24 августа 2018 24.08.18 11 4331

Как религия влияет на игры

Книга с самым большим тиражом за всю историю — это Библия. Одно из самых популярных в мире имен — Муххамад. И такими фактами можно сыпать очень долго. Суть в том, что как бы вы не относились к явлению или концепции религии в целом, отрицать ее влияние на наш мир и нашу культуру, очень глупо. (особенно учитывая, что какое-то время вся культура в этом и заключалась)
И это еще очень-очень мягко говоря. Религиозные символы, образы и истории настолько у нас в подкорке, что крайне сложно найти культурную сферу, на которую любая религия так или иначе не оказала бы влияние. Естественно, игры не стали исключением. Поэтому сегодня на конкретных примерах мы разберем, как религия может влиять на игры.

И да, речь пойдет, грубо говоря, о культурном аспекте вопроса. Все эти бесконечные попытки что-то запретить или на что-то оскорбиться мы сегодня рассматривать не будем.

 

Для любителей почитать:

Ну, самый первый слой религии в играх, о котором мы можем поговорить – это непосредственно, использование религиозных образов.

Как часто в играх вы видите… например, Зевса? Или Шиву? Или кого-либо из скандинавской мифологии? Или, на худой конец, каких-нибудь чертей из ада? Думаю, это происходит настолько часто, что никто толком уже этого не замечает. Потому что происходит это, чаще всего… по большому счету, бесцельно! Адские демоны в Doom, или греческий пантеон в трилогии God of War существуют там… просто потому что это прикольно. Потому что, по мнению разработчиков, они классно выглядят, и у этого всего есть узнаваемый лор. Большинство ведь, как правило, и так знают, кто такие Иисус, Зевс или Один, и какие у них там с кем взаимоотношения.

При том, весь этот лор, или важная для сюжета его часть, могут быть перенесены напрямую, когда сильных расхождений с реальной мифологией практически нет, а могут быть в извращенной форме под соусом, ну например, научной фантастики. Да, бывает даже так: в игре Too Human бластеры и космические корабли уживаются… неожиданно, с пантеоном скандинавских богов!

 

Или серия Darksiders, которая на основе христианского лора построила свою фэнтези-вселенную.

Но далеко не все и не всегда заходят даже настолько далеко. Многие могут просто взять узнаваемый образ, и на этом остановиться. Так, например, в моба-игре Smite все персонажи – это боги из разных пантеонов. А в стебном файтинге с незатейливым названием Fight of the Gods, помимо всяких Зевсов и Анубисов, можно также встретить Иисуса или даже Будду.

Но дальше обычного рефференса это все, как правило, не заходит. Убери из какого-нибудь God of War'а греческий пантеон и замени на любой выдуманный разработчиками, и практически ничего не поменяется.

Но что делать, когда нельзя вырезать знакомого персонажа, образ или название? Когда все это мало того, что имеет смысл в контексте сюжета, но еще помогает лучше его понять? Или взглянуть на него с другой стороны? В этом случае обычный рефференс уже превращается в символизм!

Примеров религиозного символизма в играх можно вспомнить уже не так много, но каждый из них будет довольно примечателен. Тут можно вспомнить, например, Binding of Isaac, который строит повествование через параллель с библейским сюжетом о приношении Исаака в жертву, и через эту призму раскрывает такие темы как жестокое обращение с детьми и детоубийство.

Также интересный пример — Shadow of the Colossus, сюжет которой замечательно укладывается в буддистскую философию созерцания и принятия жизни такой, какая она есть. Ведь кроме 16 огромных колоссов, которые сами по себе к игроку абсолютно не враждебны, пока игрок их не спровоцирует сам, в игре нет… ничего. Ничего, кроме большого открытого мира. Который сделан невероятно красиво эстетически, который абсолютно не враждебен, и который придется созерцать по пути к этим самым колоссам. Все еще не верите мне? Ну, тогда вспомните, к чему игрока привел его путь по истреблению колоссов.

Но как говаривал в таких ситуациях мой дед, в этих ваших восточных философиях всегда все сложно и непонятно, а вот так за уши можно почти любую японскую игру притянуть, так что давайте вернемся к более понятной и близкой нам христианской библии, ведь в таком случае примеров символизма мы сможем найти намного больше и выражены они будут намного ярче. Вот, например, тот же Halo.

Казалось бы, экшон экшоном, и вообще, это игра про чувака в зеленой броне, который стреляет в розовых пришельцев, о чем тут вообще говорить? А на деле оказывается, очень даже есть, о чем. Например, в Halo 3 повествование крутится вокруг штуки под названием «Ark», что в дословном переводе «ковчег». Штука эта создает т.н. кольца Halo. По-сути, Цилиндры, на внутренней стороне которых есть атмосфера с флорой и фауной. И в будущем выясняется, что нужны они для защиты от рассы паразитов, которая называется «The Flood», в дословном переводе «потоп» или «наводнение». То есть, Ark — ковчег, который нужен, чтобы спастись от The Flood — потопа. В Halo также очень много библейских отсылок и поменьше, вроде имени главного героя, John-117, которое отсылает на евангелие от Иоанна 1:17. Да, у имени «Джон» с нашим «Иваном» имеются общие корни.

Но если уж серьезно говорить о библейских отсылках, то рекордсменом, пожалуй, будет трилогия Mass Effect. Тут и луч с неба, который уничтожил Садом и Гаморру, и персонаж, который говорит о себе во множественном числе, и имя им Легион, и проект по воскрешению главного героя в начале 2 части, (проект, кстати, называется «Lazarus»). Да и в целом насекомовидная форма жнецов тоже не с проста, ведь по большому счету, пришествие жнецов – это судный день!

