1107 273 702 81
Clair Obscur: Expedition 33

Рейтинг игры

4.5 917
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5

Оценка редакции

Clair Obscur: Expedition 33

Отзывы

Страница 2
+1
For those who come after

Никогда бы не подумал, что затянет на более, чем 40 часов.

Перед выходом не ожидал ничего. Да, было красиво по трейлеру. Да, хорошая музыка. Но я думал, что будет обычная проходная игра, и как же хорошо что я ошибался.

Сюжет игры сфокусирован на утрате и принятии, либо отторжении. По началу сложно понять что происходит, да и под конец, в целом, тоже. Много аспектов сюжетной линии приходится искать потом в интернете, как это делал я. Тут ничего страшного нет, так как поветсвование действительно слегка сложное, и можно очень легко упустить пару, а то и больше, деталей.

Музыка - это первое, что бросается в глаза. Студия нашла парня с Soundcloud, и создала, пожалуй, один из лучших саундтреков за долгое время.

Игра актеров и озвчка в целом не могли быть плохими, так как работали на ней такие люди, как Дженнифер Инглиш (Shadowheart), Бен Старр, внезапно Чарли Кокс (Сорвиголова) и сам Энди Серкис.

Из минусов можно отметить лишь слешка нагруженный интерфейс с этими Люминами и Пиктосами, но по ходу прохождение привыкаешь.

Игра прекрасна, игра великолепна. Игра не боиться экспериментировать, делать смелые шаги (тот же конец первого акта).

Надеемся на ГОТИ в этом году, французы заслужили.

СюжетСаундтрекИгра актеровВизуалИнтерфейс

+5
Игра в которой есть что-то для каждого...

Как бы это глупо и банально не звучало, но это один из немногих проектов в индустрии где практически все аспекты сделаны на одинаково отличном уровне. И для каждого типа игроков найдется любимое блюдо.

Интригующее начало, цепляющие необычной завязкой — есть!

Красивые приятные персонажи — есть!

Качественный геймплей с шикарной боёвкой — есть!

Моменты поплакать — есть!

Моменты поофигевать с сюжетных поворотов — есть!

Тонны самобытной и уникальной музыки — есть!

Кекный юмор в стиле Undertale — есть!

Не прямой и обратный нарратив для фанов не банального повествования — есть!

Запутанный лор — есть!

Необычная не глупая история — есть!

Челенджевые крутые боссы для любителей по часу сидеть на главарях — есть!

Вариативная прокачка и способности героев чтобы возиться с билдами — есть!

Красивенькие костюмчики и о ля ля купальники — есть!

Отличная производительность — есть!

Красивая картинка с интересным арт дизайном — есть!

Правильная логичная и не тупая концовка (обе) — есть!

Единственное к чему прям придраться можно если захочется это немного неудобный интерфейс поначалу и возня с перками, когда их становится очень много, а в остальном это практически идеальная игра с совсем уж минорными недостатками, которые просто не смогут перебить все плюсы. Игра, которую можно советовать попробовать каждому, хоть что-то из перечисленного точно зацепит по итогу. Прекрасно понимаю весь тот хайп что поднялся по игре и почему на Metacritic «Экспедиция» стала самой любимой по оценке игроков за всю историю сервиса.

Если выбирать только одну игру из 2025 которую всем следует попробовать это будет Expedition 33. Как бы я не любил Фарэса и Split Fiction, но это улучшенная It Takes Two, которая уже получила свою «Игру Года» и минуту славы, в этом году GOTY должны забрать французы из Sandfall.

10/10

МногоПочти нет

+1
Почти идеально, но оступились

Никогда особо не писал обзоры, но в этот раз все же хочется высказать некоторое мнение по поводу данной игры. Никогда не играл в пошаговые игры, такого типа, как Clair Obscur и вплоть до выхода этой игры особого интереса к ней не было. Но когда она вышла, я решил попробовать для себя новый жанр, мало ли, вдруг понравится и захочется пройти, так и случилось. В Clair Obscur буквально все сделано на высоком уровне - и история, и персонажи, и атмосфера и общий визуал, и боевая система очень интересная, притом, я так понимаю, в жанр JRPG данные разработчики смогли привнести что-то свое. В общем, почти до самого финала было все отлично, но Боже, какой же затянутый финал, когда я уже думал что вот вот все закончится, игра не заканчивалась и уже негодовал по поводу того что очень все растянуто под конец вышло. Хотел поставить 5 из 5, но скинул бал за сам финал

ПерсонажиАтмосфераВизуалИстория, кроме финалаБоевая системаСлишком затянутый финал, который можно было сократить

0

Игра хорошая. Даже не хочется ее ругать за минусы. Это не ААА и тут есть душа. Разработчики молодцы.


Я зря начала играть на максимальной сложности, так как где-то к часу 20му меня задушили однообразные драки и отсутствие сюжетных ответов. Снова интересно стало только под конец, когда раскрыли финальный сюжетный твист 

МузыкаБоевая системаСюжет (в начале и под конец)Большие локации с одинаковыми ништяками на нихОднообразные врагиПродолжительность (слишком длинная)

+6
Я плакал

Плакал, курил, долго смотрел в окно. И этим все сказано.


