Рапиаренный шлак года. 90% бюджета ушло на маркетинг. Долго описывать не буду, ибо тратить на эту недоигрувремя время просто смысла нет. Для людей, которые играют лет 10, и видели игры года в разных жанрах, это просто кусок кала. Кратко по пунктам. Мир вокруг это не мир, а сон наркомана под Лсд. Локации такие же. Движение по локациям туда же, просто бежишь по каким-то пустым коридорам куда-то. Без карты и записок. Собираешь какие-то пиктосы и люмину. Всё. Больше не собираешь ничего. Убил врага, нашёл пиктос, нашёл люмину, бежишь дальше и так повторить 1000 раз. И всё это происходит в абсолютно убогом мире. Герои просто унылое говно, абсолютно без харизмы, типичнейшие Мерисьюхи, прям из палаты мер и весов. Диалоги днище. Нпси туда же. Торговцы, вообще смех, зачем они там вообще нужны, я так и не понял. Враги это просто унылое говно, такое ощущение будто ребёнок рисовал. Карандаш на ножках, оборванное полотенце с миной над головой, пачка карандашей с дубинкой в виде карандаша и так далее. Про боёвку даже писать не буду. Вкратце, зашёл в бой и даже не атакуя просто изучил тайминги атак и чем атакует враг. 3-5 раз так сделал и победил любого врага. Я первого большого босса убил со второго раза, первый раз просто посмотрел его атаки, второй раз просто сделал из него котлету. Вот и вся боёвка. Лагерь экспедиции, что это? Зачем это? Просто костёр, просто сидим, посидели и пошли.... Диалоги там вообще рука-лицо. Короче писать долго неохота. Я отзыв написал для людей которые думают в это поиграть, тщательно посмотрите видео и тщательно почитайте отзывы от опытных игроков, а не первоклассников. 99% пожалеете о потраченных деньгах. Для меня лично отношение к этой игре выразилось в том, что это единственный диск который я продал через Авито. Вообще никогда в жизни так не делал. Даже игры которые мне не зашли, просто лежат в коллекции. Дети играют в некоторые. Дело не в деньгах, это для меня вообще копейки. Я её вообще хотел просто в ведро помойное выкинуть. Как испорченный продукт, который лежит и воняет. Она мне напомнила последние голливудские шЫдевры. Много пиара, а на выходе такой шлак, что блевать хочется. Кстати, почитайте здесь положительные отзывы, чтобы понять кому это говно нравится. Там комментарии такие, боевка говно, включил лёгкий уровень, чтоб быстро смотреть что дальше, ставлю пять звёзд за сюжет. Или такие, до конца игру не прошёл, но ЩЩитаю Ето игрой года. Игроки блин)))) Рука-лицо)))) Дети малые. Просто в ютубе ролик посмотрите по сюжету и хватит вам, зачем в неё вообще играть.
Отзывы
Лучшая игра
Короче, Clair Obscur: Expedition 33, она же "Клэйр обскьюр", она же "Чл*н обсюр: 33 раза" (для меня по крайней мере).
Вообще не ждал и даже не знал про эту игру; новости разработки, пиар, рецензии в свое время прошли мимо меня. Как она вышла, то мой интерес был прикован в ремейку 4-ых свитков и поэтому я начал с усердием копить денежные средства: продавал на улице лимонад, печенье, сковородки, книги о том, как я стал свидетелем Иеговы, крэк, себя и один хрен не накопил всю сумму на делюкс издание, пришлось продавать честно заработанные, прое**нным моим драгоценным временем, кейсы и шмотки с Доты 2. В итоге баланс моего стим-кошелька превысил в два раза сумму "свитков", но тут я с горечью вспоминаю, что Вован костанул ульту под названием "СВО" и плакала моя мечта о покупке древних свитков.
Ну, подумал, что это знак, а значит надо брать "обсюр". Приобрел (НЕОЖИДАННО). Правда сразу сыграть в нее не захотел; решил отложил в недолгий ящик.
Спустя какие - то мгновения, за период который я успел состариться, полысеть, отупеть, замуж выйти, время пройти данный проект настал.
Присаживайся, а если ты уже сидишь, то ложись, мой маленький любитель экстремистских обзоров, сейчас я попробую рассказать тебе про это чудо геймдева (или сделаю вид, что расскажу).
ВНИМАНИЕ!!! Тут будут присутствовать спойлеры (причем в огромных количествах), мое мнение и отношение к игре, которое скорее всего тебя разочарует и повергнет в ярость, плюсы и, еестееествееноо, минусы. Поэтому если ты по какой-то причине не прошел игру и не хочешь испортить себе впечатление об игре, то РЕКОМЕНДУЮ тебе пойти нах*... рекомендую расслабиться и получить удовольствие от обзора... Или кеки... Или в ро...
Пролог.
Сразу положительно приковало мое внимание - музыка. Саундтрек в стартовом меню просто великолепен. Задает настроение перед началом игрового путешествия. Вот подумал я в этот момент, что по любому музыка на протяжении всей игры будет на том де уровне, что и в начальном экране... К этому мы еще вернемся (КТО МЫ ТО, ЕПТВОЮМАТЬ?!).
Игра стартовала в Люмьере, мне показывают какой-то монолит с цифрой 34 (игра же вроде про 33, а мне показали 34, ну ладно, подумал я, детали в будущем раскроются). Проходя пролог за Гюююююююстааааааавфф, я побежал с какой-то малолетней рыжулей (звать её Маэль, по совместительству является его приемной дочерью) в очень красиво нарисованный и стилизованный, возможно, центр города. Предварительно рыжуля заметила, что Гюююююююстаааааавфф, какой-то напряжённый и предложила ему дружеский инцес... спарринг.
Во дела! - подумал я, - Махаться с малолеткой? Да что может быть проще? В итоге эта рыжуля сломала мне еб*ло!
И она еще после этого начала меня тролить, типа, что "Да, ты, лох, проиграл, но тебе же полегчало?" Полегчало мне? Да я из-за этого не поленился и загрузил контрольную точку, чтобы взять реванш у этой с*чки. В итоге я дал ей на клыка, правда на тоненького, но все же дал и тут первая моя головная боль от игры - боевая система. Недавний опыт Дарк Соулз дал мне ясно понять, что я не хочу играть в игры, где надо заучивать тайминги ударов противников для уворотов и парирований. Если в Соулз есть уворот, парирование и щит, что спасает в особых моментах при битвах в реальном времени, то в Обсюре, где битвы пошаговые, также надо на протяжении всей игры активно использовать уворот, парирование обычной, градиент атаки и прыжок. Обо всем по порядку:
Уворот. - Он и в Африке уворот, лол. Нажал - увернулся. - Делов то! - подумал я с самого начала и не представлял, что это мастхев на протяжении всех гребанных 40+ часов. Почему? Да потому что окно уворота (неуязвимости) намного больше, чем у парирования, кстати о парировании...
Парирования. В начале игры дается возможность парировать обычные атаки и в случае успешного парирования всех атак противника ты контратакуешь. И тр*хни меня сатана в мою левую ноздрю, насколько окно парирования в этой игре маленькое, начиная со сложности "Экспедиция". Пытаясь прикончить, кончив на рыжую, именно на этой сложности я попытался начать играть и разобравшись, как работает уворот и парирование, усвоил одно - н*х этот уровень сложности. Решил не вые***аться и поставил "Сюжет".
