Вновь игровой год богат на события: в 2023 г. на смену новостям «кто-то кого-то купил, а потом уволил половину штата разработки» пришли «абсолютно не играбельная на релизе игра». Что не месяц, всегда находился новый чемпион по количеству негативных отзывов в Steam или на Metacritic. Больше всего не везло версиям игр на ПК, но были и те, чей одновременный запуск на всех платформах хромал на обе ноги. Можно подумать, что вновь нерадивый издатель запретил перенос игры, дабы уложится в срок до закрытия финансового года. Это всё интересные теории и свои мысли я подытожу в конце, но меня заинтересовало другое: кто из разработчиков всё же довёл дело до конца и исправил недостатки своего детища.
Наверняка столь громкие провалы отпугнули от игр значительное число потенциальных игроков. Я решил пробежаться по интересным играм этого года, чей релиз был омрачён либо скорбным техническим состоянием игры, либо скудностью её геймплея. Подобрав десяток игр, установил их со всеми вышедшими патчами, доступными на конец 2023 г., запустил и поигрался с настройками. Цель: посмотреть, как игра ведёт себя на максимальных настройках графики, можно ли добиться стабильных 60 кадров и что там с геймплеем?
Моя система:
- NVIDIA GeForce RTX 2060 SUPER
- 12th Gen Intel (R) Core (TM) i7-12700K
- 32 GB RAM
- 1920×1080, 60Hz
- NVMe SSD 1024 GB
- Windows 11, 23H2
Тестирование не шибко репрезентативное: рассматриваю я только версии игр для ПК, а моя видеокарта не отвечает последним веяниям моды. Тем не менее и запросы у меня скромнее: разрешение 1080p при 60 кадрах в секунду. А вот современные видеокарты должны уметь уже 4к при 90-120 кадрах. Также я дополнительно загружаю свою систему запустив один браузер с 50 вкладками, а в другом просмотр какого-нибудь стрима на Twitch в разрешение 720p. Понадеюсь, что этого будет достаточно, чтобы достоверно оценить, насколько играбельны стали проекты.
The Callisto Protocol
Игра от того самого разработчика, той самой Dead Space, и которая в излишнем представлении не нуждается. The Callisto Protocol вышла не в 2023 г., но закрывала 2022 г. в декабре, и мне она видится той самой игрой, с которой и началось шествие поломанных на релизе игр. Её называют самой-самой первой АААА-игрой с замахом в графику самого-самого следующего поколения. А по итогу Глен Скофилд покинул основанную им же студию Striking Distance, наверняка по результатам протокола одного из её заседаний.
Печально знаменитый релиз игры вызвал у игроков разные эмоции, но среди них не было позитивных: в основном досаду, разочарование, истерику. Игра отказывалась работать на видеокартах последнего поколения хоть в каких-то стабильных границах частоты кадров. Проблема касалась и версии игры для консолей. Каждый новый патч всегда содержал хотя бы одну небольшую строчку вроде: «Улучшена производительность ПК-версии» или «Компиляция шейдеров трассировки лучей ускорена» или «Исправлена ошибка трассировки лучей, приводившая к падению игры». Последний патч датирован июлем 2023 г. и исправляет сохранения в «Новой Игре+».
На моей конфигурации с максимальными настройками графики игра работает в 30 фпс… в среднем. В спокойных секциях игры счётчик доходит до показателя 44 кадра, в драках никогда не падал ниже 30, а вот при переходе в новые просторные локации проседает до 16. Но только при переходе, через пару секунд показатели снова стабилизируются, можно с уверенностью считать бутылочным горлышком именно видеокарту. В целом основную нагрузку даёт RTX, без него получаем 60 кадров в секунду, а включенный FSR 2.1 даёт прирост в 10 кадров, но портит картинку даже в режиме «Качество», да и трассировка лучей с ним кажется урезанной.
