В 2019 году произошло немало событий, многие из которых было трудно предугадать. Не обошлось без скандалов, провалов, расставаний, приобретений и внезапных новостей о следующем поколении консолей. Пришла пора вспомнить, чем запомнятся прошедшие двенадцать месяцев.
Некстген к нам приходит
В 2012 году о следующем поколении консолей мы не знали практически ничего, лишь слухи витали на просторах Интернета. Теперь же Sony и Microsoft изменили свой подход к анонсам новых платформ — о PlayStation 5 начали рассказывать за полтора года до её выхода, а дизайн новой Xbox показали на мероприятии The Game Awards. Обе консоли поступят в продажу в конце 2020-го — мы ещё не один раз услышим о них во время выставок, но уже сейчас известны некоторые подробности.
PS5 похвастается восьмиядерным процессором с микроархитектурой Zen 2, графическим процессором с поддержкой трассировки лучей, выделенным чипом для 3D-звука и SSD-накопителем, пропускная способность которого лучше всего, что доступно сейчас на компьютерах. SSD позволит играм загружаться во много раз быстрее, чем на PS4, — так, в Spider-Man загрузка занимает менее секунды. Также у PS5 будет обратная совместимость с PS4 — ждать ремастеры не придётся.
Геймпад, судя по всему, не будет внешне отличаться от DualShock 4, зато обзаведётся интересными функциями. Благодаря адаптивным куркам удастся почувствовать разницу при стрельбе из разных видов оружия, тактильная отдача окажется усовершенствованной версией стандартных вибромоторов, плюс обещают улучшенный динамик и повышенную ёмкость батареи.
У Microsoft же никуда не исчезла проблема с названиями консолей — следующее поколение величают Xbox. Похоже, это будет не одна платформа: помимо Series X в продажу также поступит дешёвая версия без оптического привода и с менее впечатляющими характеристиками — что-то на уровне PS4 Pro. Внутри дорогой консоли тоже стоит ожидать SSD, быструю оперативную память GDDR6, мощный процессор и прочее современное железо, а дизайном Xbox Series X не похожа ни на одну из прошлых консолей Xbox — это элегантная «башенка», которую при желании можно положить на бок.
Новое поколение, новые люди
Перед стартом нового поколения консолей внутри Sony прошли перестановки. В июне компанию покинул Кадзуо Хираи (Kazuo Hirai), бывший генеральный директор компании, передавший бразды правления другому человеку. Среди геймеров о нём слышали многие — благодаря фейковому аккаунту в «Твиттере», в котором регулярно публиковались связанные с PlayStation остроумные шутки. Однако и его автор решил приостановить свою деятельность.
В начале октября председатель Sony Worldwide Studios Шон Лэйден (Shawn Layden) ушёл с должности. То ли это его решение, то ли он был уволен — никто так ничего и не объяснил. Через месяц Sony покинул Джио Корси (Gio Corsi), человек, долгое время пытавшийся поддерживать PlayStation Vita.
Наконец, в ноябре сооснователь Guerrilla Games Хермен Хюльст (Hermen Hulst) стал главой Sony Worldwide Studios. Теперь ему предстоит управлять уже не одним коллективом, а 14 внутренними студиями Sony. А бывший президент Worldwide Studios Шухей Йошида (Shuhei Yoshida) займётся более тесным сотрудничеством с независимыми разработчиками, в том числе с создателями игр для PlayStation VR.
Крупные издатели тоже ошибаются
Каждый год крупные издатели выпускают игры, которые получают в прессе низкие оценки и становятся объектами для насмешек аудитории. Но за последние двенадцать месяцев их было особенно много. Больше всех не повезло Ubisoft. В феврале компания выпустила Far Cry: New Dawn, в которой неудачно попыталась превратить серию шутеров в RPG. Потом была The Division 2 — хорошая игра, оказавшаяся коммерческим провалом. А осенью нас ожидала Tom Clancy's Ghost Recon Breakpoint, которая больше напомнила The Division 3, а не новую игру о «Призраках».
