641 90 130 60
Metaphor: ReFantazio

Рейтинг игры

4.2 217
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5

Оценка редакции

Metaphor: ReFantazio

Отзывы

+4
Вот как надо делать игры про инклюзивность!

А если серьезно, то все эти разговоры, что Метафора это тупо Персона 6 оказались не таким уж и заблуждением. Что-то убрали, что-то добавили, что-то усложнили, что-то упростили, но в своей сути у нас тот же геймплейный и сюжетный луп. После завязки набираем себе друганов и с ними начинается путешествие. Радует что события стартуют сразу, а не как в ремейке П3, где нужно 30 часов отыграть, чтобы сюжет хоть как-то начал разгоняться. Плюс сам тон повествования взрослее и мрачнее последних игр. Прям с ходу кровяка, кого-то убивают, вешают, никто ни с кем не сюсюкается и прочее, мы челядь и надо доказывать что мы достойны.

Приятно :)
Приятно :)

Отличный лор вселенной, я очень редко читаю в играх весь журнал досконально, а тут прям ничего не хотелось пропустить. Персонажи как всегда по-атлусовски приятные, все такие разные со своими причудами и историями, хоть социальные линки и упростили в сравнении с последней персоной, но сами истории добротные. Теперь не нужно особо напрягаться чтобы прокачать все социальные связи до конца. Игре не важно что вы выбираете в диалогах и ветка квеста продвинется вперед несмотря ни на что. Это конечно упрощение, но зато социальный аспект окружения, намного лучше работает чем в других играх.

Гы. Круто что излишки опыта можно предметом распределить по желанию.
Гы. Круто что излишки опыта можно предметом распределить по желанию.

Что я имею ввиду? Дело в том что главная цель в игре стать королём, не дав плохим дядям сесть на трон вместо вас и вот по мере прохождения игры вы побываете в нескольких городах, где постоянно кто-то болтает и разлетаются всякие слухи. И пока вы продвигаетесь по сюжету и в зависимости от происходящих глобальных событий эмоциональный фон граждан так сказать будет меняться. Даже в местах где вы уже были и теперь имеет смысл возвращаться в старые локации и послушать кто что думает о ситуации в стране или у кого что в жизни случилось после очередного какого-то глобального происшествия.

Геймплей чутка ускорили, плюс можно пропускать анимации ударов.
Геймплей чутка ускорили, плюс можно пропускать анимации ударов.

Наверное это самый интересный аспект был для меня с точки зрения нарратива. Идешь такой в бар заходишь, где раньше бухали местные работяги и всякие грубости говорили, а к концу игры они такие "блин наверное я лучше не буду много нажираться, а то тут передо мной будущий король". Или те кто общался с тобой как с низшим классом, начинает величать нас ваше высочество и т.д. Классная деталь, которая заставляла меня каждую неделю хоть раз пробежаться по всем городам (всего их 5 штук) и поболтать вообще со всеми нпс и даже торговцами. Узнать как у кого дела идут и прочее.

Боёвку классическую пошаговую разбавили немного и теперь по мне интереснее стало "вылавливать" нужный скил, который хочешь поставить другому напарнику. Хоть в корне это все тот же махач в НАЙДИ УЯЗВИМОСТЬ. Игра стала заметно сложнее, если раньше на НОРМЕ я почти не умирал в персонах, то теперь стабильно отлетал на каждом крупном боссе, а под конец и того сдался и снизил сложность. Этот момент конкретно выбесил конечно. Не дело когда ты выполнил 99% всех побочек, забил на одну последнюю (ту что с драконами) и в финальном забеге откисаешь с пару ударов от местных мини боссов, а на финальном сидишь буквально по часу каждую попытку и ничего физически сделать не можешь потому что тратишь слишком мало. Это не солсы или классические экшены, где сложный момент ты простым задрачиванием можешь получше пройти или например научится полностью избегать урона, чтобы попотеть, но таки пройти сложный участок. Тут буквально 1/1000 хп сносишь боссяре и ничего не помогает, бафы не бафы, без толку. Тебя выносят, все хилки и особенно Мана кончается и всё, здрасьти приехали. Либо загружай ранний сейв (а если его нет?) либо гринди до посинения, пока не станешь больше по уровню.

Потому что мы банда!
Потому что мы банда!

Как итог смог убить финалыча только на самой простой сложности в игре с бесконечным возрождением Х) после 20 попыток на норме и суммарным временем в 5-6 часов я не выдержал. Такой духоте позавидует даже известный любитель болот. Неприятно, но общие впечатления от игры это конечно не заруинило. Команда персоноделов смогла таки сделать классное масштабное приключение в уникальном мире хоть и со знакомыми элементами для тех кто играл прошлые их проекты.

9/10

P.S. Но всё таки Persona 5 — лучшее их творение как полноценный продукт.

