Это шедевр. Шедевр во всём: глубокий смысл, нереальная атмосфера с звуковым сопровождением, нереальная графика, создающие моменты, когда просто хочется смотреть по сторонам, видеть как пар выдыхаемого воздуха таит в воздухе. Местами хочется просто думать под потрясающее акустическое сопровождение.
2-я часть в разы сильнее первой во всём.
Но, думаю, что есть несколько ограничений для получения такого кайфа:
1. Свободное время;
2. Сложившаяся и устоявшаяся система ценностей и мудрость. Не очень понимаю, как дети лет до 25-30, вообще, смогут её пройти.
3. Очень мощная система для визуализации картинки. Благо, успел обновиться до 14700k и 4080 Suprim + 64 Gb DDR5 6000 MHz;
4. Нужна классная акустика. Лучше наушники. У меня Beyerdynamic DT 990 Pro.
Отзывы
Анонс второго Hellblade в уже, кажется, невероятно далёком 2019-м году вызвал у меня смешанные чувства и продолжал вызывать их вплоть до релиза. С одной стороны – крутые трейлеры. С другой – почти нулевая рекламная компания от издателя (из-за чего про игру, по-моему, уже все забыли, спасибо, Фил) и дорелизный уход из студии её основателя и креативного директора оригинала, чьё влияние на сиквел, согласно титрам, свелось в итоге просто к «сценаристу». Что же получилось? К счастью, нечто любопытное. Да, снова отчасти среднебюджетный экшен, отчасти артхаусное кино для любителей подумать и прочувствовать. Однако в этот раз, пожалуй, стоит порекомендовать не только фанатам оригинала, на котором продолжение, к моему приятному удивлению, почти не паразитирует, а действительно грамотно его... продолжает. Глядя на то, как Ninja Theory довели до ума проект даже после его идейного создателя, теплится надежда на будущие их интриги вроде Project: Mara. Это радует.
Продолжение популярной Hellblade, в котором мы опять берём под управление воительницу с альтернативным восприятием мира и отправляемся сеять справедливость в стиле скандинавского эпоса. Несмотря на отличный визуальный стиль и очень красивую картинку, игра-наследница своей первой части, так и не смогла меня увлечь настолько, чтобы её пройти до конца.
Изумительно, завораживающе, до мурашек -
всё это про первый-анонсирующий трейлер Hellblade 2( https://www.youtube.com/watch?v=qJWI4bkD9ZM ), но не про саму игру.
Серьезно, повторно посмотрел его перед тем как написать обзор на - до мурашек, опять.
Мне этого трейлера хватило - ждал вторую часть с нетерпением, никаких других материалов не смотрел. Поэтому моё разочарование на финальных титрах...Пожалуй сильнейшее в этом году.
Не говорю, что первая часть была каким-то шедевром. Симулятор ходьбы в скандинавском сеттинге с щепоткой галлюциногенных трипов. Но, чем-то она все же увлекала. Сюжет звезд с неба не хватал, но был четким и удерживал твой интерес до конца игры. Во многом благодаря именно красоте игры выраженной и в выборе визуальных решений, музыке и постановке - Сенуе, Дилану и их борьбе сопереживал.
Пусть геймплей и представлял собой прогулки по кишкам с простейшими головоломками и перерывами на двухкнопочный слэшер - пара динамичных, хорошо поставленных геймплейных секций принесли мне удовольствие схожее с просмотром трейлера сиквела. Сочетание музыки, драмы, напряжения - поднимало температуру в комнате до 39,9 - температура страсти, гордости, температура кипения.
Итог первой части:
1)Внешняя, аудио-визуальная красота - отлично.
2)Сюжет - хорошо, пойдет.
3)Геймплей - плохо, не пойдет.
4)Отдельный плюс за пару красивых, постановочных моментов.
Из всего этого, в сиквеле остался только 3-ий пункт, ну и возможно 1-ый.. Всё остальное либо хуже (2-ой пункт), либо отсутствует полностью.
И в связи с этим, как же она невыносимо скучна. Не происходит абсолютно ничего интересного, захватывающего.
Сюжет простой, без изюминки и загадки. В конце, естественно, вам преподносят некое откровение, твист, ответ. Но вам будет абсолютно всё равно, хотя бы потому, что вы изначально и не задавались никаким вопросом - вам было всё равно.
Почему? Потому, что ты не сопереживаешь ни Сенуе, ни её спутникам. Касательно них, 3 спутника, 3 вспомогательные сюжетные линии. У каждой есть начало...начало...И собственно всё. Я утрирую конечно же, но воспринимается всё это именно так. Вот спутник, у него есть проблема. Дальше происходит что-то неинтересное, скучное и...конец их сюжетной ветки.
Возможно, возможно - принести дополнительный элементы в сюжет и не подразумевалась как их задача.
Они должны были стать каким-то отражением внутренних переживаний Сенуи (как-будто ей голосов в голове, мало).
Что же, тогда коснемся истории самой главной героини. В первой части история была личной, проблемы были именно у Сенуи и нам рассказывали именно про нее, завлекали в её конфликт.
