Для кого-то главным игровым событием года стал перенос долгожданной GTA VI. А кто-то радовался рекордному количеству наград у Clair Obscur: Expedition 33 на The Game Awards — или негодовал из-за того же. Помимо этого, ярких событий в индустрии было полно — вспоминаем самые громкие.
Горизонт завален
В конце 2024 года состоялся анонс Light of Motiram — симулятора выживания от китайской корпорации Tencent. Игра была подозрительно похожа на серию Horizon от Sony — разработчики не просто вдохновлялись приключениями Элой, а чуть ли не точь-в-точь их скопировали. В клоне от Tencent постапокалиптический мир с тропическими, пустынными и заснеженными биомами населяли механические животные, на которых с луком охотилась рыжеволосая героиня. Даже шрифты были идентичны тем, что используются в Horizon, а персонаж на концепт-артах и скриншотах стоял в тех же позах, что Элой.
Спустя полгода юристы Sony подали в суд в попытке защитить свою интеллектуальную собственность и предотвратить релиз Light of Motiram. По их мнению, Tencent намеренно хотела ввести игроков в заблуждение, преподнеся всё так, будто это продолжение Horizon. Тогда же выяснилось, что изначально проект задумывали как новую часть франшизы с азиатским уклоном — в марте 2024 года китайский издатель обратился с таким предложением к Sony, но получил отказ. После этого Tencent продолжила «втайне разрабатывать» Light of Motiram, ничего в ней не поменяв.
Весь год стороны оспаривали заявления друг друга. Tencent утверждала, что делать выводы о схожести пока рано и Sony пытается установить монополию, не позволяя другим студиям использовать распространённые элементы жанра. Да и Horizon сама многое скопировала у Enslaved: Odyssey to the West. Sony же считала эти аргументы «бредом», а игру продолжала называть «жалким клоном». Слушания по делу были намечены на январь, но под конец года было объявлено о «конфиденциальном соглашении» и игра исчезла из Steam и EGS — похоже, Tencent на свою победу в суде не рассчитывала и решила договориться.
Невыгодные тарифы
Мы привыкли к тому, что со временем игровые консоли дешевеют или появляются их более доступные версии. Однако в этом консольном поколении всё происходит наоборот, и виноваты в этом непростые экономические условия, созданные в том числе решениями президента США Дональда Трампа (Donald Trump). Своим агрессивным тарифным режимом, вступившим в силу 1 августа, он установил высокие пошлины на импорт из разных стран, включая Китай, и электроники это тоже коснулось.
Игровые корпорации довольно быстро отреагировали на новости. Sony повысила стоимость всех моделей PlayStation 5 на $50: и стандартной версии с дисководом (до $550), и цифровой ($500), и Pro-версии ($750). Microsoft ещё до введения тарифов сделала Xbox дороже и в сентябре повторила это — теперь Xbox Series S стоит $450 вместо $300 на релизе, а Xbox Series X — $650 вместо $500. А к концу года подорожала и подписка Game Pass — раньше за неё просили $20 в месяц, а теперь платить нужно аж $30. Nintendo решила не продавать первую Switch себе в убыток, а вот стоимость Switch 2 менять пока не стала.
Аудитория такие изменения цен не оценила. По данным аналитической компании Circana, прошедший ноябрь был худшим для американского рынка видеоигр за последние десятилетия. Обычно компании делают на этот месяц большую ставку благодаря «чёрной пятнице» и грядущему Рождеству, но в этот раз за месяц было продано 1,6 млн консолей — самый низкий показатель с 1995 года. По сравнению с прошлым ноябрём, продажи Xbox Series упали на 70 %, PS5 — на 40 %, а продажи консолей семейства Switch — на 10 %, несмотря на появление Switch 2 в этом году.
ДоговорИИлись с актёрами
В июне завершилась затянувшаяся почти на год забастовка SAG-AFTRA — Гильдии киноактёров США и Американской федерации актёров телевидения и радио. Главной проблемой было отсутствие договорённостей об использовании генеративного ИИ.