ГГ говорит!ЛорСюжетПерсонажиСтиль арт дизайнМузыкаНовый пул врагов впервые за 30 летУлучшенный Персона/СМТ стайл геймплейВсе сошел линки можно закрыть за одно прохождениеБолее щадящий тайм менеджментКак всегда стильный интерфейсПоднимаются не самые заезженные темы в играхМенее глубокая социальная составляющаяМало музыки, даже нет музыкальных тем для каждого магазина Халтурные "плохие" концовки Невозможно запороть дедлайнОтсутствие Чекпоинтов после крупных боссов или событий долгое время Необходимый гринт и 100% зачистка всего если вы не хотите понижать сложностьУстаревшая графика
15 февраля

+3
Персона с нюансом

Игра, отношение к которой менялось на протяжении всего геймплея. Подобно хорошей голливудской истории, мы пережили свои взлёты и падения, и сейчас я смотрю на эти отношения, как на приятный отпуск в Сочи. Который в принципе был неплох, но в какой-то момент у тебя заканчиваются деньги (время) и есть куча других игр, в которые тебе ещё нужно поиграть. Вообще игра заставила задуматься меня о том, являюсь ли я казуалом, потому что, когда побочки с драконами меня попустили, я решил перейти на повествовательный режим и реально почуствовал себя мессией и спасителем мира. Но весь финал меня не покидало чувство, что нужно было затерпеть и прочувствовать момент, подобрать подход, все дела. А потом я увидел 7 боссфайтов подряд и несколько фаз у Луи, что очень хорошо подсластило пилюлю.  Увидев финальные титры и осознав, что в метафор мне больше заходить не придётся, я, честно говоря, обрадовался. И в целом, вся финальная часть прохождения в моём исполнении больше напоминала спидран. От злости к игре я полностью забил на драконов и пошёл фэйсроллить финальный данж. И, если вы ещё читаете, сейчас я попробую объяснить, почему у меня появилось такое отношение к этому произведению.

Прекрасная мотивация персонажа и не такие уж разные идеи о мироустройстве с пачкой героя (что тыкается игроку книгой, которую оба читают), к сожалению, не выдерживают темп игры и опускаются до банального противостояния добра и зла. Если изначально это действительно больше история про то, как они видят одинаковый мир, просто добиваются его разными способами, позволяя игроку выбрать чей подход ему ближе. То в конце это всё складывается в полнейшую ахинею, где Луи готов просто наполнить мир людьми(чудовищами) и тогда неравенства не будет. Ну гений на сценаристе просто. Это можно было бы объяснить помешательством маглой (что и попытались сделать в финальных файтах/диалогах), но по факту этот поворот выстреливает ещё раньше. Сама мысль о подобном решении конфликта в королевстве нарочито злодейски злодейская. Как по мне, был очень интересный задел на противостояние двух идеологий, которые одинаковые, по сути, но разные в деталях. И за это обидно больше всего

Это игра Атлас – Причём от отцов-основателей, все дела. Здесь я, конечно, имею ввиду работу с миром, сошиал линки, всё – за что народ любит персоны. Сёдзи Мэгуро – Сумасшедший гений, который даже в рамках, как мне кажется, достаточно тяжелого для экспериментов сеттинга, смог выдать конфетку с читающим монахом. OST академии, боёв, момента раскрытия архетипов у напарников – в первые разы пробивали дикие мураши. Сюжет – Сначала, кажется дико наивным, как будто сценарист прочитал пособие «Как написать антиутопию для чайников». Но со временем набирает обороты, удивляет, выстраивает интересные сцены (Театр в Монтарио – стекло) и заканчивается терпимо. Это больше сказка и относится к ней нужно соответствующе.Визуал – Мне зашло. Локации разнообразные, бои цветастые, графоуни просто есть и мне лично особо не мешал. Геймплей – Тут скорее похвально, что в Атлас понимают проблемы гринд боев (кажется) и пытаются их как-то оптимизировать. Драться тупо удобнее, чем в персонах, но гринд всё равно присутствует и удручаетЛуи Гуаберн – Стоит ближе к минусам, потому что на протяжении 80 процентов игры – это лучшее, что есть в повествовании. Но дальше я ограничен спойлерами. На протяжении 80 процентов – это хороший взрослый антагонист, в противовес компании глав героя, которая больше напоминает хор мальчиков-зайчиков. Это не Персона – Субьективно! В целом я не являюсь фанатом японских рпг и времяпрепровождение в них для меня иногда похоже на бесплатную работу. Персона была исключением за счёт огромного разнообразия занятий в мире, прописанных ивентов (для меня это буквально лучшая часть игр, где я улыбался, как ребёнок: поход, путешествие, концерт из 4-ой персоны - навсегда в сердечке) и качественных сошиал линков. Как я писал ранее, в игре это всё есть, но в крайне усечённом формате. Это, скорее, просто есть. Сопартийцы не цепляют своими историями, а ивенты упали до уровня - в очередной пошутим, что Хюлькенберг любит кушать странную еду и поедим странную еду.Гринд – Бич всех игр атлас и тут не откроется Америки. Главная причина моего пусси мува в конце с переходом на низкий уровень сложности – недостаток прокачки. Возможно, виноват сам, но проходил все побочки и просто прифигел от разницы в уровнях с противниками на тех же самых драконах. Персонажи – набор клише в сценарных архетипах. К персонажам банально не прикипаешь и для тебя (для меня) они выполняют роль функции. Даже персоны (да я сам устал про них писать) с их наивностью и упрощением таким не грешили.
6 февраля

+2
Это не "Персона", это новое АйПи! Честно-честно.

