19 января 2019 19.01.19 105 163K

Итоги 2018-го игрового года

Кому-то подведение итогов 2018-го сразу после завершения года покажется глупым занятием. Действительно, лишь в каком-нибудь 2020-м до нас дойдёт, высоко ли взобрались творцы калибра Rockstar и Sony Santa Monica и низко ли пали другие разработчики — да, Bethesda, это про тебя. Ведь объективные выводы возможны лишь с приличной дистанции. А кто суёт свой маленький, вялый причинно-следственный оптимизм во вселенский хаос и сразу расставляет точки над i, тот, скорее всего, ошибается. Например, в 2017-м и читатели, и редакция StopGame выбрали игрой года Wolfenstein II: The New Colossus. Шутер отличный, спору нет, но сегодня есть немало поводов пересмотреть его лидерство.

То же самое можно сказать и про нынешние итоги: отнеситесь к ним как к возможности наверстать упущенное и познакомиться с хитами, которые были обойдены вниманием. На истину в последней инстанции мы не претендуем. Надеемся, вы тоже.

Номинанты: Assassin’s Creed Odyssey (4.97 % голосов пользователей), Far Cry 5 (10.50 %), God of War (40.65 %), HITMAN 2 (2.58 %), Marvel’s Spider-Man (20.03 %), Monster Hunter: World (3.67 %), Red Dead Redemption 2 (17.60 %).

Выбор читателей: God of War.

Выбор коллектива StopGame.ru: God of War.

Жанр для тех, кому охота выпустить пар, пострелять в виртуальных злодеев и потыкать в них ножиком, — занятие как раз для рождественских праздников, когда нужно сбросить груз лишних эмоций. За год мы успели оторваться на всю катушку в Древней Греции, нюхнули пороху и конского пота на Диком Западе, разделались с сектой реднеков из округа Хоуп, а заодно угомонили банду суперзлодеев из комиксов. Но если уж давать волю ярости, то с олимпийским размахом — на этом поприще God of War не знает равных.

Хотя Кратос сбавил обороты, став героем педагогического боевика, и уж давно не таскает дам за волосы, забот у него только прибавилось. С одной стороны, надо воспитывать сына, а с другой — надирать задницы скандинавским богам и троллям. Всё это подано единым планом и с прежней грандиозностью сцен насилия: мальца-то приходится не только защищать, но и учить жизни в мире, где человек человеку Фенрир. За что обновлённый и более понятный современному геймеру «Бог войны» и получает первое место.

Номинанты: The Banner Saga 3 (5.74 %), Kingdom Come: Deliverance (42.91 %), Ni no Kuni II: Revenant Kingdom (5.62 %), Octopath Traveler (1.75 %), Pathfinder: Kingmaker (4.82 %), Pillars of Eternity II: Deadfire (14.50 %), Super Seducer 2 (8.21 %), Thronebreaker: The Witcher Tales (10.47 %), Vampyr (5.98 %).

Выбор читателей: Kingdom Come: Deliverance.

Выбор коллектива StopGame.ru: Kingdom Come: Deliverance.

Геймеры требуют от RPG слишком многого: и чтобы сценарий был не абы какой, и мир продуманный, и прокачка героя в десять этажей. Объединив это всё да добавив нелинейность повествования и стилизацию под классическую изометрию, получим Pillars of Eternity II: Deadfire — самый удачный комплимент седой старине в 2018-м. А с карточной механикой в основе — Thronebreaker: The Witcher Tales, чуть менее традиционный вариант «ГВИНТА» с сюжетом, знакомым по книгам Анджея Сапковского (Andrzej Sapkowski). Но существует ролевая игра, которая сама кому хочешь предъявит требования, а ваши ожидания от жанра она видала в гробу.

Речь о Kingdom Come: Deliverance, дотошно передающей нравы и быт средневековой Чехии, где героя надо обучать даже чтению. Удивляться тут нечему: когда ты бездомный сын кузнеца, вариантов выбиться в люди не очень-то много. Грабишь женщин в лесу, меняешь добычу на книгу и листаешь её, сидя в дощатом нужнике с видом на труп какого-нибудь бедолаги, — и прямо-таки растёшь над собой. Собственно, как и игрок, переживающий вместе с Индро все его взлёты и падения.

Номинанты: Celeste (10.29 %), Dead Cells (33.51 %), GRIS (12.83 %), Guacamelee! 2 (2.59 %), Mario Tennis Aces (2.26 %), Mega Man 11 (4.13 %), Overcooked 2 (6.97 %), SYNTHETIK (6.11 %), Unravel Two (21.30 %).

Выбор читателей: Dead Cells.

Выбор коллектива StopGame.ru: Dead Cells.

Unravel Two нарушает правила жанра — выглядит игра просто потрясающе, а после её прохождения не придётся менять геймпад и показывать выкрученные пальцы врачу. Правда, история о вязаных человечках больше напоминает DLC, чем самодостаточное произведение, поэтому заслуживает разве что второго места.

Зато Dead Cells, эксплуатируя знакомые механики «рогалика» и RPG, «пиксельный» стиль и зубодробительный экшен, ухитрилась выделиться на фоне конкурентов, как Дед Мороз — среди Санта-Клаусов. Тут вам и процедурная генерация уровней, и нетривиальный постапокалипсис с примесью фэнтези, а также море разливанное боевых тактик, зависящих от вооружения героя. За стиль, дух и чудовищную реиграбельность присуждаем игре первое место.

Номинанты: The Banner Saga 3 (16.34 %), Egypt: Old Kingdom (1.06 %), Frostpunk (48.60 %), Frozen Synapse 2 (2.26 %), Into the Breach (11.91 %), Jurassic World Evolution (3.89 %), This Is the Police 2 (15.95 %).