У Bethesda тоже был не лучший год. Кооперативный шутер Wolfenstein: Youngblood встретили прохладно, в том числе из-за вездесущих RPG-элементов, которые не лучшим образом вписались в серию. Ещё издательство выпустило Rage 2, о чём все забыли практически сразу. Даже весёлая стрельба не смогла скрыть множество недостатков игры, в том числе смехотворно короткую сюжетную кампанию и однообразный открытый мир. Стоит ли напоминать о платной подписке для Fallout 76 всего за 8 599 рублей в год?
У остальных крупных издателей было по одному неудачному проекту. У Electronic Arts это Anthem, из которой игра-сервис получилась так себе — говорят, в недрах BioWare занимаются полным перезапуском игры, но стоит ли оно того? Наконец-то вышла Crackdown 3, разработка которой уж слишком сильно затянулась. Ещё можно вспомнить WWE 2K20 и Jump Force, да и Shenmue III в итоге не всем понравилась.
Одно расставание и много покупок
Этот год почти сразу же начался с громкого события — 10 января Bungie сообщила о расставании с Activision. Говорят, у этих компаний в последнее время были напряжённые отношения, да и Destiny выглядела как серия, издатель и разработчики которой пытаются вести её в разных направлениях и не могут прийти к единому решению. Теперь же Bungie не просто независимая студия, но и хозяйка прав на Destiny. Вдобавок коллектив получил от китайского онлайн-гиганта NetEase $100 млн на создание совершенно нового проекта.
Больше подобных расставаний в этом году не было, зато не обошлось без приобретений. THQ Nordic прекратила скупать всякую мелочь и приобрела Warhorse Studios (Kingdom Come: Deliverance), Piranha Bytes («Готика») да Tarsier Studios (Little Nightmares). В Epic Games же решили потратить деньги не на очередной эксклюзив, а на целую студию Psyonix — создателей Rocket League. До конца года игра должна выйти в Epic Games Store, после чего, возможно, покинет Steam — на вопросы об этом обе стороны отвечают уклончиво.
SEGA присоединила к себе Two Point Studios, основанную в 2016 году компанию, которая успела за это время выпустить лишь экономический симулятор Two Point Hospital. А в состав Xbox Game Studios теперь входит Double Fine.
Облачное будущее
В марте был анонсирован облачный сервис Google Stadia. Его показ состоялся на конференции GDC, тысячи людей смотрели прямую трансляцию, но чем-то удивить аудиторию Google не смогла. Здорово, что консольные игры благодаря Stadia доступны хоть на ноутбуке, хоть на смартфоне, поддерживают разрешение до 4K, HDR, 60 кадров/с и прочие навороты — но всё это лишь обещания маркетологов, в которые современному потребителю верится уже не так охотно.
В результате Stadia действительно оказалась пшиком. Некоторые игры воспроизводятся даже хуже, чем на Xbox One X, а стартовая линейка платформы была удручающе мелкой — всего 22 проекта, включая игры серии Tomb Raider не первой свежести. Громких эксклюзивов тоже не замечено, разве что хоррор-приключение Gylt от авторов RiME, однако вряд ли ради него стоит обращать внимание на сервис. Возможно, в следующем году Google превратит Stadia в достойную платформу, но пока она выглядит не очень интересно.
Другие платформодержатели не остались в стороне и тоже развивают свои облачные сервисы. В октябре Microsoft запустила публичную раннюю версию xCloud, релиз которого намечен на следующий год. А Sony сделала PlayStation Now более привлекательным для игроков — теперь за доступ к каталогу нужно платить $60 в год вместо $100 и $10 вместо $20 в месяц. Плюс компания активнее делится с подписчиками эксклюзивами — сейчас на PC и PS4 можно пройти God of War и Uncharted 4, а в следующем году будет доступна Horizon: Zero Dawn. Правда, в Россию ни Microsoft, ни Sony со своими сервисами пока не спешат.
Король ушёл, но Nintendo на коне
В феврале свой пост покинул президент Nintendo of America Реджинальд Фис-Эме (Reginald Fils-Aime), более известный как просто Реджи. В компанию он попал в 2003 году, став новым исполнительным вице-президентом по продажам и маркетингу в эпоху, когда Nintendo с её GameCube сильно проигрывала консольную войну из-за оглушительных успехов PlayStation 2. Его первое выступление на E3 2004 оказалось настолько ярким, что Реджи запомнился аудитории, стал её любимчиком и спустя два с половиной года пошёл на повышение.
