1184 280 945 115
Clair Obscur: Expedition 33

Рейтинг игры

4.5 1178
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5

Оценка редакции

Clair Obscur: Expedition 33

Отзывы

+5
Великолепная игра

Для меня это пока что готи 2025. И это моя первая ЖРПГ — никогда ранее не доводилось пробовать игры подобного жанра. Мне дико понравилось, теперь думаю надо наконец-то в Персонку вкатываться.

У меня ушло 80 часов на полное прохождение со всеми достижениями. В игре очень крутой эндгейм, в котором открывается доступ к множеству новых локаций и боссов. Локации — все красивы, а боссы — довольно увлекательны, особенно Дон Симон, моё почтение.

Визуальный стиль.Звуковой дизайн — тут и потрясающая музыка, и общее звучание окружения, и сочные звуки боёвки, и озвучка персонажей.Геймплей — прикольная механика уворотов/парирований, которая правда слегка нивелирует тактикульность сдешней боевой системы. Сюжет и запоминающиеся персонажи.Красивейшие кинематографичные кат-сцены.
7 августа

+9
Tomorrow comes

Да, это больно и тяжело, но это то, что помогает и воодушевляет прямо сейчас.

Невероятная постановкаТрогательная и завораживающая историяУничтожающая музыкаЗамечательная работа актёров захвата движений и озвучкиВдохновляющая история разработкиТайминги атакПовышенный пульс при четвёртой попытке сломать лицо Ренуару в Старом ЛюмьереПостоянный страх за клавиатуру во время уклонений и парирований
5 августа

+6
Французы ультанули

Вот и пролетели 55 часов настоящего аудио-визуального пиршества с потрясающим, и главное, взрослым сюжетом. Это одна из тех игр, ради которых я засиживался до 4 утра, а, просыпаясь, бежал сразу на новую локацию, зная, что я точно найду там что-то интересное, красивое и душевное. 

Слов не хватит, чтобы описать всю ту красоту и душу, что вложили разработчики в визуал и звук этой игры
Слов не хватит, чтобы описать всю ту красоту и душу, что вложили разработчики в визуал и звук этой игры

Взяв по сути все самое лучшее от японских представитель жанра (тут даже своеобразный бой мехов есть) и убрав все раздражающие и детские элементы аниме произведений, разработчики добились, как мне кажется, идеального нарратива, погружающего игрока в этот красочный (ха-ха) мир. Таких разработчиков нужно поддерживать, и я уверен, что студия SandFall, это новые CDPR.

Я редко решаюсь выбивать платины, но тут совесть не позволила пройти мимо
Я редко решаюсь выбивать платины, но тут совесть не позволила пройти мимо

Это тот случай, когда я правда не могу выделить ни одного минуса, настолько мне всё понравилось, и я правда не могу понять все эти претензии к таймингам, душноте и т.д. Руки были бы прямые и терпение имелось, и самое главное - осознание, что в игру нужно играть, а не пробегать с мылом в жопе побыстрей да попроще. 

Визуал. Всё в этой игре выглядит просто потрясающе: каждая локация, каждый враг, каждый удар - абсолютно всё. Просто визуальное порноМузыка. Я уже и забыл чувство, когда у меня последний раз так челюсть отвисала от музыки в игре. Большое количество треков с вокальными партиями и красивыми "завываниями". Это прекрасно. Мой топ: Люмьер, боевая тема водной локации и песня боя с РенуаромБоевая система. Безумна гибкая и проработанная боевка, зависящая не только от циферок на экране и подбора пиктосов, но и от скила игрока, способности чувствовать тайминги и понимать врага. Я специально шел к врагам, которые объективно мне были не по ровню, и я все равно сносил их, не понеся никакого урона, просто грамотно парируя (опять же, было бы терпение и желание ИГРАТЬ). Если по началу я играл "по-старинке", то под середину я снес все хп героев до 1 единицы, наложив щиты и сносил врагом за один-два хода, нанося по 15-50 млн. урона.Сюжет. Взрослая, драматичная и эмоциональная история о принятии потери близкого, вечной скорби и жении сбежать в воображаемый грез от ужасов реальности. Каждый акт завершается на такой высокой ноте, что просто хочется хлопать.Персонажи. Уникальные герои, каждый из которых раскрывается и "растет" по ходу прохождения. Со всеми можно общаться в лагере и понять их лучше. Диалоги прекрасны и без лишней воды. Люнэ вообще покорила сердце Мир и количество контента. Карта огромна и насыщена локациями. Каждый закуток прячет в себе или интересную локацию, или сильного врага, а может новое испытание жестралей. А с прохождением еще и появляется доступ к новым локациям со своими историями и боссами. Вообщем: путешествие большое, насыщенное и интересноеПрогрессия. С каждым боев ты прямо чувствуешь как растет не только уровень и сила персонажа, но и твой скил и это прекрасно.Душевность. Если игра от концовки оставляет в шоке - это хорошая игра. Я никогда не забуду это жуткое лицо Маэль, смотрящее прямо в душу несколько секунд.Оптимизация. Игра прекрасно работает и выглядит на базовой игровой станции 5Локализация. В игре есть русский текст (да, в наше время это тоже большой плюс)
3 августа

+2
Неожиданный сюрприз

Clair Obscur: Expedition 33 - произведение, которое во время анонса вызвало у меня скепсис и насмешку, но, по итогу, вошла в число самых любимых игр.
Гийом Брош и команда создали игру, которая всеми своими аспектами, от пронзительного саундтрека до меланхоличной визуальной эстетики, запала мне в самое сердечко. И не смотря на надоевшие всем паррирования и провисающий третий акт, я пишу этот хвалебный отзыв для тех, кто пойдет следом.

