Уезжай, уезжай, уезжай,
так немного себе остается,
в теплой чашке смертей помешай
эту горечь и голод, и солнце.
Что с ней станет, с любовью к тебе,
ничего, все дольешь, не устанешь,
ничего не оставишь судьбе,
слишком хочется пить в Казахстане,
Я не знаю, насколько долго делали эту модификацию, но факт остаётся фактом – «Зной» вышла совсем недавно, в 2023 году. Это означает, что к созданию модификации подошли довольно серьёзно в том смысле, что разработчики решили предложить действительно что-то новое, а не просто несколько новых локаций и всё. Конечно, «Зной» не дотягивает до самой знаменитой модификации – «Entropy» - однако у модификации «Зной» есть всё же что-то, чем она может удивить фанатов Half-Life 2 и/или любителей различных модификаций для Half-Life 2.
Главным достоинством «Зной» является собственный особый мир. Разработчики решили реализовать идею, как мог бы выглядеть Сити-17, если бы действие происходило в какой-нибудь республике бывшего СССР. Я не думаю, что разработчики видели и хотели провести некие политические параллели с миром Half-Life 2 и жизнью в СССР. Скорее была цель оседлать популярную в некоторых кругах ностальгию по советской стилистике (но не политической практике, возможно из-за того что в большинстве стран она никуда и не уходила, ограничившись лишь сугубо фасадными изменениями).
Итак, в этой модификации есть история, вполне полноценная история, которая очень хорошо ложится на проработанный мир модификации и его стилистическую составляющую. В игре не говорится, что мы находимся где-то на просторах Казахстана, но вся составляющая дизайна говорит, что местом действия является некая среднеазиатская республика. Сама история никак не обозначает это что означает, что это могло бы произойти в любой другой республике бывшего СССР. Впрочем, такой неожиданный выбор места действия лишь подчёркивает желание авторов предложить что-то новое. Украина у нас уже была, так же как и Россия, а вот среднеазиатских республик, да ещё в сеттинге советского полураспада, это определённо что-то новенькое. Поэтому тут два больших плюса: качественное предложение этого самого советского сеттинга в его фазе полураспада и атмосферы, пусть и условной, пространства некой среднеазиатской страны. Получилось неплохо, особенно для бесплатного проекта. Я не могу сказать, что я узнал Казахстан, но для бесплатной модификации сделано неплохо. И ещё. Для тех игроков кто питает особую ностальгию по советскому дизайну, в игре очень много артефактов той эпохи и скреплены они как друг с другом, так и с миром непосредственно Half-Life 2, достаточно бесшовно. В том смысле, что мне понравился созданный (в итоге получившийся) мир. Мне было интересно, как разглядывать его детали (детализированность мира очень хорошая, т.е. тут нет излишней нагромождённости объектами, но и нет явной пустоты) так и вести бой с противниками. Опять же, для бесплатного проекта сделано отлично.
Локаций в этой модификации довольно много и игра достаточно длинная. Конечно, длительность этой игры добавляют различные головоломки из серии, возьми некий предмет и принеси к специальному устройству, чтобы его активировать или закинь гранату в «окошко», чтобы открыть путь дальше. Их тут много из-за чего, и это главный минус всей модификации, ритм падает практически до нуля. Хотя сами локации выглядят разнообразными и хорошо проработанными, но порой не понятно, что делать дальше и куда бежать. Хотя разработчики (что редкость!) сделали всё возможное, чтобы указать игроку, что нужно делать, с чем взаимодействовать, буквально прикрепив к стенам информационные знаки. Но, увы, локации тут визуально созданы таким образом, чтобы максимально полно создать ощущение открытого мира из-за чего порой я часто заходил в тупики (при этом, это всё та же туннельная игра). Короче, локации сделаны интересно, разнообразно, количество уникальных объектов и их разнообразие на локациях порой даже поражает. В этой модификации нет локаций созданных «лишь бы сделать переход». Нет, каждая локация, даже небольшой переход, именно что уникальная. Видно, что над каждым клочком земли работали многие часы. Это является безусловным плюсом.
Мне очень понравилось, как были реализованы советские локации, как например подъезд в пятиэтажке, который я ещё успел застать в реальном мире. Я помню всё то, что показали разработчики (действительно, получилось очень аутентично). Я так долго уделяю внимание сеттингу локаций, так как это является одним из главных элементов. Вторым же являются головоломки, коих в игре много. Возможно, даже слишком много. Добавьте теперь к этому союзных НПС которые взаимодействуют как с игроком, так и с окружением, т.е. открываю двери, дают игроку оружие и всячески направляют его действие (создают иллюзию реального мира, как это делали НПС в Half-Life 2, к примеру, Алекс). Это является неизбежным элементом игры, который пропустить невозможно. Нам как бы рассказывают историю, поэтому этот элемент является важной составной частью истории, которой подчинено всё в этой модификации. Поэтому я ещё раз подчеркну тот факт, что ритм в этой игре постоянно прерывается из-за вот таких бесед с НПС и их активности.
Что касается боёв с противниками, их количество, сложность и расположение. Противников тут среднее количество. В принципе, для такого крупного мода, тут много противников, но из-за того что они разбросаны по всем локациям и из-за того что мы постоянно взаимодействуем с нашими союзниками (а также решаем различные головоломки), может возникнуть ощущение что солдат Альянса тут «кот наплакал». Однако нужно учитывать, что разработчики решили отойти от принципа «просто добавь врагов». Нас ставят в разные боевые ситуации (модели), которые не ограничиваются одним лишь «уничтожь наступающих солдат Альянса». К примеру, в одном месте нам необходимо с помощью снайперской винтовки устранить троих противников, в другой уничтожить с помощью РПГ вражеский БМП, а в третьей - вражеский вертолёт (способ, которым мы это делаем, в этой модификации, уникальный, никак не связанный с тем как мы уничтожали технику в классической Half-Life 2, что является плюсом, ибо предлагается что-то новое). Что касается обычных перестрелок с противниками, то они выполнены так же неплохо, и почти всегда обставлены так, чтобы игрок оказывался в новых условиях. Да, это всё тот же бой с солдатами Альянса, вот только окружение и ситуация, она всегда другая, она всегда меняется. В этом смысле «Зной» обходит даже «Entropy», которая, в этом смысле, не предлагает ничего нового (всё тот же классический бой с противниками).
Подводя итог можно смело утверждать, что разработчики модификации «Зной» решили переработать чуть ли не все элементы классической Half-Life 2, поместив всё это в сеттинг советского полураспада и предложив свою собственную историю и даже собственные механики. Получилось, особенно для бесплатного проекта, очень круто. По сути, у нас отдельный, уникальный проект, который имеет лишь фоновую сюжетную кооперация с основным сюжетом из Half-Life 2. Всё остальное, это собственный взгляд авторов.