Реджи всегда казался открытым и простым человеком, несмотря на высокую должность. Он обходился без маркетинговых лозунгов, не увиливал от ответов в интервью и был искренним как с прессой, так и с игроками. Трудно вспомнить таких же публичных личностей, связанных с игровой индустрией, которые были бы столь же уважаемы. Всё потому, что человек любил свою работу, и его речь на последней The Game Awards, ставшая одним из лучших эпизодов мероприятия, — тому подтверждение.
Несмотря на отставку Реджи, прошедший год был одним из лучших для Nintendo и лучшим для Nintendo Switch. Эксклюзивы выходили чуть ли не каждый месяц, и среди них полно проектов, ради которых стоит покупать консоль: от Astral Chain и Super Mario Maker 2 до обожаемой аудиторией Fire Emblem: Three Houses и бьющей рекорды продаж Luigi’s Mansion 3. Не говоря уже о мультиплатформе — кто бы мог подумать, что мы дождёмся на Switch таких игр, как Overwatch, Alien: Isolation, Dragon Quest XI, Divinity: Original Sin II и The Witcher 3?
Лутбоксы — прошлый век
Тема лутбоксов до сих пор остаётся актуальной, хоть издатели и стараются всё реже добавлять их в свои игры. Главное событие в этой области случилось в августе, когда американская Ассоциация развлекательного программного обеспечения (ESA) сообщила о новых правилах продажи лутбоксов на консолях Sony, Microsoft и Nintendo. До конца 2020 года на этих платформах начнут указывать шансы получения тех или иных предметов во всех играх, чтобы у покупателей было более чёткое представление о том, за что они платят деньги.
На этом, судя по всему, история с лутбоксами пока закончена. Хотя некоторые американские политики пытаются поднимать эту тему, дальше разговоров дело не заходит. К примеру, в мае сенатор Джош Хоули (Josh Hawley) предложил законопроект, запрещающий лутбоксы в играх с рейтингом ниже 18+, — под это правило подпали бы как минимум Overwatch и FIFA. Однако с тех пор о законопроекте ничего не было слышно.
Но даже если какие-то законы о лутбоксах так и не появятся, издатели сами начинают избавляться от этих «механик сюрприза», как их называет Electronic Arts. Создатели Gears 5, Gears Tactics, Marvel’s Avengers и других игр сообщили в этом году об отсутствии лутбоксов в их проектах. В PvE-режиме Fortnite лутбоксы стали прозрачными, случайных призов в них нет, да и из Rocket League они исчезли. Удивительно, но ящики пропали даже из Call of Duty — в новой Modern Warfare нет ни их, ни сезонного абонемента.
Мобильные игры — это здорово
Словосочетание «мобильная игра» у многих ассоциируется с какой-то дурацкой «казуалкой», на которую «настоящие геймеры» никогда не станут тратить время. Микротранзакции, иссякающие запасы энергии, три или четыре типа валюты, за каждый из которых надо платить отдельно, — хотя у любителей традиционных консольных и компьютерных развлечений всё это вызывает нервный тик, мобильная индустрия приносит миллионы и миллиарды долларов ежегодно.
На помощь пришла Apple, запустившая подписной сервис Arcade. Его суть проста — пользователь оформляет подписку и получает доступ ко множеству игр, лишённых микротранзакций и прочих неприятных элементов. По сути, это обычные инди-игры, многие из которых можно приобрести и на других платформах. Но среди них есть и эксклюзивы — какие-то были временными, другие до сих пор больше нигде не выходили.
Подборка получилась отменная, немалая часть этих творений получила в прессе высокие оценки и даже была номинирована на The Game Awards. Всё потому, что разработчикам не нужно беспокоиться о монетизации и добиваться интереса аудитории — она и так обратит на эти игры внимание, если подписана на сервис. Вопрос лишь в том, насколько это будет выгодно для творцов в будущем, когда библиотека разрастётся до нескольких сотен игр и новинки среди них начнут теряться.