Членам профсоюза было запрещено работать над новыми проектами Activision, Electronic Arts, Insomniac Games и многих других компаний — и озвучивать персонажей в их играх, и участвовать в сессиях захвата движений. Это не касалось игр, которые находились в разработке до 25 июля 2024 года, что упростило жизнь издателям — аналогичная забастовка киноактёров годом ранее позволяла тем не выходить на работу даже при действующем контракте. В случае с играми условия отличались, и потому некоторые актёры (в том числе не связанные с SAG-AFTRA) бастовали вместе с коллегами из солидарности, что привело к их увольнениям и заменам. Особенно это коснулось игр HoYoverse — в Genshin Impact и Zenless Zone Zero некоторые персонажи с этого года говорят новыми голосами.
В итоге забастовка принесла плоды — с игровыми студиями заключили предварительное соглашение, и забастовка завершилась. Гонорар актёров существенно повысился, меры по охране их здоровья и безопасности были усилены, а если в играх будут использоваться ИИ-версии голосов, то актёры получат компенсацию.
От ИИ не скрыться
Переживания по поводу генеративного ИИ в игровой индустрии возникли не у одних лишь актёров, а у всех подряд — у художников, программистов, геймеров… Связаны опасения как со сложностями соблюдения этических норм (общедоступные нейросети не «придумывают» ничего сами, а компилируют чужие тексты и изображения), так и с боязнью людей потерять работу в и без того нестабильной отрасли — ещё до популяризации генеративного ИИ всех подряд увольняли, а дальше всё может стать ещё хуже.
Вопросы об использовании нейросетей журналисты задают каждому встречному, и многие игровые издатели (особенно крупные) не видят в них ничего плохого. Глава Take-Two уверен, что с генеративным ИИ студии будут лишь расширяться и это удобный инструмент, повышающий производительность. Electronic Arts активно использует эту технологию — тысячи спортсменов в EA Sports College Football 25 были созданы с помощью ИИ, после чего художники их дорабатывали, и лишь благодаря этому игра вообще существует. Генеральный директор Nexon уверен, что конкурировать с компаниями, применяющими нейросети, будет очень трудно — в том числе поэтому в ARC Raiders персонажи озвучены с помощью ИИ, обученного на репликах приглашённых актёров.
Однако аудитория в соцсетях не рада появлению нейросетевого контента в играх. В Clair Obscur: Expedition 33, The Alters, Anno 117: Pax Romana и Call of Duty: Black Ops 7 нашли явно не созданные людьми текстуры или куски текста — что-то быстро убрали патчем, что-то пообещали убрать потом, утверждая, что это были заглушки. Под конец года высказался и Свен Винке (Swen Vincke) — оказалось, что даже всеми любимая Larian Studios использует генеративный ИИ, причём не только для создания черновиков, но и для поиска новых идей и разработки концепт-арта. Винке попытался объяснить, что в грядущей Divinity нейросетевой мерзости не будет, а увольнять никого не собираются — наоборот, Larian ищет новых художников и сценаристов. Однако переубедить удалось далеко не всех.
Активное внедрение генеративного ИИ в разные сферы индустрии привело к одному особенно неприятному последствию — подорожанию оперативной памяти. Причём подорожанию очень резкому — спрос значительно превысил предложение, и фабрики не успевают его удовлетворять, из-за чего в зарубежных магазинах цена на две плашки DDR5 по 32 Гб сейчас выше, чем цена PlayStation 5. В связи с дефицитом памяти страдает и рынок видеокарт — NVIDIA, к примеру, в начале следующего года сократит производство серии GeForce RTX 50 на 30–40 %.
Вторая попытка Гейба
В 2015 году в продажу поступили Steam Machine — домашние компьютеры с уникальной операционной системой SteamOS на базе Linux, выпускаемые разными производителями с благословения Valve. Энтузиасты думали, что на рынке появился новый игрок и консольным гигантам нужно держать ухо востро, но проект быстро свернули — продавались «машины» очень плохо. Спустя много лет Valve добилась успеха с портативным компьютером Steam Deck и решила повторить попытку со стационарными ПК, анонсировав новую линейку игровой техники.
Мини-ПК от Valve, выполненный в виде куба, тоже называется Steam Machine и предложит «начинку» в шесть раз мощнее, чем в Steam Deck. Шестиядерный процессор, 16 Гб DDR5, 8 Гб видеопамяти GDDR6 — звучит неплохо, и у покупателей будет выбор, взять компьютер с SSD на 2 Тб или ограничиться 512 Гб, увеличив объём с помощью карты microSD. Создатели обещают, что не будут ни в чём ограничивать пользователей, так что при желании на мини-ПК удастся установить любые приложения и операционные системы.
