Хорошая игра, но ужасная боевка и вцелом, геймплей ломанный. Это не игра на все века и столетия как Ведьмак или ЖТА или Киберпанк.

Отзывы
Кто то рисует свой мирок по вверх настоящего. Кто-то умер покинув этот мир, а кто-то умер, но всё еще ходит по земле с иллюзией того что всё можно вернуть обратно. Картина о рядом гуляющей смерти. История о том на что готовы люди что бы вернуть не вернуемое. О том как разрушительна бывает ностальгия. Как оказывается разрушительно заботится лишь о себе и о своей семье. Эта история это последний аккорд скорби. В этом суть начала и конца, ты уходишь из одной семьи в другую и так будет и у твоих детей, и у детей твоих детей.
Сказать что это офигенная история это ни чего не сказать. Конечно излишне много пафоса и этих современных мазков, в визуальном стиле, но картинка в игре мое почтение.
Геймплей ну это JRPG в лучших традициях, со всякими там перемещениями на глобалке верхом на корабле (бублике), бегаеiь от монстров или наоборот за ними, нашлись! Деремся! Перемещаемся в бой! и погнали...
Боёвка: Есть у героя навыки коих ты можешь водрузить на героя в количестве 6 штук. Ну и тут пошла жара в лучших традициях JRPGушной лабуды, вот они слева на права: Физический, темный, светлый, огненный, ледяной, земляной, грозовой урон, накладывание меток, слома, беззащитности, предвестья, всевластья, ненастья, поноса, абрикоса, две колы пожалуйста! и тд и тп. От вида ла вива урона, у одних врагов страдает поджелудочная, от другого же, даже лечатся. В потасовке дерутся трое, два на замену (3х3 не иначе, стрит). На героях валыны, валыны и навыки дают те самые типы урона разного вида. Валыны прокачиваются, за фантики. На герое есть еще и 3 так называемых "пиктоса", это некие карточки правил, какие-то из пиктосов дают возможность бить первый или два раза подряд, какие-то и вовсе дают возможность преодолеть порог в 9999 урона, и так далее.
Исследовать локации интересно, добавлены всякие интересные враги и секретики. Локации сделаны irl пойми как интересно, где то, ты думаешь, что это дополнительная комнатка, а это оказывается выход на кат сцену с концом, где то имеется огромная часть локации, где ты ждешь файнал файта, а там запрятана горсть монет по середине и сё!.. Но красивые! Хотя не живые.
В общем и целом! Игра сто процентов рекомендуется для прохождения. У меня со времён первой соньки не было такого чувства от игры, как от Экспедиции 33!
Если вдруг вы хотите остаться с бездонной пропастью в душе, то эта игра для вас, ни на что больше не тянет, я влюблен в эту игру...
Прекрасное во всех отношениях приключение, возвращающее умение удивляться происходящему на экране. Не могу сказать, что в игре не к чему придраться, но это тот случай, когда в процессе всё это не особо важно, потому что совершенно очарован.
К боевой системе в итоге привыкла и получила свою долю удовольствия, хотя по началу было тяжко. Игру можно пройти, не собирая никакие имба-билды, распределяя очки по наитию, и не особо заморачиваясь (знаю, что у некоторых сложилось впечатление, что обязательно нужно будет страдать над вычислением статов и сочетанием пиктосов). Вдумчивого вычисления и выбиваяния по полляма урона требуют в основном побочные активности и не обязательные боссы, сюжет проходится ненапряжно среднестатистическим криворуким казуалом.
История достаточно свежо исследует тему принятия потери, меня в какой-то момент немного триггернуло на крайне нелюбимый мною ход "сон собаки", но в итоге сюжетно всё выстроено так, что ты не остаёшься с чувством, что всё было ненастоящим и бессмысленным. Немного есть ощущение обманутости, что нам дали ну совсем такой glimpse настоящего мира со своим лором, но в центре игры трагедия конкретной семьи, которая породила всё это фантасмагорическое великолепие, поэтому так и должно быть, наверное.
