GilliamWard
Начиная с 15 Ноября 2022 года отзываюсь о каждой пройденной игре. Я пытаюсь сказать что-то интересное, но на тексты я рационально трачу не больше двух часов в общем и пишу их сразу несколько в выбранный день, из-за чего они получаются, какие получаются. Наполняю логи с чистого листа.Любимые игры 83
Смотреть всеАктивности
Осторожно, этот отзыв эмоциональный, потому что я НЕНАВИЖУ первую часть этой игры, которая является ремейком другой первой части и которая представляет собой невнятную игру по слабому фильму.
И ненавижу я её именно за эту сумасшедшую конструкцию — кашу, которую я просто не могу переварить, потому что все её ингредиенты, включая хорошие, пожирают сами себя. А ведь в ней было что-то хорошее: например, великолепная графика, которая до сих пор выглядит отлично, или вполне добротный шутер с интересными локациями. Но нарратив — это катастрофа. И такую катастрофу невозможно исправить несколькими глупыми самоироничными шутками.
Уничтожается самое важное. В оригинальной первой части были харизматичные, немного эджи-изгои, которые, сталкиваясь, создавали некий химический процесс. А теперь это какие-то восторженные и вежливые, сухие картонки, нацеленные на абстрактную аудиторию 6+, которая вполне могла бы насладиться Агушей повкуснее. Между персонажами больше нет никакой химии. Ее буквально нет! Персонажи молчат огромные куски игры, а потом выдают клишированные фразы без контекста, будто вырезанные из фильма.
Вот что точно вырезанные из фильма так это катсцены которые очень грубо не стыкуются с геймплеем, но требуют поверить на слово, что химия между персонажами есть. А её нет! Игра называется Ratchet & Clank, но в ней нет ни Рэтчета, ни Кланка. Есть какие-то пародии на них, которые между собой почти никак не взаимодействуют. И ради чего всё это? Почему игра настолько упрощает всё вокруг до стадии недоразумения и просто оставляет это, кое-как залатывая дыры кадрами из мультфильма? Зачем? Это игра Франкенштейна, которая пытается сделать из этого шутку. А вот мне не смешно.
Мне было настолько тошно от этой концепции саморазрушения и полной потери идентичности, что я просто дропнул игру. Я не смог наслаждаться классными детализированными локациями, полными движения и жизни. Не смог удовлетвориться приятной стрельбой и прикольными пушками. Всё удовольствие засосала дыра, оставленная неуместным скрещиванием сразу трёх продуктов в одном. Игру от этого просто разорвало.
Но я как-бы никого не убеждаю в том, что первая часть говно. Вполне вероятно, что специфически мне настолько не понравилась эта странная каша, помноженная на то что я в целом не очень люблю обезжиренный детский нарратив. Я просто хочу подчеркнуть почему мне понравился сиквел.
Ведь у него вообще-то такой же беззубый, обезжиренный сюжет, а персонажи с характеризацией, измеряемой количеством извинений за одну страницу сценария. Персонажи очень шумные, никогда не затыкающиеся, выливающие тонны воды и за то бесконечно извиняющиеся. Это мне не нравится, но в этот раз я могу это затерпеть, потому что в этот раз Insomniac определились с идентичностью. Это самостоятельная игра, а не что-то там невразумительное по фильму которые по игре. Она не портит никакие другие произведения и просто существует сама по себе. Эта игра в которой есть только эта игра.
От этого мне меньше головной боли, и теперь можно сосредоточиться на других аспектах: полюбоваться графическими красотами, выходящими с продвинутого технологического конвейера Insomniac. А это безумно детализированные, невероятно красивые миры. Иногда даже слишком трудозатратные — замоделить огромный кусок города только ради одного быстро проезда по трубе? Это мощно. В Square Enix, например, для целых глав в ремейке Final Fantasy VII вставляют пережатый JPEG типа города на фон и нормально и типа круто. Но а здесь в каждом кадре усердие оценивать можно часами.
После любования локациями можно и пострелять, а стрельба здесь очень зрелищная, красивая и тактильно приятная. Это такой Doom Eternal на минималках: глубины нет, но есть импакт и динамика. Постановка роскошная. Insomniac легко выдаёт уровень Naughty Dog и Santa Monica, причём в отличии от них делает это на поток.
Эту игру легко оценивать как игру. Её не надо сидеть и распутывать, как первую часть. Это полноценное и осознанное произведение. Её косяки — это её косяки, как и её достоинства. Я могу просто сказать, что повествование слишком громкое и душное, и оно мне не нравится, а затем сосредоточиться на хорошем. А с первой игрой я не мог этого сделать. Повествование там настолько невразумительное и расползающееся на несколько произведений, что невозможно было думать ни о чём другом, кроме концептуальной тупизны всего происходящего.
