Первая Pillars of Eternity хороша, как игра. Но в большинстве случаев у игрока возникнет вопрос - а несет ли она в себе что-то уникальное? Ответ - нет. Первая часть не обзавелась своей атмосферой, как мне кажется. Не сформировала окончательно свой стиль, штрих. Персонажи шаблонные - будто напротив тебя сидят игроки и ты видишь их листы персонажей со всеми магическими заклинаниями и способностями. Злодеи - неуловимые мерзавцы. Рельсы то тут, то там.
Однако...
Во второй половине игры кажется проект нащупал сам себя. Когда появился "Белый Марш", когда ты понял, против чего противостоишь. Когда раскрылся злодей и раскрылась религия - вот тогда игра становится уникальной. Появляется азарт. Переживания. Каждую крупицу истории ты пережевываешь с удовольствием. Но ей богу...как же душно идти этот путь до момента, когда игра начнет приносит удовольствие. Когда играя в нее ты начнешь замечать, что все минусы, которые тебя раздражали на протяжении первой половины игры становятся несущественными - потому что за сюжет и атмосферу второй половины можно простить многое.
Божественный "Белый Марш", способный пощекатать нервишки. Интересный сюжет, любопытные выборы и простор для отыгрыша. Вторая половина раскрывает игру и весь мир Pillars с лучшей стороны, оставляя крутую завязку для такого же крутого сиквела. Здесь и просто для отыгрыша, и выборы, и спутники становятся чуть разговорчивее, и злодей становится интересным, а не манекеном с тысячью лицами предыдущих шаблонных злодеев в фэнтэзи мирах. Прокачку можно запороть. И это хорошо. Так должно быть в RPG. Персонажи. Слишком стереотипные, архетипичные и шаблонные. Они нечасто встревают в диалоги, делятся уникальными позициями или проявляют свое мировоззрение, оттого кажется, что они мертвы и нужны лишь чтобы у тебя были болванчики для битв. Первая половина нудная, непонятная и завалена текстом, лором, который абсолютно не помогает полюбить этот мир. Во второй половине он становится проще, потому что рассказывает ненаучным языком, а через злодея, богов, места и записки. Но первые часы сложно понимать, что за чертовщина тут творится. Кроме того первая половина завалена текстом, который читать и изучать попросту неинтересно. Вторая половина стала проще для восприятия. Отвратительный в своей отвратительности данж на 27 этажей. Он пусть и содержит пару интересных моментов с точки зрения лора, сувениров, реликвий, артефактов и снаряжения...даже квестов...но продираться через него долго и скучно, как пешком подниматься на 27-й этаж без света со страхом высоты. Уровень угрозы на этажах растет, а в условиях, что прокачку можно запороть - велик шанс не осилить вовсе это испытание. На высоком уровне с одним сохранением проходить этот квест - это как идти на 27-й этаж с динамитной шашкой, которая вот-вот взорвется. Да, даже если у нас тут мало Dungeons - это не значит, что надо в какой-то момент компенсировать это и делать такой Dungeons и пихать туда тысячу Dragons.
Безусловно лучшая игра, даже если сравнивать с классикой жанра с единственными недостатками: не слишком хорошая техническая реализация, не все баги окончательно пофикшены, движок Unity3d, который испортил собой уже множество игр.
Если отвлечься от объективных проблем, то в таких играх самое важное сюжет и игровые механики и то и другое многими оказались не поняты, поэтому её не оценили даже фанаты жанра предпочитая что-то попроще (например, Divinity или для олдов - старые Baldurs gate). Сюжет в Pillars of eternity - это возможно лучшее произведение в жанре, здесь есть и интрига и стройное повествование и сложность с множеством философских отсылок и размышлений. Игра здесь очень многослойная - на поверхности обычные простые бытовые проблемы фентезийного мира, но сам мир работает по определённым законам, которые строятся на ещё более сложных концепциях для тех, кто в них вникает или вообще может это сделать. Во множестве других проектов, включая классику, сложно припомнить что-то подобное. В Baldurs gate, NWN, Dragon age, Fallout рассказываются простые истории с хорошим интересным повествованием, в Pillars of eternity весь мир скорее враждебен к игроку, включая саму историю, которая запросто может оказаться непонятной и её необходимо осилить при этом получая ответы слой за слоем создавая сложную картину. Кстати 2-ая часть одноимённой игры провалилась в том числе благодаря попытке упростить сюжет и сделать его более доступным для широкой в аудитории и конец предсказуем: те игроки, которым понравилась 1-ая часть остались разочарованы, а новые игроки не пришли потому что это очень нишевая игра, независимо от сюжета вообще.
