1294 295 1130 160
Clair Obscur: Expedition 33

Рейтинг игры

4.5 1397
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5

Оценка редакции

Clair Obscur: Expedition 33

Отзывы

+3
Абсолют синема!

Я даже не знаю что сказать из плюсов, стоит ли.

Начинать игру с "ГРОБ ГРОБ КЛАДБИЩЕ ХУДОЖНИЦА" это не просто смело, это... ну вы поняли. Только за это гигантский респект. За поднимаемые темы, за персонажей, сюжет, концовки каждого акта, и финал, за музыку и мир - Merci beaucoup!

Но

Но о плюсах вы наверняка знаете. Хотя и о минусах тоже, но вот что беспокоило лично меня почти всю игру

Главный камень преткновения для меня - не основной контент. Он очень странно сбалансирован. Особенно когда играешь на харде. Только стоит сойти с проторенной дорожки - тебя нещадно поимеют. И вот предсказать где ещё нормально, а где "туши свет, иди бей кабанчиков" у меня не получалось, только на своих шишках. Иногда на середине локации приходилось прерываться. И ещё помнить надо о том, где ты не до конца дошёл..

Ибо проблема со сложностью будет преследовать вас почти всю игру. Казалось бы, 3 акт, финал, но нет. Некоторые зоны (половина мать его карты) до сих пор опасны. Нужно постоянно ходить по тонкому льду, превозмогать, отлетая от одного удара, и прочее. Сменил сложность на среднюю, чутка полегчало. Но больше  всего полегчало от гайдов. Просто ищешь "Где взять лучше оружие для {пероснаж_нейм}", билд на него и кайфуешь.

Про сложность подробнее. До 2 акта (если идти почти строго по сюжету) - высокая сложность неплоха, даёт челенджа, атмосферы безысходности и преодолевания. Но после, это такой цирк. Многие хайлевельные мобы, не то что боссы, имеют отвратительные паттерны атак, а отлетаешь ты от 1-2х. Весёлая кривая сложности получается. Лупишь челиков, смотришь все эти длиннющие нескипаемые анимации, отбиваешь/уворачиваешься от 2-3 атак, а дальше кто-нибудь дохнет, и ты только и делаешь, что всех воскресаешь по кругу. И так, пока ту самую атаку ты не выучишь. У боссов проблем раз в 5 больше в лучшем случае. После этого начинаешь прям "обожать" всех кто делал анимации, переходы, не сделал кнопку сдаться (иногда приходится ждать по минуте, пока можно будет следующий трай начать), и вот это всё.

Игра конечно абсолют синема, но вот большую часть времени у меня был не сюжет, а вышеописанный онанизм. + пошаг плохо сочетается с "дарк солусом", ибо ты успеваешь выйти из потока, когда ход доходит до тебя

16 сентября

+2
Разочарован

Очень  хотел поиграть в  игру. Столько положительных отзывов и каково же было мое разочарование.

Из плюсов тут только музыка, ну это то, что я успел прочувствовать, она тут великолепна. В остальном для меня это провал. 

Во-первых, стилистика, какая-то наркомания. Монстры это какие-то абстракции и месиво из красок иногда даже не антропоморфные, просто куча мала чего-то. Мне лично сражаться с этим "нечто" не интересно.

Во-вторых, визуал тоже наркоманский, какой-то разлом случился, всё какое-то искаженное, в городе валяется мусор везде, люди уже 67 лет живут и не могут город убрать, как кирпичи везде валялись, так и валяются, зато экспедиции организуют. Но когда мы попадаем на основной материк, так тут вообще, рай для любителей грибов, ходить под водой, какие-то шары летают, деревья синие, ну в общем, все что можно себе представить в бреду при температуре 39 тут вы встретите. Кто-то скажет мол интересная стилистика, ваш выбор я никого переубеждать не буду, от себя скажу, не мое.

В-третьих, сюжет. Люди устраивают праздник в честь того, что все их родственники и друзья определенного возраста умирают, отличный повод я считаю для праздника. Отправляют экспедиции, чтобы побороть ведьму, которая всё это организовала, внимание, против ведьмы которая убивает сотни и сотни людей, в экспедицию отплывают храбрецы в количестве нескольких человек. Ну удачи им. Бред присутствует даже в сюжете. Какие-то чудики бродят по материку, в целом дальше я не прошел, уровень бреда начал зашкаливать и я бросил.

Наконец геймплей, я наиграл часов 6, и все 6 часов я сражался с чудиками бесформенными, и просто уклонялся, прыгал и парировал, я наверное прошел 3% игры, хз, но мне это уже надоело, боюсь представить, что будет дальше. Возможно под пиво, норм сидеть и проникаться этим бредом, но мне так жалко стало время тратить на это. Я даже думал, может снизить сложность на сюжет. Но потом думаю, а что за сюжет тут может быть? Сто пудов какой-то сюрреализм, с абстрактным финалом, с псевдоинтеллектуальной замашкой на интеллектуальность. И решил вообще дропнуть игру. Именно для меня тут нет вообще ничего интересного, чтобы заставило продолжить игру. Пока что лично для меня это разочарование года.

1 бал поставил за стабильность, всё вроде хорошо сделано в игре, и 1 бал за музыку.