Забавно, что в первой игре персонажи почти всегда молчали, из-за чего химии не происходило, а теперь они не умолкают. Качество диалогов оставляет желать лучшего, но они хотя бы есть. Игра не заставляет просто так невесомо верить во что-то. Теперь это можно просто игнорировать.
P.s
И почему вообще Рэтчет вдруг стал нацелен на аудиторию в подгузниках? А как же та аудитория, что росла на играх для PS2, а потом и для PS3? Они уже не дети. И им что просто предлагается кормить этой стремной Агушей своих детей? Но почему они в своём детстве потребляли что-то интересное, вразумительное и харизматичное, а детей теперь кормят дженерикмультик.mp4 контентом?
Кстати, а вы не заметили, насколько сильно игра похожа на Baldur's Gate: Dark Alliance? Человек-рейнджер, эльфийка-маг и дворф с помощью диабло-лайт ролевой системы и примитивной экшен-боёвки зачищают уровни-кишки от всякой падали. . Конечно, далеко ходить не надо, чтобы уловить, что здесь происходит. Сиквел настоящего Dark Alliance делали уже другие люди, а оригинальная команда, по сути, сообразила этот же концепт в другой, более престижной фэнтези-вселенной, хоть как-то, да чуть-чуть продвинув его из изометрической перспективы в 3D от третьего лица. По сути, Война на Севере — это духовный тру-сиквел Альянса.
Да-да очень интересно понимаю, но ведь кроме занимательных фактов, у игры, по сути, нет других козырей. Повествование резидент-слиперское. Персонажи сухие и пустые. В их феллоушип совсем не верится, потому что взаимоотношений, как таковых, между героями нет. Ростера противников не хватает на продолжительность игры. Анимации бойни хоть и крутые, но их довольно мало. Нет никаких комбо, а прокачка скоротечна и не то чтобы сильно меняет боевой расклад. Уникальные боевые ситуации хоть и встречаются, но редко. Музыка какой-то дженерик и порой звучит как дешевая версия OST Dragon Age: Origins по памяти в этот раз, (но не в последний) заленившегося Инона Цура. А графен весь коричневый, под стать моде того времени.
Но здесь я делаю твист и говорю, что всё это на самом деле очень хорошо, потому что, гад дэм, как же мне было приятно в это играть!
Хоть и коричнево, но игра выглядит приятно. Графен хоть и простой, но целостный и хорошо передаёт стиль фильмов, в которые и целится. Осенне-зимняя атмосфера отрабатывается очень густо. Можно кайфовать уже от того, как на красивой, стильной броне снег с дождём оставляют свои отпечатки. Само рубилово хоть и однообразное, но тактильно очень приятно. Прокачка примитивная, но даёт немного азарта. А смена эквипа неплохо встроена в искусственное ощущение прогрессии.
Прогрессия работает по очень простым и заметным правилам. Ну вот сначала идёт поэтапная раскачка под первую партию врагов, которая в какой-то момент начинает разваливаться довольно быстро. Плавно начинают вводиться новые враги, пока полностью не заменят старых, и нужно опять подкачиваться, пока и новые не начнут разваливаться.
Да очень просто, но чётко и осмысленно. Это хорошо сработало для меня, потому что в игре очень хороший темп. Как показатель: я зашёл в игру на один вечер, скорее просто поностальгировать по давнишней кооперативной зарубе, и ожидал, что быстро дропну, но провалился на весь вечер и прошёл полигры залпом. А там ещё денёк — и игра была проглочена.
Да, это очень простая, тупо аркадная игра по олдовым консольным правилам. Dark Alliance выходил в 2001 году, и этот её духовный сиквел за 10 лет ушёл не сильно далеко по своему развитию. Но этой олдовой аркадностью можно наслаждаться. Особенно сейчас, когда игры можно выбирать совсем не оглядываясь на актуальный расклад. Ведь старые игры начинают жить в совсем других более абстрактных контекстах. Что в релизный год казалось обыденным дженериком, сейчас может стать откопанным бриллиантом.
P.S.
Игра действительно поменяла моё отношение к Инону Цуру на очень неоднозначное. Его OST к Starfield, который звучит как OST Fallout 4, но только в разы хуже я спустил на тормозах. Ну с кем не бывает, да. Но в этой игре я уже услышал OST Dragon Age: Origins, но в разы хуже, и как-то начал сомневаться. Да, работы у человека много, и писать круто и уникально постоянно мало у кого получается. Но слушать, как человек халтурит и получает бабос за это, всё равно ведь неприятно. Ладно, Война на Севере — это чуть ли не Бэш-ка по характеру, но Starfield-то был большой 3А-надеждой Беседки. Как там-то он позволил себе захалтурить? Ну и, как бы, Бэш-ка и бэш-ка с чего это индульгенция для лени. Вы слышали какой прикольный OST у недавнего перезапуска Dark Alliance? Даже для Бэш-ек можно постараться.
