Очередная "персона" от Кацуро Хосино и его команды, к моему большому сожалению кроме арта и музыки каких-то улучшений по сравнению с 3-5 частями "персоны" в игре нет. Хоть и сеттинг сменился с осточертевший всеми японской школы до еще более осточертевшего фэнтези мира, игре это не особо помогает, в основном это связно с тем, что у игры почти нет индивидуальности и элементы серий Dragon Quest, Final Fantasy, Ni no Kuni и др видны тут и там.
Боевая система тут это та же "персона", только теперь кроме гг все сопартийцы могут менять Архетипы (персоны из "персоны", мда...), хотя ближе к концу у каждого сопартийца появится свой личный Архетип (и весь смысл Архетипов исчезает).
История необычная и затягивающая, выборы как двигатель сюжета очень интересных сюжетны троп. Хотя сразу видно, что реальных претендента на трон тут только 2 (иногда 3).
Игре постоянно чего-то не хватает, и у меня большие подозрения, что многое вырезали для "роял" версии (если она еще выйдет). Игра хоть и с недостатками но действительно отличная и если вам интересен сеттинг или вы любите игры Atlus или Square крайне рекомендую (Хотя лучше подождать "роял" версию).
Отзывы
какое же позорище... компания атлус должна перестать существовать
Хорошая сценарно, но просто ужасная по геймплэю, при том что сама боевая система нормальная, но то как она используется это просто мука, а не игра во второй половине. Прекрасный пример как несколькими решениями заруинить впечатления от нормальной игры. Вторую половину тупо на ютубе уже добивал, ибо это просто невыносимая пытка.
Вот и появилась на торрентах с русиком. Заценил на хайпе, не зашло. Роялка зашла мне побольше.
Эропге это назвать невозможно т.к. главное в них, это возможность ВЫБИРАТЬ.
Местный выбор это прокачивать классы, которые... ну прост сами примитивненько качаются. НО ДОЛГА! Для серии, эта возня с классами - похвальна, но ни в идёт в зачёт, в сравнении с другой кучей игр.
Прокачка же отношений с персонажами выливается в унылый тайм менеджмент. Без гайдов "чё и как делать", можно много чего пропустить, что просто уныло. Вряд ли охота будет кому то перепроходить этот "Шедевор" ради этих отношений.
Пошаговые бою лютая скукота и в таком состоянии не нужны. Из-за них прокачка долгое гавно. Чисто для серии тут типа +, можно быстро убивать врагов, которые меньше тебя по лвл. Но ощущается в целом, всё ещё филерной механикой ради нихрена.
Раз это ДЖИРПОГЕ, наверно затащит сюжетом... О нет, эт типо аниме, где всё до отвратного шаблоненько, а мотивации персонажей примитивны. Тут участвуют в приключении герои, о которых ты практически сходу всё знаешь. Зато есть ДРАММА.
Озвучки нет, НИХРЕНА НЕТ, тупа нахрен текст, подача гавно и минусит попытки в какое либо погружение. На кого это ваще рассчитано?!
В дополнении к этому кишка-локации, в которых как в старых ММО уныло, что кабзда. Есть ВАЙБ сказки, но нет геймдизайна и чего то оригинального, + текстурки старые, как говно мамонта.
Графен норм, а все жалующиеся на мыло - непонятные челы, с плойкой в 30 фпс.
Моя бида - бида на ПК, эт управление камерой. Какой то конченный идиот придумал так, что бы камера во время её вращения, принудительно останавливалась и задерживалась на твоём ГГ какое то время.
ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ АВТОЦЕНТРОВОЧКА!
Фишка этой игры в виде персон. И тут они выглядят максимально убого - типа такие одноцветные роботы - скатились.
Музяка хороша. От весёлых, подпивасных мотивчиков на японском, до вполне годных, сказочных тем. Вот такое должно играть в ФИНАЛЬНЫХ фантазиях, а не то оперное гавно, что там обычно играет.
Что необычного и забавного:
Магией тут можно промазать..., что меня всегда веселит.
На русском переводе, переведено ВСЁ меню дословно. Как тебе «Ь» для открытия карты?!
Хп не восстанавливается при повышении лвл, хаха)
Ещё смешно, то как ГГ машет рукой тиме, типа "го за мной, побежали"! И если видеть это много раз, становится понятно, что эт тима даунов, под управлением ГГ. Он махает - они идут за ним, он не махает - они идут за ним. Кто то тратит своё время.