Valve также анонсировала VR-гарнитуру Steam Frame, настолько мощную, что игры можно будет запускать прямо на ней, без использования сторонних устройств. Плюс обновится геймпад Steam Controller: магнитные стики нового поколения, датчики для включения гироскопа, кнопки хвата сзади, быстрый доступ к разделам Steam, рассчитанная на 35 часов батарея… О геймпаде и остальных устройствах можно прочесть в нашей заметке. Цены пока не объявили, но с учётом стоимости оперативной памяти они могут быть очень кусачими.
Ни Чудо-женщины, ни Perfect Dark
Крупные издатели игр каждый год увольняют сотрудников, и 2025-й исключением не стал. Уже в феврале Warner Bros. Games одним махом закрыла несколько студий, включая Player First Games — создателей файтинга Multiversus. Хотя идея клона Super Smash Bros. с героями мультиков и фильмов звучала неплохо, достаточную аудиторию игра не собрала.
Но самой большой потерей стало закрытие Monolith Productions — студии, которая начинала ещё с шутера Blood на MS-DOS и подарила нам F.E.A.R., Condemned и Middle-earth. В последние годы коллектив был занят игрой о Чудо-женщине, которая теперь не увидит свет. Заодно «Уорнеры» отменили дополнение к Hogwarts Legacy — его контент якобы не соответствовал цене, которую планировали назначить.
Если Warner Bros. сразу рассказала обо всех изменениях, то Microsoft выбрала другую тактику. О том, что корпорация планирует уволить 9 тысяч человек (4 % сотрудников), стало известно аж за полторы недели до соответствующего анонса. А после этого журналистам пришлось собирать по крупицам информацию о том, кого коснулась беда. Выяснилось, что была прекращена разработка Blackbird — новой MMO от авторов The Elder Scrolls Online. Уволена половина сотрудников Turn 10, что вызывает вопросы о будущем серии Forza Motorsport. Мобильная Warcraft Rumble больше не будет получать обновления.
А ещё отменили сразу два ожидаемых эксклюзива — Everwild и Perfect Dark. Студия Rare пока продолжает существование, хоть её и покинули многие ветераны, а вот коллектива The Initiative больше нет. Он был основан в 2018 году и занимался исключительно перезапуском Perfect Dark, геймплейный трейлер которого показали летом 2024-го. Вскоре после закрытия студии выяснилось, что работа над проектом велась очень медленно — спустя несколько лет создатели всё ещё были заняты вертикальным срезом.
Клоунские носы вышли из моды
В феврале 2019 года была анонсирована Hollow Knight: Silksong. Изначально она должна была стать дополнением для оригинальной Hollow Knight, но масштабы проекта так выросли, что разработчики решили делать полноценный сиквел. После этого новостей долго не было, потом в журнале Edge вышло небольшое интервью с создателями, а затем — опять тишина.
Тишина была прямо-таки гробовой, и фанаты Hollow Knight начали сходить с ума — они строили теории, отсчитывали дни, надеялись увидеть игру на Nintendo Direct и других мероприятиях. Но новостей не появлялось, пока вдруг в августе 2025 года не созрел трейлер с датой релиза. Silksong вышла 4 сентября, спустя пару недель после публикации ролика, — не полноценный «шэдоу-дроп», но близко к нему.
Другие инди-разработчики, которые планировали выпускать собственные игры в сентябре, были вынуждены резко менять планы — конкурировать со столь ожидаемым релизом было бессмысленно. CloverPit и Baby Steps перенесли на конец сентября, Little Witch in the Woods — на середину месяца, а Demonschool — на ноябрь. Переживания не были беспочвенными — релиз Silksong на несколько минут «положил» цифровые магазины, собрав сотни тысяч единовременных игроков, а на днях стало известно о 7 миллионах проданных копий.
В следующем году нас ждёт как минимум одно бесплатное дополнение с новыми локациями и боссами — Sea of Sorrow.