Те игроки что таки пробились через технические тернии увязали в геймплейных. Боёвка скучная, уклонение примитивное, враги толпой бьют больно, сюжет «ну такое», один босс на всю игру, выскакивающий 4 раза подряд, ну и жанр вроде «ужасы», а что-то не страшно не фига. И вот тут есть хорошие новости: все патчи после критических заплаток на релизе уже содержали улучшения игрового опыта. Упростили битвы с несколькими врагами, те реже стали нападать со спины, изменили угол камеры в боях, теперь протогонист и его оппоненты не вылазят за границы экрана, ускорили анимации лечения, перезарядки, смены оружия, даже двухголового упростили на минимальном и среднем уровне безопасности. Кому-то из игроков такие нововведение не пришлись по вкусу и вскоре разработчики добавили усложненный режим. Ну, а вишенкой на торте разрешили пропускать катсцены, а также добавили авто воспроизведение аудио логов, да ещё и переместили их в другие комнаты, чтоб их звучание не пересекалось с сюжетными разговорами и другими игровыми моментами.
Если вдруг не обратили внимание, то все исправления игрового процесса никак не влияют на основные претензии игроков, которые я описал чуть ранее. Ну разве что против толпы драться не так больно стало. Все эти «проблемы» — ядро игры, она была задумана такой, исправлению это не поддаётся. Игра получилась скучнее, чем обещали в рекламных роликах. Просто теперь она вызывает и позитивные эмоции.
Forspoken
Игра от тех самых разработчиков многострадальной Final Fantasy XV. Вроде как они научились работать с проприетарным движком от Square Enix и теперь должны были показать всем как надо делать игры с графикой и геймплеем следующего поколения. Но отчего-то игроки решили побыстрее позабыть Forspoken.
Первое, о чём предупредили разработчики, что для игры на ПК желательно иметь NVMe SSD, и только на нём будет работать революционная функция ускоренной загрузки Microsoft DirectStorage. Страшно подумать, как игра работает на HDD. Тем не менее на релизе техническое состояние игры не сильно беспокоило сообщество игроков. Не было экстренных патчей на второй день, новостные сводки не пестрили заголовками о полнейшем провале команды разработки, саму игру в обзорах катастрофой не называли. Даже если взглянуть на содержимое патчей, там какие-то незначительные мелочи: исправили режим HDR, поправили несколько объектов и работу источников света, обновили FSR до 3.0, и прочие мелкие правки. Но одного SSD оказалось недостаточно, видеокарта всё же требуется по новее — мне удалось запустить игру в почти стабильных 60 кадрах только на средних настройках и DLSS в режиме «Производительность» — оптимизацию для поддержанных видеокарт не завезли, увы.
Кто-то может сказать, что главная проблема Forspoken — сюжет, но больше всего нареканий вызывает геймплей. Конечно, частично вина лежит на авторах сценария: тебе дают огромный открытый мир, но сначала затягивают с получением способностей для его исследования, а потом запирают в невидимом коридоре — иди строго по маркерам квестов, шаг в сторону — и мы загрузим тебя на контрольную точку, хорошо хоть катсцены и диалоги персонажей разрешено пропустить. Из приятных бонусов, добавленных с патчами: возможность отключить болтливость браслета, опции переключение захвата целей, отключение получения урона от своей же магии, баночки для воскрешения главной героини в бою. В боевую часть также добавили новую атаку, а вот заклинания никак не меняли, да это и не требовалось — боёвка увлекательная и динамичная. Правда порой героиня вместо уклонения в сторону подпрыгивает в воздух и застывает в красивой позе, мол «смотрите, как красиво я могу помереть» — это немного раздражает.
Вроде и игру не бросали, а вроде авторы могли бы сделать больше. В своё время для FF XV переделали финальную главу целиком, а тут хватило бы убрать дурацкое коридорное ограничение и переписать вступление: а то не шибко умные бандитки нашли Фрей в Нью-Йорке за пару часов, а вся стража небольшого поселения на 1000 человек нигде не может разыскать самую опасную демонессу. И почему Фрей не взяла сумку с деньгами и с ней не пошла кота искать? Да и тот сомнительный ход с маленькой девочкой. Ой, всё! Не собирался же сюжета касаться…
Wanted: Dead
Игра от тех самых разработчиков, той самой Ninja Gaiden. Она хоть и не получила много отзывов, но концепт и картинка привлекает внимание. Игра яркая и пёстрая, и по-своему безумна, как это часто случается у японцев. Технические характеристики у игры скромные, так что проблем с производительностью у неё не было, для динамичной игры это важно. Упростили графику, персонажи выглядят пластмассовыми — разумное решение, в целом хочется похвалить. Графические настройки я выкрутил на максимум и всё равно получил стабильные 60 кадров. Так почему игра померла ещё на релизе?