В сиквеле у Сенуи появился синдром мессии. Она душой болеет за каждого невинно убиенного, должна всех спасти потому...потому что в этом теперь её смысл жизни.
Но мы за этих невинных убиенных не переживаем. Мы их не видим, мы их не знаем (3 калеки-спутника ситуацию не спасают). Следовательно и сопереживать им не можем. Вместо того, раз уж они пошли по этому пути, чтобы накидывать экспозиции про невинно убиенных, про спутников - они продолжают нагружать Сенуа. При чем, тем же самым, чем уже грузили её в оригинале! И даже не смотря на вторичность, переживать мы её все равно не можем - не из-за чего. Проблемы не у неё, проблемы у них.
Вот такой парадокс.
И не смотря на всё это, я бы всё "схавал", будь в игре хотя бы один хороший, красивый постановочный момент - минуты на 3, как трейлер. Фанат скандинавского фольклора, музыки. Heilung, Wardruna, Myrkur - любимые исполнители. Хейлунги так вообще в написании саундтрека участвовали. Тем поразительнее, что ни один трек не запомнился. Монотонный и скучный. Как и сама игра.
Но кому то же игра понравилась, есть другие, хвалебные обзоры. Кого то 2-ая хелблейд вообще от игровой импотенции вылечила. Кто-то сравнивает её с хорошим вином, образцом искусства которое не подойдет для "подпивасных" геймеров. Я вообще трезвенник, если кому интересно.
Честное слово, не понимаю как так. Постарался описать, чем именно мне понравилась первая часть, если она понравилась вам по этим же причинам - проходите мимо. Остальным, мой совет - не покупать, прикасаться исключительно в защите - через геймпас. Если не затянет с первых минут - уходите, лучше не станет.
Обидно, обидно. Очень ждал.
Красивая картинка, хороший сюжет (во второй половине игры), но в игры играют, а не смотрят. А ещё этот шёпот с левого на правое ухо бесило всё время, хотя АСМР мне нравится, парадокс.
Это не симулятор ходьбы, это оскорбление всех действительно хороших симуляторов ходьбы. Это симулятор сна и воды. Кстати кто в здравом уме подумал что вонючие "загадки" с перспективой были настолько увлекательной частью геймплэя первой части, что нужно было их повторять и в сиквеле? Их надо было вырезать, но разрабы решили что игрокам этого было недостаточно. Во истину отвратный проэкт, в котором можно похвалить только аниматоров и тех кто за техническую часть отвечал.
Для того чтобы помочь вам самим ответить на этот вопрос приведу несколько фактов об игре и сравню её с первой частью.
Графика
Она в игре значительно похорошела, на данный момент это пожалуй без преувеличений самая красивая с технологической точки зрения игра. Жаль только, что я на своей 3070 в 4к смог играть только в 30фпс на средневысоких настройках графики. Красоты в игре такие, что мне было плевать на то, что игра на 50% это симулятор хотьбы, я ходил и как зачарованный любовался фотореалистичными просторами Исландии
Головоломки
Их в игре к счастью стало меньше и в этой части руны подсвечиваются, благодаря чему я смог пройти игру не заглядывая в гайды, что радует. Не радует то, что появился другой безумно душный вид головоломок. На самом деле не знаю зачем разрабы их добавили в игру опять. Учитывая то что в игре есть очень интересная секция, где ты без оружия должен сваливать от врагов не попадая в темноту. Лучше бы таких моментов больше было.
Боёвка
Не сильно отличается от старой кроме того, что теперь мы деремся исключительно один на один. С одной стороны от этого бои стали зрелищней, с другой выглядит это в некоторых моментах откровенно тупо.
Сюжет
Лично мне в первой части понравился больше. Она там более личный что ли, заставляющий сопереживать героине. А тут скорей философский и, как мне кажется, шероховатый. К тому же если голоса внутри головы Сенуа раньше были настоящей шизой. То теперь они больше напоминают внутренние диалоги Джей Ди из сериала клиника и скорей раздражают.
Итог
+- игра не хуже не лучше предшественницы в совокупности. Если вам нравится оригинал, понравится и продолжение и наоборот. Есть правда один нюанс, для 7 часов геймплея игра слишком дорогая. За эти деньги можно найти добротное инди в различных жанрах, в которую вы будите играть 50, 70, 100 часов и получите не меньше удовольствия.
Так что мой субъективный вердикт, поиграть стоит, но не за фулпрайс явно.
проходил сразу после первой части. борьба ... ну мега калл.. смело ставьте лёгкий уровень сложности. ибо после первых драк они будут повтаряться... более жирные мобы, просто ад, раз 10 увернись один раз ударь чтобы зеркало набрало силу и ты мог хоть что то сделать нормально. под конец уже проходил смотря ютуб...
