GilliamWard
Пишу отзыв на каждую пройденную с 15 Ноября 2022 года игруЛюбимые игры 83
Смотреть всеАктивности
Halo всегда был героическим мифом, пропитанным ура-пафосом и приключениями. Трагедия, всегда присутствующая в этой вселенной вела себя очень тихо. Всегда где-то на фоне. А ведь c самого начала, то есть уже в первой книге, выпущенной в преддверии самой первой игры, человечеству была уготована не лучшая судьба: люди проигрывают Ковенанту и делают это жестко. С первой книги и до конца трилогии человечество балансирует на грани вымирания, а в компании Чифа никто и никогда не задумывается о грядущем роке. Герои постоянно пребывали в режиме блокбастера — где они, шутя, превозмогали фиолетовых пришельцев. Тон игр всегда удерживал трагедию в подтексте, но её было сложно разглядеть за смешными диалогами морпехов, комичным сержантом Джонсоном, дерзкой Кортаной и разноцветными пришельцами. Но она всегда была там.
Halo: ODST — это тот когда раз внутри игровой части франшизы случилась некая настоящая рефлексия. Да уже в 3 части были драматические моменты, но скорее правила свойственные для завершения трилогий. И следуя этим правилам разработчики будто бы очнулись и наконец-то отвлеклись от героизма Чифа и оглянулись на реальное положение дел во вселенной. И они выразили это грустным джазом под проливным дождём в побежденном городе — на последнем рубеже человечества.
Во второй части трилогии некогда было задумываться о том, что всего лишь один корабль Ковенанта, случайно обнаруживший Землю, принёс так много разрушений и по сути поставил человечество на таймер ожидания конца. Да и сама игра не позволяла — она отправляла в адреналиновую погоню в неизведанное, в очередное приключение мастера Чифа.
ODST символизирует явный переход в более мрачную и серьёзную тональность. Это своего рода моральная подготовка студии к Reach.
Что касается геймплея, то его база была практически идеально выстроена ещё в первой части. Дальнейший талант разработчиков уходил на поддержание этой почти безупречной формулы приключенческого шутера. Немного добавить или убавить — вот и весь простор для экспериментов. И добавление хаба может звучать смело, но это скорее нарративный приём. Хождение по тёмным, грустным улицам города несёт только эстетическую нагрузку, потому что кроме атмосферы, там больше ничего нет.
Как только проходит проникновенный момент рефлексии, случайные перестрелки в хабе можно начать избегать. Боевая система, конечно, может работать и в вакууме пустых улиц с рандомными стычками, но осмысленные миссии лучше подходят под этот геймплей на данном этапе развития серии. Это всё-таки аддон, и ожидать от него полноценного развития открытой структуры миссий я не вижу смысла.
Но выпусти они игрока в город только пару раз — это бы лучше сработало на динамику. Потому что хаб не продуман для чего-то более материального, чем абстрактное осознание того, что вся серия всегда была мрачной. Перестрелки там скорее затягивают процесс, чем обогащают его.
Резкий выход мастера Чифа из симбиотических отношений с игроком и реинтерпретация его не как аватара игрока, а как более самостоятельного юнита, которому даже есть о чём поговорить со своей синей подружкой, лично меня крайне порадовал аккуратной и обдуманной дерзостью. Характер и общий образ Чифа, на удивление, не просто не ослаб, но и значительно улучшился в заданных рамках. Он остался мощной и немногословной машиной для исполнения долга, но теперь его язык развязался ровно настолько, чтобы правильно это подчеркнуть и добавить глубины ещё одним инструментом. То, что он говорит, и как он это делает, всегда в меру и ничему ранее заданному не противоречит. Но в то же время избавляет персонажа от дыры, которую якобы должен занимать игрок для собственного комфортного погружения, и даёт место для эмоционального развития отношений с Кортаной.
А конфликт Кортаны не только сам по себе интересен как научно-фантастический концепт, касающийся срока годности ИИ, но и действительно неплохо написан, раскрываясь на крепком фундаменте долгих взаимоотношений с Чифом, так будто всё так и планировалось.
Порой у истории удавалось вызывать у меня очень неудобные чувства, и, на удивление, в эти моменты я больше синхронизировался с Чифом, чем в играх ранее, когда он якобы был моим аватаром. Я испытывал неловкость, когда у Кортаны начинала ехать крыша. Это такая ситуация, когда хороший товарищ позорится на публике, а тебе хочется сохранить ему лицо.
Удивительно, что в этой игре и её истории такое есть. Конечно, это не великая драматургическая глубина, но всё равно весьма сильное эмоциональное ядро и осмысленное понимание принятых с чужих рук персонажей. Всё остальное то исполнено на постыдно среднем уровне, а это как раз было ожидаемо. А получить хоть что-то значимое из затеи со сменой разработчика — это сюрприз.
