
Дисклеймер: этот отзыв кипит от злобы все равно, что твой агрегат от хламидиоза, который ты подцепил на отдыхе в Анапе в 2018-ом году. Если вам эта игра понравилась - это круто и я правда рад за вас. К сожалению, мой насквозь оснобевший разум не в состоянии разделить это чувство. Поэтому отзыв будет про все плохое. Се ля ви.
Для трепанации покойника давайте составим катахизис серии и на ее основе выделим анамнез триквелу.
В: Почему Мафия интересна игромеханически?
О: Несмотря на отсутствие геймплейной глубины игры серии старались разнообразить каждую новую миссию уникальными нарративными и игровыми элементами. За счет чего каждая новая миссия ощущалась свежо. Плюсом общая компактность не давала заскучать.
В: Чем интересна история в Мафии?
О: История в Мафии - это калейдоскоп архетипичных гангстерских сцен лишь условно связанных между собой. Однако, благодаря своей бескомпромиссности, ярким хрестоматийным образам, скрупулезной режиссуре и грамотной темпоритмике оно впивается в тот самый отсек нашего рептильного мозга отвечающего за дофамин.
Так давайте перейдем к герою дня. Взглянем насколько она верна базису своих предтеч. Ведь видит бог, все фигуры расставлены и откладывать этот диалог больше некуда.
Третья Мафия сходу встречает нас главным проклятием современных блокбастеров.
Встречайте, друзья: дешевая рабочая сила, жадность продюсеров и растянутые безыдейные активности ради растянутых безыдейных активностей. Ходят слухи, что в этом порочном треугольнике есть взаимосвязь, но для вивисекции Черной Братвы нас это не волнует.
Говоря на чистоту, концепт где вы должны сами решать в каком порядке и каким путем завоюете город - замечателен. Главный герой, что открывает сезон охоты на мафию, устраивая партизанские атаки по принципу "бей и беги". Тем самым запуская деконструкцию серии как таковой - замечателен. И все было бы слава тебе богу но, господи, как же подкачала реализация. И проблема не в чем-то конкретном. Создатели умудрились пролюбить буквально каждый аспект игры. И особенно обидно это ведь концепт был реально хорош. Даже звезда всех гневных отзывов, его величество, гринд мог отлично встроиться в нарратив. Если бы за этим нарративом хоть как-то следил режиссер. Сами представьте, как легко устраняется главная проблема: Нужно убить кого-то? Где-то что-то украсть? Дайте послать туда своих людей! К чему мне весь город, если единственный кто в нем чем-то занят - это я? Но нет, к себе можно прислать кого угодно, но без вас они просто будут продуцировать циферки валюты.
В результате, перед нами как перед ишаком висит морковка "нормальной" миссии, которая практически ничем не выделяется от этих самых гриндилок. Действительно интересно срежиссированых сцен на всю игру буквально пяток. А еще эти заявления, что гриндить надо всего-то пару заданий. Во-первых, уже после экватора игры гриндить придется от пяти однотипных миссий ради одной "нормальной". Во-вторых, угадайте сколько раз вам надо будет эту "пару" миссий гриндить на протяжении всей игры? Когда подобных микроактивностей десятки. С математикой справитесь? А случаи когда эти так называемые "миссии" закончились а достаточного урона все еще не нанесено? Ммм... Иди шастай по району, думай как быть.
Учитывая сколько раз я сказал слово гринд (тавтология намеренна, не мне же одному страдать от такого частого гринда) надо ли говорить, что ритм повествования сменился от стремительных сицилийских горок где каждый ваш следующий шаг менял положение вещей на шахматном поле на "сходи поговори с этим, потом с тем, потом с вон тем и ты можешь открыть мелкие активности себе на голову".
А что хвалили больше всего в этой игре? Правильно, историю. И на первый взгляд она действительно хороша. Многомерные, отлично озвученные персонажи, постмодернистский взгляд на всю серию... Вот только это все ломается стоит в него хоть чуток углубиться и главный герой по имени Клей по иронии это все склеить обратно не в состоянии.