Удивительно, но именно эта игра вылечила меня от игрового выгорания. Около года я не мог играть особо в игры, а сейчас ничего - потихоньку втягиваюсь
Senua's Saga: Hellblade II, как бы очевидно это ни было, является прямым продолжением своей первой части, и не поиграв в неё будет достаточно сложно воспринимать первую половину игры
Графика в игре выросла, причём выросла в каких-то неописуемых масштабах, это буквально одна из самых графонистых игр на сегодня. Вместе с графикой в игре остался бесподобный дизайн звука и музыкальное сопровождение, а об актёрской игре тут и говорить нечего. Игра уверенно усилила все свои самые сильные стороны и потихоньку выводит марку до всенародной узнаваемости
Не обошлось и без минусов, если в первой игре геймплея было мало, то во второй части его вообще практически нет. Эта игра выводит звание "кинца" на новый уровень. Первая половина игры была больше похожа на Control или Alan Wake, но никак не на Hellblade, но вот после первой половины игры началось... Это действительно достойнейшее продолжение Hellblade: Senua's Sacrifice, которая оседает в голове воспоминаниями как о прочитанном мифе
Игра безобразно короткая и займёт у вас не больше одного/двух вечеров. Рекомендую перед прохождением второй части пройти первую, так как игры связаны и рассказывают единую историю. Сюжет игры окончен, но Сенуа может продолжить путешествовать ещё в третьей части, потому с нетерпением жду анонс, а вам рекомендую опробовать данное произведение
Головоломки нужны в этой игре потому что они бы в прошлой. Они бессмысленные и никак не относятся к ментальному путешествию Сенуа. Для того чтобы растянуть игру. И когда я вспомитаю что это игра, и пытаюсь получить удовольствие от боёв, она даёт мне понять что я ниначто не влияю. Ужаснейшая боёвка! Я абсолютно не чувствую что я кемто управляю. И просто жму на все кнопки подряд. Это доставляет мне сильнейший дискомфорт. 😧
В отзыве на первую часть я сетовал, что сложно оценивать подобного рода произведения. Мол, это все же больше про эмоции, при том достаточно негативные, так что и посоветовать то кому-либо игру нельзя - могут даже не то что бы не понять, игра вполне себе могла особо чувствительных загнать в депрессивное состояние (меня лично едва не загнала). Со второй частью также - я не могу порекомендовать игру каждому встречному, однако поменялась причина, почему я не стану советовать Hellblade 2 всем и каждому.
Но обо всем по порядку. Для начала накормим слона в комнате. Hellblade 2 просто ПОТРЯСАЮЩЕ красива. Есть мнение, что это самая красивая и технологичная на сегодняшний день игра. И это то, с чем я точно спорить не буду. Я не видел ни одной игры, которая была бы настолько близка к понятию фотореалистичность. Пейзажи поражают, огонь восхищает, а мимика... ммм.... мимика просто доводит до экстаза. И это даже при условии, что я никогда не ставил графическую часть во главу угла и в целом довольно редко выделяю её как что-то важное. Я больше фанат арт дизайна в целом. Но здесь, даже отбросив все остальное, графика действительно поражает воображение. Но к слову, про арт дизайн и саунд дизайн. У меня к середине игры сформировалась стойкая ассоциация с другим недавним произведением из соседнего медиа. Я понял для себя, что Hellblade 2 - это Дюна Вильнева от мира видеоигр. Когда я в марте ходил на сиквел, я сидел и, пардон, оргазмировал от каждого кадра, просто потому что там каждый кадр и каждый звук не только наполнен эстетизмом, но и ровно на том месте, на котором должен быть, смести его на секунду раньше или позже и будет уже немного не то. И вот в Hellblade 2 я словил практически тот же вайб. Здесь все на своих местах и все прекрасно - и эффекты, и ракурсы, и музыка, и эмбиент. Великолепные пейзажи и звуки природы в моменты мирного геймплея, шикарная постановка и музыка во время боевых сцен и катсцен (особенно во время боевых сцен, здесь они поставлены настолько круто, что смотрящий за игрой через плечо будет думать, что это дорогая и очень профессионально срежессированная катсцена). Игра гипнотизирует, завораживает, затягивает.
Вот только даже не смотря на это, и на то, что игра в целом может проходиться за вечер, я не смог ни разу проиграть дольше двух часов к ряду. И дело тут не столько в отсутствии свободного времени, сколько в том, что игра очень медлительная. Сразу скажу, что это не минус, это особенность, однако такая особенность, которая не всем зайдет. Большая часть геймплея (по ощущениям) - это ходьба. Неспешная, медитативная ходьба. И если, например, в Firewatch, который я проходил тоже совсем недавно, к этой ходьбе прикручен такой густой саспенс, что игра пролетается на одном дыхании, то тут ходьба сопровождается довольно пространными рассуждениями и самокопаниями героини. И вот эта деталь делает игру довольно сложной для восприятия современными игроками. Многие будут просто-напросто раздражаться от такого времяпрепровождения.
Только вот это все же на мой взгляд не минус, а особенность, из-за которой к игре просто нужно подходить в правильном настроении. Вечером, когда дела сделаны, домашние спят, а в стакане плещется приятный расслабляющий напиток. Возможно даже в какой-то меланхоличный период жизни. И вот тогда то вся эта ходьба ощущается частью художественного замысла, которой она в общем-то и является. И также будут ощущаться неспешные загадки, которые не требуют особого напряжения извилин, и бои, которые больше похожи на QTE, только без отображения кнопок, которые нужно нажимать. В правильном настроении все части Hellblade 2 ощущаются на своих местах, а по истечении каждой игровой сессии ты не просто встанешь и пойдешь спать, а будешь стоять в душе или на балконе, и думать о смысле. Может быть о смысле сюжета, а может быть и о смысле существования.