Однако, одного дуэта Чифа и Кортаны недостаточно, чтобы поддерживать интерес на протяжении первых трёх долгих и душных миссий. Начало истории потерянное и несфокусированное, и в нём толком ничего не происходит. Я имею в виду — ничего интригующего, вовлекающего или даже чего-то с понятной целью.
Существует мощная заявка: целая планета предтечей, какая-то непонятная ячейка ковенанта, беды с головой у Кортаны — и ничего, кроме последнего, не наполняется содержанием. В этих трёх уровнях исключительно звенящая пустота: персонажи просто ходят, выполняя чисто функциональные задачи. Они не исследуют место, им не интересны собственные вопросы, как и собственно ответы на них.
С ответами игра вообще остаётся в расфокусе. Я прошёл её и так и не понял, кто такая эта ячейка ковенанта и откуда она взялась. Видимо, я просто не нашёл нужный терминал с комиксами. И у меня вопрос: какого чёрта почти весь бэкграунд спрятан по каким-то терминалам, а в истории игры так пусто? Это абсолютно несбалансированное повествование, меняющееся от скучного нуля до резких выбросов экспозиции, понятной только в контексте информации с терминалов.
В этой истории удивительно хорошо получились два главных героя. Грамотное осмысленное развитие и настоящая химия. Но всё остальное в истории не получилось вообще. Возможно, кто-то в сценарной комнате решил, что стоит спрятать всё остальное под ковёр и раскидать по терминалам, чтобы расчистить место для главной линии. Я не знаю, здравое это решение или нет, но чувствую, что химия получилась случайно, иначе бы они сразу написали минималистичную историю без необходимости расфасовывать её по терминалам.
Ещё, и это может быть чисто субъективно, начальные локации для меня — персональный ад. Терпеть не могу такой дженерик-алиен пластиковый дизайн с RGB-подсветкой. В других частях серии было нечто похожее, но там у этого была своя харизма. В первой части однотонные залы предтеч хотя бы были в мистической полутьме и тумане, создавая чувство сокрытого в тьме чего-то большого, а тут — полый пластик.
Полый пластик умудрились сделать и из отточенного годами геймплея. Правила те же, что и у Bungie, но всё не то, всё какое-то бизарное, как отражение из зазеркалья. ИИ ведёт себя не так, пушки не "бахают", а тактики выстраиваются с трудом. Игре долго не удаётся создать те самые знаменитые перестрелки Halo. Четкая система когда всё на своём месте и предсказуемо , а то есть согласно внятным правилам, понятным и игроку, и врагам и позволяющем им взаимодействовать в солидном разнобразии боевых ситуаций. И это у игры со старыми врагами некоторые проблемы, а с новыми — душными и скучными — вообще каши не сваришь. Их едва понятное поведение приводит к тому, что почти все перестрелки с ними сводятся к скучному закликиванию их издалека с DMR. Карабины вообще будто единственное эффективное оружие в обновлённых боевых условиях.
Новое автоматическое оружие — это вообще неюзабельный мусор. Но его порой приходится использовать, потому что патроны — это ресурс, ускользающий за мгновение. За один бой можно полностью истратить боезапас трижды, и за этим просто ничего не стоит. Раньше вооружение подбиралось и по ситуации, и по вкусу, потому что каждое обладало уникальной эффективностью против определённых групп врагов, но в целом можно было отдать предпочтение любимым пушкам, если уметь ими пользоваться. Это был тонкий баланс.
Теперь ротация пушек работает по форсированным правилам ограниченной амуниции. Зачем балансировали новые правила — непонятно. В прошлых играх весь арсенал использовался и без костыльных ограничений. Просто оружие надо было делать нормальным, и боевые ситуации создавать, как завещали отцы.
И вот я был на самой нижней точке знакомства с игрой. На третьей миссии, находясь там, где мне не хотелось быть, и сражаясь с душными врагами, которых хочется только пробежать поскорее, я уже начал думать, что игра — тотальный кал, стоящий только дропа. Но затем мне начали давать взятки.
Как я не люблю бездушный стоковый sci-fi дизайн, точно так же я люблю уровни с пышной растительностью. Я неравнодушен к туманным болотам и к образам упавших где-то в лесу космических кораблей. Только надавив на моё чувство прекрасного, игра заработала какой-то шанс. Дальше появился хоть какой-то фундамент у истории. Появился ростер персонажей аж на целый корабль ККОН. С союзниками появилась и какая-то движуха. На следующем уровне стало ещё лучше, ведь к огромным боевым машинам, покоряющим недружелюбный фронтир, я тоже неравнодушен.
Не могу сказать, что меня купили, ведь дальше тот полый и стоковый дизайн возвращается раз за разом. Поломанная боёвка выживает на искусственном дыхании редкого удачного лвл-дизайна. Новые враги душат до конца, а привычные будто устали и не показывают даже своих старых фокусов. Неровная история, хоть и оживает немного к середине, всё равно имеет блеклый антураж и какого-то сгнившего антагониста. А также полное отсутствие интриги или чувства приключения. Её вытягивает только внезапное удачное понимание сценаристами, что делать с Чифом и Кортаной, что, я думаю, получилось исключительно случайно.