Любителям нада поиграть, под них игра затачивалась на 100%. Но тип требовательному геймеру тут ловить особо нечего.
После персон это как глоток свежего воздуха
Запустил я на средней сложности игру, с принятием стратегических умений знаком, не понаслышке. 10 часов отыграл, что очень мало конечно на фоне всей игры. Но вот что я не могу понять. Я прогнал дракона в начале игры, хотя мимо него можно было проскользнуть, я побил человека(местного монстра) который выжигал весь первый ряд, тут была стратегия. Но я пошёл на минотавра и он просто даёт мне под сраку, убивая всех героев, буквально за две атаки, я его и светом атакую, и копьём бью и с булавой у меня в отряде никого нету, это его бесит. Выполняю просто все действия по наводке о его слабостях. Просто выносит моих мальчиков и девочек одной поджигающей атакой. У всех 200хп+ после массивной атаки по 40-80, я и броню купил, какая в магазинах есть и оружие осветил в церкви и в тавернах изучил скрытые свойства. Всё что есть на уровне, я взял себе на вооружение. Он просто меня сжигает, ладно думаю, сложно пока, пойду по основному сюжету. Иду, дальше, дальше. пол подземелья уже прошёл, попадаются какие 4 пацана, проклинают меня, имеют какое то необыкновенное количество хп, для 4 противников одновременно. И просто задалбливают меня. Я возвращаюсь из подземелья, по новой освещаю в церкви что нашёл, одеваю. Думаю, ну пойду на минотавра снова схожу. Я уровень повисел, ещё предметов нашёл. Иду к нему, он мне опять за пару ходов выносит персов просто. И заданий доп больше нету. А мне что делать то? Игра замечательная, но я видимо слишком туп для неё, оценку за свою тупость снижать не вижу смысла, но если вы тоже не особо как я понимайте что делать, то я думаю стоит выбрать просто лёгкую сложность их там две, самая лёгкая - лёгкая. На средний, я видимо себя переоценил. Тут как с якудзой, в которую я играл и играю в первую кивами я играл на лёгкой, а во вторую сейчас играю на средней. Видимо тут тоже перекрутили маленько для гениев, я могу на императоре в циве жить и драться, но тут моих навыков не хватает. Да игры разные, но стратегический склад ума присутствует однако, чтобы вы не думали. Ну и ещё добавлю, что это первая игра в таком жанре для меня. Игрокам в Персону, явно всё будет более понятно.
В свое время на P5 Royal я убил 120 часов, и где-то половину из них я страдал. Я в принципе прошел ту игру только из-за шикарного вайба, который она давала (ну и Макото :3). Так что к Метафоре я подходил с некоторой опаской. И зря.
Да, тут геймплейно все почти как в Персоне. Но в этом "почти" куча изменений и улучшений, благодаря которым за 90 часов в Метафоре я даже не устал и вполне возможно через какое-то время пойду на второе прохождение. Атлус наконец-то нащупал, что нужно делать, чтобы игра не душила. Однообразные данжи разбавили и сократили (разве что забег в Собор в начале игры меня подвымотал своей протяженностью), слабые мобы валятся без пошаговых боев, темп приключения в целом очень ровный, постоянно что-то происходит, постоянно тебя подгоняют. Есть только один провисающий сегмент в конце игры, когда тебе дают почти месяц, чтобы закончить все дела перед финалом. Бои по сравнению с П5 стали сложнее, но опять же, есть баланс (на нормальной сложности по крайней мере), не хочется геймпадом об стол стучать, только материться иногда.
Сюжет классный. Все эти разговоры про утопию-неутопию реально увлекают. Луи - вообще антагонист года. И я, и герои чуть ли не до финала задаются вопросом "ну и в чем он, собственно, не прав? Да, методы у него такие себе, но по сути-то". К сожалению, в самом-самом конце все скатывается в обычный анимешный эпик, и это смазало мне впечатление от концовки. Ну да ладно, один из посылов игры, что ничего идеального не бывает, и она ему соответствует. Кстати, в определенный момент игра (в плане лора) передает горячий привет Xenoblade 2, и немножко Nier, а я такое люблю, за это отдельный лайк.
Разочаровал разве что графон. Стиль тащит, спору нет, но, блин, ощущение, что игру изначально делали под Свич (на котором она почему-то не вышла). Метафора местами прям бедненько смотрится. Хотя на Свиче есть Xenoblade 3, где графика получше будет.