Выбор читателей: Frostpunk.

Выбор коллектива StopGame.ru: Into the Breach.

Стратегии побуждают думать и совершать непростой выбор — эту прописную истину можно отнести и к спорам по поводу номинации. С «бронзовыми» The Banner Saga 3 и This Is the Police 2 и так всё ясно — каждая по-своему хороша, но развивает идеи оригинала. А вот с Into the Breach и Frostpunk ситуация сложнее. С одной стороны — депрессивное погружение в тайны человеческой природы на фоне ледяного апокалипсиса. Похвалы в адрес сотрудников 11 bit вполне заслуженны.

С другой — не выносите за скобки Into the Breach. Если кто не понял, это вторая игра от создателей FTL: Faster Than Light. У стратегии уникальный геймплей, напоминающий скорее шахматы, чем собратьев по жанру, причём без малейшего влияния случая — всю партию можно планировать по ходам. Столь строгого подхода к тактике битв мы давно не видели, за что и присуждаем победу войне роботов с жуками.

Номинанты: The Crew 2 (10.42 %), Forza Horizon 4 (71.18 %), Onrush (4.63 %), Wreckfest (13.78 %).

Выбор читателей: Forza Horizon 4.

Выбор коллектива StopGame.ru: Forza Horizon 4.

Тут и думать нечего. С тех пор как разработчики показали потрясающе красивые ландшафты Британии, смену сезонов, погоды и времени суток, шикарный набор раритетных и не очень машин, в Forza Horizon 4 влюбились все. Неважно, нравятся ли вам рейсинги, предпочитаете ли симуляторы аркадным гонкам, — сериал студии Playground Games создан сугубо для развлечения. И справляется с этим на все сто. Вот почему The Crew 2 с её открытым миром, лодками и самолётами, а также хулиганская Wreckfest плетутся в хвосте.

Номинанты: God of War (54.88 %), Marvel’s Spider-Man (17.42 %), SoulCalibur VI (14.15 %), Super Smash Bros. Ultimate (6.26 %), Yakuza 6: The Song of Life (7.29 %).

Выбор читателей: God of War.

Выбор коллектива StopGame.ru: Marvel’s Spider-Man.

Конечно, использовать в номинации God of War — это читерство и провокация. Но на то был резон, ведь драки с участием Кратоса грандиозны, а боксирование героя с Балдуром уделывает все части «Рокки», вместе взятые. Буквально каждый удар топором или Клинками Хаоса авторы превратили в произведение искусства. Ещё бы они этого не сделали — игра на 90 % состоит из потасовок разной степени эпичности. Так что всё честно: никто ведь не станет всерьёз говорить о шедевральности SoulCalibur VI?

Фаворита редакции тоже не назовёшь файтингом в привычном понимании. И, специально для привередливых гурманов, — даже чистой beat ‘em up. С тем же успехом Marvel’s Spider-Man могла бы быть интерактивным комиксом или авиасимулятором — до того стремительны полёты Питера Паркера между небоскрёбов. Главное же достоинство боевика кроется не в жанровой принадлежности, а в изобретательности драк, головокружительной акробатике и фансервисе, пролившемся бальзамом на душу каждого поклонника вселенной Marvel.

Номинанты: 7 Billion Humans (4.08 %), Ash of Gods: Redemption (13.47 %), Crossing Souls (3.52 %), Into the Breach (8.73 %), The Red Strings Club (5.57 %), Return of the Obra Dinn (13.31 %), Rimworld (11.81 %), Subnautica (35.56 %), SYNTHETIK (3.95 %).

Выбор читателей: Subnautica.

Выбор коллектива StopGame.ru: Return of the Obra Dinn.

Не думайте об инди свысока. Хотя этот формат нет-нет да и подложит свинью, и тогда уж геймер вынужден требовать возврата бездарно потраченных 300 рублей — деньжищи-то какие! На дороге не валяются! Но не валяются на обочине индустрии и концептуальные шедевры уровня Return of the Obra Dinn — второго (после Papers, Please) проекта Лукаса Поупа (Lucas Pope). Камерная детективная история, стилизованная под страшный сон художника Роя Лихтенштейна (Roy Lichtenstein), занимает первое место по версии редакции.

Это не значит, что выбранная читателями Subnautica хоть в чём-то уступает. Тоже своеобразная веха в эволюции инди-формата: тут вам и сюжет, и «песочница» с исследованием мира, и крафтинг на все лады — от инструментального до жилищного. К тому же разработчики не стали мудрствовать с графикой и вытянули из движка Unity всё, что могли. Поэтому ломать глаза, как это принято в категории «Игры за 300», геймерам не придётся. Красота и вариативность — чем не заявка на победу?

Номинанты: Destiny 2: Forsaken (26.11 %), For Honor: Marching Fire (9.06 %), Kingdom Come: Deliverance — The Amorous Adventures of Bold Sir Hans Capon (12.02 %), Middle-earth: Shadow of War — The Blade of Galadriel (4.47 %), Prey: Mooncrash (26.60 %), World of Warcraft: Battle for Azeroth (21.73 %).

Выбор читателей: Prey: Mooncrash.

Выбор коллектива StopGame.ru: Prey: Mooncrash.

Да, после «Крови и вина» говорить о DLC как о чём-то значительном или хотя бы самоценном просто нет смысла. Но на безрыбье и «Битва за Азерот» чего-нибудь да стоит. А аддон Forsaken для Destiny 2 оказался ценен в буквальном смысле — иначе как бы шутер выбрался из того болота, куда его загнали самоповторы авторов и беспринципность издателя? Впрочем, самое удивительное — это победа Prey: Mooncrash.