МузыкаВизуалгеймплейсюжет
14 сентября

+3

Офигенно. Иначе не сказать.
До выхода игры увидел её страничку в стиме и подумал :"Блин, скриншоты красивые. А, опять UE 5... Значит будет мыло лагучее. Да к тому же предзаказ уже со скидкой в 10%". Но когда игра вышла, случился такой бум, десятки летели, в комментах под видосами челы писали про переоценённость и что игра кал. Интерес подкрепляли миллионы проданных копий за то ли несколько недель, то ли месяцев. Я понял, я играю. Я купил. Я офигел.
Шикарнейший сюрреалистичный арт, отличная музыка, захватывающая и поначалу непонятная история, которая при этом даёт ответы на все или почти все вопросы по мере прохождения и не страдает дарк соулсщиной. Классные по своим характерам, интересные и привлекательные внешне персонажи, за которыми интересно наблюдать по мере того, как развивается история. Интересно наблюдать за тем, как со временем приоткрывается завеса тайны, что висит над этим миром.
JRPG боёвку я никогда не мог терпеть, но тут она разбавлена стрельбой, не тратящей ход, парированиями и уворотами от атак во время хода оппонента, а так же огромным количеством разных абилок, активок, пассивок, сосисок, вокруг которых можно строить разные билды, в которых разобраться без гайда смог даже я. Огромный простор для билдостроения, каждый герой может быть баффером, танком, ДПСером, может драться в соло, может вообще не драться. И всё это просто и понятно.
Интересно исследовать большой и красивый мир, искать спрятанных боссов, какие-то сценки секретные, ресурсы для прокачки оружия и персонажей, скинчики и причёски, журналы предыдущих экспедиций и всякие лорные моменты. Есть лишь одна претензия (две) - отсутствие миникарты. В некоторых уровнях очень легко заблудиться и непонятно, был ты тут уже или нет.
Вторая претензия у меня к балансу. По какой-то причине первые два акта я сосал из-за ограничения по урону, а после я убивал буквально всех с одного удара, включая финального босса. Исключением были лишь группы врагов или супер лейтовые боссы, но в большинстве своём убивались они либо за один удар, либо за один мой ход. Почему нельзя было ограничить входящий урон сюжетным боссам или увеличивать максимально допустимый урон по мере прохождения - непонятно. Получается так, что я наслаждаюсь игрой, исследуя мир и сражаясь с секретными врагами и прокачиваюсь, из-за чего не могу в полной мере насладиться игрой, потому что все умирают с одного удара. Атак некоторых врагов, включая финального босса, я в жизни не видел и не знаю чо они делают и как их парировать. Но это решается тем, что можно увеличить им хп в сто раз. Только вот нафига мне это надо)))
В результате получилось нечто потрясающее, достаточно уникальное, красивое и захватывающее, пусть и не без косяков, но с душой и видно, что люди, работавшие над игрой, хотели сделать офигенно, и им это удалось.
P.S. Самая новая игра на UE 5, в которую я играл, и при этом никаких претензий к производительности и визуалу, учитывая мою древнюю видюху. Dead Space, The Callisto Protocol, Silent Hill 2, Robocop, Star Wars Jedi Survivor, сосали?
P.S.S. Тот, кто делал Саймона - урод

7 сентября

+1
Отличный дизайн и сюжет, душная боевка

Во-первых я не люблю пошаговые игры
Во-вторых я не люблю JRPG
В-третьих я равнодушен ко всему французскому

Но выходцы из Ubisoft (одни из лучших) смешали из вышеперечисленного неординарный коктейль, который здорово играется. До поры, до времени.

В какой-то момент бои и исследование мира начинают душить, начинаешь бежать тупо по сюжету. И тут уже даже это не спасает, враги становятся жирнее, и, несмотря на растущие цифры показателей вашей команды, бои становятся длиннее, полоска жизни врагов уменьшается все медленнее. Проще говоря, прогрессия замедляется и уж извините, это дроп.

Не могу не отметить интересный сюжет, хорошо прописанных персонажей и классный дизайн уровней в плане оформления. Но, к моему сожалению, узнавать чем все закончилось я буду на ютубе(

Самобытный мирШикарный дизайн локацийПотрясающая музыкаИнтересные прописанные персонажиБои начинают душить уже примерно со второго акта. Враги толще, прогрессия не чувствуетсяИсследовать мир примерно после открытия возможности плавать становится душно, уже хочется скорее пройти сюжет
7 сентября

+2

Это мой первый опыт игры JRPG, до этого слышал лишь от японской, низко качественной шняги, челики из Ubisoft красавчики, что решили не делать кал Ассасиновый, а сделали это.

 Хороший сюжет, за которым более менее можно с интересом наблюдать
Графику на коридорные локации завезли годную, в принципе красиво
Геймплей, добавил прикольную механику уворота от атаки соперника, что заставляет на протяжении всей битвы быть в тонусе и переворачивать те файты, которые на первый взгляд кажутся невозможными. Респект. К тому же мне нравятся пошаговые боевки, где решают подобранные спелы, твой затар на персонажа, выбор персонажа и все в этом духе

4 сентября

+6
​La perfection в каждом аспекте

Иногда читаешь восторженные отзывы людей, и думаешь, ну не может быть настолько всё круто. Но в случае с Экспедицией 33 у меня случилось именно это. Я встретил почти что идеальную игру во всём, в чём возможно. И играя на ПК с DualSense за 42 часа зачистил её на 100%. Но давайте пойдём по порядку

СЮЖЕТ

История рассказывает об экспедиции, которая отправилась остановить ежегодное истребление людей. Но в своём сюжете заходит гораздо дальше основы истории. Она несколько раз кардинально меняется, поднимает много самых разных тем. Каждый раз в ней оказывается более глубокий слой, который только лучше прежнего. То к чему всё приходит в конце может быть банально, но на меня работает. Но помимо самой истории, тут ещё и прекрасные персонажи и партнёры по экспедиции. Все глубокие, все прописанные, все отлично сыгранные. За ними невероятно интересно следить, и все выглядят живыми. А не просто функциональными персонажами. И антагонисты также прекрасны, их понимаешь, им сочувствуешь как и героям.

ГЕЙМПЛЕЙ

С точки зрения геймплея у нас основа классической JRPG. Пошаговые бои, глобальная карта с непропорциональными героями, встречи с врагами на большой и малой карте. Но особый шарм игре добавляют парирования. Как в какой-то Sekiro, главный навык тут даже не умение правильно атаковать, а правильно и вовремя защищаться чтобы нивелировать урон и наносить его в ответ. И я получал невероятное удовольствие от боёвки. Она крайне затягивает и доставляет кайф в процессе. В отличии от  Persona 5, которую я прошёл незадолго до Экспедиции, тут игра короче, и бои не успевают так надоесть. А обучение разным таймингам парирования вносит разнообразие и интерес. Однако есть всё равно некоторая усталость под конец. Но может дело в моём перекаче, из-за которого последние 6 часов у меня представляли серию из "Моноко даёт героям ману->Версо рубит АОЕ атакой слабых->Маэль двойным Стендалем добивает 1-2 жирных". И так я убивал всех в 1 ход до единого удара врагов. Даже "секретных" боссов 90-х уровней (Сюжетный финальный босс порядка 65-го ЛВЛа). Ну и перков на выбор слишком много, с ними перебор вышел у авторов. Но это мелкая придирка.

