Даже безопасный сиквел игры, весьма амбициозной и предположительно одной из лучших в поколении, — это очень непростая задача для маленькой новорождённой студии. Но я думаю, в Монреале понимали, после какой глыбы будет стоять их игра, и постарались хотя бы не сломать ничего из того, что работало. Но конечно же, в этом аккуратном рескине от неопытной студии не всё получилось вровень с мгновенно ставшей классикой Arkham City.
Наружный каркас города невыразителен, его улицы мертвенно пусты, а суть — блеклое воспоминание. Бывший харизматичным в City образ города стерилизовали неумелым освещением в, к сожалению, неудавшейся попытке создать атмосферу страшной вьюги.
По этому городу даже просто перемещаться тягостно из-за клаустрофобной лабиринтообразной структуры — нагромождения бетонных коробок без выраженных ориентиров и очень медленной скорости планирования. И этот мост еще между лишённым былой харизмы старым и анемичным новым — тягомотный, что ужас.
И ещё ведь это одна из отличительных особенностей «безопасных» сиквелов — выводить контент на количественную кульминацию, выдавая всю базу разом, заполняя любую потребность, как в последний раз. . И к сожалению, как город не удался визуально, такой же он блеклый и бытностью своей приквелом вынужденно сдержанный в сайдактивностях и геймплейных нововведениях.
Но мне, если честно, всегда было плевать на сайд-активности в Arkham-играх, поэтому здесь я прохожу мимо любых проблем с ними. Прочь с этих пустых улиц, лишённых даже здоровой меланхолии, — в теплоту внутренних помещений, где обнаруживается всё визуальное пиршество, на которое способна игра. За закрытыми дверьми, в этих линейных сюжетных миссиях, сконцентрировался весь талант монреальской студии — и как художника, и как рассказчика историй, и как людей, способных удержать эстафету бэтменовских приключений в геймплейном плане. Локации обильно детализированы, атмосферны и очень красивы. В них приятно находиться, в них приятно и охотиться и драться. И смотреть, как в них развивается история, в миллионы раз приятнее, чем мёрзнуть на унылых улицах Готэма.
Я-то, конечно, не против был бы удалить открытый мир из всего Arkham-верса, преобразовав эти истории в сконцентрированно линейные киноигры с бюджетом, распылённым исключительно на нужды главного повествования. Но в этот раз, возможно, разработчикам действительно стоило подумать о таком варианте. Да, это шаг назад от City, но они, не будучи Rocksteady, всё равно оказались в невыгодной ситуации, где практически любой путь вёл к фанатским штыкам. Отход от формулы City в сторону сугубо киношного линейного повествования был бы хорошим тактическим манёвром, освобождающим их от груза амбиций Rocksteady ради собственных, которые, безусловно, у них были. Открытый мир они просто не потянули. Он недостаёт ни в артистизме, ни в наполнении, а полон был только багами. Но сама сюжетная кампания у них получилась разрывная.
Контекст игры-приквела подешевле закрыл многие потенциалы, но неожиданно открыл маленькое окошко титулованным сценаристам раннего, ещё любимого фанатами Assassin’s Creed, чтобы создать свою собственную версию Бэтмена с голосом Эцио Аудиторе в одном из самых зрелищных супергеройских боевиков.
Именно повествование, сам сюжет, стиль его режиссуры стали отличительно сильными чертами этой части. У истории такой же дерзкий и стремительный темп, как и у её Бэтмена, ещё с трудом удерживающего свою звериную ярость и сырую брутальность. Невероятный стиль, немного приземляющийся от полной комиксовости к киношному блокбастерному лоску. Бескомпромиссная, для тех денег, что им дали, режиссура кат-сцен. История так крепко сбитая и отлично поставленная, что она несколько уводит игру от главного Arkham-ского selling point — «почувствуй себя Бэтменом» — скорее к просмотру самого зрелищного и полного сырой крутости кино про него.
Поэтому я и говорю, что, возможно, Montreal стоило отказаться от открытого мира. Каждый выход в него немного надламывает безупречный темп истории. То, что у Montreal он вышел слабо, говорит о том, что не стоило вообще этим заниматься на той стадии развития студии и в серии, где до них в жанре сделали одну из лучших игр поколения. Но некая блеклость опенворлада контрастом подсвечивает, какой крутой нарратив у них вышел.
Понятно, почему люди часто выписывают эту часть из летописи Arkham, идентифицируя серию как трилогию. Игра вышла во многом спорной: вроде и такой же, как остальные, но где-то похуже, и дешевле и с другим Бэтменом, и вообще с другим ощущением от того же самого процесса. Но чувствуется в этих попытках «затереть» игру из истории небольшая несправедливость. Даже никакой ремастер или порт для неё не сделают — хотя остальные игры серии, пожалуйста. Всё-таки, неопытная команда, хоть и не встала вровень с Rocksteady по исполнению их формулы, но всё же смогла поддержать статус лучшего контента по Бэтмену в своём медиа-пространстве. И история, и стиль, и режиссура — вполне даже выше, чем им дозволено было.