В 2017 году студия Arkane выпустила потрясающий боевик, напомнивший публике, что жанр может быть не только красивым и громким, но ещё и умным. Кто распробовал оригинал, тот ждал добавки. И разработчики снова совершили чудо — создали новую локацию на Луне, оригинальные правила с бегством с базы «Пифей», разбавили чистокровный экшен элементами RPG. Но главное — расширили игровую вселенную. Перефразируя знаменитого астронавта, это маленький шаг для одной студии и большой прыжок для всех поклонников её творчества.

Номинанты: Battlefield V (15.62 %), Call of Duty: Black Ops 4 (40.43 %), Conan Exiles (3.30 %), Murderous Pursuits (3.75 %), Quake Champions (25.42 %), Sea of Thieves (5.57 %), Super Mario Party (5.91 %).

Выбор читателей: Call of Duty: Black Ops 4.

Выбор коллектива StopGame.ru: Call of Duty: Black Ops 4.

Пока в DICE тоскуют по прошлому, когда участники сетевых матчей действовали как единое целое, а в id Software гальванизируют живое ископаемое, сотрудники Treyarch рубят сплеча. В моде «Королевская битва»? Окей, сделаем. Зомби по-прежнему хорошо продаются? Ладно, будут вам мертвяки. А одиночная кампания вообще не нужна — какой смысл с ней заморачиваться?

Иначе говоря, Call of Duty: Black Ops 4 получает первое место ровно по тем же причинам, из-за которых сериал обычно ругают. Но с мейнстримом не поспоришь, а Blackout действительно первый режим по правилам Battle Royale, куда вбухали бюджет ААА-проекта.

Номинанты: Far Cry 5 (22.17 %), Monster Hunter: World (21.72 %), Overcooked 2 (3.10 %), Overkill’s The Walking Dead (1.06 %), Unravel Two (2.72 %), Warhammer: Vermintide 2 (10.48 %), A Way Out (38.75 %).

Выбор читателей: A Way Out.

Выбор коллектива StopGame.ru: A Way Out.

Взять друзей на борьбу с врагами под управлением ИИ тоже бывает приятно. Особенно если разработчики не превратили игровых противников в болванов, прущих напролом и стреляющих сквозь стены. Например, по уму созданы звери в Monster Hunter: World, где каждая животина требует особого подхода и имеет определённую ценность — собственно, охотничий азарт и приковывает к этому развлечению. Far Cry 5 действует иначе, ведь местные твари умеют отстреливаться, а удачный поход за наградами то и дело портит какая-нибудь мелочь — да хоть пума, прибежавшая из леса на звуки пальбы.

Но каково сражаться против всего мира, заранее зная, что ты обречён на поражение? Ответ известен Винсенту и Лео из A Way Out. Стоило обоим удрать из тюрьмы, как началась нескончаемая череда погонь, перестрелок, прыжков с обрыва и конспирации в стиле шпионских триллеров. Не очень-то приятно чувствовать себя загнанной жертвой, даже если ты санитар леса. Масла в огонь подливают и правила кооперативного прохождения: то требуется синхронно жать на кнопки, то координировать действия через голосовой чат. За что к героям прикипаешь душой и даёшь им первое место.

Номинанты: Detroit: Become Human (23.72 %), Frozen Synapse 2 (3.39 %), God of War (30.37 %), Ni no Kuni II: Revenant Kingdom (4.76 %), Red Dead Redemption 2 (30.97 %), The Red Strings Club (6.78 %).

Выбор читателей: Red Dead Redemption 2.

Выбор коллектива StopGame.ru: God of War.

Несправедливо, но факт: всё лучшее — владельцам консолей. В 2018-м это коснулось и саундтреков. Например, над музыкой для интерактивного фильма Detroit: Become Human работали сразу три композитора, которым удалось добиться изящного сочетания оркестровых и электронных партий, отчасти навеянных саунд-дизайном сериала Deus Ex.

Авторы мелодий из Red Dead Redemption 2 тоже вовсю цитируют — только не игры, а фильмы-вестерны. Поэтому Дикий Запад звучит как кантри, блюз, рок и Эннио Морриконе (Ennio Morricone), если бы из его произведений убрали духовые инструменты. Победа по версии читателей вполне справедлива, хотя уверенной её не назовёшь.

Оно и понятно: чем хуже мрачные хоралы и симфоническая героика в духе Рихарда Вагнера (Wilhelm Richard Wagner)? От первых же аккордов музыки God of War веет холодом и предвкушением титанических битв. Спасибо, Беар Маккрири (Bear McCreary), за эти мурашки по коже, за праведную ярость и светлую грусть.

Номинанты: 11-11: Memories Retold (1.37 %), Call of Cthulhu (6.88 %), The Council (7.85 %), Detroit: Become Human (56.28 %), Life Is Strange 2 (4.03 %), Return of the Obra Dinn (7.27 %), A Way Out (16.32 %).

Выбор читателей: Detroit: Become Human.

Выбор коллектива StopGame.ru: Detroit: Become Human.

Кто бы сомневался, что Дэвид Кейдж (David Cage) вновь обскачет конкурентов по формату, который геймеры ласково величают «кинцом». Удивительно тут другое: почему за годы, прошедшие с момента выхода Fahrenheit, никто так и не сумел заткнуть Quantic Dream за пояс? Для этого что, необходимо продать душу дьяволу? Нет, судя по наивности сценария Detroit: Become Human, обошлось без подписанных кровью контрактов. Просто одни люди сделали дорогой блокбастер, сравнимый с сериалами HBO, а другие — пережили эмоции, доминирующие в театре ещё со времён Аристотеля. Вот и весь секрет успеха.