Однако, с сюжетом и его смыслом у меня связана, наверное единственная ощутимая претензия к игре. Это именно та часть игры, относительно которой я согласен с тезисом некоторых обзорщиков о том, что игра сделала шаг назад в сравнении с первой частью. В первой Hellblade весь сюжет был построен так, что все окружение и конфликты ощущались метафоричными, как будто бы это часть психоза Сенуа. Все сверхъестественное можно было оправдать недугом героини, это работало на погружение в шкуру человека, страдающего от психических расстройств, что и делало первый Hellblade настолько впечатляющим сюжетно и с точки зрения смысловой нагрузки. Во второй же части, конфликт переведен в внешнее поле, здесь все ощущается гораздо более прямолинейным. На первых порах это даже в достаточной мере портит впечатление, ломает магию, которой обладала первая часть. И даже не смотря на то, что ближе к концу сюжет обретает метафоричность, это все равно ощущается как аллюзия на проблемы реального мира, что в общем-то не так уж редко встречается в других играх.
И это, на мой взгляд, именно тот негативный след больших корпоративных денег, который неизбежно появляется на тех проектах, которые создаются под крылом крупных компаний. Вот вроде бы первая часть была до мозга костей авторским проектом, ты ждешь и от второй части того же, но она получается продуктом, который адаптировали под массовую аудиторию. Это далеко не всегда плохо, часто выходит все равно очень годно, но в случае с Hellblade проблема в том, что Ninja Theory все равно очень хотели оставить проект авторским, а потому вот это заигрывание с массовостью ощущается слегка топорно. Нет, в конечном итоге это все еще ощущается артхаусом, но как вот этот душок коммерции нет, нет, да пробивается. В итоге вторая часть уже не вскрывает мозг также как и первая, самокопания героини тут не основной объект, который исследуется сюжетом, а скорее элемент повествования. Конфликт сместился с "персонаж против самого себя" на "персонаж против общества" и местами даже на банальный "персонаж против персонажа". Получается так, что мораль хоть и интересная и правильная, но местами проще чем ожидается и даже слегка наивная, особенно в наших современных реалиях. Хотя надо сказать, что смысловая нагрузка все еще намного больше, чем у большинства современных медиа, особенно сделанных на корпоративные деньги.
Как видите, игру есть за что критиковать, но фишка в том, что делать на самом деле этого не хочется. Просто потому, что так в игровой индустрии до сих пор мало кто делает. Вот так вот, чтобы дорого, красиво, впечатляюще, но при этом глубоко и осмысленно. Это то, что хочется видеть в играх, учитывая, что индустрии уже немало лет, и кажется, что пора бы уже насыщать большинство произведений все более и более взрослыми темами.
в первой части чувствовалась крутая идея передать эмоциональную глубину героини. мне тогда чего-то не хватило. ожидал, что вторая часть дожмёт, ведь бюджет теперь позволяет раскрыться на полную.
не раскрылись. потеряли суть. получилась совершенно обычная бродилка с ниочёмными головоломками для совсем уж начинающих.
я не сопереживал, когда хотелось бы сопереживать, не боялся в, казалось бы, ужасающих ситуациях, в которые попадала героиня. потому что игра максимально линейна, геймплейно чувства героини не подкрепляются: всегда есть только один путь, куда можно идти; всегда только один вариант действий; ты знаешь, что если появится враг, то нужно вовремя нажать кнопку уворота пару раз, а потом пару раз ударить, и повторять, пока он не умрёт, больше ничего делать не нужно. нет страха допустить ошибку. поэтому все переживания героини и её голосов в голове звучат излишне драматично. в головоломках тоже чересчур много пафоса, что, вот, это невозможно, мол, ты не справишься. потом приносишь шарик из одного места в другое, и тебя твои голоса в голове уже хвалят, как будто совершил что-то невозможное. ну это смешно.
Поэтому я скажу то же самое что и в первой части еще раз.
Оказывается чтобы победить злюку надо просто назвать кого-то по имени или сказать что он плохой.
Скажу сразу, я не хейтер первой части. Я её прошел в своё время на старте и мне вполне понравилось. Перед стартом второй части спецом поглядел краткий пересказ в игре и на ютубе пару видосов про лор, чтобы напомнить себе что там было. Тут же второй раз для меня игра не сработала. Мне уже на втором часу осточертели эти голоса в голове и ладно бы они что-то интересное говорили как в той же Индике недавней. Нет, они трендят банальщину на протяжении всей игры. "Ты сильная, Сенуа, ты справишься, ты не как твой отец, Сенуа, не упади, Сенуая, ты умрешь если упадёшь" (да ладно?!). Я буквально уснул несколько раз во время игры, такое со мной впервые в жизни произошло. Я просто отрубился и проснулся идущим вперед :D
Игра вроде не длинная, на 7-8 часов, но это были мучительные и самые длинные 8 часов в моей жизни. Разработчики как-то заявляли что не хотят делать длинные игры. И СЛАВА БОГУ! 20-30 часов такого уныния вынесет не каждый. Дед Стрендинг в сравнении с Сенуа гипер экшен на спидах. Только под самый конец стало хоть немного интереснее и хоть немного эмпатия заработала к персонажам и бац конец.