После исхода из D&D первый шаг Bioware в создание собственных амбициозных вселенных получился довольно смелым, но очень маленьким. Кунг-фу-фэнтези — это необычный выбор сеттинга для западного разработчика как тогда, так и сейчас. Уже только благодаря этому он получился колоритным и интересным. Однако погрузиться в него довольно тяжело. Это эпичное путешествие имеет слишком малый географический размах. Каждое посещённое место по площади и наполнению черызвычнойно скромно. Да и сама игра очень короткая. Сам сеттинг колоритен снаружи, но внутри изобилует, так сказать, нарративными ассетами из их же Рыцарей Старой Республики. И без того скромный объём нового контекста заполняется излишними самоповторами.
Зато в игре много активных персонажей. Почти все напарники харизматичны, как на подбор. Только вот взять с собой в средненькую боёвку можно только одного из-за чего отрядная химия прослеживается лишь в сюжетных катсценах. В лагере с ними особенно не о чем поговорить. Тем не менее, благодаря крепко сбитому сюжету у каждого персонажа есть хотя бы одна минута славы и какое-то взаимодействие. Однако история небольшая, а персонажей слишком много, из-за чего некоторым достаётся больше места в нарративе, чем другим.
Но приятно осознавать, что это было только началом. Уже в Dragon Age и Mass Effect зародились более масштабные и глубокие миры, полные нюансов. Эти проекты были куда амбициознее и шире. В Mass Effect уже со старта присутствовало более десяти рас, ещё несколько лишь упоминались, и всё это сопровождалось толстым кодексом. А мир Dragon Age был наполнен по-настоящему серыми конфликтами, поднимающими вечные темы с интересных сторон.
Первая попытка Bioware создать крафтовый мир больше напоминает первый акт большой JRPG, как, впрочем, и вся игра в целом. Ролевой элемент был упрощён, а история имела немного более личный оттенок, потому что заготовки главного героя были в шаге от формирования полноценной личности. В целом игра получилась маленькой, линейной, динамичной и с необычным азиатским стимпанком в роли сеттинга. И круто это было только начало, но жаль история все таки закончилась.
Осторожно, этот отзыв эмоциональный, потому что я НЕНАВИЖУ первую часть этой игры, которая является ремейком другой первой части и которая представляет собой невнятную игру по слабому фильму.
И ненавижу я её именно за эту сумасшедшую конструкцию — кашу, которую я просто не могу переварить, потому что все её ингредиенты, включая хорошие, пожирают сами себя. А ведь в ней было что-то хорошее: например, великолепная графика, которая до сих пор выглядит отлично, или вполне добротный шутер с интересными локациями. Но нарратив — это катастрофа. И такую катастрофу невозможно исправить несколькими глупыми самоироничными шутками.
Уничтожается самое важное. В оригинальной первой части были харизматичные, немного эджи-изгои, которые, сталкиваясь, создавали некий химический процесс. А теперь это какие-то восторженные и вежливые, сухие картонки, нацеленные на абстрактную аудиторию 6+, которая вполне могла бы насладиться Агушей повкуснее. Между персонажами больше нет никакой химии. Ее буквально нет! Персонажи молчат огромные куски игры, а потом выдают клишированные фразы без контекста, будто вырезанные из фильма.
Вот что точно вырезанные из фильма так это катсцены которые очень грубо не стыкуются с геймплеем, но требуют поверить на слово, что химия между персонажами есть. А её нет! Игра называется Ratchet & Clank, но в ней нет ни Рэтчета, ни Кланка. Есть какие-то пародии на них, которые между собой почти никак не взаимодействуют. И ради чего всё это? Почему игра настолько упрощает всё вокруг до стадии недоразумения и просто оставляет это, кое-как залатывая дыры кадрами из мультфильма? Зачем? Это игра Франкенштейна, которая пытается сделать из этого шутку. А вот мне не смешно.
Мне было настолько тошно от этой концепции саморазрушения и полной потери идентичности, что я просто дропнул игру. Я не смог наслаждаться классными детализированными локациями, полными движения и жизни. Не смог удовлетвориться приятной стрельбой и прикольными пушками. Всё удовольствие засосала дыра, оставленная неуместным скрещиванием сразу трёх продуктов в одном. Игру от этого просто разорвало.
