899 294 192 21
Clair Obscur: Expedition 33

Рейтинг игры

4.6 386
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5

Оценка редакции

Clair Obscur: Expedition 33

Отзывы

+3
Jeu de l'année

Эта игра контрастов.
С одной стороны - это великолепная игра с прекрасным сюжетом, визуальной составляющей, необычной боёвкой, интересным миром и колоритными персонажами (людьми и не только).
С другой - хочется подать на разработчиков в Международный суд по правам человека из-за отсутствия инструментария для фоторежима.


+4
Французский рай для глаз

Отзыв написан игроком без опыта в этом жанре и с очень небольшим опытом в целом в сингл плеерах, можно считать меня average игроком со стороны

 Геймплей
: 9/10
- Видел от некоторых, что жанр JRPG - плох. Многие косо смотрят на Turn Based боёвку. Мне было на это в целом всё равно, потому что в целом в такое никогда не играл. Я сыграл и не понял, за что идёт хейт. Ни одного скучного файта у меня не было, игра тебе специально перемешивает очередь боя, чтобы тебе было сложнее и интереснее. И как по мне такая боёвка правда подходит этой игре стилистически. Это правда ОЧЕНЬ красиво, все визуальные эффекты просто на космическом уровне, и как по мне это легче увидеть и легче показать именно в пошаговой боёвке.

Самое интересное - парирования и додж. Доджем не пользовался вообще (зачем?). Парирование с начала игры казалось нереально сложным (опять же, учитывая, что у меня или не было опыта, или было очень мало). Я даже скачал мод на облегчение парирования, но через несколько файтов передумал и убрал, потому что хотел всё же ничего себе не упрощать. Атаки у мобов очень сильно отличаются и когда ты видишь моба первый раз, очень большой шанс, что ты не прочитаешь его первую атаку. Разработчики очень постарались над тем, чтобы запутать игрока в скорости атаки противника. Часто были такие ситуации, что визуально противник ударит быстро, а по итогу он замахивается полчаса, а повторно парирование скорее всего ты уже не нажмёшь.

Насчёт персонажей (геймплейно): все персонажи очень сильно отличаются друг от друга и совершенно по разному играются, а на определённом персонаже может поменяться плейстайл из-за 1) оружия, у которого не только статы, а ещё от 1 до 3 пассивок 2) люмины и пиктосы (в простонародии - артефакты) с интересной и в то же время логичной и удобной механикой взаимодействия с персонажем, 3) скиллы, которые по традиции открываются через дерево навыков (и далеко не всегда дешёвые скиллы хуже дорогих).

В целом про локации и передвижение: одним из немногих недостатков игры считали отсутствие мини карты и что якобы легко потеряться. Признаюсь, запутался и обратился в интернет за помощью я один раз, но иногда было просто близко к тому, чтобы запутаться. Разработчики ответили на претензию насчёт мини карты тем, что многие игроки обращают слишком много внимания на неё и это мешает погружению в игровой мир. В этом плане я полностью и на все 500% согласен с Sandfall и уверен, что это правильное решение. Карта доступна только при передвижении непосредственно между локациями. Тут даже нашли место головоломкам, правда они не очень сложные, чтобы игрок на них долго не оставался.

 Графика
: 10/10
- Шедеврально. Я готов хвалить сколько угодно этот визуал. Глаза радуются от просмотра каждой секунды этой игры. И как я уже написал, идеально это передать позволяет пошаговая боёвка. Все локации очень красивые и правда заставляют погрузиться в игру полностью. И это всё учитывая то, что у меня не самый сильный компьютер, я правда не ожидал, что всё будет настолько красиво. Ну и кастомизация, конечно, на месте.

 Сюжет
: 9/10 - Глубокий, удивляет резкими поворотами, это никогда не может плохо. С самого начала, когда узнал, про что игра и в целом какая будет цель для прохождения, боялся, что сюжет будет максимально топорным и очевидным. И конечно, в этом я ошибся. В целом тут мало чего можно написать без спойлеров. Но тебе всю сюжетную линию хочется переживать за всех персонажей и в целом сюжет очень сильно затягивает внутрь и не отпускает. Мне не характерно проводить 7 часов подряд в одной сингл игре без взаимодействия с внешним миром, Экспедиция умудрилась это изменить. И как по мне, это сильно сочетается с графикой и визуалом, которые мне, опять же, невероятно зашли.Между локациями континента Экспедиции положено оставаться в лагере, чтобы отдохнуть после сложного дня. В нём очень много взаимодействий персонажей, каждый ночлег ты узнаёшь о каждом персонаже всё больше и больше. Прекрасно передаётся контраст между спокойным ночлегом и всем экшеном, который тебя ожидает каждое утро.

 Звуки
: 10/10 - Последнее время у меня чувство, что люди недооценивают важность качества музыки в играх. Думаю, что за последние 10 лет ни в одной игре не было уделено столько (а именно 8 (!!!) часов OST) внимания музыке, и не просто музыке. Сейчас разработчики в этом плане делают акцент на предпочтения последних поколений и иногда даже не обращают внимания на то, что музыка может не подходить к тематике игры. Здесь же как по мне редчайший случай, когда OST полностью состоит из классики от композитора Лорьена Тестара, который 5 лет назад был обычным учителем музыки и это был его первый серьёзный опыт. Музыка и её жанр идеально подходит к тематике и геймплею Экспедиции. Сегодня первый день после прохождения и музыка не выходит у меня из головы и я думаю ещё долго не выйдет.