С технической части игра вылизанная до безупречности. Ни одного бага, ни одного статера ни одного провисания. На 4080 супер в 4к 60 фпс летает только в путь. Ну и поклон всем аниматорам и тем кто занимался графоном. Визуал реальный некстген, да реальную природу куда проще сделать чем что-то уникальное и необычное, но сделать настолько фотореализм тоже надо уметь. Второй Хелблейд просто генератор обоев на рабочий стол каждые пару минут.
Про геймплей говорить нечего, его просто нет. Один вид сражений на всю игру и один вид противников по сути — люди, разной степени загрязнённости и волосатости. Удар-уворот стоя на месте одной рукой даже можно не напрягаться и не юзать ульту. Тактика против всех противников в игре без исключения, даже на боссах прости господи. Немногочисленные головоломки просты до безобразия, даже гопник из вашего подьезда оскорбится от подобного рода "пазлов"...
Только если вы прям лютый фанат первой части, тогда играйте, в остальном можете смело пропускать. Ну либо хотите поглазеть на реально топовый графон и анимации с мимикой.
6/10 и «Графон Года»
Это невероятно красивая игра, пейзажами которой можно наслаждаться бесконечно. Локации пустые, забитые невидимыми стенами, исследовать их неинтересно.
Главные герои двигаются, звучат, орут с пугающим реализмом. Персонажи не взывают эмоций.
Заметна прогрессия главной героини. Наблюдать за тем, как Сенуа побеждает психоз - интересно. На фоне оригинала, метания героини кажутся не такими тяжелыми. История про спасение возлюбленного из царства мертвых куда трогательнее.
Механика психоза все еще уникальная в игровой индустрии. Голоса в голове больше не пугают и похожи на двух подружек, которые спорят между собой. Ничего близкого к царству Сутра из оригинала в сиквеле нет.
У игры просто космическая постановка. Наблюдать за боями, а еще лучше принимать в них участие очень интересно. Сражения кровожаднее и тактильнее чем в God of War: Ragnarok. Боевка двухкнопочная, сражаться приходиться с одной и той же тактикой. Боссфайта, по сути, нет.
Головоломок меньше и они разнообразнее. Но даже при этом они успевают надоесть.
Вообщем, Senua’s Saga: Hellblade II оказывается красивым, но коротким и однообразным приключением, симулятором ходьбы с редкими битвами, не бросающими вызова. Вторая часть недалеко ушла от первой, а потому рекомендовать сиквел можно лишь поклонникам оригинальной игры.
Давайте поговорим о Скандинавском алфавите 2 или почему не стоит ждать от сиквела тех же эмоций, что и от первой части в 2017.
Главная проблема этой игры - львиная доля игроков будет не готова к этой "игре". Она будет ждать совершенно иное. И я даже не про фанатов первой части (они в числе первых, кто разочаруется в сиквеле, ибо эта игра сильно отошла от первой части и она просто другая).
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:
Это дорого. Это красиво. Это стильно. Это завораживающе.
Этими 4-мя эпитетами можно описать всю визуально-звуковую составляющую игры. Она до мурашек по коже красива. Это неимоверно сложная, дорогая и качественная работа. Красивая ли игра? Безумно. Выглядит и звучит она на все 10 баллов из 10 и, пожалуй, встанет рядом с такими визуальными титанами, как A Plague Tale: Requiem. Атмосфера каждой локации передана на 11\10, каждая локация в игре старается разнообразить глаза игрока. Так же отмечу крайне сочную боевку. Каждый удар, каждый убитый противник ощущается настолько сочно, что просто передать это словами в тексте невозможно. Английская озвучка - выше всяких похвал.
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:
7 лет прошло с момента первой части и за эти семь лет большинство геймеров тысячу раз уже увидели совершенно другие игры, сменили свои взгляды на игры и получили множество игрового опыта. Нового игрового опыта.
А что тем временем Hellblade 2? А она... Ну... Ээээээ... Она как первая, только с циферкой два в назввнии. Буквально. Геймплей? Для массового, среднестатистического игрока его тут нет. Локации? Безусловно - красивые, атмосферные и сочные. Но что в них делать? Нечего. Нарратив? Хуже. Раскрытие персонажей? Хуже (банально потому что раскрывать уже ничего, игра топчется на месте по сюжету, лишь под конец начиная разгоняться).
От и до в плане геймплея вторая часть копирует первую. И если в 2017 году это сработало и было в новинку, это был НОВЫЙ игровой опыт и игра стоила сущие копейки даже предзаказом (скучаю по этим временам...), то вторая, не внеся буквально НИЧЕГО нового в геймплей - просит уже 3000 тысячи рублей за все те же смешные 6-10 часов геймплея. А за что, собственно, такие деньги просит разработчик? За геймплей? А где он? За размеры игры? А где он? За нарратив? Он банально хуже первой части. Может за количество РПГ элементов и разветвлений в сюжете и диалогах, концовках? Ээээ... Так тут же вообще РПГ элементов нет. Игра ведь не про это, верно?
