1368 250 1321 480

Disco Elysium: The Final Cut

Рейтинг игры

4.7 1832
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5

Оценка редакции

Disco Elysium: The Final Cut

Отзывы

+2
Литературный шедевр

Единственная игра ZA/UM и сразу их Magnum Opus. Много персонажей с собственными арками развития и один герой с локальной историей, которая обретает масштаб размером с Серость. Гарри - один из лучших протагонистов видеоигр. Ким - один из лучших дейтерагонистов в видеоиграх. Они оба - лучший дуэт, среди когда-либо существовавших.

ЛорСюжетПерсонажиГеймплейМузыкаКонцовкаДиалогиНе бесконечна
11 апреля


+6
Disco Elysium — лучшая RPG-игра, основанная на настольных ролевых играх (в BG3 пока не играл, не бейте)

  Вы поймете это после того, как умрете от сердечного приступа при попытке снять с вентилятора галстук или пнув изнасилованный школьником почтовый ящик, с которым, кстати, можно поговорить. В оригинальном и крайне продуманном сеттинге игра поднимает множество важных тем, которые заставляют игрока задуматься. Амнезия же является гениальным сценарным приемом, что привязывает к персонажу, о котором ничего неизвестно. Благодаря ей игрок на протяжении всего прохождения узнает главного героя и тонкости окружающего мира вместе с ним, хотя он живет в нем немало лет. В игре есть диалоги, которые могут рассмешить, а есть и те, что способны вызвать слезинку. При этом игра вообще не боится высказывать свою правду о том или ином политическом явлении. Да, мир целиком вымышленный, однако можно провести много связей с нашим миром, да и тем более различные политические идеологии здесь те же, что и у нас. Можно придерживаться совершенно разных взглядов. Первое время в нагруженных политикой диалогах я терялся и иногда выбирал противоречащие друг другу варианты, что приводило к забавным ситуациям. В итоге к середине игры мой персонаж был чем-то средним между фашистом и ультралибералом (не спрашивайте, как это уживалось друг с другом), ну а уже ближе к концу ультралиберализм вышел вперед где-то на пять значений. Коммунизм же сделан чуточку детальнее. В некоторые моменты в контексте исторических событий мира он предрасполагает к себе больше, нежели остальные идеологии, однако я был непоколебим и до последнего динамил варианты вроде «пролетариат вперед», и все равно значение коммунизма у персонажа было больше нуля. Если честно, есть небольшое желание перепройти игру с другими навыками и взглядами, но мне слишком лень. Игра проходится где-то за 40 часов, при этом она целиком состоит из текста, поэтому на никакую разрядку между диалогами надеяться не стоит. Ты просто ходишь от перса к персу и читаешь... Читаешь... Читаешь... Чутка выматывает. Разветвленного сюжета здесь нет. Как бы ты ни играл, ты всегда будешь идти по одним рельсам к заранее определенному финалу, но игра берет не этим, а тем, что твой путь к этому финалу может быть совершенно разным, поэтому Disco Elysium хочется перепроходить, чтобы открывать новые диалоги и принимать те решения, которые ты не принимал ранее.

Игра очень откровенная. Она прямо говорит о расизме, сексе, алкоголе, наркотиках, убийствах и совсем не стесняется матов. Великий русский мат раскрывается здесь на полную. Пока ты слышишь очередное «fuck», в тексте читается нечто фееричное. Поэтому уже за смелость ее можно похвалить. В совокупности с интересным и интригующим сюжетом, информативными диалогами, продуманным миром, хорошо прописанными персонажами эта игра просто влюбляет тебя в нее и не хочет отпускать. После прохождения таких игр ты ждешь вторую часть, ты жаждешь ее, но, к сожалению, сейчас у разработчиков в студии какие-то проблемы, из-за чего сиквел находится под угрозой. Надеюсь, что ZA/UM справятся со всеми невзгодами и выкатят нам еще один добротный RPG-детектив.  

5 марта

+2
Шедевр

Не знаю, сможет ли какая нибудь ещё игра достичь такого же уровня проработки и отыгрышем, но думаю, что в ближайшее время никто не сможет превзойти эту игру лично для меня, заслуженное 1 место на метакритике.