   Моё отношение к игре менялось медленно, но верно и даже в лучшую сторону. Либо это стокгольмский синдром, либо, всё же, персонажам удалось меня очаровать. При всей дежавюшности и реверансах к «персоне», в итоге начинаешь ощущать мир игры довольно оригинальным и целостным.


    Страшненький графон тут усиленно маскируют стилизацией и вездесущими частицами – ладно, сделаю вид, что ничего не заметил, бо не в графоние счастие. Есть красивые анимешные вставки, хотя кого сейчас этим удивишь.

    Боевая система слишком сильно завязана на «уязвимостях» - особо креативить не дадут – каждый босс или сильный враг тут- список его слабых и сильных сторон и если ты знаешь, чем его бить – то побьешь на любой сложности, иначе – топ тактика – начинаешь бой, методом тыка находишь слабости, alt+f4, загружаем автосохранку перед боем, меняем классы и абилки патьке – выносим супостата.

    Саундтрек вызывает двойственные ощущения, с одной стороны, некоторые темы в мозг въедаются, с другой, ну – фентезийный дженерик. Зато есть приятный женский вокал и ..ээ...речитативы монахов –реперов? Не знаю, как описать, но позабавили боевые темы с бравыми «ХЭЙ!».    

Залипательный геймплейный цикл с зачисткой данжей и прокачкой «сошл линков» в промежутках.Много классов для персонажей (однако, далеко не все полезны).Местами игра умеет в драму.Боссы и враги типа "человек" часто дословно цитируют Босха.Сюжет неплох, есть даже небольшие твисты, но, впрочем, нам-то обещали «бросить вызов привычным нормам RPG»... И хде??Далеко не все сюжетки персонажей и сопартийцев интересно наблюдать. Часто хочется проскипать катсцену, просто чтобы дали уровень линка.Мало по-настоящему сложных данжей-лабиринтов.Я с этим «красивым & стилёвым» меню намучился – эквипать персов и архетипы в одном, наследовать для архетипов навыки в другом, вот и бегай туда-сюда, подбирая оптимальный билд на босса.
20 января

+1
Хорошая история, о хорошей утопии

Несмотря на то, что графика не вызывает восторга и выглядит устаревшей, сюжет компенсирует этот недостаток. Гринд всё ещё душит, но интересная история заставляла проходить меня одну локацию за другой. Идея, что существа из фэнтези мира верят, в существование обычного нашего земного мира выглядит необычно (Привет ni no kuni). 5к свои окупила это точно (Да я купил максимальное издание).
Бои выглядят стильно. Анимации сочные, но иногда однотипные

Фантазия всегда будет жить вместе с нами
Фантазия всегда будет жить вместе с нами
Я стал королём кошкодевочек, эльфов летучих мышей,  к-поп амфибий и ещё несколько не человеческих рас. Вам ещё нужны причины играть в metaphor?
Я стал королём кошкодевочек, эльфов летучих мышей, к-поп амфибий и ещё несколько не человеческих рас. Вам ещё нужны причины играть в metaphor?

Интересная история и идеяЗапоминающиеся персонажиПрикольная боёвкаСкудная графикаГринд
24 декабря 2024

+1
Персональная фантазия

Очередная "персона" от Кацуро Хосино и его команды, к моему большому сожалению кроме арта и музыки каких-то улучшений по сравнению с 3-5 частями "персоны" в игре нет. Хоть и сеттинг сменился с осточертевший всеми японской школы до еще более осточертевшего фэнтези мира, игре это не особо помогает, в основном это связно с тем, что у игры почти нет индивидуальности и элементы серий Dragon Quest, Final Fantasy, Ni no Kuni и др видны тут и там.
Боевая система тут это та же "персона", только теперь кроме гг все сопартийцы могут менять Архетипы (персоны из "персоны", мда...), хотя ближе к концу у каждого сопартийца появится свой личный Архетип (и весь смысл Архетипов исчезает). 
История необычная и затягивающая, выборы как двигатель сюжета очень интересный сюжетны троп. Хотя сразу видно, что реальных претендента на трон тут только 2 (иногда 3).
Игре постоянно чего-то не хватает, и у меня большие подозрения, что многое вырезали для "роял" версии (если она еще выйдет). Игра хоть и с недостатками но действительно отличная и если вам интересен сеттинг или вы любите игры Atlus или Square крайне рекомендую (Хотя лучше подождать "роял" версию).

Музыка (тема деревни Вирга <3)Подсюжеты, поднимаемые темы и проблематики (тема протагониста в произведении отдельное уважение)Интересные социальные линкиАрт и дизайнПодземелья, тихий ужас времен ps2 (возможно даже ps1)Дизайн и разнообразие обычных монстров (скелеты, гоблины, бабочки O_O???, какие-то собаки) скучно!Босс раш в конце (где-то 6-7 боссов в последнем подземелье) + 3 фазы последнего боссаАнтоганист из лучшего персонажа в игре, в конце становится слишком банальным
18 декабря 2024

+1
ахахах рескин персоны 5

какое же позорище... компания атлус должна перестать существовать 

ВСЁинтерфейс системы без изменений взят из персоны 5интерфейс боя без изменений взят из персоны 5вообще все взято из персоны 5 - это просто рескин как обычно атлус бездарный мусор
17 декабря 2024

+4
Метафор РеДушнино
Именно так выглядит геймплэй для меня после 30-40 часов в игреXD
Именно так выглядит геймплэй для меня после 30-40 часов в игреXD

Хорошая сценарно, но просто мега утомительная по геймплэю, при том что сама боевая система нормальная, но то как она используется это просто мука, а не игра во второй половине. Прекрасный пример как несколькими решениями испортить впечатления от нормальной игры. Вторую половину тупо на ютубе уже добивал, ибо это просто невыносимая пытка.