На мой взгляд, у игры есть некоторые проблемы с третьим актом, который достаточно пустой в сюжетном плане, и ощущается как эндгейм без эндгейма. Там можно найти элементы сюжета в личных историях героев и исследовании мира, но фактически ты можешь хоть весь его скипнуть и идти в концовку. Ещё вызывает некоторый диссонанс достаточно вялый конфликт героев из Люмьера с Версо, который, вообще говоря, используют их в своих целях на протяжении всего сюжета. Его мотивы вполне понятны игроку, но для Люне и Сиэль это их жизнь и единственный мир, который они знают, и они какие-то слишком понимаются в отношении человека, которого только-только встретили. Выбор в конце достаточно душераздирающий не столько из-за судьбы персонажей, а из-за того, что ты полностью понимаешь и можешь примерить на себя мотивы каждого из них. И хоть для меня и является близким и правильным только выбор Версо, но на месте Маэль кто бы не выбрал дожить счастливую жизнь в прекрасном мире, полным друзей, каким бы угнетающе нездоровым это не выглядело со стороны.
У игры есть небольшие минусы, имеющие основу в том, что это не ААА проект с многомиллионным бюджетом. Бросается в глаза, что лиц женских персонажей два с половиной на всю игру, и одна из них это азиатка Люне. Некоторые триггеры криво работают в открытом мире, например, если вернуться в колизей после убийства Сирены, Версо всё равно прокомментирует "не смотрите на неё, а то с ума сойдёте". В некоторых ситуациях наоборот как будто должны бы быть комментарии, но их нет, например, Сиэль упоминает, что в Люмьере не бывает снега, и будет круто его увидеть, но при попадании в снежную локацию нет никакой реакции от персонажей. Это всякие незначительные мелочи, просто на фоне очень живых диалогов в игре ты ждёшь такой же живой реакции мира.
Игра очень понравилась, думаю, что захочется в неё вернуться пострадать на более высокой сложности и добить оставшийся контент. Не могу сказать, что эмоционально это для меня игра года, но определённо одно из самых ярких впечатлений, к которому хочется возвращаться.
80 часов, пролетели как мгновение.
Прошёл Clair Obscur: Expedition 33 почти полностью. Босс — Симон — остался в живых. Не потому что сложно (хотя сложно), а потому что у него хринилион - миллионов ХП + я не играл за "Маэль" и не прокачивал её, а повторное прохождение — это перебор даже для фаната RPG. Но всё остальное... Это было круто.
Я не фанат пошаговых боёвок, но тут — другой уровень. Это не скучное «меню — удар — подождал». Тут всё про динамику, реакцию и контроль, и это реально затягивает. Увороты, парирование, ритм — всё на рефлексах. Почти как в слэшерах, только в пошаговом формате.
Графика? Это не Unreal на стероидах. Это стиль. Французский, экспрессионистский, художественный. Ты не просто играешь — ты как будто внутри артхаусного комикса. Всё нарисовано, анимация лиц как у живых актёров. Живее, чем во многих AAA.
Озвучка — топ. Баланс звуков — лучше, чем в Ведьмаке 3 (в который я играю параллельно). В Expedition 33 ты слышишь и героев, и музыку, и чувствуешь атмосферу. В наушниках — вообще кайф.
Боёвка держит на крючке, а сюжет... ну, тут придётся вчитываться. Не сразу понятно, что происходит, зато потом затягивает по-серьёзке.
🎥 Стримы без болтовни и вебки — только геймплей и полное погружение
#ClairObscur #Expedition33 #Проходилка #RPG #Steam #PS5 #Игры2025
Это не отзыв, а больше как первое, но "утрамбовавшиеся" впечатление, до конца игру ещё не прошел, но уже хочется о ней говорить.
Не знаю, как так получилось, но на моей памяти это чуть ли не единственная новая игра (я играю мало, не кидайтесь камнями), которая создала свой настолько проработанный, уникальный, интересный мир и сеттинг. Я имею ввиду, что тему подобного плана я для себя открываю в первые. И, то ли из-за того, что я очередной любитель игрового фастфуда, то ли игра действительно укомплектованна и поданна настолько хорошо, что я буквально начал лить свои (не)скупые мужские слёзы ещё в прологе.
Р Э А Л Ь Н А зацепило, чего уж тут.