Но черт с ним, с графоном, игра великолепная. Рекомендую однозначно.
Честно говоря, поначалу Metaphor ReFantazio немного разочаровывает. Вроде всё хорошо, но ничего такого особенного в ней кажется и нету. Игра раскрывается далеко не сразу. Так можно сказать как про сам геймплей, так и про здешнюю историю.
Боевой геймплей очень глубокий и разнообразный, хотя, возможно, лучше всего он раскрывается только на Сложном уровне прохождения, который выбирал я. В чём это выражается: у вас есть несколько архетипов, у каждого из которых есть один или несколько подвидов. Например, у архетипа Стратег есть подвид архетип Генерал с несколько иными способностями и навыками. В боях вам понадобятся как способности и навыки Стратега, так и Генерала. В отличие от Персоны, здесь все персонажи могут менять свои роли в партии вне зависимости от их родного архетипа, который пробудился в них. Игра поощряет вас тем самым экспериментировать! Вы можете создавать такие билды для своих героев, какие вы только захотите. Плюс ко всему к этому здесь есть такая особенность, как «Наследование навыков». Это значит, что вы можете брать один или несколько навыков/способностей у одного архетипа и передавать их другому. В плане билдостроения Metaphor ReFantazio – это совершенно новый уровень для ролевых игр не только от Atlus, но и жанра в целом.
Ах да, одно из нововедений в играх от этой студии. В Metaphor ReFantazio есть перекаты и монстры, которые притворяются сундуками с сокровищами. Враги, подло поджидающие в углу комнат и ловушки также прилагаются. Похоже кто-то из разработчиков очень любит творчество FromSoftware. Уважаю! По поводу перекатов. Они здесь работают несколько иначе чем в souls играх. Перекат очень резкий и нужен больше для того, чтобы уходить от атак врагов в сторону от них, а не в них. Кадры неуязвимости, могу ошибаться, но вроде как есть, но поскольку анимация очень быстрая, то в большинстве случаев они вам попросту не помогут.
Одно ядовитое болото в игре тоже есть. Что тут сказать: Atlus учатся у лучших. Плюс к уважению им за это от меня.
Сюжет в игре затрагивает самые разные темы, мрачные темы. Как небольшой пример, «слепая вера» в религии. В одном из побочных заданий наш протагонист и его друг спускаются в подвал Церкви и находят там тяжело больных прихожан, которых священнослужители пытаются вылечить молитвами. Наш протагонист и его друг говорят им: «Этим прихожанам нужна медицинская помощь. Одними молитвами им не поможешь.» На что священнослужители обижаются и гонят их прочь. Впоследствии вам при прохождении этого задания всё равно придётся выяснить, что случилось с прихожанами, помочь им и найти способ вразумить местных священнослужителей. Да, тему «слепой веры» уже поднимала в этом году Indika, но Metaphor ReFantazio идёт дальше и показывает своим игрокам к каким бедам слепая вера может привести в масштабах целой страны.
Кроме того, в Metaphor ReFantazio много неожиданных сюжетных поворотов. Примеры приводить не буду. Сами понимаете. Это приключение лучше всего пережить самому. Очень рекомендую вам так и сделать.
Не революция в жанре. Просто добротная игра, со всем уже ставшими классическими атрибутами игр от Атлус.
Уважать можно финальный посыл - игра сама понимает чем является и не стесняется этого (строчка для тех кто её прошёл)
Отличная история. Геймплей не душный и разнообразный. Прошёл почти всю игру на средней сложности - на самом последнем боссе пришлось снижать сложность, ибо "мой имба билд с 100 баллов в удачу" против него вообще не работал, а правильные блюда я не наварил.
Как человек, который играл почти во все игры от Atlus могу смело сказать, что игра прям слабее, чем вышедшая в этом году Persona 3 reload или Shin Megami Tensei V и на целую голову слабее, чем Persona 5 royal. Социалка порезана почти на половину, архетипы сами по себе слабы и не вносят какого-то разнообразия в битвы. НЕЛЬЗЯ ВЫБРАТЬ НЕПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ. В некоторых момента игра просто толкает тебя выбрать правильный ответ, а не тот, который ты хочешь. Сюжет очень неровный и иногда это даже мешает, например, есть моменты в игре, где идут аж несколько сюжетных боссов подряд сразу и ты просто не можешь банально чуток что-то купить перед ними или поднять уровень или два, потому что нет даже минимального промежутка по времени (с одной стороны, это конечно тайм-менеджмент, но таких провалов в других играх от Атлус не было). Музыка также на уровень слабее. В голове максимум остался 1 трек за всю игру, когда от той же персоны в плейлист попадали целые альбомы.