Проблема в геймплее. Разработчики ураганных слешеров делают новую игру и по трейлеру видно, как девушка с катаной порхает от врага к врагу, заливая всё и вся кровью. Динамичный экшен — это успех. Но играется всё не так шустро. Героиня не спешит выполнять команды от игрока: медленно поднимает катану для блока, парирование можно сделать только в режиме обучения, когда враги не атакуют с 5ти сторон одновременно, сбивая с ног нашу подопечную, а та в свою очередь опять же не охотно поднимается с пола. Мой любимый момент — перезарядка дробовика: девушка медленно, сконцентрировав всё внимание на оружии в руках, методично вставляет патрон за патроном в обойму. И эту анимацию невозможно прервать ни атакой катаной в ближнем бою, ни блоком, ни выстрелом из пистолета, дождись пока все 7 патронов окажутся в обойме — потом можешь делать что хочешь.
Наличие в игре огнестрела также сомнительно. Он здесь явно чтобы разнообразить геймплей, но можно выпустить обойму в голову рядовому противнику, а он так и не упадёт. Да и пресловутого импакта от стрельбы и попаданий во врага не ощущается. В данном контексте упомяну разницу в управление на клавиатуре и геймпаде: стрелять удобнее с мыши — тут всё по закону экшенов от 3-го лица. Но вот атаки ближнего боя в результате переехали на клавиатуру и будь любезен сначала под себя их настрой, а потом постарайся не раздолбать клаву долбёжкой двух кнопок. На геймпаде всё ровно наоборот: ближний бой прям создан под геймпад, а прицел при стрельбе даже с автонаводкой бесполезен, враги либо сидят за укрытием и выцелить их совсем непросто, либо они убегают в сторону и стиком прицел вести за ними не успеваешь — ни о каком динамичном ускорении речи не идёт. Тебя скорее со спины настигнут и нарежут на кусочки, чем ты кого-то в далеке расстреляешь.
Игра вышла 14 февраля 2023 г., а уже буквально 20 декабря 2023 г. получила свой первый патч, всего каких-то 10 месяцев спустя. Список изменений не велик: парочка технических оптимизаций, проблема с зависанием в каких-то отдельных частях игры, ну и убрали тормоза при подборе бензопилы и чуть ещё по мелочи. Но никаких изменений в геймплее, добавление плавности механик, отзывчивости управление — нет, данным патчем разработчики прямо говорят: наша игра была идеальна с самого начала. Не баг, а фича — не могу их судить, они художники, они так видят.
Вынужден признать — добавление игры в данный список мой недосмотр. Я рискнул предположить, что разработчики посчитают, что у их детища есть недостатки, которые следует исправить. Или же прислушаются к мнению игроков, купивших игру и оставивших смешанные рецензии игры в Steam. Конечно, авторы пообещали продолжать улучшать игру и добавлять новый контент и в 2024 г., но никакой конкретики не сообщили. Да и кто вспомнит эту игру ещё через год? Фанаты японской дичи? Уверен они прошли её ещё на релизе и остались в полном восторге.
The Last of Us™ Part I
Шедевр, не нуждающийся в излишнем представлении. Статус иконы видеоигр. Две сотни наград. Игра, как произведение искусства. Лучшее кино от мира интерактивных развлечений. Бета-тест, затянувшийся на 10 лет, и его всё равно оказалось недостаточно. Релиз ПК версии The Last of Us™ Part I, столь ожидаемый приверженцами православной платформы, был омрачён кривыми руками бездарных разработчиков, а тестеры явно были под грибами.