А музыка... Как можно оглянуться на уникальное и культовое звучание серии и создать такой дженерик, из которого не запомнить ни одной дорожки?
Короче, эта игра очень обыденная, пластиковая и полая. Лишь с одним удачным элементом в истории и парой хороших уровней. Как первый шаг нового разработчика это можно было бы простить. Но, как я погляжу на мнения игроков о пятой части, все неровности и недостатки только выросли и стали реальной проблемой.
Разбор полётов Everything or Nothing провели, и какие-то выводы были сделаны. Ребята пересобрали геймплейное ядро, постаравшись избавиться от неотвязчивого управления, которое приводило к ощущению общей кривизны. Фиксация прицела на противнике теперь активируется даже тогда, когда герой не развернут в правильную сторону, и не сбрасывается, если начать пятиться. Теперь не нужна костыльная система с активной паузой, чтобы исправлять выбор цели после очередного затупа c автоприцелом. Само передвижение героя стало плавнее и приятнее. В игру стало комфортнее играть как в шутер. Уровней стало меньше, но каждый из них больше
, что значительно улучшило целостное восприятие происходящего. А сама стрельба, которая уже в EON была неплохой, тут стала ещё зрелищнее и динамичнее.
Но все гладко. Добавили почти бесполезную прокачку, дебильную систему специальной амуниции и возможность зачем-то менять прикид. Но с этими новыми, бессистемными элементами ничего не стало глубже, а скорее даже наоборот — игра со многим рассталась. Избавляясь от кривых и лишних элементов, игра потеряла часть прикольной идентичности EON. Например, ощущение осторожных тактических перестрелок с высокой ценой ошибки из-за малого количества здоровья. В EON с Броснаном в главной роли это смотрелось странно, а вот здесь смотрелось бы к месту.
Сначала они превратили разудалый экшен с Броснаном в чуть ли не тактический боевик, а теперь превратили экшен в фильме, который был тематическим шпионским триллером с долгими разговорами и нарастающим напряжением. Какой-то осмысленной последовательности я тут не вижу.
Возможно, это было условием возвращения деда Коннери с пенсии — ведь это его любимый фильм франшизы. Но игра ничего не выиграла ни от престарелого и лишённого всякого энтузиазма голоса Коннери, ни от самой истории фильма. Любые попытки воссоздать киношные сцены провалились, ибо лишены нужного контекста, очарования и харизмы. Так, самый яркий момент фильма — долгий и напряжённый эпизод на поезде, в котором недолгий экшен служил лишь кульминацией, — в игре превратился в быстрый, беглый пересказ, упускающий всю суть и начисто лишённый жизни.
Ребята пытались разбавить действо отсебятиной, переделать многие сцены под экшен, но далеко от материала уйти не получилось — иначе это уже не была бы игра по фильму.
А стоило ли этой игре быть по фильму? Хотя она лучше как шутер — она теперь удобна и комфортна — она всё равно во многом проигрывает EON. В ней меньше разбавляющих шутер эпизодов, мало новых креативных уровней и вау-моментов. Всё потому, что их ограничивал фильм. А ещё малое время на разработку заставило убавить многие амбиции.
И я не знаю, хотели ли разработчики сами сделать игру именно по этому фильму или это исключительно закидоны сэра Коннери, но это решение стало великим ограничителем. А сколько бы можно было выиграть, будь это самостоятельная новая история с Коннери в главной роли, или, может быть, адаптация более экшен-френдли фильмов франшизы — и, возможно, даже с актёрами менее преклонного возраста, вроде Тимоти Далтона. Интересных вариантов было множество, а выбрали самый странный.
Может, из-за странного выбора фильма и малого времени на разработку не получилось ультимативного возвращения к корням с САМИМ Коннери, специально вытянутого с пенсии. Но игра-то всё равно хорошая. Это, может, самое пиковое завершение удачной работы EA с франшизой. Такое вежливое извинение за провальный Rogue agent.
Крепкий шутер с приятным вайбом в декорациях и общей атмосфере.
Своей жанровой базой игра не блистает. Стрельба на уровне "пригодна к эксплуатации". Импакт средний, а оружие отличается разве что временем перезарядки. Правдоподобный ТТК не даёт разгуляться, а по-рокстаровски жёсткое автоприцеливание тривиализирует любые попытки разнообразить боевые ситуации. Например, если игра поставит перед игроком классическую жанровую снайперскую задачу, её решение не будет отличаться от обычной стрельбы. Целиться не надо: ЛТ — РТ — готово, повторяем.