Почему игру номинировали на игру года также непонятно, крепкая игра, но не более, до той же 5 персоны очень и очень далеко.
В целом игру однозначно рекомендую, но максимум оценка должна быть похвально, но не изумительно.
Сказка о сказке на 70-100 часов вашей жизни. История - лучшее, что есть в игре, и она прекрасна. Героическое средневековое фентези, обёрнутое в механики JRPG. Яркие до гротеска персонажи, каждый со своим действительно продуманным характером. Вменяемая история, отлично уложенная в мир, живущий по чётко продуманным правилам. Отличный, захватывающий сюжет основной истории и хорошие, сильные побочные сюжетные линии. Верный, злободневный и полезный посыл игроку. Отлично выдержанный, красивый визуальный стиль и волшебная музыка (пусть её и маловато). Всё это делает игру изумительной, заслуживающей, как минимум, вашего внимания.
Не боевые механики развития персонажа заслуживают особого уважения. Протагонисту необходимо общаться со своими товарищами, чтобы лучше их узнавать, лучше совместно действовать в бою, и чтобы в итоге прийти к лучшей концовке. Игроку приходится действительно вчитываться и вдумываться в то, с кем говорит и о чём говорит главный герой в диалоге, чтобы взаимные отношения выстраивались. Право на ошибку есть, но и штраф за неаккуратность высокий, что в некоторых случаях из-за корявости перевода ли, или неправильного исходного текста ли печалит непредсказуемым плохим исходом и откату к сохранению.
Увы, игра затянута. А "хорошую концовку" приходится, образно говоря, "выбивать силой" из нескольких ложных концовок, которые последовательно сменяют одна другую. В прочем, это общая болезнь жанра. Горечи в общий вкус игры добавляет механика боёв. Она продуманная, хорошо вложенная в сюжет и нарратив игрового мира, но она надоедает. К затянутому и без того сюжету добавляются непомерно большие локации, заполненные однотипными боями, к механикам которых быстро привыкаешь, но они всё продолжаются и продолжаются. Тоже болезнь жанра.
С какого-то момента, вполне сносно проходя игру на самом высоком уровне сложности, просто устал от однообразия боёв. Сначала снизил сложность до минимального, затем подключил трейнер, отключая его только в тех местах, где было интересно: сражения с боссами и места с необычными игровыми ситуациями.
Игра заслуживает того, чтобы её увидеть и прощупать до конца; но она многим бы выиграла, сделай разработчики её менее душной.
Итак, я прошёл Метафор. С полной увернностью заявляю, что это было лучшее приключение за последние несколько лет. Я очень давно не залипал в игру на столько, чтобы забивать на сон и другие дела, а ещё дольше я не испытывал не поддельного восторга и удовольствия, которые мне приходится постоянно изображать, играя во что-то общепризнанное, что лично мне либо не заходит, либо ощущается крайне средне. Именно такие, максимально средние, максимально проходные ощущения давали мне предыдущие JRPG от атлус, кроме SMT5 может быть, там я тоже подзалип прилично, но всё же не так, как в Метафор. Чем же эта игра меня так затянула?
Начнём с того, что это фэнтези, то есть магия и прочие сопутствющие элементы, мир никоим образом не похож на наш серый и обыденный, что уже интереснее. Кроме того, я всегда любил JRPG за их сказочность, как в стиле, так и в сюжете, именно поэтому одной из моих любимых игр в этом жанре стала Chrono Trigger, а позже к ней присоединилась the Last Remnant. Играя в метафор, я испытывал примерно те же самые эмоции, что от этих игр, при всей предсказуемости истории и банальности большинства сюжетных линий персонажей, мне было интересно наблюдать за всем этим, я проникся атмосферой, мне понравились герои и я не иронично за них переживал, хоть всегда понимал, что всё закончится хорошо, ибо по другому не может. Кроме этого, главная персоновская фича, сошал линки, в метафоре реализованы гораздо лучше и удобнее, чем это было раньше.