Дожили до новой Half-Life
Мы часто шутили, что Half-Life 3 (на третий эпизод сиквела уже никто не надеется) увидят лишь наши внуки. Однако Valve решила вспомнить о своей знаменитой серии шутеров пораньше. Правда, делает она не третью часть, да и доступна новинка будет лишь обладателям VR-шлемов, но всё же — Half-Life: Alyx была анонсирована и выйдет уже через пару месяцев, в марте 2020 года.
Как говорят разработчики, это самый амбициозный и масштабный проект за всю историю Valve. В его создании принимает участие очень много людей, в том числе те, кто приложил руку аж к первой Half-Life. Даже коллектив Campo Santo, который после Firewatch начал заниматься новой игрой и был куплен Valve, забросил свой следующий проект и посвящает время Alyx. С одной стороны, жаль, что так получилось и In the Valley of Gods мы вряд ли скоро увидим, но с другой — кто бы отказался работать над новой Half-Life?
События Alyx развернутся между первой и второй частями серии, главной героиней станет Аликс, которой предстоит бросить вызов Альянсу. Valve обещает, что это будет не развлечение на вечерок и не технодемо, а полноценная игра с продолжительной сюжетной кампанией и привычными для Half-Life составляющими: исследованием мира, загадками, боевой системой и захватывающей историей с запоминающимися персонажами. Даже G-Man вернётся. И хедкрабы.
Эпические эксклюзивы
В декабре прошлого года для Epic Games Store были анонсированы первые эксклюзивы, и в основном ими стали инди-игры, которые пару недель назад наконец-то добрались до Steam. Как оказалось, на будущее у «эпиков» были куда более грандиозные планы. В январе компания объявила о партнёрстве с Ubisoft, из-за которого The Division 2 и другие новинки на год испарились из Steam. Потом эксклюзивом оказалась Metro: Exodus — за пару недель до релиза предзаказы в Steam прекратили принимать, зато тем, кто уже оформил их, позволили загрузить игру на платформе Valve.
Но если это всё ещё можно как-то оправдать, то последующие действия Epic и издателей оставили ещё более неприятный осадок — эксклюзивами стали игры, на разработку которых собирали деньги на Kickstarter. Среди них, к примеру, Phoenix Point от создателя оригинальной X-COM и долгожданная Shenmue III. Скандалы, запросы на возврат средств, гневные комментарии — всё как обычно, хотя создатели этих игр делали вид, что не предвидели такую реакцию сообщества.
Среди других эксклюзивов — Borderlands 3 (на полгода), Ancestors: The Humankind Odyssey, The Outer Worlds, Control, MechWarrior 5: Mercenaries и другие. Вдобавок прежние эксклюзивы PlayStation стали доступны на PC именно в магазине Epic — речь о Heavy Rain, Beyond: Two Souls, Detroit: Become Human, Journey и Tetris Effect.
Винни-Пух и все-все-все
Последние полгода в Гонконге проходят массовые протесты. Митингующие выступают против пропекинской администрации. В частности, они были недовольны законом, по которому разрешалась экстрадиция подозреваемых в совершении преступлений гонконгцев в Китай. Хотя закон был со временем пересмотрен и отменён, жители Гонконга не хотят допустить большого влияния Пекина на жизнь в их городе.
Столь масштабный скандал не мог не затронуть развлекательную индустрию. С одной стороны, среди работающих за пределами Азии людей полно тех, кто поддерживает гонконгцев. Но с другой — бизнес есть бизнес, и открыто принимать сторону митингующих — значит неуважительно относиться к правительству Китая, за что с такого прибыльного рынка могут и выгнать.
Blizzard второй вариант не устраивал, и она наказала гонконгского игрока под псевдонимом Blitzchung, когда тот в финале турнира по Hearthstone произнёс фразу: «Свободу Гонконгу, революция нашего времени!» Его не просто лишили заработанных наград, но и отстранили от участия в турнирах на год, заодно уволив бравших у него интервью комментаторов. Наказание, особенно для первого нарушения, слишком суровое, и после бурного негодования аудитории его смягчили. Но осадочек остался, и извинение президента компании на BlizzCon показалось многим не слишком убедительным.
