1204 280 976 132
Clair Obscur: Expedition 33

Рейтинг игры

4.5 1221
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5

Оценка редакции

Clair Obscur: Expedition 33

Отзывы

Страница 2
+3
Для тех кто пойдет следом ... Да?

Возможно лучшая игра, в которую я когда либо играл. GoTY 100%
Кажется это первый отзыв, который я пишу вообще.

Не часто ты начинаешь игра в игру, тебе насыпают непонятных терминов в первые 20 минут, а следующие 15 минут ты плачешь как маленькая девочка. После этого замотивированный идешь мстить, однако ты не ожидаешь , что после сцены, в которой ты СУПЕРЗАМОТИВИРОВАННЫЙ приступаешь к игре, через 15 минут будет сцена с попыткой роскомнадзора главного героя, причем ты понимаешь почему так.

Эмоциональные качели в этой игре просто Вау. Музыка просто волшебная. Последние 4 года работаю чередуя плей-листы Ведьмака, Скайрима, Гарри Поттера и Властелина колец, но ничего кроме Там там тарадам там там тарадам не вылезает из головы уже больше двух недель. Ура список вечных музыкальных композиций пополнен. Урааааааааааааааааа. Музыка Гомажа, Моноко, Густава и Боявая музыка в Подводно надводном мире ультра топ.

Персонажи в игре замечательные, оказывается женский персонаж может быть Сильным, при этом красивым и умным, а главное Живым, я думал, что Аманда Рипли будет последним представителем вымирающей касты Хороших жеских персонажей. Люне приводит в чувства Густава не потому что она СИЛЬНАЯ И НЕЗАВИСИМАЯ ЖЕНЩИНА, а потому что без напарника они оба погибнут, ты веришь, что герои нуждаются друг в друге. Они спорят, перебивают друг друга, ведут себя так как ведут себя в таких ситуация настоящие люди, не поочерёдно говорят реплики перед друг другом. Такое я, возможно, вообще видел впервые.

Мир одновременно очень красивый и безумно жестокий. Ты понимаешь, что прошлые экспедиции внесли огромный вклад для тех кто пойдет следом и это правда. Даже экспедиции прошлые важны для истории, а не только 33. Очень классно.

Сценарий очень интересный, трагичный и смелый.
Особенно он хорош для тех кто пойдет следом... да?
Кто понял... тот понял....


Эскье, Моноко, Ноко...... НУ зайки же.

При геймплей говорить буду мало, я обожаю такие игры, однако для тех кто не любит пошаговые бои или игры Бабадзаки, вам стоит пересилить себя ради истории, персонажей и музыки, а те кто любит, ну вообще имба.

Не играл ни в одни Солсы, но из псевда хардкорного прошел только Капхед.
Вот Сложность ради сложности не прельщает. Если игра хочет чтобы я пострадал, дай мне что-то кроме сложности. В Капхед это уникальный нарисованный геймплей с другом кружиком. В Экспедиции сложности могут быть только в Эндгейме, но как минимум Дуалист реально похож на босса из Элден Ринга или типо того. Сюжетно экспедиции достаточно простая игра, если есть хоть какое-то понимание механик и таймингов, а вот энд гейм контент... Мое почтение. Прыгающая голова... Респект.. Уверен это был Рофло босс ибо ээээээээээм. 

МузыкаПерсонажиГрафикаСюжетРазнообразие ситуацийЭмоцииОзвучкаМирНе нужно будет париться на голосовании игры года, видишь Густава и Маэль... ГолосуешьИгра закончилась(

+2

Хорошая игра, но ужасная боевка и вцелом, геймплей ломанный. Это не игра на все века и столетия как Ведьмак или ЖТА или Киберпанк.

МузыкаГероисюжетБоевкатунельный мирурезанное развитие

+2
Expedition 9999

Кто то рисует свой мирок по вверх настоящего. Кто-то умер покинув этот мир, а кто-то умер, но всё еще ходит по земле с иллюзией того что всё можно вернуть обратно. Картина о рядом гуляющей смерти. История о том на что готовы люди что бы вернуть не вернуемое. О том как разрушительна бывает ностальгия. Как оказывается разрушительно заботится лишь о себе и о своей семье. Эта история это последний аккорд скорби. В этом суть начала и конца, ты уходишь из одной семьи в другую и так будет и у твоих детей, и у детей твоих детей.

Сказать что это офигенная история это ни чего не сказать. Конечно излишне много пафоса и этих современных мазков, в визуальном стиле, но картинка в игре мое почтение.

Геймплей ну это JRPG в лучших традициях, со всякими там перемещениями на глобалке верхом на корабле (бублике), бегаеiь от монстров или наоборот за ними, нашлись! Деремся! Перемещаемся в бой! и погнали...

