
Revelations — это финал. Во многих смыслах.
Конец эпохи Эцио, конец гигантской саги и даже в некотором смысле конец истории настоящих ассасинов, которые закрепились в сознании большей части игроков как люди, прячущиеся на виду. При Аудиторе они пережили «Золотой век», эпоху Возрождения. Символично, не правда ли? И с его же уходом они переживают её крах.
Дальше у нас был берсерк Коннор, пират, даже не вступивший в орден (к слову, одна из лучших частей, на мой скромный взгляд), романтик-революционер в обнищавшем ордене, близнецы без особой предыстории и времена, когда официально орден уже не был таким, каким мы знали его в первых четырёх частях, — их я даже считать не буду. Потом серию начало мотать. Но это уже дела будущего. А сейчас перед нами финальный минорный аккорд прекрасной истории.
Это довольно необычная вещь — прожить в роли персонажа от первых годов жизни, буквально издав первый крик после рождения, и завершить её долгожданным покоем. Облажаться Ubisoft было нельзя. Проводить этого героя нужно было красиво. Но и начать следовало правильно. Здесь, на мой взгляд, Ubisoft слегка переборщила. Не в самом начале, где нас встречает пролог в зимнем Масиафе, а позже. Причем накосячили они по двум фронтам.
Со стороны Дезмонда нам сразу дают понять, что это филлер. Вся эта часть, если говорить о современном сюжете, — филлер. Здесь не продолжают развивать тему Дезмонда и убийства Люси. И это даже хорошо, потому что внимание сосредоточено на другом герое — Эцио. Но с другой стороны, если вернуться в прошлое и представить, что ты ждёшь после Brotherhood какой-то разрывной части в этом плане, то получается обидно: разработчики пошли другим путём. Герой якобы пребывает в шоке после случившегося поэтому у него своего рода кома. Но ведь здесь могли как раз заложить сильные идеи. Заставить Дезмонда рассуждать о своей жизни, о прошедшем пути, о том, как он воспринимает все полученные знания. Как бы глубока могла быть его сюжетка даже в те редкие сцены, если бы ей дали хоть какой то шанс.
А что со стороны Эцио? Пролог отличный. Нам показывают динамичные постановочные сцены погони, старца, которому уже тяжеловато выполнять ассасинские трюки, но который всё ещё остаётся поистине мудрым мастером. Он доминирует в своём фехтовании и внушает страх. Слава бежит впереди него. Но после этого разработчики делают странный ход: они снова усаживают нас на стульчик и объясняют, как играть в этот проект, да ещё таким тоном, будто мы дети. Это выглядит нелепо на фоне разницы в возрасте между Эцио и его гидом. Хотя это, конечно, придирки к нарративу. Но и к геймплею есть вопросы.
Некоторые возможности урезали. Например, из плакатов, убийств свидетелей и подкупа глашатаев остались только последние две механики. Лишь они теперь понижают твою известность. Это очень неудобно: раньше ты мог сорвать плакат по дороге, чтобы добить свои 10% до нуля, а теперь раздражающий красный квадрат будет висеть постоянно, потому что свидетели встречаются редко, а глашатаев ещё попробуй найди. При этом известность тамплиеров повышает всё: толчки, убийства, бег по крышам, покупка зданий (причём существенно). Пробежать сто метров и не повысить её — настоящее достижение.
Да и само вступление слишком затянуто. Я не про пролог, а в целом. В прологе тебя сразу бросают в постановочные сегменты, но как только ты прибываешь в Стамбул, начинается мутотень. Заново объясняют то, что ты и так знаешь, если играл в прошлые части. Для новичков это полезно, но для тех, кто прошёл предыдущие главы с Эцио, такой подход — дико неверный ход, тормозящий вовлечение в игру. Особенно если переигрываешь или проходишь взахлёб. Об этом разработчики, похоже, не подумали.
Теперь немного о геймплее, раз после долгого вступления наконец-то открылись все механики. Начнём с движений. Игра стала медленнее. Это неудивительно, ведь мы играем за довольно старого человека. Но проблема не в том, что он старый — пожилые люди двигаются иначе. Проблема в том, что скорость действий персонажа будто искусственно замедлена, словно он постоянно идёт по зыбучим пескам. Тягучую боёвку можно объяснить тем, что Эцио уже немолод. Но это всё равно неверный шаг: от динамичной и грациозной боёвки Brotherhood разработчики вернули нас в допотопные времена первой части, где тяжёлых противников не убьёшь ножом с одного удара, где каждого нужно пинать, чтобы пробить блок, и испытывать стресс, потому что жизней мало, а врагов много.
К тому же враги здесь разнообразные: копейщики, аркебузеры, арбалетчики, ножеметатели, громилы, янычары и обычные воины — и все они могут встретиться уже в начале игры, когда Эцио ещё слаб. Эти противники ждать не любят: не успевает закончиться анимация добивания, как тебе уже опускают молот на голову. Это убивает темп боя. Его же снижает и слоу-мо, которое разработчики добавили на последнего побеждённого врага в стиле Batman от Rocksteady, что ещё больше вредит общему темпу прохождения. Что касается паркура, мило, что Эцио пыхтит — ему тяжело. И круто, что разработчики добавили замечательный крюк-нож: он сильно ускоряет передвижение. В остальном значительных изменений нет. В отличие от Рима, Стамбул — это сплошь улицы и дома, поэтому была решена главная проблема — вертикальное перемещение.
