Все игрыSOMAОтзывы
911 30 1209 263
SOMA

Рейтинг игры

4.4 1894
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5

Оценка редакции

SOMA

Отзывы

+2

Каждая новая игра «Frictional Games» всегда представляла нам новый антураж и сеттинг. Мы уже были в старых шахтах во льдах Гренландии начала XXI века в трилогии «Penumbra», и исследовали старый зловещий замок образца XIX века в «Amnesia: The Dark Descent». Проект «SOMA» решает отправить игроков в будущее в 2104 год, на подводную станцию, где традиционно для игр «Frictional Games» происходит что-то жуткое, но крайне интересное. А объединяет все перечисленные проекты студии следующие аспекты: кочующий из игры в игру геймплей, акцент на ужасах и какой-нибудь философский подтекст истории.

Если мы затрагиваем проекты «Frictional Games», то про геймплей можно сказать одно: если вы играли в одну из игр этой студии, то считайте, что вы играли в них все. В «SOMA» вновь используется подход, который не менялся со времён «Penumbra: Overture», когда нужно бегать от монстров, решать не сильно сложные головоломки и много раз открывать двери, дёргать рычаги и поворачивать вентили. В общем, формула избитая, но всё ещё рабочая в плане погружения в игровой процесс. Есть, правда, в «SOMA» и парочка новшеств. Например, здесь окончательно упразднили инвентарь, и вы таскаете всякие инструменты для взаимодействия с окружением где-то за кадром, используя их только в нужное место и время. Чтобы поправить здоровье, более не нужно таскать с собой болеутоляющее, так как лечимся мы теперь в строго определённых местах. А ваш персональный источник освещения мрачных и тёмных локаций теперь стал бесконечным и не требует подзарядки. Кроме того, разработчики, наконец, отказались от привычки создавать из локаций настоящие лабиринты, сделав «SOMA» более линейной и здесь интуитивно проще понять куда нужно двигаться. Ну и, наконец, нельзя не заметить, что протагонист местной истории у нас большой любитель поболтать, что неплохо работает на местный нарратив. Да, у нас уже был говорливый главный герой в той же «Amnesia: A Machine for Pigs», но это был спин-офф от сторонней студии, а непосредственно в других играх самих «Frictional Games» местные протагонисты обычно раскрывались перед игроком исключительно через флешбэки.

Ужасы в «SOMA» можно разложить на несколько слоёв. В первую очередь здесь на вас давит толща воды над вашей головой, что отлично эксплуатирует талассофобию – страх тёмных глубин океанов и того, что там может скрываться. А вторым слоем здесь выступают местные монстры. Последние сильно радуют разнообразием в плане того, как с ними следует взаимодействовать игроку. Кто-то не реагирует на звуки и полагается только на свои глаза, а некоторые чудовища, наоборот, слепы, но обладают крайне обострённым слухом. Есть противники, на которых не желательно смотреть, а есть монстр, от которого, наоборот, нельзя отворачивать взгляд, дабы не спровоцировать последнего на атаку. В общем, разработчики постарались сделать так, чтобы все встречи с местными чудовищами оседали в памяти и каждая из них была по-своему уникальной.

Возвращаемся к философским вопросам, которые так или иначе присутствуют в играх «Frictional Games». Трилогия «Penumbra» была историей про человеческое любопытство и про то, как это любопытство губит людей. «Amnesia: The Dark Descent» философствовала на темы морального выбора. Проект «SOMA» поднимает вопросы самой сути человека и смысла его существования. В ходе прохождения ты начинаешь спрашивать сам себя: а делает ли тебя человеком только твоё мясистое тело? Может быть, твоя душа в виде клубка чувств, эмоций и пережитого жизненного опыта, твоё сознание и разум – это и есть то, что делает тебя представителем своего вида? Если засунуть всё это в оцифрованном виде в робота или виртуальный мир, будешь ли ты после этого оставаться человеком, который перешёл на новый уровень существования? Насколько ты вообще останешься человеком после этого? Может ли твоё подсознание начать защищать тебя от осознания того, в каком положении ты оказался? В общем, «SOMA» даёт богатейшую пищу для размышлений над экзистенциальными вопросами и вопросами трансгуманизма.

В роли автора саундтрека в «SOMA» вновь выступил бессменный композитор «Frictional Games» Микко Тармия, который снова написал потрясающую музыку, которая хорошо играет на местную атмосферу как в хоррор-сегментах, так и в довольно драматичных эпизодах саморефлексии главного героя. Особенно хорошо у Тармии удалась финальная композиция в сцене после титров, которая идеально ложится на душещипательную концовку местной истории.