АТМОСФЕРА

Но в игре прекрасны не только бои и сюжет. Тут ещё всё это завёрнуто в прекраснейшую оболочку. Музыка. Ох уж эта музыка. Мало кто ещё не успел пропеть ей дифирамбы. И я к ним присоединяюсь. Она великая. Невероятная. Рядом у меня была Персона 5, с такой же невероятной музыкой. Но тут у игры свой вайб, своё настроение, и музыка великолепно на него работает. Но и с визуалом у игры всё как надо. Если технологически она может не быть величайшим шедевром, то художественно да. Благо мир позволяет творить немного психодела и самых удивительных вещей в дизайне и окружения, и врагов. Если Акт 1 и 2 это просто красивые локации. То Конец 2 акта и 3 акт и его локации, это просто чистое художественное великолепие. Но и постановка катсцен здесь также великолепны, и вот та картинка Absolute Cinema со Скорсезе идеально подходит. 

ИТОГ

По итогу мне сложно представить что я вообще такое говорю, но я действительно прошёл игру у которой нет слабых сторон. Есть великолепные, есть отличные, и есть хорошие. Все слабые стороны игры, это скорее не настолько великолепно сделанные отличные её элементы. Но они всё равно хороши. За последние 6 лет у меня только 3 игры были на 10 баллов.  HL: Alyx,  Baldur's Gate 3 и теперь Экспедиция 33. И если в первых я видел минусы, но общее впечатление вытягивало всё. То тут я просто в шоке от осознания существования такой игры.

Невероятно глубокая и интересная многогранная историяОтличные живые и настоящие персонажи и антагонистыУвлекательные разнообразные бои, дающие вызов, но без перебора сложностиВеликая музыка и песниНевероятно красивый и разнообразный мирОно закончилось
30 августа

+3

Оч понравилась игра, боёвка необычная но я быстро привык, урона получал кучу за кривые руки но построил билды таким образом что мне даже выгодно было порой пропустить тот или иной удар) сюжет пушка бомба) оч рекомендую экспедицию 33🔥

Оч красивая графика Боёвка Сюжет Персонажи Мир интересно изучать)Музыка 🤌🏻Тайминги порой бесят
27 августа

+5
посредственность года

в моём понимании в пошаговой игре требуется тактика. тут нужно уметь парировать. думать - лишне

высокая сложность игру не спасает, а лишь удлиняет(жуть). 40 часов на это безобразие потратил

кап по урону - вообще смех. на 10ом часу добрался до него, и сидел затылком в потолок бился, пока его не убрали. а дальше 2 часа сайд-контента(позор) и все оставшиеся боссы за пару ходов улетели. баланс!

посредственная ритм-игра

еще более посредственная пошаговая рпг

визуалмузыкапрокачкабоевкасюжетбаланс
24 августа

+3

Одна из немногих игр, которая является шедевром не из-за рекламы, а из-за сути. 

ИсторияГеймплейГрафикаБоевая системаПерекач
20 августа

+5
Французы вещи делают

Когда вышел первый трейлер Clair Obcur, я оказалась крайне заинтригована сеттингом и атмосферой игры. Но тогда показали трейлер в рамках презентации Xbox, а так как данной консоли у меня не было и нет, я постаралась как можно скорее забыть о нём, дабы не терзать свою душу. Но все-таки нормальный анонс порадовал и выходом на пс5, и на ПК. И вот, первого мая, совершенно не думая, я ищу магазин, который привез бы мне диск для плойки, дабы поскорее ознакомиться с этим шедевром.

И никогда до этого реальность так сильно не превосходила ожидания. 

С самого начала игра игра не разговаривает с тобой как с идиотом, либо слишком детально всё объясняя, либо игнорируя тебя в духе Миядзаки. Главные герои еще с пролога чувствуются живыми людьми, которые обсуждают текущие дела так, как это делали бы мы с вами, не вникая в экспозицию для зрителя. Это ужасно подкупает с самого начала, потому что нужно вникать в контекст разговора и что-то додумывать.

Визуально игра выглядит выше всех похвал. Для первой игры студии, которая работает сразу на UE5 всё выглядит просто потрясно. Да, чуть резковаты текстуры, особенно волосы, но знаете что? Арт дизайн персонажей, локаций и бестиария затмевает все возможные претензии. Практически все уровни выглядят великолепно.

К геймдизайну у меня, на самом деле, вопросов тоже особо не возникло. Я люблю JRPG,  но мой путь в них начался с Ryu ga Gotoku 7, где уже боевая система довольно сильно отличается от классических Final Fantasy, например. Поэтому система с уклонениями и парированиями мне пришлась очень по душе, хотя игры типа Sekiro я не очень люблю. Они добавляют большую динамику и вариативность в прохождении. Выбор среди пиктосов и способностей тоже позволяет собирать разные билды. Например, за Версо я предпочитала билд на низком здоровье и частых воскрешениях, так как далеко не все атаки у меня по итогу получалось парировать, а в его случае это только добавляло урон. Смотрю сейчас параллельно прохождение мужа и поражаюсь, насколько по разному мы смотрим на билды одних и тех же персонажей. Да, построение билда занимает довольно большую часть геймплейного времени, но он не становится от этого менее привлекательным. Могу только сказать, что меня немного бесило то, что боссы разных уровней раскиданы по карте немного странно, что у тебя враги, которых ты выносишь с одной тычки и враги, которых тебе надо колупать полтора часа, находятся прям рядом. Но это больше про необязательных боссов.

Сюжет - песня. Даже имея немаленький опыт и в литературе, и в играх, и в сериалах, предсказать дальнейшие события прям точно довольно тяжело. Пару сюжетных поворотов я предугадала, но они настолько незначительны, что это даже смешно. И ты, заканчивая очередной акт, не чувствуешь, что то или иное событие это рояль в кустах, потому что игра так или иначе тебе на события намекает. Концовка тебя оставляет в таких эмоциях, что отходишь от них еще ой как долго. Я смогла запустить следующую игру только спустя пару месяцев, так была эмоционально выжата.  В хорошем смысле. 