МузыкаИсторияПерсонажиГеймплейТочки сохранения порой расставлены очень специфично, что пару раз заставляло меня заметно нервничатьПляжные испытанияТретий акт, когда твое любопытство и интерес к изучению всей карты приводит к ваншоту финального босса.
2 августа

+7
Я прошел чуть дальше начала второго акта

Да, а еще видел цифры урона чуть выше нескольких миллионов единиц. Ну и финал игры, чего уж кривить душой. Ну ладно, все камни по галкам раскиданы, пора и мою мишанину мыслей изложить.

Я не люблю проекты, которые хайпуют. А Экспедиция именно хайповала. Вокруг меня собрались лица, которые сели играть в игру, новости были сплошь и рядом про игру. В общем, инфополе не молчало. Поэтому я забил и пошел проходить первый Death Stranding. Но есть у меня на работе два друга, которые одновременно сели играть и на обеде аж до вздувшийся венки на лбу молчали о спойлерах. Думаю, ну чего я, в самом деле-то. Парни хотят поделиться, сяду хоть попробую. Скачал версию из зеленого магазина, поставил на Steam Deck. Я с большим скепсисом запустил игру и... Она меня покорила почти сразу. Ну, после катсцены с Гоммажем. После этой сцены я как-то проникся персонажами, хотя я с ними совсем еще не знаком. Но разработчики смогли загнать в меня крючок, который затянул меня на несколько десятков часов. Поэтому я намутил себе игру на PS5 и не дал крючку вырваться до самого конца. Но по порядочку.

Персонажи. Они здесь все крутые, все запоминающиеся. Да, их не сильно много, всего 5 тушек в партии, несколько персонажей идут рядом по сюжету. И они все крутейшие. Общение между персонажами, злодеи, союзники, жестрали. Это очень круто проработанные личности, которые оставляют след в сердечке и стоят на этих следах, но не уходят. Взаимодействия Эскье и Версо и Моноко и Версо - мои любимые. Как по мне, так именно так и должна выглядеть настоящая мужская дружба - с подколами, с поддержкой когда надо и с павлиньими хвостами перед друг другом. Очень крутые диалоги, за это разработчикам спасибо. Сам Эскье - ну что за лапа и далее по сюжету станет понятно почему он такой. А в остальном никаких проблем не наблюдается с персонажами, нет искусственно сильных женских персонажей, нет специально глупых и слабых мужских. Все круто, всех люблю. Ну кроме Сиэль. С ней я как-то не подружился, слишком она уверена, оптимистична и похожа на Йениффэр из сериала Ведьмак (ненавижу его). А Ренуар - ну просто эталонный злодей (ну пусть так). Харизматичный, с четким видением плана и идущий к своей цели. Энди Серкис на озвучке, ну что еще может быть лучше? Давно я таких крутых персонажей не видел в играх. Я их имена даже запомнил! Последние игровые имена, которые я запомнил - Датч Вандерлинде и Сэм Бриджес. Думаю, что Маэль, Люнэ и Версо займут свои места где-то рядом с Мильтеном, Диего и Лестером.

Графика. Я вообще слабо разбираюсь в графике, если честно. Как по мне, если ты видишь модельки и можешь различить что они делают - графика пойдет. Я искренне считаю, что графика в Morrowind до сих пор очень даже хороша. Так вот в Экспедиции для меня графика вообще отличная. И да, я запихну в понимание графики для себя еще и дизайн всего и вся. Да, отличная, иначе и не скажешь. Монстры отрисованы просто великолепно, декорации восхитительны, костюмы, оружие. Вообще все. Да и смотрится очень круто все декорации - все эти мечи светящиеся, подводные локации, где вода сверху, а земля снизу. Очень все очень круто, очень все красиво. Это надо смотреть самому, я остался доволен.

Геймплей. Да, казалось бы, JRPG с пошаговыми боями. Что-то там абилочки, какие-то там пиктосы, люмены. Характеристики персонажей, древо навыков, зелья. В общем, набор стандартный. Но разве это важно, когда во время пошагового боя игроку пихают QTE-активности, уклонения и парирования? Спойлер: важно. Но это не душная трата очков действий в обмен на активности, как в старых JRPG. Это прям полноценные механики, которые позволяют как уклониться от ударов врагов, так и прописать им по мордам в ответ на их атаки. А вот навыки, характеристики, пиктосы - это краеугольные камни для построения билдов. Правда билды более-менее начинают строиться непосредственно к концу игры, это жаль. Но когда вы дойдете до этого момента и начнете прикидывать бибу к носу как оптимизировать билд - вот тут боевка будет раскрываться в полную силу. Тогда и поймете, что умения оружия не такие уж и бесполезные, а ретушь не просто так копилась в инвентаре. А пока вы не построите билды, скорее всего, вы будете очень часто перезапускать битвы, потому что запоминание таймингов атак, видов атак, слабостей врагов к той или иной стихии - это очень важно. Без правильного подхода к этому делу вы, вероятно, за 40 часов пройдете игру только по роликам других игроков.