Линкольн Клей - это хрестоматийный пример персонажа амёбы. Когда надо он хладнокровный бандит, ловкий манипулятор одержимый своей вендеттой. Вжух! По мановению сценарной импотенции он превращается в добровольного борцуна за права чернокожих. Вжух! Он покладистый мальчик и готов слушаться неопытных крикливых девах. Над историей главного героя корпело много авторов и в их таланте у них, увы, был суровый диспаритет.
В начале повествования перед нами человек без амбиций, видящий себя обычным техником, человек не желающий иметь ничего общего с криминалом. И вот этот индивид в мгновение ока не просто загорается местью но и желанием стать самым крутым гангстером в городе. Это выглядит фальшиво. И ведь можно было к этому подвести нарративом. Мол, его засосала та самая опасная трясина и к маменьке родной... (А, стоп. Он же сирота.) Но тут мы вспоминаем, что он спокойно брал деньги на протяжении всей игры и в воздухе уже чувствуется запах диссонанса.
И вот у нас разгон от Томми Анджело, что боится выйти из кафе потому что понимает, что его пристрелят в ту же минуту, с Вито Скалеттой которого вязали каждый раз, стоило ему оступиться до Линкольна Клея, что спокойно вырезает целый город под ноль и ему никто не может ничего сопоставить потому что он работал на ЦРУ. Концепт опять таки проглядывается не дурный, но из-за проблем буквально в каждом аспекте разваливается.
Не верите? Вот вам пару примеров:
Клешни халтурных сценаристов задели не только главного героя. Так в одной сцене святой отец отговаривает нашего чернокоммандоса от пути насилия ради отца (на минутку давнего компадре самого падре) и буквально через сцену без всяких моральных надломов благословляет на джихад из-за бездомной наркоманки которую видел впервые в жизни.
Ирландский алкаш винит вас в смерти своего сына? Не хочет с вами работать?
Покатайте его по встречке. Бум! Все обиды забыты!
Вот Вито лично обязан разобраться с незнакомым ему шестеркой глав.гада, которому его просто заказали. Но для мести за лучшего друга, к которой он готовился 12 лет - Афро Олимпиец и сам справится, мне тут еще деньги считать вообще-то.
Вот вам особняк расистов (осуждаем) где возле бассейна сидит и наслаждается эпикурейской жизнью темнокожая деваха.
В шаге от финала ближайшие наперсники и конфиденты глав. гада все еще не знают как выглядит человек который в одиночку их всех прищучил. И это с условием, что они же обсуждали нашего подкоптившего Аль Капоне, буквально одну катсцену назад.
А отдав элитарные бани Скалетте, что по лору игры выкачивает деньги из любого места, внутри бани сразу же появились темнокожие, которые по лору этой же самой игры бедняки. Если вы уж сами сказали, что решили сделать акцент на достоверности эпохи, то показывать такое внушительное собрание черных миллионеров - сомнительно.
Мое любимое и самое частое: когда ты давишь пешехода как в каком-нибудь Кармагеддоне и получаешь за это очки поощрения, а бедный информатор которого ты в сотый раз должен напугать кричит "за что ты переехал бедного человека, он же ни в чем не виноват!" Волей-неволей задаешься вопросом: Ганс, мы что злодеи?

Нет, я не вычленяю. Я еще молчу о том как игра ломает драматические моменты, сажая вас в авто и включая веселую музыку. Как режиссер ломает саспиенс давая напряженные сцены, при этом спойлеря их задолго до. Если писать про все - то у этого полотна не будет конца краю. Игра генерирует подобное каждые пару минут. И это может показаться мелочью. Но когда оно повсюду, к сожалению, теряется все погружение а сопереживать и уж тем более сочувствовать ты перестаешь окончательно в момент когда наш террорист десятками начал выкашивать мирных жителей ради своей мсти.