 Игровые возможности и контент
: 8/10 - Тут много чем можно заняться по мере прохождения сюжетной линии. Всего в игре около 80 опциональных боссов и почти за всех отличная награда. Как я уже писал, нашлось место и головоломкам. Ну и по традиции, собирательный контент: пластинки с музыкой, журналы, костюмы и причёски, некоторые из которых открываются только после прохождения САМЫХ сложных боссов в этой игре, которые требуют от тебя максимально возможной прокачки. Довольно стандартная система прокачки персонажей и оружия, но как по мне это то, что менять не нужно.

 Продолжительность и переиграбельность
: 7/10
- На прохождение всей сюжетной линии мне потребовалось 32 часа и я не спидранил сюжеты абы просто пройти, любой моб, которого видел – шёл убивать, опциональных боссов не обходил, если их находил. С одной стороны, хотелось бы побольше (как будто очень быстро пролетело и хочется ещё), с другой стороны – во-первых, правда, не перегрузили и всё как будто осталось на этой самой грани, ещё немного, и было бы высосано из пальца, во-вторых, сегодня нашёл игрофильм длительностью 9 часов, на сюжете здесь сделан очень большой акцент и это было видно. Про переиграбельность – NG+ на месте с новыми мобами и возможностями, которых не было по мере прохождения сюжета. И я думаю, что во вселенной игры спокойно может выйти DLC.

 Сложность
: 8/10 - Не хочется повторяться словами по парирование, но в целом это единственная сложность боёвки. Все те же слова, которые я писал в геймплее по парировании можно вставить и сюда. Поставил высокую оценку, потому что игра подойдёт по сложности как и казуалам, так и дрочерам соулслайк энджоерам.

 Управление
: 10/10 - Не возникло ни одной проблемы с управлением, даже не думал менять клавиши в настройках, как по мне, всё очень удобно.

 Итого: 10/10 - Здесь коротко, надеюсь, что по делу станет GOTY. Категории, где отбирал баллы, на самом деле, не такие важные, где у меня стоит 9/10 и 10/10. С визуальной точки зрения – лучшее, во что я играл.

Графика, стилистика и визуалГлубокий сюжетПроработанные персонажи, обычные мобы и боссыИ ещё миллион плюсовИгра как будто быстро пролетела (дайте ещё)Парирования могут быть правда сложными для игрока без опыта

+1

Пока не прошел игру, но первые десять часов оставляют очень положительные впечатления.

Сюжет - очень интригует. Диалоги прописаны очень хорошо, не чувствуется фальши, наигранности. За развитием отношений между персонажами интересно наблюдать, но сюжет пока подается по крупицам, из за обширности локаций и частых файтов (которые, тем не менее, недостаточно частые, чтобы надоедать).

Боевка - отличнейшая. Каждый персонаж имеет свою уникальную механику, вокруг которой крутится его геймплей. Билдостроение обширное, приходится думать о том, как ты будешь комбинировать атаки персонажей между собой, чтобы все друг друга дополняли.

Художникам и лвл дизайнерам - отдельный поклон, это чертовы гении, которые отрисовали невероятно красивые локации. Из них уходить не хочется, настолько там все великолепно выглядит. Все очень живо, и каждая локация достаточно сильно отличается от другой, не успеваешь уставать от предыдущего как тебе дают новое.

Музыка - великолепная, порой после файта просто оставался в меню победы, чтобы послушать еще немного то, что там играет.

В целом, игра прям очень хороша. С ходу включил максимальную сложность, при том, что с жанром совершенно не знаком, и получаю огромное удовольствие от игры. Порой уворачиваться и парировать сложно, но достаточно быстро учишься повадкам врагов, и начинаешь переигрывать их, часто даже не получая урона. Сложно, но в той степени, чтобы это было интересно а не раздражающе.

Если в дальнейшем сюжет не разочарует, и персонажам дадут более глубокое развитие, как и их отношениям друг с другом, это однозначно будет самый главный претендент на игру года в моих глазах

Художественная состовляющаяМузыкаГеймплейСюжетСкучноватый дизайн многих врагов, что-то вроде "О, у нас очередное непонятное чудище"

+4
Trouble de rature, courbera Eiffel

Сложность: Экспедиция

Если честно, я даже и не знаю что можно написать к данной игре. Нет, не потому что она плохая, а потому что вызывает такую бурю эмоций, что сложить это в адекватный и членораздельный текст очень сложно.

Наверно я лучше опишу свои эмоции от игры.

Экспедиция 33 одна из немногих игр, которые заставили меня играть в себя изо дня в день. Каждый вечер, после работы я запускал игру, брал геймпад в руки и погружался в этот чарующий мир. Мои уши ласкал прекрасный саундтрек, глаза любовались восхитительными пейзажами, а диалоги персонажей вызывали улыбку. Игра настроение.

Периодически ловил статтеры, мелкие баги с текстурами, сбитые тайминги у опциональных боссов, даже на одном сюжетном боссе подгорела задница от его атак, но все эти недостатки и недочеты с лихвой перекрывались плюсами игры.

Я просто закрывал глаза, это тот пример когда тебе совершенно плевать что в игре есть баги, ведь игра отличная.

И отдельно я бы затронул персонажей, они вышли просто отличными.

Версо, Гюстав - харизматичные мужчины - крепкие, смелые.

Эскье, Моноке - Восхитительные персонажи с своей изюминкой, веселые и смешные.)

Люне, Сиэль - прекрасные девушки. Очаровательные и к тому же смелые и сильные.

Маэль - вызывает желание защитить и оберегать как сестренку.)

Интересные персонажи со своей историей и своей жизнью до нашего старта в игре. Они живые, вот какое ощущение появляется.

И по итогу если сложить все плюсы и минусы игры, выйдет шикарная игра, которую как минимум стоит попробовать пройти. Если вас отпугнет сложность, ставьте "Сюжет" и проходите, ничего страшного. Главное погрузитесь в этот мир.