Боёвка: Есть у героя навыки коих ты можешь водрузить на героя в количестве 6 штук. Ну и тут пошла жара в лучших традициях JRPGушной лабуды, вот они слева на права: Физический, темный, светлый, огненный, ледяной, земляной, грозовой урон, накладывание меток, слома, беззащитности, предвестья, всевластья, ненастья, поноса, абрикоса, две колы пожалуйста! и тд и тп. От вида ла вива урона, у одних врагов страдает поджелудочная, от другого же, даже лечатся. В потасовке дерутся трое, два на замену (3х3 не иначе, стрит). На героях валыны, валыны и навыки дают те самые типы урона разного вида. Валыны прокачиваются, за фантики. На герое есть еще и 3 так называемых "пиктоса", это некие карточки правил, какие-то из пиктосов дают возможность бить первый или два раза подряд, какие-то и вовсе дают возможность преодолеть порог в 9999 урона, и так далее.

Исследовать локации интересно, добавлены всякие интересные враги и секретики. Локации сделаны irl пойми как интересно, где то, ты думаешь, что это дополнительная комнатка, а это оказывается выход на кат сцену с концом, где то имеется огромная часть локации, где ты ждешь файнал файта, а там запрятана горсть монет по середине и сё!..  Но красивые! Хотя не живые.

В общем и целом! Игра сто процентов рекомендуется для прохождения. У меня со времён первой соньки не было такого чувства от игры, как от Экспедиции 33!

ВизуалСюжет, историяБоёвкаПереходы с действа на действо, утомительныЛокации, иногда сбивают с толку.

+4
Ребят, это что-то с чем-то

Если вдруг вы хотите остаться с бездонной пропастью в душе, то эта игра для вас, ни на что больше не тянет, я влюблен в эту игру...

Одни плюсыМои руки иногда

+2
содержит спойлеры

Прекрасное во всех отношениях приключение, возвращающее умение удивляться происходящему на экране. Не могу сказать, что в игре не к чему придраться, но это тот случай, когда в процессе всё это не особо важно, потому что совершенно очарован.

К боевой системе в итоге привыкла и получила свою долю удовольствия, хотя по началу было тяжко. Игру можно пройти, не собирая никакие имба-билды, распределяя очки по наитию, и не особо заморачиваясь (знаю, что у некоторых сложилось впечатление, что обязательно нужно будет страдать над вычислением статов и сочетанием пиктосов). Вдумчивого вычисления и выбиваяния по полляма урона требуют в основном побочные активности и не обязательные боссы, сюжет проходится ненапряжно среднестатистическим криворуким казуалом.

История достаточно свежо исследует тему принятия потери, меня в какой-то момент немного триггернуло на крайне нелюбимый мною ход "сон собаки", но в итоге сюжетно всё выстроено так, что ты не остаёшься с чувством, что всё было ненастоящим и бессмысленным. Немного есть ощущение обманутости, что нам дали ну совсем такой glimpse настоящего мира со своим лором, но в центре игры трагедия конкретной семьи, которая породила всё это фантасмагорическое великолепие, поэтому так и должно быть, наверное.

На мой взгляд, у игры есть некоторые проблемы с третьим актом, который достаточно пустой в сюжетном плане, и ощущается как эндгейм без эндгейма. Там можно найти элементы сюжета в личных историях героев и исследовании мира, но фактически ты можешь хоть весь его скипнуть и идти в концовку. Ещё вызывает некоторый диссонанс достаточно вялый конфликт героев из Люмьера с Версо, который, вообще говоря, используют их в своих целях на протяжении всего сюжета. Его мотивы вполне понятны игроку, но для Люне и Сиэль это их жизнь и единственный мир, который они знают, и они какие-то слишком понимающие в отношении человека, которого только-только встретили. Выбор в конце достаточно душераздирающий не столько из-за судьбы персонажей, а из-за того, что ты полностью понимаешь и можешь примерить на себя мотивы каждого из них. И хоть для меня и является близким и правильным только выбор Версо, но на месте Маэль кто бы не выбрал дожить счастливую жизнь в прекрасном мире, полным друзей, каким бы угнетающе нездоровым это не выглядело со стороны.

У игры есть небольшие минусы, имеющие основу в том, что это не ААА проект с многомиллионным бюджетом. Бросается в глаза, что лиц женских персонажей два с половиной на всю игру, и одна из них это азиатка Люне. Некоторые триггеры криво работают в открытом мире, например, если вернуться в колизей после убийства Сирены, Версо всё равно прокомментирует "не смотрите на неё, а то с ума сойдёте". В некоторых ситуациях наоборот как будто должны бы быть комментарии, но их нет, например, Сиэль упоминает, что в Люмьере не бывает снега, и будет круто его увидеть, но при попадании в снежную локацию нет никакой реакции от персонажей. Это всякие незначительные мелочи, просто на фоне очень живых диалогов в игре ты ждёшь такой же живой реакции мира.

Игра очень понравилась, думаю, что захочется в неё вернуться пострадать на более высокой сложности и добить оставшийся контент. Не могу сказать, что эмоционально это для меня игра года, но определённо одно из самых ярких впечатлений, к которому хочется возвращаться.