Боссы. А вот тут... это что-то пушкобомбаобразное. Я когда с более-менее нормальным боссом встретился (нет, это не шестирукий семих.. с лампочками), то очень сильно удивился, что меня так сильно хотят совратить. Но мы русские, с нами РКН и скрепы, ни шагу назад, ни сантиметра, так сказать. А когда я познакомился с аксонами... охох... вот там начались половые отношения, конечно. Благо если идти по сюжету и не отвлекаться на побочные активности, то в целом пати будет достаточно прокаченной для прохождения сюжетных квестов. Но даже черт с ней со сложностью. Вы эти эффекты видели? Битва с Многоликим и кучей его масок прям не давала выдохнуть, все на одном дыхании проносится. А Сирена? Вот эти танцы, акты вместо фаз, крутейшие эффекты. Это очень захватывающе, это очень зрелищно и эпично. Художница вообще мое сердечко поглотила и не выглотила обратно. Самый крутой босс-файт, что я видел. Радан из DLC, пошел на хрен, ты пососный. Битвы очень крутые, очень зрелищные, к каждому боссу нужен подход, нужна внимательность игрока. Если один раз под конец битвы ошибся - ты ошибся, начинай сначала. А это очень обидно делать, но ты начинаешь сначала и уже готов. И вот босс уходит в новую фазу, и ты опять ошибся либо делаешь все по наитию и круто превозмогаешь. Потом битва заканчивается, тебе дают длинную катсцену с крутейшим сюжетом, а ты сидишь и обтекаешь. Вот теперь можно выдохнуть.

Сюжет. Он крутой. Больше я вам ничего не хочу говорить. Ну ладно. Он охренительный. Потому что этот сюжет не то, чем является на первый взгляд. Вы начинаете одну историю, а заканчиваете совсем другую. И тут нет лишних вставок чтобы растянуть геймплей. История развивается ровно и интересно. За ней хочется следить, хочется наблюдать твисты. Просадок я вообще не обнаружил. Нет тут душных квестов, как в FF 16, где тебе вот прям срочно надо найти ресурсы на летучий корабль и ты душно душишься в душных боях с душными противниками. Здесь только два душных места обнаружил - путь к Художнице и путь к Алисии. Второе, если что, это побочный квест и если на него забить, то задушиться можно один раз. И вот когда акт 2 завершается... там... финал маячит на горизонте. И вот финал... Впрочем, сами проходите. В такое не на ютубе надо играть, а самому видеть и принимать решения. Сюжет просто пушка-бомба, я испытал целую палитру эмоций.

Аудио. Музыка... Ах, эта музыка... Меланхоличные спокойные мотивы с женским вокалом на французском языке, драйвовые и веселые гармошки в битве с мимами и жестралями. Каждый раз музыка делает очень классный контраст: здесь тебе и весело, но и грустно одновременно. В мире нет четких границ эмоции, есть только жизнь, которая сейчас тебе дает повод улыбнуться, а через секунду ты уже грустный сидишь. И грустный не потому что "ну чет настроения нет", нет. Ты понимаешь, что что-то произошло необратимое. Но ты этот случай уважаешь, он произошел и ты ничего уже не изменишь, но можешь жить дальше. Во мне именно так музыка из игры откликнулась. Я поклонник тяжелых запилов с дичайшими басс-бочками, но саунд из Экспедиции чуть ли не весь заберу в коллекцию. Просто иногда посидеть, подумать над чем-нибудь.

Итог. В целом, я уже и так расписал довольно невнятную портянку текста, которую никто не будет читать. Но мысли я свои выразил, а этого мне и достаточно.

ПерсонажиСюжетБоевкаДизайн вообще всегоРенуарЭскьеТолько две душных кишки с монстрами
25 июля

+4

В эпоху обилия римейков, ремастеров, сиквелов и приквелов по именитым франчайзам, абсолютно новым произведениям тяжело выбиться в свет и оказаться в центре общего внимания. Особенно когда это первая игра ещё от никому неизвестной студии разработчиков.

Clair Obscur: Expedition 33 приковала к себе внимание ещё с момента первого анонса, заявив себя как европейской JRPG с классическим пошаговым геймплеем, но со своей изюминкой в качестве возможности парировать и уклоняться от атак врагов, когда наступает их очередь ходить. То есть здесь ты никогда не перестаёшь принимать активное участие в геймплее, даже когда не твоя очередь делать ход. С момента релиза вокруг игры поднялся шум, наполненный сплошными восторгами и восхвалениями. И я могу с уверенностью сказать, что молва вокруг этой видео игры себя более чем оправдывает.

В мире игры много лет назад произошёл Разлом, в результате которого появилась Художница и на своём Монолите она каждый год рисует цифру. Все люди, соответствующие возрасту этой цифры оказываются стёртыми из реальности. И каждый год жители Люмьера отправляют экспедицию из людей, которых в следующем году постигнет та же участь и чтобы их жизни не пропали напрасно, они должны попытаться добраться до Художницы и остановить её или хотя бы суметь проложить путь для следующих экспедиций. Мы становимся участницами тридцать третьей экспедиции. Но поверьте мне, что сюжет игры с каждым разом будет усложняться новыми вопросами, а когда ответы будут получены, вы будете шокированы тем, о чём на самом деле эта игра и что действительно здесь происходит. Я так хорошо впечатлённым после неожиданного сюжетного поворота не был уже очень давно. И я до сих пор думаю и размышляю об игре после её финала. Так трогают настоящие произведения искусства.