В техническом аспекте игра выглядит великолепно. Да, графика здесь, безусловно, не самая шедевральная, но новая версия движка «HPL Engine» выдаёт довольно красивую и атмосферную картинку. Детализация локаций в каждой новой игре «Frictional Games» становится всё лучше и лучше, и поэтому наполнение комнат всякими инструментами или коробками из-под еды в той же «SOMA» создают ощущение, что когда-то здесь, в этих локациях, действительно жили и работали люди, чего не всегда удавалось достичь в предыдущих играх шведов с их по большей части стерильными помещениями без богатой прорисовки мелких деталей быта.

Мимо «SOMA» не стоит проходить как любителям ужастиков, так и тем, кто ищет крепкий и интересный сюжет, ибо всё это здесь есть в нужных пропорциях, и одно хорошо укладывается на другое. «Frictional Games» создали очень достойный проект, который не стесняется разговаривать с игроком об интересных философских концепциях, неплохо пугает в хоррор-моментах и выдаёт просто великолепную атмосферу.

27 ноября

+2
Подводная братва

SOMA нагоняет жути не скримаками, а ощущением безнадежности и это прекрасно!
История начинается с того что ГГ просыпается на безлюдной сай-фай станции и пытается понять что за ужас здесь творится, а жемчужиной на крабовом салате тут является то, что мы находимся в глубинах океана, буй те знает где, блять.
Вот и получается что помощи ждать неоткуда, как вдруг появляются монстрюки...но они классные!
На кого то нельзя смотреть, кто-то реагирует на шум, а кому то вообще похухам и оно будет вас преследовать где бы вы не спрятались хД
Параллельно с догонялками мы будем частенько решать прикольные головоломисы.
Большинство из них уникальные и с придумкой, другие же базируются на физике игры где нужно что-то поднять и вот на них я реально забуксовал ( ͡° ͜ʖ ͡°)
Дело в том, что предметы поиска банально сливались с ТЕКСТУРАМИ!!!
После побегушек и загадок наступают участки для передышки в открытом подводном океане ане-ане-ане омывает тысячи рек.
По началу мне показалось что это филлеры для растягивания хронометража, но потом до меня дошла...талассофобия.
Этот сложно передать словами, но всепоглощающий мрак и ситуация в которой оказался ГГ, а также глубоководный контекст создает уникальный экспириÉнс.
Еще один неоспоримый плюс данной игрулямбы - СЮЖЕТ.
Чем дальше в океан, тем больше событий, которые органично и логично связаны друг с другом вызывая чувства переживания.
Сразу после прохождения посмотрел ГИГА разбор SOMA | Сюжет НЕ_Вкратце от Металиста, чего и вам советую! (* ̄▽ ̄)b
Картина сложится, разъяснится и станет понятнее, что же там у подводных работяг с Патоса 2 произошло.
А если после финала вы встанете из-за стола, подойдете к окну, закурите...мимолетом задумаетесь о тяготах вечной жизни... значит у Frictional Games все получилось.

Достойная внимания историяЖивая озвучка Саймона и КэтринБезнадежная атмосфера Весёлые монстрыЗанятные головоломкиВ процессе исследования локаций мы будем слышать какие-то имена, какие-то переговоры, но они по сути декларируют нам что-то, но это вообще не интересно слушать, мы понятия не имеем кто все эти люди и не сопереживаем имЧувствуется дешевизна Важные предметы поиска сливаются с текстурами
6 ноября

+5
Кто я ?

Ожидал от СОМЫ примерного того же что и от игры Observer 20 года, то есть неплохого хоррора на пару вечерком с хорошим антуражом, а получил одну из сложнейших историй в видеоиграх, и не потому что она запутанная и нужно 3 лорных видоса посмотреть чтобы разобраться (хотя лично я пару моментов пропустил по глупости) а потому что она поднимает темы действительно сложные, на них нельзя просто сказать "да" или "нет".
Концовка пусть и... Предсказуема, я так это назову, бьёт в самое сердце, и заставляет вглядываться в экран до конца титров, а то что после....
В общем, цитируя классика: "Жаль что далеко не все поймут))))"

P.s Как хоррор, кстати, игра работает вполне себе хорошо:)

СюжетАтмосфераМузыкаХоррор составляющаяВозможно вы будете плакать после концовки
5 ноября

+2

Великолепная игра, такого сюжета я вообще не ждал, очень впечатлен сия шедевром

СЮЖЕТ
31 октября

+1

Не самая плохая хоррор адвенчура? с элементами выживания. В меру страшно, в меру интересно, в меру красиво. Пройти надо, как минимум для галочки.