И раз уж речь зашла о Стамбуле… Конечно, он изменился со времён первой части. Город стал более историчным, интересным для изучения, с множеством притягивающих взгляд мест. Пусть графика и не сильно улучшилась — мне даже показалось, что она хуже, чем в Brotherhood, — Стамбул всё равно роскошен.
Получается, что геймплей — это первое, что бросается в глаза. Если проходить игры залпом, одну за другой, от него можно словить фрустрацию. Однако сюжет… именно он делает эту часть особенной. Лично для меня. Это роман, эпос. Усталый от всего Эцио отправляется в своё последнее путешествие, и это чувствуется во всём. Он мечтает уйти на покой, но должен завершить начатое его отцом и семейством. Хоть об этом прямо и не говорят, его желание найти тихую гавань видно, если присмотреться к герою: как он реагирует на молодых, как вздыхает, когда судьба втягивает его в очередную авантюру. Музыка тоже помогает ощутить, что всё идёт к финалу: напряжение душит, затягивает, погружает в игру.
Этому способствуют и побочные активности. Поиск книг для юной Софии Сартор и воспоминания Альтаира каждый раз бросают тебя в новые ситуации — от жутких до динамичных. Сами воспоминания Альтаира — не просто фансервис, чтобы растрогать старых игроков, а полноценный сюжет о становлении молодого Альтаира как наставника. В пяти эпизодах показан тот же путь, что прошёл Эцио: оба героя к концу понимают одну непреложную истину — мир больше и сложнее, чем им казалось, и его не объять. Когда-то нужно остановиться и дать другим идти тем же путём. Следить за этим очень интересно: нам словно показывают режиссёрскую версию первой части.
К тому же у этого сюжета харизматичные герои. Альтаир с каждым эпизодом становится мудрее, принимая новые удары судьбы. Очаровательная София, за которой интересно наблюдать: она становится любовным интересом героя, но эту линию развивают постепенно — от мимолётного флирта до настоящих жестов, свиданий и даже посвящения в тайну.
Задания ассасинов обставлены по-своему, каждое со своим сюжетом, поэтому даже зачистка баз становится интересной — интереснее, чем раньше. Это не просто «зашёл, убил, поднялся на вышку». Теперь нужно найти капитана (а это не всегда легко), выбрать путь к нему (помех много, хотя никто не запрещает использовать град стрел, помощников или взять нахрапом), убить, забраться на вышку и затем получить уникальное задание. Да, не каждое из них увлекательно, но крючок уже заброшен разработчиками. Меня это зацепило. Иногда это банальная гонка с высокомерным кандидатом в орден, а иногда — целое расследование. Ты не знаешь, что попадётся в следующий раз.
От момента первого прибытия до последних слов Эцио — это невероятно приключение. Я могу ругать начало, но как же плавно оно знакомит меня с городом. Как же аккуратно оно подводит к мысли, что пора уступить дорогу молодым. В тот момент, когда герой сбрасывает с себя все символы Ассасина и отрекается от бесконечной погони за Предтечами, от роли посланца — я понял, что выше этой головы серия уже может не прыгнуть. Даже в тот 2011-й год. Последние кадры вызвали у меня катарсис.
Но пора переходить к выводам.
Конец эпохи
Так называется последняя глава в приключениях Аудиторе. И такое ощущение, что с ней действительно закончилась эпоха. Не только потому, что в душе пустота, как после прочтения отличной книги, но и потому, что дальше всё было иначе. Больше не будет «Конца эпохи». Не будет персонажей, с которыми мы проживём целую жизнь — не только их, но и часть своей. Ведь, считайте, на протяжении трёх лет с нами был этот харизматичный итальянец. Может, Ubisoft стоило вместо огромных игр делить свои истории на три части? Но это уже не считается.
Вся игра сильно меня затянула. Я прошёл её за неделю, что для меня большое достижение. Не хотел отрываться, потому что в этой игре есть дух приключения, сравнимый, пожалуй, с фильмом «Зелёная книга» по эмоциям: немного печали, немного важных мыслей и немного радости. Игра пребывает в прекрасном балансе, что делает её самой красивой — почти во всех смыслах — частью серии. Она насыщенна, события постоянно движут сюжет вперёд, здесь нет филлерных убийств, эпизоды не всегда заканчиваются целями, которые произносят бессмысленные речи. Это один из двух ассассинов, которые лично я могу назвать шедеврами.
Меня даже восхищает некоторая закольцованность истории. Начало идентично концу. Будто сценаристы Ubisoft в кои-то веки заглянули в учебник по сценарному мастерству и повторили давно забытое — или вовсе узнали, как нужно делать сюжет.
Revelations — это финал. Во многих смыслах. И это шикарный финал для Эцио, от которого не хотелось отрываться. Но ради него Ubisoft пожертвовала цельностью основной истории. И наверстать эту цельность уже не смогла. Пыталась вернуться… но прошлое не вернуть. В начале третьей части Уильям Майлз, отец Дезмонда, говорит: «Прошлое нас учит». Вот что нужно было сделать Ubisoft: смириться и научиться чему-то у разработки этих частей, а не пытаться вернуть их величие.
В финале Revelations мы прощаемся не только с Эцио, но и в некотором роде со всей серией. Я не говорю, что дальше всё было плохо. Сами по себе следующие части в отрыве смотрятся более-менее хорошо. Просто идея, которую развивали с первой части, — обучение на прошлом — ушла на задворки истории. Осталась только тень былой игры. И окончательно Ubisoft похоронит её вместе с Дезмондом в следующей части. Так что скорее подошла бы фраза: «Начало конца». Но я все же не считаю предсмертные вдохи началом.