Логичный вопрос рождается сам собой - за что разработчик просит такие деньги и что он может за них предложить массовому игроку? К сожалению ответ прост - ничего. Но это массовому. К счастью для игры, себя назвать массовым игроком я уж точно не смогу.
Графикой сейчас уже никого не удивишь. Два года назад вышла разрывная все визуальные шаблоны по сей день A Plague Tale: Requiem, визуал которой во многом лучше, за исключением анимаций. Да, HB2 выглядит неимоверно сочно, но, опять же, мы тут же вспоминаем, что она далеко не одна с такой передовой и технологичной графикой.
Далее я хочу затронуть тему "это кино, а не игра, просто смотри и наслаждайся" - любые подобные заявления в комментариях и отзывах - полнейшая дурость, не выдерживающая никакой вообще критики. Сразу же привожу два примера кино-игр. Первый - Detroit: Become Human. Главный представитель жанра кино в геймдеве. И второй - прямой и самый наглядный конкурент этой игре - The Order: 1886. Более лучшего конкурента для HB2 найти невозможно. Полосы, 6 часовой геймплей, атмосфера, стиль, антураж и, что самое важное - кино. Обе игры кинематографичны настолько, насколько возможно при текущих технологиях. Только вот Ордер - имеет геймплей. Имеет небольшой, но все же рпг элемент, дающий разнообразие. И, что самое главное - Орер остается... игрой. С геймплеем. В то время как Сенуа 2 представляет с первой минуты и по последнюю наитупейший скриптовый кликер врагов в каждом бою. Все ровно то же, что и было в первой части. Никаких изменений.
Главный вопрос, который возникает у многих перед покупкой - что дает сиквел спустя 7 лет? И ответ тут очевидный - самоповтор. И это главная её проблема - самоповтор спустя 7 лет. Это проблема.
Это абсолютно не то, что ждали игроки и уж точно не то, за что нужно просить 3000р спустя 7 лет после первой части. Сюжет для ценителей, геймплея нет, Сенуа просто перестала развиваться в нарративе, потому что рассказывать уже не о чем в ее истории, боевка превратилась в дико казуальный, но безумно красивый мусор, умереть в котором даже на максимальной сложности невозможно (за всю игру на максимальной сложности умер пять раз. Буквально), головоломки теперь ПОДСВЕЧИВАЮТСЯ за километр, лишь бы игрок на геймпаде увидел, куда ему бежать. Все превратилось в бесконечную казуальщину.
Приведу пару примеров:
A Plague Tale: Requiem - 30 часов кино с геймплеем, игра, которая вышла на непосильный даже для Сони уровень, игра, которая порвала все ААА студии разом в 2022 году, показав, что такое высококачественная АА игра, обладающая тем, чем не обладают даже ААА кино игры.
Quantum Break\Alane Wake 2 - ещё два отличных представителя игрового кино с минимальным геймплеем и ставкой на кинематографичность. Эти игры могут вызывать двоякие впечатления, но они остаются ИГРАМИ с ГЕЙМПЛЕЕМ. Минимальным, но просторным хотя-бы в чем-то.
The Order: 1886 - 6 часовое кино с геймплеем, даже элементами рпг, делающий ее на минимальном уровне ИГРОЙ. Да, игрой, в которой есть простор для действий игрока.
Senua's Saga: Hellblade II - кино без геймплея, без вообще каких-либо действий внутри игры, без простора в действиях игрока, это просто кино, которое по ошибке назвали игрой и продают за 3000р (50 баксов, 50 евро). Это не тот путь, который нужен игровому кино. Это ПЛОХОЙ пример кино-игры. Такое нам НЕ НУЖНО. Если я хочу посмотреть фильм - я посмотрю фильм. Тот же Викинг. Но если я хочу игровое кино, извините, конечно, но дайте мне хотя-бы геймплей на уровне Ордера, я уже молчу про Плейгтейл 2 или игры от Сони. Потому что то, что представлено в Сенуа 2 - треш. Это явно не тот ленивый путь киноигр, которое ждут игроки. Игра должна оставаться игрой. Игра должна позволять игроку производить минимальные, но всё ещё действия в просторе (как Ордер, например).
Ниже будет речь про "элитарное, высокое искусство". Об этом стоит предупредить заранее.
Обе части Hellblade - это вино. Это игры для ценителей, для тех, кто знает, к чему притрагивается и как к этим этим подходить (да, подпивасный подход завала в игру после катки в очередную онлайн-сессионную помойку тут не прокатит. Вы не поймете игру, не поймете, как правильно в нее погружаться. И эта вина будет исключительнона вашей стороне).