Таким же восхитительным, как и сюжет, являются музыка и визуальный стиль. Саундтрек в Clair Obscur заслуживает всех возможных похвал, каждая композиция запоминающаяся и каждая песня потрясающая. Музыка игры всегда идеально дополняет происходящее на экране, занимайтесь вы простым исследованием местности или находясь в бою. Но всё это имело бы меньший эффект, если бы игра не выглядела так превосходно. Каждая локация уникальная и безумно красивая. Каждый персонаж проработан до мелочей, особенно лицевая мимика, передающая весь спектр эмоций. Больше всего мне нравится, как герои анимировано во время боя. Все их действия это сплошное загляденье и изысканная работа аниматоров, которые сделали действующих персонажей могущественными воинами, что ощущается буквально всегда. Expedition 33 приятно слушать и также приятно на неё смотреть.

Геймплей игры достаточно классический для всех знатоков жанра пошаговых JRPG. Принимать участие в бою из всего отряда могут максимум трое персонажей и такое же максимальное количество может быть со стороны врагов. Игрок и враги ходят по очереди, которая отображается слева на экране, что позволяет заранее выстраивать свою тактику дальнейших действий. Во время своего хода персонажи могут использовать предметы, сделать обычную физическую атаку или применить уникальный для себя навык. Да, каждый из главных героев обладает уникальными механиками, способными резко перевесить ход боя в вашу пользу при грамотном использовании. Точно также работают враги, когда наступает их очередь делать ход. Вот только возможность принимать участие со стороны игрока не заканчивается, так как у вас есть возможность парировать или уклоняться от действий оппонентов. Парирование имеет очень узкое окно для исполнения, но куда большую награду - если парировать всю серию атак из одного действия противника, то ваш персонаж или даже весь отряд проведёт мощную контратаку. Уклоняться значительно проще, но и награда за это минимальная. Однако эффект от обеих защитных механик общий - полное аннулирование урона со стороны противника. Но и на этом дело не заканчивается, так как игра будет привносить новые элементы в привычный геймплей с развитием сюжета. Играть в Clair Obscur всегда интересно, а главное весело. Не в последнюю очередь благодаря потрясающей визуальной составляющей всех действий персонажей. Сплошной пир из красивых и эпичных анимаций.

Локации всегда линейные с небольшими ответвлениями, где можно найти очередной секретик или лут, однако игрок всегда будет в итоге возвращаться на исходную прямую, чтобы двигаться дальше. Это помогает сделать исследование не столь утомительным, а награды всегда полезные. Тут никогда нет ощущения зря потраченного времени. Между локациями передвигаться придётся по глобальной карте, где тоже есть свои секреты, вплоть до боссов и мини-игр. Помимо основного сюжета будут и сайд квесты от местных мирных обывателей этого фэнтезийного мира. Проще говоря, в Expedition 33 огромное количество контента, который всегда поощряет игрока за любовь к исследованию и тщательному обыску каждого уголочка. И этим действительно стоит заниматься, чтобы расширить свои познания лора этой удивительной вселенной.

Clair Obscur: Expedition 33 это шедевральное интерактивное произведение искусства, справедливо заслужившее всеобщую признательность и любовь. Артхаусная JRPG, которой уготовано со временем стать культовой.

18 июля

0

Крайне противоречивые впечатления. Понравился сюжет, диалоги, развитие персонажей, музыка, общая эстетика и атмосфера. По части вышесказанного шедевр-не шедевр, но произведение выдающееся. Бои же просо омерзительные. Какой-то полу-походовый соулс-лайк с таймингами и превозмоганием. Где-то на четверти игры не выдержал и поставил минимальную сложность. Но не тут то было! Даже на минимальной сложности страдание, страдание и еще раз страдание. И вот даже не знаю, как в итоге оценить полученный опыт. Если какой-нибудь условный Элден ринг, по моим впечатлениям, просто гадость мучительная, терпеть которую незачем, то здесь наоборот хотелось заплатить мучениями за получение всего контента игры. Скорее, все-таки хорошая игра, но на любителя. Ну, и небольшой недостаточек: обилие длиннющих катсцен, многие из которых нельзя поставить на паузу. Это очень плохо, но такое много где встречается, стандарт, так сказать.

СюжетПерсонажиМузыкаОбщая эстетикаБоевая системаКатсцены, которые не поставишь на паузу
18 июля

+6
Я художник, я так вижу

Геймплэйно лучшая игра в жанре JRPG которая избавилась от кучи минусов которые в нём годами присутствуют для меня. Отличное смешение реалтайма и пошаговости, после которой ой как больно садится за классические игры жанра, а вот наративно я считаю последние финалки или игры атлус куда грамотнее работают с ворлдбилдингом, персонажами, наративом, постановкой, создают куда лучше вот этот эффект огромного волшебного приключения (оно и понятно, игры разных весовых категорий от мастадонтов жанра), особенно это заметно в середине игры, где по сути игра настолько мизерно выдаёт сюжет, что ты вообще не понимаешь как разрабы вдохновлялись когда у них почти нулевой ворлдбилдирнг и работа с персонажами происходит за 30 часов после отличного вступления. 