ПерсонажиОсновной сюжет Суперстильный интерфейс и дизайн монстров под картины Сальвадора ДалиКлассные анимэ вставкиМузыка с репером монахомТоп озвучкаНеимоверная душнина во второй половине игрыВорох ужасных QoL решений которые растягивают игровой процес, превращая его в натуральную мукуНе только визуал, но и геймдизайн игр пс3 эры Абсолютно все данджи как буд-то делались просто рандомайзером и нереально затянутыДикая затянутость игры (добивал тупо уже на ютубе ибо это просто невыносимо)Принуждение к гринду с остановкой основного сюжета и привязкой к днямОтвратная система сохраннения и чекпоинты которых может не быть по 2-3 часа реального времени
16 декабря 2024

+1
Ну тип РПОГЕ года, по GOTY 24


Ну а чё вы хотели? Хорошую игру?!

РПОГЕ
РПОГЕ

Сможешь ли ты в это играть зависит исключительно от 2 факторов:
1. Сможешь ли ты вынести подачу местной истории.  Она для совсем маленьких и наивных детишек. Все пишут: ОГОГО ТУТ ЕСТЬ ПОЛИТИКА! 
И так же эти же ребята:

ОГОГО ТУТ ЕСТЬ МОРЕ!
ОГОГО ТУТ ЕСТЬ МОРЕ!


2.Пошаговые бои.
Этот тот самый пласт геймплея который тут мне нахер не упал. Был бы это какой то открытый мир, в котором живут монстры, как в FF. НУ ОК. 
Тут это какие то данжи, в которые ты в обязательном порядке должен хадить... А я не хачу. И скипнуть нельзя. Они и скучны и филлер, и вообще не в них суть!

Допустим есть 100 часов игры, где 50% бои и 50% диалоги. И вот 50 часов филлерного дроча ради диалогов мне нинада.

линейная, камерная класик стори, в которой страниц не перепишешь, а выбор сценариста не поменяешь
линейная, камерная класик стори, в которой страниц не перепишешь, а выбор сценариста не поменяешь

Прокачка же отношений с персонажами выливается в унылый тайм менеджмент. Без гайдов "чё и как делать", можно много чего пропустить.

Зато есть ДРАММА. 

О нет! как же так вышло?)
О нет! как же так вышло?)
Как это клоунство можно серьезно воспринимать?! И забыли нарисовать на лицах какие либо эмоции.
Как это клоунство можно серьезно воспринимать?! И забыли нарисовать на лицах какие либо эмоции.

Озвучки НИХРЕНА НЕТ в диалогах, это тупа текст. Всякие вздохи как в ВН отсутствуют. 

Графен норм, все жалующиеся на мыло - непонятные челы, с плойкой в 30 фпс. Он сам по себе говно отставшее на много лет.

Бида на ПК - управление камерой. Конченный разраб запилил камеру, которая во время её вращения, принудительно задерживалась на ГГ некоторое время, центрируясь на нём.  ИРЛ кажется, что мышь всё, лагает.

Фишка этой игры в виде персон. Но они тут выглядят как одноцветные роботы.

Музяка хороша. От весёлых, подпивасных мотивчиков на японском, до вполне годных, сказочных тем. Вот такое должно играть в ФИНАЛЬНЫХ фантазиях, а не то оперное гавно, что там обычно играет.

Что необычного и забавного:

Магией тут можно промазать..., что меня всегда веселит.

На русском переводе, переведено ВСЁ меню дословно. Как тебе «Ь» для открытия карты?!

Я назову это дизайном. Вы аниме. Мы на разных уровнях.
Я назову это дизайном. Вы аниме. Мы на разных уровнях.
А вот это я зову АНИМЕ. Видишь чела в пафосной позе клоуна? Ещё глаза накрасил как тянка? Эт вот такой рили биг антагонист дил у японцев)
А вот это я зову АНИМЕ.
Видишь чела в пафосной позе клоуна? Ещё глаза накрасил как тянка? Эт вот такой рили биг антагонист дил у японцев)

Хп не восстанавливается при повышении лвл, ха-ха)

То как ГГ машет рукой тиме, типа "вперёд, за мной! Побежали"!
Когда видешь это раза 3, становится понятно, что эт тима даунов, под управлением ГГ. Он махает - они идут за ним, он не махает - они идут за ним.

В целом это :  обычное конвейерное УГ, для своей ЦА. 

РПОРГЕ 2024 ГОДА!! Поздравляю всех геймеров ахах!)Дизайн врагов, Музяка, ГГ с разноцветными глазами, и стилистика тащятТакое аниме я бы не смотрел, а я разбираюсь в этих сортахГеймплей - сходить в данж, вернутся из него в таверну/город что бы поболтать, что бы знаете чё?! ПОЙТИ в данж - ха-ха))
13 декабря 2024


+1
Либо я дурак, либо лыжи не едут.