историямузыкаживые и естественные герои и диалогикрасивый необычный мирна все вопросы дают ответысубъективно, боёвка зайдёт не всем

+1
Clair Obscur: Expedition 33 – “Французская душа в теле JRPG”

80 часов, пролетели как мгновение.

Прошёл Clair Obscur: Expedition 33 почти полностью. Босс — Симон — остался в живых. Не потому что сложно (хотя сложно), а потому что у него хринилион - миллионов ХП + я не играл за "Маэль" и не прокачивал её, а повторное прохождение — это перебор даже для фаната RPG. Но всё остальное... Это было круто.

Я не фанат пошаговых боёвок, но тут — другой уровень. Это не скучное «меню — удар — подождал». Тут всё про динамику, реакцию и контроль, и это реально затягивает. Увороты, парирование, ритм — всё на рефлексах. Почти как в слэшерах, только в пошаговом формате.

Графика? Это не Unreal на стероидах. Это стиль. Французский, экспрессионистский, художественный. Ты не просто играешь — ты как будто внутри артхаусного комикса. Всё нарисовано, анимация лиц как у живых актёров. Живее, чем во многих AAA.

Озвучка — топ. Баланс звуков — лучше, чем в Ведьмаке 3 (в который я играю параллельно). В Expedition 33 ты слышишь и героев, и музыку, и чувствуешь атмосферу. В наушниках — вообще кайф.

Боёвка держит на крючке, а сюжет... ну, тут придётся вчитываться. Не сразу понятно, что происходит, зато потом затягивает по-серьёзке.

🎥 Стримы без болтовни и вебки — только геймплей и полное погружение

🔗 twitch.tv/prohodilka_

#ClairObscur #Expedition33 #Проходилка #RPG #Steam #PS5 #Игры2025 

🎭 Мимика, анимации, живые персонажи — как будто смотришь дорогой анимированный фильм.⚔ Пошаговая боёвка с активными элементами — всё на рефлексах, чувствуется контроль.🎨 Арт-стиль и атмосфера — ничего похожего за последние годы не было.🎧 Качественная озвучка, музыка и звуковой баланс.🧩 Гибкая прокачка и билдостроение.🎮 Отзывчивое управление на геймпаде.🧱 Некоторые боссы — губка для урона. Симон — яркий пример. Многим надоедает «лить» урон по 10 минут.🔁 Нужно несколько прохождений, чтобы увидеть всё. Не всем это по душе.🌀 Сюжет сразу не раскрывается. Нужно вникать, читать, думать. Не «включил — побежал».📉 Немного сыроватая оптимизация на некоторых платформах. "На PS5 Pro, всё было шикарно, прошел без проблем и с хорошей оптимизацией"

+3

Абсолютное величие, даже несмотря на то, что во второй половине много душных боёв с излишне жирными противниками.

Но плюсы атмосферы, музыки, сюжета перекрывают абсолютно все минусы.


+1
For those who come after

Никогда бы не подумал, что затянет на более, чем 40 часов.

Перед выходом не ожидал ничего. Да, было красиво по трейлеру. Да, хорошая музыка. Но я думал, что будет обычная проходная игра, и как же хорошо что я ошибался.

Сюжет игры сфокусирован на утрате и принятии, либо отторжении. По началу сложно понять что происходит, да и под конец, в целом, тоже. Много аспектов сюжетной линии приходится искать потом в интернете, как это делал я. Тут ничего страшного нет, так как поветсвование действительно слегка сложное, и можно очень легко упустить пару, а то и больше, деталей.

Музыка - это первое, что бросается в глаза. Студия нашла парня с Soundcloud, и создала, пожалуй, один из лучших саундтреков за долгое время.

Игра актеров и озвчка в целом не могли быть плохими, так как работали на ней такие люди, как Дженнифер Инглиш (Shadowheart), Бен Старр, внезапно Чарли Кокс (Сорвиголова) и сам Энди Серкис.

Из минусов можно отметить лишь слешка нагруженный интерфейс с этими Люминами и Пиктосами, но по ходу прохождение привыкаешь.

Игра прекрасна, игра великолепна. Игра не боиться экспериментировать, делать смелые шаги (тот же конец первого акта).

Надеемся на ГОТИ в этом году, французы заслужили.

СюжетСаундтрекИгра актеровВизуалИнтерфейс

+5
Игра в которой есть что-то для каждого...

Как бы это глупо и банально не звучало, но это один из немногих проектов в индустрии где практически все аспекты сделаны на одинаково отличном уровне. И для каждого типа игроков найдется любимое блюдо.

Интригующее начало, цепляющие необычной завязкой — есть!

Красивые приятные персонажи — есть!

Качественный геймплей с шикарной боёвкой — есть!

Моменты поплакать — есть!

Моменты поофигевать с сюжетных поворотов — есть!

Тонны самобытной и уникальной музыки — есть!

Кекный юмор в стиле Undertale — есть!

Не прямой и обратный нарратив для фанов не банального повествования — есть!

Запутанный лор — есть!