Боевка для меня наверное самая оптимальная из всех, что я пробовал, так как не вывожу душный "трай-хард" элден ринга и соулсов, а пошаговый элемент Врат Балдура убил меня своей скукой, ну вот просто мне не интересно. ЗДЕСЬ же всё как на меня шили.
Игра кайф, тому, кто стадает игровой импотенцией и не знает, во что играть - бегом покупать. Не качайте такие игры с торрентов, такое выходит очень редко.
На данном этапе ставлю уверенные 9/10.
Абсолютное величие, даже несмотря на то, что во второй половине много душных боёв с излишне жирными противниками.
Но плюсы атмосферы, музыки, сюжета перекрывают абсолютно все минусы.
Проект после которого снова веришь в величие видеоигр
Они снова вызывают эмоции. И самые разные. От восхищения, до негодования. И это касается любого аспекта. От геймплея, визуала, музыки, истории
Это делали люди. Не фокус-группа. Поэтому тут так много всяких ошибок и херни. Но при этом это настолько искренняя и захватывающая работа, что минусы лишь подчеркивают её реальность. Я без понятия как это описать
Хайп точно помешает новоприбывшим оценить эту игру. Её слишком восхваляют, но я определённо понимаю почему. И я с вами, друзья
Никогда бы не подумал, что затянет на более, чем 40 часов.
Перед выходом не ожидал ничего. Да, было красиво по трейлеру. Да, хорошая музыка. Но я думал, что будет обычная проходная игра, и как же хорошо что я ошибался.
Сюжет игры сфокусирован на утрате и принятии, либо отторжении. По началу сложно понять что происходит, да и под конец, в целом, тоже. Много аспектов сюжетной линии приходится искать потом в интернете, как это делал я. Тут ничего страшного нет, так как поветсвование действительно слегка сложное, и можно очень легко упустить пару, а то и больше, деталей.
Музыка - это первое, что бросается в глаза. Студия нашла парня с Soundcloud, и создала, пожалуй, один из лучших саундтреков за долгое время.
Игра актеров и озвчка в целом не могли быть плохими, так как работали на ней такие люди, как Дженнифер Инглиш (Shadowheart), Бен Старр, внезапно Чарли Кокс (Сорвиголова) и сам Энди Серкис.
Из минусов можно отметить лишь слешка нагруженный интерфейс с этими Люминами и Пиктосами, но по ходу прохождение привыкаешь.
Игра прекрасна, игра великолепна. Игра не боиться экспериментировать, делать смелые шаги (тот же конец первого акта).
Надеемся на ГОТИ в этом году, французы заслужили.
Как бы это глупо и банально не звучало, но это один из немногих проектов в индустрии где практически все аспекты сделаны на одинаково отличном уровне. И для каждого типа игроков найдется любимое блюдо.
Интригующее начало, цепляющие необычной завязкой — есть!
Красивые приятные персонажи — есть!
Качественный геймплей с шикарной боёвкой — есть!
Моменты поплакать — есть!
Моменты поофигевать с сюжетных поворотов — есть!
Тонны самобытной и уникальной музыки — есть!
Кекный юмор в стиле Undertale — есть!
Не прямой и обратный нарратив для фанов не банального повествования — есть!
Запутанный лор — есть!
Необычная не глупая история — есть!
Челенджевые крутые боссы для любителей по часу сидеть на главарях — есть!
Вариативная прокачка и способности героев чтобы возиться с билдами — есть!
Красивенькие костюмчики и о ля ля купальники — есть!
Отличная производительность — есть!
Красивая картинка с интересным арт дизайном — есть!
Правильная логичная и не тупая концовка (обе) — есть!
Единственное к чему прям придраться можно если захочется это немного неудобный интерфейс поначалу и возня с перками, когда их становится очень много, а в остальном это практически идеальная игра с совсем уж минорными недостатками, которые просто не смогут перебить все плюсы. Игра, которую можно советовать попробовать каждому, хоть что-то из перечисленного точно зацепит по итогу. Прекрасно понимаю весь тот хайп что поднялся по игре и почему на Metacritic «Экспедиция» стала самой любимой по оценке игроков за всю историю сервиса.