Вот тут окно парирования заметно больше и я, практически, всегда блокировал входящий урон ("практически? Ахаха, еб*ть ты л*х!) и использовал его до самых титров, забив на увороты. Только попытавшись начать НГ+, но уже на "Экспедиции" уворот стал для таких как я - казуалов незаменимой вещью. Такое парирование может распространяться, как на одного, так и на всех твоих союзников (экспедицию 33). Ближе к середине игры, как появится песик "Моноко", предоставляется возможность парировать градиент атаки (типа особая атака). Механика парирования этой атаки не отличается от механики для обычных атак, за исключением того, что именно градиент даст о себе знать серым оттенком картинки экрана. Но данная атака используется невронами (врагами) очень редко и только на одного твоего союзника.
Прыжки. Как и в случае с градиент атаками, прыжки также выполняются крайне редко, но за то на всю экспедицию сразу с последующей контратакой, если успеть нажать правый триггер, когда надо. Обозначается прыжок специальным символом, то ли квадратиком, то ли кружком. В общем, неизвестной геометрической фигурой, похожей на отверстие, в моем случае похоже на рот, поскольку я бывало из-за своей слоупочности пропускал эти атаки и давали в рот именно мне, а не я им. Очень веселое занятие. Особенно когда невроны бьют несколько раз ударами, увернуться от которых возможно только прыжками.
Добравшись до центра Люмьера, предварительно встретившись/подобрав Софи, изначально пришло в голову, что вроде бы какой-то праздник, куча народу скопилось, кто-то пишет картины, кто-то мне впаривает парики, кто-то сидит на высокой платформе и играет на гитаре «Мою оборону», кстати, это Люнэ, о ней речь пойдет позже, но почему-то все с грустными еб*льниками говорят с оптимизмом о неминуемом, о каком-то «Гоммаже». «Что/кто это Гоммаж?» - задался сперва вопросом, действие или какой-то п*др, портящий прадзник? Ответ был дан, практически, сразу. В момент заката, проснулась гигантша, которую все называют «Художницей» и пишет на монолите число 33 и все жители, достигших 33 лет, рассыпаются осенними листьями красной сакуры, уносящих ветром по необычайно красивым горизонтам и улиц Люмьера (ЧЕЕЕГООО БЛЕЕЕААААТЬ?). Так вот, это был тот самый п*др Гоммаж, который ежегодно портит праздник жителям Люмьера.
После данных действий, Гюююююстаааааааввфффф, уже переодетый в костюм экспедиции с номером 33, навещает своих учеников, чтобы попрощаться с ними. Но перед этим, я подошел к рыжуле. Она сказала, типа «Да, да, да, Гоммаж, все дела, давай махаться, только на сей раз я поддаваться не буду», то есть она мне в первый раз ещё поддавалась? Ну, тут уже дело принципа. Принцип разбить ей еб*ло, не понеся урона при этом. Получилось, РАЗА С 10, БЛ*ТЬ! Но и на этом троллинг не заканчивается. После её сокрушительного поражения, мне в адрес от неё прилетает: - Молодец! Порвал целку несовершеннолетней… ААААААААААААААААААААААААаааа!!!!
Ну и в конце концов, состав экспедиции определен – мужчины и женщины 32 лет и малолетка рыжуля, а на кой хрен она там затерялась? Позже…
Линии повествования всех последующих актов, постараюсь доносить максимально лаконично, ибо один Пролог получился, как 2-3 среднестатистических обзоров, таких же даунов, как и я.
1 акт.
Ожидаемо, почти всю экспедицию, не успев начать свое путешествие, разъе*ал какой-то бомж с седыми волосами и остался в живых только ГЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮСТААААААААААААААААААВФФФ (ладно, в последний раз!), как он думал.
Только перед тем, как начать путь к цифре 33, я надолго залип в настройках графи… залип на местный антураж. Слов не передать, насколько я был впечатлен красотой, цветами, абстрактной обстановкой окружающей меня среды. Никогда ничего подобного не видел в игровой индустрии. Наверное, даже никто до этого не рисовал так игры (или рисовал, но я не видел, а раз уж я не видел, значит этого не было, смирись!). Именно из-за необычного визуального стиля, игру можно спокойно скачать с зеленого стима и посмотреть, насколько игры бывают красивыми. Очевидный плюс для меня.
Прорываясь через местные баталии вперед, выяснилось, что в живых осталось ещё несколько участников экспедиции:
Люнэ. Баба – огонь, вода, земля, молния, лечения… ну ты
понял. Баба – маг, в общем. Та самая, упоминаемая выше особа, играющая жесткий
роцк в центральной улице Люмьера. Появляется в составе отряда немногим позже,
после крушения всей Экспедиции. Вроде спокойная, холодная, расчетливая
личность, но не скрывает своих мыслей и может так прилично отчитать кого-нибудь
за его глупые, тупые и не обдуманные поступки. Например, Гюстав начал пессимизмом
заражать близ стоящую Люнэ, на что она высказала ему, что он дэбыл и н*х вообще
тогда согласился на экспедицию.
Сиэль. Баба с косой и колодой светло-темных карт. Видать в прошлом потомственным тарологом работала, но нет – Фермером. Появляется в составе отряда после сражения с ней на арене жестралей (добрых для нас существ, населяющих мир Обсюра). Потеряла своего мужа (и ребенка видать; в одной из игровых сцен появляется её погибший муж с грудничком). Добрая, жизнерадостная, неунывающая баба, скрывающая истинную боль из-за последствий в прошлом. Кстати, по пути, видимо, случился даже физический контакт (и не один) с одним из представителей Экспедиции и это, к сожалению, не с Люнэ, а с ещё одним бомжом (о нем традиционно позже).
Маэль. Ну, кто уж сомневался, что эта рыжая с*чка выживет. Только в отличии от первых двух баб, появление в отряде её слишком уж загадочное (в каком-то особняке) и мне, как, наверное, и большинству д*6илов, было не понятно как, поскольку она сама ни хрена не знала. Фехтовальщица. Орудует рапирами в основном. Непростая личность. Конкретика… ну ты понял, позже. В первом акте игры время от времени во время ночевки в лагере и в отдельных локациях посещают некоторые виденья, где она видит в чернобелых оттенках каких-то людей, бабу с обоженным лицом в маске, и ясно-понятно, что никто мне не объяснит пока кто это такие.
Прокачка персонажей представляет стандартный гринд невронов; убил – повысил уровень, молодец. Существует 5 основных параметров персонажа:
Выносливость. Повышает здоровье.
Сила. Ну ты понял, чем больше сила, тем больше ответственность и оплеуха от тебя.
Ловкость. Изначально я думал, что, качав ловкость, повысится окно уворота, но нет. Ловкость определяет с какой периодичностью будет ход прокачиваемого персонажа. Много ловкости – часто, мало – нечасто. Ой, все, отъе6….
Защита. Тут и писать ничего не буду и так понятно. Или нет? Wiki/Защита.
Удача. Определяет шанс критического удара.
В добавок к этому есть ещё пиктосы – модификаторы, добавляющие особые добавки в статам и статусу. Если их надеть, то после нескольких битв, пиктос изучится и эффект его статуса (но не статы, пасивка короче) можно добавить любому другому участнику экспедиции, при наличии определенного количества очков люмины.
Очко люмины добывается путем набора уровня и нахождения материала «Цвет люмины». Очки люмины распределяются Куратом в лагере на каждого перса отдельно.