Необычная не глупая история — есть!

Челенджевые крутые боссы для любителей по часу сидеть на главарях — есть!

Вариативная прокачка и способности героев чтобы возиться с билдами — есть!

Красивенькие костюмчики и о ля ля купальники — есть!

Отличная производительность — есть!

Красивая картинка с интересным арт дизайном — есть!

Правильная логичная и не тупая концовка (обе) — есть!

Единственное к чему прям придраться можно если захочется это немного неудобный интерфейс поначалу и возня с перками, когда их становится очень много, а в остальном это практически идеальная игра с совсем уж минорными недостатками, которые просто не смогут перебить все плюсы. Игра, которую можно советовать попробовать каждому, хоть что-то из перечисленного точно зацепит по итогу. Прекрасно понимаю весь тот хайп что поднялся по игре и почему на Metacritic «Экспедиция» стала самой любимой по оценке игроков за всю историю сервиса.

Если выбирать только одну игру из 2025 которую всем следует попробовать это будет Expedition 33. Как бы я не любил Фарэса и Split Fiction, но это улучшенная It Takes Two, которая уже получила свою «Игру Года» и минуту славы, в этом году GOTY должны забрать французы из Sandfall.

10/10

МногоПочти нет

+1
Почти идеально, но оступились

Никогда особо не писал обзоры, но в этот раз все же хочется высказать некоторое мнение по поводу данной игры. Никогда не играл в пошаговые игры, такого типа, как Clair Obscur и вплоть до выхода этой игры особого интереса к ней не было. Но когда она вышла, я решил попробовать для себя новый жанр, мало ли, вдруг понравится и захочется пройти, так и случилось. В Clair Obscur буквально все сделано на высоком уровне - и история, и персонажи, и атмосфера и общий визуал, и боевая система очень интересная, притом, я так понимаю, в жанр JRPG данные разработчики смогли привнести что-то свое. В общем, почти до самого финала было все отлично, но Боже, какой же затянутый финал, когда я уже думал что вот вот все закончится, игра не заканчивалась и уже негодовал по поводу того что очень все растянуто под конец вышло. Хотел поставить 5 из 5, но скинул бал за сам финал

ПерсонажиАтмосфераВизуалИстория, кроме финалаБоевая системаСлишком затянутый финал, который можно было сократить

0

Игра хорошая. Даже не хочется ее ругать за минусы. Это не ААА и тут есть душа. Разработчики молодцы.


Я зря начала играть на максимальной сложности, так как где-то к часу 20му меня задушили однообразные драки и отсутствие сюжетных ответов. Снова интересно стало только под конец, когда раскрыли финальный сюжетный твист 

МузыкаБоевая системаСюжет (в начале и под конец)Большие локации с одинаковыми ништяками на нихОднообразные врагиПродолжительность (слишком длинная)

+7
Я плакал

Плакал, курил, долго смотрел в окно. И этим все сказано.