Оказывается, слезоточивый жанр не слишком-то жалует интересные концепции — такие, например, как в A Way Out или в Return of the Obra Dinn. И чем хуже мистический детектив Call of Cthulhu, смешавший нуар и лавкрафтовскую чертовщину? О недооценённой The Council вообще молчим. Но как бы ни были хороши все эти произведения, они топчутся в тени творчества Quantic Dream. Доколе?

Номинанты: Assassin’s Creed Odyssey (2.92 %), Detroit: Become Human (20.37 %), God of War (39.74 %), Marvel’s Spider-Man (4.66 %), Red Dead Redemption 2 (23.24 %), The Red Strings Club (2.68 %), Vampyr (2.40 %), Yakuza 6: The Song of Life (3.99 %).

Выбор читателей: God of War.

Выбор коллектива StopGame.ru: God of War.

Вот и доказательство мысли, высказанной выше, — как драматург Кейдж достоин разве что бронзы. И не той, из которой льют памятники, боже упаси. Зато в Rockstar работают превосходные сценаристы: их стараниями Red Dead Redemption 2 стала единственной в своём роде игрой, где можно быть, а не казаться. Впрочем, эффект достигнут общими усилиями — и дизайнеры приложили руку, и программисты. Поэтому первое место единогласно присуждается не ковбойской драме, а сюжету God of War.

Дело даже не в том, что нордические похождения Кратоса запросто составили бы основу какого-нибудь народного эпоса, полного подвигов и рельефных характеров. Нет, заслуга авторов в другом: они взглянули на знакомого героя под новым углом. С одной стороны, спартанец остался прежним громилой, способным оторвать голову великану и затолкать её в великанский же зад. А с другой — очеловечился, завёл семью и начал заботиться о ребёнке. За совсем не сказочный диалог двух поколений сотрудники Sony Santa Monica достойны первого места.

Номинанты: Detroit: Become Human (20.62 %), God of War (43.76 %), Marvel’s Spider-Man (10.02 %), Red Dead Redemption 2 (22.33 %), Yakuza 6: The Song of Life (3.27 %).

Выбор читателей: God of War.

Выбор коллектива StopGame.ru: God of War.

Тут вы, конечно, спросите, на кой сдалась эта номинация, если в итогах года уже есть «Лучший сюжет». Но одно дело — написать сценарий, и совсем другое — превратить его в шоу, от которого геймер не оторвётся до финальных титров. Это, впрочем, не отменяет того, что качество сценария обычно пропорционально достоинствам режиссуры. Победа God of War достигнута благодаря единому плану без монтажных склеек и работе виртуальной камеры. Даже здесь не обошлось без инноваций: с такого ракурса мы наблюдали за Кратосом только в 2018 году.

Постановке Detroit: Become Human сам жанр велел не сдуться. А Red Dead Redemption 2 берёт за живое не столько формой, сколько содержанием. Уйма мелочей, брошенных между делом реплик, нелепых ситуаций — всё ощущается так же естественно, как и не терпящий сантиментов фронтир конца XIX века. Хотя победа доллара над благородством всё равно блекнет на фоне столкновения богов.

Номинанты: герой и антигерой Assassin’s Creed Odyssey (6.19 %), кто пробудился в Call of Cthulhu (9.31 %), кто не станет человеком в «Detroit: Стать человеком» (10.88 %), пророчество в Far Cry 5 (11.23 %), сын Кратоса в God of War (34.07 %), кто умрёт в Red Dead Redemption 2 (28.33 %).

Выбор читателей: сын Кратоса в God of War.

Выбор коллектива StopGame.ru: кто умрёт в Red Dead Redemption 2.

Спойлеры — штука неприятная, особенно для тех, кто только начинает проходить игру. Но мы живём в информационном поле Интернета, где новости распространяются со скоростью лесного пожара. И если речь о крупном блокбастере, срыва покровов просто не избежать. Для этого пришлось бы игнорировать соцсети, чаты, тематические сайты и весь белый свет. Вот почему некоторые тайны становятся общеизвестны. Но какие из них сильнее повергают в шок?

Наши читатели уверены, что победу стоит присудить спойлеру об Атрее, сыне Кратоса из God of War. Ведь зная об истинной личности и предназначении мальчугана, можно понять замысел разработчиков, их отношение к скандинавскому пантеону и причины Рагнарёка — апокалиптической войны богов.

Однако информация о событиях Red Dead Redemption 2 огорчительна вдвойне. Критический момент сюжета лучше пережить самому, чем узнать о нём от приятеля, уже добившего игру и постящего восхищённые комментарии. Ну не гад, а? Ещё одна победа, добытая высокой ценой.

Номинанты: 11-11: Memories Retold (2.43 %), Agony (8.56 %), Frostpunk (20.95 %), GRIS (27.21 %), Return of the Obra Dinn (11.49 %), Subnautica (10.71 %), We Happy Few (18.65 %).

Выбор читателей: GRIS.

Выбор коллектива StopGame.ru: Return of the Obra Dinn.

Художникам приходится всё тяжелее: поди придумай дизайн, какого не было в тысячах произведений до тебя. Оригинальность и чувство вкуса в игровой индустрии — на вес золота. И, понятно, нельзя обойти вниманием сцены ада в Agony, гротеск в We Happy Few, депрессию на угольной тяге Frostpunk и акварельную феерию GRIS.

Но по части дизайнерских изысков в 2018-м не вышло ничего мощнее Return of the Obra Dinn. Вот уж точно авторский стиль. Ни на что не похожая картинка, созданная Лукасом Поупом, получает первое место по версии редакции.