И говоря об истории, вообще не получается отделить ее от музыки. Весь саундтрек, который встречается на пути, захватывает и окутывает, вовлекая в события еще сильнее. И ты понимаешь, что авторы пытаются что-то тебе сказать, так как то тут, то там ты слышишь имена главных героев. Не знаю даже, какая именно композиция моя любимая, так как и темы уровней, и сражений с боссами, и персонажей просто выше всех похвал. Что уж говорить, когда вышло видео с исполнением главных саундтреков, я сразу побежала показывать его своим родственникам, чтобы никто точно эту красоту не пропустил. Ну и жду винил, конечно же.

Посоветую ли эту игру хоть кому-нибудь? Да если была бы возможность, я бы ходила с огромным транспарантом с призывом купить этот шедевр. Не пропустите, это точно игра года. Для меня, может, и десятилетия.

СюжетСаундтрекПерсонажиГеймплей Продолжительность, хотелось бы больше сюжетных локаций
20 августа

+8
Первый негативный обзор на Clair Obscur в России. От человека, который ценит толковый геймплей выше, чем смазливые мордашки

Глобальный вердикт по игре: эксперимент по скрещиванию дарк соулса и jrpg провалился с треском. У разработчиков не вышло должным образом помирить между собой пошаговую боёвку с механикой парирований и уворотов в реальном времени.

Дело в том, что в играх про увороты и парирования лично Я исторически привык делать комплекс вполне себе сложных действий: постоянно анализировать окружение и заниматься позиционированием главного героя в пространстве; контролировать дистанцию до противника; определять подходящий в конкретный момент времени тип ответного удара, который удачно влез бы в окно возможности между атаками противника и всё такое прочее. Надеюсь, не нужно объяснять ещё более дотошно, что я имею в виду. Не сомневаюсь, что у каждого была в жизни хоть одна экшн-rpg от третьего лица, к которой он по сей день относится более-менее комплементарно.

А вот в Clair Obscur с точки зрения геймплея ты должен просто нажимать на одну кнопку в полустатичной сцене. От того, насколько ТРИВИАЛЬНАЯ задача стоит перед игроком, лично меня игра заставляет чувствовать себя неловко. Буквально на месте персонажа из "Идиократии", с напряжённым видом пытающегося рассовать геометрические фигурки по соответствующим отверстиям. Потому что я не ощущаю себя незаменимым в такой ситуации: кажется, что за монитор можно посадить моего кота или престарелого дядюшку - они справятся с задачей "смотреть на статичную картинку и нажимать в ритм кнопку парирования" ничем не хуже меня. Как и Я они будут путём бесконечных перезапусков боя потихоньку привыкать к рваным, едва читаемым анимациям противников и с горем пополам потихоньку одолевать их титанических размеров полоски хп в излишне растянутых, изнуряющих баталиях. Не хуже меня будут таким образом гриндить бесконечно респавнящихся врагов в целях прокачать своим персонажам +1% урона (привет, дарк соулс).

Я буквально просто не нужен этой игре.

И очень сильно усугубляет эту ситуацию факт безумно медленной раскачки Clair Obscur в плане её JRPG составляющей. За ШЕСТЬ ЧАСОВ в базе пошаговой боёвки не появилось вообще никакой вариативности, пространства для билдостроения и интересных комбинаций. В каждом бою ты повторяешь на 100% однотипные, рутинные действия для атаки. Единственная глубокомысленная механика, которая есть в сражениях - это щиты на некоторых противниках. Они поглощают любой урон, следовательно, очевидно их нужно сбивать серией множественных слабых электро - ударов азиатки. Проблема в том, что в игре нет механики "ожидания" - откладывания своего хода на чуть-чуть (как в серии игр Герои). Да, между персонажами есть синергии: кто-то хочет бить подожжённых врагов, кому-то нужна метка смерти от Густава. Но ты можешь только полноценно пропускать свой ход (а не ожидать), что иной раз ставит под сомнение целесообразность проворачивания всех синергичных комбинаций между персонажами в принципе - эффективнее просто спамить наиболее дамажную автономную способность, чем пытаться выводить персонажей на красивое взаимодействие.

В бою нельзя посмотреть резисты противников, узнать описание ключевых слов в способностях и так далее - это буквально самый худший интерфейс, который я видел в играх за очень долгие годы. Каким образом он проник в стратегическую, казалось-бы умную, пошаговую JRPG (ГДЕ НЕТ НИЧЕГО БОЛЕЕ ВАЖНОГО, ЧЕМ ВСЕ ЭТИ МЕЛОЧИ, МОДИФИКАТОРЫ РАЗНОГО УРОНА, ТИПЫ АТАК, БРОНИ И СОПРОТИВЛЕНИЙ) - это вопрос к Гению на разработчике. Гению с Большой Буквы. При Всём Уважении.

Факт отсутствия всех этих нюансов и сложного интерфейса в игре - это очередное свидетельство того, что игра дизайнилась для прохождения персонажами из "Идиократии": пошаговый дарксоулс + кастрированный JPRG без малейшего намёка на тактическую глубину - идеальная комба. Думать или стараться не надо ни в одном из пластов геймплея. Повторюсь, если рпг и раскрывается на сотом часу (я вполне допускаю) - объективно это недопустимо, ибо игра теряет любого достаточно требовательного к качеству игры ГЕЙМЕРА ещё на первой главе, и это факт.

С художественной точки зрения я тоже не питаю никаких симпатий к этой игре. Понятное дело, что в начале Clair Obscur мы имеем дело с виртуальной реальностью, а значит абстрактный визуал, ультимативно дурацкий сеттинг, отвратительно реализованные фентезийные элементы - являются такими по задумке авторов, а не оплошности.

Но опять же это не спасает ситуацию, ибо на момент первого прохождения человек даже не знает ещё об этом твисте, а отношение главных героев к окружающему их миру говорит о том, что для них это НОРМАЛЬНО, они всё это ПОНИМАЮТ и ПРИНИМАЮТ (по какой-то своей причине).