Но я как-бы никого не убеждаю в том, что первая часть говно. Вполне вероятно, что специфически мне настолько не понравилась эта странная каша, помноженная на то что я в целом не очень люблю обезжиренный детский нарратив. Я просто хочу подчеркнуть почему мне понравился сиквел.
Ведь у него вообще-то такой же беззубый, обезжиренный сюжет, а персонажи с характеризацией, измеряемой количеством извинений за одну страницу сценария. Персонажи очень шумные, никогда не затыкающиеся, выливающие тонны воды и за то бесконечно извиняющиеся. Это мне не нравится, но в этот раз я могу это затерпеть, потому что в этот раз Insomniac определились с идентичностью. Это самостоятельная игра, а не что-то там невразумительное по фильму которые по игре. Она не портит никакие другие произведения и просто существует сама по себе. Эта игра в которой есть только эта игра.
От этого мне меньше головной боли, и теперь можно сосредоточиться на других аспектах: полюбоваться графическими красотами, выходящими с продвинутого технологического конвейера Insomniac. А это безумно детализированные, невероятно красивые миры. Иногда даже слишком трудозатратные — замоделить огромный кусок города только ради одного быстро проезда по трубе? Это мощно. В Square Enix, например, для целых глав в ремейке Final Fantasy VII вставляют пережатый JPEG типа города на фон и нормально и типа круто. Но а здесь в каждом кадре усердие оценивать можно часами.
После любования локациями можно и пострелять, а стрельба здесь очень зрелищная, красивая и тактильно приятная. Это такой Doom Eternal на минималках: глубины нет, но есть импакт и динамика. Постановка роскошная. Insomniac легко выдаёт уровень Naughty Dog и Santa Monica, причём в отличии от них делает это на поток.
Эту игру легко оценивать как игру. Её не надо сидеть и распутывать, как первую часть. Это полноценное и осознанное произведение. Её косяки — это её косяки, как и её достоинства. Я могу просто сказать, что повествование слишком громкое и душное, и оно мне не нравится, а затем сосредоточиться на хорошем. А с первой игрой я не мог этого сделать. Повествование там настолько невразумительное и расползающееся на несколько произведений, что невозможно было думать ни о чём другом, кроме концептуальной тупизны всего происходящего.
Забавно, что в первой игре персонажи почти всегда молчали, из-за чего химии не происходило, а теперь они не умолкают. Качество диалогов оставляет желать лучшего, но они хотя бы есть. Игра не заставляет просто так невесомо верить во что-то. Теперь это можно просто игнорировать.
P.s
И почему вообще Рэтчет вдруг стал нацелен на аудиторию в подгузниках? А как же та аудитория, что росла на играх для PS2, а потом и для PS3? Они уже не дети. И им что просто предлагается кормить этой стремной Агушей своих детей? Но почему они в своём детстве потребляли что-то интересное, вразумительное и харизматичное, а детей теперь кормят дженерикмультик.mp4 контентом?
Кстати, а вы не заметили, насколько сильно игра похожа на Baldur's Gate: Dark Alliance? Человек-рейнджер, эльфийка-маг и дворф с помощью диабло-лайт ролевой системы и примитивной экшен-боёвки зачищают уровни-кишки от всякой падали. . Конечно, далеко ходить не надо, чтобы уловить, что здесь происходит. Сиквел настоящего Dark Alliance делали уже другие люди, а оригинальная команда, по сути, сообразила этот же концепт в другой, более престижной фэнтези-вселенной, хоть как-то, да чуть-чуть продвинув его из изометрической перспективы в 3D от третьего лица. По сути, Война на Севере — это духовный тру-сиквел Альянса.
Да-да очень интересно понимаю, но ведь кроме занимательных фактов, у игры, по сути, нет других козырей. Повествование резидент-слиперское. Персонажи сухие и пустые. В их феллоушип совсем не верится, потому что взаимоотношений, как таковых, между героями нет. Ростера противников не хватает на продолжительность игры. Анимации бойни хоть и крутые, но их довольно мало. Нет никаких комбо, а прокачка скоротечна и не то чтобы сильно меняет боевой расклад. Уникальные боевые ситуации хоть и встречаются, но редко. Музыка какой-то дженерик и порой звучит как дешевая версия OST Dragon Age: Origins по памяти в этот раз, (но не в последний) заленившегося Инона Цура. А графен весь коричневый, под стать моде того времени.
Но здесь я делаю твист и говорю, что всё это на самом деле очень хорошо, потому что, гад дэм, как же мне было приятно в это играть!