+5
Прекрасная игра

Забавно, как быстро качественный продукт обзаводится огромной армией поклонников и почитателей. А ведь всего-то навсего только и нужно, что вложить душу в то, что делаешь. И разработчики этой несомненно отличной игры постарались на славу, сделав поистине шедевр от мира JRPG (да простят меня поклонники классических представителей жанра). В самую первую очередь, конечно, хочется сказать пару слов о музыке, которая задает настроение и тон как самой игре в целом, так и отдельным сценам в ней, будь то локации, через которые путешествуют герои или битвы с разношерстными и разноплановыми противниками. Местами грустная и меланхоличная, местами могучая и эпичная (а где-то даже веселая и задорная), она не оставит вас равнодушным ни за что, так или иначе цепляясь за определенные струны души, которые отвечают за чувство прекрасного. Сам я не особо искушен в играх жанра, играл только в западные аналоги типа Battle Chasers: Nightwar или Ruined King: A League of Legends Story, возможно потому что сама аниме-стилистика не очень привлекает, но вот стиль, который выбрали авторы Clair Obscur это нечто. Насколько в свое время стиль Dark Souls выбивался из общего потока игр, настолько же и творение французов стоит особняком от всего виденного мною ранее. Очень необычный мир и его гротескные обитали при первой встрече впечатляют не на шутку, в том числе некоторые производят неизгладимое впечатление своими размерами (хотя гигантские противники это не новинка в играх, конечно же). Сюжет и его подача в корне отличаются от подавляющего большинства подобных произведений. Очень неторопливая и грустная история, разбавленная редкими вкраплениями экшена непосредственно в катсценах, поначалу кажется довольно банальной и избитой. Но ближе к середине игры начинаешь понимать, что не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Ну и финальный твист, думаю, не оставит равнодушным никого из тех, кто любит хорошие истории. Иногда, правда, повествование проседает, какие-то беседы кажутся чуть затянутыми и даже скучными, но их так ничтожно мало, что испортить общее впечатление от игры они не успевают. Сами персонажи неимоверно симпатичны и каждый обладает определенной харизмой и глубиной. За каждым из них ощущается история. Особенно это чувствуется после того, как герои все больше и больше раскрываются по мере развития сюжета. Игровой процесс, насколько могу судить по своему скромному опыту, типичен для большинства представителей жанра. Группа персонажей перемещается по глобальной карте, посещая те или иные сюжетные локации либо исследует открытый мир (который не так уж и огромен) в поисках различных бонусов, сильных противников и побочных заданий, которых тут считай, что и нет. За всю игру наберется от силы 3-4 побочных квеста из серии «найди и принеси». Основная же часть геймплея - пошаговые бои - тоже выполнена в классическом стиле. Почти. Как уже всем известно, тут присутствуют элементы QTE, которые дают в режиме реального времени возможность либо увернуться от удара противника, либо парировать его. Последнее предпочтительнее, потому что в результате успеха можно дать неплохой такой сдачи, особенно на поздних этапах игры. Но парировать сложнее, так как по субъективными ощущениям окно для парирования намного меньше, чем у уворотов. Плюс добавьте к этому весьма неровный темп атак у большинства противников, к которым надо еще успеть приспособиться или атаки с оттяжкой (привет, Dark Souls) и получится очень веселая картина. Выручают в данном случае пассивные умения, которые тут называются пиктосами. Эти пиктосы разбросаны по всему миру в различных локациях и биомах, а также их можно получить как награду за победу над особыми противниками. Вставляешь такой пиктос в ячейку персонажа, и вот уже у вас есть неплохие пассивные умения, которые неплохо так помогают в драках. Причем если не лениться и исследовать глобальную карту, можно найти очень неплохие пиктосы. В качестве примера приведу лишь один такой, который называется «Шулер», дающий возможность без какого-либо штрафа ходить два раза подряд. Более того, за 4 победы в сражениях персонаж может выучить пассивное умение пиктоса и за отдельную игровую валюту использовать его самостоятельно, освободив тем самым место для другого более полезного пиктоса. К концу игры, если вы накопили достаточно пассивок таким образом, ваш персонаж может превратиться в настоящего терминатора, который без преувеличения способен вынести финального босса с двух ударов. Также немаловажную роль играет грамотное сочетание умений самих персонажей, которые тоже при должном подходе могут складываться в весьма могучие комбинации. В общем, игра прекрасна от и до. Как минимум в АА-сегменте ничего подобного не выходило уже очень давно. Остается только пожелать успехов молодой команде разработчиков и надеяться, что в следующий раз они возьмут новую для себя вершину но уже с игрой уровня ААА.

Всем добра 😊

Музыка СюжетПерсонажиАрт-дизайнБоевая системаНебольшие технические огрехи, в результате которых игра несколько раз вылетала Проблемы с озвучкой в некоторых местах

+1
Моя 1-ая JRPG

Знакомство с этой игрой началось с саундтреков, из-за которых так сильно нахваливали игру. Сразу скажу, да музыка тут шикарна, пришлось даже создать отдельный плейлист для музыки из игр. Ну и вот, послушал денек - два треки и решил скачать, слава богу без Denuvo. 

Ни разу не играл в JRPG и не особо хотел, ибо не очень люблю пошаговую боевку (BG3 исключение). Но вот скачал и на удивление неплохо, потом накатил мод на облегченные парирования и усе, для меня было в меру трудно и в меру легко. Хотя под конец снизил до легкой сложности. Враги выглядят красиво, даже бы сказал изящно. 

Сюжет. Вторая причина почему нахваливают эту игру. Для меня он хороший с +. В прологе даже не понял, что девушка Густава померла, узнал  лишь в интернете.
А так, сюжет интересный, персонажи хорошие (особенно Эскье, милашка), но мне лично чего-то не хватило... Может не успел в нужной степени сродниться с персонажами? Хотя каждый раз в лагере разговаривал с ними. 