Так что проходя игру геймер как бы не станет делать скидку в духе "ну персонажи в виртуальной реальности, значит я не буду плеваться от местной непоследовательности в законах существования мира, чёрт знает как работающей мистики, УБОГОГО 0/10 дизайна противников и всего прочего". Нет, он просто скажет, что эстетика в игре - не выдерживает никакой критики и закроет игруху, к сожалению :(

Авторы не смогли выдержать тот необходимый минимальный баланс для произведения с неожиданным сюжетным поворотом, чтобы события и логика вселенной "до твиста" не вызывали НАСТОЛЬКО много вопросов и негодования, что дожить до событий "после твиста" не представляется возможным чисто физически с точки зрения потребителя. Будь в ней (в логике) совсем чуть-чуть больше человечности и адекватности вместно безумной одержимости дизайнера сюрреалистичными абстракциями - и того глядишь я бы осилил игру до конца даже с настолько амёбным геймплеем. Но когда вдобавок к геймплею добавляется ещё и 0/10 мир, к которому я УЛЬТИМАТИВНО равнодушен, ничего не поделаешь. Во всей игре только азиатка как персонаж более-менее по-человечески понравилась (и вовсе не из-за голых ступней).

Испытываю экзистенциальный ужас, если честно, от трепетающих перед настолько бездарной игрой людей (95% населения стима).

Синематографишные катсценыКрасивые лицаМузыкаГеймплейВизуальный стильПроработка мира/вселенной
16 августа

+6
Великолепная игра

Для меня это пока что готи 2025. И это моя первая ЖРПГ — никогда ранее не доводилось пробовать игры подобного жанра. Мне дико понравилось, теперь думаю надо наконец-то в Персонку вкатываться.

У меня ушло 80 часов на полное прохождение со всеми достижениями. В игре очень крутой эндгейм, в котором открывается доступ к множеству новых локаций и боссов. Локации — все красивы, а боссы — довольно увлекательны, особенно Дон Симон, моё почтение.

Визуальный стиль.Звуковой дизайн — тут и потрясающая музыка, и общее звучание окружения, и сочные звуки боёвки, и озвучка персонажей.Геймплей — прикольная механика уворотов/парирований, которая правда слегка нивелирует тактикульность сдешней боевой системы. Сюжет и запоминающиеся персонажи.Красивейшие кинематографичные кат-сцены.
7 августа

+9
Tomorrow comes

Да, это больно и тяжело, но это то, что помогает и воодушевляет прямо сейчас.

Невероятная постановкаТрогательная и завораживающая историяУничтожающая музыкаЗамечательная работа актёров захвата движений и озвучкиВдохновляющая история разработкиТайминги атакПовышенный пульс при четвёртой попытке сломать лицо Ренуару в Старом ЛюмьереПостоянный страх за клавиатуру во время уклонений и парирований
5 августа

+6
Французы ультанули

Вот и пролетели 55 часов настоящего аудио-визуального пиршества с потрясающим, и главное, взрослым сюжетом. Это одна из тех игр, ради которых я засиживался до 4 утра, а, просыпаясь, бежал сразу на новую локацию, зная, что я точно найду там что-то интересное, красивое и душевное. 

Слов не хватит, чтобы описать всю ту красоту и душу, что вложили разработчики в визуал и звук этой игры
Слов не хватит, чтобы описать всю ту красоту и душу, что вложили разработчики в визуал и звук этой игры

Взяв по сути все самое лучшее от японских представитель жанра (тут даже своеобразный бой мехов есть) и убрав все раздражающие и детские элементы аниме произведений, разработчики добились, как мне кажется, идеального нарратива, погружающего игрока в этот красочный (ха-ха) мир. Таких разработчиков нужно поддерживать, и я уверен, что студия SandFall, это новые CDPR.

Я редко решаюсь выбивать платины, но тут совесть не позволила пройти мимо
Я редко решаюсь выбивать платины, но тут совесть не позволила пройти мимо

Это тот случай, когда я правда не могу выделить ни одного минуса, настолько мне всё понравилось, и я правда не могу понять все эти претензии к таймингам, душноте и т.д. Руки были бы прямые и терпение имелось, и самое главное - осознание, что в игру нужно играть, а не пробегать с мылом в жопе побыстрей да попроще. 

Визуал. Всё в этой игре выглядит просто потрясающе: каждая локация, каждый враг, каждый удар - абсолютно всё. Просто визуальное порноМузыка. Я уже и забыл чувство, когда у меня последний раз так челюсть отвисала от музыки в игре. Большое количество треков с вокальными партиями и красивыми "завываниями". Это прекрасно. Мой топ: Люмьер, боевая тема водной локации и песня боя с РенуаромБоевая система. Безумна гибкая и проработанная боевка, зависящая не только от циферок на экране и подбора пиктосов, но и от скила игрока, способности чувствовать тайминги и понимать врага. Я специально шел к врагам, которые объективно мне были не по ровню, и я все равно сносил их, не понеся никакого урона, просто грамотно парируя (опять же, было бы терпение и желание ИГРАТЬ). Если по началу я играл "по-старинке", то под середину я снес все хп героев до 1 единицы, наложив щиты и сносил врагом за один-два хода, нанося по 15-50 млн. урона.Сюжет. Взрослая, драматичная и эмоциональная история о принятии потери близкого, вечной скорби и жении сбежать в воображаемый грез от ужасов реальности. Каждый акт завершается на такой высокой ноте, что просто хочется хлопать.Персонажи. Уникальные герои, каждый из которых раскрывается и "растет" по ходу прохождения. Со всеми можно общаться в лагере и понять их лучше. Диалоги прекрасны и без лишней воды. Люнэ вообще покорила сердце Мир и количество контента. Карта огромна и насыщена локациями. Каждый закуток прячет в себе или интересную локацию, или сильного врага, а может новое испытание жестралей. А с прохождением еще и появляется доступ к новым локациям со своими историями и боссами. Вообщем: путешествие большое, насыщенное и интересноеПрогрессия. С каждым боев ты прямо чувствуешь как растет не только уровень и сила персонажа, но и твой скил и это прекрасно.Душевность. Если игра от концовки оставляет в шоке - это хорошая игра. Я никогда не забуду это жуткое лицо Маэль, смотрящее прямо в душу несколько секунд.Оптимизация. Игра прекрасно работает и выглядит на базовой игровой станции 5Локализация. В игре есть русский текст (да, в наше время это тоже большой плюс)
3 августа

+2
Неожиданный сюрприз

Clair Obscur: Expedition 33 - произведение, которое во время анонса вызвало у меня скепсис и насмешку, но, по итогу, вошла в число самых любимых игр.
Гийом Брош и команда создали игру, которая всеми своими аспектами, от пронзительного саундтрека до меланхоличной визуальной эстетики, запала мне в самое сердечко. И не смотря на надоевшие всем паррирования и провисающий третий акт, я пишу этот хвалебный отзыв для тех, кто пойдет следом.