По сложившейся традиции 2023 года первый хотфикс для игры выходит уже на следующий день, он убирает подвисания и добавляет дополнительную диагностику при падении игры во время первичной компиляции шейдеров. На следующий день выпустили ещё один патч на скорую руку. А ещё через неделю владельцам карт от NVIDIA RTX 30хх серии посоветовали обновить драйвера. Первый месяц, апрель, в принципе был богат на патчи, спецам из Naughty Dog и Iron Galaxy уважение. Исправлены вылеты тут, там и много ещё где, улучшена производительность ЦП и ГУ, ускорена загрузка шейдеров, добавлены новые пункты в меню настройки графики, улучшены функции DLSS и FSR 2. Затем каждый следующий месяц выходили крупные патчи, продолжающие улучшать производительность игры, исправляющие мелкие баги на отдельных этапах игры вроде не прогруженных текстур, поломанного освещения и звуковых эффектов, работу контроллеров Xbox и DualSense, фоторежим. Последний патч датирован 23 августа 2023 г. и исправляет минимальное число проблем с релиза игры, как бы намекая, что на этом всё.
При первом запуске игра компилирует шейдеры, причём отображает две отдельные полоски — для основной игры и для дополнения Left Behind. В моём случае на это ушло минут 7, половина из которых была ловко запрятана за первоначальную настройку яркости и опций доступности. Уж не знаю заслуга это патчей, NVMe SSD или того и другого, но на релизе компиляция составляла около 3 часов. После наконец можно зайти в параметры и обомлеть: такого количества отдельных пунктов настроек графики я до этого видел только в играх Rockstar. Игра определяет, насколько загружена видеокарта системой и приложениями, и выставляет настройки аккурат под доступную видеопамять. И забегая вперёд скажу, что желательно ничего больше не менять — игра знает себя лучше. В срежиссированных сценах, вроде пролога, частота кадров почти стабильно держится на 60, но в динамических, зависящих от поведения врагов, проседает до 40-45. Честно говоря, я связываю это с тем, что игра изначально разрабатывалась под 30 fps PS3, потому что эти 40-45 кадров не показались мне критическими для геймплея. Потеря кадров будто не важна, когда прицел даже на мышке ведёт из стороны в сторону. Позже поигрался с настройками, выставил рекомендованные GeForce Experience, DLSS выиграл 10 кадров, приятный бонус, но отчего-то волосы всех персонажей стали соломой. Вернул как было — ничего не изменилось, перезапустил игру — тоже самое. Спасла только перезагрузка всей системы.
Наверное, запусти я игру на релизе, тоже был бы нелестного мнения о мамках разработчиков. Но изучив все отчёты об исправлениях, и лично узрев чудеса автоматического подбора настроек графики могу заключить, что команда поработала на славу. В Naughty Dog действительно верят, что единственные кому они уступают — это Rockstar, похожий подход к портированию игр на ПК и их качеству заметен. И это, блин, реально достойно уважения.
The Last Case of Benedict Fox
В апреле 2023 г. состоялся релиз The Last Case of Benedict Fox. Игра не является дебютной для молодой польской студии «Plot Twist», но для выходцев из других именитых студий и ветеранов индустрии, работавших над Dead Island, Dying Light, The Witcher, Cyberpunk 2077, For Honor, Watch Dogs 2 и Hitman (информация взята с их официального сайта), данная игра должна стать визитной карточкой, тем самым заявив о новом игроке на рынке видеоигровых развлечений… Ладно, это не совсем честно, я уже использовал данное вступление в обзоре этой игры тут в блогах. Повторятся не стану, но кратко пробежаться по этому хтоническому ужасу стоит. В послесловии я предположил, что через пару месяцев с релиза игру починят. Ошибся ли я?
Технических огрех у игры можно сказать и не было: автосохранение не всегда работало как следует и был риск потерять прогресс пары часов, а ещё не прогружалась доска с расследованием (читай: кратким содержанием сюжетной линии). Но и то и другое починили где-то в первые две недели с релиза игры. Были ещё небольшие пролаги во время автосохранения — их тоже исправили, а также уменьшили частоту появления. Бывает бежишь по пустому коридору, где и врагов-то нет, а игра подвисает два раза подряд.