Теперь к минусам. По большей части это тех.часть. Оптимизация 50/50. Нету FSR, лишь TSR и XESS. Слава богу с Optiscaler можно и FG подрубить, тогда игра вполне играбельна, на 1660 super на средне/высоких можно играть в 60 фпс. Лишь в катсценах советую отключать FG, ибо гостинг. К слову, о катсценах выглядят они местами ужасно, советую скачать мод на улучшение катсцен, весит он 5 гб. 

Вообщем, как по мне добротная игруля, но заслуживает ли такого хайпа? А так, рад что у студии все получилось, надеюсь будем получать еще больше хороших игр от них. 
Кстати, GV хотят делать ру озвучку, я сам любитель ру озвучки, но и с субтитрами ничего, в игре диалогов довольно мало (считая лагерь), катсцен тоже. А так англ. озвучка, понравилась куда больше чем французская. 

Сюжет??МузыкаБоевкаКатсценыПлатформинг

+3
Лучшая в жанре

Не знаю как теперь в другие jrpg идти. Настолько французы планку задрали)

Арт-дизайнЛевел-дизайнНарратив БоевкаМузыка (шедевр на годы вперёд, навечно в плейлисте, 8ч кайфа)И многое другое)Слегка затянутая концовка

+5
JRPG - для тех кто ненавидит JRPG

Вот и подошло к завершению моё приключение в Clair Obscure, и это было по истине великолепно, Absolut Sinema. Прекрасная история, которую необходимо пройти каждому любителю и ценителю сюжетных игр. Это будет сложно, даже на среднем уровне сложности, приготовьтесь сразу, это реально пошаговый Sekiro, тайминги атак некоторых противников будут преследовать вас во снах.

Пролог эпичнейший, давненько такого начала в играх не видел, завязка интригует с самого начала, музыка - великолепие, сразу попадает в сердечко и в плейлист.

По геймплею, насколько могу судить, боёвка полностью скомуниженна с игр студии Atlus, с одним но, которая меняет ощущение и динамику игры полностью - добавлены уклонения и парирования во время хода персонажа и QTE элементы во время твоей атаки и это ощущается гораздо динамичнее и интереснее, чем у япошек. В общем в это интересно играть человеку, который скипнул Metaphor из-за скучнейшей боёвки)

Самое главное отличие от стандарта JRPG и самый жирный плюс - это отсутствие гринда.

В системе с Пиктосами и Люминами по началу ничего не понятно, но с какого-то момента наступает "озарение" и понимаешь что всё гениальное - просто. Можно собрать билд каждого персонажа под себя и это не обязательно будет самый правильный и имбовый билд, но ты будешь понимать его лучше всех и поэтому играться он будет лучше, чем сборка из интернета.

Уровни с платформингом и мини-играми это отдельное испытание, они очень тяжелые, но очень залипательные, за выполнение дают пляжные костюмы для персонажей.

По графике вопросов нет, UE5 выдает прекрасную картину, игра Света и Тени генерирует крутые пейзажи перед вашими глазами. После прохождения осталось 137 скриншота, что думаю говорит о многом) 

Сюжет, ох этот сюжет... Я не помню когда так долго сидел перед экраном выбора концовки, в этой игре нет добра и зла, нет плохого и хорошего выбора и поэтому чертовски сложно выбрать. К персонажам проникаешься, в них веришь и с ними не хочется расставаться. Очень простая и сильная история, которая не оставит вас равнодушным к игре.

Мой текущий фаворит на звание игры года и просто ВЕЛИКОЛЕПНАЯ игра. Первая JRPG которую я прошёл за 20 лет игрового "стажа". Если бы так делали все JRPG, я бы был первым фанатом этого жанра "на деревне".

Платформа: PC

Время прохождения: 40 часов

Уровень сложности: Средний


+5
Идеальное приключение

Самая интересная и необычная игра в 2025 году. С такими шедеврами нужно ознакамливаться лично. Если вы любите сюжетные игры про классное захватывающее приключение - это мастхев в вашей копилке игр. Обязательно попробуйте эту игру!  Эту игру я буду рекомендовать каждому своему другу 10/10

дизайн врагов заслуживает отдельной похвалы 10/10
дизайн врагов заслуживает отдельной похвалы 10/10
СюжетИдеяГеймплейАтмосфераЗвуковое сопровождениеПерсонажиБоевая системаОптимизацияМне показалось концовка слегка затянута, много лишних и повторяющихся битв

+4
То ли лыжи не едут…

Наиграл 11 часов и бросил, добравшись до второго акта. Я очень хотел влиться в тусовку поклонников игры, и она объективно хороша, но есть несколько моментов, которые встают на пути прохождения. 
1. Темп 

Не знаю, сколько ещё будет длиться игра, но, судя по контексту, я ещё даже не на половине. Мне нравится сюжет и сеттинг, но оно так медленно идёт. Каждый диалог идёт с длинными паузами, все пытаются выдать какие-то красивые монологи, но мне уже буквально хочется договаривать за людьми, чтобы поторопить поскорее закончить предложение. 
2. Геймплей 

Глупо просить от тетриса сюжета, а от JRPG чего-то помимо пошаговых боев, но как меня вымораживает тайминг парирования и дизайн некоторых существ, у которых не видно анимации удара, потому что движения смешиваются с туловищем. Если не понимаете о чем я, то подеритесь с кем-нибудь в пещере, царство слепоты и ноль попаданий. 
Сейчас происходит, наверно, самое волнующее, но интересное ощущение: я впервые слезаю с хайптрейна. Никак не хочу ругать игру, игроков, которым она нравится — в неё обязательно нужно поиграть! И, главное, не бояться бросить, если не зайдет. Мне вот не зашла, и мне с этим ок. Может быть когда-нибудь вернусь.

