В свое время на P5 Royal я убил 120 часов, и где-то половину из них я страдал. Я в принципе прошел ту игру только из-за шикарного вайба, который она давала (ну и Макото :3). Так что к Метафоре я подходил с некоторой опаской. И зря.
Да, тут геймплейно все почти как в Персоне. Но в этом "почти" куча изменений и улучшений, благодаря которым за 90 часов в Метафоре я даже не устал и вполне возможно через какое-то время пойду на второе прохождение. Атлус наконец-то нащупал, что нужно делать, чтобы игра не душила. Однообразные данжи разбавили и сократили (разве что забег в Собор в начале игры меня подвымотал своей протяженностью), слабые мобы валятся без пошаговых боев, темп приключения в целом очень ровный, постоянно что-то происходит, постоянно тебя подгоняют. Есть только один провисающий сегмент в конце игры, когда тебе дают почти месяц, чтобы закончить все дела перед финалом. Бои по сравнению с П5 стали сложнее, но опять же, есть баланс (на нормальной сложности по крайней мере), не хочется геймпадом об стол стучать, только материться иногда.
Сюжет классный. Все эти разговоры про утопию-неутопию реально увлекают. Луи - вообще антагонист года. И я, и герои чуть ли не до финала задаются вопросом "ну и в чем он, собственно, не прав? Да, методы у него такие себе, но по сути-то". К сожалению, в самом-самом конце все скатывается в обычный анимешный эпик, и это смазало мне впечатление от концовки. Ну да ладно, один из посылов игры, что ничего идеального не бывает, и она ему соответствует. Кстати, в определенный момент игра (в плане лора) передает горячий привет Xenoblade 2, и немножко Nier, а я такое люблю, за это отдельный лайк.
Разочаровал разве что графон. Стиль тащит, спору нет, но, блин, ощущение, что игру изначально делали под Свич (на котором она почему-то не вышла). Метафора местами прям бедненько смотрится. Хотя на Свиче есть Xenoblade 3, где графика получше будет.
Но черт с ним, с графоном, игра великолепная. Рекомендую однозначно.