Также куратор (личность которого известна станет только в конце 2 акта повествования) может усилить оружие, путем преподношения ему катализаторов (покупать у торговцев жистралей, либо находить по всему миру Обсюра.
Ещё при повышении уровня, дается очки умения, потратив которые дают персонажу новое умение. Да, очевидно, отъеб….
Ну и ещё мало значимых вещей для прокачки, которые мне не хочется рассказывать, долго, нудно и не нужно.
Долго ли, коротко ли, в конце 1 акта после босс-файта появляется седоволосый бомж, именуемый игрой как Ренуар, но я буду звать его бомжом. Так вот, этот бомж берет и убивает Гюстава. Ооо, типа неожиданный поворот, типа я должен был сочувствовать утрате, ведь я уже успел привыкнуть к персонажу… Да п*х мне на него было изначально. Некоторые пишут, что при смерти Гюстава, игра утеряла некий колорит, хотя по мне он не такая уж фигура, которой я бы сопереживал. Ведь все мое внимание было уделено, как нестранно, рыжуле (не в том смысле, что она малолетка, и я думаю о том, как она приходит, раздевается до гол…). Тем более, заместо Гюстава появляется ещё один бомж, только ещё более бомжеватый, чем первый. Кличка ему дана – Версо. Однако, стоит отметить, постановка и сцена смерти выполнена очень драматично. Но это из-за грамотного дизайна, мимики актеров и саундтрека, который, к моему огромному сожалению, в некоторых локациях и боях вообще не к месту, но таких случаев немного.
Версо. Одна из главных ключевых фигур этой игры, хоть он и появляется в конце первого акта, заместо Гюстава. Использует то же оружие, что и погибший (ясен фиг, а то че, зря качал Гюстава до его смерти?). Именно с ним Сиэль имеет некоторую физическую связь, которая, согласно игре, занимает неприлично много времени. Этот фраерок изначально ясно дал мне понять, что он хитрожопый засранец. Да только потому, что он появляется в ту же минуту, когда седоволосый бомж отправил к праотцам Гюстава, да к тому же эти два бомжа знают друг друга и общаются на подобающем уровне. И как выясняется в дальнейшем, не зря я так считал, но тут не все так просто, то есть, в смысле, СОВСЕМ не так просто, как кажется на первый взгляд. Вы думаете, что главная задача экспедиции – убийство художницы? Ахахахахахаах, ну ты и лоша….
2 акт.
Кстати, Эскье – это наш тип транспорта на протяжении всей игры. Прикольный такой тип, говорит меланхолично, не торопливо, по своей сущности сильный, очень сильный, может какую-нибудь гигантскую нечисть одним ударов уложить, но есть нюанс… Он очень ленивый! Настолько ленивый, что прежде чем пойти с нами в путешествие, ему надо принести… каменюки. Да, каменюки, в прямом смысле, каменюки. И пока он их не получит, он не сможет идти, бегать, плавать, летать… Знаете, я сам в некотором роде Эскье. Только мне нужны не каменюки и деньги.
Рыжулю в этом акте все больше стала накрывать шиза. На попытки вопросов со стороны рыжуле, кто постоянно ей привидится, ей закономерно отвечают молчанием.
Также появляется ещё один член (ахахахахаахах, член) экспедиции, ранее упомянутый песик Моноко.
Моноко, как и Эскье знакомы давно с Версо. Кореша, так сказать… И это опять, с*ка, не с проста. Моноко представляет из себя смесь человекообразной собаки и обезьяны. Шерсть серая. Его способность поглощать ноги… Серьезно. Он просто забирает ноги себе. Но они стимулируют в Моноко появление новых способностей. Ног 26 или 24. Выпадает с разных мобов. Чтобы получить ногу, нужно иметь во время битвы в составе экспедиции Моного. И в конце боя, нога автоматически появится у него.
Проходя долгий путь до монолита, прое6*в вылазку по уничтожению сердца Художницы в центре старого Люмьера, убив на пути парочку асконов, сила которой позволила сковать силой мысли куратора оружие для рыжуле, способное преодолеть барьер, ограждающий монолит, художницу от окружающих их кожаных выпендрешей, экспедиция все-таки доходит до Художницы, не сразу правда, но доходят. Художница, когда увидела Версо, сразу чуть ли не заплакав, просит пойти с ним домой. На что Версо говорит: «-Да, тебе пора бы вернуться домой». А остальная экспедиция просто стоит и переглядывается друг на друга. Только в один момент художница спрашивает Версо настоящий ли он, но сама себе отвечает, что это вновь «его» проделки и начинается босс-файт с Художницей. Опустив последнюю, Версо подхватывает её на руки. Она смотрит на рыжулю и ссылается на её схожесть с Алисией. Вопросов слишком дохрена скопилось, но Художница роскомнадзорнилась.
И типа, все, ура. Художница сдохла. Цифра на монолите исчезла. Мир Обсюра больше не увидит гоммаж… Ага…
По прибытии остатки экспедиции в Люмьер, Версо такой безмятежно садится на причал, достает письмо, которая ему передала беловолосая женщина в один день ночевки в лагере, и, причитав его, выясняется, что художница оказывается дарит жизнь в этом мире, а седоволосый бомж – смерть. После прочтения последнего слова в письме из монолита раздается мощная волна – гоммаж (какой ты догадливый). Только теперь гоммаж вообще всех стирает с лица земли, кроме Версо. А с х*яли Версо остался жив? Вот тут-то самое интересное и начинается.
Приготовься, браток, сейчас будет очень душно.
Седоволосый бомж, Художница, Версо, Баба с маской и обожженным лицом, особняк –
это все входит в состав одной семьи – Дессандр. Бомж – Отец, Художница – Мать,
Версо – сын, баба с маской – дочь Алисия. Оказывается, Версо давным-давно погиб
при пожаре их семейного особняка, а Алисия получила ожоги и дисфункцию
голосовых связок. Мать, виня почему-то Алисию в смерти сына, не смогла смириться
с его утратой и ушла залечивать горе в картину, которую нарисовал Версо в юном
возрасте (ну, поехала кукуха, помянем). А на этой картине, Версо нарисовал как
раз жистралей, Эскье (опираясь на игрушку) и Моноко (прототип собаки). Мать
проводила в картине очень много времени, создала даже образ Алисии, правда с таким
же обоженным лицом, как и в настоящем мире, символизируя, что она все еще винит
Алисию в смерти Версо. Бомж ох*евает от отсутствия секаса в старческой его
жизни и решил Мать оттуда доставать. При разборке, интересы обоих
противоположны друг другу. Одна не видит смысла жить в мире (реальном), где
практически вся жизнь разрушена, а второй наоборот говорит, уж лучше жить в
реальном мире, а раны от утрат затянутся. На этой почве они в картине посрались
и Мать закрыла бомжу доступ к монолиту. Не желая это терпеть, бомж постоянно пытается
разрушить картину, путем как раз того самого п*дора Гоммажа. Только Мать, пока
была жива в картине, сдерживала все это время настоящую мощь Гоммажа как могла
и писала на монолите числа, предупреждающие следующий возраст, для которых гоммаж
будет концом. В реальном мире ещё есть дочь Клеа, которая в помощь папе бомжу
рисует невронов (или она себя нарисовала в этой картине, чтобы её рисунок рисовал
невронов…). Поскольку, находясь в картине, время идет также, как и в настоящем
времени, человеческая оболочка в настоящем времени, также подвергается старению,
требует еды, воды и так далее. В картине же можно себя нарисовать, как угодно.