Арт-дизайнМузыкаСюжетКроме драк и мини-игр, судя по всему, в игре ничего нет Медленный темп повествования

+2

Получил огромное удовольсвте от игры,  несмотря на незначительные минусы.  Лучше играть ничего оь игре не зная - так удовольствие гарантировано

сюжетинтересный мирпрекрасная музыкафизика груди и членаотлично выглядитиногда тупые шутки невписанные в общий сижетдроч в эндгеймеиногда затянутые катсценыне фанат боевки jrpg

+3
Шедевр!

Просто отличный сценарий + замечательные механики пошагового боя. В основе сложная трагичная взрослая история, рассказанная через замечательно прописанных персонажей и мир. История берет за душу. Это тот случай, когда геймдев = искусство.

Шедевральный сценарий, персонажи, музыкаОригинальнейшая боевая системаИстория

+5
Завтрашний день настанет

Эта игра - больше чем просто "jrpg по-французски". В моменты анонса и выхода трейлеров она создавала впечатление в лучшем случае чего-то средненького, не особенно выдающегося, хотя выглядело всё довольно стильно. Ещё и конкуренция в виде выхода обновленного графоном Обливиона буквально за пару дней до релиза заставляла кого-то хоронить этот проект ещё до, собственно релиза. И в назначенный день произошёл просто взрыв - высокие оценки критиков, восторженные отзывы игроков, инфополе буквально забито возгласами в духе "Это - Игра Года!". И вот здесь, наверное, стоило бы потянуть интригу, а вдруг всё не так однозначно... Хотя смысла в этом нет.

Если описывать просто, то 33я Экспедиция - это действительно jrpg и действительно от французов. А это значит нас ждут пошаговые бои с переключением между несколькими персонажами, попытка подобрать наиболее эффективную тактику под разные комбинации противников, но с изюминкой в виде QTE во время применения способностей и парированием с уворотами во избежание получения урона. И вот такое описание игры - преступление, ведь игра больше, шире и интереснее, чем может показаться даже тем, кто все перечисленные механики уже видел где-либо ещё. Потому что...

Очень хочется сказать, что Clair Obscur делает пролог.

Вы только собираетесь окунуться в новый мир и уже видите необычный стиль местной вселенной. Нарисовано всё просто замечательно, первые пару минут даже не хочется никуда идти, а только стоять и любоваться видами причудливого городка. Эйфелева башня хотя и не совсем в форме, но всё же намекает, что перед нами - Париж, а точнее, видимо, какая-то его часть? Хм, оставим разбор геолокации экспертам, а сами всё же направимся на улицы этого чуда. О, да у нас здесь, похоже, праздник - ленточки, цветы, музыка... Что-то не то. Почему большинство здесь улыбается, но в голову забираются и отказываются уходить печаль и какая-то щемящая тоска по чему-то утраченному. Это задаёт характер всей последующей игре, ведь с этими чувствами мы будем иметь дело на протяжении всего нашего приключения.

И вот, наш протагонист Гюстав встречается со своей бывшей девушкой Софи, в которую, как будет ясно и ребёнку, он все ещё безнадежно влюблён, да и она, судя по всему испытывает то же самое. Она, похоже, собралась в какое-то путешествие, ведь её провожают толпы людей, все подбадривают её, дарят цветы и обещают её запомнить. На улицах гудит разношёрстная толпа - обычные прохожие обсуждают что-то очень важное, детишки балагурят по углам, рабочие что-то там делают в закоулках, кто-то играет на гитаре у всех на виду, кто-то - отплясывает на сцене, а какие-то люди в строгой, похоже, военной форме ведут какой-то набор в какую-то экспедицию. Со многими здесь можно поговорить и мы начнём понимать, что "путешествие" Софи - что-то не самое приятное, но обязательное и не терпящее отлагательств. И когда мы доходим до конца мы понимаем, что радость здесь - скорее попытка принять неизбежное. То, что нарисовано на далёком монолитном камне, который виден с пристани. То, что называют Гоммаж.. И это бьёт прямо в сердце. То, как это выглядит не может не вызвать эмоций, не может не подцепить на крючок повествования, не может хоть немного не заинтересовать игрока в том, что же будет дальше и сделано это превосходно.

А дальше мы приходим к тому, что, оказывается, Clair Obscur делает много чего ещё и всё это вместе.

Гюстав, будучи записанным в Экспедицию 33 (по числу, нарисованному на Монолите), отправляется с командой таких же боевых исследователей навстречу этому самому Монолиту с целью разобраться в причинах Гоммажа и, по возможности, остановить его или умереть, но оставить за собой след, по которому сможет пройти следующая экспедиция. Быть может уже 32й удастся покончить с этим, ведь каждый участник старается ради тех, кто пойдёт за ними и не питает иллюзий относительно своего выживания. И на этом, пожалуй, стоит закончить описание сюжетной части, ведь гораздо интереснее наблюдать за этим самому, чем услышать в сотнях пересказов, так как несмотря на кажущуюся масштабность, история Expedition 33 глубоко личная и позволяет взглянуть на одну и ту же проблему с нескольких сторон, каждая из которых права по-своему и каждую из них можно понять. Помните об этом, когда вам покажется, что злодеи делают зло ради зла, а добряки - потому что они просто добрые. История раскрывается в самом названии игры - Clair Obscur - это буквально полутень, и вы увидите и свет, и тьму, и их смешение.