Основной сюжет в игре по сути подаётся в первый час и последний час, а между ними 30-40 часов считай чисто геймплэя с мизерным количеством диалогов, катсцен, постановки и прочего за что мне нравятся финалки (и я не шибко против, ибо сама игра то отличная) но вот последний час, когда после 30 часов крупиц информации и работы с персонажами тебе за час наваливают столько инфы и новых переменных в сценарии, то голова просто пухнет от того сколько теперь переварить приходится. Я не против запутанных сценариев и "вотэтоповоротов", но пэйсинг (тэмп) в финале адовый просто. 

В итоге я считаю что французы сделали отличную игру, но всё же не дотянули именно в наративном плане до азиатов, при том что сам сюжет то отличный, взрослый и история рассказана хорошая по итогу с серой моралью, всё как мы любимXD, но как это реализовано, всё же видно что опыта в этом деле не хватает пока у Французов. И это было бы серьёзным минусом для меня не будь игра очень хороша геймплэйно и не являлась бы Б проэктом, ибо для небольшой команды это феноменальный результат, особенно факт что Экспедицию на серьёзных щах сравнивают с лучшими представителями жанра. 

9 пропущенных парирований из 10. Даже не смотря на много придирок, что я имею к игре. Так бы я ниже оценил, а по итогу получаем великолепный дебют новой команды и скорей всего победителя на ТГА 2025 (скринте как говорится, ибо игра имеет самые высокие оценки среди всех релизов в этом году)

Отличный арт и визуалХорошая оптимизацияОтличная озвучка (Энди Серкис, Дженнифер Ингл, Бен Старр)Отличная музыкаВеликолепное смешение классической пошаговой системы и реалтайм боевкиДля Б проэкта феноменатльно масштабная работа почти во всех аспектахВсе красавцы, как парни, так и девченкиНикакой треклятой современной повесткиОтличный сюжетОчень сильное проседания середы в наративном планеОчень много штук пришлось модами править (убирать черные полосы, делать 60 фпс в роликах, "мыть" персонажей что постоянно в грязиXD)Ужасная реализация побочного контента из-за баланса (даже в финале я всё равно был недокачем по уровням для побочек что порой в самом начале находились)Нет быстрого перемещения на континенте аж до самого финалаПэйсинг финала (то как много всего наваливают разом)
12 июля


+3
Пошел в театр, заставили играть(

Графически, сюжетно, музыкально - шик. Все катсцены просто лучшие, музыка оооочень классная, сюжет неплох, есть мораль и довольно интересные темы, которые редко (по моему опыту) поднимаются в играх, на чувства пробивает.

жаль только, что нет фоторежима, поэтому все скрины выходят одинаковыми. Такими ^
жаль только, что нет фоторежима, поэтому все скрины выходят одинаковыми. Такими ^

Геймплейно - ооочень спорно. Если идти только по сюжету, то в целом игра покажется нормальной: не затянутой, сбалансированной, интересной. Если исследовать мир вокруг, то натыкаешься на плохой баланс и геймдизайн. Можно либо перекачаться или натыкаться на низкоуровневых противников, либо встречать ваншоты на каждом шагу - компромисса не дано. Куда идти ради комфортного уровня - не ясно. И так вообще всегда. Разработчики как будто плохо объясняют, куда и зачем игроку надо идти. Сложность тут скорее душная, тоже либо заучивай тайминги, либо собирай билд, на котором тебе не потребуется напрягаться, опять же без компромисса. 

Даже битвы с боссами визуально и концептуально очень красивые и интересные, но с точки зрения геймплея они не сильно отличаются от обычных врагов. 

И тут я прихожу к своему тезису: как представление, шоу, кино или постановка - выше всяких похвал. Но как игра совершенно не дотягивает. Слишком много однообразия и проблем

ГрафикаОптимизация (на моем пк шла со стабильным фпс, что в это время редкость)Музыка (столько разнообразных композиций, все очень классные, своеобразные и заедающие в голове, волшебные просто)Сюжет и персонажиИнтересная реализация qteПлохой балансГеймдизайнОднообразие в локациях и сражениях

+3
Marveilleux

Вот и закончилась моя экспедиция. Что можно сказать - игра меня впечатлила. графика на высоте, сюжет на разных этапах игры способен вызывать эмоции, а это главное. Если сравнивать эту игру с коллегами по цеху в лице ЖРПГ, где монополистами давно можно считать игры серии Persona, FF и т.д., это совершенно новый и свежий опыт. Да, не без минусов, но это не так важно, ибо игра сделана с любовью.

Не знаю, будет ли теперь волна пошаговых РПГ после успеха (а я уверен, что это успех) Экспедиции 33, но я всеми руками ЗА! 

Всем кто не играл, настоятельно рекомендую. 