Алисия тоже не стала держаться в стороне и решила тоже войти в картину, но во
время вторжения, что-то пошло не так и её образ был интегрирован в
новорожденного младенца – рыжулю; ясное дело с потерей памяти и прочей фигней.
Прикольно видеть, как эта семейка сидит/стоить возле этой картины и не шевелится вообще.
И, да, самый главный сюжетный твист заключается в том, что весь мир Обсюра – нарисованный. Поистине это что-то новое и неординарное в игровом опыте, да и в сценарном тоже. Все персонажи, за исключением образов семейки Дессандр, нереальные. Они вымысел. От такой правды, даже некоторые члены (ахахаахах) экспедиции ах*ели.
Стоп, скажешь ты: «-Что за шиза… Как эта чокнутая семейка вообще вошла в картину?». Ответ довольно прост. Они художники-волшебники. Да, так банально.
3 акт.
Сказав во втором акте, что все, кроме Версо превратились в листья, конечно, я соврал. Алисия (она же Маэль, она же рыжуля) также осталась в этом ненастоящем мире, только теперь она вдруг внезапно вспомнила, что она тоже художница (ДАА НУУ, НАААХ*Й!), и зарисовывает обратно всех баб экспедиции. В лагере рыжуля, вспомнив все, выкладывает все карты на стол, от чего у некоторых начинает бомбить от тщетности бытия, отсутствия смысла во всем и от того, что Версо натуральный п*здабол, который представился им ранее, как один из выживших нулевой экспедиции (и каким макаром он остался до сих пор жив, он сослался на воздействие материна, на котором они сейчас находятся, ля он крыса, аа…). Однако, у Версо была своя четко поставленная и выверенная цель – прекратить свое существование. Он всегда знал, что он образ, созданный Художницей, для утешения своей боли от утраты, но по словам Версо, он живет уже слишком долго и ему надоела такая жизнь, а умереть он не может, он ведь бессмертный (ага, бессмертный, скажи это невронам в некоторых боях, когда они тебя выносили на раз-два, они бы сдохли со смеха). И поэтому я проникся этим персонажем; я понимаю его как личность, понимаю его выбор, представь себя на его месте, по любому твой мыслительный процесс со временем настроился бы на схожий лад.
Тем не менее, экспедиция решила, что надо бы седоволосого бомжа
ушатать и отправить обратно в реальный мир. Причем экспедиция, узнав о том, что
рыжуля художница, начали себя тешить мнимыми надеждами на хорошее будущее.
Вот тут считай перед игроком открывается полноценный открытый мир. Эскье получает возможность летать и теперь возможность исследовать весь мир Обсюра. В отличии от той же Final Fantasy, мир которого более широкий, мир Обсюра по ширине меньше FFшного в 2-3 раза, но не в высоту. Как раз недоступные ранее локации находятся именно на высоте, недостижимой ранее игроку. Уникально и очень оригинально. Но в моей случае, я не стал полностью шарить по миру в надежде получить максимальный уровень и разные пиктосы, как, например, было в моем прохождении FF15 с упоением на 100+ часов. Как я уже намекнул, мне не очень понравилась боевая система с элементами парирований/уворотов в реальном времени. Поэтому я сразу пошел банить бомжа.
Забанив бомжа, рыжуля все-таки смогла убедить его в своих намерениях оставить эту картину и не разрушать её. Бомж, конечно, поплакал немного, предупреждая её, что, находясь в картине, ты погубишь себя, убьешь, потеряешь и так далее, открывает какое-то портал и в итоге окончательно покидает картину. Версо зашел в этот портал и увидел мальчика, который уже устал рисовать и просит уже наконец-то заняться чем-нибудь другим. Но тут все, как обычно портит рыжуля. Она говорит, что не надо и так далее, я виню себя в твоей смерти в реале, давай норм дружить здесь в картине, ок? Версо отвечает не ок, и начинается файнл батл между сестрой и братом.
В зависимости от выбора за кого ты будешь бить в щи своему родственнику, будет решаться судьба концовки Обсюра:
- Если за рыжулю, то в итоге, после небольшой драматической сцены, все пришло на круги своя. Рыжуля постарела, зарисовала всех, кто погиб, включая Гюстава и Софи, все они идут в театр смотреть на выступления Шамана с Мизулиной, но на сцену выходит довольно постаревший Версо, на что все начали орать на него в надежде, чтобы он съеб*лся, однако Версо просто садится за рояль и пытается сыграть что-то, но он не хочет этого делать, ибо он понимает, что это против его воли. Рыжуля это видит, и очень легко и непринужденно ПОКАЗЫВАЕТ СВОЕ КРИПОВОЕ, ЖАЛКО, ЧТО НЕ РАЗБИТОЕ ЕБ*ЛО, и Версо такой «Ууух, понеслась» и начинает играть песню из начального экрана игры. Титры. Какой смысл заложен в этой концовке? Да такой, что как себя может вести человек, имеющий такие неограниченные возможности в этом мире, даже против воли окружающих жителей Обсюра, ведь по любому поводу, можно их перерисовать. Вот она, настоящая дисктатура. Рыжуля выбрала счастливую иллюзию, вместо реальной жизни, поскольку её жизнь в реале, практически, закончена и не имеет никакого смысла: речь пропала, лицо изуродованное, семья – шизики. Но нет, эта концовка не выстрелила так, как следующая.
- Если за Версо, то рыжуля в картине умирает и возвращается в реальный мир, а Версо подходит к рисующему мальчику и, протягивая руку, говорит: «-Пойдем, Версо.». После этих слов, наконец-то пазл с постоянно встречающимися темными мальчиками по сюжету отпал и у меня мурашки по коже пробежали. Вбегают в портал остальные члены экспедиции. Эскье и Моноко не винят ни в чем Версо и понимают его решение. А вот бабы натурально ах*евают от данного действия, но их ожидания – их проблемы. И все вышеперечисленные персонажи превращаются «в радиоактивный пепел». Старший и младший Версо отходят от рисующей картины и также рассыпаются навсегда, безвозвратно исчезнув. Уже в реал мире поехавшая семейка стоит перед могилой Версо и в данной сцене есть что-то оптимистичное, позитивное… Видать седоволосый бомж был прав насчет ран. Именно эта концовка сработала так, как надо.
Эпилог.
Фух, много же я на калякал. По правде говоря, если бы не боевая система (которая в принципе игнорится, выбрав уровень сложности «Сюжет»), игре бы я поставил все высокие оценки этого мира. В Обсюре есть все то, что я люблю в играх: Сюжет, Идея, Стилистика, Персонажи (а вернее взаимоотношение между ними; щас объясню), Философия, Музыка. Даже не смотря на очевидные фейлы и дыры сюжета, я все-равно считаю его просто, бл*ть, ах*еным. Ну, дай напоследок ещё немного подушню.