Номинанты: Battlefield V (12.86 %), Detroit: Become Human (10.93 %), God of War (23.22 %), Marvel’s Spider-Man (5.83 %), Red Dead Redemption 2 (45.93 %), Yakuza 6: The Song of Life (1.21 %).

Выбор читателей: Red Dead Redemption 2.

Выбор коллектива StopGame.ru: Red Dead Redemption 2.

Не бывает на небе двух солнц, как не может быть и разночтений по поводу технического совершенства. От современных консолей Red Dead Redemption 2 добивается всего, на что те способны: здесь и величественные пейзажи, и городские улицы, в которые веришь. Игра убедительна даже в мелочах — таких, как дрожание ветвей, задетых героем, или следы на снегу. Куда там декорациям «Человека-паука» и Detroit: Become Human!

Единственный консольный шедевр, который мог бы поспорить с лидером, — God of War. Но он радует глаз не столько за счёт технологичности, сколько благодаря арту.

Номинанты: Agony (5.86 %), Call of Cthulhu (7.40 %), Fallout 76 — когда увидел текстуры (46.74 %), Rainbow Six Siege — когда увидел Clash (26.57 %), Subnautica — погружение на большие глубины (13.43 %).

Выбор читателей: Fallout 76 — когда увидел текстуры.

Выбор коллектива StopGame.ru: Rainbow Six Siege — когда увидел Clash.

Сколько людей, столько и страхов: одни боятся сесть за репост, других бросает в дрожь от скримеров в ужастиках. А самое жуткое переживание для поклонников постъядерного сериала — наблюдать за его деградацией. И размытые текстуры, которые к тому же грузятся по несколько минут, — лишь капля в море виртуального отчаяния. Мучения грешников в Agony меркнут на фоне того, что Тодд Говард (Todd Howard) сотворил с Fallout 76. Будто этого мало, отдельным спонсором казней египетских в 2018-м выступил лаунчер Bethesda — лучше с ним просто не связываться. Серьёзно. Бегите, глупцы.

На фоне провала Fallout 76 о нашем победителе даже говорить неловко. Но что поделать — демократия, голосование, чувство юмора, пара кружек пенного. Вот и мимо творчества Ubisoft мы не прошли без шуток. По версии StopGame, самое страшное явление 2018-го — это персонаж Клэш из мультиплеерного боевика Rainbow Six Siege, одновременно злая и уморительная тётка, таскающая с собой щит-шокер. Гусары, молчать!

Номинанты: Agony (3.76 %), Battlefield V (10.09 %), Fallout 76 (69.75 %), Metal Gear Survive (4.68 %), The Quiet Man (9.36 %), Sea of Thieves (1.71 %), State of Decay 2 (0.65 %).

Выбор читателей: Fallout 76.

Выбор коллектива StopGame.ru: Fallout 76.

Здесь мнения публики и редакции сошлись, причём с колоссальным перевесом над другими вариантами. Удивительного тут мало, ведь за год Bethesda установила сразу три антирекорда: по степени неготовности продукта к релизу, по объёму патча, призванного всё исправить, и по низкой результативности этой самой «заплатки». Всё для людей, да, мистер Говард?

А как же задушевная презентация на E3? А что нам делать с осадочком после обманутых ожиданий? Или, например, с драконом из «Скайрима», которого выдали за мутанта в постъядерной Виргинии? Да у людей седалища на Марс улетели: одни, не сумев вернуть игру, громят магазины, а другие тихо злорадствуют над жертвами рекламы. Ну, или громко — как мы сейчас.

Номинанты: Артур Морган — Red Dead Redemption 2 (13.38 %), Индржих — Kingdom Come: Deliverance (5.49 %), Кадзума Кирю — Yakuza 6: The Song of Life (5.24 %), Кратос — God of War (51.89 %), Питер Паркер — Marvel’s Spider-Man (8.87 %), Ричард Ла Руина (Richard La Ruina) — Super Seducer (15.13 %).

Выбор читателей: Кратос — God of War.

Выбор коллектива StopGame.ru: Кратос — God of War.

Кандидатов было предостаточно: и супергерой, которому крутизна полагается по статусу, и харизматичный японский гангстер, и убедительный грабитель дилижансов Артур Морган. Но когда вы произносите слово «герой», что приходит на ум в первую очередь? Сила, характер, железная воля, способность сделать то, что другим не по силам. А в случае с Кратосом — ещё и топор, возвращающийся в руку после броска.

Если хорошенько подумать, Моргану нечего терять, а Индржих даже не понял бы, потеряй он что-нибудь важное. Питер Паркер окружён друзьями, а Ричард Ла Руина — соблазнёнными им девицами. Лишь спартанец сам за себя, один в чужом краю, полном враждебных существ и сил. И лишь его можно сравнивать с великими героями древности — такими, как Геракл или Ахиллес. Так что золото забирает сердитый мужик с бородой.

Номинанты: Балдур — God of War (5.38 %), Джозеф — Far Cry 5 (4.79 %), «Киберлайф» — Detroit: Become Human (4.00 %), Мистер Негатив — Marvel’s Spider-Man (1.67 %), Кольм О'Дрисколл — Red Dead Redemption 2 (5.12 %), Тодд Говард (79.04 %).

Выбор читателей: Тодд Говард.

Выбор коллектива StopGame.ru: Тодд Говард.

