Pillars of Eternity мы ждали примерно так же, как, например, меломаны ждут возвращения любимой группы — то есть вроде бы предвкушаешь, как сейчас старички порвут молодых и покажут, что такое настоящая музыка, но в то же время закрадываются сомнения: а в какой они сейчас форме, крепко ли держат гитары?..
В случае с игрой от Obsidian Entertainment дело усугублялось еще и тем, что у этой компании, объединившей ветеранов ролевого жанра, репутация все же не идеальная — все мы помним, как часто их проекты оказывались не доведены до ума. Да и ранняя версия Pillars of Eternity вызывала определенные вопросы. Но вот концерт состоялся, все сомнения развеялись, и можно выдохнуть: мы получили небезупречную, но крайне увлекательную и разнообразную RPG.
Как и в Wasteland 2, после боя можно собрать все трофеи в один-два клика. Очень удобно.
Души моей хранитель
Самое главное, у Obsidian Entertainment все получилось с сюжетом, текстами, диалогами, моральным выбором и проработкой самого мира. Это еще не Planescape: Torment — философии и сложносочиненных размышлений там было больше, — но где-то рядом. Мы играем за человека, который внезапно обнаружил в себе способность видеть призраков, общаться с ними и даже переживать заново какие-то фрагменты прошлого своей или чужой души.
В мире Pillars of Eternity таких называют Хранителями. Их уважают, побаиваются, к ним обращаются за помощью, как к медиумам, но едва ли им завидуют — переживать заново боль и страдания, которые были в прошлых инкарнациях твоей или чужой души, согласитесь, та еще радость. Вот и наш Хранитель, озадаченный своими видениями и новыми способностями, всю игру пытается выяснить, что теперь делать и кто в этом виноват.
В процессе ему предстоит общаться с мертвыми, убивать других — свихнувшихся — Хранителей, отвоевывать крепости, посещать заброшенные храмы и знакомиться с новыми друзьями, готовыми присоединиться к этому эпическому приключению. А нам предстоит читать километры хорошо написанных текстов.
Свободные выборы
Впрочем, сюжет не держит вас за руку. Свобода исследования большого, интересного мира, полного опасностей, — вот один из главных аргументов Pillars of Eternity. Даже прогулка по поляне, служащей мостиком для перехода на глобальной карте из одной крупной локации в другую, может обернуться новыми заботами и приключениями. А уж когда вы приходите в Бухту Непокорности, огромный город, разделенный на несколько больших районов, глаза и вовсе разбегаются от количества побочных квестов.
Волшебники в день могут использовать лишь определенное количество заклинаний из своего гримуара. А потом… потом пора спать.
При этом лишь единицы из них предполагают простой алгоритм действий — пришел, увидел, победил. Чаще всего, выполняя даже вроде бы рядовое поручение из разряда «верни украденный груз», вам придется совершать более сложные манипуляции — искать компромат, решать загадки, принимать непростые моральные решения. Как, например, быть с мародерами, растаскивающими груз торговца? Пожалеть голодных отчаявшихся людей или наказать их, польстившись на обещанную купцом скидку? И подобные ситуации встречаются постоянно — в игре нет однозначно хороших или плохих решений.
Помимо обычных встречаются и текстовые квесты — их исход зависит от правильного выбора реплик, умения решать загадки или наличия в партии персонажей с определенными навыками.
Все ваши действия и даже реплики в диалогах (здесь разрешено лгать, убеждать, угрожать, подмечать какие-то детали, говорить слова поддержки или, наоборот, больно ранить) влияют на репутацию отряда. А она, в свою очередь, в дальнейшем может сказаться на том, как с вами общаются и как на вас реагируют — например, герой, прославившийся как человек решительный и грозный, в некоторых ситуациях способен избежать драки.
Универсальный солдат
Как известно, в Pillars of Eternity не используется система Advanced Dungeons & Dragons, но при этом сотрудникам Obsidian Entertainment удалось сделать игру, которую больше всего хочется наградить почетным званием «Baldur's Gate 3». Схожего с детищем BioWare и правда много — в устройстве глобальной карты, свободе исследования, в диалогах, в интерфейсе торговли и инвентаря, в самой атмосфере. И даже в том, что здесь точно так же можно останавливаться на ночлег в таверне, выбирая более или менее комфортный номер — это дает разные бонусы к характеристикам.
Без ловушек и пазлов здесь тоже не обошлось.