МузыкаИсторияПерсонажиГеймплейТочки сохранения порой расставлены очень специфично, что пару раз заставляло меня заметно нервничатьПляжные испытанияТретий акт, когда твое любопытство и интерес к изучению всей карты приводит к ваншоту финального босса.
2 августа

+8
Я прошел чуть дальше начала второго акта

Да, а еще видел цифры урона чуть выше нескольких миллионов единиц. Ну и финал игры, чего уж кривить душой. Ну ладно, все камни по галкам раскиданы, пора и мою мишанину мыслей изложить.

Я не люблю проекты, которые хайпуют. А Экспедиция именно хайповала. Вокруг меня собрались лица, которые сели играть в игру, новости были сплошь и рядом про игру. В общем, инфополе не молчало. Поэтому я забил и пошел проходить первый Death Stranding. Но есть у меня на работе два друга, которые одновременно сели играть и на обеде аж до вздувшийся венки на лбу молчали о спойлерах. Думаю, ну чего я, в самом деле-то. Парни хотят поделиться, сяду хоть попробую. Скачал версию из зеленого магазина, поставил на Steam Deck. Я с большим скепсисом запустил игру и... Она меня покорила почти сразу. Ну, после катсцены с Гоммажем. После этой сцены я как-то проникся персонажами, хотя я с ними совсем еще не знаком. Но разработчики смогли загнать в меня крючок, который затянул меня на несколько десятков часов. Поэтому я намутил себе игру на PS5 и не дал крючку вырваться до самого конца. Но по порядочку.

Персонажи. Они здесь все крутые, все запоминающиеся. Да, их не сильно много, всего 5 тушек в партии, несколько персонажей идут рядом по сюжету. И они все крутейшие. Общение между персонажами, злодеи, союзники, жестрали. Это очень круто проработанные личности, которые оставляют след в сердечке и стоят на этих следах, но не уходят. Взаимодействия Эскье и Версо и Моноко и Версо - мои любимые. Как по мне, так именно так и должна выглядеть настоящая мужская дружба - с подколами, с поддержкой когда надо и с павлиньими хвостами перед друг другом. Очень крутые диалоги, за это разработчикам спасибо. Сам Эскье - ну что за лапа и далее по сюжету станет понятно почему он такой. А в остальном никаких проблем не наблюдается с персонажами, нет искусственно сильных женских персонажей, нет специально глупых и слабых мужских. Все круто, всех люблю. Ну кроме Сиэль. С ней я как-то не подружился, слишком она уверена, оптимистична и похожа на Йениффэр из сериала Ведьмак (ненавижу его). А Ренуар - ну просто эталонный злодей (ну пусть так). Харизматичный, с четким видением плана и идущий к своей цели. Энди Серкис на озвучке, ну что еще может быть лучше? Давно я таких крутых персонажей не видел в играх. Я их имена даже запомнил! Последние игровые имена, которые я запомнил - Датч Вандерлинде и Сэм Бриджес. Думаю, что Маэль, Люнэ и Версо займут свои места где-то рядом с Мильтеном, Диего и Лестером.

Графика. Я вообще слабо разбираюсь в графике, если честно. Как по мне, если ты видишь модельки и можешь различить что они делают - графика пойдет. Я искренне считаю, что графика в Morrowind до сих пор очень даже хороша. Так вот в Экспедиции для меня графика вообще отличная. И да, я запихну в понимание графики для себя еще и дизайн всего и вся. Да, отличная, иначе и не скажешь. Монстры отрисованы просто великолепно, декорации восхитительны, костюмы, оружие. Вообще все. Да и смотрится очень круто все декорации - все эти мечи светящиеся, подводные локации, где вода сверху, а земля снизу. Очень все очень круто, очень все красиво. Это надо смотреть самому, я остался доволен.

Геймплей. Да, казалось бы, JRPG с пошаговыми боями. Что-то там абилочки, какие-то там пиктосы, люмены. Характеристики персонажей, древо навыков, зелья. В общем, набор стандартный. Но разве это важно, когда во время пошагового боя игроку пихают QTE-активности, уклонения и парирования? Спойлер: важно. Но это не душная трата очков действий в обмен на активности, как в старых JRPG. Это прям полноценные механики, которые позволяют как уклониться от ударов врагов, так и прописать им по мордам в ответ на их атаки. А вот навыки, характеристики, пиктосы - это краеугольные камни для построения билдов. Правда билды более-менее начинают строиться непосредственно к концу игры, это жаль. Но когда вы дойдете до этого момента и начнете прикидывать бибу к носу как оптимизировать билд - вот тут боевка будет раскрываться в полную силу. Тогда и поймете, что умения оружия не такие уж и бесполезные, а ретушь не просто так копилась в инвентаре. А пока вы не построите билды, скорее всего, вы будете очень часто перезапускать битвы, потому что запоминание таймингов атак, видов атак, слабостей врагов к той или иной стихии - это очень важно. Без правильного подхода к этому делу вы, вероятно, за 40 часов пройдете игру только по роликам других игроков.