Новый переключатель
Nintendo частенько экспериментирует со своими консолями, но в этом году решила не рисковать. На первый взгляд Nintendo Switch 2 ничем не отличается от первой Switch — такая же «гибридка» со стационарным и портативным режимами, такие же разноцветные контроллеры, которые в любой момент можно отсоединять, и даже упаковка выглядит примерно так же. Но в плане мощности это большой шаг вперёд: 12 Гб оперативной памяти, процессор Tegra 239, 256 Гб встроенной памяти, экран с поддержкой 1080p и частотой 120 Гц…
Анонс консоли состоялся в январе, в апреле открылись предварительные заказы, а 5 июня Switch 2 поступила в продажу. За первые четыре дня было реализовано свыше 3,5 млн экземпляров, что сделало второй «переключатель» самой быстропродаваемой консолью в истории Nintendo. По состоянию на 30 сентября продано более 10 млн консолей, и почти таким же тиражом разошлась эксклюзивная гонка Mario Kart World, с которой доступен выгодный бандл.
Впечатляющим продажам не помешало отсутствие новой «Зельды» и платформеров с участием Марио — вместо этого Nintendo подготовила Donkey Kong Bananza, Kirby Air Riders, Pokémon Legends: Z-A и Metroid Prime 4. Плюс много релизов от сторонних издателей, включая Cyberpunk 2077 и Hogwarts Legacy. Да, консоль достаточно мощная и для таких игр — там и Assassin’s Creed Shadows неплохо себя чувствует, и Elden Ring в следующем году выйдет. К слову, FromSoftware работает над эксклюзивной игрой для Switch 2 — PvPvE-экшеном The Duskbloods.
Перестанут ли убивать игры?
В 2023 году Ubisoft объявила о скором закрытии серверов первой The Crew. Это означало, что игра не просто лишится каких-то онлайн-элементов, а вообще перестанет существовать — без подключения к серверам она не запускается. Этот случай побудил ютубера Росса Скотта (Ross Scott) запустить движение Stop Killing Games («Хватит убивать игры»). Его цель — не допустить, чтобы у игровых издателей была возможность продавать за полную цену игры, доступ к которым могут в любой момент отобрать, не добавив офлайн-режим или поддержку частных серверов.
Просто повозмущаться в Интернете, конечно, недостаточно, поэтому Скотт размещал петиции и обращался в государственные органы стран Евросоюза в надежде обратить внимание политиков на эту проблему. Весь 2025 год он потратил на продвижение петиции в Европейскую комиссию — обращение должно было набрать как минимум 1 млн подписей европейских жителей, чтобы органы приступили к его рассмотрению. Потом оказалось, что подписей нужно больше, на случай если среди подписавших обнаружатся боты, но это не стало проблемой — инициативу поддержали 1,4 млн пользователей. Сейчас завершается подсчёт голосов (говорят, около 97 % настоящие), после чего политики начнут разбираться, что за тревоги там у геймеров.
EA и шейхи
В октябре Electronic Arts объявила о решении стать частной компанией. Издательство приобретут за $55 млрд три инвестиционные фирмы, и главный покупатель среди них — Суверенный фонд Саудовской Аравии (PIF), которому достанется 93,4 % акций EA. Остальное распределят между собой американские фирмы Silver Lake и Affinity Partners.
Как сообщило издание Financial Times, новые владельцы планируют заметно сократить операционные расходы компании. В частности, они сделают упор на активное использование искусственного интеллекта — правда, не уточняется, что именно имеется в виду. Генеральный директор EA Эндрю Уилсон (Andrew Wilson) уверяет, что «ценности [компании] и приверженность игрокам останутся неизменными», что бы это ни значило. Если регулирующие органы не будут против, сделка завершится к лету 2026 года.
К слову, в ноябре сообщалось, что у PIF иссякает запас денег для новых инвестиций, и вызвано это неудачами некоторых профинансированных фондом проектов. Однако игровых компаний это, судя по всему, не касается.
Ubisoft и китайцы (и шейхи тоже)
В последние годы стоимость акций Ubisoft падала, и время от времени появлялись слухи, что компанию могут продать. Весной они частично подтвердились — издательством была создана дочерняя структура Vantage Studios, более 25 % акций которой достались китайской корпорации Tencent. Это подразделение будет заниматься тремя главными франшизами Ubisoft — Assassin’s Creed, Far Cry и Rainbow Six.
Новость могла бы стать воодушевляющей, но после неё акции обрушились ещё сильнее. Инвесторы не были уверены в том, что сделка выгодная (Tencent инвестировала €1,16 млрд, за что получила четверть акций, притом что это должно было обойтись ей в €4 млрд), а потому потребовали пересмотреть условия. Возмущения услышаны не были — в ноябре сделку объявили завершённой, не изменив ни сумму, ни долю акций.