+5
Прекрасная игра

Забавно, как быстро качественный продукт обзаводится огромной армией поклонников и почитателей. А ведь всего-то навсего только и нужно, что вложить душу в то, что делаешь. И разработчики этой несомненно отличной игры постарались на славу, сделав поистине шедевр от мира JRPG (да простят меня поклонники классических представителей жанра). В самую первую очередь, конечно, хочется сказать пару слов о музыке, которая задает настроение и тон как самой игре в целом, так и отдельным сценам в ней, будь то локации, через которые путешествуют герои или битвы с разношерстными и разноплановыми противниками. Местами грустная и меланхоличная, местами могучая и эпичная (а где-то даже веселая и задорная), она не оставит вас равнодушным ни за что, так или иначе цепляясь за определенные струны души, которые отвечают за чувство прекрасного. Сам я не особо искушен в играх жанра, играл только в западные аналоги типа Battle Chasers: Nightwar или Ruined King: A League of Legends Story, возможно потому что сама аниме-стилистика не очень привлекает, но вот стиль, который выбрали авторы Clair Obscur это нечто. Насколько в свое время стиль Dark Souls выбивался из общего потока игр, настолько же и творение французов стоит особняком от всего виденного мною ранее. Очень необычный мир и его гротескные обитали при первой встрече впечатляют не на шутку, в том числе некоторые производят неизгладимое впечатление своими размерами (хотя гигантские противники это не новинка в играх, конечно же). Сюжет и его подача в корне отличаются от подавляющего большинства подобных произведений. Очень неторопливая и грустная история, разбавленная редкими вкраплениями экшена непосредственно в катсценах, поначалу кажется довольно банальной и избитой. Но ближе к середине игры начинаешь понимать, что не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Ну и финальный твист, думаю, не оставит равнодушным никого из тех, кто любит хорошие истории. Иногда, правда, повествование проседает, какие-то беседы кажутся чуть затянутыми и даже скучными, но их так ничтожно мало, что испортить общее впечатление от игры они не успевают. Сами персонажи неимоверно симпатичны и каждый обладает определенной харизмой и глубиной. За каждым из них ощущается история. Особенно это чувствуется после того, как герои все больше и больше раскрываются по мере развития сюжета. Игровой процесс, насколько могу судить по своему скромному опыту, типичен для большинства представителей жанра. Группа персонажей перемещается по глобальной карте, посещая те или иные сюжетные локации либо исследует открытый мир (который не так уж и огромен) в поисках различных бонусов, сильных противников и побочных заданий, которых тут считай, что и нет. За всю игру наберется от силы 3-4 побочных квеста из серии «найди и принеси». Основная же часть геймплея - пошаговые бои - тоже выполнена в классическом стиле. Почти. Как уже всем известно, тут присутствуют элементы QTE, которые дают в режиме реального времени возможность либо увернуться от удара противника, либо парировать его. Последнее предпочтительнее, потому что в результате успеха можно дать неплохой такой сдачи, особенно на поздних этапах игры. Но парировать сложнее, так как по субъективными ощущениям окно для парирования намного меньше, чем у уворотов. Плюс добавьте к этому весьма неровный темп атак у большинства противников, к которым надо еще успеть приспособиться или атаки с оттяжкой (привет, Dark Souls) и получится очень веселая картина. Выручают в данном случае пассивные умения, которые тут называются пиктосами. Эти пиктосы разбросаны по всему миру в различных локациях и биомах, а также их можно получить как награду за победу над особыми противниками. Вставляешь такой пиктос в ячейку персонажа, и вот уже у вас есть неплохие пассивные умения, которые неплохо так помогают в драках. Причем если не лениться и исследовать глобальную карту, можно найти очень неплохие пиктосы. В качестве примера приведу лишь один такой, который называется «Шулер», дающий возможность без какого-либо штрафа ходить два раза подряд. Более того, за 4 победы в сражениях персонаж может выучить пассивное умение пиктоса и за отдельную игровую валюту использовать его самостоятельно, освободив тем самым место для другого более полезного пиктоса. К концу игры, если вы накопили достаточно пассивок таким образом, ваш персонаж может превратиться в настоящего терминатора, который без преувеличения способен вынести финального босса с двух ударов. Также немаловажную роль играет грамотное сочетание умений самих персонажей, которые тоже при должном подходе могут складываться в весьма могучие комбинации. В общем, игра прекрасна от и до. Как минимум в АА-сегменте ничего подобного не выходило уже очень давно. Остается только пожелать успехов молодой команде разработчиков и надеяться, что в следующий раз они возьмут новую для себя вершину но уже с игрой уровня ААА.

Всем добра 😊

Музыка СюжетПерсонажиАрт-дизайнБоевая системаНебольшие технические огрехи, в результате которых игра несколько раз вылетала Проблемы с озвучкой в некоторых местах

+3
Лучшая в жанре

Не знаю как теперь в другие jrpg идти. Настолько французы планку задрали)

Арт-дизайнЛевел-дизайнНарратив БоевкаМузыка (шедевр на годы вперёд, навечно в плейлисте, 8ч кайфа)И многое другое)Слегка затянутая концовка

+5
JRPG - для тех кто ненавидит JRPG

Вот и подошло к завершению моё приключение в Clair Obscure, и это было по истине великолепно, Absolut Sinema. Прекрасная история, которую необходимо пройти каждому любителю и ценителю сюжетных игр. Это будет сложно, даже на среднем уровне сложности, приготовьтесь сразу, это реально пошаговый Sekiro, тайминги атак некоторых противников будут преследовать вас во снах.

Пролог эпичнейший, давненько такого начала в играх не видел, завязка интригует с самого начала, музыка - великолепие, сразу попадает в сердечко и в плейлист.

По геймплею, насколько могу судить, боёвка полностью скомуниженна с игр студии Atlus, с одним но, которая меняет ощущение и динамику игры полностью - добавлены уклонения и парирования во время хода персонажа и QTE элементы во время твоей атаки и это ощущается гораздо динамичнее и интереснее, чем у япошек. В общем в это интересно играть человеку, который скипнул Metaphor из-за скучнейшей боёвки)

Самое главное отличие от стандарта JRPG и самый жирный плюс - это отсутствие гринда.

В системе с Пиктосами и Люминами по началу ничего не понятно, но с какого-то момента наступает "озарение" и понимаешь что всё гениальное - просто. Можно собрать билд каждого персонажа под себя и это не обязательно будет самый правильный и имбовый билд, но ты будешь понимать его лучше всех и поэтому играться он будет лучше, чем сборка из интернета.

Уровни с платформингом и мини-играми это отдельное испытание, они очень тяжелые, но очень залипательные, за выполнение дают пляжные костюмы для персонажей.

По графике вопросов нет, UE5 выдает прекрасную картину, игра Света и Тени генерирует крутые пейзажи перед вашими глазами. После прохождения осталось 137 скриншота, что думаю говорит о многом) 

Сюжет, ох этот сюжет... Я не помню когда так долго сидел перед экраном выбора концовки, в этой игре нет добра и зла, нет плохого и хорошего выбора и поэтому чертовски сложно выбрать. К персонажам проникаешься, в них веришь и с ними не хочется расставаться. Очень простая и сильная история, которая не оставит вас равнодушным к игре.

