами, но починят ли всё остальное...

   На этом всё, геймплейную составляющую The Callisto Protocol о(б)суждать не берусь. О ней много сказано и написано. К сожалению, она также чаще раздражала, чем развлекала. Что ж, в январе будет безумно интересно сравнить "соперников" по горячим следам. Спасибо прочитавшим мой отзыв!

    

Графическая частьАнимацияЭто всё ещё не приевшийся злобный мрачненький sci-fiДизайн локацийБезыдейность и прямой плагиат с Dead SpaceЭлементы трэшаГеймплей чаще раздражает, чем развлекаетОдноклеточный сюжет
13 декабря 2022


+1
Beholder 2
Министерство (не)счастья

Не каждому сиквелу суждено сравниться с оригинальной игрой. И Beholder 2 явно из числа таких сиквелов. Продолжение похождений госслужащего претерпело множество изменений, по сравнению с первой частью: изменился, частично игровой процесс, сменилось место действия, сильно возрос масштаб происходящего. И не все эти изменения пошли сиквелу на пользу.

В этот раз, в наши руки попадает Эван Редгрейв - сын известного политика, которого высокопоставленный батюшка распорядился перевести в столицу. Прямо перед тем, как его бездыханное тело распласталось на мостовой, прямо перед главным Министерством. Министерством, в котором нам, теперь, придётся пробиваться с низов, попутно расследуя странные обстоятельства смерти родителя.

Геймплейно, Beholder 2 отходит от идей оригинала: если в нём мы, в равной степени, выполняли обязанности домоуправляющего и доносчика, всё время разрываясь между первым и вторым, то сиквел ушёл в сторону полноценного квеста - время на выполнение заданий здесь, в основном, не ограничено, офисная рутина является необязательным и неэффективным способом фарма денег и репутации, а умереть в Beholder 2 почти невозможно. Почти. Помните об этом.

Офисный игровой процесс. Меняется по мере продвижения по службе
Офисный игровой процесс. Меняется по мере продвижения по службе

Время здесь стало третьим игровым ресурсом - если, прежде, течение его было неумолимо, то теперь Эван расплачивается временем, как валютой, за большинство выполняемых действий. Часок на работу, часок на болтовню с коллегами, 5 минут на восхваление статуи Мудрого вождя. Ох, рабочий день закончился, приходите завтра.

С одной стороны, это плюс: зубодробительный темп оригинала мог бы отпугнуть неподготовленного игрока. С другой стороны, при сравнимом с первой частью сюжетном наполнении (Beholder 2 разнообразней на события, но сути это не меняет), первая часть проходилась за 5 часов. Вторая проходится за 10-12 и, к тому времени, успевает «выдохнуться». Особенно, на последних уровнях, где проседает и интересность игрового процесса, и остроумность действительно, поначалу, хороших историй. Особенно вдвойне, если вы идёте на истинную концовку, для которой нужно собрать ВСЕ коллекционные предметы в игре. Их, если что, 25.

В итоге - эту игру можно пройти один раз, не пожалеете. Но, если Beholder хотелось перезапустить сразу же, чтобы увидеть альтернативные последствия своих выборов, то в сиквеле такого желания не возникает. Тем более, что, после первого этажа, ничего особо и не меняется.

Всё ещё не самая плохая атмосфера, хоть она и потеряла свою мрачностьДействительно хорошо прописанные диалоги и текстыЗатянутостьБлиже к концу игры сегмент в квартире становится почти бесполезен
12 декабря 2022

+5
Overcooked! 2
Залипательно

Играть вдвоём и стараться получить 3 звезды очень весело!) 

Ещё один уровень и точно спать)Спать не хочется(
12 декабря 2022

+4
Super Contra
Джонни, они на деревьях!

Итак, я прошёл «Супер Контру» гораздо быстрее прошлой части, хоть она была и сложнее. Когда научился играть, то ни вылезающие из-под земли пушки, ни сидящие на деревьях скрытые снайперы, ни гигантские танко-роботы не страшны!