Для меня, это потенциальное GOTY и еще куча наград за саундтрек!

"Clair-Obscur

Trouble de rature, courbera Eiffel

Clair-Obscur

Guardéo peinture, trouvera sans elle"

P.S Обязательно если будете играть, заходите в лагерь и общайтесь с персонажами!

Музыка! МУЗЫКА!Прекрасный визуалПриятный и интересные персонажиЗанятный сюжет с "вот это поворотом"Затягивающий геймплейОптимизация (статтеры)Слегка сбитые тайминги

+4
Тот момент когда и сюжет и геймплей на высшем уровне

Давно меня не затягивали так офлайн игры. Оценка 10 из 10. Тот момент, когда и сюжет и геймплей на высшем уровне. Наверное лучшее, во что я играл! Даже Ведьмак 3, при всей моей любви к нему, меня так не затягивал! Играть всем, даже если вы не любитель такого жанра, полюбите)

Сюжет просто бомба, наверное лучшее, во что я игралМузыка очень атмосфернаяГеймплей на высшем уровнеКрасивая графикаМожет быть очень трудной на более высоких уровнях сложности

+1
По крайне мере они пытались)

Как удивительно говорить о сосаликах в контексте этой игры... сосалите тут только вы. Это классик/дженерик jrpg.

Сильно ли интересно играть в эту игру? Ну, благодаря боёвке  ДА. Но играть, что бы пройти - в ЦЕЛОМ нет.

Боевая системаВариации билдов. Оружие, навыки и прокачка.Нет знакомых образов. Ну знаете, ТИПИЧНЫЙ РЫЦАРЬ или "друг/подруга героя". Из-за этого всё воспринимается не как циркАнтиутопияНет чёёртовой маныВащет это крайне репитативное УГДженерик забеги по унылым коридорам до боссаАбсолютно бессмысленный для исследования мирСюжетно слили 1 героя, что бы потом вручить практически такого же чела, ахахПараметр скорость - херня. Мой персонаж быстрее другого на 50 единиц и это не гарантирует ход того, у кого её большеЛёгкая сложность не делает игру НЕДУШНЕЕ или быстрееПлатформинг плох, когда он нужен Конченый интерфейс как из РДР2. Захер нажимать кнопки именно в такой последовательности, что бы попасть в определённое меню?!Опыт делится не на всю пати! Кринж и только Ах и да ради сюжета - ютуб

+3

Clair Obscur смело залетает в список моих самых любимых игр, и смещает с пьедестал Mafia 2 по части лучших пролгов.

По сути лучшая J'RPG для входа новичка в жанр: нет необходимости гриндить под финал, нет долгого обучения на 2/3 игры и скучной боевки в начале, сюжет написан по-европейски, но при этом не лишён постоянных поворотов, меняющих твое осознание событий с ног на голову. А в остальном французы берут лучшие, что есть в жанре, особенно музыку.

По итогу для меня абсолютный кайф и открытие года, прошел сюжетку и собираюсь дозачищать то, что еще недозачищено, хотя обычно так не делаю.

Дим дим да дада дим дим да дада дим да лиламЭскье mon amiЕсть возможность перекачаться и выносить сюжетных боссов одной левой, в этом случае небольшой автолевелинг для боссов не помешал бы

+4
Солянка из Франции с любовью

Когда собрались люди, чтобы сделать игру, без больших бюджетов, но с большим, горящими глазами. В результате получается проект, в который хочется погрузиться и не удалять, пока не закроешь всё, что только возможно, даже не смотря на некоторые огрехи, которые вытекают из небольших бюджетов. Собственно, у игры есть сильные стороны, про которые трубят из каждого утюга. Сюжет, Персонажи, Боевая система, Билдостроение, МУЗЫКА, Стиль. Но также стоит знать и про неприглядные моменты, которые кто-то может простить, а для кого-то они могут быть камнем, о который легко оступиться.
- Некоторые анимации выглядят куцо.
- Поиск нужных люминосов (способностей) становится проблемным, когда ты открываешь их приличное количество, благо чуть выручают фильтры, но чуть-чуть.
- Уклонение даёт тебе возможность легче избежать урона, но на этом всё, есть только одна способность, которая даёт тебе улучшение уклонений. У парирования же целая куча разных улучшений, в результате чаша весов по избеганию урона сильно кренится в одну сторону.
- Окно парирования, тоже одна из вещей про которую много говорят, не совсем с игольное ушко, но тайминги жестковаты.
- Визуальная читаемость атак варьируется от вполне себе неплохо, если это противник с дрыном, до полной катастрофы, если это стрелок. Поэтому лучше обращайте внимание на звук, почти всегда перед атакой будет щелчок. Почему почти? Есть прецедент с одним высокоуровневым боссом.
- Ближе к концу игры, дизайнер боссов потерял "немного" меры и эти противники становятся настоящим адом, так как они начинают миксовать комбо по 10 атак за раз, наносить урон - "одна ошибка и ты ошибся" и прибавьте к этому два пункта выше, получается тихий ужас, который, если у вас нет желание выучивать каждый микрочих, лучше зачизить. 

Передаю привет второй и третьей фазе Симона и второй фазе Клеа с вишенкой отхила

- Некоторые замахи перед атаками пряяяяяяяяяяяяяям очень долгие, благо там всё в заучиваемом ритме и если попал, то попал, но когда дёрнулся чуть раньше времени, то получай по щам и пытайся вернутся в ритм 
- Легко сломать игровой баланс, если пойти не по сюжету, а исследовать опциональные локации, рано и  неосознанно получить имбовое оружие на Маэль и сыграть в казино. Вследствие этого, если хотите получать удовольствие при битве с сюжетными боссами, лучше идите чисто по сюжету, а то они с 2-3 тычек будут умирать... Кроме пары высокоуровневых, если не делать инстакилл билд

Также стоит упомянуть, что солянка не просто так, в ней отчётливо видны протеже некоторых механик и если какие-то сделаны хорошо/неплохо, то от других хочется задаться вопрос: "Нахрена вы это добавили?" 