По механикам - здесь также множество отталкивающих моментов и даже остались досадные баги и недоработки, однако поняв как всё работает и почему всё сделано именно так можно найти боевую систему очень продуманной, логичной и даже довольно простой. Здесь сложны лишь первые шаги, поняв которые дальше становится значительно проще. При этом даже на максимальном уровне сложности многие противники как ни странно слишком сильнее не становятся, для примера по сюжету вам возможно придётся убить опасного мага (без спойлеров), он сам по себе не так уж и силён по статам и хп, но очень хорошо использует умения, которые к слову может изучить и маг из вашей партии, но он в одиночку может выкосить весь ваш отряд просто пользуясь механиками игры, в отличие от Dragon age 2, где вся сложность - это количество хп и базового урона врагов. Всё в совокупности, несмотря на серьёзные недостатки делает игру практически эталоном жанра, который тем не менее никогда не будет признан в широких массах.
Pillars of Eternity один из тех проектов, в который я погружалась с удовольствием. Прохождение у меня происходило как раз параллельно с изучением мира DnD. Поэтому было максимально приятно сидеть, вчитываться в каждый стат, каждое заклинание, каждую характеристику и понимать, что с чем и как работает (а читать в этой игре приходилось много...). На тот момент мне не доводилось еще играть в подобные проекты, и как новичка эта игра захватила меня полностью со всеми листами персонажа и дайсами.
Начнем с самого, казалось бы, базового, но настолько фундаментального - создание персонажа. Я, когда увидела это простое в оформлении меню, разинула рот. Честно скажу, никогда в своей жизни я еще не тратила часы на создание персонажа. Здесь тебе и расы, и подрасы, и откуда ты родом вышел, и характеристики распредели, и класс выбери, а у класса еще функции посмотри. Хочешь уже пойти играть? Нет, друже, ты сначала глянь, какие бонусы дает твоя раса или происхождение и что хочет класс. Допустим, посидели, почитали что с чем поется (или пьется с такой тонной информации), может уже в игру? Куда, погоди, вообще-то ребята из Обсидиан завезли новый вид класса и пару рас. Давай-ка лучше посмотрим, что они из себя представляют. И вот ты действительно сидишь и вычитываешь каждый абзац текста. Ну, по затрату времени и сил должно быть той еще духотой... А нет. Ни разу не поймала себя на мысли, что все это действо мне наскучивает. Я будто сижу и готовлюсь к предстоящей ДнД сессии и ловлю, пусть будет громко сказано, эйфорию.
Хорошо, создали героя, теперь пора и мир изучать. Вот первый ролик, первые шаги по уже кем-то протоптанной тропе, вот тебе здравствуй система диалогов, от которой я разинула рот во второй раз: мало того, что иногда тебе может выскакивать полотно текста, так оно еще не просто состоит из сухой прямой речи персонажа, оно дополняется каким-то описанием его действий, реакций, эмоций, настроения и прочего. Может быть, для кого-то подобное является незначительным, но скажу от себя, что это отлично помогает мало того, что в голове лучше состроить образ персонажа, но это так же заменяет"данжон мастера". Если на сессии в днд тебе все эти детали проговаривает ДМ, то тут это делается вот такими описательными приемами. Конечно, для такого новичка на тот момент, как я это вызывало "вау" эффект.
А твой герой так-то тоже не балванчик с "да/нет/сарказм": вот тебе варианты диалога, основанные на твоей расе, классе или происхождении. Хочешь отыгрывать отпетого злодея? Да пожалуйста. Наивного добряка? Тоже не проблема. Книжного Геральта, которому на все по-барабану? Вот тебе вот такие варианты и так далее. Я люблю, когда игра тебя не ограничивает в действиях, и тебе не надо топить либо за героя, либо за ренегата. И Pillars дала мне возможность играть и отыгрывать так, как мне хотелось. Но конкретно у этой истории есть продолжение, и оно не самое приятное... Однако об этом позже
Перед тем, как перейти к боям, хочу еще отметить тот факт, что в игре не только буквы есть, но и местами озвучка. Конечно, она здесь не на постоянной основе, и поэтому всегда приятно услышать голос актера. Вдвойне это приятнее становится, когда ты узнаешь, что в озвучивающих голосах присутствует каст Critical Role, которых ты смотришь почти на постоянной основе.
