14 ноября 2023 14.11.23 62 11K

Журнал PC Gamer назвал главные события и игры за последние 30 лет [обновлено]

Обновлено. Добавлены пояснения к некоторым пунктам списка.

В ноябре изданию PC Gamer исполнится 30 лет. В честь этого события, журналисты собрали подборку самых важных игр и событий в ПК-гейминге последних лет.

Список составлен в хронологической последовательности, а не по порядку значимости. В него вошли не только культовые игры, но также релиз прорывного «железа», запуск продаж «косметики» для лошади и не только. У каждого пункта есть обоснование, которое можно найти на страницах первого, второго и третьего десятилетий. Ниже представлен список с пояснениями:

Первое десятилетие (1993–2003)

  • Релиз  Doom (декабрь 1993-го).
  • Первая выставка E3 (июнь 1995-го).
  • Релиз  Quake (июнь 1996-го).
  • Запуск  Ultima Online (сентябрь 1997-го) — игра повлияла на жанр MMO также сильно, как Doom на шутеры от первого лица.
  • Релиз  Fallout (октябрь 1997-го).
  • Выход на рынок графических чипов Voodoo2 (март 1998-го) — они дали толчок развитию графики в играх на десятилетие вперёд.
  • Релиз  StarCraft (март 1998-го) — игра довела до совершенства геймплей RTS, заложенный в серии WarCraft и стала одним из краеугольных камней зарождающегося киберспорта.
  • Выход  Thief: The Dark Project (декабрь 1998-го) — лучшее стелс-приключение с потрясающим 3D-дизайном уровней.
  • Релиз  Age of Empires II: The Age of Kings (сентябрь 1999-го) — игра даже спустя 20 лет после релиза получает обновления и переиздания. В списке она, в качестве пример того, как нужно выдерживать испытание временем.
  • Выход на рынок движка GameMaker (ноябрь 1999-го) — символ начала демократизации разработки игр. Благодаря этому движку вышли  Hotline Miami,  Gunpoint и  Undertale.
  • Релиз  Deus Ex (июнь 2000-го) — кульминация инноваций в компьютерных играх 1990-х годов. Игра смогла донести прелести жанра Immersive sim до массовой аудитории.
  • Появление Windows XP (август 2001-го) — надёжная ОС была совместима не только со всеми проектами своего времени, но запускала и старичков — Quake и Half-Life. Microsoft задала новые стандарты пользовательского дизайна и поддерживала XP до 2012-го.
  • Выход  Battlefield 1942 (сентябрь 2002-го) — игра продемонстрировала все многопользовательские возможности ПК-гейминга, чем открыла дорогу для  Unreal Tournament,  Counter-Strike и  Team Fortress. Серия стала одним из основных продуктов для ПК-гейминга, повлияв также на PUBG и  Apex Legends и даже поздние игры серии Call of Duty.
  • Появление Steam (сентябрь 2003-го).
  • Старт  Call of Duty (октябрь 2003-го) — игра изменила подход к созданию одиночных кампаний в шутерах, сделав большой упор на кинематографичность. С тех пор жанр изменился навсегда.

Второе десятилетие (2004–2013)