Игра вообще ни разу не копия предыдущей  Contra — разработчики постарались сделать её максимально разнообразной и отличной от предшественницы. Помните, в первой были миссии с видом сзади, где герой продвигался вперёд по коридору? Так вот, здесь это изометрический вид сверху, но каких-то особенных фишек ему как будто немного не хватает.

В общем, бомбическое продолжение!

Красочные и новые локацииНовые виды противниковУвлекательные боссыЗагадочные инопланетные штуки в конце и на этот раз их гораздо большеПрикольные геймдизайнерские решения, типа, "пробивай себе дорогу сам"Изометрический вид недостаточно отличается по геймплеюФинальный босс очень лёгкий
12 декабря 2022

+2
Mirror's Edge

  Игра, в которой мы преодолеваем препятствия и преграды путём использования акробатических трюков. Вид от первого лица увеличивает погружение, а отличные анимации движения заставляют поверить в достоверность происходящего. Перемещаться приятно и увлекательно.

  Стильный и красивый город представляет из себя как будто симфонию стекла, стали и бетона, покрытых в разных местах всеми цветами радуги.

  Добавлен немного выделяющийся элемент шутера, избежать которого на высоких сложностях нельзя.

  Для тех, кому кампании окажется мало, для того, что бы насладиться полётом, предусмотрен режим соревнований, где можно проходить главы кампании и заранее заготовленные маршруты на время.  

Отлично реализован паркурКрасивый и строгий город
12 декабря 2022

0
Cyberpunk 2077
Крупные игрожуры снова крупно облажались с оценкой

Решительно не согласен с прессой, которая поливала игру калом. По факту в разы интереснее однообразного топорного ведьмака. Но видно, что не хватало времени на все идеи, и, особенно, на тестирование. В остальном - отличная ААА игра, стоит своих денег точно.

Видно, что вложено много ресурсовСайд квесты иногда интереснее основной ветки, сделано с душойСаундтрекГрафика топ, но и нужен топ Пека для ее раскрытияКиану РивзМне зашла основная идея сюжета про парадокс Корабля Тесея и что есть душа человекабаги. Даже сейчас имеются некоторые баги звука, анимацийнужен мощный пека для максимального кайфа
12 декабря 2022

+1
Thimbleweed Park

Ироничный пиксельный квест как "прощальный поклон" жанра из 90-х от бывших разработчиков "Лукас Артс". Обаятельные персонажи пробудят в фанатах "адвентюр" ностальгию и заодно сломают "четвертую стену".

12 декабря 2022

0
Beholder

Тоталитарный аналог винтажной игры "Как достать соседа" погружает в атмосферу тоталитаризма. Пройдя через множество "маленьких историй" жителей коммуналки управдому придется узнать свою судьбу.

12 декабря 2022

0
King's Quest

"Sierra" вернулась к истокам и переосмыслила свою легендарную серию квестов. Первые два эпизода игры радуют харизматичными персонажами, яркой картинкой и неплохим геймплеем с "вилками" сюжета, но в дальнейшем игра превращается в "кинцо" с самоповторами.

12 декабря 2022

+1
Kentucky Route Zero

Завораживающий "симулятор ходьбы", который понравится поклонникам Дэвида Линча или Габриэля Гарсии Маркеса, имеет стильное сюрреалистический визуал и длинные диалоги с особой "магией южных штатов".

12 декабря 2022

+1
The Red Strings Club

Любителей киберпанка порадует эта пиксельная инди-игра, в арсенале у которой простые игровые механики и интересный нуарный сюжет. Реиграбельность позволяет взглянуть по новому на тайны корпораций и по другому сплести "красную линию" сюжета.

12 декабря 2022

0
Zero Escape: Zero Time Dilemma

Визуальная новелла с несложными головоломками таит в себе очень интересный сюжет. "Королевская битва" постепенно интригует новыми неожиданными поворотами. Жестокий выбор ради лучшего финала!

12 декабря 2022
1 2 ... 761 762 763 764 765 ... 835 836
из 836 страниц