Если выбирать только одну игру из 2025 которую всем следует попробовать это будет Expedition 33. Как бы я не любил Фарэса и Split Fiction, но это улучшенная It Takes Two, которая уже получила свою «Игру Года» и минуту славы, в этом году GOTY должны забрать французы из Sandfall.
10/10
Никогда особо не писал обзоры, но в этот раз все же хочется высказать некоторое мнение по поводу данной игры. Никогда не играл в пошаговые игры, такого типа, как Clair Obscur и вплоть до выхода этой игры особого интереса к ней не было. Но когда она вышла, я решил попробовать для себя новый жанр, мало ли, вдруг понравится и захочется пройти, так и случилось. В Clair Obscur буквально все сделано на высоком уровне - и история, и персонажи, и атмосфера и общий визуал, и боевая система очень интересная, притом, я так понимаю, в жанр JRPG данные разработчики смогли привнести что-то свое. В общем, почти до самого финала было все отлично, но Боже, какой же затянутый финал, когда я уже думал что вот вот все закончится, игра не заканчивалась и уже негодовал по поводу того что очень все растянуто под конец вышло. Хотел поставить 5 из 5, но скинул бал за сам финал
Игра хорошая. Даже не хочется ее ругать за минусы. Это не ААА и тут есть душа. Разработчики молодцы.
Я зря начала играть на максимальной сложности, так как где-то к часу 20му меня задушили однообразные драки и отсутствие сюжетных ответов. Снова интересно стало только под конец, когда раскрыли финальный сюжетный твист
Плакал, курил, долго смотрел в окно. И этим все сказано.
Забавно, как быстро качественный продукт обзаводится огромной армией поклонников и почитателей. А ведь всего-то навсего только и нужно, что вложить душу в то, что делаешь. И разработчики этой несомненно отличной игры постарались на славу, сделав поистине шедевр от мира JRPG (да простят меня поклонники классических представителей жанра). В самую первую очередь, конечно, хочется сказать пару слов о музыке, которая задает настроение и тон как самой игре в целом, так и отдельным сценам в ней, будь то локации, через которые путешествуют герои или битвы с разношерстными и разноплановыми противниками. Местами грустная и меланхоличная, местами могучая и эпичная (а где-то даже веселая и задорная), она не оставит вас равнодушным ни за что, так или иначе цепляясь за определенные струны души, которые отвечают за чувство прекрасного. Сам я не особо искушен в играх жанра, играл только в западные аналоги типа Battle Chasers: Nightwar или Ruined King: A League of Legends Story, возможно потому что сама аниме-стилистика не очень привлекает, но вот стиль, который выбрали авторы Clair Obscur это нечто. Насколько в свое время стиль Dark Souls выбивался из общего потока игр, настолько же и творение французов стоит особняком от всего виденного мною ранее. Очень необычный мир и его гротескные обитали при первой встрече впечатляют не на шутку, в том числе некоторые производят неизгладимое впечатление своими размерами (хотя гигантские противники это не новинка в играх, конечно же). Сюжет и его подача в корне отличаются от подавляющего большинства подобных произведений. Очень неторопливая и грустная история, разбавленная редкими вкраплениями экшена непосредственно в катсценах, поначалу кажется довольно банальной и избитой. Но ближе к середине игры начинаешь понимать, что не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Ну и финальный твист, думаю, не оставит равнодушным никого из тех, кто любит хорошие истории. Иногда, правда, повествование проседает, какие-то беседы кажутся чуть затянутыми и даже скучными, но их так ничтожно мало, что испортить общее впечатление от игры они не успевают. Сами персонажи неимоверно симпатичны и каждый обладает определенной харизмой и глубиной. За каждым из них ощущается история. Особенно это чувствуется после того, как герои все больше и больше раскрываются по мере развития сюжета. Игровой процесс, насколько могу судить по своему скромному опыту, типичен для большинства представителей жанра. Группа персонажей перемещается по глобальной карте, посещая те или иные сюжетные