В каждой шутке — лишь доля шутки. Поэтому, несмотря на маниакального пророка Джозефа Сида из Far Cry 5, бесчувственного бога-садиста из God of War и невероятных подлецов, промышляющих разбоем в Red Dead Redemption 2, самой одиозной личностью года стал настоящий человек из плоти и крови. Оказывается, ни одному вымышленному персонажу не дано наломать дров с такой же удалью, с какой это вытворяет руководитель игровой компании Bethesda.

Пока сложно сказать, надолго ли Тодд Говард утратил доверие публики и имидж «своего в доску парня». Но халтурную Fallout 76 ему простят нескоро. Жареным запахло, когда разработчики провели открытое тестирование RPG-шутера, выделив на знакомство с открытым миром Западной Виргинии считаные минуты. «Что тут можно исправить до релиза?» — спросили потрясённые геймеры. А никто ничего и не собирался исправлять. Накося выкуси, фанбой.

Номинанты: Battlefield V (23.40 %), Command & Conquer: Rivals (10.47 %), Diablo Immortal (41.37 %), Fallout 76 (18.76 %), Shadow of the Tomb Raider (6.00 %).

Выбор читателей: Diablo Immortal.

Выбор коллектива StopGame.ru: Battlefield V.

Казалось бы, простая мысль: у каждого товара — свой потребитель, на которого и должен быть нацелен маркетинг. Хотите продать что-то молодёжное? Делайте молодёжную рекламу. Метите в милитаристов — добавьте войны, а в пацифистов — мира. Особый подход требуется даже к поклонникам игровых сериалов. Ну не могут фанаты стратегий Command & Conquer без содрогания смотреть, как их любимую вселенную переносят на смартфоны и упрощают донельзя. Та же история с Diablo: едва на BlizzCon 2018 очертили будущее франшизы, как Activision припомнили все грехи, а стоимость акций Blizzard обрушилась. И поделом — соглашаются наши читатели.

Ждали порции военного эпика и любители Battlefield. Каково же было удивление публики, когда вместо серьёзных щей в окопах или хотя бы высадки на пляже Омаха им показали политкорректность во все поля. Хотели Вторую мировую, а получили третью волну, да ещё и на протезах. Пускай в итоге оказалось, что главная проблема шутера не в этом, маркетинг действительно обескуражил. И потому занимает первое место по версии редакции.

Номинанты: Бригитта — Overwatch (5.76 %), Кассандра — Assassin’s Creed Odyssey (8.65 %), Лара Крофт — Shadow of the Tomb Raider (14.07 %), Норт — Detroit: Become Human (8.01 %), Сэйди Адлер — Red Dead Redemption 2 (9.25 %), Чёрная Кошка — Marvel’s Spider-Man (29.65 %), Эш — Overwatch (24.62 %).

Выбор читателей: Чёрная Кошка — Marvel’s Spider-Man.

Выбор коллектива StopGame.ru: Чёрная Кошка — Marvel’s Spider-Man.

Хотите вы этого или нет, но благодаря героиням в облегающей броне сетевой боевик Overwatch стал одной из самых эротических игр в истории индустрии. Миллионы пользователей Pornhub не могут ошибаться. Как результат, сразу два персонажа франшизы в горячей рубрике — Бригитта и Эш. Причём последняя по итогам года занимает почётное второе место. Что до Лары Крофт, то она, увы, давно сменила имидж секс-символа на амплуа сильной женщины. Такой палец в рот не клади.

Победительница пришла откуда не ждали — из консольного экшена Marvel’s Spider-Man. Пергидрольной чертовке-воровке Чёрной Кошке единогласно присуждается золото — уж больно у неё тесный латекс и игривый характер. На счастье Питера Паркера, пауков она не ест, зато не прочь подсобить герою в его приключениях.

Номинанты: Age of Empires: Definitive Edition (8.33 %), Shadow of the Colossus (51.40 %), Spyro Reignited Trilogy (25.19 %), Tetris Effect (5.56 %), Yakuza Kiwami 2 (9.52 %).

Выбор читателей: Shadow of the Colossus.

Выбор коллектива StopGame.ru: Shadow of the Colossus.

Классика не стареет — интересно ведь до сих пор читать книги Достоевского и слушать музыку Моцарта. Хотя с видеоиграми, уж простите за сравнение, случай особый: меняются технологии, приходит новая мода на интерфейс и элементы геймплея, быстро дряхлеет графика. Поэтому нет ничего зазорного в том, что, реанимируя культовые хиты, разработчики делают их чуть краше и удобнее. Это произошло и со Spyro Reignited Trilogy — фиолетовый дракончик снова жжёт, как 20 лет назад. За что ему честь и хвала.

Но существуют произведения, без которых игры не были бы разновидностью искусства. Shadow of the Colossus Фумито Уэды (Fumito Ueda) — одно из таких. Меланхоличный и в то же время эпический рассказ о борьбе юноши Вандера с гигантскими монстрами во имя любви обзавёлся современной графикой. А заодно возродил интерес к раннему творчеству японского гейм-дизайнера. Однозначно лучший ремейк года.

Номинанты: Call of Duty: Black Ops 4 (70.27 %), CS:GO — Danger Zone (8.32 %), Darwin Project (8.79 %), Dying Light: Bad Blood (7.60 %), Fear the Wolves (5.03 %).

Выбор читателей: Call of Duty: Black Ops 4.

Выбор коллектива StopGame.ru: Call of Duty: Black Ops 4.

Дожили, как говорится. Ещё недавно королевские битвы были прибыльной нишей независимых разработчиков — новички могли удачно стартовать, создав более-менее привлекательную карту и оригинальный сеттинг. Но вот за дело взялись профессионалы из Epic Games, выпустившие успешную Fortnite. Пример ветеранов индустрии оказался заразителен — и теперь жанром не брезгуют самые видные студии мира. Понятно, сражения по правилам Battle Royale в их исполнении получаются грандиозные — как в Call of Duty: Black Ops 4. За что сотрудники Treyarch и получают золото.