В целом, откуда такие восторженные отзывы, я понять могу, да и сам рад так же трубить о ней, эмоций она подарила немерено. Но, она не лишена и спорных моментов, про которые обычно не трещат из каждого утюга. 

Просто арт после титров
Просто арт после титров

СюжетМузыка, музыка и ещё раз МузыкаМожно сделать множество билдов, за счёт игромеханической уникальности каждого сопартийца Персонажи живые, а не функцииБоевая система JRPG, в которую добавили возможность нивелировать урон и даже отомстить, при достаточной сноровкеСброс навыков это не трагедия, ресурса для сброса много и никакого наказания нет Баффы и дебафы описываются числовыми значениями, а не слегка, нормально, сильно. Это осталось только в способностях, но там это не критичноТяжело искать нужные способности, когда их становится много Уклонения выглядят очень блекло на фоне парированийПлохая визуальная читаемость некоторых атак и окна, которое жестковатыЛегко стать перекачем и распинывать всё и вся на сюжетной тропеОпциональные высокоуровневые боссы, спамят множеством атак и жёстко наказывают за любой промахНекоторые мини-игры придумал садист

+4

Expedition 33, это очень странный предмет...

Графонистая, красивая. Но лендмарки теряются на общем фоне. Отчего порой вообще неясно, куда ведёт эта тропа. 

Можно прыгать, персонаж цепляется за выступы, даже своя резинка от трусов есть, пусть и довольно ограниченная. Игра всячески провоцирует на изучение локаций. Но регулярно встречаются невидимые стены и пороги, на которые почему-то нельзя залезть, хотя на соседний такой же можно, что у меня лично отшибает всякий интерес к изучению.

UI боя структурно неплохо спёртый из Persona, полностью пошёл по тому самому месту во всех остальных меню.

В игре названой "экспедиция" и про экспедицию не составляется карта местностей! Только глобальная, в которой даже метки ставить нельзя. Это просто какой-то нарративный бред. Отсутствие бестиария туда же.

В целом Французы ухитрились по всем фронтам запилить UX в игре хуже, чем Японцы...это, блин, достижение.

Сюжет с неплохой, интересной завязкой и основной цепочкой, но какими-то плоскими персонажами. Мало того, что у них диапазон хлебушка в невербальном отображении эмоций, так и словами они высказывают нечто совершенно выдернутое из контекста мира. Отчего складывается впечатление, будто наловили карикатурных хипстеров по уютным кафешкам, отобрали банановый смузи и отправили ходить ногами... ну вот где-то такая глубина. Ничего бы не сказала, если бы это не была JRPG, где персонажка важна.

Геймплей...в плане чисто jrpg механик не возьмусь судить, но пошаг скрестить с парированиями/уворотами с нефиговыми такими таймингами и наказанием за их провал...это сделано для чего? При условии, что тайминги, это не дополнительный бонус, это обязательный элемент. Сама концепция сразу вызывает вопросы, для какой ЦА делается игра?  Нет ну за попытку добавить динамики в механики, конечно, плюсик, но тут у нас в базе — тактика с длинными боями построенными на продумывании каждого хода, боссов в которой можно ковырять десятками минут, это нормально для жанра. Только в это просто бездумно навалили жёстких нечитаемых атак, ваншотов и повторения одних и тех же парирований по множеству раз, мало того что смещая акцент с понятного потока прокручивания механик персонажей, так в итоге ещё превращая и без того затянутые бои JRPG в какую-то неясную тайминговую духоту, только повышающую репетативность и монотонность, а не снижающие их. Это вот точно была цель...? Плюс к этому мы имеем возможность в пошаговой игре, в её бесконечно длинных боях отлететь из-за того, что реакции не хватит... вот эта эклектика, она для жанра точно имеет смысл?

В общем, не скажу, что игра прям плохая. Ради основного сюжета пробежать вполне можно. Но я тут слышала, ей игру года пророчат... если так случится — это будет фиаско.


+4
Меня не обманул тот блог...


Эта игра погружает в себя, определённо и естественно. Сюжет заставляет проронить скупую мужскую слезу, что на самом деле сглаживается в самом конце, как бы меняя представление о первых двух актах. Третий, сам по себе, кардинально переписывает историю, настолько что даже сложно объяснить без разглагольствования о сюжетных спойлерах.

Боевая система глоток свежего воздуха в душные и устаревшие механики JRPG. QTE, Parry и Dodge неплохо вписывается в повествование и геймплей. Уникальные билды для разных персонажей также цепляют, пиктосы и их люмины это что-то с чем-то. Объедини их с оружием и геймплеем определённого персонажа и вот тебе билд, не нравится легко переделай под свои нужды. Хочешь сделай жёсткого дамагера за счёт навыков, хочешь разгони его обычные атаки до уровня этих самых навыков. Каждое оружие позволяет сделать свой эффективный билд для определённого типа бойца — это круто и интересно. Посидеть есть над чем. Самым сложным противником в игре является "Симон" его крайне тяжело убить, так что вариантов где применить билды есть.