Мой текущий фаворит на звание игры года и просто ВЕЛИКОЛЕПНАЯ игра. Первая JRPG которую я прошёл за 20 лет игрового "стажа". Если бы так делали все JRPG, я бы был первым фанатом этого жанра "на деревне".

Платформа: PC

Время прохождения: 40 часов

Уровень сложности: Средний


+5
Идеальное приключение

Самая интересная и необычная игра в 2025 году. С такими шедеврами нужно ознакамливаться лично. Если вы любите сюжетные игры про классное захватывающее приключение - это мастхев в вашей копилке игр. Обязательно попробуйте эту игру!  Эту игру я буду рекомендовать каждому своему другу 10/10

дизайн врагов заслуживает отдельной похвалы 10/10
дизайн врагов заслуживает отдельной похвалы 10/10
СюжетИдеяГеймплейАтмосфераЗвуковое сопровождениеПерсонажиБоевая системаОптимизацияМне показалось концовка слегка затянута, много лишних и повторяющихся битв

+4
То ли лыжи не едут…

Наиграл 11 часов и бросил, добравшись до второго акта. Я очень хотел влиться в тусовку поклонников игры, и она объективно хороша, но есть несколько моментов, которые встают на пути прохождения. 
1. Темп 

Не знаю, сколько ещё будет длиться игра, но, судя по контексту, я ещё даже не на половине. Мне нравится сюжет и сеттинг, но оно так медленно идёт. Каждый диалог идёт с длинными паузами, все пытаются выдать какие-то красивые монологи, но мне уже буквально хочется договаривать за людьми, чтобы поторопить поскорее закончить предложение. 
2. Геймплей 

Глупо просить от тетриса сюжета, а от JRPG чего-то помимо пошаговых боев, но как меня вымораживает тайминг парирования и дизайн некоторых существ, у которых не видно анимации удара, потому что движения смешиваются с туловищем. Если не понимаете о чем я, то подеритесь с кем-нибудь в пещере, царство слепоты и ноль попаданий. 
Сейчас происходит, наверно, самое волнующее, но интересное ощущение: я впервые слезаю с хайптрейна. Никак не хочу ругать игру, игроков, которым она нравится — в неё обязательно нужно поиграть! И, главное, не бояться бросить, если не зайдет. Мне вот не зашла, и мне с этим ок. Может быть когда-нибудь вернусь.

Арт-дизайнМузыкаСюжетКроме драк и мини-игр, судя по всему, в игре ничего нет Медленный темп повествования

+2

Получил огромное удовольсвте от игры,  несмотря на незначительные минусы.  Лучше играть ничего оь игре не зная - так удовольствие гарантировано

сюжетинтересный мирпрекрасная музыкафизика груди и членаотлично выглядитиногда тупые шутки невписанные в общий сижетдроч в эндгеймеиногда затянутые катсценыне фанат боевки jrpg

+3
Шедевр!

Просто отличный сценарий + замечательные механики пошагового боя. В основе сложная трагичная взрослая история, рассказанная через замечательно прописанных персонажей и мир. История берет за душу. Это тот случай, когда геймдев = искусство.

Шедевральный сценарий, персонажи, музыкаОригинальнейшая боевая системаИстория

+5
Завтрашний день настанет

Эта игра - больше чем просто "jrpg по-французски". В моменты анонса и выхода трейлеров она создавала впечатление в лучшем случае чего-то средненького, не особенно выдающегося, хотя выглядело всё довольно стильно. Ещё и конкуренция в виде выхода обновленного графоном Обливиона буквально за пару дней до релиза заставляла кого-то хоронить этот проект ещё до, собственно релиза. И в назначенный день произошёл просто взрыв - высокие оценки критиков, восторженные отзывы игроков, инфополе буквально забито возгласами в духе "Это - Игра Года!". И вот здесь, наверное, стоило бы потянуть интригу, а вдруг всё не так однозначно... Хотя смысла в этом нет.

Если описывать просто, то 33я Экспедиция - это действительно jrpg и действительно от французов. А это значит нас ждут пошаговые бои с переключением между несколькими персонажами, попытка подобрать наиболее эффективную тактику под разные комбинации противников, но с изюминкой в виде QTE во время применения способностей и парированием с уворотами во избежание получения урона. И вот такое описание игры - преступление, ведь игра больше, шире и интереснее, чем может показаться даже тем, кто все перечисленные механики уже видел где-либо ещё. Потому что...

Очень хочется сказать, что Clair Obscur делает пролог.