Музыка превосходная, но в некоторых моментах/сценах, на мой вкус, подобрана абсолютно мимо. Но насчет дое6*шек… Практически все персонажи экспедиции – долб**бы! В сюжете есть дыры, которые мне не давали покоя и натурально бесили. Вот к примеру:
- Гюстава убили. Появился Версо, он со своим папашей мило так поговорили, рыжуля все это видела. После того, как экспедиция сделала «съебастьян», Версо такой говорит: «- Гыыы, а давайте я присоединюсь к вашей экспедиции» и все такие «ДААА, ДАВАЙ, ТР*ХНИ МЕНЯ, ВЕРСО». И ни у кого не додумался, что он блин живущий столько лет на материке Художницы вот так хочет к нам присоединиться? А если он засланный казачек Художницы? Вдруг он диверсию устроит им? Он даже один раз кинул рыжулю, когда Моноко перестарался, пытаясь проделать путь дальше, но получилось по итогу разделение экспедиции, а она ничего не сказала, д*ра чтоли? Когда Люнэ нашла журнал с записями прошлых экспедиций, где говорилось, что Версо знает какие-то обходные пути, Люнэ повозмущалась, конечно, но все-равно Версо как был, так и остался в составе экспедиции. Версо говорил всем, что бессмертен, хотя во время пути к Художнице, я мог геймовер словить на ровном месте. Лол. Но самый большой сценарный фейл такой – действия седоволосого бомжа. Вот серьезно. Чтобы вытащить свою жену из картины, ещё достаточно прикончить. Он сам не может этого сделать, так как он ему отрезан путь к монолиту, зато есть шансы, что экспедиция придет и сделает это грязное дело за него и он просто щелком пальца сможет все уничтожить, нахрена он постоянно уничтожал экспедиции в самом начале? Типа проверял их на прочность? Или среди них не было рыжули, в которой он сразу почувствовал дух Алисии, которую он так ждал, чтобы она забрала силу аксонов, принесла ему (куратору) и он сделал бы оружие, способное пробить барьер? Блин, начиная рассуждать, понимаю, что либо я дурачек (что есть истина), либо сценарий сшит «белыми, тонкими нитками».
Но это все просто дое6*шки. Впечатления от игры получены
несомненно положительные.
Правда цена по мне не оправдана, 4200 за делюкс издание дорого. Игра не слишком
масштабная и глубокая в плане механик и все в этом роде, чтобы быть на ровне по
ценовой политике с другими ААА проектами. Может эта игра и не ААА, но стоит
определенно соответствующе.
Все, на этом прошу выключить телевизор!
Наглядно показывает, что в Юбисофт не разработчики плохие , а именно издатель. Ребята ушли из Юбисофт и показали, как надо делать игры. Не люблю пошаговые игры, но тут даже мне боёвка вкатила. Игру не ждал, но перед выходом увидел пару трейлеров и решил, что нужно затестить. Скачал, поиграл полчаса и понял, что это точно покупка. Очень много удовольствия принесли мне эти 60 часов. Для меня однозначно игра года
Если без спойлеров, игра состоит из 3 актов. начало, долгая середина и растянутая концовка. Я с удовольствием прошел первый акт. Сииильно задрочился во втором из-за чего устал, понял к чему все идет, и после наступления 3 акта допрошел на ютубе.
Но я искренне считаю что для меня это номинант на игру года. И не только 2025.
необычный геймплей, крутая история, которой хочется делиться, сюжетные повороты которые ты часто ждешь в играх, но они бояться их. А тут нет.
Отличные персонажи, которым переживаешь и в химию между которыми - веришь. Причем поступают они логично для тех условий, в которых находятся.
Музыка - это что то невероятное. Благодаря ней, в игре просто растворяешься.
Геймплей - самая спорная часть. Я не против JRPG, но под конец реально уставал. И это основная проблема почему я не прошел третий акт. Я просто не могу "чисто пробежать". Я обязательно пойду на крупных боссов, потрачу на них многие часы и в итогу выгорю.
Играл на легкой сложности, т.к. я люблю парировать, а на нормале получалось сиииильно реже. Но в игры я играю для удовольствия, а не чтобы страдать, поэтому всем советую играть на легкой)
Игру прошел в геймпасе за 3.3 дня (так указано, не верю что это 80 часов, но все возможно) + 30 минут на ютубе.
Но если однажды она будет на ps5 plus, думаю сделаю в ней платину.
Эта игра, одно из тех немногих произведений, которые называются must have.
Например я люблю TLOU1- 2, прохожу их каждый год, но это не те игры которые можно посоветовать всем, кто хочет понять, что такое игры. А вот экспедиция - такая.
Если есть желание показать человеку, почему игры это тоже искусство. Экспедиция - отличный выбор.
Я люблю РПГ, особенно японские. Серия игр Trails, Fire embler, Final fantasy, Tails, Xenoblaid пройдены много раз. Думал, что Clair Obscur станет одной из любимых игр, но не сложилось. Геймплей все портит. Для меня спорное решение завязывать все в бою на qte. На среднем уровне сложности надоедает ловить моменты для блока и уворота, а на лёгком без этого игра превращается в кликер. Забросил игру после 15 часов и досмотрел сюжет в интернете.
Знаете, изначально я не особо взлюбил экспедицию. Неделю я слушал трындеж блогеров про то, какая эта игра замечательная, какая шикарная музыка и т.п.. И решил начать я с музыки, послушал пару треков - меня зацепило... И снова +/- неделю, я слушал замечательный голос Элис 24/7.
Ну и я решился.... Были опасения насчет самой игры (ставил на то, что не понравится) и производительности на моей пекарне. Последнее подтвердилось и я занялся пердолингом с генератором кадром, конфигами и т.п. Получил в итоге спорную картинку и спорную производительность, но на удивление я не скипнул игру, а даже наоборот - прошел до конца. Ну как прошел, скорее заспидранил, ибо играть мне было не слишком комфортно и хотелось уже пройтись по сюжетке, забив на доп.активности. Тогда я отметил игру пройденной на SG, написал отзыв и почти все лето (начиная с весны) слушал и слушаю прекрасный саундтрек из данной игрули (да, я весь отзыв, ну или уже скорее мини блог, буду облизывать музыку)
Шло лето, было у меня какое-то чувство неудовлетворенности по отношению к этой игре и вот, я апгрейднул свой компик и решил наверстать упущенное. Наконец-то играл без пердолинга и с адекватной картинкой. Придерусь лишь к катсценам и волосам. 1-ые низкого качества (благо модом на 6 гигов это решается), а на 2-ые в катсценах отвратно смотреть..
Ну и теперь о самой игре:
Боевка и сложность. Я сразу отнеся к ней скептический. Ни разу не играл в JRPG, а соулсы не особо люблю (сложно ведь). Но накатив мод на облегченное парирование, она мне даже понравилась спустя время. Играл с модом 1-ое и 2-ое прохождения. Хотя на 2-ом, почувствовал себя увереннее и даже бывало включал среднюю сложность и удалял мод на парирования (дабы не чувствовать себя таким уж анскиллом), но вплоть до первого серьезного противника. И да, я тот еще баклан, я 1-ое прохождение и вплоть до 2 акта 2-ого прохождения вообще не ставил пиктосы, не понимая че это такое, не повторяйте мои ошибки)
Ну и придерусь к балансу. Под конец 3 акта, я был примерно на 90 ЛВЛе, ибо был нацелен на Симона, когда я жестко пососал бибу от него, решил уже идти на финал. И че сказать? Почему финальный босс не подстраивается под твоей уровень? Условно у него где-то миллион хп, но ты за одну атаку столько сносишь.. Я казуал и даже я ною, что слишком легко для ФИНАЛЬНОГО босса.
Сюжет. Даже и не знаю, что про него сказать. Я прошел большую часть побочек (их тут кстати немного), максимально прокачал отношения со всеми членами экспедиции, но мне чего-то не хватило. Какого-то эмоционального потрясения, прям чтоб в душу, чтоб до слез..