Боссы. А вот тут... это что-то пушкобомбаобразное. Я когда с более-менее нормальным боссом встретился (нет, это не шестирукий семих.. с лампочками), то очень сильно удивился, что меня так сильно хотят совратить. Но мы русские, с нами РКН и скрепы, ни шагу назад, ни сантиметра, так сказать. А когда я познакомился с аксонами... охох... вот там начались половые отношения, конечно. Благо если идти по сюжету и не отвлекаться на побочные активности, то в целом пати будет достаточно прокаченной для прохождения сюжетных квестов. Но даже черт с ней со сложностью. Вы эти эффекты видели? Битва с Многоликим и кучей его масок прям не давала выдохнуть, все на одном дыхании проносится. А Сирена? Вот эти танцы, акты вместо фаз, крутейшие эффекты. Это очень захватывающе, это очень зрелищно и эпично. Художница вообще мое сердечко поглотила и не выглотила обратно. Самый крутой босс-файт, что я видел. Радан из DLC, пошел на хрен, ты пососный. Битвы очень крутые, очень зрелищные, к каждому боссу нужен подход, нужна внимательность игрока. Если один раз под конец битвы ошибся - ты ошибся, начинай сначала. А это очень обидно делать, но ты начинаешь сначала и уже готов. И вот босс уходит в новую фазу, и ты опять ошибся либо делаешь все по наитию и круто превозмогаешь. Потом битва заканчивается, тебе дают длинную катсцену с крутейшим сюжетом, а ты сидишь и обтекаешь. Вот теперь можно выдохнуть.

Сюжет. Он крутой. Больше я вам ничего не хочу говорить. Ну ладно. Он охренительный. Потому что этот сюжет не то, чем является на первый взгляд. Вы начинаете одну историю, а заканчиваете совсем другую. И тут нет лишних вставок чтобы растянуть геймплей. История развивается ровно и интересно. За ней хочется следить, хочется наблюдать твисты. Просадок я вообще не обнаружил. Нет тут душных квестов, как в FF 16, где тебе вот прям срочно надо найти ресурсы на летучий корабль и ты душно душишься в душных боях с душными противниками. Здесь только два душных места обнаружил - путь к Художнице и путь к Алисии. Второе, если что, это побочный квест и если на него забить, то задушиться можно один раз. И вот когда акт 2 завершается... там... финал маячит на горизонте. И вот финал... Впрочем, сами проходите. В такое не на ютубе надо играть, а самому видеть и принимать решения. Сюжет просто пушка-бомба, я испытал целую палитру эмоций.

Аудио. Музыка... Ах, эта музыка... Меланхоличные спокойные мотивы с женским вокалом на французском языке, драйвовые и веселые гармошки в битве с мимами и жестралями. Каждый раз музыка делает очень классный контраст: здесь тебе и весело, но и грустно одновременно. В мире нет четких границ эмоции, есть только жизнь, которая сейчас тебе дает повод улыбнуться, а через секунду ты уже грустный сидишь. И грустный не потому что "ну чет настроения нет", нет. Ты понимаешь, что что-то произошло необратимое. Но ты этот случай уважаешь, он произошел и ты ничего уже не изменишь, но можешь жить дальше. Во мне именно так музыка из игры откликнулась. Я поклонник тяжелых запилов с дичайшими басс-бочками, но саунд из Экспедиции чуть ли не весь заберу в коллекцию. Просто иногда посидеть, подумать над чем-нибудь.

Итог. В целом, я уже и так расписал довольно невнятную портянку текста, которую никто не будет читать. Но мысли я свои выразил, а этого мне и достаточно.

ПерсонажиСюжетБоевкаДизайн вообще всегоРенуарЭскьеТолько две душных кишки с монстрами
25 июля

+4

В эпоху обилия римейков, ремастеров, сиквелов и приквелов по именитым франчайзам, абсолютно новым произведениям тяжело выбиться в свет и оказаться в центре общего внимания. Особенно когда это первая игра ещё от никому неизвестной студии разработчиков.

Clair Obscur: Expedition 33 приковала к себе внимание ещё с момента первого анонса, заявив себя как европейской JRPG с классическим пошаговым геймплеем, но со своей изюминкой в качестве возможности парировать и уклоняться от атак врагов, когда наступает их очередь ходить. То есть здесь ты никогда не перестаёшь принимать активное участие в геймплее, даже когда не твоя очередь делать ход. С момента релиза вокруг игры поднялся шум, наполненный сплошными восторгами и восхвалениями. И я могу с уверенностью сказать, что молва вокруг этой видео игры себя более чем оправдывает.

В мире игры много лет назад произошёл Разлом, в результате которого появилась Художница и на своём Монолите она каждый год рисует цифру. Все люди, соответствующие возрасту этой цифры оказываются стёртыми из реальности. И каждый год жители Люмьера отправляют экспедицию из людей, которых в следующем году постигнет та же участь и чтобы их жизни не пропали напрасно, они должны попытаться добраться до Художницы и остановить её или хотя бы суметь проложить путь для следующих экспедиций. Мы становимся участницами тридцать третьей экспедиции. Но поверьте мне, что сюжет игры с каждым разом будет усложняться новыми вопросами, а когда ответы будут получены, вы будете шокированы тем, о чём на самом деле эта игра и что действительно здесь происходит. Я так хорошо впечатлённым после неожиданного сюжетного поворота не был уже очень давно. И я до сих пор думаю и размышляю об игре после её финала. Так трогают настоящие произведения искусства.

Таким же восхитительным, как и сюжет, являются музыка и визуальный стиль. Саундтрек в Clair Obscur заслуживает всех возможных похвал, каждая композиция запоминающаяся и каждая песня потрясающая. Музыка игры всегда идеально дополняет происходящее на экране, занимайтесь вы простым исследованием местности или находясь в бою. Но всё это имело бы меньший эффект, если бы игра не выглядела так превосходно. Каждая локация уникальная и безумно красивая. Каждый персонаж проработан до мелочей, особенно лицевая мимика, передающая весь спектр эмоций. Больше всего мне нравится, как герои анимировано во время боя. Все их действия это сплошное загляденье и изысканная работа аниматоров, которые сделали действующих персонажей могущественными воинами, что ощущается буквально всегда. Expedition 33 приятно слушать и также приятно на неё смотреть.