Вы только собираетесь окунуться в новый мир и уже видите необычный стиль местной вселенной. Нарисовано всё просто замечательно, первые пару минут даже не хочется никуда идти, а только стоять и любоваться видами причудливого городка. Эйфелева башня хотя и не совсем в форме, но всё же намекает, что перед нами - Париж, а точнее, видимо, какая-то его часть? Хм, оставим разбор геолокации экспертам, а сами всё же направимся на улицы этого чуда. О, да у нас здесь, похоже, праздник - ленточки, цветы, музыка... Что-то не то. Почему большинство здесь улыбается, но в голову забираются и отказываются уходить печаль и какая-то щемящая тоска по чему-то утраченному. Это задаёт характер всей последующей игре, ведь с этими чувствами мы будем иметь дело на протяжении всего нашего приключения.

И вот, наш протагонист Гюстав встречается со своей бывшей девушкой Софи, в которую, как будет ясно и ребёнку, он все ещё безнадежно влюблён, да и она, судя по всему испытывает то же самое. Она, похоже, собралась в какое-то путешествие, ведь её провожают толпы людей, все подбадривают её, дарят цветы и обещают её запомнить. На улицах гудит разношёрстная толпа - обычные прохожие обсуждают что-то очень важное, детишки балагурят по углам, рабочие что-то там делают в закоулках, кто-то играет на гитаре у всех на виду, кто-то - отплясывает на сцене, а какие-то люди в строгой, похоже, военной форме ведут какой-то набор в какую-то экспедицию. Со многими здесь можно поговорить и мы начнём понимать, что "путешествие" Софи - что-то не самое приятное, но обязательное и не терпящее отлагательств. И когда мы доходим до конца мы понимаем, что радость здесь - скорее попытка принять неизбежное. То, что нарисовано на далёком монолитном камне, который виден с пристани. То, что называют Гоммаж.. И это бьёт прямо в сердце. То, как это выглядит не может не вызвать эмоций, не может не подцепить на крючок повествования, не может хоть немного не заинтересовать игрока в том, что же будет дальше и сделано это превосходно.

А дальше мы приходим к тому, что, оказывается, Clair Obscur делает много чего ещё и всё это вместе.

Гюстав, будучи записанным в Экспедицию 33 (по числу, нарисованному на Монолите), отправляется с командой таких же боевых исследователей навстречу этому самому Монолиту с целью разобраться в причинах Гоммажа и, по возможности, остановить его или умереть, но оставить за собой след, по которому сможет пройти следующая экспедиция. Быть может уже 32й удастся покончить с этим, ведь каждый участник старается ради тех, кто пойдёт за ними и не питает иллюзий относительно своего выживания. И на этом, пожалуй, стоит закончить описание сюжетной части, ведь гораздо интереснее наблюдать за этим самому, чем услышать в сотнях пересказов, так как несмотря на кажущуюся масштабность, история Expedition 33 глубоко личная и позволяет взглянуть на одну и ту же проблему с нескольких сторон, каждая из которых права по-своему и каждую из них можно понять. Помните об этом, когда вам покажется, что злодеи делают зло ради зла, а добряки - потому что они просто добрые. История раскрывается в самом названии игры - Clair Obscur - это буквально полутень, и вы увидите и свет, и тьму, и их смешение.

Переходя к более "игровым" аспектам 33, стоит указать, что классическая формула jrpg с пошаговыми боями здесь разбавлена парированиями и уклонениями, а-ля любая другая игра с уклонениями и парированиями: увернулись - не получим урон, а если спарировали - проведём мощную контратаку. Путешествуем по одной большой открытой карте, на которой расположены проходы в отдельные, тоже довольно большие, но уже более линейные сюжетные и сайдовые локации, в которых, помимо раскрытия местного лора, можно понасобирать различных банок, склянок, ресурсов, разнообразного оружия и прочего, прочего, прочего. Исследовать мир интересно, ведь живописнейшие локации всегда содержат парочку секретов или каких-нибудь историй, связанных с этим миром или новые возможности для построения билдов своей боевой группы. Каждый персонаж имеет своё дерево прокачки и свои уникальные особенности, которые полагаются либо на постепенный набор урона, либо на наложение статусов на врагов и союзников, лечение и баффы или разовый сумасшедший урон, который, однако нужно будет ещё разгонять правильной прокачкой.

Применять же всё это мы будем в боях с местной фауной, а иногда и жителями, которые не прочь подраться, аки Портос - ради драки. Противников много, все они разнообразные и атакует каждый по-своему, следовательно игроку тоже придётся регулярно подстраиваться под эти механики. А уж какие здесь "опциональные" боссы - всем Арториасам и Раданам на зависть. Можно, конечно, снизить уровень сложности и просто ловить лицом удары и отвечать на них без таймингов, но тогда теряется сочная система взаимодействия героев с противниками - анимации и звуки в боях здесь чертовски хороши. Стоит, однако, признать, что иногда из-за этих эффектов или неудачного угла камеры игроку может быть плохо видно определенные атаки и реагировать тогда останется либо наудачу, либо - на слух, ведь почти все атаки сопровождаются звуковыми флагами, по которым вполне можно перепарировать большую часть вражин, за исключением особо плохо читаемых, которые, к сожалению, имеются, но их не так много.