В том, что с китайским правительством лучше не связываться, в начале года убедился тайваньский коллектив Red Candle Games. Созданный им хоррор Devotion, судя по первым оценкам и отзывам, мог войти в списки лучших игр года, однако через несколько дней после его выхода пользователи обнаружили в проекте оскорбления в адрес председателя КНР Си Цзиньпина (Xi Jinping) и сравнение его с Винни-Пухом. В итоге игру убрали из Steam, китайские цензоры стирают все её упоминания из социальных сетей, а вице-президент Тайваня выступил в защиту разработчиков. Пока что планов по возвращению игры в Steam у авторов нет.
Эксклюзивные… стримеры?
За стримами видеоигр мы в основном идём на Twitch, и некоторым компаниям такая монополия не нравится. Поэтому они пошли по пути Epic Games Store и решили переманивать к себе стримеров деньгами. На платформу Mixer, которой владеет Microsoft, ушли Ninja и Shroud — одни из крупнейших представителей этой профессии в индустрии.
Twitch, в свою очередь, заключила новые контракты с DrLupo, Lirik и TimTheTatman. Другие корпорации тоже решили закупиться — на Facebook* Gaming перешёл DisguisedToast, известный игрок в Hearthstone, а на YouTube Gaming теперь транслирует CouRage.
Однако за последний год, как сообщают аналитики, намного популярнее все эти платформы не стали. Доля рынка Twitch составляет 73 %, у YouTube Gaming это 21 %, а у Mixer и Facebook Gaming — по 3 %. Да и аудитория у покинувших Twitch заметно уменьшилась. Правда, они этому только рады — и Ninja, и Shroud заявляли, что не жалеют о сделке и на новой площадке условия им кажутся гораздо более комфортными.
Шахматы снова в моде
Раньше большой популярностью пользовались коллекционные карточные игры, потом одна за другой выходили королевские битвы, а в 2019 году появились автобатлеры — этакие шахматы, в которых фигуры сражаются автоматически.
Началось всё через несколько дней после наступления нового года — 4 января вышла модификация для Dota 2, в которой восемь участников играли в модифицированную версию шахмат. Геймеры создавали свои войска, сражались с крипами и другими пользователями, тратили заработанное золото на улучшения и пытались выйти победителями из довольно долгих сражений.
Подобных развлечений за год появилось несколько. Есть Auto Chess, PC-версию которой Epic Games быстро сделала эксклюзивом в своём магазине. В Steam доступна Dota Underlords, а создатели League of Legends придумали Teamfight Tactics. Популярность этих игр до сих пор остаётся высокой — в одной только Dota Underlords ежедневно сидят полтора десятка тысяч пользователей.
Следующий год запомнится как минимум по двум причинам. Первая — старт нового поколения консолей и связанные с этим анонсы. Вторая — ожесточённая борьба за звание лучшей игры года между кучей долгожданных игр: от Final Fantasy VII и Dying Light 2 до Cyberpunk 2077 и The Last of Us Part II. В любом случае будет много интересного.
* Деятельность родительской организации «Meta» признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
Лучшие комментарии
Земля пухом, рано ушёл.
Однако, игнорировать это нельзя, в частности, на StopGame, которому Женя посвятил последние годы своей жизни. Я очень надеюсь, что в ролике при подведении итогов года найдется место этому печальному факту, ведь не смотря на то, что этот год был горазд на крупные релизы и события, назвать его хорошим уже нельзя хотя бы из-за этого — игры играми, а человек, да еще такой эрудированный и деятельный, важнее. Я уверен, что многие игровые издания и ресурсы про это просто забудут. Уж лучше еще раз обозначить эту грусть в этом году, чтобы как можно более полностью отпустить ее в следующем.
Боги, это будет битва века.
Принятие МКБ-11 в данной редакции прировняло «игровую зависимость» к гэмблингу (с которого, собственно и было скопировано описание).
В индустрии не просто «побухтели», там разработчики и издатели видеоигр до победного открытые письма в ООН писали с мольбами одуматься.
А «серьёзные скандалы и регуляционные меры» вокруг этой темы будут тем сильнее, чем ближе 2022 год, когда эти изменения вступят в силу.
Но принята МКБ-11 была именно в этом году.
Хотя, погоди-ка…
Ну ну
P.S. Редактирование комментов, когда ты приедешь?
You can do it!
Возможно мы на пороге новых прорывов, как бывало с выходом каждой части халфы.