Геймплей игры достаточно классический для всех знатоков жанра пошаговых JRPG. Принимать участие в бою из всего отряда могут максимум трое персонажей и такое же максимальное количество может быть со стороны врагов. Игрок и враги ходят по очереди, которая отображается слева на экране, что позволяет заранее выстраивать свою тактику дальнейших действий. Во время своего хода персонажи могут использовать предметы, сделать обычную физическую атаку или применить уникальный для себя навык. Да, каждый из главных героев обладает уникальными механиками, способными резко перевесить ход боя в вашу пользу при грамотном использовании. Точно также работают враги, когда наступает их очередь делать ход. Вот только возможность принимать участие со стороны игрока не заканчивается, так как у вас есть возможность парировать или уклоняться от действий оппонентов. Парирование имеет очень узкое окно для исполнения, но куда большую награду - если парировать всю серию атак из одного действия противника, то ваш персонаж или даже весь отряд проведёт мощную контратаку. Уклоняться значительно проще, но и награда за это минимальная. Однако эффект от обеих защитных механик общий - полное аннулирование урона со стороны противника. Но и на этом дело не заканчивается, так как игра будет привносить новые элементы в привычный геймплей с развитием сюжета. Играть в Clair Obscur всегда интересно, а главное весело. Не в последнюю очередь благодаря потрясающей визуальной составляющей всех действий персонажей. Сплошной пир из красивых и эпичных анимаций.

Локации всегда линейные с небольшими ответвлениями, где можно найти очередной секретик или лут, однако игрок всегда будет в итоге возвращаться на исходную прямую, чтобы двигаться дальше. Это помогает сделать исследование не столь утомительным, а награды всегда полезные. Тут никогда нет ощущения зря потраченного времени. Между локациями передвигаться придётся по глобальной карте, где тоже есть свои секреты, вплоть до боссов и мини-игр. Помимо основного сюжета будут и сайд квесты от местных мирных обывателей этого фэнтезийного мира. Проще говоря, в Expedition 33 огромное количество контента, который всегда поощряет игрока за любовь к исследованию и тщательному обыску каждого уголочка. И этим действительно стоит заниматься, чтобы расширить свои познания лора этой удивительной вселенной.

Clair Obscur: Expedition 33 это шедевральное интерактивное произведение искусства, справедливо заслужившее всеобщую признательность и любовь. Артхаусная JRPG, которой уготовано со временем стать культовой.

18 июля

+3

Крайне противоречивые впечатления. Понравился сюжет, диалоги, развитие персонажей, музыка, общая эстетика и атмосфера. По части вышесказанного шедевр-не шедевр, но произведение выдающееся. Бои же просо омерзительные. Какой-то полу-походовый соулс-лайк с таймингами и превозмоганием. Где-то на четверти игры не выдержал и поставил минимальную сложность. Но не тут то было! Даже на минимальной сложности страдание, страдание и еще раз страдание. И вот даже не знаю, как в итоге оценить полученный опыт. Если какой-нибудь условный Элден ринг, по моим впечатлениям, просто гадость мучительная, терпеть которую незачем, то здесь наоборот хотелось заплатить мучениями за получение всего контента игры. Скорее, все-таки хорошая игра, но на любителя. Ну, и небольшой недостаточек: обилие длиннющих катсцен, многие из которых нельзя поставить на паузу. Это очень плохо, но такое много где встречается, стандарт, так сказать.

СюжетПерсонажиМузыкаОбщая эстетикаБоевая системаКатсцены, которые не поставишь на паузу
18 июля

+7
Я художник, я так вижу

Геймплэйно лучшая игра в жанре JRPG которая избавилась от кучи минусов которые в нём годами присутствуют для меня. Отличное смешение реалтайма и пошаговости, после которой ой как больно садится за классические игры жанра, а вот наративно я считаю последние финалки или игры атлус куда грамотнее работают с ворлдбилдингом, персонажами, наративом, постановкой, создают куда лучше вот этот эффект огромного волшебного приключения (оно и понятно, игры разных весовых категорий от мастадонтов жанра), особенно это заметно в середине игры, где по сути игра настолько мизерно выдаёт сюжет, что ты вообще не понимаешь как разрабы вдохновлялись когда у них почти нулевой ворлдбилдирнг и работа с персонажами происходит за 30 часов после отличного вступления. 

Основной сюжет в игре по сути подаётся в первый час и последний час, а между ними 30-40 часов считай чисто геймплэя с мизерным количеством диалогов, катсцен, постановки и прочего за что мне нравятся финалки (и я не шибко против, ибо сама игра то отличная) но вот последний час, когда после 30 часов крупиц информации и работы с персонажами тебе за час наваливают столько инфы и новых переменных в сценарии, то голова просто пухнет от того сколько теперь переварить приходится. Я не против запутанных сценариев и "вотэтоповоротов", но пэйсинг (тэмп) в финале адовый просто. 

В итоге я считаю что французы сделали отличную игру, но всё же не дотянули именно в наративном плане до азиатов, при том что сам сюжет то отличный, взрослый и история рассказана хорошая по итогу с серой моралью, всё как мы любимXD, но как это реализовано, всё же видно что опыта в этом деле не хватает пока у Французов. И это было бы серьёзным минусом для меня не будь игра очень хороша геймплэйно и не являлась бы Б проэктом, ибо для небольшой команды это феноменальный результат, особенно факт что Экспедицию на серьёзных щах сравнивают с лучшими представителями жанра. 

9 пропущенных парирований из 10. Даже не смотря на много придирок, что я имею к игре. Так бы я ниже оценил, а по итогу получаем великолепный дебют новой команды и скорей всего победителя на ТГА 2025 (скринте как говорится, ибо игра имеет самые высокие оценки среди всех релизов в этом году)

Отличный арт и визуалХорошая оптимизацияОтличная озвучка (Энди Серкис, Дженнифер Ингл, Бен Старр)Отличная музыкаВеликолепное смешение классической пошаговой системы и реалтайм боевкиДля Б проэкта феноменатльно масштабная работа почти во всех аспектахВсе красавцы, как парни, так и девченкиНикакой треклятой современной повесткиОтличный сюжетОчень сильное проседания середы в наративном планеОчень много штук пришлось модами править (убирать черные полосы, делать 60 фпс в роликах, "мыть" персонажей что постоянно в грязиXD)Ужасная реализация побочного контента из-за баланса (даже в финале я всё равно был недокачем по уровням для побочек что порой в самом начале находились)Нет быстрого перемещения на континенте аж до самого финалаПэйсинг финала (то как много всего наваливают разом)
12 июля

1 2 3 4 5
из 5 страниц