Глоток свежего воздуха в мире пошаговых ролевых играх! Саунддизайн, графика, боевая система, САУНДДИЗАЙН.Завораживающие, местами психоделические локации. Нетривиальный сюжет, который несколько раз за игру может опрокинуть через колено.Крепкая сложность, влияющая больше не на разницу в уровнях, как на скилл и тактикуПриятные компаньоны, с которыми к концу игры начинаешь невольно сближатьсяКак и в большинстве игр данного жанра - мною не любимый бэктрекинг. Не хотелось относить этот факт к минусам, но ближе к концу игры хотелось двигаться вперёд, а не возвращаться назад.Достаточно простые бои ближе к финалу, относительно не обязательных и секретных локаций.Уровни с платформингом оставляют желать лучшего...
21 июня

+3
Clair Obscur: Триумф, Достойный 9 Баллов

Clair Obscur: Expedition 33 — это тот редкий случай, когда игра оставляет след в душе. Это не просто развлечение, а настоящее произведение искусства, которое заслуживает высочайших похвал. Моя оценка — твёрдые 9 из 10, и вот почему. Это почти идеальное творение, в котором глубокое художественное видение и новаторский геймплей с лихвой перекрывают немногочисленные недостатки. Особенно поражает то, что такую монументальную работу создала небольшая независимая французская студия Sandfall Interactive.

Мир, от которого захватывает дух

В основе игры лежит пронзительная и меланхоличная идея: каждый год загадочная Художница стирает с лица земли целое поколение людей. Этот неумолимый «Гоммаж» создаёт постоянное ощущение неотложности и тикающих часов, заставляя по-настояшему сопереживать миру, живущему в ожидании гибели.

Сам мир, вдохновлённый французской Прекрасной эпохой, прекрасен и трагичен одновременно. Величественная архитектура города Люмьер, его культурное богатство и художественное великолепие резко контрастируют с нависшей над ним угрозой. Это «разбитая мечта», прекрасный мир, который живёт взаймы. Этот контраст света и тени, красоты и упадка, пронизывает всю игру, создавая невероятно целостную атмосферу.

История, которая остаётся с тобой

Персонажи — одна из главных сильных сторон игры. Экспедиция 33 состоит из зрелых, взрослых героев, которые реалистично справляются с травмами и конфликтами. Их диалоги и отношения ощущаются живыми и органичными, а звёздный актёрский состав озвучивания вдохнул в них настоящую жизнь. Смелые повествовательные ходы, такие как шокирующая смерть одного из главных героев в конце первого акта, закрепляют высокие ставки и непредсказуемость истории.

Центральная тема жертвы ради будущего, которого можно и не увидеть, воплощённая в девизе «Ради тех, кто придёт после», находит глубокий отклик.

Революционный игровой процесс

Боевая система — это настоящая эволюция жанра. Разработчики гениально соединили пошаговую стратегию с элементами реального времени. Вы не просто выбираете команды, но и должны активно защищаться: уклоняться, парировать и контратаковать. Ощущение от идеально выполненного парирования, напоминающего лучшие моменты из Sekiro, невероятно приятно и превращает каждый бой в напряжённый и захватывающий танец.

Каждый из шести игровых персонажей обладает своей уникальной боевой механикой, что поощряет эксперименты с составом отряда и создаёт огромную тактическую глубину. Система кастомизации с помощью Пикто и Люминов, напоминающая классические игры серии Final Fantasy, элегантна и позволяет тонко настраивать свой отряд.

Аудиовизуальный шедевр

Визуально игра — это ожившая картина. Созданная на движке Unreal Engine 5, она демонстрирует потрясающую графику и великолепный художественный дизайн. Название игры, «Clair Obscur» (светотень), полностью отражено в её визуальном стиле с высоким контрастом света и тени, что создаёт драматичные и символические образы.

Саундтрек, написанный Лорьеном Тестаром, — это просто шедевр. Это одна из лучших музыкальных работ в истории видеоигр, которая идеально дополняет атмосферу и усиливает эмоциональное воздействие каждой сцены.

Почему не 10 из 10?

Несмотря на все восторги, у игры есть недостатки, которые не позволили мне поставить ей высший балл.

Главный из них — спорный сюжетный поворот в финальном акте. Раскрытие того, что весь мир — это лишь картина, созданная скорбящей семьёй, является невероятно амбициозным ходом. Однако для меня он несколько обесценил эмоциональные ставки, в которые я вкладывался на протяжении десятков часов. Это смелый, но рискованный маневр, который может оттолкнуть некоторых игроков.

Кроме того, есть и более мелкие проблемы: механика передвижения временами ощущается «неуклюжей», что делает платформенные секции утомительными. Отсутствие мини-карты в подземельях — частая причина для недовольства. Наконец, система парирования, хоть и гениальна, иногда может казаться непоследовательной.

Заключение

Clair Obscur: Expedition 33 — это монументальное достижение и триумф художественного видения. Это обязательная к прохождению, незабываемая игра, которая устанавливает новую планку для жанра RPG. Оценка 9/10 отражает опыт, сдерживаемый лишь несколькими амбициозными просчётами и незначительными проблемами. Это важная игра, доказывающая, что страсть и ясное видение могут породить искусство, способное соперничать с крупнейшими гигантами индустрии. Это настоящий дар «ради тех, кто придёт после».


+5
Сырой французский багет
Так мы смотрим на тех, кто вдруг решил, что Экспедишка игра года xD 
Так мы смотрим на тех, кто вдруг решил, что Экспедишка игра года xD 

Если не присматриваться, то общая атмосфера вполне удобоварима. Вполне симпатичные персонажи по дизайну мосек и бодей.Небыла проведена шлифовка итогового варианта.Затянуто геймплейно.Отсутствие нормальной (интересной) экспозиции.Кривые увороты\парирования. ГГ нюня, вроде собрался на серьезное дело, а потек после первой стычки.