Хоть и коричнево, но игра выглядит приятно. Графен хоть и простой, но целостный и хорошо передаёт стиль фильмов, в которые и целится. Осенне-зимняя атмосфера отрабатывается очень густо. Можно кайфовать уже от того, как на красивой, стильной броне снег с дождём оставляют свои отпечатки. Само рубилово хоть и однообразное, но тактильно очень приятно. Прокачка примитивная, но даёт немного азарта. А смена эквипа неплохо встроена в искусственное ощущение прогрессии.
Прогрессия работает по очень простым и заметным правилам. Ну вот сначала идёт поэтапная раскачка под первую партию врагов, которая в какой-то момент начинает разваливаться довольно быстро. Плавно начинают вводиться новые враги, пока полностью не заменят старых, и нужно опять подкачиваться, пока и новые не начнут разваливаться.
Да очень просто, но чётко и осмысленно. Это хорошо сработало для меня, потому что в игре очень хороший темп. Как показатель: я зашёл в игру на один вечер, скорее просто поностальгировать по давнишней кооперативной зарубе, и ожидал, что быстро дропну, но провалился на весь вечер и прошёл полигры залпом. А там ещё денёк — и игра была проглочена.
Да, это очень простая, тупо аркадная игра по олдовым консольным правилам. Dark Alliance выходил в 2001 году, и этот её духовный сиквел за 10 лет ушёл не сильно далеко по своему развитию. Но этой олдовой аркадностью можно наслаждаться. Особенно сейчас, когда игры можно выбирать совсем не оглядываясь на актуальный расклад. Ведь старые игры начинают жить в совсем других более абстрактных контекстах. Что в релизный год казалось обыденным дженериком, сейчас может стать откопанным бриллиантом.
P.S.
Игра действительно поменяла моё отношение к Инону Цуру на очень неоднозначное. Его OST к Starfield, который звучит как OST Fallout 4, но только в разы хуже я спустил на тормозах. Ну с кем не бывает, да. Но в этой игре я уже услышал OST Dragon Age: Origins, но в разы хуже, и как-то начал сомневаться. Да, работы у человека много, и писать круто и уникально постоянно мало у кого получается. Но слушать, как человек халтурит и получает бабос за это, всё равно ведь неприятно. Ладно, Война на Севере — это чуть ли не Бэш-ка по характеру, но Starfield-то был большой 3А-надеждой Беседки. Как там-то он позволил себе захалтурить? Ну и, как бы, Бэш-ка и бэш-ка с чего это индульгенция для лени. Вы слышали какой прикольный OST у недавнего перезапуска Dark Alliance? Даже для Бэш-ек можно постараться.
После исхода из D&D первый шаг Bioware в создание собственных амбициозных вселенных получился довольно смелым, но очень маленьким. Кунг-фу-фэнтези — это необычный выбор сеттинга для западного разработчика как тогда, так и сейчас. Уже только благодаря этому он получился колоритным и интересным. Однако погрузиться в него довольно тяжело. Это эпичное путешествие имеет слишком малый географический размах. Каждое посещённое место по площади и наполнению черызвычнойно скромно. Да и сама игра очень короткая. Сам сеттинг колоритен снаружи, но внутри изобилует, так сказать, нарративными ассетами из их же Рыцарей Старой Республики. И без того скромный объём нового контекста заполняется излишними самоповторами.
Зато в игре много активных персонажей. Почти все напарники харизматичны, как на подбор. Только вот взять с собой в средненькую боёвку можно только одного из-за чего отрядная химия прослеживается лишь в сюжетных катсценах. В лагере с ними особенно не о чем поговорить. Тем не менее, благодаря крепко сбитому сюжету у каждого персонажа есть хотя бы одна минута славы и какое-то взаимодействие. Однако история небольшая, а персонажей слишком много, из-за чего некоторым достаётся больше места в нарративе, чем другим.
Но приятно осознавать, что это было только началом. Уже в Dragon Age и Mass Effect зародились более масштабные и глубокие миры, полные нюансов. Эти проекты были куда амбициознее и шире. В Mass Effect уже со старта присутствовало более десяти рас, ещё несколько лишь упоминались, и всё это сопровождалось толстым кодексом. А мир Dragon Age был наполнен по-настоящему серыми конфликтами, поднимающими вечные темы с интересных сторон.
Первая попытка Bioware создать крафтовый мир больше напоминает первый акт большой JRPG, как, впрочем, и вся игра в целом. Ролевой элемент был упрощён, а история имела немного более личный оттенок, потому что заготовки главного героя были в шаге от формирования полноценной личности. В целом игра получилась маленькой, линейной, динамичной и с необычным азиатским стимпанком в роли сеттинга. И круто это было только начало, но жаль история все таки закончилась.