Слышите стук? Это лудонарративный диссонанс уже на пороге.
Нужные люди появляются по мановению палочки, персонажи вспоминают то что должны вспомнить ровно когда надо сценаристу. Собственно, остается только поражаться как наш загоревший Шварцнеггер умудряется стелсить, когда в каждом кусте такие рояли.

Ох... Да, я понимаю, почему многим основной квест показался хорошим, ведь в заглавной сюжетной конве персоналии выразительны, а мокьюментари вставки поднимают градус серьезности. Но уже в побочках эти самые персоналии начинают перечить собственным характерам. А в длс это и вовсе превращается в шапито. Где наш неуловимый мститель, который жив только потому что проводит свою партизанскую войну быстрыми атаками а-ля бей-беги открывает собственную забегаловку! Так ещё и с какой помпезностью, чтобы цитата: "Люди, должны знать, что это твое место, Линкольн". ВЫ СЕРЬЕЗНО? Если вам нужны большие доказательства, что сценаристы просто не понимали материал с которым работают - я умываю руки.
Вишенкой на этом дурно пахнущем торте, становится осознание, что самый интересный, многомерный и прописанный персонаж это антагонист. Вот кто остается органичен вплоть до самых титров. Знакомьтесь, господа и господэссы, Сальваторе Маркано.
Это Томми Анжело не будь у того принципов и это Вито Скалетта если бы тот не совершал импульсивных глупостей. В лице Сэла нам показывают человека прошедшего всю Мафию до титров, увидевшего во что серия скатилась и теперь пытающегося грамотно выйти из игры (во всех смыслах этого слова). Он силен но не всемогущ. Беспринципен, но при этом дорожит своими близкими. Это очень человечный персонаж, за которым было бы намного интереснее следить не будь все заранее предрешено для него. Но на его перфомансы, разумеется, выделено мало экранного времени, а остальной бомонд персонажей, даже при всей своей харизме, не может зацепить. Потому что они оказались внутри винегрета, где вас протаскивают сквозь обязательные элементы блокбастера но не давая ими насладиться.
И разумеется сцена после титров. З-А-Ч-Е-М? После такого сюрприза ради сюрприза говорить что-либо про серьезность повествования не приходится.
В целом, завершить этот блок можно одной простой фразой: Когда фанаты на ютубе дописывают историю лучше вас - это проблема.
Конечно, веселье коснулось и декорации. Так классическое ограбление банка и крышевание ларьков сменилось на зачистку парка развлечений в котором мог спокойно поселиться Джокер. Вы еще не успели понять как это тут оказалось. А вот вам внезапный детективный сегмент с культистами. Что? Вот вам еще замок из Resident Evil. Сцены из Evil Within не забудьте. Хоп! И вы на секретной подводной лодке, спасаете мир от Ликвида Снэйка и третьей мировой войны. Надо ли говорить, что в таком капустнике размывается эссенция серии? В начале разработчики пытаются мимикрировать под деконструкцию серии, но очень быстро мутируют в безликую амальгаму.
Наши любимые блоггеры оправдывали игру тейками:
- Да, теперь багажник нельзя открыть, но я могу это пережить.
Про то что угнанное авто полицейские раньше запоминали по номерам. То что вы можете влезть на закрытый завод с пулеметом на перевес, пройти мимо всех сотрудников и никто ничего не скажет вам, можно хоть случайно толкнуть местную бухгалтершу на что она спокойно закричит "СМОТРИ КУДА ПРЕШ, Э!". А после этого у нее же на глазах спокойно забрать все деньги с ее же стола - для них это норм. Если я правильно понимаю.
