Было время — люди убивали друг друга из-за различий в вере. Было время…
Бывало потом — изгоняли в тайгу целые общины из-за различий в обрядах. Уничтожали уже не тех, кто поклонялся другим богам, но своих единоверцев.
Хотя почему было-то? Все еще будет, ведь в пятое издание легендарной Civilization наконец вернулась религия. Вернулась, разумеется, не бесплатно — и не только жизнями еретиков придется заплатить вершителю судеб за эту милость. Свежий аддон под названием Gods & Kings стоит отдельных денег в обмен на несколько новых, а точнее, хорошо забытых старых дополнений к игровому процессу.
Как украсть миллион
Civilization, если вдуматься, чем-то напоминает The Sims. Здесь и ощущение себя божеством, вершащим судьбы людей и держав, и возможность играть бесконечно при желании, и особая ниша в игровой индустрии со своим кругом беззаветно преданных фанатов. Неудивительно, что Firaxis Games потихоньку перенимает удачный коммерческий опыт Electronic Arts и начинает действовать по давным-давно накатанной схеме. Сначала выпускается новая версия игры с обновленным интерфейсом, улучшенной графикой, некоторыми модификациями — и без ряда милых сердцу поклонника деталей, к которым все успели привыкнуть благодаря предыдущему изданию. Так, в оригинальной Civilization 5 полностью исчезли успешно опробованные ранее религия и шпионаж.
На втором этапе двухходовой операции разработчики возвращают в игру элементы, которые оплакивало фанатское сообщество — теперь в формате DLC. За отдельную плату, само собой. Игроки счастливы, угасший было интерес к проекту снова возрождается, а создатели, по сути, продают одни и те же идеи дважды, трижды. Четырежды. Да что уж там, боги любят пятерку.
Gods & Kings — типичный пример такого милого жульничества. Центральные нововведения, как уже все догадались, — обновленная религия и урезанный шпионаж. Еще, правда, добавили три самостоятельных сценария, несколько старых-новых цивилизаций и «юнитов», пару десятков технологий. Словом, обновили и покрасили фасад.
Братия, сестрия и государствия
Тем не менее придется признать: тема с богослужениями реализована вполне пристойно.
Государство отныне накапливает очки веры, которые можно получить за постройку культовых сооружений и дружбу с религиозными вольными городами.
Да, появились и такие. Какой-нибудь Ватикан время от времени начнет умолять прислать к ним миссионера, чтобы сделать всех граждан братьями и сестрами во Христе. Периодически правительство религиозных городов будет также восхищаться уровнем нашей набожности — или не нашей, если кто-то другой окажется богобоязненнее. И само собой, набиваться в друзья со всеми вытекающими ценными ресурсами.
Если говорить откровенно, «священнослужительные» запросы поступают от всех типов полисов, но это уже мелочи.
Но вернемся к очкам веры. Поднабрав определенную сумму, можно устроить в своей державе пантеон и определить какого-нибудь первобытного божка для поклонения. Нехитрые языческие верования — это еще не религия, но кое-какие бонусы благодаря идолищам поганым отхватить можно. Например, когда население поклоняется Целителям, все наши «юниты» автоматически восстанавливают здоровье рядом с дружественным городом. А богиня любви улучшает настроение подданных, если численность населения в городах превышает определенное значение.
Культ плодородия в христианской мечети
Понятно, что дремучее язычество — только отправная точка для нашего богослужебного развития. Спустя некоторое время в одном из городов непременно появится великий пророк. Он поможет основать полноценную религию с набором из нескольких верований «внутри».
Верования — это те самые бонусы, которые и делают теократический способ существования привлекательным. Почитатели божков могут пользоваться только одной «плюшкой» в награду за преданность. У адептов мировых религий возможностей гораздо больше.
Кстати, мы сами выбираем не только кому поклоняться, но и зачем: теоретически религию можно «нашпиговать» какими угодно верованиями. Если великая императрица Византии решит, что для нее уместнее индуизм, чем христианство, никто ей слова не скажет по этому поводу. Более того, вбей эта женщина себе в голову, что последователи Христа должны строить мечети, приобретая их за очки веры, — и в этом случае никто не осмелится ей возразить. Наконец, ни один самоубийца не помешает константинопольской монархине наряду с мечетями ввести в обиход обряды плодородия, чтобы ускорить рост городов на десять процентов. Так что если игрок всегда мечтал переделать одну из мировых религий, избавиться от ненужных наслоений и ввести еще более ненужные, то ему достаточно купить Gods & Kings, чтобы исполнить свои кощунственные мечты.
Создав собственный культ, приступаем к миссионерской деятельности. Распространители слова божьего покупаются за очки веры, как и инквизиторы, противодействующие тлетворным влияниям других, еретических проповедников из других государств. Наставлять на путь истинный заблудших овец из чужого стада очень неплохо с точки зрения дипломатии: общая религия служит дополнительным плюсом в борьбе за симпатии и дружбу августейших соседей. Впрочем, территориальные претензии в межгосударственных взаимоотношениях по-прежнему играют более значительную роль. К тому же, если властитель чужеземной державы успеет решиться на собственное, оригинальное вероисповедание, нашим миссионерам уже ловить на его землях будет нечего. Обратить город-другой, конечно, можно, но монарха попытки посеять религиозный раскол в подконтрольном ему государстве уж точно не восхитят.