Запустил я на средней сложности игру, с принятием стратегических умений знаком, не понаслышке. 10 часов отыграл, что очень мало конечно на фоне всей игры. Но вот что я не могу понять. Я прогнал дракона в начале игры, хотя мимо него можно было проскользнуть, я побил человека(местного монстра) который выжигал весь первый ряд, тут была стратегия. Но я пошёл на минотавра и он просто даёт мне под сраку, убивая всех героев, буквально за две атаки, я его и светом атакую, и копьём бью и с булавой у меня в отряде никого нету, это его бесит. Выполняю просто все действия по наводке о его слабостях. Просто выносит моих мальчиков и девочек одной поджигающей атакой. У всех 200хп+ после массивной атаки по 40-80, я и броню купил, какая в магазинах есть и оружие осветил в церкви  и в тавернах изучил скрытые свойства. Всё что есть на уровне, я взял себе на вооружение. Он просто меня сжигает, ладно думаю, сложно пока, пойду по основному сюжету. Иду, дальше, дальше. пол подземелья уже прошёл, попадаются какие 4 пацана, проклинают меня, имеют какое то необыкновенное количество хп, для 4 противников одновременно. И просто задалбливают меня. Я возвращаюсь из подземелья, по новой освещаю в церкви что нашёл, одеваю. Думаю, ну пойду на минотавра снова схожу. Я уровень повисел, ещё предметов нашёл. Иду к нему, он мне опять за пару ходов выносит персов просто.  И заданий доп больше нету. А мне что делать то? Игра замечательная, но я видимо слишком туп для неё, оценку за свою тупость снижать не вижу смысла, но если вы тоже не особо как я понимайте что делать, то я думаю стоит выбрать просто лёгкую сложность их там две, самая лёгкая - лёгкая. На средний, я видимо себя переоценил. Тут как с якудзой, в которую я играл и играю в первую кивами я играл на лёгкой, а во вторую сейчас играю на средней. Видимо тут тоже перекрутили маленько для гениев, я могу на императоре в циве жить и драться, но тут моих навыков не хватает. Да игры разные, но стратегический склад ума присутствует однако, чтобы вы не думали. Ну и ещё добавлю, что это первая игра в таком жанре для меня. Игрокам в Персону, явно всё будет более понятно.

Музыка разрывная, мужчина зачитывает словно он японский ЭминемИнтересная история, за 10 часов. Хотя помните, что многие пишут, что игра затянутаПриятная управление на геймпадеЯ как то не ощущаю силы с новых предметов, подбираешь оружие на 50 урона больше чем твоё, броню одеваешь лучше. Возвращаешься к минотавру, огребаешь так словно и не одел ничего нового.
9 декабря 2024

+2
Персона здорового человека

В свое время на P5 Royal я убил 120 часов, и где-то половину из них я страдал. Я в принципе прошел ту игру только из-за шикарного вайба, который она давала (ну и Макото :3). Так что к Метафоре я подходил с некоторой опаской. И зря.

Да, тут геймплейно все почти как в Персоне. Но в этом "почти" куча изменений и улучшений, благодаря которым за 90 часов в Метафоре я даже не устал и вполне возможно через какое-то время пойду на второе прохождение. Атлус наконец-то нащупал, что нужно делать, чтобы игра не душила. Однообразные данжи разбавили и сократили (разве что забег в Собор в начале игры меня подвымотал своей протяженностью), слабые мобы валятся без пошаговых боев, темп приключения в целом очень ровный, постоянно что-то происходит, постоянно тебя подгоняют. Есть только один провисающий сегмент в конце игры, когда тебе дают почти месяц, чтобы закончить все дела перед финалом. Бои по сравнению с П5 стали сложнее, но опять же, есть баланс (на нормальной сложности по крайней мере), не хочется геймпадом об стол стучать, только материться иногда.

Сюжет классный. Все эти разговоры про утопию-неутопию реально увлекают. Луи - вообще антагонист года. И я, и герои чуть ли не до финала задаются вопросом "ну и в чем он, собственно, не прав? Да, методы у него такие себе, но по сути-то". К сожалению, в самом-самом конце все скатывается в обычный анимешный эпик, и это смазало мне впечатление от концовки. Ну да ладно, один из посылов игры, что ничего идеального не бывает, и она ему соответствует. Кстати, в определенный момент игра (в плане лора) передает горячий привет  Xenoblade 2, и немножко  Nier, а я такое люблю, за это отдельный лайк.

Разочаровал разве что графон. Стиль тащит, спору нет, но, блин, ощущение, что игру изначально делали под Свич (на котором она почему-то не вышла). Метафора местами прям бедненько смотрится. Хотя на Свиче есть Xenoblade 3, где графика получше будет.

Но черт с ним, с графоном, игра великолепная. Рекомендую однозначно.

Выверенный темп и баланс сложностиКлассный сюжетКлассный антагонистСтиль "под Да Винчи" шикаренУпоротый монах на саундтрекеСлишком анимешное аниме в финальном боюГрафена могли бы навалить побольшеЦена в 7 килорублей и невозможность купить в РФ без лишних движений (да, не проблема игры, но не отметить не могу)
6 декабря 2024

+6
Самая воодушевляющая игра года

Честно говоря, поначалу Metaphor ReFantazio немного разочаровывает. Вроде всё хорошо, но ничего такого особенного в ней кажется и нету. Игра раскрывается далеко не сразу. Так можно сказать как про сам геймплей, так и про здешнюю историю.