Номинанты: Assassin’s Creed Odyssey (9.00 %), Far Cry 5 (5.04 %), God of War (4.92 %), Marvel’s Spider-Man (8.06 %), Red Dead Redemption 2 (62.91 %), Shadow of the Tomb Raider (1.03 %), Subnautica (9.03 %).

Выбор читателей: Red Dead Redemption 2.

Выбор коллектива StopGame.ru: Red Dead Redemption 2.

Здесь мы могли бы упомянуть античную Грецию из Assassin’s Creed Odyssey, где история тесно переплетена с мифами, а стены дворца Одиссея хранят микенские фрески. Где можно развенчать слухи о чудовище Минотавре и оценить полёт фантазии Фидия, посетив афинский Акрополь. Или могли бы вспомнить безграничную пучину Subnautica, таящую не только опасность, но и следы инопланетной культуры. Но кому всё это нужно, когда есть Red Dead Redemption 2?

Разработчики из Rockstar и раньше не пасовали перед созданием больших, органичных и своеобразных вселенных, однако на сей раз превзошли себя. Огромная карта наполнена жизнью, от диких лесов до индустриальной цивилизации, наступающей на пятки изгоям фронтира. Всюду происходит что-то интересное: вот похитили человека, а вот какой-то бедолага угодил в медвежий капкан, там режутся в карты, а здесь подходящее место для рыбалки. Персонажи традиционно симулируют общество, реагируя на героя и его поведение. Словом, если не это шедевр виртуального мироздания, то что вообще?

Номинанты: «Лара Крофт: Tomb Raider» (4.27 %), «Первому игроку приготовиться» (27.67 %), «Рэмпэйдж» (2.14 %), Castlevania (аниме) (16.50 %), Papers, Please (фан-фильм) (34.81 %), Uncharted (фан-фильм) (14.60 %).

Выбор читателей: Papers, Please (фан-фильм).

Выбор коллектива StopGame.ru: Papers, Please (фан-фильм).

Народная мудрость гласит, что все фильмы по мотивам игр — отстой. Обычно так и есть, но 2018 год подарил нам несколько исключений. Фанатский фильм Uncharted приятно удивил передачей атмосферы оригинала, экшен-сценами и искромётной игрой Нейтана Филлиона (Nathan Fillion), а мультфильм Castlevania вошёл в обязательную программу просмотра для всех поклонников вампирской вселенной. Стивен Спилберг (Steven Spielberg) тоже не подкачал: хотя «Первому игроку приготовиться» не блещет глубокомысленностью, отсылок к геймерской культуре в нём предостаточно, да и спецэффекты что надо.

Правда, сенсацией года стали вовсе не многомиллионные блокбастеры, а российская короткометражка с Игорем Савочкиным в главной роли. Кто бы мог подумать, что симулятор бюрократа на границе вымышленной страны Арстоцка можно экранизировать с такой душевностью? Результат выше всяких похвал, даже драматическую линию завезли. Смотреть однозначно.

Номинанты: Artifact (4.99 %), Gwent: The Witcher Card Game (57.02 %), Magic: The Gathering Arena (11.18 %), Red Dead Redemption 2 (покер, блек-джек) (26.82 %).

Выбор читателей: Gwent: The Witcher Card Game.

Выбор коллектива StopGame.ru: Red Dead Redemption 2 (покер, блек-джек).

Охота пошутить про «мотыгу» — дескать, притупилась за долгие годы. Но поди ж ты, Magic: The Gathering Arena попала-таки в номинацию. И даже набрала больше голосов, чем Artifact, посредством которой Valve запоздало пыталась занять своё место в жанре. Зато «Ведьмак» по-прежнему демонстрирует мускулы: «ГВИНТ» разнообразили, усложнили, превратили в отдельное развлечение — и оно на удивление быстро покорило сердца геймеров. Вот почему Gwent: The Witcher Card Game занимает первое место по версии читателей.

Но мы говорим «погодите-ка». Разве никто не перекидывался в техасский холдем в Red Dead Redemption 2? Это же чёртов шедевр внутри шедевра! Сел за стол — и тут же забыл о просьбах друзей из бандитского лагеря, о грабеже поездов и поисках нового седла для лошади. Для тех, кто плохо знаком с покером, это отличная возможность изучить азы, а опытным игрокам не составит труда обанкротить соперников за столом. Потом пойти «забить козла» с дедами на полустанке. И это лишь часть многогранного мира, созданного Rockstar. Вот оно — настоящее золото.

Номинанты: Fallout 76 (23.86 %), женщина говорит с мужчинами на улице (Assassin’s Creed Odyssey) (2.28 %), одна баба вместо 44 мужиков (операция «Ганнерсайд» в Battlefield V) (23.09 %), отсутствие одиночной кампании (Call of Duty: Black Ops 4) (4.11 %), наматывание кишок в Doka 2 (31.00 %), «СЫН!» вместо «BOY!» (God of War) (13.23 %), американский шпион на «Курске» (Kursk) (2.43 %).

Выбор читателей: наматывание кишок в Doka 2.

Выбор коллектива StopGame.ru: наматывание кишок в Doka 2.

Вопрос из заголовка номинации впору применить по десяткам поводов, причём не всегда игровых. Но наиболее вопиющий случай связан с бизнесменом, блогером и интернет-экспертом Филиппом Гроссом-Днепровым. Будучи приглашённым на радиоэфир «Вестей», он взвалил вину за стрельбу в керченском колледже на жестокие игры. И в первую очередь — на Doka 2, где «можно придумать ту же школу, взорвать, убить, изготовить бомбу… и есть специальное оружие, позволяющее вытаскивать кишки в течение десяти минут».