Но больше всего о Baldur's Gate и Icewind Dale, то бишь о суровой AD&D-классике, напоминают ролевая и боевая системы. На старте мы точно так же подолгу колдуем над экраном создания своего персонажа, выбирая расу, подрасу, класс, стартовые умения, голос, внешность, портрет и даже культуру с биографией. Аристократ вы по происхождению, торговец, бродяга, колонист или, например, бывший раб — это дает разные бонусы к характеристикам и определяет то, как вы будете изначально выглядеть в глазах окружающих.
Каждый класс и каждая раса, понятно, также имеют свои начальные бонусы и умения, а при получении нового уровня вам придется не только увеличивать характеристики и разучивать способности, но и выбирать новые пассивные таланты. И все это реально влияет на исход сражений, постановочных сцен и диалогов.
В сравнении с Advanced Dungeons & Dragons в местной ролевой системе больше универсальности. Здесь вы можете, например, отыгрывать варвара, который умеет отлично прятаться в тени, вскрывать замки, способен заговорить любого собеседника или подметить какую-нибудь важную деталь в разговоре, — никто не запрещает «прокачивать» ему «скрытность», «механику» и «интеллект». К слову, такие характеристики, как «восприятие», «решительность» и тот же «интеллект», важны для любого класса, будь вы боец, друид, певчий (местный аналог барда) или монах, — они прямо влияют на то, какие реплики и возможности будут доступны в диалогах.
Создавать предметы и зачаровывать экипировку можно прямо в инвентаре — а зачем нам кузнец?
Драться надо — так дерись
А вот механика сражений почти без всяких оговорок переехала в Pillars of Eternity из Baldur's Gate и Icewind Dale. Точно так же шестеро смелых бегают по локациям и избивают врагов в реальном времени, но в любой момент разрешено поставить бой на паузу, чтобы раздать приказы, перегруппироваться и вообще перевести дух.
А переводить дух придется частенько — как и в двух вышеназванных играх, драться здесь больно, тяжело и долго. Особенно на высших уровнях сложности и в режиме Trial of Iron, где на все прохождение выдается лишь один файл сохранения. Поэтому приходится менять формацию отряда, ставить ловушки, скрытно подкрадываться к противникам или выманивать их в узкие проходы на свидание с «танками», которых позади поддерживают маги и лучники. А еще — аккуратно выводить волшебников на удобные позиции, чтобы они своими разрушительными заклинаниями задели побольше врагов и не попали при этом по своим. А после тяжелой драки приходится устраиваться на привал, чтобы восстановить силы и зализать раны.
В какой-то мере облегчает ситуацию возможность создать наемника на свой вкус и цвет и включить его в состав отряда. Но это достаточно ощутимо бьет по кошельку, особенно в начале игры. Кроме того, практически со старта нам разрешают изготавливать еду, зелья, свитки и зачаровывать оружие — рецепты открыты изначально, были бы в наличии нужные материалы и ингредиенты. В какой-то момент наш герой становится еще и хранителем собственной крепости, где можно возводить разные полезные здания, которые, в частности, позволят получать дополнительные материалы для «крафта».
Картинка тут, понятно, более приятная, чем в той же Planescape: Torment, но стиль и дизайн во многом похожи.
Список того, что в Pillars of Eternity не совсем удалось, куда меньше. Да, хотелось бы, чтобы компаньоны жарко спорили друг с другом и с главным героем и вообще активнее влияли на происходящее. Чтобы ваша репутация чаще отражалась на отношении к герою. Чтобы крепость, помимо тех самых материалов, приносила еще какую-то ощутимую пользу — в нынешнем виде она выполняет скорее декоративную функцию. Но то лишь капля дегтя в большой бочке меда: Pillars of Eternity — это современная реинкарнация ролевой классики, только чуть более симпатичная, универсальная и удобная. И она, будьте уверены, беспощадно сожрет все ваше свободное время…
Плюсы: интересный сюжет; обилие квестов; непростой моральный выбор; глубокая ролевая система; сложные сражения; симпатичная картинка; отличная озвучка и музыка. Минусы: напарники могли бы вести себя поактивнее; личная крепость введена скорее «для галочки».