За диалогами следуют бои. И они... давали мне прикурить (осуждаю курение, все за ЗОЖ) даже на нормальной сложности. Но это происходило, скорее, не из-за того, что Pillars очень трудная, а просто потому что не приходилось сталкиваться с такими играми. Во время боя я пользовалась тактической паузой настолько много, что dark souls и в самых влажных снах она и не снилась. У каждого врага тоже есть свои особенности: кто к чему имеет сопротивление, кто к чему невосприимчив, у кого какой сейчас работает бафф и дебафф. И вот в очередной раз ты сидишь и читаешь, изучаешь, планируешь: чем лучше бить, от чего защищаться, что эффективно, а что нет. Отсюда все плавно перетекает в составление отряда и подбора шмота. Этот лук бьет меньше? Хорошо, но у него дополнительных плюшек больше. Однако если отряд подобран хорошо, это не значит, что бой пройдет быстро: у нас тут как-никак ДнД, здесь все решают не Боги мира Pillars of Eternity, а Боги дайсов и тех значений, которые зарандомятся.
Что там с сюжетом? Тут я, пожалуй, оставлю прочерк. Не потому что сюжет у этой игры плохой. Нет. История здесь течет хорошо, по крайней мере, до того момента, до которого дошла я. Мир пиларсов расписывается интересно: что-то ты изучаешь из диалогов, что-то из попадающихся книг, что-то прописывается еще на моменте создания персонажа. Если пылесосить все постепенно и так же постепенно изучать, то окно открывать не придется, чтобы выпустить духоту. К тому же здесь Обсидиан постарались создать свою вселенную, свой мир, наполненный новыми богами, расами, местами и традициями.
С одной стороны, эта игра для нового лица может показаться сложной, просто из-за того количества информации, которая она преподносит, но с другой стороны, если человек увлечен подобными играми и вселенными, то Pillars здесь подходит как-никак кстати. Даже казалось бы старичкам этих жанров здесь есть, что пощупать, почитать и изучить. Я провела немало часов за игрой и бывало, что делала большие перерывы между сессиями. Но парадоксально, если я садилась играть, то меня-таки засасывало. И по степени духоты мне Pathfinder Kingmaker вышел душнее.
А теперь ниже пойдет та история, из-за которой я забросила на время игру и выведу определенные минусы. Текст пойдет с пометкой спойлер, хоть я и не считаю его значительным.
Играй, как хочешь, и все будет окей? Ага... Брехня в итоге это все. Если ты такой же игрок, который хочет по-максимум увидеть контент и максимум вложится в историю, то, к сожалению, выбирать направление придется. Причем делать это уже надо на каких-то начальных этапах игры.
Дело в том, что в определенный момент в игре встречается 3 разные касты. У каждой есть свои устои, принципы, политика и мировоззрение. Каждая из этих каст негативно друг к другу относится по тем или иным причинам, которые упираются в их политику. Так вот. Ты можешь пообщаться с представителями каждой из каст и более того, повыполнять квесты от них. Разные квесты: какие-то нетривиальные, какие-то интересные. Суть в том, что выполняя задания, ты в итоге выстраиваешь с кастой отношения. Они будут либо нейтральны к тебе, либо доброжелательны (либо, возможно, негативны, но этот момент не удалось проверить). Отлично! Давайте выстроим со всеми хорошие отношения, чтобы все нас любили и обожали... Думала я и угодила в ловушку. Когда по сюжету мне сказали обратиться к кому-нибудь из главарей этих каст и заручится его поддержкой в предстоящей крупной битве, я так и сделала... Однако каждый из представителей меня послал куда подальше и надолго, ибо у меня в друзьях находятся их враги. Этот момент для меня и стал тем самым "стопом", из-за которого игра висит в заброшенных. Можно было бы откатить сохранения, только сохранения старые были потерты, ибо для новых уже не было места. Посмотреть в инете файлы и что-то через консольные команды поправить? Да, если на ПК проходишь, однако я играла на PlayStation... Испортить отношения с другими? Почему-то Обсидиан эту возможность не продумали в игре. Просто забить болт и дальше играть? Можно было бы попробовать, но опять же: если ты такой человек, который хочет выйти в максимум как по ходу игры, так и по концовке, то вот такие "переломные" моменты (а я уже успела вычитать, что данный этап важен для финала) многое решают и означают. И спускать все на нет просто не представляется возможным.