Переходя к более "игровым" аспектам 33, стоит указать, что классическая формула jrpg с пошаговыми боями здесь разбавлена парированиями и уклонениями, а-ля любая другая игра с уклонениями и парированиями: увернулись - не получим урон, а если спарировали - проведём мощную контратаку. Путешествуем по одной большой открытой карте, на которой расположены проходы в отдельные, тоже довольно большие, но уже более линейные сюжетные и сайдовые локации, в которых, помимо раскрытия местного лора, можно понасобирать различных банок, склянок, ресурсов, разнообразного оружия и прочего, прочего, прочего. Исследовать мир интересно, ведь живописнейшие локации всегда содержат парочку секретов или каких-нибудь историй, связанных с этим миром или новые возможности для построения билдов своей боевой группы. Каждый персонаж имеет своё дерево прокачки и свои уникальные особенности, которые полагаются либо на постепенный набор урона, либо на наложение статусов на врагов и союзников, лечение и баффы или разовый сумасшедший урон, который, однако нужно будет ещё разгонять правильной прокачкой.

Применять же всё это мы будем в боях с местной фауной, а иногда и жителями, которые не прочь подраться, аки Портос - ради драки. Противников много, все они разнообразные и атакует каждый по-своему, следовательно игроку тоже придётся регулярно подстраиваться под эти механики. А уж какие здесь "опциональные" боссы - всем Арториасам и Раданам на зависть. Можно, конечно, снизить уровень сложности и просто ловить лицом удары и отвечать на них без таймингов, но тогда теряется сочная система взаимодействия героев с противниками - анимации и звуки в боях здесь чертовски хороши. Стоит, однако, признать, что иногда из-за этих эффектов или неудачного угла камеры игроку может быть плохо видно определенные атаки и реагировать тогда останется либо наудачу, либо - на слух, ведь почти все атаки сопровождаются звуковыми флагами, по которым вполне можно перепарировать большую часть вражин, за исключением особо плохо читаемых, которые, к сожалению, имеются, но их не так много.

Но вот, раз уж заговорили про слух, то невозможно не отметить то, как игра звучит. Она, будто бы поёт каждую минуту своего времени. Музыка - это просто 8 часов великолепия, которое идеально отражает то, что происходит в тот или иной момент на экране. При прогулках по открытой карте или по безопасным тропам нас сопровождают меланхоличные напевы и виолончели с фортепьяно. В заставках и городах более энергичные композиции, в боях - яркие вспышки подбадривающих гимнов, ну а у боссов ко всему этому добавляется ещё и метал с сольняками на электрогитарах. Да, именно так - и метал и рок и даже иногда техно в довольно неожиданных аранжировках. Подобные же чувства возникали от музыкального наполнения в серии Nier, чем композитор, однозначно вдохновлялся и это прекрасно. Но помимо музыки игра ведь ещё и великолепно озвучена. Актеры английской озвучки идеально отыгрывают свои роли, что не мудрено, учитывая, что у нас тут что не Сорвиголова, то Шадоухарт с Лэазелью из третьих Врат Балдура. Местное общение - одна из лучших частей игры и прекрасно написанные диалоги наполняются ещё большей живостью от отличной игры актёров - ты буквально веришь, что перед тобой настоящие разговоры, а не искусственный конструкт. Сами же персонажи довольно разнообразные, но при этом не скатываются в набор штампов "герой-приключенец", "рубаха-парень", "сильная женщина", "местный шут", и тому подобное. Хорошо прописанные характеры ещё сильнее убеждают нас, что перед нами - не набор движущихся картинок со списком реплик, а живые люди и каждый со своей личной историей, своими проблемами, своими сильными и слабыми сторонами. Они буквально влюбляют в себя - им невозможно не сопереживать и это тоже выполнено просто прекрасно.

Если задать себе вопрос - справедливо ли высказывание из начала отзыва, то я могу лишь сказать, что Clair Obscur Expedition 33 - действительно один из шедевров игропрома не только по вышеуказанным причинам, ведь можно было заметить, что описанные плюсы и минусы можно применить и к другим играм того же жанра, а список источников вдохновения для игры можно собрать в том Войны и Мира. Если ставить себе целью поругать игру, то придраться можно и к немного корявым анимациям в заставках, и в проблемах с балансом сложности, и к не особенно удобной карте открытого мира, и общей шероховатости в интерфейсе - парочки привычных удобств, вроде возможности делать пометки на карте, чтобы знать. где ты уже был и куда тебе ещё стоит заглянуть, явно не хватает. Но есть одно но. Жирное такое, как пирожное с кремом.

Придираться к игре не хочется потому, что Sandfall реализует свои идеи в виде уже устоявшегося жанра и делает это очень хорошо. В первую очередь, как мне кажется, потому что делает это не для того, чтобы собрать миллиарды евро к себе в карман. Они их соберут уже после, за качественно выполненную работу и художественное наполнение своего проекта. Пока "большие дяди" спорят, стоит ли им продавать очередной конвейер по 80$ или уже можно и за 100$ - Sandfall отдаёт почти за половину этой цены хорошее художественное произведение и игру в одном наборе. При этом в каждом аспекте игры - и сильном и слабом видно, что создавался проект с душой. Пусть звучит банально, но именно так это и чувствуется, будто бы вот собралась команда энтузиастов, которая хочет рассказать миру историю, а не заставлять вас бегать в очередном ремастере уже исхоженных вдоль и поперёк игр или зачищать уже в миллиардный раз точки интереса в открытых пустынях, которым не нужен открытый мир. И, кстати, так и есть - часть сотрудников этой студии действительно ушли из крупных студий чтобы сделать что-то своё и набрали себе ещё людей по форумам да прочим открытым площадкам, после чего коллективно создали что-то, что действительно заставляет вспомнить, почему мы вообще любим игры.