В персонах это был один из самых раздражающих элементов, так как любой неправильный выбор в диалоге приводил к тому, что следующий ранг связи не апался, пока ты не набеёршь необходимое количество очков. Из-за этого тебе бесконечно приходилось отказываться от планов затусить с кем-то ещё, переносить походы в данж и так далее, ради того, чтобы этот несговорчивый упырь наконец-то начал тебе больше доверять.
В метафоре без разницы что ты там выбрал, отношения с персонажем всё равно улучшатся и тебе не придётся тратить на него время. Более того, он сам тебя уведомит о том, что хочет поговорить, это невероятно удобно и помогает наилучшим образом распределять время, которое, кстати, теперь проводить на много интереснее.
В персонах есть куча активностей, половина из которых это совершенно неинтересная дичь, заканчивающаяся чем-то вроде "Я выпил кофе через нос и теперь мне хочется чихать. (ваши навыки клоуна выросли)", а квесты это всегда банальный поход в один и тот же данж, с целью ваншотнуть очередного моба, которых ты без этого пачками кладёшь. В метафоре данжи вполне себе разнообразные и в конце тебя всегда ждёт какой-нибудь босс, который заставит нормально так запотеть, за квест ты не редко получаешь опыт социальных характеристик, ради которого в тех же персонах приходилось тратить время, отказываясь от возможности прокачать отношения или заняться чем-то ещё. В итоге в метафоре все характеристики качаются равномерно, а между дедлайнами ты не успеваешь заскучать от бесконечных диалогов и прокачки социальных характеристик. Всё очень сжато, бодренько, без какого-либо душнилова. Ты как будто бы едешь по тоннелю, в котором тебя закидывают разными интересными вещами, я бы назвал это аттракционом, но в концепцию сказки это не вписывается, а это именно что отличная, интересная сказка, которую я хочу от JRPG. Про пролом четвёртой стены я вообще молчу, происходит это буквально пару раз, но ты прям чувствуешь, что являешься непосредственным участником событий и от этого всё становится только интресней.
Боевая система тоже мне понравилась, она представляет собой гибрид SMT с персоной (даже синтез от P2 завезли, что приятно удивило), от чего выглядит гораздо более разнообразной и вариативной. Архетипы представляют собой всё тех же демонов/теней, но ловить их не надо, они сами открываются по мере прохождения, что убирает необходимость лезть в экселевские таблички, ради создания того самого идеального нагибатора. Т.е., по сравнению с предшественниками, система максимально упрощена и дружелюбна.
Ну и напоследок, скажу, что играл на максимальной сложности, закрыл весь контЭнт, закончил 75 уровнем и это всё даже без какого-либо малейшего намёка на гринд. Очень приятно, очень интересно, очень круто, однозначно становится в мой топ-3 JRPG на второе место, смещая оттуда the Last Remnant.
Metaphor Refantazio бросает тебя в средневековье с разными расами, магией и разных видов монстрами (некоторых из них называют "человек"). Наша задача создать утопию, где не будет расизма среди рас, войн и страшных монстров.
Всё это даже звучит как сказка о героическом герое и его друзьях-героях, но тк возрастной рейтинг игры 16, то всё будет не так радужно, а до нашей утопии доживут не все
Если вы играли в одну из Persona, то уже примерно понимаете как будет работать игра: Надо распределять каждый свой день на прокачивание своих личностных навыков, прохождение мини-сюжеток соратников и прохождение данжей. Назвал бы я это ленью разрабов? Нет. Личностые навыки в основном прокачиваются при разговоре с гражданами разных рас, чтобы узнать о мире чуть больше, а про сюжетки персонажей я вообще молчу. Конечно, не все из них интересные, но равнодушными точно не оставят.
По поводу геймплея мне сказать особо нечего: вполне обычный для jrpg, разницей лишь в том, что ты каждому из отряда можешь поставить любой архетип (персону) и есть что-то вроде "совмещение" пошагового боя с боем в реальном времени (совмещение состоит в том, что ты 3-4 раза бьёшь врага пока не оглушишь его, а потом начинается пошаговая битва)
Говоря про сюжет без спойлеров: он отличный, но развивается КРАЙНЕ неторопливо, отчего под конец у тебя уже ломка, когда сюжет так близок к своему завершению, но так далёк (хотя Trails of cold steel II в этом плане никто превзойти не сможет)
Суммируя плюсы и минусы выше, могу сказать что игра заслужила свои 10/10, пусть мы все и знаем что ничего идеального не бывает. Но это всё-таки сказка, поэтому можно.