А вот геймплейных недоработок у игры было в разы больше. Снова не стану перебирать все, сразу перейду к тем, что исправили. Да! Сюрприз-сюрприз, исправили, и довольно много. Даже не знаю с чего начать: с двойного прыжка или плавности управления героем? По мне так эти две проблемы были главными и равнозначными. Двойной прыжок теперь не зависит от того есть над героем потолок или нет, его Компаньон оттолкнётся своими щупальцами от пола или притянется к ближайшей стене. Да и сам прыжок стал выше, позволяя перепрыгивать толпы врагов, герой быстрее передвигается, шустрее откликается на нажатие кнопок, цепляется за уступы. Удары ножом в ближнем бою также ускорены, как и вытаскивания пистолета из кобуры (насчёт последнего не знаю, я разницы не заметил). Ну и ИИ противников тоже поправили… частично.
Последний патч к игре вышел в конце июня 2023 г. и следующий, по заверениям разработчиков, будет готов где-то в начале 2024 г. Ждём окончательные правки ИИ врагов, новые квесты и головоломки, поддержку ультрашироких мониторов и может что ещё вкусного добавят. Да, не могу не отметить, что русского языка в игре нет и не планируется. В целом я приятно удивлён: с технической стороны всё гладко, многие шероховатости отполированы, а игру продолжают улучшать. Бывшие разработчики Cyberpunk 2077 в итоге не подвели.
Star Wars Jedi: Survivor
Тот самый сиквел Star Wars Jedi: Fallen Order, крупный релиз долгожданной игры от именитой студии с богатой историей. С релизом первой части у Respawn особых проблем не возникало, а вот релиз Star Wars Jedi: Survivor превратился в проблему размером с далёкую-далёкую галактику. Фанаты наверняка проходили игру на релизе, но как дела обстоят сейчас и может даже им стоит перепройти игру и почувствовать разницу?
Почти все патчи содержат в себе уже обыденные для этого года строчки: «улучшение общей производительности», «повышение стабильности кадровой частоты». Причём отдельно упоминается улучшение производительности с включенной трассировкой лучей и без оной. Строчки почти дословно переходят из патча в патч, лишь изредка добавляя, что также поправили сбой сохранений и различные вылеты игры, прикрутили поддержку DLSS, которой не было на старте. В последнем от 10 октября 2023 г. из примечательных правок очередное улучшение отражений при отключенной трассировки лучей. Большего упоминания удостаиваются геймплейные исправления, а точнее баги, мешавшие прохождению игры: не срабатывали анимации, бессмертные противники, герой проваливался под текстуры, сбой интерактивных предметов. Правок механик игры не было, окна парирования не увеличивали, как это было для оригинала.
Ну, могло быть и хуже. Каждый запуск игры сопровождается компиляцией шейдеров, а вот в прочих играх хватало первичной, да, он длится секунд 30, но каждый раз сбивает настрой. На максимальных настройках можно получить плавающие 40-45 кадров, но играть неприятно, просадки присутствуют постоянно, то в новую локацию переходишь, то враги свежие выпрыгивают. Трассировка лучей съедает те самые 15-20 кадров, но добавляет приятной яркости в пейзаж. Игра состоит из просторных локаций, уменьши дальность прорисовки, качество текстур — получить 60 кадров не проблема. DLSS стабильно полезный, в режиме «Качество» выигрывает 10-15 кадров, но ухудшает картинку, если бежать вперёд сломя голову можно и не заметить. В релизной версии катсцены проваливались до 30-35 кадров в независимости от настроек графики, сейчас ситуация улучшилась — они проваливаются до 40-45, но лишь вначале, медленно возвращаясь к максимальному значению. Эта проблема существовала в том числе на консолях, не думаю, что её смогли полностью поправить там. Ещё один приятный бонус — игра ни разу не вылетела на рабочий стол, а вначале на это было много жалоб.
