Спустя 5 лет после выхода я наконец добрался до Cybepunk 2077. Баги поправлены, пыль, поднятая в спорах при обсуждении игры, улеглась, всё, можно играть. Эта игра засосала меня внутрь себя на 150 часов, как ни одна другая, и причина тут одна - город. Подобно тому, как Санкт-Петербург является главным героем произведений Достоевского, настоящим протагонистом Cyberpunk 2077 является вовсе не некий V (not for Vendetta), а Найт-Сити. Город, манящий своими огнями, покорил меня. Им не просто любуешься, в него веришь - он вполне мог бы существовать в реальности. Найт-Сити - та причина, по которой не хочется нестись вперед по сюжетной линии, а изучить каждый закоулок, выполнить все квесты, задания фиксеров и заявки на расследования. И коль речь зашла о сюжетной линии - она прекрасна. Это остросюжетное приключение об авантюристе, пытающемся найти выход из крайне сложной ситуации, содержащее в себе всё необходимое - неожиданные глубины и повороты, бешеный экшен, яркие фактурные персонажи, трудности выбора и миллион историй о жизни, смерти, дружбе, предательстве, любви и т.п. вечном. Обрамлено это не только потрясающим визуалом, но и прекрасной музыкой, где-то мрачной, где-то светлой, но неизменно красивой. Всё это заставляет кричать от радости и восклицать "ну вот он, некстген!" Да? Ну, не совсем...
И тут я добираюсь до геймплея. То, насколько вам зайдет то, как Cyberpunk 2077 играется, зависит ровно от ваших ожиданий и позиционировании игры в них. Итак, лучшее представление об игре даст определение "приключение от первого лица". Но как же так, у нас же есть ролевая система, возможность выбора стиля игры и огромный город? Со всем этим есть проблема. Как ролевая игра Cyberpunk 2077 весьма примитивна. Какую бы роль вы не пытались отыграть, история идет примерно по одним и тем же рельсам, а большая развилка случится ближе к концу. Да, доступные концовки для выбора будут зависеть в том числе, какие сюжетные ветки вы довели до конца, но этого маловато. Система прокачки, вариативность прохождения и попытки в иммёрсив-сим тоже крайне робки, игра буквально склоняет вас к тому, что лучший вариант игры - ориентация на смесь из "сначала стелс, а потом как пойдет" и хакинг. В чем смысл выбирать путь мастера меча, если большинство врагов имеют огнестрельное оружие? Ну а большой, будто бы реальный и невероятно красивый город пустоват. Вы не ищете квесты, они заранее отмечены на карте. Забудьте о "исследовать, встретить такого-то, взять квест", всё куда проще и площе. Это не Deus Ex + Skyrim. И это грустно - такой прекрасный город, и такой пустой. Тот его образ, сверкающий в основных сюжетных квестах, заставляет кричать "я хочу больше!" и начать попытки найти что-то столь же увлекательное за пределами основной линии, но там нет ничего. Почти ничего - задания фиксеров сюжетно сухи, киберпсихи проходятся одним и тем же способом, заявки на расследования даже не случайны, это заранее спланированные скучные ситуации. Симуляция окружающей жизни - нулевая, нет даже работающей "экосистемы" из горожан, полиции, бандитов и медиков, которая работает исправно уже несколько десятков лет в Grand Theft Auto. Это, конечно, не Mafia II, но представленное в игре функционирование среды не дотягивает даже до Far Cry 3, где внезапная стычка банд оканчивалась тем, что выживших победителей внезапно сжирает тигр. Не так много, а так радовало.
Ну так что, играется плохо? Нет, играется отлично, если вы будете следовать тому, что ожидает от вас игра, и не искать интересности в тех местах, где её нет. Да, странновато звучит, но в том случае, если для себя вы превратите эту игру в относительно линейное приключение от первого лица и не будете двигаться влево-вправо от основных квестов, то получите море удовольствия. Как уже сказал выше, в игре потрясные история, персонажи, мир, атмосфера, картинка и звук. Возможно, в этой конве будет казаться очень странным решение "драматургов" показать финальные сцены концовки от третьего лица, что немного мнёт погружение, но это даже не гомеопатическая доза дегтя. Ну а про лор я даже заводить речь не хочу - посмотрите на число шизоайсбергов, посвященных игре. Да, во многом это заслуга первоисточника, но в нем самом так подробно ковыряться не хотел почти никто до выхода игры.
Стоит ли Cyberpunk 2077 того, чтобы в неё играть? Да. Сделайте скидку на то, что я описал в тексте, и получите море удовольствия. Это слабая RPG, плоский иммёрсив-сим, плохой опен-ворлд и при этом великолепная игра. Будем надеяться, что в продолжении CDPR подтянут все стороны игры до необходимых высот - они однажды сделали одну из лучших игр всех времен и народов, но с третьей попытки. Cyberpunk 2077 по моему мнению лучше любой из первых двух, так что так надеемся, верим и ждем. И да - если любите путешествия, добавьте в список к Риму, Парижу и Нью-Йорку ещё и Найт-Сити, да и начните с него - попасть в него куда проще и дешевле, а вот выбраться... всё зависит от вас.