Боевой геймплей очень глубокий и разнообразный, хотя, возможно, лучше всего он раскрывается только на Сложном уровне прохождения, который выбирал я. В чём это выражается: у вас есть несколько архетипов, у каждого из которых есть один или несколько подвидов. Например, у архетипа Стратег есть подвид архетип Генерал с несколько иными способностями и навыками. В боях вам понадобятся как способности и навыки Стратега, так и Генерала. В отличие от Персоны, здесь все персонажи могут менять свои роли в партии вне зависимости от их родного архетипа, который пробудился в них. Игра поощряет вас тем самым экспериментировать! Вы можете создавать такие билды для своих героев, какие вы только захотите. Плюс ко всему к этому здесь есть такая особенность, как «Наследование навыков». Это значит, что вы можете брать один или несколько навыков/способностей у одного архетипа и передавать их другому. В плане билдостроения Metaphor ReFantazio – это совершенно новый уровень для ролевых игр не только от Atlus, но и жанра в целом. 

Ах да, одно из нововедений в играх от этой студии. В Metaphor ReFantazio есть перекаты и монстры, которые притворяются сундуками с сокровищами. Враги, подло поджидающие в углу комнат и ловушки также прилагаются. Похоже кто-то из разработчиков очень любит творчество FromSoftware. Уважаю! По поводу перекатов. Они здесь работают несколько иначе чем в souls играх. Перекат очень резкий и нужен больше для того, чтобы уходить от атак врагов в сторону от них, а не в них. Кадры неуязвимости, могу ошибаться, но вроде как есть, но поскольку анимация очень быстрая, то в большинстве случаев они вам попросту не помогут. 

Одно ядовитое болото в игре тоже есть. Что тут сказать: Atlus учатся у  лучших. Плюс к уважению им за это от меня.

Сюжет в игре затрагивает самые разные темы, мрачные темы. Как небольшой пример, «слепая вера» в религии. В одном из побочных заданий наш протагонист и его друг спускаются в подвал Церкви и находят там тяжело больных прихожан, которых священнослужители пытаются вылечить молитвами. Наш протагонист и его друг говорят им: «Этим прихожанам нужна медицинская помощь. Одними молитвами им не поможешь.» На что священнослужители обижаются и гонят их прочь. Впоследствии вам при прохождении этого задания всё равно придётся выяснить, что случилось с прихожанами, помочь им и найти способ вразумить местных священнослужителей. Да, тему «слепой веры» уже поднимала в этом году  Indika, но Metaphor ReFantazio идёт дальше и показывает своим игрокам к каким бедам слепая вера может привести в масштабах целой страны. 

Кроме того, в Metaphor ReFantazio много неожиданных сюжетных поворотов. Примеры приводить не буду. Сами понимаете. Это приключение лучше всего пережить самому. Очень рекомендую вам так и сделать.

Игра про политику вне политики и без повестки. Захватывающий геймплей с глубокой боевой системойУслышав композицию Wings of Freedom один раз, после хочется переслушивать её снова и сноваСюжет заставляет ПЛАКАТЬГрафика местами тоже
30 ноября 2024

+1
Всё могут короли, всё могут короли (только в фантазии)

Не революция в жанре. Просто добротная игра, со всем уже ставшими классическими атрибутами игр от Атлус.
Уважать можно финальный посыл - игра сама понимает чем является и не стесняется этого (строчка для тех кто её прошёл)

Типичные атрибуты в одну строчку (сюжет, персонажи)Бодрая боевка, не заставляет гриндитьДизайнПлюсы перемежаются в минусы (сюжет хорош, но буксует)В боевке есть ультимативные тактики, и ближе к финалу бои превращаются к нажатию одного или двух приемов.Если не в курсе игр Атлус, есть риск не прочувствовать финальный посыл
27 ноября 2024

+1
Добротная JRPG

Отличная история. Геймплей не душный и разнообразный. Прошёл почти всю игру на средней сложности - на самом последнем боссе пришлось снижать сложность, ибо "мой имба билд с 100 баллов в удачу" против него вообще не работал, а правильные блюда я не наварил.

ИсторияГеймплейпотраченного времени вообще не жалкорезкий прыжок сложности на финальной форме боссапо количеству загрузок - Старфилд тихо забился в угол
26 ноября 2024

+3
Слабее чем серия Persona

Как человек, который играл почти во все игры от Atlus  могу смело сказать, что игра прям слабее, чем вышедшая в этом году Persona 3 reload или Shin Megami Tensei V и на целую голову слабее, чем Persona 5 royal. Социалка порезана почти на половину,  архетипы сами по себе слабы и не вносят какого-то разнообразия в битвы. НЕЛЬЗЯ ВЫБРАТЬ НЕПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ. В некоторых момента игра просто толкает тебя выбрать правильный ответ, а не тот, который ты хочешь. Сюжет очень неровный и иногда это даже мешает, например, есть моменты в игре, где идут аж несколько сюжетных боссов подряд сразу и ты просто не можешь банально чуток что-то купить перед ними или поднять уровень или два, потому что нет даже минимального промежутка по времени (с одной стороны, это конечно тайм-менеджмент, но таких провалов в других играх от Атлус не было). Музыка также на уровень слабее. В голове максимум остался 1 трек за всю игру, когда от той же персоны в плейлист попадали целые альбомы. 