Зато свою минимальную программу игра отрабатывает с изящной плавностью. Персонаж идеально выполняет команды, быстро и без затыков переходит в любые положения, а проигрывание любых анимаций происходит бесшовно. От укрытий к стрельбе, от рукопашных добиваний к взаимодействию с ключевыми предметами и паркуру — всё отточено, приглажено и суперплавно. В этой прилизанной игре просто очень комфортно находиться, ничего не мешает, не раздражает. Такая складность, в принципе, не так часто встречается в жанре шутеров от третьего лица, а уж среди игр по Бонду это точно самый гладкий опыт. Разработчики часто предлагают огромное количество переменных и взаимодействий, что ведёт либо к неотзывчивому и неуклюжему управлению, как в дёрганных Uncharted, или высоко инерционных играх Rockstar, либо к каким-нибудь резким неприятностям, как в другой прекрасной, но очень кривой игре по Бонду — Everything or Nothing. Разработчиков Blood Stone можно только похвалить, особенно учитывая, что они в основном делали гоночные игры. Но возможно, им помог опыт создания The Club, который в своём концепте был "гоночным шутером", а такой концепт как раз предполагает высокую отзывчивость.
Свой опыт в обычных гонках для Blood Stone разработчики решили не расплёскивать особо. Гоночные этапы получились линейными аттракционами со зрелищными скриптами, и это шаг назад от того, что предлагалось в играх по Бонду ранее. А ранее были разные гаджеты, более-менее открытые карты и какая-никакая боевая система.
История Blood Stone, хоть порой и может остроумно блеснуть, всё же кажется едва написанной. Она динамичная, но не захватывающая. Сугубо утилитарная. Никаких харизматичных злодеев, никаких интересных концепций — лишь пара удачных сцен и несколько колких диалогов, а в остальном это скорее набор задач, чем приключение. Бегаем от одного имени к другому. Такой же несобранный Квант милосердия — не лучший пример для подражания.
Но зато игра зрелищная и быстрая, плавная и очень комфортная. В отличие от некоторых других игр по Бонду, пытающихся предоставить киноопыт в духе франшизы, но с явным делением на уровни и долгими загрузками, дробящими восприятие, Blood Stone делает процесс по-киношному бесшовным.
Это, конечно, шутерок на вечерок, но приятный вечерок, проведённый с комфортом.
Жаль только, что игру охеренно тяжело достать. Нигде не продаётся и едва раздаётся.
Это игра со всеми картами на руках. Наконец-то удалось собрать всех главные киношные лица и их голоса разом в самостоятельной истории с внушительным продакшеном и заявкой на как будто бы ещё на один фильм с Броснаном. Консольный Nightfire уже был довольно сильным заявлением, но тут то прям вообще на все деньги. На эти деньги даже максимально аутентичного Дефо позвали злодея играть. И даже постарались встроили игру в дырявую киношную хронологию. И всё было бы просто замечательно, если бы в это не было так тяжело играть.
Нет, в ядре геймплея всё в порядке. Это весьма солидный шутан с большим разнообразием всего — от декораций до ситуаций. Проблема в отзывчивости и кривизне деталей. Ну, сколько угодно в игре может быть хороший импакт, но я всё равно постоянно буду отвлекаться на то, что фиксация на цели сбрасывается, если начать пятиться назад. Это потому, что герой отворачивается от противника, а Бонд не может брать цели в захват, если не видит их своими глазами. Очень логично, конечно, но абсолютно неудобно. И разработчики понимали, что натворили, но вместо того чтобы это исправить, они придумали костыль с прицеливанием через активную паузу в инвентаре. И там же, в меню ИНВЕНТАРЯ (и только там), можно конкретно выбирать элементы окружения, если нужно по ним пострелять. Я не могу описать, какую фрустрацию вызывает такое многофункциональное меню активной паузы в экшен-игре по Бонду.
Тем более если этот Бонд — Броснан, фильмы с которым — это квинтэссенция мачо-боевичка со стрельбой от бедра. А игра крайне непоследовательна в повторении эстетики тех самых фильмов. Да, тут полно взрывов и другого экшен-спектакля, но геймплей — извините, чуть ли не тактический шутер с очень низким ТТК героя. Если вы не заметили, Броснан вообще-то бессмертный был и справлялся с толпами ребят, не потея. А в этой игре нужна осторожность и постоянное тактическое применение активной паузы, чтобы удобно брать людей в прицел и не отлетать после очередного сбоя с автоприцелом. На фоне GoldenEye 64, который через древнее одностиковое управление идеально передавал атмосферу фильмов с этим же Бондом, EON выглядит очень странно и несуразно. Я не понимаю, что он хочет этим сказать: повсюду взрывы и кино, а я должен пользоваться активной, блин, паузой.
Помимо этого, в игре банально больно перемещаться. Скорость ходьбы, анимации и любые взаимодействия — всё какое-то чрезвычайно неуклюжее и вызывает постоянный дискомфорт.