Игра предлагает разные активности кроме сражений, например, Only UP и просто испытания "на пробежку", кто понял тот понял. Ачивки делать тяжеловато с учётом того что нужно найти всех "потеряшек" и так далее, ну а под конец босс-рашей бессконечной башни устаёшь от сражений. Так что Endgame контент может вас задушить, даже если вы фанатеете от боёвки.

КрасиваяМузыкальнаяУникальнаяБоевитаяЛюбопытнаяПоучительнаяРазвлекательнаяEndGame'на душноватая

+2
Шедевр

Хотел написать отзыв, сразу после того, как прошел игру и увидел титры. Хорошо, что этого не сделал, потому что в игре еще энд гейм контента на целую игру.

Это просто чудо, что при таком бюджете и небольшом количестве сотрудников в студии разработчика, они смогли сделать что то не вообразимое, при таких условиях.

Игра крепко хватает тебя за яйца с самого начала, погружает в этот взрослый мир, который обманывающе прекрасен и держит до самого финала и даже больше.

Самый крепкий сюжет, который я видел за последнее время, уверен, что на успехе игры киностудии подхватят эту историю и попробуют экранизировать.

Персонажи все прописаны, нет ни одной серой личности, ото всех льется харизма, плюсом они выглядят очень привлекательно, сейчас это так не привычно для западной индустрии.

Но дело не только в истории, после которой ты еще день находишься просто в какой философской яме, в хорошем смысле. Игра заставляет тебя все обдумать, что ты сейчас увидел, во что ты играл.

Геймплей в игре на очень крепком уровне, я как любитель соулс лайков остался в восторге, игра держит тебя в концентрации во время боев, дает тонкую настройку своего билда, все персонажи разные, к каждому нужно привыкать в хорошем смысле. Выяснять как он действует, как им играть.

В игре отличнейший визуал, каждая локация запоминающаяся, в ручную сделанными пейзажами и архитектурой местности, а какой в игре звук, ловил мурашки несколько раз, насколько это круто.

Как вывод игру надо попробовать всем и каждому, такое случается крайне редко, когда выходит настолько интересное, приятное со всех сторон произведение.

ВизуалЗвукПерсонажиГеймплейСюжетНет карты локацийНет сохранения билда, в окне снаряженияОчень легко сломать баланс в энд гейме

+3
Новая классика

Прошел полностью на 100%, зачистив всё. И я могу с полной уверенностью сказать, что как Baldure's Gate 3 стала революцией в жанре CRPG, так и Экспедиция стала ею в жанре JRPG. Прекрасно абсолютно всё. Я не нашел в игре ни одного минуса.

Касаемо сюжета я ничего не скажу. Это надо прочувствовать самому, плюс любой факт о сюжете будет спойлером. А сюжет здесь умеет удивлять. Многие сравнивают его с сюжетами Final Fantasy, но на деле игра имеет крайне много общего с играми одного гения, Йоко Таро, а именно серией Nier. Если играли в его игры, то проходя Экспедицию тоже найдете много общих черт.

Саундтрек, это второе, что сравнивают с Финалками, и не спроста. В нем чувствуются порой мотивы старых частей Final Fantasy, но всё сделано иначе и свежо. Сама музыка сочетает в себе такое огромное количество жанров: от классики на пиано и скрипке, до драйвового рока и синтвейва. Это поистине выдающийся саундтрек, который поражает еще и своими размерами, а именно больше 150 треков. Самое удивительное, что нет ни одного проходного, все написаны на высоком уровне. Но больше всего поражают боссфайт треки. Их готов переслушивать сотни раз.

Графика не поражает воображение, она здесь стилизованная, но и не выглядит как что-то сделанное на UE5. Игра поражает другим - артом. Весь арт, это дичайшее пиршество для глаз, а вкупе с саундтреком способно вызвать мурашки по коже. Каждая локация сделана в своем визуальном стиле со своим саундтреком (да, абсолютно для каждой локации, даже для самых мелких, на исследование которых уйдет минута, написана своя музыкальная тема). По скринам выше в этом можно убедиться.

Сам геймплей представляет собой исследование коридорных локаций с иногда большими областями, бои, мини-игры, и исследование карты мира, перемещение на которой будет осуществляться в духе старых jrpg, но это лучше увидеть самому.

Касаемо мини-игр, их не так много, все опциональны, но они того стоят, и я даже не про награду. Исследуйте, и будете вознаграждены по заслугам😈.

Боевка же на мой взгляд самая глубокая и проработанная во всем жанре. Она сочетает в себе элементы серий Persona, Final Fantasy, Chrono Trigger, Legend of Dragoon и внезапно Секиро, но сложнее.

От Персоны, Хроно Триггера и старых Финалок в ней собственно пошаговая боевая система со всеми её прелестями, а вот от Драгунов взяли qte в момент применения навыков для их усиления и нанесения большего урона. От Секиро же здесь реал-тайм парирования,... а еще уворот, прыжок с контр ударом и контр градиент-атака. Игру по сути можно пройти полностью без урона на чистом скилле. Любые базовые атаки противника, какими бы смертоносными они не были, можно либо спарировать, либо уклониться. Для обоих действий тайминги разные: для уклонения самые щадящие, а для парирования придется много тренироваться. Лучше всего использовать парирование, если уверены в скилле, ибо после него можно нанести резкий контр удар либо совместную контр атаку. Также противники могут сделать особую атаку с желтой индикацией, от которой надо прыгать и совершать резкий контр удар. Тайминг для такого близок к таймингу уворота, что делает исполнение сразу 2х действий проще, но сама атака может произойти неожиданно, потому надо всегда быть готовым. Но и это не все. Позже у врагов появляются градиент атака, способные ваншотить. От них не увернуться, их только можно сразу контр атаковать.