И вот эти эмоции и отвисшая челюсть в определенные моменты и на финальных титрах и убеждает меня в том, что Sandfall, черт возьми, просто пришла и выкатила миру шедевр, пусть и не без огрехов, которые есть в любом произведении настоящего художника. И хочется верить, что и сама студия и те, кто последует за ней и её примером, продолжали творить, пока чувствуют в себе эти волшебные силы искусства, а аудитория, надеюсь, не будет пропускать такие замечательные полотна, что будет способствовать развитию нашего с вами маленького уголка, в котором мы отдыхаем от реальности. Вот таким хотелось бы видеть наступающий завтрашний день игровой (да и не только) индустрии.

Отличный сюжетПрекрасная визуальная составляющаяВеликолепная музыкаИнтересная боёвкаПроработанный мир и персонажиКостюм лё-багетБаланс сложностиПроблемы с анимацией в некоторых роликахНедостаток некоторых удобных мелочей, вроде меток на картеНекоторые атаки противников плохо считываютсяОтсутствие костюма лё-багет для Моноко

+5
Jeu de l'année

Эта игра контрастов.
С одной стороны - это великолепная игра с прекрасным сюжетом, визуальной составляющей, необычной боёвкой, интересным миром и колоритными персонажами (людьми и не только).
С другой - хочется подать на разработчиков в Международный суд по правам человека из-за отсутствия инструментария для фоторежима.


+4
Французский рай для глаз

Отзыв написан игроком без опыта в этом жанре и с очень небольшим опытом в целом в сингл плеерах, можно считать меня average игроком со стороны

 Геймплей
: 9/10
- Видел от некоторых, что жанр JRPG - плох. Многие косо смотрят на Turn Based боёвку. Мне было на это в целом всё равно, потому что в целом в такое никогда не играл. Я сыграл и не понял, за что идёт хейт. Ни одного скучного файта у меня не было, игра тебе специально перемешивает очередь боя, чтобы тебе было сложнее и интереснее. И как по мне такая боёвка правда подходит этой игре стилистически. Это правда ОЧЕНЬ красиво, все визуальные эффекты просто на космическом уровне, и как по мне это легче увидеть и легче показать именно в пошаговой боёвке.

Самое интересное - парирования и додж. Доджем не пользовался вообще (зачем?). Парирование с начала игры казалось нереально сложным (опять же, учитывая, что у меня или не было опыта, или было очень мало). Я даже скачал мод на облегчение парирования, но через несколько файтов передумал и убрал, потому что хотел всё же ничего себе не упрощать. Атаки у мобов очень сильно отличаются и когда ты видишь моба первый раз, очень большой шанс, что ты не прочитаешь его первую атаку. Разработчики очень постарались над тем, чтобы запутать игрока в скорости атаки противника. Часто были такие ситуации, что визуально противник ударит быстро, а по итогу он замахивается полчаса, а повторно парирование скорее всего ты уже не нажмёшь.

Насчёт персонажей (геймплейно): все персонажи очень сильно отличаются друг от друга и совершенно по разному играются, а на определённом персонаже может поменяться плейстайл из-за 1) оружия, у которого не только статы, а ещё от 1 до 3 пассивок 2) люмины и пиктосы (в простонародии - артефакты) с интересной и в то же время логичной и удобной механикой взаимодействия с персонажем, 3) скиллы, которые по традиции открываются через дерево навыков (и далеко не всегда дешёвые скиллы хуже дорогих).

В целом про локации и передвижение: одним из немногих недостатков игры считали отсутствие мини карты и что якобы легко потеряться. Признаюсь, запутался и обратился в интернет за помощью я один раз, но иногда было просто близко к тому, чтобы запутаться. Разработчики ответили на претензию насчёт мини карты тем, что многие игроки обращают слишком много внимания на неё и это мешает погружению в игровой мир. В этом плане я полностью и на все 500% согласен с Sandfall и уверен, что это правильное решение. Карта доступна только при передвижении непосредственно между локациями. Тут даже нашли место головоломкам, правда они не очень сложные, чтобы игрок на них долго не оставался.

 Графика
: 10/10
- Шедеврально. Я готов хвалить сколько угодно этот визуал. Глаза радуются от просмотра каждой секунды этой игры. И как я уже написал, идеально это передать позволяет пошаговая боёвка. Все локации очень красивые и правда заставляют погрузиться в игру полностью. И это всё учитывая то, что у меня не самый сильный компьютер, я правда не ожидал, что всё будет настолько красиво. Ну и кастомизация, конечно, на месте.