17 октября

+6
Глубокое одиночество

Шедевр однопользовательского сюжетно ориентированного игропрома. История начинает закручиваться почти с самого начала и не отпускает вплоть до финальных титров. Сама игра это нечто среднее между ужастиком, симулятором ходьбы и головоломкой. Рекомендую.

СюжетАнтураж
12 сентября

+2
Большие надежды не оправдались

Очень хотелось в своё время поскорее ознакомиться с игрой. Обещали эдакий более спокойный технотриллер под водой. Как раз тогда уже биошоки отстрелялись и тут от авторов Пенумбры анонсируют такой интересный проект.Вот только реальность как всегда разочаровала. Вместо нормальных головоломок ожидало лишь какое-то вялое подобие. Это было лишь хождение по станции с некоторым убеганием от каких-то бабаек. Эти чудики только замедляли игру и больше ничего не раскрывали. Финал так вообще разочаровал. Главный персонаж оказался какой-то истеричкой, а мир игры остался очень ограниченным. Тут целая станция есть под рукой со всем необходимым. Притом финал увидел уже на ютубе много лет спустя после выхода игры. А саму игру так и не хотелось больше проходить. Также сказалась довольно плохая оптимизация и кривоватый перевод на русский.А было такое смелое высказывание по поводу цифровизации сознания. Увы, но потенциал опять оказался не раскрыт.

Хорошая идея для такого технотриллераМестами игра выглядит даже красивоНеоптимизированная графикаОграниченные возможности персонажаОчередные неубиваемые бабайки, которые вообще сделаны лишь для увеличения игрового времениПотенциал идеи дико не развитФинал очень нелогичный и примитивныйСлишком ограниченное аудиоокружение в водном сооружении и вне его.
10 августа

+2
А теперь, на дно!

И погружаемся в пугающий и удивительный хоррор под названием SOMA. Эту игру делали разработчики из Frictional Games, которые до этого, работали над сериями Penumbra и Amnesia.

В ходе экспериментальной томографии головного мозга главного героя, происходит сбой в работе оборудования, и начинает происходить какая-то дичь. По ходу прохождения вы повстречаете немало интересных сюжетных поворотов, которые будут пугать и удивлять. Если вы соскучились по качественному ужастику, то SOMA прекрасная альтернатива.

ImmersiveСтрашноПочти отсутствуют скримерыАтмосфераРабота над звукомШокирующий сюжетУ игры есть финальные титры
21 июля

+1
На самом дне океана

Интересный сюжет и сюжетные поворотыГлубокая атмосферностьЗвуковая поддержкаВозможность погрузиться в персонажа и сопереживать происходящему вместе с нимГрафика не самого высокого уровняНекоторая однообразность и малочисленность враговУпор в сюжетОтсутствие карты и подсказок по заданиям
15 июля

0
без дна

_к поиску глубоководного смысла я обратился к SOMA, не в коем случае не пожалел. Окутанная атмосфера тайны захлестнула разум, а самые предсказуемые события растворились во тьме, всё внимание на живые диалоги и неопределённое чувство ужаса от концовки


+5
Игра достойная большего внимания.

Эта игра повлияла на меня как никакая другая, она сформировала мой вкус, моё отношении к играм, и пронзила меня до глубины души, люди из этой студии точно знают как заставить испытывать эмоции главного персонажа - первостепенное замешательство, подавленность преследующая нас почти всю игру, и конечная фрустрация...

Дизайн.Атмосфера из за которой ты иногда можешь ощутить что толща воды давит на тебя.Необычный сеттинг (водичка вместо космоса? Воу интересно и круто).Эмоциональность.Смысловая нагрузка после которой я ещё неделю прибывал в немного апатично-вдумчивом состоянии.Ещё плюс что не скатилось в Alien: Isolation, где тебе больше трудно чем страшно.Соглашаясь с Дауром: количество головоломок
25 января

+4
Сом со вкусом железа

В игре хороший сюжет, прям крепкий киберпанк (нет, неона и войн корпораций там нет, может уже почитаете что-нибудь кроме "Нейроманта").
А так, это бродилка с пазлами и "пугающими" порождениями машин, трупов и капельку ИскИн-а. Из минусов следует отметить искусственно растянутые водные локации, уменьшив которые ничего бы не поменяло. Некоторые элементы декора, как часть крышка щитка, являются интерактивными, и порой не всегда можно понять где можно снять, а где нельзя. Из-за этого решение пазлов становится затруднительным. А так же следует отметить монстров, которые не пугают, не создают интересных ситуаций, а тупо бродят и заставляют их обходить по 3 часа (потому что локации не совсем линейны и лично я не всегда понимал куда сначала идти).