Итого, у нас 4 действия для контроля атак врагов с разными таймингами, плюс qte на применение навыков. Не хило для пошаговой боевки. А теперь про сам пошаг.

Навыки расходуют ману, которая автоматически восполняется после каждого хода на определенное количество. Навыки как и механики боя для каждого самые разные. Углубляться в это я детально не буду, просто перечислю, что есть. А есть у нас оружие с разными пассивными эффектами, которые порой сильно влияют на боевой процесс. Также есть пиктосы, с разными характеристиками (здоровье, скорость, криты и тд), имеющие свои пассивные свойства, сильно влияющие на бой. Есть люмины, сами потом поймете при игре, что это. А также будет в процессе игры несколько сюрпризов.

Единственное, стоит отметить несбалансированную кривую сложности, которая может скрыть некоторые тонкие моменты, которые прописаны в сюжетных боссфайтах, из-за перекача. Поэтому советую сначала полностью пройти сюжет, и только потом чистить побочный контент.

В итоге, мы имеем лучшую игру в жанре jrpg на данный момент по совокупности всех ее критериев, и однозначно одного из главных номинантов на готи.


+5
Его просили рисовать NFT-картонки, а он нарисовал прекрасную картину

Уверен, что я не единичный случай, когда человек, не очень знакомый с жанром, пробует играть в  Clair Obscur: Expedition 33. Из JRPG за спиной разве что  Ni no Kuni II: Revenant Kingdom,  Final Fantasy XV ну и  Honkai: Star Rail, поэтому я с уверенностью могу сказать, что игра приведёт в жанр новых геймеров, так как я уже мотивирован пройти ещё пару/тройку самых популярных JRPG

Игра цепляет с первых минут. Здесь вас не считают за дурака, не ведут за нос и не разжёвывают одно и тоже часами. При этом на все вопросы вы найдёте ответы. Каждый аспект игры был объяснён разработчиками и это уникальный случай, когда после игры не осталось ни одного вопроса. Всё понятно, всё завершено и всё очень классно! Самое приятное, что ответы на вопросы мы получаем достаточно быстро, и они не успевают надоесть в голове

В игре потрясающая атмосфера, соответствующая сюжету. Актёры очень хорошо вжились в свои роли и, хоть местами есть косяки с мимикой персонажей, в большинстве случаев наслаждаешься актёрской игрой как в кино. Отдельно хочется отметить озвучивание персонажей, которое исполнено на высшем уровне и иногда даже немного расходится с лицевыми возможностями персонажей, но фантазия очень хорошо сглаживает этот угол

Боевая система в игре уникальная и награждает восторгом игрока за каждый новый навык. Каждый новый противник в игре требует своего подхода и учиться на протяжении всего сюжета чему-то новому было круто

Очень понравились отряды в игре. В отряд можно взять любых трёх персонажей, и они обязательно будут как-то синергировать друг с другом, главное разобраться. Местная система усилений и амулетов тоже показалась уникальной, но не понравилось решение «прокачивать» амулеты для снаряжения их усиления

Уже так много сказано про музыку, но я тоже не могу молчать. Она бесподобна. Особенно приятно было слышать «Clair Obscur» в тексте главной темы и имена персонажей в других песнях

Конец второй арки немного подпортил общее впечатление, но это очень субъективная ситуация, вначале это снизило оценку до 4, но потом всё же вернул на заслуженные 4,5

Главный минус игры - это удобство игрока (QoL). Не хватило очень многого в интерфейсе, например:
1. функция перезапуска сражения;
2. вызов меню во время хода противника;
3. сражения с низкоуровневыми противниками можно было обыграть как-то быстрее;
4. применение навыков на союзников всегда выбирает центрального, но было бы здорово, что если лечение, то автоматически наводилось на самого раненного члена отряда, если усиление урона, то на самого сильного и т.д.
Это всё реализовано в том же  Honkai: Star Rail и очень не хватило здесь

В остальном же - это заслуженный ИЗЮМ этого года, моя рекомендация - не откладывайте на завтра то, чем можно насладиться сегодня. Разработчики игры выложили игры, которыми они вдохновлялись перед созданием экспедиции и невольно начинаешь подчёркивать что и откуда взято, а взято только лучшее

UPDATE 07.05: Посидел, подумал и пришёл к решению, что всё-таки это пятёрка, хочу видеть эту игру вверху списка своих пройденных игр 

Стильная и красивая графика, отлично передающая атмосферу игрыШедевральная музыка, которая раз за разом попадала в плейлистОтличный сюжет с оригинальным миром, живущим по своим правиламВыжимка лучших решений из игр разных жанровГлубокая и разнообразная боевая система с низким «полом» и неограниченным «потолком» развитияНаблюдать за нетривиальными, живыми и в меру сложными персонажами было интересноКороткие и содержательные разговоры персонажей без постоянных пересказов одного и того жеНаличие в Game Pass и русской локализации мы уважаемНе хватило некоторых функций удобства игрокаМестами мыльновато

+4
Потрясающая картина молодого мастера

Дебютный проект молодой студии Sandfall Interactive, Clair Obscur: Expedition 33, не просто удался — он ошеломляет. Это пронзительное путешествие сквозь боль утраты и тяжести её принятия, обёрнутое в изысканную оболочку улучшенного JRPG геймплея. Но истинная магия Clair Obscur кроется в её саундтреке. Если в этом году игра не получит все возможные награды за саундтрек, то, простите, но индустрия окончательно потеряла совесть.

Трогательная историяПрокачанный пошаговый JRPG геймплей Абсолютно гениальный саундтрек

+3
Когда каждый сможет примерить концовку на себе

Я никогда особо не жаловал ни souls-лайки, ни JRPG. К счастью, я не знал ни про жанр ни про игру ничего когда ее начинал, иначе бы наверное стал жертвой завышенных ожиданий или предубеждений.