Эта игра - искусство. Она далеко не для всех, как и настоящее искусство в музеях. Оно для ценителей, для тех, кто это поймёт и примет. Если человек в реальной жизни не увлекается высоким искусством, то, оказавшись в музее, ему будет скучно. Не интересно. Он почувствует зря потраченное время и деньги на проход. Его ли это вина? Да, потому что он окажется там, где ему просто не место. Его место будет в условной кальянной с геймпадом в руках под бархатный раскумар двойного яблочка и морталиком перед глазами или баре с шотами под клубное музло. Но вместо привычных для себя мест, он оказался в музее. И это была ошибка. Точто такая же, как если в эту игру зайдет очередной, среднестатистический игрок с дурновкусием и игровым опытом "от онлайн сессионки до онлайн сессионки". В таком случае - этому игроку не место в этой игре. Она она не для него.
И в это основная проблема игры - она уничтожает типичного, заурядного среднестатического массового игрока, привыкшему, например, к типичным играм Юбисофта, ЕА или Сони.
Hellblade 2 - это высокое искусство игровой индустрии. Это игра, которая создавалась ценителями и для ценителей. Это уникальная игра, требующая серьёзный подход к себе. В неё нельзя зайти после дотки на пару часов и выйти. Это лишь усугубит погружение и вовлечение в игру и её атмосферу. Если и браться за неё - то исключительно сев с утра и просидел залпом за ней до позднего вечера, пройдя за один заход целиком.
В противном случае игрок рискует просто не найти нужную волну для погружения в атмосферу происходящего (справедливости ради, это касается вообще любой сюжетной игры, даже условного Фар Края или Ассассина. Но конкретно в случае с HB2 - эта ошибка игрока будет стоить ему буквально всему дальнейшему восприятию игры до самого финала. Если со старта игрок подойдет к ней с неправильной точки, то исправить это будет уже невозможно).
Итог всего этого монолога прост - одни получают удовольствие от Арт-Хауса, а другимюе от поделок Марвел и дико с этого кайфуют. Это вкусовщина, но зритель, а в данном случае игрок - должен понимать, где он оказывается и что он запускает.
Да, оказывается игры бывают не для всех. Для кого-то это новость.
ИТОГ:
Да, сиквел растерял новизну, растерял сложность и безысходность, вторая часть делалась для казуалов, из игры удалили механику смерти, механику почернения руки. Из игры удалили сложность и превратили её в ещё большее кино без геймплея, где всё, что ты делаешь - жмёшь W на протяжении шести часов. Но господи, НАСКОЛЬКО же это красивое кино без геймплея...
Я не стану рекомендовать эту игру, ибо рекомендовать подобные игры - неблагодарное дело. Проще сказать, что она не подойдет абсолютно всем, за исключением тех, кто ЗНАЕТ, что это за игра, как за неё приниматься и что они от неё получат. Как я уже выше и сказал, вся эта игра - безумно дорогое, но крайне маленькое по объему вино. Оно может как понравиться до такой степени, что вы навсегда запомните эту игру, так и вызвать у вас негодование, почему за 3000р вам продали симулятор прожатой W на протяжении 6-10 часов. Всё это сугубо индивидуально, как и с настоящим вином.
Это определенно игра для ценителей. Она не для всех, я могу понять тех, кто ставит ей как 1\10, так и 10\10, оба лагеря вполне имеют место быть и понять можно обе стороны. Я же останусь при мнении, что это уникальный, хоть и безумно пустой, но бесконечно красивый полуфабрикат, который тяжело назвать полноценной игрой.
Но забыть после прохождения её точно не получится.
8/10
На один разочек. Подойдет для тех, кто хочет всю дорогу слушать рассуждения сумасшедших у себя в наушниках,. Интересная боевка, отхватывать приходилось знатно, что добавляло азарта игре. Ух, одна из лучших боевок на мой взгляд. Не знаю, можно ли добавить к плюсам визуальную часть, наверное 50 на 50. Тупейшее решение, голоса сумасшедших, из за которых в игре не замечаешь больше ничего кроме их дебильной болтовни. Тупейшее решение в моменты когда игра визуально тебя настраивает боятся или восхитится видами две идиотины орут тебе об этом в уши, что просто вымораживает. Сеттинг, он тупой и простой, единственное, что хоть иногда разбавляет тупость идти по единственно верному пути, это хоть какие то загадки если их так можно назвать. Сюжет, здесь можно просто ничего не говорить потому, что нет смысла. Слушать тупые столбы, которые заставляют стоять рядом с ними и слушать их унылые истории. Ведь если отойти от столба то история прервется. За гг неинтересно наблюдать, она абсолютно не вызывает никаких чувств. И даже бесит в моменты когда она крошит черепа врагов без какой либо жалости, а в следующее мгновение боится парочки нпс. Дурка плачет по этим пациентам.
Это скорее арт-объект или авторское высказывание на определённую тему, чем полноценная игра. Её можно сравнить с игровым кино. Возможно, это прозвучит пошло, но эта игра «не для всех». И это не вопрос элитарности, а личного восприятия. Кому-то она попадёт в самое сердце, а другой не поймёт, зачем она вообще вышла в релиз.