локации либо исследует открытый мир (который не так уж и огромен) в поисках различных бонусов, сильных противников и побочных заданий, которых тут считай, что и нет. За всю игру наберется от силы 3-4 побочных квеста из серии «найди и принеси». Основная же часть геймплея - пошаговые бои - тоже выполнена в классическом стиле. Почти. Как уже всем известно, тут присутствуют элементы QTE, которые дают в режиме реального времени возможность либо увернуться от удара противника, либо парировать его. Последнее предпочтительнее, потому что в результате успеха можно дать неплохой такой сдачи, особенно на поздних этапах игры. Но парировать сложнее, так как по субъективными ощущениям окно для парирования намного меньше, чем у уворотов. Плюс добавьте к этому весьма неровный темп атак у большинства противников, к которым надо еще успеть приспособиться или атаки с оттяжкой (привет, Dark Souls) и получится очень веселая картина. Выручают в данном случае пассивные умения, которые тут называются пиктосами. Эти пиктосы разбросаны по всему миру в различных локациях и биомах, а также их можно получить как награду за победу над особыми противниками. Вставляешь такой пиктос в ячейку персонажа, и вот уже у вас есть неплохие пассивные умения, которые неплохо так помогают в драках. Причем если не лениться и исследовать глобальную карту, можно найти очень неплохие пиктосы. В качестве примера приведу лишь один такой, который называется «Шулер», дающий возможность без какого-либо штрафа ходить два раза подряд. Более того, за 4 победы в сражениях персонаж может выучить пассивное умение пиктоса и за отдельную игровую валюту использовать его самостоятельно, освободив тем самым место для другого более полезного пиктоса. К концу игры, если вы накопили достаточно пассивок таким образом, ваш персонаж может превратиться в настоящего терминатора, который без преувеличения способен вынести финального босса с двух ударов. Также немаловажную роль играет грамотное сочетание умений самих персонажей, которые тоже при должном подходе могут складываться в весьма могучие комбинации. В общем, игра прекрасна от и до. Как минимум в АА-сегменте ничего подобного не выходило уже очень давно. Остается только пожелать успехов молодой команде разработчиков и надеяться, что в следующий раз они возьмут новую для себя вершину но уже с игрой уровня ААА.
Всем добра 😊
Знакомство с этой игрой началось с саундтреков, из-за которых так сильно нахваливали игру. Сразу скажу, да музыка тут шикарна, пришлось даже создать отдельный плейлист для музыки из игр. Ну и вот, послушал денек - два треки и решил скачать, слава богу без Denuvo.
Ни разу не играл в JRPG и не особо хотел, ибо не очень люблю пошаговую боевку (BG3 исключение). Но вот скачал и на удивление неплохо, потом накатил мод на облегченные парирования и усе, для меня было в меру трудно и в меру легко. Хотя под конец снизил до легкой сложности. Враги выглядят красиво, даже бы сказал изящно.
Сюжет. Вторая причина почему нахваливают эту игру. Для меня он хороший с +. В прологе даже не понял, что девушка Густава померла, узнал лишь в интернете.
А так, сюжет интересный, персонажи хорошие (особенно Эскье, милашка), но мне лично чего-то не хватило... Может не успел в нужной степени сродниться с персонажами? Хотя каждый раз в лагере разговаривал с ними.
Теперь к минусам. По большей части это тех.часть. Оптимизация 50/50. Нету FSR, лишь TSR и XESS. Слава богу с Optiscaler можно и FG подрубить, тогда игра вполне играбельна, на 1660 super на средне/высоких можно играть в 60 фпс. Лишь в катсценах советую отключать FG, ибо гостинг. К слову, о катсценах выглядят они местами ужасно, советую скачать мод на улучшение катсцен, весит он 5 гб.
Вообщем, как по мне добротная игруля, но заслуживает ли такого хайпа? А так, рад что у студии все получилось, надеюсь будем получать еще больше хороших игр от них.
Кстати, GV хотят делать ру озвучку, я сам любитель ру озвучки, но и с субтитрами ничего, в игре диалогов довольно мало (считая лагерь), катсцен тоже. А так англ. озвучка, понравилась куда больше чем французская.