 Сюжет
: 9/10 - Глубокий, удивляет резкими поворотами, это никогда не может плохо. С самого начала, когда узнал, про что игра и в целом какая будет цель для прохождения, боялся, что сюжет будет максимально топорным и очевидным. И конечно, в этом я ошибся. В целом тут мало чего можно написать без спойлеров. Но тебе всю сюжетную линию хочется переживать за всех персонажей и в целом сюжет очень сильно затягивает внутрь и не отпускает. Мне не характерно проводить 7 часов подряд в одной сингл игре без взаимодействия с внешним миром, Экспедиция умудрилась это изменить. И как по мне, это сильно сочетается с графикой и визуалом, которые мне, опять же, невероятно зашли.Между локациями континента Экспедиции положено оставаться в лагере, чтобы отдохнуть после сложного дня. В нём очень много взаимодействий персонажей, каждый ночлег ты узнаёшь о каждом персонаже всё больше и больше. Прекрасно передаётся контраст между спокойным ночлегом и всем экшеном, который тебя ожидает каждое утро.

 Звуки
: 10/10 - Последнее время у меня чувство, что люди недооценивают важность качества музыки в играх. Думаю, что за последние 10 лет ни в одной игре не было уделено столько (а именно 8 (!!!) часов OST) внимания музыке, и не просто музыке. Сейчас разработчики в этом плане делают акцент на предпочтения последних поколений и иногда даже не обращают внимания на то, что музыка может не подходить к тематике игры. Здесь же как по мне редчайший случай, когда OST полностью состоит из классики от композитора Лорьена Тестара, который 5 лет назад был обычным учителем музыки и это был его первый серьёзный опыт. Музыка и её жанр идеально подходит к тематике и геймплею Экспедиции. Сегодня первый день после прохождения и музыка не выходит у меня из головы и я думаю ещё долго не выйдет.

 Игровые возможности и контент
: 8/10 - Тут много чем можно заняться по мере прохождения сюжетной линии. Всего в игре около 80 опциональных боссов и почти за всех отличная награда. Как я уже писал, нашлось место и головоломкам. Ну и по традиции, собирательный контент: пластинки с музыкой, журналы, костюмы и причёски, некоторые из которых открываются только после прохождения САМЫХ сложных боссов в этой игре, которые требуют от тебя максимально возможной прокачки. Довольно стандартная система прокачки персонажей и оружия, но как по мне это то, что менять не нужно.

 Продолжительность и переиграбельность
: 7/10
- На прохождение всей сюжетной линии мне потребовалось 32 часа и я не спидранил сюжеты абы просто пройти, любой моб, которого видел – шёл убивать, опциональных боссов не обходил, если их находил. С одной стороны, хотелось бы побольше (как будто очень быстро пролетело и хочется ещё), с другой стороны – во-первых, правда, не перегрузили и всё как будто осталось на этой самой грани, ещё немного, и было бы высосано из пальца, во-вторых, сегодня нашёл игрофильм длительностью 9 часов, на сюжете здесь сделан очень большой акцент и это было видно. Про переиграбельность – NG+ на месте с новыми мобами и возможностями, которых не было по мере прохождения сюжета. И я думаю, что во вселенной игры спокойно может выйти DLC.

 Сложность
: 8/10 - Не хочется повторяться словами по парирование, но в целом это единственная сложность боёвки. Все те же слова, которые я писал в геймплее по парировании можно вставить и сюда. Поставил высокую оценку, потому что игра подойдёт по сложности как и казуалам, так и дрочерам соулслайк энджоерам.

 Управление
: 10/10 - Не возникло ни одной проблемы с управлением, даже не думал менять клавиши в настройках, как по мне, всё очень удобно.

 Итого: 10/10 - Здесь коротко, надеюсь, что по делу станет GOTY. Категории, где отбирал баллы, на самом деле, не такие важные, где у меня стоит 9/10 и 10/10. С визуальной точки зрения – лучшее, во что я играл.

Графика, стилистика и визуалГлубокий сюжетПроработанные персонажи, обычные мобы и боссыИ ещё миллион плюсовИгра как будто быстро пролетела (дайте ещё)Парирования могут быть правда сложными для игрока без опыта

+1

Пока не прошел игру, но первые десять часов оставляют очень положительные впечатления.

Сюжет - очень интригует. Диалоги прописаны очень хорошо, не чувствуется фальши, наигранности. За развитием отношений между персонажами интересно наблюдать, но сюжет пока подается по крупицам, из за обширности локаций и частых файтов (которые, тем не менее, недостаточно частые, чтобы надоедать).

Боевка - отличнейшая. Каждый персонаж имеет свою уникальную механику, вокруг которой крутится его геймплей. Билдостроение обширное, приходится думать о том, как ты будешь комбинировать атаки персонажей между собой, чтобы все друг друга дополняли.

Художникам и лвл дизайнерам - отдельный поклон, это чертовы гении, которые отрисовали невероятно красивые локации. Из них уходить не хочется, настолько там все великолепно выглядит. Все очень живо, и каждая локация достаточно сильно отличается от другой, не успеваешь уставать от предыдущего как тебе дают новое.

Музыка - великолепная, порой после файта просто оставался в меню победы, чтобы послушать еще немного то, что там играет.

В целом, игра прям очень хороша. С ходу включил максимальную сложность, при том, что с жанром совершенно не знаком, и получаю огромное удовольствие от игры. Порой уворачиваться и парировать сложно, но достаточно быстро учишься повадкам врагов, и начинаешь переигрывать их, часто даже не получая урона. Сложно, но в той степени, чтобы это было интересно а не раздражающе.

Если в дальнейшем сюжет не разочарует, и персонажам дадут более глубокое развитие, как и их отношениям друг с другом, это однозначно будет самый главный претендент на игру года в моих глазах

p.s

К концу игры нехило портится впечатление именно из за боевки. Есть очень долгий, нудный сегмент, с огромным количеством файтов, при этом рядовые враги там буквально могут выдать ваншот атаку, так что тебе, как правило, нельзя ошибаться.