Продолжает череду фрустраций постоянное прерывание игры на долгие переходы между маленькими рублеными уровнями с удушающе затянутым процессом сохранения на PS2. И это вам не просто придирка — это, между прочим, фундаментальное предательство всей затеи. Игру тут презентуют чуть ли не как ещё одно кино про Бонда, а вот эти постоянные отвлечения от процесса на загрузки, подсчёт очков и прочие шутки играют против ощущения потока и целостности. На PS2 существовали игры, которые старательно избегали загрузок. Ладно, какой-нибудь Ratchet and Clank, ещё до Rift Apart, старался быть бесшовным. Но вот же ещё хороший пример в лице собрата по формату игр по лицензии — в Кинг-Конге почти не было никаких загрузок, вот там было настоящее кино.
Но вообще ладно, в этом тексте есть твист: несмотря на всю эту кривизну, это всё ещё охеренная игра. Потому что она яркая, красивая, аутентичная (правда, не в тех деталях, о которых выше) и дорогая. И на свой бюджет она постоянно подбрасывает что-то новое. И пострелять в разных точках земного шарика, и покататься на машинках в разных контекстах (даже в обычной гонке поучаствовать), и даже полетать на вертолётике через египетскую застройку. И даже полетать без вертолётика и даже без парашюта.
К кривизне со временем привыкаешь, и игра начинает приносить удовольствие.
Да, у меня случилось так, что на первый день прохождения я хотел дропнуть этот кал, а на второй — уже поставил игру довольно высоко в свой топ игр по Бонду.
Уважаю 8-битный стиль скорее через силу, а уж чиптюн-музыку я откровенно не люблю, но вот умудрился пройти эту игру, поклоняющуюся этим эстетикам как религии с большим удовольствием. Потому что это, в основе своей, довольно весёлая игра с интересными и разнообразными, а порой и довольно оригинальными, миссиями.
Вот, например, та, где нужно было преследовать местную пародию на Бэтмена, который ехал таааак медленно, что главному герою приходилось идти за машиной пешком и время от времени пить кофе, чтобы не заснуть от скуки. Это недолгая миссия, высмеивающая некоторые видеоигровые клише дерзко, но без перегиба. Как хорошая шутка, она только набирает обороты, развиваясь в прикольных контекстах, и вовремя затухает, уступая место шуткам новым.
Но встречаются и плохие примеры. Например, пародию на раздражающие старые водные уровни я не могу назвать удачной, потому что это просто такие же херовые водные уровни, как и раньше. Если шутка тут и есть, то она скорее над игроком.
Уровней вообще очень много, и не все являются бриллиантами — некоторые совсем банальные, использующие самый минимум. Но в целом, по эмоциям, игра отбивается многократно. Просто за счет количества разных идей и общей неуемной энергии игры,что-то да стрельнет.
Ещё в игру вполне комфортно можно играть с сенсорным управлением на телефоне, но я всё-таки не злоупотреблял этим и подключал геймпад.
Жаль, что вторую часть не портанули на андройд. Там то уже более уважаемая мной 16 битная эстетика. Я нахожу портативный вариант единственным верным для этих игр, но из портативок у меня только телефон.
Скорее всего вы играли в другую игру. Есть еще одна Forgotten Sands, настолько отличная от привычной и всеми пинаемой, что по справедливости ей бы получить отдельное название и свою страницу в истории и на этом сайте, но мы не в той реальности. А в этой реальности она так и останется в тени старшего , но юродивого брата. Если, конечно, вы не пойдете и не откапаете этот поистине сокрытый гем.
Отзыв к Wii версии.
Знание о том, что у игр могут быть серьёзные отличия в версиях для разных платформ, вроде как давно не является сакральным откровением. Гарри Поттеры, Splinter Cell: Double Agent, Ghost Recon: Advanced Warfighter — это привычные примеры того, как под одним названием скрывались довольно разные игры. Но всё-таки делали их, опираясь на какой-то общий фундамент. Гарри Поттеры — это игры по фильмам, и киношный сценарий всегда является общей основой всех версий. Такие разные Double Agent просто иными словами рассказывают один сюжет, а у Advanced Warfighter есть общий сеттинг и задумка.
Так вот, под именем Forgotten Sands скрываются сразу аж 4 игры. Одна для ПК и старших консолей, одна для NDS, одна для PSP и ещё одна для Wii, и эти игры — максимально дальние родственники друг другу. И действительно стоит внимания самая труднодоступная версия для Wii.
Случайно обнаружив, что эта Wii-версия является отдельной игрой, я даже сначала не поверил в этот прикол от Ubisoft. Потому что это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО другая полноценная часть под тем же названием. У игры со старшей версией нет почти ничего общего. Другая локация, другой сюжет с совсем иными персонажами и отличными геймплейными механиками. Единственное сходство — это то, что и там, и там центровая сюжетная фигура — джин, но это, естественно, разные джины. Еще больший шок я испытал заприметив в такой незаметной игре потенциал стать одной из моих любимых.
Но из-за моушен-управления к игре страшновато было подступаться, но оказалось, что геймпад с гироскопом вполне может сгодиться для комфортной игры на эмуляторе. Конечно, пришлось заняться некоторым пердолингом, чтобы всё настроить, но всё не так страшно как казалось. А окупаться этот пердолинг начал прямо сразу, ибо игра встречает своего игрока весьма благородно.