СюжетРастянутые водные локацииИнтерактивные элементы декора, которые легко спутать с текстурой (они нужны для решения пазлов)Монстры, которые своими действиями просто заставляют обходить их и ползать на карачках
3 декабря 2023

+2

 Интерес на лицо. Интригует и заставляет двигаться к развязке, часто обращаясь к моральным темам. Однако концовка не так хороша как затравка, словно постановка не достигла эмоционального пика, но остальная часть сюжета, дело другое. Будоражит то как приходится по крупицам собирать на экранах мониторов частички истории, попутно прячась от неведомого нечто, средь грязных текстур "забытости" и жизни. Не смотря на отсутствие вариативности и геймплейно и сюжетно, свою порцию страха, дискомфорта и острых ощущений вы получите, но кроме того, история заставляет поразмышлять о философии сознания и человека нередко давая выбор, к сожалению лишь для размышлений и было бы изумительно если бы это влияло на прохождение и концовку, но увы. Пугает же игра атмосферой и адреналиновыми постановками, что в очередной раз вызывает уважение к выбору разработчиков

С первых минут я поражался деталям и звуковому сопровождению и визуальному стилю игры. Отмечу крайне приятный игровой движок

Любителям хоррора обязательна  

АтмосфераЗвукИнтригаНе вариативнаПредсказуема
28 ноября 2023

+6
SOMA. Попытка №3

Это скорее не обзор, а субъектнивное рассуждение после прохождения

Начну с того, что я люблю играть в симуляторы ходьбы, но не очень люблю хорроры. Именно по этим двум причинам я начинал играть в SOMA дважды и дважды бросал. Атмосфера игры с самого начала сильно давила на меня, что безусловно стоит отнести к плюсам этой игры, но это же и побуждало меня срочно удалить её. И вот, в очередной раз наткнувшись на новость, что это лучшая игра Frictional Games, я решил дать ей ещё один, третий шанс.

Проходил SOMA на этот раз на лёгком уровне сложности и скажу, что даже так атмосфера игры не даёт игроку расслабиться. Свет, звук, всё играет на погружение. Даже в относительно спокойных местах я не чувствовал себя в безопасности - что-то где-то вдалеке скрипело и трещало или издавало какие-то непонятные звуки. Стоит отдать должное также актерам озвучки (играл с оригинальной озвучкой), отыграли на совесть. Это касается как главных героев, так и второстепенных. 

Тут стоит ещё пару слов сказать о самой станции. Станция сделана под стать всему окружение - она тёмная и тесная. Дизайн окружения выполнен достаточно шаблонно, но при это корпусы станции отличаются между собой визуально, что для небольшой команды большой подвиг. Станция полуразрушенная, тут и там гелиевые наросты, мох или ржавчина. Нравится.

Визуально, конечно, видно что игра 2015 года. Но это не мешает в неё играть даже в 2023, тут решает арт дирекшн и игра не выглядит устаревшей. Но я бы на их месте не злоупотреблял таких большим количеством оптических эффект, например хроматическая абберация или размытия. Понятно, что всё это нарративно обусловлено, но порой такая каша из эффектов возникает, что глаза начинают болеть.

Геймплей звёзд с неба не хватает - просто идём, боимся, время от времени решаем несложные головоломки и иногда встречаемся с монстрами, кстати о них. Источников опасности в игре немного, монстров я встретил около десяти. Они встречаются редко, но метко и их появления ждал каждую минуту. На лёгком уровне они не могут убить, поэтому если они догоняли игрока, то просто стояли и не знали что им делать дальше. Но я вошёл в роль и боялся их по-настоящему. Монстры разные, на любой вкус и встречаются 1-3 раза за игру, поэтому не успевают надоесть вообще.