Почему игру номинировали на игру года также непонятно, крепкая игра, но не более, до той же 5 персоны очень и очень далеко. 

В целом игру однозначно рекомендую, но максимум оценка должна быть похвально, но не изумительно. 

Рисовка, стиль Боевка в целом стала приятнее Запоминающийся главный антагонист Запоминающиеся пейзажи. Слабая музыкаНеровный сюжет Слабая социалка ( и необходимые правильные ответы)Система архетипов.
23 ноября 2024

+2
Затянутое, но волшебно прекрасное героическое аниме

Сказка о сказке на 70-100 часов вашей жизни. История - лучшее, что есть в игре, и она прекрасна. Героическое средневековое фентези, обёрнутое в механики JRPG. Яркие до гротеска персонажи, каждый со своим действительно продуманным характером. Вменяемая история, отлично уложенная в мир, живущий по чётко продуманным правилам. Отличный, захватывающий сюжет основной истории и хорошие, сильные побочные сюжетные линии. Верный, злободневный и полезный посыл игроку. Отлично выдержанный, красивый визуальный стиль и волшебная музыка (пусть её и маловато). Всё это делает игру изумительной, заслуживающей, как минимум, вашего внимания.

Не боевые механики развития персонажа заслуживают особого уважения. Протагонисту необходимо общаться со своими товарищами, чтобы лучше их узнавать, лучше совместно действовать в бою, и чтобы в итоге прийти к лучшей концовке. Игроку приходится действительно вчитываться и вдумываться в то, с кем говорит и о чём говорит главный герой в диалоге, чтобы взаимные отношения выстраивались. Право на ошибку есть, но и штраф за неаккуратность высокий, что в некоторых случаях из-за корявости перевода ли, или неправильного исходного текста ли печалит непредсказуемым плохим исходом и откату к сохранению.

Увы, игра затянута. А "хорошую концовку" приходится, образно говоря, "выбивать силой" из нескольких ложных концовок, которые последовательно сменяют одна другую. В прочем, это общая болезнь жанра. Горечи в общий вкус игры добавляет механика боёв. Она продуманная, хорошо вложенная в сюжет и нарратив игрового мира, но она надоедает. К затянутому и без того сюжету добавляются непомерно большие локации, заполненные однотипными боями, к механикам которых быстро привыкаешь, но они всё продолжаются и продолжаются. Тоже болезнь жанра.

С какого-то момента, вполне сносно проходя игру на самом высоком уровне сложности, просто устал от однообразия боёв. Сначала снизил сложность до минимального, затем подключил трейнер, отключая его только в тех местах, где было интересно: сражения с боссами и места с необычными игровыми ситуациями.

Игра заслуживает того, чтобы её увидеть и прощупать до конца; но она многим бы выиграла, сделай разработчики её менее душной.

Визуальный стильМузыкаСюжет и история (как основной, так и побочные)Мир, лор, нарративИнтересная боевая системаОднообразные бои, затянутые и повторяющиеся игровые ситуацииЗатянутый чрезмерно сюжетНеоправданно большие игровые локации
23 ноября 2024

+2
Сказка с подробностями.

Итак, я прошёл Метафор. С полной увернностью заявляю, что это было лучшее приключение за последние несколько лет. Я очень давно не залипал в игру на столько, чтобы забивать на сон и другие дела, а ещё дольше я не испытывал не поддельного восторга и удовольствия, которые мне приходится постоянно изображать, играя во что-то общепризнанное, что лично мне либо не заходит, либо ощущается крайне средне. Именно такие, максимально средние, максимально проходные ощущения давали мне предыдущие JRPG от атлус, кроме SMT5 может быть, там я тоже подзалип прилично, но всё же не так, как в Метафор. Чем же эта игра меня так затянула?

Начнём с того, что это фэнтези, то есть магия и прочие сопутствющие элементы, мир никоим образом не похож на наш серый и обыденный, что уже интереснее. Кроме того, я всегда любил JRPG за их сказочность, как в стиле, так и в сюжете, именно поэтому одной из моих любимых игр в этом жанре стала Chrono Trigger, а позже к ней присоединилась the Last Remnant. Играя в метафор, я испытывал примерно те же самые эмоции, что от этих игр, при всей предсказуемости истории и банальности большинства сюжетных линий персонажей, мне было интересно наблюдать за всем этим, я проникся атмосферой, мне понравились герои и я не иронично за них переживал, хоть всегда понимал, что всё закончится хорошо, ибо по другому не может. Кроме этого, главная персоновская фича, сошал линки, в метафоре реализованы гораздо лучше и удобнее, чем это было раньше.

В персонах это был один из самых раздражающих элементов, так как любой неправильный выбор в диалоге приводил к тому, что следующий ранг связи не апался, пока ты не набеёршь необходимое количество очков. Из-за этого тебе бесконечно приходилось отказываться от планов затусить с кем-то ещё, переносить походы в данж и так далее, ради того, чтобы этот несговорчивый упырь наконец-то начал тебе больше доверять. 

