Alan Wake 2 это эталонный сиквел. За 13 лет могло сложиться множество ожиданий, своих собственных версий о событиях продолжения, а чаще всего бывает так, что то, что ты себе нафантазируешь оказывается лучше того, что получаешь от авторов по факту и в итоге разочарование усиливается десятикратно. Только не в этом случае. Remedy превзошли, удивили и порадовали своим видением дальнейшей судьбы ныне культового писателя в мире видео игр. Сэм Лэйк и его команда очень грамотно и гармонично подвязали сюжеты всех своих предыдущих игр, чтобы подвести не только к кульминации здесь, но и задать новое направление для будущего общей вселенной.
Игра обладает захватывающей атмосферой. С самого начала ты с головой погружаешься в происходящее, ещё не совсем разбираясь в том, что тут такое происходит у тебя на экране, но при этом безумно интересно. Именно с Alan Wake 2 я вновь начал позволять себе 6-8 часовые безвылазные игровые сессии, благо прохождение выпало на новогодние праздники. Заставить игрока настолько прилипнуть к прохождению это талант. Этому способствуют как визуальное исполнение, так и сюжетное наполнение. Здесь делать интересно абсолютно всё: читать каждую записку, газетную вырезку, слушать все радиопередачи, опциональные диалоги, а когда тебе покажется, что голова загружена, тебе помогут расслабиться и повеселиться рекламные ролики братьев Коскела, которые с первых секунд очаровывают своей колоритностью.
Чем глубже погружался во тьму, тем ярче становился свет. Меня неоднократно поразило то, что все геймплейные механики имеют нарративную основу. Даже разбросанные ящики с припасами по всем локациям грамотно обоснованы и являются естественной частью общего мира. Это же касается и меню главных героев, где они могут просматривать собранные коллекционные предметы, пересматривать видео, переслушивать музыку и другое. Это не игровые условности, а реально существующие для персонажей места, которые они целиком и полностью осознают, но не их природу. По крайней мере поначалу.
Теперь стоит поговорить о героях Alan Wake 2. Их тут двое: Алан Вэйк и Сага Андерсон. За Алана нам приходится выживать в Тёмном Месте, ведь он все 13 лет так и находится на дне озера, где оказался в финале первой части, попав в плен к Тёмной Сущности, и до сих пор не нашёл выход обратно. Это потустороннее измерение, где могут происходить немыслимые вещи. В то время как Сага проходит свой путь на поверхности, в реальном мире и её история начинается как очередное расследование убийства службой ФБР. Но Тёмная Сущность не дремлет и постепенно пытается проникнуть за пределы своего пространства через творчество пленённого писателя, в образе его двойника Мистера Скрэтча, с которым уже доводилось сталкиваться в одной из предыдущих игр студии. В связи с чем Сага постепенно начнёт иметь дело со сверхъестественными элементами.
Для нового персонажа Сага Андерсон оказалась на удивление прекрасным героем, за которым кроется ряд поразительных тайн, раскрытие которых приятно удивляло и влюбляло в персонажа ещё сильнее, как и её отношение к другим персонажам игры. Она действительно герой и имеет все свойственные такому архетипу качества личности. Периодически с её стороны сюжет становился интереснее, чем со стороны Алана. И она также оказалась очень грамотно вписанной в прошлую историю известных нам событий, в связи с чем её существование и участие в сюжете Alan Wake 2 не ощущается высосанным из пальца. Она отличное дополнение к касту колоритных персонажей Remedy.
Но больше всего мне понравился второстепенный персонаж Тим Брейкер, однако про него без спойлеров не рассказать, а даже если бы и рассказал, без пересказа Quantum Break ничего не поймёте. И даже пересказав сюжет той игры, будет всё равно сложно объяснить, причём тут Тим Брейкер, если там он Джек Джойс. Всё очень сложно, но при этом предельно ясно! Если это пережить самому, а не через третьих лиц.
Что же касается геймплея, то разработчики очевидно вдохновились римейками Resident Evil от Capcom. Тот же ракурс камеры за спиной персонажа, знакомые инвентарь и управление, к которому быстро привыкаешь при наличии должного опыта. Однако несмотря на столь явные заимствования, именно в рамках Alan Wake 2 всё ощущается по другому благодаря изобретательным механикам со светом, что также завязано на нарративе. Может это и экшн от третьего лица с элементами survival хоррора, но работает всё при этом как-то уникально, хоть и знакомо. Возможно за счёт того, что таких врагов и способов расправы над ними вы нигде, кроме как в обоих Alan Wake, не увидите. Уникальные враги приводят к уникальным ситуациям.