А теперь к главной вещи в игре (лично для меня) - к саундтреку. Мой словарный запас не особо богат, дабы как-то изящно описать сие искусство.. Просто хочется играть ради музыки. Иной раз думаешь, а не умереть ли мне на боссе, дабы снова послушать тот или иной трек? Малоизвестная инди студия, вместе с таким же малоизвестным, новичком композитором Лориеном смогли сделать ТАКОЕ, что многим AAA играм с миллиоными бюджетами не снилось. Впервые для себя буду ждать TGA, хочу увидеть выступление Лориена и Элис.
Ну и вот, покончил я с этой игрой, наверно.. Конечно, я рад что насладился ей полностью, 2-ое прохождение заняло у меня 3-4 недельки и около 40 часов. Думаю большинство основных, побочных моментов прошел, почти все локации изучил и разве только Симона не победил..
Вообщем, подошел к концу мой отзыв (мини-блог). Экспедиция отправляется в "любимые", я морально удовлетворен..
Что есть реальность и можно ли ее выбирать? Место, где ты можешь ощущать себя живым, но страдая от каждого вздоха или место, где ты можешь быть счастливым, хотя и убегая от проблем? Clair Obscur: Expedition 33 поднимает эти вопросы и пытается в конце дать игроку ответить на них самому.
С самых первых минут и первых катсцен в игре, сразу понимаешь, что перед тобой будет игра,которая постарается вовлечь в свой мир и погрузить в драматическую историю. Ведь спустя всего каких-то минут 20-30 уже из уст игрока могут вырваться вопросы:" За что?","Почему?. И ветер пустит девушку в красном берете розами по ветру. А игроку предстоит пережить это и отправиться дальше. Не давая дальнейших спойлеров,можно только сказать, что игра-драматичная картина, написанная талантливыми сценаристами.С точки зрения саунда и музыкального сопровождения-это одно из лучших творений,вообще, выходившх в игропроме. То, как музыканты и композиторы постарались,сложно назвать хорошой или,даже отличнйо работой. Это,будто, свободный полет творчества и душевного мироощущения,которые вылились в нечто прекрасное.
По гемплею сказать сложнее.Он либо понравится,либо нет. Не так много любителей пошаговой боевки.
Так, что есть реальность и можно ли ее выбирать?
Вроде хочется расписать многобукав про Clair Obscur: Expedition 33, но в интернете и так есть и ещё будет много разборов о глубине глубин этой игры, её шикарной музыки и взрослой истории. А от себя лишь хочу добавить, что игра оставила мне неизгладимый след. Определенно тот проект, который я бы вписал в список "Причины, почему я люблю видеоигры". Потрясающе красивый мир, великолепнейшая музыка, дополняющая этот мир и удивительный, душераздирающий сюжет, ставивший перед игроком сложные и дискуссионные вопросы. По-настоящему проект-искусство, от звания шедевра которого отделяет не самый "гладкий" игровой процесс. Он не ужасен, но его шатает от состояния "пойдет" до "шикарно", и на фоне исключительного качества всех других сторон игры, самое важное (мы всё таки ИГРАЕМ) в ней смотрится хуже.
И всё равно, это один из тех проектов, который я буду помнить долгие года и рекомендовать каждому. Такие звёздочки появляются раз в много-много лет.
Я не люблю jrpg, я не люблю QTE, я плоха в платформерах, но эта игра мне понравилась.
Clair Obscur потрясающая.
Отличный сюжет, вызвавший бурю эмоций. Я давно не испытывала реального офигевания с сюжетных поворотов. В финале даже прослезилась
Прекрасный визуал, красивые локации, приятно выглядящие персонажи, с живыми эмоциями, необычный дизайн врагов
Великолепная запоминающаяся музыка, которую хочется переслушивать, вызывающая эмоции. Выразительная, разнообразная. Купила саундтрек, мама спросила, что за приятная музыка (при том, что к играх она равнодушна). Потрясающая озвучка персонажей, необычайно живая, в персонажей ВЕРИШЬ.
Гейплей. Необычный. Плюсик игре за возможность вынести врагов до того, как они успеют что-то сделать, я очень плохо парирую и уклоняюсь. Классно, что гейплей за каждого персонажа уникальный. Скины симпатичные.
Clair Obscur - мой номинант на игру года. Да вышло много годноты, но многое или сиквелы, или игры прям именитых студий. А тут - оригинальный сеттинг, оригинальный геймплей
73 часа увлекательного, но полного печали безумно красивого умирающего мира, дало прохождение Clair Obscur: Expedition 33. Французы сделали пошаговую jrpg не хуже того как делают сами японцы. При этом тут нет вторичности ни в чем: ни в сюжете, ни в геймплее, ни в визуале.
Геймплейно Clair Obscur: Expedition 33 похожа на творения Atlus, но абсолютно точно не является клоном. Да, бои пошаговые, но каждый игровой персонаж имеет свои уникальные механики боя: Гюстав с накоплением зарядов, Маэль со стойками, Версо с уровнями совершенства и тд. Моноко вообще пользуется навыками поверженных противников. Парирования и увороты (да это же сосалик!), qte для проведения успешной атаки дают большее погружение в игровой процесс, поскольку уже требуется не только прожимать навыки, а непосредственно участвовать в бою. При этом есть еще небольшой открытый мир и "данджи" в нем, в том числе необязательные. И всем игровым персонажам можно находить и снаряжать всякие пассивки, оружия тоже со своими уже пассивками, все это дает большой простор для билдостроения. Конечно, в интернете есть максимально эффективные сборки, но и самому вполне можно найти что-то играбельное. Лично мне после выпадения меча с Дуалиста и взятия навыка, который усиливается от количества выстрелов за ход пришла мысль собрать Версо, чтобы он с обычной атаки и пистолетных выстрелов наносил и урон и дебафы противнику и оканчивать тем самым навыком. И до босса Симон я не менял своих билдов. Уровень сложности слишком высокий не вижу смысла брать, тк тайминги на парирование становятся слишком уж узкими, а атаки противников далеко не всегда очевидны. Из-за самой высокой сложности, которую сбавил только на Симоне, думаю, я назакреплял часов 10, что в свою очередь привело к некоторой усталости от игры ближе к концу.
Визуальная составляющая просто класс. В игре столько замечательных видов, красивых пейзажей и прочего, что порой останавливаешься просто посмотреть. Жаль, что невидимые стены не позволяют забраться куда-то, где казалось бы забраться можно, а увидеть можно было бы локацию с, возможно, интересного ракурса. В Clair Obscur: Expedition 33, как и в Alan Wake 2 я прямо грустил, что моя видеокарта не может вытянуть качество повыше, но и на средних настройках все весьма и весьма вкусно смотрится.
Музыке тоже отдельное уважение. Как давно я не слышал песен на французском языке, а в играх тем более. Алис Дюпор-Персье имеет очень приятный вокал, который очень подходит игре. Многие треки тут в целом можно скачать и заслушивать отдельно. Кроме песен и музыка без вокала тоже сильная. Мне особенно понравилась тема босса Лампмастер.
Сюжет шикарен, но та еще слезовыжималка. По жанру тут образцовое дарк фэнтези. О сюжете очень легко сказать лишнего, он стоит того, чтобы его узнать самому, потому настоятельно рекомендую избегать до полного прохождения любых спойлеров.