Пишу отзыв буквально через пару часов после прохождения. Честно говоря, был очень удивлён количеству отзывов с оценкой выше 4х звёзд. Решил не спешить писать свой, почитать, понять, что такого люди нашли в этой игре. Прочёл около 66% отзывов и, знаете, согласен на 90% со всеми из них. Дело в том, что люди перечисляют довольно объективные вещи об игре, но в итоге они складываются в субъективную оценку (что абсолютно нормально) и эта оценка с моей всё же не вяжется. Ладно, поговорим о моих впечатлениях. Будут СПОЙЛЕРЫ, так что предупредил.
Первую часть прошёл дважды. Не скажу, что это прям моя любимейшая игра, но концепт, сеттинг и исполнение было отличным. Идея с психозом вообще отпад! История ощущалась целостной и законченной. Здесь же я поначалу вообще не особо понимал какое такое желание дала Сенуа. Ближе к середине разобрался, но ладно, сочтём невнимательностью. Тем не менее, история про то как она пускается в поиски племени, которое вырезало ее деревню и убило возлюбленного, попутно помогая местным жителям с великанами, меня не зацепила вообще. Об этом больше в конце.
Я понимаю, что геймплей в подобных играх не самое важное, но если сравнивать с той же первой частью, он стал ещё нуднее чем раньше.
Во первых: боевая система. Да, у нас есть разные типы врагов, парирование, уклонения легкие и тяжелые атаки и всё это ощущается крайне приятно и отзывчиво. Но боёвка никак не развивается на протяжении игры (подачка зеркала вначале не в счёт). Вы всегда будете сражаться только с 1 противником! После убийства которого вы очень кинематографично переходите в сражение со следующим. При чём в первой части были сегменты, когда вокруг было много врагов. Здесь же был момент, когда драугры атаковали деревню и я подумал: "Ну вот сейчас в составе команды я подерусь на славу!" Но нет, опять бой 1 на 1, прошу вставайте в очередь) Разве что в перерывах между киллами нам показывают как сражаются другие участники и никакого "тактильного" взаимодействия с ними не происходит. Вдобавок в первой части тебя пугали неким "проклятьем" ГГ, которое распространялось по ее руке при каждой смерти и если умереть слишком много раз игра могла закончиться. А тут при смерти тебя кидает в начало боя именно с тем болванчиком, который тебя убил и смерти не ощущаешь вообще, т.к. она никак не наказывается.
Во вторых: ХОДЬБА) Да, в первой части её тоже было много, но там её разбавляли отличные локации и самое главное (как по мне) офигенейшие истории из Старшей Эдды. Я даже после игры купил сборник этих историй! Плюс в каждой главе была своя история. Тут же тотемы поведают вам только один рассказ на всю игру, а альтернативой им будут спрятанные деревца, которые рассказывают о Hidden Folks (рус перевод делать лень). И эти истории никакущие абсолютно (тут оч субъективно, конечно, но всё же). По поводу локаций, не поймите меня не правильно, я играл на максимальных настройках в 2К и игра выглядит просто бомбезно, но сами локации довольно схожи друг с другом. Плюс много пустой беготни без диалогов и от того по локациям мега уныло перемещаться, особенно в главе с пещерами (твист "с мечом самой себе" прикольный, но если бы она его не отдала ничего бы не изменилось).
В третьих: головоломки. Мне кажется, что в первой части и в этом плане было лучше и разнообразнее (но не уверен), а тут у нас поиск ракурсов и изменение реальности чтобы... найти ракурсы... ок.
Боссфайты довольно посредственные. Первый великан ШИКАРЕН! После занудных похождений по пещерам, тебя кидают в такой классный и красивый экш, при этом ставят целью не убийство, а желание помочь, образумить и успокоить тревожную душу одного из местных бедолаг. И всё это в красочных декорациях всплеска лавы и звона барабанов. Круто! Но блин... Второй босс это тоже самое, только в других декорациях. Почему? Обидно :( Третий босс просто сражение 1 на 1. Зрелищное, с крутой постановкой, но после первых двух боссов выглядит просто норм.
Голоса в голове героини присутствуют, но какого-то эмирсивного погружения, как в первой части, они не дают, будто просто напоминают что ты играешь в Хэллблэйд.
Ещё хотел бы отметить момент в лесу, когда герои теряют друг друга и нам дают возможность выбрать кого вывести из тумана. Я когда увидел, подумал: "О! Круто, некая нелинейность, вряд-ли она на что-то повлияет, но интересно как это обыграют". Ага. Никак не обыграли, проходишь 10 метров и другой напарник уже рядом. Зачем было делать на этом акцент? Не знаю.
В конце о дальнейшей судьбе героини намекают через историю финального босса (о том как развращает власть (я так понял)) и игра сразу обрывается. Я сидел с одной мыслью: "Неужели всё?! Дайте мне походить ещё часик, но не завершайте игру вот так!".
На протяжении второй половины игры у меня было чувство, что если бы из этого сделали мини-сериал на 3-4 серии, то мне бы ОЧЕНЬ понравилось такое творение, но как игра Сага ощущается очень нудной и не считая технического исполнения хуже первой части.
P.S. Будет здорово выслушать и обсудить любую критику по моему отзыву. Я из тех людей которые очень стараются разобраться, почему мне не настолько понравился тот или иной проект, когда многим он зашёл куда больше. Так что пишите, поболтаем. Буду рад изменить точку зрения.