При этом дальше идет босс, как минимум с двумя фазами (вторую я еще не осилил), который на второй фазе ходит по 4 раза до твоего хода, и, конечно, у которого почти каждая атака ваншотит, то есть снова нельзя ошибаться. Конкретно меня это очень сильно из колеи выбило (и так большую часть игры мобы ваншоты выдают, и приходится на сложном ориентироваться только на увороты-парирования) 

p.p.s 

В конечном итоге, конечно, могу только хвалить игру. Хоть конкретно меня и подбила боевка к концу, и боссы с ваншотами очень расстроили, именно в сюжетном, сценарном плане - гениально. Эта студия показала мне одну из моих самых любимых историй на данный момент.
Я порой натыкался на дискуссии в стиме, где люди писали про разочарование последним актом, но не читал, что там происходит. Малость боялся, что сюжет скатится, но нет, он до самого конца захватывал, все сделано как надо. Только за себя скажу, честно, мне не хватило. Я хотел бы больше, чаще, глубже, и именно потому, что он ОЧЕНЬ хорош. Жалко, что эта история для меня подошла к концу, но я с нетерпением буду ждать последующих историй этой студии

Художественная состовляющаяМузыкаГеймплейСюжетСкучноватый дизайн многих врагов, что-то вроде "О, у нас очередное непонятное чудище"Ваншотящие мобы

+5
Trouble de rature, courbera Eiffel

Сложность: Экспедиция

Если честно, я даже и не знаю что можно написать к данной игре. Нет, не потому что она плохая, а потому что вызывает такую бурю эмоций, что сложить это в адекватный и членораздельный текст очень сложно.

Наверно я лучше опишу свои эмоции от игры.

Экспедиция 33 одна из немногих игр, которые заставили меня играть в себя изо дня в день. Каждый вечер, после работы я запускал игру, брал геймпад в руки и погружался в этот чарующий мир. Мои уши ласкал прекрасный саундтрек, глаза любовались восхитительными пейзажами, а диалоги персонажей вызывали улыбку. Игра настроение.

Периодически ловил статтеры, мелкие баги с текстурами, сбитые тайминги у опциональных боссов, даже на одном сюжетном боссе подгорела задница от его атак, но все эти недостатки и недочеты с лихвой перекрывались плюсами игры.

Я просто закрывал глаза, это тот пример когда тебе совершенно плевать что в игре есть баги, ведь игра отличная.

И отдельно я бы затронул персонажей, они вышли просто отличными.

Версо, Гюстав - харизматичные мужчины - крепкие, смелые.

Эскье, Моноке - Восхитительные персонажи с своей изюминкой, веселые и смешные.)

Люне, Сиэль - прекрасные девушки. Очаровательные и к тому же смелые и сильные.

Маэль - вызывает желание защитить и оберегать как сестренку.)

Интересные персонажи со своей историей и своей жизнью до нашего старта в игре. Они живые, вот какое ощущение появляется.

И по итогу если сложить все плюсы и минусы игры, выйдет шикарная игра, которую как минимум стоит попробовать пройти. Если вас отпугнет сложность, ставьте "Сюжет" и проходите, ничего страшного. Главное погрузитесь в этот мир.

Для меня, это потенциальное GOTY и еще куча наград за саундтрек!

P.S. После прохождения игры из GP, купил игру все же в стиме и прошел на 100% на высокой сложности. Суммарно в итоге вышло часов на 100+. Игра божественна!

"Clair-Obscur

Trouble de rature, courbera Eiffel

Clair-Obscur

Guardéo peinture, trouvera sans elle"

P.S Обязательно если будете играть, заходите в лагерь и общайтесь с персонажами!

Музыка! МУЗЫКА!Прекрасный визуалПриятный и интересные персонажиЗанятный сюжет с "вот это поворотом"Затягивающий геймплейОптимизация (статтеры)Слегка сбитые тайминги

+4
Тот момент когда и сюжет и геймплей на высшем уровне

Давно меня не затягивали так офлайн игры. Оценка 10 из 10. Тот момент, когда и сюжет и геймплей на высшем уровне. Наверное лучшее, во что я играл! Даже Ведьмак 3, при всей моей любви к нему, меня так не затягивал! Играть всем, даже если вы не любитель такого жанра, полюбите)

Сюжет просто бомба, наверное лучшее, во что я игралМузыка очень атмосфернаяГеймплей на высшем уровнеКрасивая графикаМожет быть очень трудной на более высоких уровнях сложности

+4

Clair Obscur смело залетает в список моих самых любимых игр, и смещает с пьедестал Mafia 2 по части лучших пролгов.

По сути лучшая J'RPG для входа новичка в жанр: нет необходимости гриндить под финал, нет долгого обучения на 2/3 игры и скучной боевки в начале, сюжет написан по-европейски, но при этом не лишён постоянных поворотов, меняющих твое осознание событий с ног на голову. А в остальном французы берут лучшие, что есть в жанре, особенно музыку.

По итогу для меня абсолютный кайф и открытие года, прошел сюжетку и собираюсь дозачищать то, что еще недозачищено, хотя обычно так не делаю.

Дим дим да дада дим дим да дада дим да лиламЭскье mon amiЕсть возможность перекачаться и выносить сюжетных боссов одной левой, в этом случае небольшой автолевелинг для боссов не помешал бы
1 2 3 4
из 4 страниц