Оседлость
Архетипичный путевой квест героичного героя супротив всего зла является для жанра РПГ весьма весомой традицией, и уж кто-кто, а вот BioWare эту традицию всегда чтили свято. И тем удивительнее, как концепция DA2 на фоне всякой игры от студии, да и побольшей части, вообще в мейнстриме жанра выглядит довольно свежо и интересно.
Есть люди, есть город. Город обладает своим характером и своими противоречиями, и его противоречия формируют ситуации и мотивации, заставляя людей на них реагировать ответом. Хоук — городской житель. У него нет своего собственного героического квеста. Он просто плывет по течению городской повестки и в любое событие втягивается со стороны. В городе живут и его спутники со своими собственными домами, социальным окружением и проблемами.
Жизнь простого наемника, со своим кругом друзей, игра очень старается передать принижением и размытием главного сюжета. Почти весь первый акт герой просто разбирается с различными людскими проблемами разных социальных слоев. Эти проблемы являются отражением городских и глобальных противоречий, которые когда-то потом дойдут до апогея, но большую часть времени останутся фоновыми. Работа наемная, простая и не слишком вовлеченная, с очень локальной целью просто накопить деньжат ради цели накопить еще больше деньжат. Это вам не борьба с Архидемоном.
В начале Хоук маленький человек в сложном и запутанном, неоднозначными конфликтами мире. И даже когда он дождется своего социального лифта в поздних актах, он все равно не станет большой центральной фигурой. Его с этой фигурой спутают. Великая шутка, что это Кассандра допрашивая Варрика считала Хоука человеком с планом, но оказалось, что он просто способный человек ко времени и месту. Мир, да и город, даже не спасет. Потому что у города своя жизнь, а Хоук лишь его часть.
Мне нравится, что это город становится главным героем и злодеем. Что перипетии жизни в нем создают клубок мелких и мелочных проблем, с которыми справится даже наемник из трущоб. Но которые обязательно соберутся в большого голема и переломят весь мир, но это потом.
Мне очень нравится эта приземленность и оседлость игры. Мне нравится, что нет путей и лагерных стоянок, а сопартийцы героя не являются всего лишь временными помощниками в великом квесте. Они все друзья, у которых есть свое место в городе, и они ходят друг к другу в гости. У них есть своя жизнь, и на протяжении большого временного отрезка гг видит ее развитие и помогает в ее устройстве. Несмотря на малое время разработки, этому аспекту уделили достаточно внимания. В диалогах в пати есть множество инсайдов об истинных теплых отношениях между ними, и много актовой прогрессии их дружбы.
Нашлось и множество, казалось бы, необязательных сценок, как один из сопартийцев реально чиллит в гостях у другого. Тот же BG3 очень страдает от отсутствия обильных тру-партийных взаимодействий, и в тамошнем лагере между персонажами будто выстроен лабиринт из холодных стен.
Вся эта сугубо локальная городская концепция очень интересная и чуждая для BioWare точка зрения на ролевую историю, где нет ни великих героев, ни постепенного сбора важных макгаффинов. Есть только город и люди, в нем живущие. Жаль, только концепт этот требует куда больше времени на производство, чем полтора года, лол.
Вообще-то сложно не похвалить BioWare за то, что они на самом деле смело попытались, и многое у них получилось. По крайней мере, у них вышло создать хоть и далекий и размытый, но образ великой ролевой игры свежей концепции.
Из того, что не получилось, лично меня больнее всего бьет малое визуальное развитие города. История берет отрезок в 8 лет, но за эти восемь лет на городских улицах только освещение от акта к акту легко меняется, да и все. Не видно там жизни и деталей. Не откроются новые магазины, и не закроются старые, ни появятся новые люди, ни новые контексты. Все, что может остаться на своих местах, останется там на 8 лет. И это очень сильно бьет по эстетической части концепта.
Сами локации очень весьма красивы, но конечно, именно по ним малое время разработки ударило больше всего. Я бы стерпел постоянный реюз боевых арен, если бы хотя бы город менялся. Но а так, это все становится большой проблемой, на которую невозможно закрыть глаза.
Как невозможно игнорировать и удручающую систему волн врагов в боевой системе. А сама система страдает от межжанровой неопределенности. Хотели они добавить слешерной динамики и создали зрелищные анимации и удовлетворяющий импакт, но облагораживали они старую математическую систему долбежки в жир, из-за чего боевая система такая резкая и стремительная, постоянно буксует, и даже слаженные комбо удары не особо ей помогают (на харде). Уж выберите что-то одно: либо это экшен-боевка, либо про циферки она.
Особенно пугают босс-файты. Каждый из них был для меня большой болью. И вроде предлагают они некую задумку и подход. Но каждый спотыкается об кривость системы. Как же я замучился уводить своих дебилов из-под атак первого босса. Как же мне не понравилось отлетать на два метра от рандомных атак Аришока, который вообще не слышал о концепте хитбоксов и набивал морду воздуху, но страдал, почему-то, я. Это экшен-стратегия для босс-файтов в игре про неуклюжие циферки.
Не если бы игру не разрабатывал полтора года, может, они и успели бы определиться, какую игру они делают. А уже осознанную нарративно-эстетическую часть довели бы сияния. Тем не менее, похвально, что они смогли сделать хотя бы такую игру, какую сделали в этих абсолютно жестких условиях.