По итогу игра очень хитро проводит черту между выбором отыгрыша. Она, конечно, не делает это так явно, как, например, масс эффект, но и не получается "максимально" гибкого прохождения. Не знающий об этом тоже может запросто угодить в эту ловушку. Определенно, ты можешь в каких-то моментах отклоняться от намеченного курса, но тут можно задаться вопросом "А насколько сильно это заруинит дальнейший геймплей?". Вот и выходит, что я игру забросила на 2 акте, потратила 80+ часов и пока не могу вернуться обратно...
Чтобы не перешагивать точку невозврата, когда сталкиваешься с кастами и их заданиями, то на лояльность начинается уже после 3 квеста.
Эта игра настолько хороша, что Обсидиан даже не забыли о шутках про мамок...
Проработанное создание персонажаБогатый мир и прописанная вселеннаяМного забавных и лорных книг и записокМного информации для изучения мира ДнДКомплексные боиАрт и прорисовка мира с героямиМэттью Мерсер на озвучке АлотаНаличие ХиравиасаШутки про мамокОбманчивая система отыгрыша (причина описана в конце спойлера)Отсутствие возможности выстраивать дружеские и любовные отношения со спутниками (только во 2 части появится, что очень жаль)
LeoAlex
«Наш выбор» StopGame
Не нашёл фильтров «Нашего выбора», поэтому решил сделать подборку.
Немного статистики по выдаче плашки на 24 мая 2024-го:
— по дате публикации обзоров: 2009 - 16, 2010 - 7, 2011 - 13, 2012 - 9, 2013 - 6, 2014 - 2, 2015 - 3, 2016 - 3, 2017 - 7, 2018 - 4, 2019 - 5, 2020 - 6, 2021 - 4, 2022 - 0 (!), 2023 - 1, 2024 - 1;
— по авторам*: А. Лихачев - 12, К. Орешкин - 11, К. Волошин - 10, Г. Клепцов - 10, И. Лоев - 8, С. Чечулин - 8, М. Кулаков - 7, Я. Шалашов - 7, И. Колыско - 6, А. Кост - 6, Г. Мещеряков - 6, А. Маковеев - 5, К. Тростенюк - 5, А. Дорошенко - 4, А. Перевертень - 4, В. Гальперов - 3, К. Краснопольская - 3, Д. Кунгуров - 3, С. Песков - 3, А. Швек - 3, Д. Карамышев - 2, М. Нарица - 2, И. Суров - 2, Д. Авидзба - 1, Е. Баранов - 1, А. Бурсов - 1, С. Быков - 1, Джуби - 1, Г. Ермаков - 1, М. Милязев - 1, А. Седых - 1, В. Сидоров - 1, М. Солодилов - 1, Неизвестный (обзор Эадор) - 1;
— только 2.9% игр из 3009 рецензий и 4% из 2172, оценённых на похвально и изюм, удостоились плашки «Наш выбор».
* Если у игры есть и текстовый, и видеообзор, то выдача плашки засчитывается обоим авторам.
«Нашу именную медаль получают действительно лучшие игры из лучших, настоящие шедевры. Знак «Наш выбор» у названия игры для любого поклонника жанра — стартовый сигнал к скоростному забегу в магазин за лицензионной копией проекта».
MikeziXD
Мощнейшая подборка ROLE-PLAYING GAME vibes✨🎲🎭✨
Подборочка из любимых вами и мной в частности RPG (не путать с ручным противотанковым гранатомётом) тут у нас и серия TES с Fallout, и The Witcher с Gothic, и DOS c Diablo, сплошная база, начиная от экшен RPG заканчивая до изометрических стратегий с пошаговой боевой системой. Открытый мир по вкусу и щепотка романтики
P.S
Я ПРОСТО ЛЮБЛЮ РОЛЕВОЙ ОТЫГРЫШЬ, ВЫБИРАТЬ БИЛДЫ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИНИМАТЬ ВАЖНЫЕ РЕШЕНИЯ КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТ НА КОНЦОВКУ ИГРЫ