  • Релиз  Half-Life 2 (ноябрь 2004-го) — индустрия ПК-игр изменилась именно после релиза второй части с её революционным физическим движком и человечными персонажами. Именно благодаря Half-Life 2 игроки быстро привыкли к Steam.
  • Начало продаж той самой брони для лошади в  The Elder Scrolls IV: Oblivion (апрель 2006-го) — Bethesda запустила шторм из ненависти и негодования. Игрокам в 2006 году казалось дикостью платить не за новый остров или сюжетную капанию, а за один косметический предмет. Иронично, что в наши дни это стало обыденностью и даже преимуществом. Ведь игроки часто хотят, чтобы внутриигровые предметы были косметическими и не давали игровых преимуществ тем, кто может себе их позволить.
  • Старт продаж сборника The Orange Box (октябрь 2007-го) — величайшая антология видеоигр в истории.
  • Релиз  Plants vs Zombies (май 2009-го) — игра показала, что ПК-аудитория готова проводить время за хорошими казуальными проектами. И разработчики могут заработать на них так же, как и на шутерах или RPG.
  • Появление первой японской игры  Recettear: An Item Shop’s Tale в Steam (сентябрь 2010-го) — сам по себе проект не представляет большой ценности. Но это была первая ласточка внимания японских издателей к ПК-рынку, кроме редких портов игр Capcom или Sega. С тех пор игнорировать эту часть рынка просто невозможно. А на ПК даже заглянула серия Shenmue.
  • Запуск  Minecraft (ноябрь 2011-го) — альфа-версия игры уже стала очень популярной. Без успеха Mojang не существовало бы концепции раннего доступа. Игра также повлияла на популяризацию механик выживания, получивших развитие в DayZ и Subnautica.
  • Релиз  The Elder Scrolls V: Skyrim (ноябрь 2011-го) — звездный час Bethesda. Игра поражала своей гибкостью и открытостью, став интернет-сенсацией благодаря мемам. Проект также породил одно из самых разнообразных сообществ мододелов.
  • Выход  XCOM: Enemy Unknown (октябрь 2012-го) — Firaxis вернула из забытья жанр пошаговых тактических сражений. Также игра открыла тренд на перезапуски старых серий, благодаря чему появились новые  Tomb Raider,  Wolfenstein: The New Order и  Doom (2016).
  • Появление программы раннего доступа в Steam (март 2013-го) — именно Valve объяснила геймерам, что можно платить за незавершённый продукт, а разработчикам — что можно создавать свой проект, вовлекая сообщество и опираясь на его отзывы. В конечном итоге журнал PC Gamer признает, что появление раннего доступа положительно отразилось на индустрии.
  • Появление VR-шлема Oculus Developer’s Kit 1 (март 2013-го) — с появлением этого устройства казалось, что уже совсем скоро VR захватит индустрию. История распорядилась иначе, но технология плотно вошла в быт ПК-гейминга

Третье десятилетие (2014–2023)

  • Начало продаж Steam Machines, Steam Link и Steam Controller (ноябрь 2015-го) — первая попытка Valve дать игрокам на ПК консольный опыт, но не создавать при этом саму консоль. Steam Machines практически исчезли из продажи к 2018 году, но компания сделала выводы.
  • Выход  PUBG: Battlegrounds (декабрь 2017-го) — проект, который внёс коррективы в общую парадигму создания игр, вознеся на вершину жанр королевской битвы. Пальму первенства после перехватила  Fortnite, но также процветают и приносят миллионы своим создателям Apex Legends и Call of Duty: Warzone 2.0.
  • Появление рейтрейсинга и выход видеокарты GeForce RTX 2080 (сентябрь 2018-го).
  • Релиз  Disco Elysium (октябрь 2019-го) — игра смогла представить кардинально новый подход к RPG и уникальный игровой опыт среди прочих проектов на ПК.
  • Пандемия COVID-19 (январь 2020-го).
  • Запуск  Valheim (февраль 2021-го) — игра стала идеальной квинтэссенцией геймдизайнерских идей 2010-х годов, объединив выживание из Minecraft с исследованием и сражениями из Dark Souls. Взрывная популярность игры стала сюрпризом для разработчиков и журналистов, ведь подобных проектов было много и до этого.
  • Выход на рынок Steam Deck (март 2022-го) — ответ Valve на Nintendo Switch запустил новый инженерный тренд на портативные устройства с гибкостью ПК.
  • Выход патча 2.0 для  Cyberpunk 2077 (сентябрь 2023-го) — после разочаровывающего старта оригинальной игры, казалось, что исправить ситуацию невозможно. У проекта был безжизненный город, проблемы с прокачкой, и тонны багов. Но CD Projekt RED смогла довести проект до ума, пусть и ушло на это три года.

Поддержи Стопгейм!