Разумеется, «эксперт» нёс полную отсебятину, а Doka 2 — неправильно произнесённое название «доты», в которой нет ничего подобного. Геймеры тут же ухватились за возможность высмеять несведущего человека и засыпали магазин Steam поделками вроде DOKA 2 KISHKI EDITION или DOKA 3 STO SLOEV KISHKOV. Возникают ли такие мемы от ума или по глупости, вывод один: до сих пор мнение публичных личностей об игровом сообществе не отличается от мнения бабки у подъезда, а виртуальные экшены обвиняют во всех бедах. Жаль, конечно, но что поделать.

Номинанты: God of War (58.44 %), Red Dead Redemption 2 (41.56 %).

Выбор читателей: God of War.

Выбор коллектива StopGame.ru: God of War, Red Dead Redemption 2.

Почему бы, собственно, и нет? Пусть игр года в 2018-м будет сразу две — и God of War, и Red Dead Redemption 2. Всяко лучше, чем идти на сделку с совестью и выдумывать причины, по которым мифологический боевик превосходит вестерн длиною в жизнь и наоборот. Оба творения — повод не только купить консоль, но и пропасть с радаров на недельку-другую. Не согласны? Выкладывайте аргументы в комментариях.

Номинанты: Assassin’s Creed Odyssey (7.69 %), Battlefield V (0.94 %), Call of Duty: Black Ops 4 (2.54 %), Detroit: Become Human (21.30 %), Far Cry 5 (4.72 %), Forza Horizon 4 (4.15 %), Frostpunk (4.48 %), HITMAN 2 (3.53 %), Kingdom Come: Deliverance (13.29 %), Marvel’s Spider-Man (31.36 %), Monster Hunter: World (4.04 %), Shadow of the Tomb Raider (1.97 %).

Выбор читателей: Marvel’s Spider-Man.

Выбор коллектива StopGame.ru: Marvel’s Spider-Man.

Зато с третьим местом не всё так просто. Во-первых, его раньше не было, но ситуация назрела. Во-вторых, кандидатов на бронзу — хоть отбавляй. Тут и древнегреческое фэнтези Assassin’s Creed Odyssey, и мрачный постапокалипсис Frostpunk, и даже Kingdom Come: Deliverance гремит забралом. На утешительную награду могла бы претендовать и Detroit: Become Human, окажись там сюжет, достойный взрослой, а не подростковой аудитории. Но нет, Дэвид Кейдж, ты не пройдёшь. Уступи дорогу молодым — таким, как Питер Паркер, крутящий сальтухи и связывающий злодеев паутиной.

Ещё один год прошёл, а издатели так и не убедили нас в превосходстве игр-сервисов. Да и на микротранзакции с лутбоксами мы по-прежнему смотрим искоса. Значит, остаётся что-то неизменное в этом мире — например, любовь к смелому творчеству, увлекательному геймплею и сюжетам, от которых сложно оторваться.


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Почему без видеоверсии? Это шутка такая?
Вы что, читать не умеете?
Коллектив Stopgame поступил крайне не честно, выбрав две игры года, заставив при этом всех делать именно ВЫБОР из двух номинантов (хотя у многих игрой года была совсем другая игра). Очень сильно сомневаюсь, что голоса редакции за игру года разделились 50/50. Ждем видеоверсию и аргументы (скорее оправдания) в пользу такого выбора.
две игры года… ну это как-то даже и не интересно.
Щас бы налить кастрюлю чая и чашку пельменей и смотреть итоги в видеоформате…
Либо коллектив СГ перебанил и отсеял всех несогласных, либо мы так долго вместе, что наши менструальные циклы начали совпадать. Всего в паре номинаций нет единства )
Я думал, что нельзя пошутить круче, чем Googlofeel, но ты реально круче шутканул! Респектос, плюсос, баблос!
Вся магия видео итогов так пропадает, известны все победители.
эта версия Женщины-кошки


Минутка задротства, но: Женщина-кошка это в DC — подружка Бэтмена, а тут — Черная кошка.

Но если смотреть на других, то она ощущается самым вменяемым кандидатом, уж лучше она чем Эш из ОВ
Так 2 игры года только у редакции СтопГейма, у читателей то God of War победил.
Stopgame be like:
Don't you guys have глаза чтобы прочитать статью?
Сюда прям напрашивается старый прикол про:«Где мои волосы?!!!»
Видеоверсия будет, не переживай.

Каждый год (кроме прошлого) текстовая версия выходит за неделю до видео
ну можно впринципе не читать, та и магия видеоитогов, как по мне, не в победителях а в поставленных диалогах)
По итогам ощущение, будто в 2018 вышли только две игры.
Год получился довольно интересным. Настоящим открытием года для меня стал Kingdom Come. Удивительное средневековое РПГ-приключение пускай и имеет ряд проблем, но подарило мне тридцать часов приятных воспоминаний.

А приятным сюрпризом оказалась Pathfinder, она же — РПГ года от моего имени. Ужасная боёвка, дисбалансная сложность, релиз, потребовавший 35 патчей, чтобы всё стало играбельным, но именно как РПГ — изумительно. Сюжет, диалоги, возможности для отыгрыша, давно такого не видел. Даже вторые Пилларсы не произвели на меня такого впечатления.

PS Into the breach заслужено получила стратегию года. Я даже не помню, когда я получал такое удовольствие от тактических сражений.
Читай также