Графика и арт-дизайн игры, ранее сжатые железом Wii, ныне раскрываются во всём великолепии высокого разрешения реставрации через эмулятор. Очень тёплая, очень уютная картинка в сказочной стилизации заворожила меня ещё на стадии знакомства через YouTube, а при встрече вживую я вообще расплавился. По красоте пейзажей с этой игрой может конкурировать только Принц 2008 года, и я не уверен, кому отдал бы больше симпатий. В принципе, мне даже достаточно было бы и этой расслабляющей красоты для своего удовлетворения, но у игры есть и другие козыри.
Геймплей поначалу весьма традиционный для серии сразу выступил неплохо благодаря отличному лвл-дизайну в обволакивающем уютном антураже. Но до обретения всех важных способностей, облагораживающих геймплей до самых пиковых вершин серии, приходится раскачиваться примерно половину игры. Но когда игра наконец полностью обретает свою идентичность как Wii-эксклюзив и задействует функционал платформы, мувмент в игре становится весьма весьма кайфовым.
В арсенале есть три главных приёма: создание подбрасывающего вихря почти в любой точке на полу, создание зацепа почти в любой точке на стене и создание задерживающей сферы в воздухе, из которой можно прыгнуть ещё раз. Такой арсенал вкупе со стандартным мувсетом Принца и отличным лвл-дизайном создаёт весьма удовлетворяющее состояние потока, где паркур-маршрут ты интуитивно строишь сам, плавно чередуя все приёмы. А порой для поиска секретов или на отдельных участках разработчики оставляют место для экспериментального применения способностей.
На паркур в игре большой уклон. Завязанные на моушен-управлении способности, открываясь постепенно, углубляют его, а во второй половине игра даёт достаточно времени поиграться со всем набором инструментов. Чисто по мувменту это действительно чуть ли не вершина серии.
А вот боевая система чисто функционально в игре просто присутствует. Типов противников вроде достаточно, акробатичность как могли сохранили и даже моушен-управление в эту формулу вписали, но вписали как-то вяленько. Большую часть боёв нужно просто трясти геймпад и бить, отскакивая от стен. Но боёв не так много, и они не раздражают, честно выполняя свою функцию разбавления геймплея.
Конечно, и помимо боёвки в игре не всё так гладко. Легко заметить, что бюджета у этой версии поменьше, и хоть им грамотно распоряжались, всё равно не хватает какого-то лоска и масштаба. История очень маленькая и локальная. Очень мало действующих лиц, хотя между двумя главными персонажами химия яркая. Но на локациях, какими бы красивыми они ни были, бывает довольно одиноко. Хотя эту атмосферу одиночества можно даже записать в плюс, ибо она создаётся определённым артистизмом — эдакая романтика заброшенности великого наследия прошлого в тёплых солнечных лучах под монотонную, скорее мистическую музыку. Но получилось это скорее случайно, из-за ограниченности бюджета.
Музыка ещё слабовата по стандартам серии. Хотя изредка и встречаются красивые мелодии, большую часть игры будет играть довольно натужная и заунывная главная тема.
Тем не менее, это весьма достойная часть, которую вы могли даже в глаза не видеть. Она точно лучше большой версии и в некоторых местах лучше, чем всё остальное в серии. Под Dualshock и любой другой геймпад с гироскопом настроить управление в эмуляторе несложно, так что если есть какая-то тоска по играм серии, то вот он, подарок — полноценная часть в старом стиле прямо из воздуха.
Многие подмечали ироничное название этой части, не впечатлившей фанбазу серии и оттого позабытой. Но действительно иронично, что забывать её не хотят и то и дело обращаются к ней с очередным великим анализом на YouTube. Но хоть бы кто глянул, что там на других платформах. На том же YouTube я встречал лишь два упоминания версии для Wii, и вот она-то и получается действительно забытой — и весьма незаслуженно. Откопайте её из песков и насладитесь.
Интересно, что за саундтрек игры отвечал Пол Окенфолд, тот самый чел, что сообразил трек Ready Steady Go, игравший в сцене автомобильной погони из первого фильма. Но для аналогичной сцены в игре он использовал какой-то странный, невыразительный и неудовлетворительный ремикс. Музыка только дразнит чем-то знакомым, бесконечно размываясь фейковым звучанием. Это странный момент, потому что саундтрек игры в целом очень качёвый и является её большим плюсом. Остальные треки как рза очень удачно звучат как отдаленное похожее на первый фильм, но дополняют его своим оригинальным звучанием, порой даже превосходя киношные сиквелы, которые развивали звучание первого фильма очень лениво. Вот игра делает это лучше.