И всё таки не одним экшном ограничивается Alan Wake 2. Здесь есть ряд изобретательных головоломок, а писательским талантом Алана наконец-то дают напрямую воспользоваться, позволяя вносить изменения в историю, правда только в определённых местах, чтобы изменить реальность перед собой и либо разрешить очередную ситуацию, либо очистить себе путь дальше. Вроде бы мелочь и заскриптовано, но реализация и подача более чем покрывают этот неважный недостаток. При игре за Сагу в её ментальном месте также по скрипту мы раскладываем кусочки мозаики, чтобы сложить общую картину того или иного расследования, что всегда сопровождается дополнительными текстовыми сносками и комментариями самой Саги, что всё вместе делает процесс захватывающим.
Геймплей в целом очень хороший. Стрельба ощущается приятно, чувствуется импакт от попаданий по врагам, а игра света за счёт возросших технологий впечатляет ещё сильнее, чем в 2010 году. Загадки для разблокировки некоторых ящиков с припасами также забавляют и заставляют поработать головой, что также вносит определённое разнообразие.
Но лично я не за геймплеем в первую очередь иду к играм Remedy, а за невероятно интересным лором, продуманными сюжетами, запоминающимися комплексными персонажами, музыкой и атмосферой. Всё это здесь на высочайшем для вселенной уровне. Авторы вообще ничего не забыли из первой части и других игр студии. Alan Wake 2 креативно подходит к пропущенным Аланом 13 годам и использует этот промежуток, чтобы восполнить начатые ранее истории, арки персонажей, а также вывести на арену абсолютно новые элементы. Alan Wake 2 не смог бы быть таким, каким теперь является, выйди он вскоре после первой части в случае её успеха. Поэтому и мы и история оказались в выигрышном положении, дожидаясь сиквела более десятка лет. И на моей памяти это вторая игровая серия после Like a Dragon, события в которой соответствуют реально протекающим годам. AW2 вышел в 2023 году и в этом же году происходит сюжет игры.
На многие вопросы игра всё таки даёт ответы и финал чувствуется удовлетворительным, но в то же время Alan Wake 2 это целое поле потенциала для дальнейшего развития вселенной. Есть несколько сюжетных веток, намеренно оставшихся без завершения, чтобы стать частью следующей истории и не обязательно Alan Wake 3. Следить за Remedyverse из всех игровых миров сейчас будет интереснее всего, ибо таких до мелочей продуманных и связанных сюжетов разных игр трудно найти даже в мире кино, если только среди книг. Возможно факт того, что главным героем выступает писатель, играет на руку проработанности общей вселенной и как забавно получается, что все игры Remedy очень сильно поощряют любителей читать внутриигровые тексты.
Так как моё прохождение Alan Wake 2 выпало на 2025 год с Deluxe Edition, мне сразу были доступны все дополнительные эпизоды и они оказались классно интегрированы в основную игру, поэтому проходил сразу, как натыкался. Три эпизода Night Springs это настоящая отдушина со стороны разработчиков, цель которых максимально развлечь своих фанатов, которые следят за их вселенной с самого начала и в курсе всех хитросплетений, поэтому они точно оценят все отсылки. Улыбка с моего лица не пропадала, пока проходил Night Springs, где помимо всего прочего дают управлять тремя разными персонажами. А вот The Lake House это уже более серьёзное сюжетное дополнение, которое разворачивается незадолго до начала 6 главы со стороны Саги Андерсон. Девушка Киран Эстевез, работающая на Федеральное Бюро Контроля, знакомое фанатам по игре Control, отправляется расследовать произошедшее в точке исследования сил Тёмной Сущности. Ожидает её там только ужас, а для игроков будет поднят ряд занимательных вопросов с точки зрения лора: что такое искусство? Кто определяет, что является искусством? Как Тёмная Сущность может перевести в реальность абстрактное искусство? Способна ли Тёмная Сущность к интерпретации творчества авторов различных видов искусств? Всё это безумно любопытно и возможно будет исследованы в будущих играх студии.
Мне кажется я готов говорить об Alan Wake 2 вечность. Это шедевр. Видео игра, которую можно не стесняясь назвать настоящим искусством. Сюжет, который можно разбирать годами. Персонажи, которые останутся с тобой навсегда, произведя неизгладимое впечатление. Обязательно к прохождению, какие бы игры вы ни любили. Вас неоднократно поразят. Если бы прошёл вовремя, это была бы моя безоговорочная Игра Года 2023.