Охота за головами — это очень привлекательная концепция и эстетика, представленная во многих играх, но почти всегда где-то на фоне и недожато. А вот Stranger's Wrath практически полностью посвящена именно этому ремеслу. Долгое время кажется, что это вообще лучшая попытка создать симулятор баунти-хантера: игра ставит цель просто заработать деньжат, и главный герой бродит от одного атмосферного городка к другому, ловит преступников и игнорирует все остальное. Странник — хотник за головами и реально занимается он именно этим, пока в последней трети игры не случается твист, и она не превращается из самобытной аркады о жизни баунти хантера в просто довольно средненький шутер.
Зато визуальная составляющая остается великолепной на протяжении всей игры. Каждый городок — со своей уникальной фактурой и харизмой. Густейшая атмосфера странного Дикого Запада заполняет каждый уголок и тропку. Какой здесь и пышный лес, какике отражения на озере. Это, наверное, одна из самых красивых игр на оригинальном Xbox — а там, кстати, есть с кем посоревноваться.
А вот озвучка — это катастрофа. Все персонажи озвучены просто омерзительно, и мне физически тяжело было их слушать. Особенно сам главный герой который с таким трудом выговаривает слова, что аж неловко.
Единственное, что мне не понравилось — слишком торопливый переход к босс-файтам. Боссы, конечно, крутые: разнообразные и зрелищные, но, как и ран-н-ган уровни, что к ним ведут. По таким уровням, выполненным в первоклассном пиксель-арте и наполненным густейшей атмосферой, хотелось бы побегать еще. Но в фокусе были боссы, а все остальное — просто их эстетический сетап. Но, черт возьми, эстетика тут просто потрясающая — квинтэссенция ретро-киберпанка.
Я вообще ничего не знаю про Баффи, зато этих разработчиков знаю отлично. Это же они сделали мне игру детства и вообще — Indiana Jones and the Emperor's Tomb. Считаю, что в Инди до сих пор одна из самых мощных рукопашных боёвок в приключенческих играх. Там такой импакт, что всем импактам отдача. Было в общем интересно, что они делали с боёвкой на ранних этапах ее развития.
Ну и Баффи, конечно, это пока только действительно зачаток того, что получилось в Инди. Тут нет контроля толпы, стульями ребят не огреешь, да и враги очень долго умирают, неприятно растягивая процесс и генерируя какие-то дебильные моменты. Но форма уже почти нащупана, только динамики не хватает, да и ИИ порой раздражает. Но в целом я остался доволен.
Сама игра довольно тёмная, но на локациях маловато деталей, и несмотря на некоторую технологичность, она выглядит слегка стремновато. Зато в ней есть приятный вайб нулевых и неплохой саундтрек. В общем, нормальный, крепенький экшен. На эмуляторе работает хорошо. Но Гробница императора, конечно, по всем параметрам Баффи превосходит — прям шаги вперёд во все стороны.
Дело было в детстве: мне только обновили компьютер, и мы купили пиратский диск с двумя играми — CoD 4 и вот этой. И несмотря на то, что в долгосрочной перспективе CoD оставил большее впечатление, в моменте Frontlines меня просто оглушила своей крутостью. До этого я играл в Rainbow Six: Lockdown — медленный, тягучий тактический шутер, который еще и тормозил. И вот в тот же день увидел начальную сцену новой игрушки: герой встает с земли, берет пушку, и начинается жесткий экшен! Пушка оглушительно бахала, люди падали десятками, а пули будто вырывали целые куски от здания, за которым прятались враги. Мелкий охерел просто от такого зрелища и нового графена и скорости всего и масштаба. Игра отлично разогрела перед CoD 4, и именно ей выпала доля показать мне настоящий "некстген" и я запомнил я это надолго.
И знаете, она и сейчас неплохо выглядит. Локации большие, уютные, «теплые». Пушки с хорошим дизайном и неплохо «бахают» — импакт присутствует, ощущается большое поле боя. Для игры, чья кампания — это всего лишь небольшой тренировочный полигон перед мультиплеером на тех же мультиплеерных картах, Frontlines весьма недурна. Жаль только, что этот пресловутый мультиплеер сейчас поиграть крайне сложно, если вообще возможно.
А ведь у разработчиков была интересная история: они стояли у истоков некоторых важных штук в Battlefield и, можно сказать, отвечали за BF2. Но судьба в итоге их покидала и оставила у обочины после неудачно среднего Homefront. Хотелось бы как-то иметь способ соприкоснуться с этим историческим контекстом что ли, но мультиплееры, увы, — штука вымирающая быстро и обычно основательно.