Сама игра тоже интересный опыт. Её будто делали люди, ещё не до конца перешедшие в новое поколение консолей. Они ментально будто застряли в эпохе PS2, когда шутеры от третьего лица долго не могли найти стандартизированную формулу и почти все обладали своим уникальным подходом. Эти ребята словно бы слышали что-то про Gears of War и в попыхах начали реверс-инженерить первую часть, хотя к этому времени уже выходила вторая.
С первого взгляда шутер вроде бы соответствует современным стандартам своего времени: вот тебе и укрытия, и стрельба из-за плеча, и регенерация здоровья. Но внутри всё оказывается каким-то очень странным, бизарным. Всё вроде знакомо, но абсолютно неудобно, по-свойски криво и с какой-то собственной харизмой, как это было на PS2. Это либо инопланетяне пытаются копировать культурный код людей, либо древние разработчики пытаются нащупать свой путь на видеоигровом фронтире, имея только описание Gears of War или его какое-то идеализированное представление.
Но какой бы кривой и бизарной игра ни была, свой стиль у неё действительно есть. Мне очень нравятся резкие переходы в драки, подчёркивающие сосредоточенность и резвую брутальность Борна. Нравятся и мелкие детали в интерфейсе, создающие впечатление, что разработчики любили свою игру. Например, специфические анимации таймера с приятными ASMR-щелчками и то, как оформлен уголок для идентификации оружия: когда Борн не использует оружие, оно убирается в абстрактную кобуру, а когда стреляет, анимация показывает, как пустеет магазин. Их любовь к игре показывает и количество анимаций для боевых добиваний — их настолько много, что они компенсируют затянутость боёв (или бои затянуты, чтобы анимаций побольше проигрывать?).
А вот историю игра рассказывает очень неумело. Как и заведено во многих играх по лицензии, она теряет почти всё очарование нарратива фильма и не даёт ничего взамен. Неинтересная отсебятина (или контент из книги?) вставлена рвано и неуместно, лишь бы растянуть хронометраж.
Да, игра может казаться странной и неказистой, но все её элементы вполне складываются в приятный опыт. Игра очень быстрая и резкая, но собранная, как и её главный герой. Она умеет поддерживать постоянное экшен-напряжение и передавать неотвратимый и брутальный подход Борна — и это в целом уже неплохо для игры по лицензии.
Если смотреть на неё абстрактно, по философски, то можно сложить интересный образ игры. Какой-то старичок эпохи PS2 без памяти очутился на новом поколении и импровизирует на ходу, как-то там разбираясь, что такое Gears of War. Она хотя бы немного понимает, о чём или о ком она, хоть и не совсем понимает, кто она сама. Говорю же, игра каким-то стилистическим или магическим образом хорошо передаёт франшизный настрой
Шутер формульный, про перекаты в укрытия, но с большой кооперативной изюминкой, которой уделяется больше внимания, чем обычно по нормативам, из-за чего игре и её серии удаётся выделяться на загруженном поле таких же шутеров с укрытиями. И что больше всего удивительно — эта фишка не разваливается без реального напарника, потому что напарник компьютерный тоже вполне себе неплох. Он особо не тупит, исправно делает то, что попросишь, и без нареканий участвует во всех кооперативных механиках, эффективно убивая врагов, не отдавая всё на заботу игрока. Убивает всегда где-то половину от киллстрика игрока, что видно по ограничивающему его потенциал скрипту. Я-то поверил, что он может и больше, когда абсолютно безучастно наблюдал за тем, как он ловко разваливает группу врагов с двумя мини-боссами. Чел просто хорош в большинстве сценариев, и, следовательно, с комфортно заменяющим реального человека ИИ выделяющие игру геймплейные системы сохранены на века — и это замечательно.
Укрытия, кооперативные перекаты и прочие механические бла-бла-бла — это всё хорошо, но для меня важнее всего ценить эстетику игр, если у них есть какие-то заявки, а у этой такая заявка была. У неё есть идея и есть стиль, но в истории нет нужной энергетики, чтобы их в достаточной мере выразить.
История про такой крайне неудачный денёк, когда всё идёт к черту, и парни просто хотят выжить. Скитание застигнутых врасплох наёмников по агонизирующему, охваченному хаосом городу ради единственной цели — свалить как можно дальше — это интересный концепт, с которым можно сделать много чего интересного, но ничего интересного как-то не происходит. Нет ощущения большого пожара в городе, нет никакой паники толпы, никакого контекста и скриптовых сценок, уделяющих внимание драме других людей. Город быстро опустел на нарратив, став просто декорацией для перестрелок. Его история практически полностью закончилась на этапе идеи. У самих героев драмы тоже никакой нет. Все сероморальные ситуации, в какие они попадают к выборам ведущим к карикатурным комиксам - это скорее рофлы, чем размышлениям.
Хорошие попытки выразить свой стиль есть в нескольких красивых визуальных решениях в, к сожалению, изолированных сценариях. Вроде битвы на будто вскрытом мясником небоскрёбе, битве при зоопарке или перестрелках на от тепла посеревших улицах, заполненных ярко-красными листовками фракции отсутствующего антагониста.