Это однозначно шедевр на мой взгляд, как по задумке так и по исполнению. Выглядит, звучит, играется - живется - потрясающе, сложно подобрать какие то оценки кроме восторженных после финальных титров.

О чем говорить, эта игра заставила меня освоить геймпад...

Наверное самый сильный сюжет что видел за долгое времяХудожественная часть великолепна - музыка, визуалТочно кандидат на игру годаБоевая система на любителя, прокачка - имхо - самое слабое место в игре

+4
когда ресурсы попадают не в те руки

Спасибо рекламщикам, они опять обратили внимание на нечто, всплывшее на поверхности пруда игропрома.

Дикие 9/10, вайн блогеров, шквал позитивных отзывов на стопгейм буквально со старта (когда такое было? и это в наше время? и когда они успели пройти-то её, обычные пользователи, не имеющие "пресс-версии". Ничего не напоминает?), так и кричат "купите и пройдите". Мы знаем к чему это ведёт. Всё подтвердилось. По итогу игра- поделка на колене, распиаренная рекламодателями. Визуальная новелла с игровыми вставками, притом весь геймплей это qte в битвах (давайте расскажите ветерану трёх дарксоулсов, прошедшему их не по одному разу,  и элден ринга, о "битвах") и беготня по не то чтобы детализированным локациям (графически они сделаны неплохо, но кого вы хотите удивить высокой детализацией? При этом и тут куча претензий к "мылу" на высоких настройках. Интерактивность же... весьма унылая)

Может быть спасаёт сюжет и визуальный ряд? Ведь мы сразу поняли, что это- графическая новелла. Нет. Сюжет тут скучный и пытающийся выдавить слёзу там, где, по-хорошему, нормальные сценаристы дают экспозицию, а не сразу с места в карьер "смотри, какая милаха, ой, погибла, плачем". Диалоги? Их можно смело пропустить. Литературностью и качеством они точно не блещут, увы. Не Толстой. Не тот жанр и не та целевая аудитория, видимо, к сожалению. Вообще, вы же не в рпг играете в самом деле, что вы хотите?

И что же тогда, в итоге? Боевая система, построенная на рандоме, буквально однокнопочна, однообразные побегушки по не сказать чтобы проработанному миру не веселят, имея вполне филерное назначение, "расширить" геймплей, сюжетная составляющая банально скучна... Да неплохая графика, но в 2025 году просто стыдно делать игры с плохой графикой. Да норм музыка, но мы знаем намного более качественные примеры хороших музыкальных композиций в играх. Простите, мы играем в игры, чтобы оценивать графику и слушать саундтрек?) Я в машине могу включить всё, что мне нравиться, и по пути на работу/домой слушать годные песни. А уж графика- так вообще в окружающем мире лучше в разы, ещё и интерактивная) Эта игра может вас зацепить, если она- первая в вашей жизни. Но, ребята, в самом деле, зачем играть в такую, если есть масса других интересных проектов с более связным и интересным сюжетом, с которых возможно начать ваш игровой опыт, без вымученных притягиваний за уши и полукатарсисов. 

графика, музыка неплохи, но не тянут на хай-энд контентпоходовый геймплей разнообразит современный тренд на риалтаймоднокнопочный однообразный qte-гймплей, построенный на рандомескудный слабый сюжет с не то чтобы интересной фантастической историей. Подача сюжета- отдельная песня.

+5
Не берите Маэль в пачку и всё будет хорошо

Отличнейшая игра, в которой хорошо практически все.
Графика на достойном уровне и это чуть ли не первый проект (а может и первый) в жанре JRPG со столько красивой картинкой. Любо-дорого. Хотя моментами из-за разнообразия красок или еще чего, глаза немного уставали (и это при том, что монитор в режиме холодных цветов).
Музыка просто ПОТРЯСАЮЩАЯ. Слушать одно удовольствие и ее разнообразие достаточно велико. Обязательно послушаю отдельно плейлист.
От боевой системы я также в восторге, ибо пошаг с активным участием — это то, что нужно. Ты не просто смотришь на манекенчиков, но также принимаешь непосредственное и активное участие. К тому же она позволяет побеждать врагов гораздо более опасных (если правильно попадать по кнопочкам), что никогда бы не произошло при классическом раскладе. Однозначно плюс.
История и атмосфера завораживающие. По-началу СОВСЕМ ничего не понятно, но со временем происходящее становится осознаваемым и ты думаешь: «ну хватит, блин, и так тоскливо уже донельзя!». В общем, если без особых спойлеров, то сюжет — мощный концентрат тоски и драма на драме. Забавных моментов тоже немало, на самом деле, но всё, что касается главной сюжетной линии... Ну, там не до забав.
Единственный недостаток, который впрочем правится (но это не точно) киком Маэль из пати — несколько всратый баланс. Если хотите сполна вкусить красочность и сложность боёв, то я крайне рекомендую избегать её участия в них, потому что она шотает всё, что движется (и не движется). Я вот обязательно так и сделаю, когда будет желание перепройти на НГ+.
Ладно, паста уже и так длинноватой выходит. Настоятельно рекомендую ознакомиться с проектом абсолютно всем! Скорее всего, вы не пожалеете.


+4

Зумерская драма под соусом JRPG

Прошёл я, значит, этот высокохудожественный продукт под названием Expedition 33.