+3

Я понимаю, почему Версо так похож на Ренуара, но почему даже Гюстав на одно лицо с Версо? Ничего не хочу такого сказать, но у создателей чётко прослеживается, скажем так, тип в мужчинах.

Весьма забавная система отношений. Правда, не очень понятно, зачем я два раза отказал Сиэль в близости ради Люнэ, а мне не показали хоть какую-то сцену с ней. Так ещё и в конце концов она демонстративно от Версо отстранилась.

Потрясающая режиссура диалогов в кат-сценах. Жаль, что только на первое время. Гюстав и Люнэ буквально друг друга перебивают в споре, разговор ощущается очень натурально и живо. Однако сценаристам сделалось очень лениво примерно после первого акта, и дальше даже в постановочных моментах диалоги сводятся к стандартному перебросу репликами. Очень эмоциональному и осмысленному перебросу, но всё же изюминка пропадает.

Фанаты JRPG: "боёвка дичь, реакция превалирует над тактикой, билдостроение хромает"
Фанаты соулс-лайков: "боёвка дичь, просто стоишь на одном месте и тычешь до победного, никакого креатива"
Не-фанаты ни того, ни другого: "прикольная боёвка, много вариантов развития, много циферок, и всё даже вроде работает, класс"
Никто из них не ошибается. Очевидный вывод: игра с большей вероятностью зайдёт казуалу без большого опыта в РПГ. Я таковым являюсь, и понимаю, почему её любит большинство, но ругают ветераны жанра.

Хотя Симона я не прошёл, да. Убил на него час и решил, что он того не стоит.

Обожаю жестралей. Двое стоят на входе к их предводительнице, один из них говорит: "Можешь войти", второй говорит: "Проход закрыт". Они такие милые и до смешного невинные.

У каждого персонажа есть музыкальный слух. Каждый из компашки играет на пианино по-разному: Версо мастерски играет сложнейшие мелодии, Сиэль на удивление тоже очень даже хороша, Гюстав так же неплох, Люнэ и Маэль ворочают довольно простенькие аккордики, а Моноко тыркает одну клавишу за раз, но даже он умудряется оставаться в тональности и не играть белиберду. Ну и самое прикольное в этом всём — если соблюсти тайминги, ребята будут играть свои темы из саундтрека.

Кстати насчёт музыки. Когда композитора спросили, в каком жанре он пишет, он ответил "да". Поразительный спектр жанров в саундтреке. От такой игры не ждёшь EDM или чего-то в духе симфонического метала, а оно тут есть.

Даже слова в песнях крепко связаны с сюжетом. В саундтреке финальной битвы вокалистами выступают Ренуар и Алина, и они в унисон кричат друг на друга "перестань рисовать!". Не могу представить, насколько сильнее разрывается сердце от сюжета в коллизии с саундом у франкопонимающего игрока по сравнению с другими.

УИИИИИИИ :Dвууууу ;(
15 июня

+8
Clair Obscure: Expedition 33 пройдена. Наконец-то

Это было потрясающее приключение, причём по всем аспектам. Определённо одна из лучших игр этого года, и я надеюсь, что на грядущей The Game Awards она что-нибудь возьмёт.

Сюжет – на мой взгляд, главная причина проходить Expedition 33. История заинтриговывает с самого начала и не отпускает до финальных титров. Не могу не отметить и отлично прописанный каст: сцены в лагере стали чуть ли не моими самыми любимыми во всей игре.

Геймплей – уже более спорная тема для разговора. В целом боевая система и прокачка мне понравились, и проблем не возникало. Почти. В конце 2 акта я не сразу смог победить Художницу, и в тот момент вскрылась основная особенность боевки – в этой пошаговой RPG главную роль играет не тактика, а реакция.

К саундтреку я поначалу был равнодушен. Ну играет на фоне, и играет. Вроде даже красиво. Но чем больше я играл, тем лучше для меня становились композиции. В финале вообще сплошь великолепные треки. А любимым стал Une vie à t'aimer – тема второй битвы с Ренуаром, на мой взгляд, лучшим персонажем игры.

В какой-то момент я поймал себя на мысли, что Clair Obscure: Expedition 33 перехайпили – вырисовывался образ идеальной игры, у которой нет недостатков. Я с ним не согласен, но и поливать игру грязью не собираюсь. Не считаю, что Expedition 33 – шедевр на все времена и лучшее, что случалось с игровой индустрией за последнее время, но у Sandfall Interactive определённо получилось сделать потрясающую игру, которая остаётся в сердце.

14 июня

+2
48 часов кайфа

Невероятная история, приятная графика, +- отзывчивое управление (да горите в аду тайминги для парирования и те бесячие челики Свет и Тень, которые полчаса тычку заряжают). Я, конечно, по сюжету начал понимать, кто там кому родственником приходится, но те плот твисты, что последовали после, вынесли мне мозг, я в какой-то момент даже подумал: игра вообще закончится, или на меня выкатят очередной "вот это поворот". Персонажи интересные, с ними прикольно болтать на перевалах у костра, каждый тебе расскажет что-то о мире вокруг или о своих мыслях. Геймплейно очень вкусно, как по мне, люблю пошаговые боёвки. Пиктосы (выбираемые пассивки) дают, например, возможность воскреснуть после смертельного урона или быть невосприимчивым к чарам. Так и не понял, для чего там люмина нужна, единственное, что из прокачки не давало мне осязаемого импакта. Качаются, конечно, статы: хп, урон, защита, скорость(чем выше, тем чаще твой ход), криты, отдельно прокачивается оружие, но за хрому, которую находишь просто шатаясь по миру. Так же можно найти оружие либо косметику (наряды либо причёски). Есть юмор (как минимум, в первой половине игры). Игра года, не иначе.