Говорят игра побуждает выбирать свой путь. Но какой, к черту, свой путь когда ты не можешь вынести очередного босса очередной локации, хотя он идеально виднеется в объективе снайперской винтовки? Ты можешь всадить десяток разрывных пуль прямиком в голову. Но игра все равно заставит поднять свою черную пятую точку и промаршировать весь путь до этого несчастного, сквозь толпы злых и слепых мобов чтобы Именно с ножа добить бедолагу. А все потому что кто-то в отделе геймдизайна переиграл в Assassins Creed.
Туда же идет и разветвленная структура уровней, которую так любят припоминать защитники Black Mafia Matters. Подобное имеет значение в условном Деус Экс, где ты можешь взломать заднюю дверь либо обмануть Галочку на ресепшне и пройти в парадную либо войти с кибер-шашкой наголо, дав бой супостатам либо просто проскользнуть мимо охраны. Здесь же герой не умеет даже адекватно прыгать, а взламывать умеет только те двери которые геймдиз разрешил. Как следствие все попытки построить маршрут до цели творчески ломаются.
В один момент ты сдаешься. Принимаешь что самый простой способ добежать брутфорсом, выстрелить куда надо и также убежать. И даже это весело. Но только первые три раза.

Вне основных активностей, игра также умудряется фраппировать своими механиками. В самом начале вам подарят пачку стволов, которых хватит на всю оставшуюся игру. Так весь баланс выйдет из чата. Автомобилями владеть можно. Но(!) только теми которые надо а не те которые хочешь ты.
В то время как в сиквеле чувствовался постоянный прессинг полиции. Вас вынуждали прятаться, маскироваться, соблюдать закон. Здесь же сходу посредством нарратива доносят: "Ну, адекватную пенитенциарную систему мы воссоздать не смогли, так что вся полиция города ищет одного вас, покуда вы дышите никакой другой угрозы для города больше нет". И бог бы с этими казаками-разбойниками. Но даже так она не работает. Полицейские игнорируют ваше существование пока вы сами не решите напомнить им о себе, устроив чеченскую свадьбу посреди улицы.
Там где все та же вторая часть использовала деньги, которых всегда не хватало, не просто как механизм для покупки новой косметики а как нарративный и геймплейный инструмент. Здесь тебя деньгами просто засыплют. Еще и всучив бесполезную механику с потерей половины денег (которую они сами же ломают, позволяя складировать деньги простым звонком, доступным в любой момент игры). Представьте если бы в Dark Souls вы могли бы в любой момент вызвать костер с доставкой. Как далеко бы покатилась вся система накопления опыта в этой игре? Вот и оно. И знаете, и эта механика могла великолепно работать. Если бы разработчики остались верны своим же гайдлайнам. Если бы наша ходячая цельнометалическая оболочка реально вела партизанскую войну а не только декларировала ее. Если бы находиться на улицах было действительно опасно. А единственная возможность сохранить деньги - это самостоятельно добраться до общака.
Эх... Если бы то, если бы сё. Black Star Mafia - была бы отличной игрой.

Угольная Мафия - это хрестоматийный пример игры потерявший самоидентификацию. Она про все и ничего. Как бы о ней не говорили, но это не ужасная игра но это уже и не Мафия.
Мафия 3 это если бы у Славных Парней Мартина Скорсезе вдруг нарисовался сиквел за авторством братьев Руссо. Если вы готовы потреблять очередной безыдейный открытый мир, который все сам сует вам в рот, в псевдо гангстерских декорациях - от триквела можно получить удовольствие. Здесь местами хорошие диалоги, хорошо передана атмосфера эпохи, а активности в открытом мире грамотно заставляют мозг деградировать, точно также как и остальные побратимы по жанру. Но если вам нужно то что дало серии ее имя и статус - проходите мимо. Здесь над этим только надругались. И даже надругались неумело.
Иронично, по сюжету Линкольн уничтожает мафию. И тоже самое происходит в нашем мире. Теперь же чтобы восстать Мафия, как серия, вынуждена вернуться к своим корням. Что из этого выйдет? Будем посмотреть...