Это действительно новая Baldur's Gate. Игра просто потрясающая — невероятный взрыв из прошлого, который и заново принес классические механики классики, так и избавился от неудобных(D&D больше не, больше нет урона в 1D2, спасбросков и бросков кубиков(в большинстве своем). Господи, спасибо!) Обсиды прям радуют, даже багов очень мало, что редкость для них. И отдельно отмечу просто-таки потрясный арт, визуальные эффекты и божественный саунд, напоминающий ту же Балдурку и (неожиданно) Властелин Колец DAI не нужна бесповоротно и окончательно P.S. Игра просто нереально сжирает все свободное время. Хрен оторвешься. Давно такого не было. P.P.S YOU MUST GATHER YOUR PARTY BEFORE VENTURING FORTH
Игра просто отличная, хотя изометрические игры никогда не любил. В Baldur's Gate и Icewind Dale ещё не играл, да и в Planescape: Torment тоже. Но после такого точно попробую. Теперь понимаю, почему все хвалят старые RPG. Если они похожи на Pillars of Eternity, то до этого я вообще RPG не играл (хоть и являюсь фанатом Skyrim`а). Побольше бы таких игр.
Я влезу, может быть и не к месту, но давайте будем честными — Skyrim в сравнении с любой классический RPG превращается в простой open-world action с прокачкой. Разве что не в сеттинге фантастики или реального мира. Именно в классических RPG можно ощутить всю полноту отыгрыша и последствия своих действий, ибо всё прописывалось на ходы вперёд. Впрочем, я не говорю что Skyrim плох. Он просто не так хорош, как многие его малюют.
Тебе надо уйти из тюрьмы и двигаться в Дамонту, если мне не изменяет память — туда через каньон Титана надо идти. В Дамонте же есть решение проблемы обхода турелей. А вообще, мог бы погуглить)
Мне очень понравилась, вот сейчас бесконечные пути зачищаю. Самый большой минус для меня — загрузки, переходы между локациями весьма долгие, хотелось бы раза в 3 быстрей
Я и не сравнивал. Имелось в виду, что играя в Skyrim и тому подобные игры, я считал их представителями жанра Теперь же я, поиграв в Pillars of Eternity, я понял основу ролевой системы.
Нужно дальше пройти, по сюжету: локация Дамонта, там квест «спасти дочь Бин», там же находим часть гусеницы для квеста «Тюрьма», именно на локации «Тюрьма», перед турелями, с лева требующий ремонт робот, вот эта гусеница для нет, дальше сами разберетесь.
Много прекрасно написанного текста, и отлично переведенного, кстати (не будем обращать внимание на неправильно переведенный тип ответа «Умный», хотя по факту это скорее «Крутой»). Самое запоминающееся — это воспоминания. Текстом описаны только фактические действия людей, а вот эмоции и побуждения приходиться додумывать самостоятельно.
Квесты вызывают двоякое впечатление: с одной стороны — они интересные, с кучей возможных вариантов решения, с другой — слишком легко они выдаются. Пришел герой, сказал что-то вроде «Расскажи мне, в чем твоя проблема», и НПС сразу выдает целую кучу личной информации, переживаний и стремлений, которую не доверил бы наверное даже близкому другу. Впрочем, в той или иной мере этим грешат все RPG.
Крепость и способности хранителя, честно сказать, не радуют. Обе эти игровые особенности сильно уступают и крепости в Neverwinter Nights 2, и Голоду в Mask of the Betrayer. Они введены как будто для галочки, просто чтобы были. Они ни на что не влияют, и это печально. Без них, честно говоря, было бы лучше.
А в целом, играть очень интересно и захватывающе. Вроде немного побегал, добыл всего 5 уровней, и тут внезапно оказалось, что наиграно уже 30 часов. По мне, это лучшая оценка для RPG.
Я бы отметил еще не такое большое кол-во багов в игре. В прежних играх было больше их, а у меня в этой вообще нет таких погрешностей (даже тот же баг с двойным кликом в инвентаре не встречал и слава Богу). А так играю уже больше 20 часов за эльфийку-рейнджера и не могу остановиться, так затянула :D Великолепная игра.
Спасибо, неожиданная оценка, надо будет поиграть. Стоит правда недешево, но чё делать. А видеообзор будет? А то как-то грустно, когда изумительные проекты не получают видеоверсию обзора. Ori and Blind Forest вон пропустили, обидно за «стича». Хотя игры там на 8 часов, как Фен смог не успеть пройти и обозреть.
В какой-то мере облегчает ситуацию возможность создать наемника на свой вкус и цвет и включить его в состав отряда. Но это достаточно ощутимо бьет по кошельку, особенно в начале игры
что? серьёзно 250 голды бьёт по кошельку в начале?
После того как поиграешь в «Baldur's Gate: BiG World Project» любая игра начинает казаться короткой) Огорчили только напарники, не дотягивают не то что до BG2, а даже до первого DA! От чего лично я приуныл…