Периферийный злодей — это тоже своеобразно интересный стилистический выбор. Гад постоянно маячит где-то на фоне, но героям нет до него и его борьбы никакого дела до тех пор, пока он просто не сожжёт последний мост к отступлению главных героев, и вот только тогда у них появится резон его решить как проблему.
Это прикольная задумка, в которой просто нет веса, потому что веса нет и во всём остальном. Нет погружающей атмосферы хаоса, разрушений, нет истории — есть просто голый концептуальный стиль и какие-то идеи, которые сшиты вместе терпимо, но сухо и невыразительно. Всё просто декорация с малосвязанным наполнением. В просто городе происходят просто события, и просто герои просто двигаются от точки до точки. Задумка есть, как и стиль, но всё это не удалось довести до осмысленности.
Кстати, вот что я внезапно понял — существует ещё один кооперативный шутер про очень неудачный денёк двух наёмников, стремящихся во что бы то ни стало как можно быстрее свалить из Шанхая. И вот Kane and Lynch: Dog Days в сравнении с 40th Day — это игра куда более кривая в геймплейном плане и ещё более минималистичная с точки зрения истории и хронометража, но сколько же в ней больше общей харизмы и осмысленного артистизма. У двоичной армии даже близко нет такой густоты атмосферы, такой яркости в выражении энергетики места и явственного хаоса. Не говоря уже про чётко осмысленный стиль. Dog Days — игра маленькая и скромная, но в ней внутри куда больше работы. Да, с точки зрения игрового процесса Армия куда лучше, но если выбирать, я предпочту мощную, ни на что не похожую эстетику корявенькой Dog Days.
Отзыв к Reloaded версии для пс3.
После в целом очень удачной коллекции лицензионных игр от EA, игровая часть франшизы 007 попадает в ленивые лапки Бобби Котика, и с этого момента начинается её затухание. Мы в 2010 году: позади — спешно недоделанный дублет игр по «Кванту милосердия» и хороший и оригинальным сюжетом, но финансово провалившийся Blood Stone. Это самое время ещё раз монетизировать самое громкое имя в этой части франшизы.
В 1997-м GoldenEye 64 безупречно передавала драйв оригинального фильма. Образ Бонда Броснана с его харизмой ухмыляющейся экшен-иконы, от бедра кладущего десятки солдатиков, удалось запечатлеть в очень бодром и свежем для своего времени геймплее, и с этим войти в историю игровой индустрии, вдохновив много кого и много где по заколкам игровой индустрии. GoldenEye — это серьёзное имя, и любого, кто возьмёт его, ждёт стресс от заданной ранее высокой планки. И версия 2010 года, со своего места, эту планку даже вряд ли видит. Игра получилась серой и никого ничем не вдохновляющей, но нельзя сказать, что плохой.
У игры очень странное и находчивое позиционирование. Вроде бы переосмысление фильма, и вроде как ремейк игры по этому фильму, но на самом деле это клон «Колды», мало имеющий общего и с тем, и с другим. Но тем самым она очень легко дифференцирует себя от любых релевантных сравнений, потому что, по сути, делает что-то своё. Скорее всего, на ассетах Wii-версий Call of Duty. Ей не нужно передавать драйв оригинального фильма, потому что она ремейкает сам фильм, но под другой тон и настроение. Меняет актёров, меняет детали сюжета, но с этим она теряет и харизму, и энергию, конечно. Зачем что-то передавать, если можно это просто убрать, заменив унылым дженериком? Новые образы персонажей не дотягивают даже до уровня порнопародии. Изменения сюжета не ведут к чему-то интересному, а новая мотивация злодея, который теперь не Шон Бин, а лысый скуф, — это вообще какая-то шутка.
Классическая ситуация, когда ремейк фильма оказался хуже оригинала. А как ремейк игры RARE, эта версия... ну, ничего общего с ней не имеет. Долой реиграбельные миссии с изменяющимися под уровень сложности условиями, к черту удалой ганплей, позволяющий почувствовать себя экшен-звездой с помощью игровых механик, а не скриптов. Приветствуем линейные уровни с иногда стелс-опциями и геймплейную философию: «Вы ранены. В укрытие!». Wii-версия, возможно, выигрывала за счёт моушен-управления, а Reloaded был абсолютно типовым шутером.
Но в целом-то ещё неплохо: уровни зрелищные, стрельба не то чтобы противная, на изменения фильма интересно поглядеть разок. Игра — и есть разок сносное развлечение. Но это было начало конца, который настал через два года, когда старание пропало, а лень приобрела величественные масштабы в 007 Legends. Куда менее стеснительный клон «Колды» на её движке и с её ассетами, без капли какой-либо души. Legends внезапно подвела черту под внушительным списком хороших игр по Джеймсу Бонду, грустно положив серию в ящик до поры до времени. А этот серенький GoldenEye... ну, сойдёт, нормально.