Не знаю как теперь в другие jrpg идти. Настолько французы планку задрали)
Вот и подошло к завершению моё приключение в Clair Obscure, и это было по истине великолепно, Absolut Sinema. Прекрасная история, которую необходимо пройти каждому любителю и ценителю сюжетных игр. Это будет сложно, даже на среднем уровне сложности, приготовьтесь сразу, это реально пошаговый Sekiro, тайминги атак некоторых противников будут преследовать вас во снах.
Пролог эпичнейший, давненько такого начала в играх не видел, завязка интригует с самого начала, музыка - великолепие, сразу попадает в сердечко и в плейлист.
По геймплею, насколько могу судить, боёвка полностью скомуниженна с игр студии Atlus, с одним но, которая меняет ощущение и динамику игры полностью - добавлены уклонения и парирования во время хода персонажа и QTE элементы во время твоей атаки и это ощущается гораздо динамичнее и интереснее, чем у япошек. В общем в это интересно играть человеку, который скипнул Metaphor из-за скучнейшей боёвки)
Самое главное отличие от стандарта JRPG и самый жирный плюс - это отсутствие гринда.
В системе с Пиктосами и Люминами по началу ничего не понятно, но с какого-то момента наступает "озарение" и понимаешь что всё гениальное - просто. Можно собрать билд каждого персонажа под себя и это не обязательно будет самый правильный и имбовый билд, но ты будешь понимать его лучше всех и поэтому играться он будет лучше, чем сборка из интернета.
Уровни с платформингом и мини-играми это отдельное испытание, они очень тяжелые, но очень залипательные, за выполнение дают пляжные костюмы для персонажей.
По графике вопросов нет, UE5 выдает прекрасную картину, игра Света и Тени генерирует крутые пейзажи перед вашими глазами. После прохождения осталось 137 скриншота, что думаю говорит о многом)
Сюжет, ох этот сюжет... Я не помню когда так долго сидел перед экраном выбора концовки, в этой игре нет добра и зла, нет плохого и хорошего выбора и поэтому чертовски сложно выбрать. К персонажам проникаешься, в них веришь и с ними не хочется расставаться. Очень простая и сильная история, которая не оставит вас равнодушным к игре.
Мой текущий фаворит на звание игры года и просто ВЕЛИКОЛЕПНАЯ игра. Первая JRPG которую я прошёл за 20 лет игрового "стажа". Если бы так делали все JRPG, я бы был первым фанатом этого жанра "на деревне".
Платформа: PC
Время прохождения: 40 часов
Уровень сложности: Средний
Убить потрясающую игру самым тупорылым в истории видеоигр менеджментом артефактов это надо постараться. Кто придумал это будет в аду целую вечность распределять люмены по пиктосам и недоумевать куда деваются очки и за что они блин отвечают
Самая интересная и необычная игра в 2025 году. С такими шедеврами нужно ознакамливаться лично. Если вы любите сюжетные игры про классное захватывающее приключение - это мастхев в вашей копилке игр. Обязательно попробуйте эту игру! Эту игру я буду рекомендовать каждому своему другу 10/10
Наиграл 11 часов и бросил, добравшись до второго акта. Я очень хотел влиться в тусовку поклонников игры, и она объективно хороша, но есть несколько моментов, которые встают на пути прохождения.
1. Темп
Не знаю, сколько ещё будет длиться игра, но, судя по контексту, я ещё даже не на половине. Мне нравится сюжет и сеттинг, но оно так медленно идёт. Каждый диалог идёт с длинными паузами, все пытаются выдать какие-то красивые монологи, но мне уже буквально хочется договаривать за людьми, чтобы поторопить поскорее закончить предложение.
2. Геймплей
Глупо просить от тетриса сюжета, а от JRPG чего-то помимо пошаговых боев, но как меня вымораживает тайминг парирования и дизайн некоторых существ, у которых не видно анимации удара, потому что движения смешиваются с туловищем. Если не понимаете о чем я, то подеритесь с кем-нибудь в пещере, царство слепоты и ноль попаданий.
Сейчас происходит, наверно, самое волнующее, но интересное ощущение: я впервые слезаю с хайптрейна. Никак не хочу ругать игру, игроков, которым она нравится — в неё обязательно нужно поиграть! И, главное, не бояться бросить, если не зайдет. Мне вот не зашла, и мне с этим ок. Может быть когда-нибудь вернусь.