Но вот, раз уж заговорили про слух, то невозможно не отметить то, как игра звучит. Она, будто бы поёт каждую минуту своего времени. Музыка - это просто 8 часов великолепия, которое идеально отражает то, что происходит в тот или иной момент на экране. При прогулках по открытой карте или по безопасным тропам нас сопровождают меланхоличные напевы и виолончели с фортепьяно. В заставках и городах более энергичные композиции, в боях - яркие вспышки подбадривающих гимнов, ну а у боссов ко всему этому добавляется ещё и метал с сольняками на электрогитарах. Да, именно так - и метал и рок и даже иногда техно в довольно неожиданных аранжировках. Подобные же чувства возникали от музыкального наполнения в серии Nier, чем композитор, однозначно вдохновлялся и это прекрасно. Но помимо музыки игра ведь ещё и великолепно озвучена. Актеры английской озвучки идеально отыгрывают свои роли, что не мудрено, учитывая, что у нас тут что не Сорвиголова, то Шадоухарт с Лэазелью из третьих Врат Балдура. Местное общение - одна из лучших частей игры и прекрасно написанные диалоги наполняются ещё большей живостью от отличной игры актёров - ты буквально веришь, что перед тобой настоящие разговоры, а не искусственный конструкт. Сами же персонажи довольно разнообразные, но при этом не скатываются в набор штампов "герой-приключенец", "рубаха-парень", "сильная женщина", "местный шут", и тому подобное. Хорошо прописанные характеры ещё сильнее убеждают нас, что перед нами - не набор движущихся картинок со списком реплик, а живые люди и каждый со своей личной историей, своими проблемами, своими сильными и слабыми сторонами. Они буквально влюбляют в себя - им невозможно не сопереживать и это тоже выполнено просто прекрасно.

Если задать себе вопрос - справедливо ли высказывание из начала отзыва, то я могу лишь сказать, что Clair Obscur Expedition 33 - действительно один из шедевров игропрома не только по вышеуказанным причинам, ведь можно было заметить, что описанные плюсы и минусы можно применить и к другим играм того же жанра, а список источников вдохновения для игры можно собрать в том Войны и Мира. Если ставить себе целью поругать игру, то придраться можно и к немного корявым анимациям в заставках, и в проблемах с балансом сложности, и к не особенно удобной карте открытого мира, и общей шероховатости в интерфейсе - парочки привычных удобств, вроде возможности делать пометки на карте, чтобы знать. где ты уже был и куда тебе ещё стоит заглянуть, явно не хватает. Но есть одно но. Жирное такое, как пирожное с кремом.

Придираться к игре не хочется потому, что Sandfall реализует свои идеи в виде уже устоявшегося жанра и делает это очень хорошо. В первую очередь, как мне кажется, потому что делает это не для того, чтобы собрать миллиарды евро к себе в карман. Они их соберут уже после, за качественно выполненную работу и художественное наполнение своего проекта. Пока "большие дяди" спорят, стоит ли им продавать очередной конвейер по 80$ или уже можно и за 100$ - Sandfall отдаёт почти за половину этой цены хорошее художественное произведение и игру в одном наборе. При этом в каждом аспекте игры - и сильном и слабом видно, что создавался проект с душой. Пусть звучит банально, но именно так это и чувствуется, будто бы вот собралась команда энтузиастов, которая хочет рассказать миру историю, а не заставлять вас бегать в очередном ремастере уже исхоженных вдоль и поперёк игр или зачищать уже в миллиардный раз точки интереса в открытых пустынях, которым не нужен открытый мир. И, кстати, так и есть - часть сотрудников этой студии действительно ушли из крупных студий чтобы сделать что-то своё и набрали себе ещё людей по форумам да прочим открытым площадкам, после чего коллективно создали что-то, что действительно заставляет вспомнить, почему мы вообще любим игры.

И вот эти эмоции и отвисшая челюсть в определенные моменты и на финальных титрах и убеждает меня в том, что Sandfall, черт возьми, просто пришла и выкатила миру шедевр, пусть и не без огрехов, которые есть в любом произведении настоящего художника. И хочется верить, что и сама студия и те, кто последует за ней и её примером, продолжали творить, пока чувствуют в себе эти волшебные силы искусства, а аудитория, надеюсь, не будет пропускать такие замечательные полотна, что будет способствовать развитию нашего с вами маленького уголка, в котором мы отдыхаем от реальности. Вот таким хотелось бы видеть наступающий завтрашний день игровой (да и не только) индустрии.

Отличный сюжетПрекрасная визуальная составляющаяВеликолепная музыкаИнтересная боёвкаПроработанный мир и персонажиКостюм лё-багетБаланс сложностиПроблемы с анимацией в некоторых роликахНедостаток некоторых удобных мелочей, вроде меток на картеНекоторые атаки противников плохо считываютсяОтсутствие костюма лё-багет для Моноко
1 2 3 4
из 4 страниц