Визуал

Катсцены — шик. Настоящее CG-кино: цвет, свет, постановка — всё на уровне. Чем-то напоминает Kingsglaive: Final Fantasy XV, только с более меланхоличным флером.
А вот внутриигровая графика. На ультрах ты получаешь мыльный ад с блёстками, световыми кашами и рябью, от которой хочется закрыть глаза и не открывать. Это не стиль, это попытка спрятать техническую бедность за визуальной вычурностью. На ПК особенно видно, что делали "под плойку", а не под нормальный монитор.

Геймплей

Отсутствует.
Нет, серьёзно. Тут максимум интерактива — это побегушки по коридорам, сомнительные прыжки и сражения в режиме «арена с QTE».

Фанаты сразу начинают пускать слюни: «да ты просто не понял глубину боя, уклонения, парирования!»
Понял, ребят. Просто оно неинтересное. Один и тот же цикл: заходишь на арену, жмёшь тайминги, смотришь как персонаж достаёт фаллоимитатор и начинает им вяло махать.
Бесконечная башня — вообще пытка, рассчитанная на мазохистов. Вся боёвка — как драка на одуванчиках: много пыли, толку ноль.

Игра явно не для клавомыши: управление кривое, анимации разваливаются, отклики пьяные. Геймплейный комфорт отсутствует.

Звук

Музыка — абсолютный респект.
Очень атмосферная, идеально ложится в сцены. Единственное, что реально не раздражает, а даже радует.
Команду композиторов можно срочно забирать в нормальные проекты.

Сюжет

Сначала кажется, что игра компенсирует отсутствие геймплея мощным нарративом. Первые два акта цепляют: тьма, тайны, странный мир, разрозненные намёки, персонажи с недосказанными историями.

Ты реально начинаешь думать: "Вау, а тут может быть что-то гениальное."
Ты вникаешь. Ты строишь теории. Ты погружаешься.
А потом приходит акт третий… и всё рушится.

Вместо космической притчи тебе подсовывают сопливую драму. Всё сводится к банальной зумерской травматологии, где главная мысль — "мне больно, значит это глубоко".
Персонажи теряют смысл, интрига сдувается. Все ответы — как пощёчина рыбой: нелепые, самодовольные и совершенно безэмоциональные.

Но тут получилось как обычно у Юбисофт, закрутили, завертели, а как закончить не поняли. И получилось вот это

МузыкаГрафикаПостановкаДизайн мираБоевкаОднообразный мирСюжет

+5
Почти эталон жанра

Я честно говоря не ожидал от Clair Obscur такого уровня качества.

Интересная история с интересным сеттингом и неожиданными, но логичными поворотами (одна из тех игр, которые можно переигрывать, и, зная контекст, находить смысл в казалось малозначимых деталях), а также очень качественно поставленными диалогами и подачей; сложные, но справедливые (преимущественно) бои, с уникальными механиками для персонажей, и кучей настроек для разных билдов (особенно по меркам JRPG); приятное исследование и куча побочного контента. Я уже не говорю о превосходном визуале и отличной музыке.

Есть конечно и вещи которые можно было сделать лучше (не хватает пресетов настроек персонажей и карты локаций, а также игра иногда меняет состав твоего отряда без твоего желания), но сильно ощущения от игры это не меняет.

Игра абсолютно стоит прохождения, если у вас не аллергии на пошаговость.

СюжетВизуалБоиРяд небольших QoL моментов

+2
Souls-like в обёртке JRPG

В первые часы думал что это действительно продукт года, но по итогу - просто отличная игра, на шедевр не тянет. Хотя в некоторых аспектах она и правда одна из лучших.

Графика приятная, но звезд с неба не хватает, анимации не впечатляют. Чего не скажешь о дизайне - он действительно завораживает, мне лично напоминает игры From Software, смесь красивых видов с разрушениями и смертью, очень атмосферно.

Сюжет просто превосходен в прологе, но сильно проседает в середине игры. Большую часть времени приходится довольствоваться небольшими роликами и диалогами в лагере, которые лишь намекают на лор данной вселенной. Контент, в том числе и сюжет по игре распределен очень неравномерно, зачем нужен третий акт я вообще не понял. В любом случае, вселенная интересная, сюжетные повороты присутствуют, персонажи и их истории вызывают эмоции, а концовка задевает за живое. В целом стиль повествования так же напоминает игры фромов.

Боевка шикарная, смесь классических пошаговых рпг и дарк соулс. Особенно хочется похвалить систему уклонений/парирований, это очень крутое решение, именно они делаю игру сложной. Давно я так не потел на боссах, наверное это даже сложнее чем дарк соулс, ближе к секиро. Мувсеты у противников бешеные, к ним реально надо привыкать, запоминать. Часто одна ошибка в сражении, даже с обычным мобом, может стать финальной. Механики каждого персонажа так же уникальные, можно составлять интересные билды.

Система распределения характеристик неинтересная (дефолтная для jrpg), смысла в ней особо нету. Прикольно реализованы оружия, практически у каждого уникальные пассивки - они являются основой любого билда. Система пиктосов не особо понравилась, слишком перегружена количеством возможных комбинаций, постоянно приходится что то менять/пересобирать, это начинает раздражать уже в первом акте.

Хочется отдельно упомянуть музыку. На мой взгляд это лучшее музыкальное сопровождение из всех игр. Для каждого босса, для каждой локации, даже для отдельных противников - своя уникальная композиция. Музыка прекрасно передает атмосферу и создает дополнительное давление в напряженные моменты. Работа со звуком в целом очень хороша, звук используется даже в бою для понимания таймингов нанесения удара.

Дизайн локаций, противников, персонажейБоевая системаОчень хардкорно на высокой сложностиМузыкальное и звуковое сопровождениеЛор вселеннойРеализация открытого мираПовествование основного сюжетаРаскрытие персонажейСистема прокачкиЛагерь....
1 2
из 2 страниц