Повторюсь — это не самая ленивая работа над ошибками. О бывших технических проблемах можно вспомнить только если сам играл на релизе, к игре почти не осталось претензий. Не стоит забывать, что игра построена на видавшем виды UE4. Видимо его так сильно напичкали улучшениями графики, что сами же едва справились с оптимизацией. Star Wars Jedi: Survivor очень красивая игра, и ей пора дать второй шанс, жаль это всё ещё посредственный соулслайк.
Redfall
И вновь игра от именитых разработчиков, на сей раз той самой Prey. Нет, другой, 2017г. Студия Arkane поднаторела за последние годы, но от своей успешной формулы — стелс-экшен от первого лица с пушками и сверхспособностями всё не отходит. Теперь история вертится вокруг вампиров, разворачивается в наши дни, и, ах да, поддерживает полноценный кооператив на 4х человек. Вроде всё отлично, но беда пришла откуда не ждали.
Долгожданный для многих фанатов студии релиз обернулся зловещим кошмаром. На Redfall было страшно смотреть, топовые видеокарты свежей выделки не справлялись и на низком качестве графики. В мгновение ока игра скинула Star Wars Jedi: Survivor с пьедестала худшего ПК-порта. Частые вылеты, разрывы соединения онлайн сессий, скучный ИИ врагов, баги, блокирующие продвижение по квестам — перечень не полный, но его достаточно, чтоб отбить всякое желание играть в «это». Проблемы игры признал даже Фил Спенсер из игрового подразделения Microsoft, а Redfall как бы был доступен в сервисе Game Pass сразу на релизе, а это могло в итоге негативно сказаться на судьбе студии. Но разработчики клятвенно пообещали игру не бросать и уже через неделю выпустили первый хотфикс, а вслед за ним и полноценный патч. Осенью ещё два, ноябрьский стал последним в уходящем 2023 г. Если говорить коротко об этих патчах, то… Вау!
Они всё починили! Может не всё, но играется так будто вообще всё и Redfall чуть ли не лучшая игра года. Моя конфигурация на «Ультра» настройках выдаёт постоянные 60 кадров, без намёка на провисание. Я даже не могу сказать сколько кадров добавляет DLSS или FSR 2.1. Картинка не отличима от прошлых игр студии — так должна выглядеть и работать игра, из года в год не меняющая движок. Стрельба и взрывы сочные, а динамическая смена дня и ночи работает на атмосферу. Не знаю был ли на релизе RTX, сейчас его нет, с ним такой плавности было бы не добиться. Блестящая работа над ошибками, как минимум с технической точки зрения. Давайте немного про геймплей.
Тут у нас вновь прекрасный пример работы с сообществом игры. Многие улучшения игрового процесса явно сделаны на основе отзывов игроков. Улучшен ИИ простых болванчиков, атаки вампиров эффективнее, мини-боссы усилены, враги чаще появляются на карте мира и гораздо разнообразнее, добавлены новые вампирские гнёзда, появился полноценный стелс с мгновенным убийством со спины, а в описании оружия явно пишут «с глушителем», если таковой установлен. В описании патчей ещё много чего интересного, даже не могу выделить что из этого действительно важное улучшение, но основное, как мне кажется, перечислил, и только за это игре можно многое простить и дать второй шанс.
Целиком игру не проходил и все нововведения сам лицезреть не мог. Также не пробовал игру в коопе, насколько там весело стало могу лишь догадываться. Но вот если переживали за игру и Ваше сердечко болело за студию Arkane, то надеюсь я принёс Вам добрые вести.
The Lord of the Rings: Gollum
Новая игра, от бывших разработчиков серии квестов Deponia. На самом деле я не знаю был ли кто из команды разработки The Lord of the Rings: Gollum причастен до этого к Депонии, всё-таки игры разных жанров. Но разработчики действительно бывшие — отдел разработки Daedalic Entertainment закрыли, а часть людей уволили. Один из крупнейших провалов этого года: ужасное техническое состояние игры и такой себе геймплей. Что привело Горлума к столь роковому финалу анализировать не стану, но вот смогли авторы игры напоследок сгладить углы или нет — интересно.