А мне кажется, что зря быканули на игрушку. Да, в ней кондовый дизайн открытого мира, который к тому времени начинал раздражать. Плюс технически игра была слабенькой. Но она все-таки работает, потому что ребята жестко вложились в эстетику. И я говорю не о 50 оттенках серых индустриальных заброшек (хотя разнообразие в рамках заданного стиля и тематики все же есть), а о подаче всей этой герилья-движухи. Я, например, довольно прохладно отношусь к этой очень популярной в опенворлдах тематике, но если она выполнена со старанием, то почему бы и нет.
Вот начиная хотя бы с того, как все это выглядит внешне. Калтек этот корейский — сразу нет, исключаю. Но вот все остальное очень атмосферное. Вот эта вот вечная осенняя слякоть заполняющая смурной индастриал и постепенно проникающая на светлые, но уже унылые улочки угнетённого города. Потом само сопротивление выглядит вроде бы под стать пейзажу «по-бомжатски», но со своим выверенным, четким стилем, без совсем уж чумазых перегибов. Они выглядят достаточно практично, как и их крафтовое оружие. Никакой грязи и гнилой древесины или фантастической дичи, как Фар Крае 6: все выглядит приземленно и приятно. И гаджеты, и особенно их пиратские интерфейсы — все это сделано со вкусом и стилем. Вместе это формирует атмосферу, удачно схожую с каким-нибудь Терминатором.
И эта эстетика идет дальше, чем просто фактурный дизайн. Как любая хорошая, осознанная эстетика она влияет на все, что происходит в игре. Вот, например, заходишь в зеленую зону и начинаешь там саботажные работы. И сначала напряжение ощущает только главный герой, замаскированный агент хаоса, шкодящий тут и там по стелсу. Постепенно это напряжение заражает сам воздух на спокойных улицах. Начинаются волнения, меняется музыка, и рано или поздно наступает катарсис, напряжение перерастает в насилие, повсюду начинается жестокий движ, постоянно кто-то орет или что-то взрывается. Просто видно, как герой влияет на ситуацию.
Да, это схематично и повторяется, но карты небольшие и грамотно чередуются. Из зеленой зоны с одним типом геймплея и тональностью ты попадаешь, например, в красную зону — а там уже совсем другой движ. И именно что постоянный движ: радио не замолкает, на связи патрули, нуждающиеся в помощи, или разведчики сидящие возле какой-то аванпоста и все они описывают ситуацию, будто действительно что-то постоянно происходит. И реально происходит: на улицах идут бои, кто-то куда-то бегает пока в небе палит за всеми ними глас «корейского Саурона».
Так вот, от одной небольшой карты к другой бегаешь, суетишься, видишь, что все вокруг чем-то заняты, и чувствуешь себя сопричастным. Разбавляют действие неплохо поставленные сюжетные миссии с достаточно приятными, не отталкивающими персонажами. Да и в целом сюжет не вызывает отвращения или чувства стыда — он ровный и примитивный, но, находясь под поддержкой сильной эстетики, не вызывает отторжения.
А еще это, кстати, шутер, и стрелять в нем приятно. На этот аспект эстетика тоже влияет. Враги опасные, к сожалению, не потому что умные, а потому что больно бьют. ТТД у героя очень маленький, но и ТТК тоже небольшой, и это балансирует скромный боезапас, из-за чего реально приходится открывать пункты снабжения на карте и постоянно ими пользоваться. У геймплея хорошая связь между механиками, и при этом он сочетается с общей эстетикой, передавая принадлежность главного героя к «герилья»-движению и их общую хрупкость перед захватчиками.
Короче, я неожиданно приятно удивлен этой игрой. Мне кажется, ей просто не повезло с релизным окном и техническими проблемами. А так, это крепкий, похвальный шутер на самом деле. В нем и стрелять приятно, и эстетически, и механически он сбалансирован, и имеет идентичность, несмотря на копирование Фар Края.
Играл вот и думал: ведь эта специфическая формула кондовых открытых миров, когда для сюжетных миссий заставляют гриндить сторонние активности, в целом раскрывает саму концепцию открытых миров и, вообще, довольно честна. Получается, что в игре с открытым миром ты реально занимаешься этим открытым миром, и, если покупаешь именно такую игру, значит, тебе это и нужно — просто дрочево. Зато дрочево осмысленное, с бесконечными механиками прогрессии, которые как-то связаны друг с другом, и вроде как все активности что-то персонажу дают. Такие жесткие манипуляции, но с другой стороны честные, потому что за этим ты и пришел, а именно за дешевыми быстрыми калориями.
