Каждая новая игра «Frictional Games» всегда представляла нам новый антураж и сеттинг. Мы уже были в старых шахтах во льдах Гренландии начала XXI века в трилогии «Penumbra», и исследовали старый зловещий замок образца XIX века в «Amnesia: The Dark Descent». Проект «SOMA» решает отправить игроков в будущее в 2104 год, на подводную станцию, где традиционно для игр «Frictional Games» происходит что-то жуткое, но крайне интересное. А объединяет все перечисленные проекты студии следующие аспекты: кочующий из игры в игру геймплей, акцент на ужасах и какой-нибудь философский подтекст истории.
Если мы затрагиваем проекты «Frictional Games», то про геймплей можно сказать одно: если вы играли в одну из игр этой студии, то считайте, что вы играли в них все. В «SOMA» вновь используется подход, который не менялся со времён «Penumbra: Overture», когда нужно бегать от монстров, решать не сильно сложные головоломки и много раз открывать двери, дёргать рычаги и поворачивать вентили. В общем, формула избитая, но всё ещё рабочая в плане погружения в игровой процесс. Есть, правда, в «SOMA» и парочка новшеств. Например, здесь окончательно упразднили инвентарь, и вы таскаете всякие инструменты для взаимодействия с окружением где-то за кадром, используя их только в нужное место и время. Чтобы поправить здоровье, более не нужно таскать с собой болеутоляющее, так как лечимся мы теперь в строго определённых местах. А ваш персональный источник освещения мрачных и тёмных локаций теперь стал бесконечным и не требует подзарядки. Кроме того, разработчики, наконец, отказались от привычки создавать из локаций настоящие лабиринты, сделав «SOMA» более линейной и здесь интуитивно проще понять куда нужно двигаться. Ну и, наконец, нельзя не заметить, что протагонист местной истории у нас большой любитель поболтать, что неплохо работает на местный нарратив. Да, у нас уже был говорливый главный герой в той же «Amnesia: A Machine for Pigs», но это был спин-офф от сторонней студии, а непосредственно в других играх самих «Frictional Games» местные протагонисты обычно раскрывались перед игроком исключительно через флешбэки.
Ужасы в «SOMA» можно разложить на несколько слоёв. В первую очередь здесь на вас давит толща воды над вашей головой, что отлично эксплуатирует талассофобию – страх тёмных глубин океанов и того, что там может скрываться. А вторым слоем здесь выступают местные монстры. Последние сильно радуют разнообразием в плане того, как с ними следует взаимодействовать игроку. Кто-то не реагирует на звуки и полагается только на свои глаза, а некоторые чудовища, наоборот, слепы, но обладают крайне обострённым слухом. Есть противники, на которых не желательно смотреть, а есть монстр, от которого, наоборот, нельзя отворачивать взгляд, дабы не спровоцировать последнего на атаку. В общем, разработчики постарались сделать так, чтобы все встречи с местными чудовищами оседали в памяти и каждая из них была по-своему уникальной.
Возвращаемся к философским вопросам, которые так или иначе присутствуют в играх «Frictional Games». Трилогия «Penumbra» была историей про человеческое любопытство и про то, как это любопытство губит людей. «Amnesia: The Dark Descent» философствовала на темы морального выбора. Проект «SOMA» поднимает вопросы самой сути человека и смысла его существования. В ходе прохождения ты начинаешь спрашивать сам себя: а делает ли тебя человеком только твоё мясистое тело? Может быть, твоя душа в виде клубка чувств, эмоций и пережитого жизненного опыта, твоё сознание и разум – это и есть то, что делает тебя представителем своего вида? Если засунуть всё это в оцифрованном виде в робота или виртуальный мир, будешь ли ты после этого оставаться человеком, который перешёл на новый уровень существования? Насколько ты вообще останешься человеком после этого? Может ли твоё подсознание начать защищать тебя от осознания того, в каком положении ты оказался? В общем, «SOMA» даёт богатейшую пищу для размышлений над экзистенциальными вопросами и вопросами трансгуманизма.
В роли автора саундтрека в «SOMA» вновь выступил бессменный композитор «Frictional Games» Микко Тармия, который снова написал потрясающую музыку, которая хорошо играет на местную атмосферу как в хоррор-сегментах, так и в довольно драматичных эпизодах саморефлексии главного героя. Особенно хорошо у Тармии удалась финальная композиция в сцене после титров, которая идеально ложится на душещипательную концовку местной истории.
В техническом аспекте игра выглядит великолепно. Да, графика здесь, безусловно, не самая шедевральная, но новая версия движка «HPL Engine» выдаёт довольно красивую и атмосферную картинку. Детализация локаций в каждой новой игре «Frictional Games» становится всё лучше и лучше, и поэтому наполнение комнат всякими инструментами или коробками из-под еды в той же «SOMA» создают ощущение, что когда-то здесь, в этих локациях, действительно жили и работали люди, чего не всегда удавалось достичь в предыдущих играх шведов с их по большей части стерильными помещениями без богатой прорисовки мелких деталей быта.
Мимо «SOMA» не стоит проходить как любителям ужастиков, так и тем, кто ищет крепкий и интересный сюжет, ибо всё это здесь есть в нужных пропорциях, и одно хорошо укладывается на другое. «Frictional Games» создали очень достойный проект, который не стесняется разговаривать с игроком об интересных философских концепциях, неплохо пугает в хоррор-моментах и выдаёт просто великолепную атмосферу.