Сюжет собственно то, за чем я пришёл в SOMA и он тут хорош. Мотивация игрока чётко прослеживается, сюжет комплексный, но если не обращать внимание на второстепенные сюжетные линии, то сам сюжетный скелет также понятен. Финальный твист я предугадал заранее, но тем не менее свою эмоцию он мне оставил. Отдельного упоминания достойно взамоотношение Саймона и Кэтрин при помощи омни-иструмента. Раньше такую реализацию я видел только в Firewatch, но она вышла позже SOMA, так что...

Если подвести итог, то SOMA однозначно стоит внимания, к тому же проходится игра часов за 7-8. Локации и монстры меняются, ставки в сюжете повышаются и поэтому игра не надоедает и подталкивает узнать, что же тут произошло и что будет дальше?

Давящая атмосфера подводной станцииГлубокий сюжетОтличная озвучкаНе затянутоСлишком много явных оптических эффектов
21 августа 2023

+23

Многослойное размышление о натуре человеческой души в цифровую эпоху, после которого накатывает экзистенциальный кризис. Состарилась игра как хорошее вино — человечество как раз находится в шаге от проблематики Soma, из-за чего экзистенциальный кризис накатывает ещё сильнее.

Блестяще написанный сюжетОчень атмосферный антуражПрекрасно исполненная озвучкаПосле прохождения очень хочется обнять близкого человека, просто чтобы физически почувствовать его теплоПрятки от монстров сделаны не очень хорошо (но хорошо, что они почти не мешают)
31 мая 2023

+2

Акерс крыса.

АтмосфераСюжетКонцовкаЕсть жуткие моментыОптимизация (завелось на 9800 gt)Нет разделения по главам
21 апреля 2023

+2

Хоррор пугает идеей, а не скримерамиВизуалРазработчики ничего лучше уже не делали
3 февраля 2023

+6

SOMA... Ну что же, в сторону этой игры было сказано уже много лестных слов, сомневаюсь, что от меня вы услышите что-то новое, однако я тут и я рекомендую эту игру вам, по ряду причин

Красота окружающего мираИстория мираВопросы морали, которые поднимает играФинал истории
4 января 2023

+6
Хорош мужик, хорош, всех "спас"!

Хочется накинуть отдельный плюс за хоррор в сеттинге "подводный мир". Это реально необычно и прикольно. Некоторые противники конкретно напрягают, что тоже является плюсом. Философия игры довольно понятная и простая, но очень интересно подана в данной игре, что получалось далеко не у всех с этой идеей (буду без спойлеров). Присутствие "помощника" в лице Кейт явно имеет свою силу т.к. ты постоянно пытаешься наладить с ней связь ведь она единственная кто поговорит хотя бы с тобой хоть вы и не всегда дружны, а после 2-х часов с монстрами под водой на страшной скрипящей базе хочется услышать хоть кого-то кроме собственного дыхания и отражения в мониторе.

Отдельно: Финал может пробить на слёзы и это реально уровень

АтмосфераОсобенность хоррора в том что он под водойИ правда страшноГлубокий сюжетКонцовкаВнешний видЗвукиТуповатые монстры
3 января 2023

+12
Magnum opus создателей Пенумбры

Я помню, как наткнулся на первое творение от Frictional Games под названием  Penumbra: Overture около десяти лет назад, и с тех пор я ни разу не был разочарован её работами.  Сиквел Пенумбры пугал меня до мурашек. Потом  Amnesia и её  вторая часть. Ещё тогда мне понравилось, что разработчики стараются не заниматься самокопированием и всегда ищут новые решения для создания неповторимо устрашающей атмосферы.

И вот она - SOMA. Авторы с первых же минут дают понять, что игра про сюжет, и надо много читать и разбираться в том, что происходит. Однако, это ни чуточку не мешает «Соме» в достаточной степени наводить ужас, но главное — делать это не скримерами, а грамотным объяснением того, насколько безысходно положение главного героя.

Геймплей в достаточной степени прост - ходи, нажимай кнопки, убегай от преследователей, но, честно говоря, я бы хотел увидеть больше интересных загадок, как это было в Пенумбре, например, но нынче времена не те, и я не отношусь к этому негативно. Всё-таки Frictional Games удалось хорошо сбалансировать и подачу развивающейся истории, и жуткий антураж, и всяческий экшен. А концовка заставила меня всплакнуть, ибо эмоционально она очень сильная!

Играйте и не пожалеете! SOMA - это самый что ни на есть качественный хоррор!

Страшная атмосфераСюжетные поворотыМилашка КейтОпасные существаБезысходностьЯ плакал в концеКачество головоломокКоличество головоломок
27 декабря 2022
1 2
из 2 страниц