Штирлиц локального разлива
Шпионы — люди гораздо более скромные, чем миссионеры. Настолько скромные, что их и на карте-то не видно. Экран, посвященный разведке, позволяет нам отправлять бойцов невидимого фронта «в гости» к соседям. В городах держав-соперников можно прихватить про запас пару технологий — но только в том случае, если они успели обогнать вас по уровню научного развития. В полисах доступен другой тип саботажа — подтасовка выборов в свою пользу. Если шпиону удается фальсифицировать результаты, город-государство становится нашим союзником.
Еще разведчик может помешать коварным планам компьютерных противников. Удастся запустить «уши» в нужное место в нужное время — появится шанс заранее узнать о готовящемся заговоре или нападении.
Несмотря на обилие функций, шпионская линия оставляет смазанное впечатление. Особенно учитывая, что на работу «люди в сером» попадают автоматически — по мере нашего развития. То есть докупить себе команду разведчиков нельзя.
Помимо религии и шпионажа заслуживают особого внимания, пожалуй, только сценарии. В одном из них мы можем окончательно добить падающий Рим или, напротив, спасти его вопреки исторической логике. Второй сценарий во многом призван продемонстрировать новые возможности религии. Третья же история, наиболее интересная на наш взгляд, повествует о фантастических паровых империях, что сражаются за мировое господство. Это классический стимпанк с особым деревом технологий, причудливыми вундервафлями вроде «небесной крепости», странными ресурсами под названием «этерий» и «люборий» вместо привычного алюминия. Один из мировых лидеров здесь ходит с искусственным глазом наподобие монокля, а победа достигается лидерством в Лиге Империй по трем параметрам сразу в течение пяти ходов подряд.
Если оставшиеся два сценария выглядят как фрагменты «большой игры», ужатые в рамки мини-партий, то «Мир пара и стали» — самостоятельная прелестная игрушка, которая не может не радовать всех, кто неравнодушен к стимпанку. Жаль только, что фантастические здания, которые мы строим, невозможно оценить визуально.
Плохо забытое старое
Осталось поговорить о мелочах. Добавлено девять новых государств со своими лидерами и «примочками». Правда, говоря по совести, не такие уж они и новые. С Аттилой, например, мы знакомы с незапамятных времен. Так что скорее это возвращение блудного гунна, чем полноценное обновление состава. Из менее примелькавшихся лиц — Вильгельм Оранский, правитель Нидерландов, и Мария Терезия, императрица Австрии. Любители экзотики могут выбрать Майя с Пакалем во главе или Карфаген, которым заправляет Дидона.
Как водится, у каждой державы есть особые бойцы или здания в арсенале. Византия, например, создает катафрактов — улучшенных всадников, Карфаген затаптывает противника слонами, а Австрия… строит кофейни, в которых просиживают штаны гусары.
В состав регулярных войск, доступных каждой цивилизации, снова вошли истребители и морпехи, равно как и несколько других «юнитов», знакомых нам по предыдущим играм серии. Ввели новые технологии и чудеса света, тоже побывавшие в употреблении в основном. Из приятных улучшений — разделение кораблей на два класса по дальнобойности, более изощренные и разнообразные задания от городов-государств и слегка подкорректированный AI, который тем не менее все еще очень далек от идеала.
Модель повторной перепродажи уже однажды проданного контента работает. Gods & Kings — вполне пристойный аддон. Вне зависимости от нашего возмущения жадностью разработчиков и издателей, свою функцию дополнения выполнят: слегка поднадоевшая оригинальная Civilization 5 заиграет новыми красками и выдернет игроков из реального мира еще на какое-то время.
Плюсы: много интересного контента; оригинальный сценарий в стиле стимпанк.
Минусы: вторичность в рамках серии.
Лучшие комментарии
Ваш Сергей!
ИМХО религия вышла на ура: возможность создать собственную с уникальными бонусами, более подходящими для конкретной местности; множественные «плюшки», с помощью которых можно значительно повысить те или иные области (как рост городов, науки, так и эффективность войск); возможность с её помощью завербовывать города; и ещё кучу всяких фишек.
Теперь религию следует выбирать так же тщательно, как и общественные институты, что само собой подразумевает более тонкие возможности для развития своей страны.
Суммируя всё это, соглашусь с автором статьи: хоть разработчики и хотят заработать бабла на «давным-давно накатанной схеме», они делают это на «ура», тем самым удовлетворяя и фанатов серии, и просто игроков, которым не хватило разнообразия в оригинале (интересно, много таких?).
Спасибо.
Ваш Владимиир!
Пока не разобрался, но фан в этом есть =)
Инди не люблю, а за 250 рублей игру мне по вкусу и не купишь.
Но изумительно я б тоже не ставил. И не за вторичность, а за скукоту ДЛЦ. Оно может и вернуло меня в пятую циву, но много энтузиазма не прибавило.
P.S. до стим-панк сценария еще не дошел, надеюсь оно меня встряхнет =)
Ваш Даниил!