Но что Mass Effect, что прочие игры выше еще могут жить без религиозного символизма. Очевидно, станут хуже, если оценивать их как произведения искусства, но жить без этого они могут. Совсем другое дело, когда игра не только вспоминает о религиозной теме, но и начинает с ней работать.

Тут можно вспомнить, например, Final Fantasy 10 с его анти-религиозным посылом. Или первый Assassin's Creed, который дискутирует на многие темы. И религию, конечно, в том числе.

 

Но, наверное, самым ярким примером, который я вспомню, будет еще одна игра от Bioware — Dragon Age: Origins. Для большинства фанатов это не секрет, но сеттинг Dragon Age — это, по-сути, калька со средневековой Европы: Ферелден очень похож на Англию, Орлей на Францию, Антива по описанию на Испанию, а Вольная Марка на Италию, которая в то время тоже была не единой страной, а набором из городов-государств.

И, естественно, как и в настоящей Европе, здесь не обошлось без церкви. Церковь Андрасте, конечно, не католическая, но очень на нее похожа. В учении можно заменить Андрасте на Иисуса, а правление магов на ветхозаветное темное греховное время, и вот уже почти настоящее христианство. В плане общей организации также много параллелей. Церковь Андрасте, как и католическая, тоже является мощной организацией. Со своим рыцарским орденом, иерархией правления, землями на территории разных государств и влиянием на эти самые государства.
И Dragon Age: Origins показывает нам разные проявления такого режима. С одной стороны, как и реальная католическая церковь в то время, в рядах последователей Церкови Андрасте можно найти много «не очень благочестивых» людей, а сама организация делает очень много для укрепления своей власти и подавления всякого инакомыслия. А с другой стороны, среди служителей церкви еще и много хороших людей. Которые искренне веруют и многим помогают. А что со всем этим делать, игрок решает, конечно же, сам. В последней части – Inquisition – нам дают даже напрямую повлиять на эту организацию, и выбрать местный аналог Папы Римского.

Интерактивность в этом вопросе, кстати, тоже отдельная тема. Здесь, конечно, много не поговоришь, поэтому давайте просто для протокола обозначим, что игры, подразумевающие некоторый интерактив в религиозном вопросе, есть.

Начиная со стратегий, которые позволяют распространять свою веру ради геймплейных приимуществ, вести религиозные войны, или даже как в Цивилизации, создавать свои религии. И заканчивая даже играми, где роль чего-то божественного отводится игроку напрямую.

Такие игры уже давно выведены в отдельный поджанр и очень разнообразны сами по себе. Есть попроще, такие как Bible Rising, где нужно насылать на людей всякие нехорошие вещи, чтобы не дать им построить вавилонскую башню, А есть… «полноценные», если их можно так назвать, симуляторы бога, вроде того же Black & White.

Кстати, из всей этой градации выбивается Dark Souls. Да и вся линейка Souls-игр в целом.

С одной стороны, серия полна отсылок к разным мифологиям и религиям. С другой, некоторые из этих отсылок имеют смысл в контексте лора игры и происходящих там событий. А с третей, нам даже дают во всем этом поучаствовать, очень часто давая нам в конце выбор, который влияет на весь этот мир в целом.

Но с Dark Souls'ом вообще не бывает просто. Так что вот вам


Лучшие комментарии

dzhi-dzhi 25 августа 2018, 0:08
Спасибо за отзыв, учту. Я, возможно, в будущем подробнее разберу каждый пункт текста, либо игры из примеров.
MiNzDrAw 25 августа 2018, 8:41
рассы
приимуществ
Все эти бесконечные попытки что-то запретить или на что-то оскорбиться мы сегодня рассматривать не будем.

А они тебя да.
Фьють, ха!
mistaken 24 августа 2018, 23:16
Лайк за поднятую тематику в принципе, но, если честно, как-то поверхностно )))
По большому счету, про влияние религии на игры — только отсылки в Айзеке Колоссах, Хало и МЕ, а в ФФ — только и сказано, что посыл антирелигиозный. ДА — тупо калька со средневекового общества, а про религию и ее влияние на мир игры тоже только мельком. А пласт-то некопанный, на самом деле.
SpaceOyster 16 сентября 2018, 19:53
Dark Souls скорее вырос из Греческой\Римской мифологии, чем из современных религиозных мифов.( ͡° ͜ʖ ͡°)

Тема интересная, но хотелось бы больше примеров.
Scripter 27 августа 2018, 14:47
Более того, в таких играх, как Dead Space, BioShock Infinite, Far Cry 5, Silent Hill… детально моделируется смысл и структура возникновения и функцианирования религиозного сознания. Реконструкций религиозного сознания. В некоторых случаях, религия — это каркас, на который наращивается все остальное. Вплоть до геймплея. Где-то больше, где-то меньше.
А в том же Halo — религиозная тематика сугубо структурная. Авторам надо было упаковать лор в знакомые декорации, чтобы удержать связь с игроком. По сути — придать псевдоцелостность. Без такой религиозной тематики игра бы не стала хуже. Но надо было бы придумывать что-то взамен. Ведь игрок любит узнавать такие вещи, искать узнаваемые образы и отсылки, и отлично — когда это цельная система образов, взаимосвязанная и целостная. Но по факту, чаще всего, смысловой нагрузки там ноль. Это только заигрывание с игроком и декорациями.
Очень поверхностный «анализ». Но спасибо за поднятую тему!
Читай также