Первый, он же и последний, патч для игры вышел под конец июля 2023 г., аккурат через месяц после новости о сокращении штата разработки. Будут ли ещё заплатки я информации не нашёл. Список с исправлениями получился внушительный, причём как таковых технических исправлений раз-два и обчёлся, и в основном они касались ошибок применения настроек DLSS. А вот критических для прохождения багов исправлено вагон и маленькая тележка. Я невольно задался вопросом: «Игру хоть кому-то удалось пройти на релизе?». Исправлен с десяток непрогружавшихся предметов, закрытых дверей и стоящих столбом NPC, столько же ситуаций приводивших к софтлоку, несколько незапланированных экранов «конец игры» во время катсцен и этапов с побегом от преследователей, множество сбоев в цепочках квестов и их маркеров, неправильный угол камеры в целой кучи локаций и ещё несколько мелких заурядиц, не ломающих геймплей, но отвлекающих внимание от погружения в игру.
Действительно ли большая часть проблем игры устранена я не проверял — проходить игру до конца не стал, мне лишь требовалось посмотреть, как дела с производительностью. Около часа на стартовой локации я перезапускал игру снова и снова, меняя настройки графики и пытаясь подобрать идеальную комбинацию красивой картинки и стабильной кадровой частоты. Результат был интересным: если отключить трассировку лучей, игра работает в 60 кадров с постоянными просадками на случайное число от 1 до 30 вне зависимости от настроек детализации текстур, сглаживания и прочего, а картинка при этом выглядит одинаково. Трассировка лучей опускает доступные кадры в секунду до 30, а сама игра начинает их ронять до 15 в свойственной ей манере, при этом лучи лишь добавляют отражения водной глади. Очень хорошо показывает себя динамическое разрешение: DLSS поднимает частоту до 55 кадров. Кстати, всё это никак не влияет на катсцены, они запускаются на движке и всегда в 30 кадров или меньше независимо от настроек графики.
На мой скромный взгляд именно The Lord of the Rings: Gollum стал главным провалом 2023 г. Последний месяц года выстрелил с The Day Before, некоей пародией на настоящую игру, но её никто сильно не ждал, закрывшаяся студия насчитывала плюс-минус 5 человек, а игра уже заинтересовала энтузиастов с просторов интернета, которые хотят возродить её в оффлайн режиме. The Lord of the Rings: Gollum не только прекратил существовать и развиваться сам, но и сбросил в недра роковой горы именитую игровую студию.
Bonus
Получилось неловко, я вроде обещал 10 игр, а их всего 8. В 2023 году вышло ещё пара проектов достойных упоминания, но вышли они осенью, и к концу года говорить о них наравне с прочими играми не честно. Первый — горячо любимый и обласканный критиками Starfield, а другой — тихий и ведущий размеренную жизнь Cities: Skylines II.
Про Starfield я всё понял часа за 4 и пошёл по совету Тодда Говарда обновлять ПК, моего запала хватило только на NVMe SSD, но и с ним игра заиграла новыми красками. Но пока я ждал своей обновы, подъехали оценки прессы, обзоры, отзывы игроков и желание возвращаться в игру отпало намертво. Опять же расписывать все вышедшие патчи рано — их банально недостаточно. Но поскольку мы говорим о игре Bethesda, то стоит ожидать, что так или иначе игру поправят в некоем отдалённом будущем, разработчики придумают как правильно расширить игру аналогично с Fallout 76, а фанаты создадут тысячи модификаций каждому на вкус и цвет. И вот тогда к игре можно будет вернуться.
А вот в Cities: Skylines II я наиграл больше сотни часов и про неё я могу рассказать гораздо больше, но по итогу это сведётся к абсолютно тем же тезисам. Продолжение отличного градостроительного симулятора от тех же разработчиков из Colossal Order. Буквально за неделю до релиза издатель объявил, что игра выйдет в срок, но только на ПК и в удручающем состоянии, которое обязательно исправят в некоем отдалённом будущем, разработчики придумают с десяток расширений для игры аналогично с оригинальной Cities: Skylines, а фанаты создадут тысячи модификаций каждому на вкус и цвет. И вот тогда к игре можно будет вернуться.