Cyberpunk 2077

Платформы
PC | Mac | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | Stadia
Жанры
Дата выхода
10 декабря 2020
8.8K
4.4
5 580 оценок
Моя оценка

The Witcher 3: Wild Hunt

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
18 мая 2015
10.6K
4.7
9 467 оценок
Моя оценка

PUBG: Battlegrounds

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
21 декабря 2017
1.1K
3.0
1 051 оценка
Моя оценка

Baldur’s Gate III

Платформы
PC | Mac | PS5 | XBOXSX | Stadia
Жанры
Дата выхода
3 августа 2023
5.2K
4.7
2 822 оценки
Моя оценка

Disco Elysium: The Final Cut

Платформы
PC | Mac | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW | Stadia
Жанр
Дата выхода
15 октября 2019
4.7K
4.6
2 537 оценок
Моя оценка

Valheim

Платформы
PC | Mac | Linux | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
2 февраля 2021
1K
4.0
674 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

И GTA 5 тоже нет, хотя ее влияния на индустрию видно невооруженным глазом.

Выход патча 2.0 для Cyberpunk 2077 (сентябрь 2023-го).

Ещё вот это несомненно (нет) одно из важнейших событий за последние 30 лет. Патч для игры…

И RDR2 такой:

— Ага, ага, пошел я нахер значит.

Кроме шуток, один из самых значимых проектов игровой индустрии в плане сценарной работы, раз нет?

Этоже типа мастепис)

Хотя если оценивать с точки зрения прям влияния на индустрию, но тогда насколько сильное оказало влияние та же Disco Elysium?????

А чем такое выдающееся событие запуск Valheim? Очередной инди выживач, хайпанул на пару месяцев и отвалился в летаргию многолетнего допиливания

я бы сказал что даже не столько гта5 сколько гта онлайн. Мы еще ОЧЕНЬ долго будем видеть последствия именно гта онлайн. И большинство из них нам не понравится.
Ну а так, список, да, с вопросиками. Диско Элизиум очень странный пункт. Игра крутая но как-то я не вижу чтоб она сильно повлияла на индустрию. А Вальхейм это вообще что? Игра один сезон похайпила и ушла в свою нишу для фанатов.
При всей моей нелюбви к соулс играм, не вижу тут их. Хотя целый жанр создали, который ОЧЕНЬ сильно повлиял на огромное количество игр.

Но, понятное дело, любой список это исключительная субъективщина.

Да ладно что нет RDR и даже GTA 5… Странно что нет GTA III и Morrowind один из первых открытых миров и свобода действия. Та же GTA III задала моду на всякие клоны, очень странно что её нет

Ну тут вероятно в том плане, что стим дек впервые успешный с точки зрения как коммерции, так и реализации продукт который позволяет играть портативно именно в ПК игры.

событий в ПК-гейминге последних лет.

Первая Цивилизация и третьи Герои в этот же список. Да и тот же Варкрафт (особенно второй) на мой взгляд значимее Старкрафта.
Очередной субъективный субъектив, короче.

Ты вообще не читаешь что написано? Просто бежишь ляпнуть? Причем тут вообще нинтендо?

Вот, думаю, надо было добавить просто релиз Киберпанка, а не патча для него. Такой эпичный обосрамс на релизе — это точно значимое событие для индустрии.

Список про ПК индустрию. причем тут анчартед?

Выход патча 2.0 для
Cyberpunk 2077 (сентябрь 2023-го) — после разочаровывающего старта оригинальной игры, казалось, что исправить ситуацию невозможно. У проекта был безжизненный город, проблемы с прокачкой, и тонны багов. Но CD Projekt RED смогла довести проект до ума, пусть и ушло на это три года.

No Man's Sky тогда уж лучше бы упомянули, вот где люди действительно не опустили руки, а допиливали игру.
Ну и если бы Киберпанк оставили бы в том состоянии, каким он был, то к CDPR было бы очень много вопросов, как у игроков, так и у инвесторов, так что всё равно выделять патч как какое-то знаменательное событие и достижение, это очень сомнительно.

Справедливости ради, выход стим контроллера и стим машин позволили стать стим деку тем, чем он является, так что по своему это важные события

Да, каюсь, спросонья в глаза долбился.

Читай также