Clair Obscur: Expedition 33 получилась замечательной, сделанной европейцами в таком нехарактерном жанре, АА-сегмента, но значительно превосходящей многие дорогие проекты огромных студий. В ней чувствуется душа, любовь вложенная участниками разработки, а такие проекты находят отклик в сердцах игроков. Искренне советую
Лучшее, что случалось с игровой индустрией за последние лет 5 наверное
Добрые люди уже написали много классных отзывов, а я лишь хочу Вам напомнить, что эта восхитительная игра - случайность, которую мы ещё не скоро увидим. Оригинальный выдуманный мир, великолепная музыка, трогательный сюжет, нет причин чтобы игнорировать этот шедевр. Некоторым игра не понравиться, и я их пойму, но если Вы ценитель достойных произведений, а не очередной хэйтер всего оригинального, то Вас она должна зацепить.
P.S. https://www.youtube.com/watch?v=yHEjL9xTOfU&t=188s
Очень советую видео о музыке от самого Дмитрия Бурдукова, тех кто не играл, может затянуть, а тех кто уже сделал свой финальный выбор, может заставить вновь восхититься.
Кстати игра сюжетно мне напомнила фильмы "Ванильное Небо (2001)", "Вечное сияние чистого разума (2004)", и историю Экко из 7 серии 2 сезона Аркейн.
Возможно поэтому я подсознательно сделал выбор в пользу Версо нежели Маэль, хотя её концовка была бы более выгодна большинству персонажей.
Однозначно к прохождению даже тем, кто не любит сложность и парирования.
Я даже не знаю что сказать из плюсов, стоит ли.
Начинать игру с "ГРОБ ГРОБ КЛАДБИЩЕ ХУДОЖНИЦА" это не просто смело, это... ну вы поняли. Только за это гигантский респект. За поднимаемые темы, за персонажей, сюжет, концовки каждого акта, и финал, за музыку и мир - Merci beaucoup!
Но
Но о плюсах вы наверняка знаете. Хотя и о минусах тоже, но вот что беспокоило лично меня почти всю игру
Главный камень преткновения для меня - не основной контент. Он очень странно сбалансирован. Особенно когда играешь на харде. Только стоит сойти с проторенной дорожки - тебя нещадно поимеют. И вот предсказать где ещё нормально, а где "туши свет, иди бей кабанчиков" у меня не получалось, только на своих шишках. Иногда на середине локации приходилось прерываться. И ещё помнить надо о том, где ты не до конца дошёл..
Ибо проблема со сложностью будет преследовать вас почти всю игру. Казалось бы, 3 акт, финал, но нет. Некоторые зоны (половина мать его карты) до сих пор опасны. Нужно постоянно ходить по тонкому льду, превозмогать, отлетая от одного удара, и прочее. Сменил сложность на среднюю, чутка полегчало. Но больше всего полегчало от гайдов. Просто ищешь "Где взять лучше оружие для {пероснаж_нейм}", билд на него и кайфуешь.
Про сложность подробнее. До 2 акта (если идти почти строго по сюжету) - высокая сложность неплоха, даёт челенджа, атмосферы безысходности и преодолевания. Но после, это такой цирк. Многие хайлевельные мобы, не то что боссы, имеют отвратительные паттерны атак, а отлетаешь ты от 1-2х. Весёлая кривая сложности получается. Лупишь челиков, смотришь все эти длиннющие нескипаемые анимации, отбиваешь/уворачиваешься от 2-3 атак, а дальше кто-нибудь дохнет, и ты только и делаешь, что всех воскресаешь по кругу. И так, пока ту самую атаку ты не выучишь. У боссов проблем раз в 5 больше в лучшем случае. После этого начинаешь прям "обожать" всех кто делал анимации, переходы, не сделал кнопку сдаться (иногда приходится ждать по минуте, пока можно будет следующий трай начать), и вот это всё.
Игра конечно абсолют синема, но вот большую часть времени у меня был не сюжет, а вышеописанный онанизм. + пошаг плохо сочетается с "дарк солусом", ибо ты успеваешь выйти из потока, когда ход доходит до тебя
Очень хотел поиграть в игру. Столько положительных отзывов и каково же было мое разочарование.
Из плюсов тут только музыка, ну это то, что я успел прочувствовать, она тут великолепна. В остальном для меня это провал.
Во-первых, стилистика, какая-то наркомания. Монстры это какие-то абстракции и месиво из красок иногда даже не антропоморфные, просто куча мала чего-то. Мне лично сражаться с этим "нечто" не интересно.
Во-вторых, визуал тоже наркоманский, какой-то разлом случился, всё какое-то искаженное, в городе валяется мусор везде, люди уже 67 лет живут и не могут город убрать, как кирпичи везде валялись, так и валяются, зато экспедиции организуют. Но когда мы попадаем на основной материк, так тут вообще, рай для любителей грибов, ходить под водой, какие-то шары летают, деревья синие, ну в общем, все что можно себе представить в бреду при температуре 39 тут вы встретите. Кто-то скажет мол интересная стилистика, ваш выбор я никого переубеждать не буду, от себя скажу, не мое.
В-третьих, сюжет. Люди устраивают праздник в честь того, что все их родственники и друзья определенного возраста умирают, отличный повод я считаю для праздника. Отправляют экспедиции, чтобы побороть ведьму, которая всё это организовала, внимание, против ведьмы которая убивает сотни и сотни людей, в экспедицию отплывают храбрецы в количестве нескольких человек. Ну удачи им. Бред присутствует даже в сюжете. Какие-то чудики бродят по материку, в целом дальше я не прошел, уровень бреда начал зашкаливать и я бросил.
Наконец геймплей, я наиграл часов 6, и все 6 часов я сражался с чудиками бесформенными, и просто уклонялся, прыгал и парировал, я наверное прошел 3% игры, хз, но мне это уже надоело, боюсь представить, что будет дальше. Возможно под пиво, норм сидеть и проникаться этим бредом, но мне так жалко стало время тратить на это. Я даже думал, может снизить сложность на сюжет. Но потом думаю, а что за сюжет тут может быть? Сто пудов какой-то сюрреализм, с абстрактным финалом, с псевдоинтеллектуальной замашкой на интеллектуальность. И решил вообще дропнуть игру. Именно для меня тут нет вообще ничего интересного, чтобы заставило продолжить игру. Пока что лично для меня это разочарование года.
1 бал поставил за стабильность, всё вроде хорошо сделано в игре, и 1 бал за музыку.
Офигенно. Иначе не сказать.
До выхода игры увидел её страничку в стиме и подумал :"Блин, скриншоты красивые. А, опять UE 5... Значит будет мыло лагучее. Да к тому же предзаказ уже со скидкой в 10%". Но когда игра вышла, случился такой бум, десятки летели, в комментах под видосами челы писали про переоценённость и что игра кал. Интерес подкрепляли миллионы проданных копий за то ли несколько недель, то ли месяцев. Я понял, я играю. Я купил. Я офигел.
Шикарнейший сюрреалистичный арт, отличная музыка, захватывающая и поначалу непонятная история, которая при этом даёт ответы на все или почти все вопросы по мере прохождения и не страдает дарк соулсщиной. Классные по своим характерам, интересные и привлекательные внешне персонажи, за которыми интересно наблюдать по мере того, как развивается история. Интересно наблюдать за тем, как со временем приоткрывается завеса тайны, что висит над этим миром.