Раньше открытый мир мог быть просто для прикола и никак не стыковаться с сюжетными миссиями — две разные части игры. Сейчас считается хорошим тоном делать открытый мир чисто полигоном для нарративных сайдов в стиле Ведьмака. Но все это по-прежнему делает открытый мир отдельной частью со своими собственными правилами, которые обычно быстро теряют актуальность, и при перекаче ты уже гриндишь просто для статистики. А вот в играх типа Rage получаешь честные мотивации и действительно открытый, но специфически настройный под определенный тип игроков мир. И он отсеивает другие группы, пришедших только за сюжетом или чем-то субстантивным в принцепе.
И ведь игра реально дает некоторую степень свободы. Для прохождения сюжетных миссий очки можно набивать где угодно на карте, чистить какие хочешь аванпосты. И если не переусердствовать, а следовать сюжетным маркерам, не набивать статистику, то это даже не успевает наскучить, и у каждого игрока будет своя карта перемещений. Но вот только не будет своего уникального опыта. Несмотря на складную системность гринда, где все за друг друга цепляется и улучшает персонажа, сами активности скучноваты. В самой формуле, в общем, ничего плохого — она честно и четко заявляет свою жанровую принадлежность и какого игрока она хочет развлекать. Проблема скорее в качестве и количестве этой духоты.
Rage вывозит себя из болота репетитивности на хорошей стрельбе и ярком пейзаже. Не у всех игр с такой формулой, конечно, есть такое лакшери как консультанты из id Software. Еще игра довольно компактная — вот Mad Max от той же Avalanche был слишком большим, из-за чего начинал экстремально утомлять в какой-то момент. С другой стороны, Mad Max я чистил на 100%, и это была большая ошибка. Думаю, что если бы шел там чисто по сюжетным маркерам, как делал это в Rage, то, возможно, он тоже становился бы лучше.
Я к чему: ведь хардкорному геймеру ругать подобный дизайн открытых миров вроде как норма, но, получается, дизайн то не для всех. Проблема современных открытых миров в том, что их делают максимально разжиженными для массового потребления — всем должно понравиться и принести все деньги мира, потому что такие миры достаточно большие, чтобы вместить как можно больше триггеров удовлетворения для разных типов игроков. Такова задумка. Но из-за этого игры получаются стерильными и примитивными, и быстро разваливаются на бессвязные куски при детальном рассмотрении. А вот игры дизайна Rage четко знают, чего они и кого хотят. Это дизайн, направленный хоть на какую-то конкретную целевую аудиторию. И то, что здесь абсолютно шизовый сюжет с идиотичным главным злодеем, в общем-то, вписывается в идею сюжета как в порно для животного теребления активностей. Но, с другой стороны, он не особо служит мотиватором.
Взять хотя бы Saint's Row 2 с таким же гриндовым опен-ворлдом: там на сюжет хотелось смотреть, и ролики были крутые, и, в целом, интересно — сюжет служил базовой мотивацией. Но если ты хочешь просто пройти сюжет Святых, то будь добр — терпи. Понимаете, это все тонкие материи.
Книга, выходившая в преддверии первой игры, сразу ставила человечество на грань уничтожения и в целом теребила некоторые серые темы, омрачая весь сеттинг. И первая игра кое-как играла с тёмными оттенками, но быстро уступала просто пафосному героизму, лишённому книжных нюансов. И, по сути, вся трилогия Чифа от игры к игре становилась всё теплее, уютнее и героичнее, хотя на фоне человечество там загибалось . И вот только в ODST серия, так сказать, вернулась к истокам. Но обретя более мрачный стиль она как-то быстро и закончилась. Но перед этим был Reach.
Если Halo 3 я считаю геймплейным пиком серии, то у Reach самый мощный стиль. Это очень тяжёлая, размеренная и холодная эстетика, история, полная меланхоличной обречённости. В этой игре героизм просто не работает — он сминается сырой мощью превосходящих сил Ковенанта. Любая победа главных героев практически ничего не значит в общем конфликте. Reach конец, и спартанцы, израсходовав все силы, стоически принимают его.
Обожаю режиссуру игры: она очень тонко и стильно переносит приземлённый, грязный милитаризм в практически мультяшную sci-fi эстетику. Видимо, промоматериалы для третьей Halo, которые снимал, в том числе, Нил Бломкамп, как-то повлияли и на общее видение внутри Bungie. В итоге ролики на движке хочется пересмотреть даже отдельно — как и CGI-синематики из ремастера второй части.
Музыка — просто разрыв аорты. Пожалуй, лучшая в серии. Главную тему с драматическим надрывом просто обожаю.
А ещё и ганплеймплей не такой фановый как в третьей части, но лвл-дизайн в своей лучшей форме. Ещё больше открытых уровней, ещё больше крутых сетписов — и в целом, это второй пик серии после трешки.