Не сейчас, но может через два-три года, подобно No Man’s Sky или Cyberpunk 2077 они обе воссияют, или на худой конец станут играбельными. На это вполне можно рассчитывать — игры создавались, чтоб приносить прибыль ещё несколько лет, как и предыдущие проекты студий разработчиков. У них была преданная база фанатов, готовая поддержать их на раннем этапе, а все огрехи со временем были бы исправлены и тогда к игре подтянется новая аудитория. Как не хочется подчёркивать очевидное, но это всё смахивает на концепцию раннего доступа. Это неправильно обвинять столько крупные уважаемые студии в подобном подлоге, но…
…но это применимо ко всем играм из моего списка поломанных игр 2023 года. Да и не первый раз подобная практика встречается, уже многие годы компании так или иначе скрывают сырость проекта словами «недоглядели, сейчас всё исправим» — это уже стало обыденностью, считай каждый второй проект, со всеми этими патчами первого дня и ежемесячным обновлениями — ранний доступ. Можно поспорить, мол игры стали больше, сложней, да и раньше проекты выходили сырыми, просто патчи распространять сложнее было, но я тут никого не обвиняю и не пытаюсь найти первопричину. Мне интересней констатация факта: повсеместный ранний доступ — суровая действительность.
Ещё один очевидный факт — релизы игр на консолях куда стабильнее, чем на ПК. Пиратство сильно вредит продажам — основная ставка на консоли, и игры оптимизируют именно под них. И если современные процессоры и видеокарты вполне превосходят железо консолей, то теперь стандартом также считается NVMe SSD, о котором я уже не раз упоминал. Он уже постоянно встречается в рекомендованных конфигурациях для современных игр, но скоро станет минимальным требованием для запуска всех будущих игровых проектов.
Лучшие комментарии
Ага
Потому что во всех искбоксах одно и тоже железо, как и во всех плейстейшнах, чего про все ПК не скажешь.
Хватит распостранять эту байку от издателей. Вред от пиратства не доказан, зато есть исследование (ссылка внизу) о том, что оно НЕ ВРЕДИТ.
Релизы стабильнее, потому что «железо» в консоли известно, и его проще оптимизировать, что стопицот комбинаций видеокарт, процессоров и т.д. в ПК. И то, как показывают релизы последних лет, далеко не все с этим справляются.
У меня примерно такая же конфигурация, из всего списка на релизе играл только в Старфилд и Last of us. Первый вроде бы не тормозил, но я его быстро дропнул, а вот с ластухой было прям печально. Даже спустя ворох патчей мне приходилось вручную запускать компиляцию шейдеров на каждом запуске игры, потому что они регулярно слетали и меня встречали ужасные волосы и Ашот Джоэл
В Джедая играю сейчас, на средне-высоких, и вроде оно даже стабильно идёт, без лагов и провисаний. К слову, пару дней назад на него накатили ещё один патч, но вроде без глобальных правок. Во всяком случае, народ в комментариях стабильно бомбит.
А так — пост хорошая «таблетка для памяти». Жаль, что качество игр стало так сильно проседать на релизе, и что игроки, что разработчики с этим постепенно смиряются в духе «Ну поправим/-ят потом с патчами, через полгодика поиграю».
Неплохо-неплохо. Слог весьма хорош, прям годная публицистика. Осталось подтянуть пунктуацию и правописание в некоторых моментах, но уверен, что дело не столько в уровне грамотности, а в качестве редакторы текста, коль таковая в принципе имела место быть.
В общем, материал хорош.
Банально некому было показать статью на вычитку
Печально, если так. Желаю найти подходящего для этого человека.)
Таких подборок часто не хватает. Выходят игры плохими, а через годик, когда как раз скидки хорошие появляются, оказывается, что разработчики многие недостатки исправили, но все молчат. Я лишь через англоязычные форумы узнал, что переиздание Tales of Symphonia Remastered на Сыче починили, но к тому моменту я еë купил на Ящик.