Утверждается, что Vantage Studios будет ориентирована на игроков, а релизы в трёх ключевых франшизах станут «долгосрочными платформами» от «первоклассных команд». Играми будут заниматься свыше 2 тысяч разработчиков в шести городах: Монреале, Барселоне, Софии, Квебеке, Шербруке и Сагенее.
В этом же году Assassin’s Creed Mirage, для которой не планировалось выпускать никакие DLC, вдруг получила бесплатное дополнение Valley of Memory. По слухам, оно было профинансировано всё тем же Суверенным фондом Саудовской Аравии — именно об этом регионе рассказывает добавка с новыми локациями и сюжетными миссиями. Пока неясно, единовременная ли эта договорённость, или Ubisoft ещё будет продвигать культуру Саудовской Аравии.
Call of Duty наконец-то проиграла
Мы знали, что в этом году состоится противостояние Call of Duty и Battlefield 6, но предугадать победителя было трудно. Обычно никому не удаётся помешать Activision заработать миллионы долларов на ежегодной CoD, но и EA научилась на своих ошибках и наконец-то даст фанатам нормальную «батлу».
Когда игры вышли, EA сообщила о 7 млн проданных копий Battlefield 6, а Black Ops 7 собирала отрицательные отзывы от игроков и прессы и стала объектом насмешек из-за кошмарной сюжетной кампании, построенной на механиках Warzone.
Видимо, продажи у новой Call of Duty очень плохие — Activision даже опубликовала пост в блоге, который можно считать извинением. Говорят, мнение фанатов превыше всего, шутер получит «беспрецедентную поддержку», а в будущем разработчики уделят больше внимания серьёзным инновациям и не будут выпускать по две части Black Ops (и Modern Warfare) подряд.
Легенды ушли
В этом году индустрия потеряла нескольких ярких людей:
- Винс Зампелла (Vince Zampella) — американский гейм-дизайнер с очень богатой биографией. В 2002 году он стал одним из основателей Infinity Ward, положившей начало серии Call of Duty. В 2009-м был неправомерно уволен издательством Activision и судился с компанией, параллельно создавая новую студию — Respawn Entertainment. Там он работал над обеими Titanfall, дилогией Star Wars Jedi, а также над Apex Legends. В 2021-м EA поручила ему управление серией Battlefield, которая находилась в плачевном состоянии после неудачи BF2042. Под руководством Зампеллы вышла Battlefield 6, ставшая последним проектом в его карьере — в декабре он погиб в автомобильной аварии.
- Виктор Антонов — художественный директор Half-Life 2 и визуальный дизайнер Dishonored. Последние годы он работал в основанной им студии Eschatology Entertainment над неанонсированной игрой Project DG, рассказывающей об искусном стрелке в мире «на грани разрушения».
- Томонобу Итагаки (Tomonobu Itagaki) — создатель, продюсер и директор серии файтингов Dead or Alive, а также директор Ninja Gaiden 2004 года. Последним проектом с его активным участием стала Devil’s Third, также он консультировал создателей Samurai Jack: Battle Through Time.
- Кэри-Хироюки Тагава (Cary-Hiroyuki Tagawa) — актёр, известный по роли Шан Цзуна в фильме «Смертельная битва» 1995 года. К этому персонажу он возвращался пару раз — в веб-сериале «Смертельная битва: Наследие» и в игре Mortal Kombat 11. Также он сыграл Хэйхати Мисиму в дилогии фильмов «Теккен».
- Удо Кир (Udo Kier) — актёр, которого геймеры постарше помнят по роли Юрия в Command & Conquer: Red Alert. Он также сыграл доктора Страуба в Call of Duty: WWII. А ещё Удо Кир был приглашён Хидео Кодзимой (Hideo Kojima) в грядущий хоррор OD, но из-за забастовки киноактёров съёмки не раз переносились.
А чем этот год запомнился вам? И какие новости надеетесь прочитать в следующем? Делитесь в комментариях!
Лучшие комментарии
Немаловажным событием так же стал уход Гальперова и Окорокова со СтопГейм.
И перезапуск Рефанда в виде Вишлиста.
Грустный год выдался. Релизы хорошие были, но ощущение такое, будто ни одной действительно положительной новости из всего этого не вышло. Остаётся надеяться, конечно, что 2026 год будет веселее, и обойдётся без таких потерь.
Эх... Виктор Антонов , красиво делал , спасибо дядя .