Маэль имба!приятная боёвкаграфенЭскье!Гюстав в конце 1 актаТАЙМИНГИ КОНТРУДАРА БЕСЯТ (ИЗ СЕРИИ: Я ЖЕ ЖАЛ!)
13 июня

0

-0.5 за концовку. Мне не понравилось. Ну и за однообразные бои

11 июня

+3
Великолепная игра, но не для меня

Штош, многое хочется сказать, но я буду лаконичен.

Что понравилось:

1. Арт. Всё-таки удался какой-то непревзойдённый стиль в этом году. Хороший такой сюрреализм. Да ещё и в таком великом разнообразии.

2. Музыка. Ну тут просто без комментариев. Большое уважение французам за то, что так с ней заморочились. Очень жду ост на виниле.

3. Боёвка. По началу парировать даже весело. И жрпгшный базис с ним чувствуется достаточно свежо.

4. Сюжет до 3 акта. Крепкая интрига, добротная драма. 

Что не понравилось:

1. Сюжет после 3 акта. Спойлеры ниже.

Твист с тем, что всё происходящее происходит внутри картины, а почти все действующие лица - нарисованные, полностью для меня обесценивает остальное повествование.

Конечно, можно сказать, что они же живые. В чём разница между условно нарисованным гражданином Люмьера и настоящим человеком, но проблема не в этом. 

Проблема, в моём случае, в том, что реальность за холостом, а всё происходящее внутри - это просто неважно. 

Конечно, можно всё это воспринимать как драму семьи Дессандр, но я категорически не разделяю позицию Маэль и дал бы, будь моя воля, стереть холст сразу же. 

Я уважаю авторское видение и понимаю, что кому-то это может нравится, но уж слишком эта тема горевания подаётся рафинированно. 

В моём мировосприятие горе - это работа. Это ежедневное преодоление шаг за шагом. Истощающее, тяжелое. Экспедиция же выставляет всё так, будто после какого-то возвышенного диалога сразу следует Катарсис, а семья, которое горе разрушило, уже вместе стоят на могиле Версо. Почти идиллия, ей-богу. 

Но сам факт, что игра наталкивает на такие рассуждения - бесспорный плюс.

2. Парирования. Допускаю, что я где-то не разобрался но ближе к концу игры оно становится душноватым. Замашки, странные тайминги, непонятное количество ударов, тонна визуального мусора - я в один момент просто переключился на уклонения. 

3. Эндгейм. Я бы с удовольствием в нём покопался ради лора или чего-то прикольного, но, мне показалось, что он даёт только геймплей.

Итого отличная игра. С потенциалом в сиквеле стать ещё лучше. Жаль, конечно, что сюжет персонально мне пришёлся не в жилу, и игра потеряла меня после второго акта. 


+7
Экспедиция Тридцать Три —не просто цифра, не пустяк! Это —в лоб скуке затхлой! По зубам —шаблону хлипкому!

Мир —
не картонка блеклая,
а Обскур,
что тенью ложится.
Но Маэль —
не дева хрупкая,
а ИСКРА,
что тьму прогонит!
Тридцать третьи
шагнуть готовы
сквозь мрак,
где чудовищ рой!
Не кнопкодавство —
балет стальной!
Удар!
Парирование!
Ритм!
Кадр —
картина!
Живая!
Дышит!
Кричит красками!
Стиль —
не под копирку слепленный,
а ВЫЗОВ!
Брошенный серости!


+3
Открывая пиво с пацанами на лавке сказал им Bonjour, mon ami.

Начну с минуса - это геймплей.

Из всех утюгов нам кричат что игра jRPG и действительно, базу взяли у японцев и немного актуализировали под 2025. А потом видимо решили, что в мире где последние лет 5 балом правят соулсы, душная классека не зайдёт и не самым гуманным способом трансплантировали в неё увороты/парирования.
В чём собсно проблема, спросит не искушенный пользователь?
В том, что JRPG это по сути своей тактика, где вы работаете своим мозгом, собирая идеальную пати, которая будет предсказуемо довлеть над невронами. А тут вы работаете не мозгом, а пальцами и реакцией. И вся тактика, за всех персонажей, сводится к тому что у вас пати ДДшников, которым абсолютли плевать на любые другие роли. А я напомню, игра считается jRPG.

В остальном всё волшебно.
Визаул такой, будто игру делали настоящие художники.
Сюжет такой, будто его писал сам Шекспир, хоть он и не француз.
Жестральский платформинг такой, будто его делал гейм-дизайнер Postal.
Музычку хочется добавить в плейлист.
Амели в сердечке.

А мы идём дальше, задушившись однообразной боёвкой, но оглядываемся, что там ещё придумают разрабы.

1 2 3 4 5
из 5 страниц