В метафоре без разницы что ты там выбрал, отношения с персонажем всё равно улучшатся и тебе не придётся тратить на него время. Более того, он сам тебя уведомит о том, что хочет поговорить, это невероятно удобно и помогает наилучшим образом распределять время, которое, кстати, теперь проводить на много интереснее.

В персонах есть куча активностей, половина из которых это совершенно неинтересная дичь, заканчивающаяся чем-то вроде "Я выпил кофе через нос и теперь мне хочется чихать. (ваши навыки клоуна выросли)", а квесты это всегда банальный поход в один и тот же данж, с целью ваншотнуть очередного моба, которых ты без этого пачками кладёшь. В метафоре данжи вполне себе разнообразные и в конце тебя всегда ждёт какой-нибудь босс, который заставит нормально так запотеть, за квест ты не редко получаешь опыт социальных характеристик, ради которого в тех же персонах приходилось тратить время, отказываясь от возможности прокачать отношения или заняться чем-то ещё. В итоге в метафоре все характеристики качаются равномерно, а между дедлайнами ты не успеваешь заскучать от бесконечных диалогов и прокачки социальных характеристик. Всё очень сжато, бодренько, без какого-либо душнилова. Ты как будто бы едешь по тоннелю, в котором тебя закидывают разными интересными вещами, я бы назвал это аттракционом, но в концепцию сказки это не вписывается, а это именно что отличная, интересная сказка, которую я хочу от JRPG. Про пролом четвёртой стены я вообще молчу, происходит это буквально пару раз, но ты прям чувствуешь, что являешься непосредственным участником событий и от этого всё становится только интресней.

Боевая система тоже мне понравилась, она представляет собой гибрид SMT с персоной (даже синтез от P2 завезли, что приятно удивило), от чего выглядит гораздо более разнообразной и вариативной. Архетипы представляют собой всё тех же демонов/теней, но ловить их не надо, они сами открываются по мере прохождения, что убирает необходимость лезть в экселевские таблички, ради создания того самого идеального нагибатора. Т.е., по сравнению с предшественниками, система максимально упрощена и дружелюбна.

Ну и напоследок, скажу, что играл на максимальной сложности, закрыл весь контЭнт, закончил 75 уровнем и это всё даже без какого-либо малейшего намёка на гринд. Очень приятно, очень интересно, очень круто, однозначно становится в мой топ-3 JRPG на второе место, смещая оттуда the Last Remnant.

18 ноября 2024

+12
НЕ ИГРА, А СКАЗКА (буквально)

Metaphor Refantazio бросает тебя в средневековье с разными расами, магией и разных видов монстрами (некоторых из них называют "человек"). Наша задача создать утопию, где не будет расизма среди рас, войн и страшных монстров. 
Всё это даже звучит как сказка о героическом герое и его друзьях-героях, но тк возрастной рейтинг игры 16, то всё будет не так радужно, а до нашей утопии доживут не все

Если вы играли в одну из Persona, то уже примерно понимаете как будет работать игра: Надо распределять каждый свой день на прокачивание своих личностных навыков, прохождение мини-сюжеток соратников и прохождение данжей. Назвал бы я это ленью разрабов? Нет. Личностые навыки в основном прокачиваются при разговоре с гражданами разных рас, чтобы узнать о мире чуть больше, а про сюжетки персонажей я вообще молчу. Конечно, не все из них интересные, но равнодушными точно не оставят.

По поводу геймплея мне сказать особо нечего: вполне обычный для jrpg, разницей лишь в том, что ты каждому из отряда можешь поставить любой архетип (персону) и есть что-то вроде "совмещение" пошагового боя с боем в реальном времени (совмещение состоит в том, что ты 3-4 раза бьёшь врага пока не оглушишь его, а потом начинается пошаговая битва)

Говоря про сюжет без спойлеров: он отличный, но развивается КРАЙНЕ неторопливо, отчего под конец у тебя уже ломка, когда сюжет так близок к своему завершению, но так далёк (хотя Trails of cold steel II в этом плане никто превзойти не сможет)

Суммируя плюсы и минусы выше, могу сказать что игра заслужила свои 10/10, пусть мы все и знаем что ничего идеального не бывает. Но это всё-таки сказка, поэтому можно. 

Сюжет. Некоторые его повороты удивляют неслабоАтомосфера. Когда во время передвижения на "бегуне" ты останавливаешься чтобы посмотреть на какой-нибудь вид, глаз нарадоваться не может. Или сами города: Есть столица с красивой площадью, но есть и тёмные районы для нищих, или Брилхавен - город водыПерсонажи. Почти у всех есть интересные сюжетки и сами персонажи крайне инклюзивны (чтобы это не значило) для "современной" аудитории: с рогами, с эльфийскими ушками, ТЕМНОКОЖИЙ ФУРРИ и меленький эдйжиф, который вообще-то уже взрослый мужчинаЗащита от симпов. Простите, фанаты персоны, но в игре нельзя кадрить девушек. НИКАКИХ. ОСОБЕННО МАЛЕНЬКИХПри королевском архетипе и легендарном оружии ты наносишь противникам нифига урона. Про боссов я молчуСюжет развивается так: клёвое события, перелёт в другой город, бег по огромному (в плохом смысле) данжу, повтор. Сам сюжет хороший, но он здесь развивается уж слишком неторопливо, особенно замечается под конец