JRPG боёвку я никогда не мог терпеть, но тут она разбавлена стрельбой, не тратящей ход, парированиями и уворотами от атак во время хода оппонента, а так же огромным количеством разных абилок, активок, пассивок, сосисок, вокруг которых можно строить разные билды, в которых разобраться без гайда смог даже я. Огромный простор для билдостроения, каждый герой может быть баффером, танком, ДПСером, может драться в соло, может вообще не драться. И всё это просто и понятно.
Интересно исследовать большой и красивый мир, искать спрятанных боссов, какие-то сценки секретные, ресурсы для прокачки оружия и персонажей, скинчики и причёски, журналы предыдущих экспедиций и всякие лорные моменты. Есть лишь одна претензия (две) - отсутствие миникарты. В некоторых уровнях очень легко заблудиться и непонятно, был ты тут уже или нет.
Вторая претензия у меня к балансу. По какой-то причине первые два акта я сосал из-за ограничения по урону, а после я убивал буквально всех с одного удара, включая финального босса. Исключением были лишь группы врагов или супер лейтовые боссы, но в большинстве своём убивались они либо за один удар, либо за один мой ход. Почему нельзя было ограничить входящий урон сюжетным боссам или увеличивать максимально допустимый урон по мере прохождения - непонятно. Получается так, что я наслаждаюсь игрой, исследуя мир и сражаясь с секретными врагами и прокачиваюсь, из-за чего не могу в полной мере насладиться игрой, потому что все умирают с одного удара. Атак некоторых врагов, включая финального босса, я в жизни не видел и не знаю чо они делают и как их парировать. Но это решается тем, что можно увеличить им хп в сто раз. Только вот нафига мне это надо)))
В результате получилось нечто потрясающее, достаточно уникальное, красивое и захватывающее, пусть и не без косяков, но с душой и видно, что люди, работавшие над игрой, хотели сделать офигенно, и им это удалось.
P.S. Самая новая игра на UE 5, в которую я играл, и при этом никаких претензий к производительности и визуалу, учитывая мою древнюю видюху. Dead Space, The Callisto Protocol, Silent Hill 2, Robocop, Star Wars Jedi Survivor, сосали?
P.S.S. Тот, кто делал Саймона - урод
Во-первых я не люблю пошаговые игры
Во-вторых я не люблю JRPG
В-третьих я равнодушен ко всему французскому
Но выходцы из Ubisoft (одни из лучших) смешали из вышеперечисленного неординарный коктейль, который здорово играется. До поры, до времени.
В какой-то момент бои и исследование мира начинают душить, начинаешь бежать тупо по сюжету. И тут уже даже это не спасает, враги становятся жирнее, и, несмотря на растущие цифры показателей вашей команды, бои становятся длиннее, полоска жизни врагов уменьшается все медленнее. Проще говоря, прогрессия замедляется и уж извините, это дроп.
Не могу не отметить интересный сюжет, хорошо прописанных персонажей и классный дизайн уровней в плане оформления. Но, к моему сожалению, узнавать чем все закончилось я буду на ютубе(
Это мой первый опыт игры JRPG, до этого слышал лишь от японской, низко качественной шняги, челики из Ubisoft красавчики, что решили не делать кал Ассасиновый, а сделали это.
Хороший сюжет, за которым более менее можно с интересом наблюдать
Графику на коридорные локации завезли годную, в принципе красиво
Геймплей, добавил прикольную механику уворота от атаки соперника, что заставляет на протяжении всей битвы быть в тонусе и переворачивать те файты, которые на первый взгляд кажутся невозможными. Респект. К тому же мне нравятся пошаговые боевки, где решают подобранные спелы, твой затар на персонажа, выбор персонажа и все в этом духе
Иногда читаешь восторженные отзывы людей, и думаешь, ну не может быть настолько всё круто. Но в случае с Экспедицией 33 у меня случилось именно это. Я встретил почти что идеальную игру во всём, в чём возможно. И играя на ПК с DualSense за 42 часа зачистил её на 100%. Но давайте пойдём по порядку
СЮЖЕТ
История рассказывает об экспедиции, которая отправилась остановить ежегодное истребление людей. Но в своём сюжете заходит гораздо дальше основы истории. Она несколько раз кардинально меняется, поднимает много самых разных тем. Каждый раз в ней оказывается более глубокий слой, который только лучше прежнего. То к чему всё приходит в конце может быть банально, но на меня работает. Но помимо самой истории, тут ещё и прекрасные персонажи и партнёры по экспедиции. Все глубокие, все прописанные, все отлично сыгранные. За ними невероятно интересно следить, и все выглядят живыми. А не просто функциональными персонажами. И антагонисты также прекрасны, их понимаешь, им сочувствуешь как и героям.
ГЕЙМПЛЕЙ
С точки зрения геймплея у нас основа классической JRPG. Пошаговые бои, глобальная карта с непропорциональными героями, встречи с врагами на большой и малой карте. Но особый шарм игре добавляют парирования. Как в какой-то Sekiro, главный навык тут даже не умение правильно атаковать, а правильно и вовремя защищаться чтобы нивелировать урон и наносить его в ответ. И я получал невероятное удовольствие от боёвки. Она крайне затягивает и доставляет кайф в процессе. В отличии от Persona 5, которую я прошёл незадолго до Экспедиции, тут игра короче, и бои не успевают так надоесть. А обучение разным таймингам парирования вносит разнообразие и интерес. Однако есть всё равно некоторая усталость под конец. Но может дело в моём перекаче, из-за которого последние 6 часов у меня представляли серию из "Моноко даёт героям ману->Версо рубит АОЕ атакой слабых->Маэль двойным Стендалем добивает 1-2 жирных". И так я убивал всех в 1 ход до единого удара врагов. Даже "секретных" боссов 90-х уровней (Сюжетный финальный босс порядка 65-го ЛВЛа). Ну и перков на выбор слишком много, с ними перебор вышел у авторов. Но это мелкая придирка.
АТМОСФЕРА
Но в игре прекрасны не только бои и сюжет. Тут ещё всё это завёрнуто в прекраснейшую оболочку. Музыка. Ох уж эта музыка. Мало кто ещё не успел пропеть ей дифирамбы. И я к ним присоединяюсь. Она великая. Невероятная. Рядом у меня была Персона 5, с такой же невероятной музыкой. Но тут у игры свой вайб, своё настроение, и музыка великолепно на него работает. Но и с визуалом у игры всё как надо. Если технологически она может не быть величайшим шедевром, то художественно да. Благо мир позволяет творить немного психодела и самых удивительных вещей в дизайне и окружения, и врагов. Если Акт 1 и 2 это просто красивые локации. То Конец 2 акта и 3 акт и его локации, это просто чистое художественное великолепие. Но и постановка катсцен здесь также великолепны, и вот та картинка Absolute Cinema со Скорсезе идеально подходит.
ИТОГ
По итогу мне сложно представить что я вообще такое говорю, но я действительно прошёл игру у которой нет слабых сторон. Есть великолепные, есть отличные, и есть хорошие. Все слабые стороны игры, это скорее не настолько великолепно сделанные отличные её элементы. Но они всё равно хороши. За последние 6 лет у меня только 3 игры были на 10 баллов. HL: Alyx, Baldur's Gate 3 и теперь Экспедиция 33. И если в первых я видел минусы, но общее впечатление вытягивало всё. То тут я просто в шоке от осознания существования такой игры.