А концовка оставила такие ощущения, которые бывают обычно от тех превосходных произведений, что просто:"вот это да". Игра заслуживает того, чтобы её перепрошли и не раз

Лютый роллплейХардкоооор
29 февраля

+1
Самая лучшая визуальная новелла или симулятор ходьбы

Disco Elysium мне понравился сразу. Особенно понравилось то, что в Steam он продавался одним бандлом с Control. Но если вторую игру я прошел, то Disco Elysium стал для меня непреодолимым испытанием.Я банально устал играть в него. Хотя сперва был восторг. Музыка, озвучка, арт-дизайн, остроумно написанные диалоги... В этой игре классно все. Даже сама детективная история захватывает и не отпускает, хотя и не дает никакой определенности. По крайней мере до того момента, куда добрался я. 

Но как же медленно все развивается. Эта игра очень быстро превратилась для меня в физическое испытание и была заброшена до тех времен, когда я наконец-то смогу собраться с силами и ее поиграть

Их много и вы сами их знаетеС минусами тоже, что и с плюсами
28 февраля

+4
RPG..RPG...Хрен тебе в рыло, а не RPG!

Да, именно так! Товарищи, это не рпг! Трубите в трубы, кричите на улице, рассказывайте, что король голый - это не рпг. Это квест с элементами рпг и без гибкого отыгрыша. Это одна из причин, почему я сделал ооочень большой перерыв после первого захода - просто я не очень люблю квесты (жанр безусловно благородный), встал со стула с испариной и у уже начал грустить о 1.5 годах ожидания этого Final cut.

Как происходит любой квест в благородной рпг? Ты приходишь на место и у тебя 10 вариантов: убить, подкупить, взломать, сломать, разговорить, соблазнить, украсть, разобрать, пройти, сварить.

Как происходит в Disco Elysium? Эта дверь заперта! Ну, наверное, нужно найти ключ от неё...*Найти ключ*. Вне зависимости от вашей прокачки, точнее она помогает, но задание в чистом виде без прокачки решается именно таким способом.

Действо не превращается в типичный пиксель хантинг(хотя порой и он здесь есть, но не такой дикий) просто эти ситуации разнообразит возможность найти дополнительные детали по какому-либо заданию и уже их использовать для решения. Только! Это всеравно не скажется особо на результате. Результат один и только определяет вашу сторону в этой истории, что, скажем честно, недостаточно для полноценной рпг, а вот задачек по поиску, в попытках разрешить ситуацию, достаточно для квеста.

Арт этого бомжа впечатлил первый раз
Арт этого бомжа впечатлил первый раз

Туда же и диалоги. Диалоги это не выбор вида "какой вы персонаж или личность". Это головоломки. Ваша задача в диалогах найти важную информацию и применить её вовремя и правильно. В принципе это главная задача: заставить персонажа сыпать информацией нужной вам. Вот тут и нужна прокачка ваших навыков. Чистые головоломки у которых на подсосе прокачка навыков.

Первое, это бросок кубиков проверки (хоспадииии эти кубики...про них отдельно).

Второе, эти твои навыки дают тебе информацию в диалогах.

*При старте игры я решил вкачать себя! Бахнул в психику, среднее в интеллект и еденичку в физику, а коронным навыком выбрал эмпатию. Каково было мое удивление, когда персонаж начинает с грустным голосом что-то мне рассказывать и мяться, а эмпатия мне говорит: "Кажется ненужно давить, она расстроена и может больше нам ничего не сказать." - я это понял и без этого навыка. А риторика говорила мне на очевидную шутку про перевозку наркотиков: "Успокойся он просто шутит". Тут я понял, что если бы вкачал отличающегося от меня персонажа, то стал бы убер машиной в этой игре!*

И в конце как вы уже видели, я говорил, что тут нету отыгрыша роли. Да, ваш коп это коп..просто определенный коп. Да это крутые архетипы, но это все копы и им просто добавляются реплики. На концовку это никак не влияет и она тут одна. В любом случае отыграть своего персонажа мне не дают. Диалоги четко системные для копа детектива, который раскрывает дело - точка.

Но даже, если ты прокачался, выбрал своего копа и теперь собираешься пройти игру, учитывая свои навыки...

- О! Кубики, привет...Пожалуйста полегче со мной, ладно?
 

У тебя вкачана эмпатия коронным навыком? Шанс пройти проверку на эмпатию 85%? Не так быстро парень) Бросай! Упс...неудача. *Комп летит в окно*.
Кто придумал эти кубики? Кто посчитал, что включать рандомайзер это хорошая идея? Я в начале игры был психо и я не прошёл ни одну проверку на фиолетовый навык. Корейский рандом в квесте где тебе катастрофически важно узнавать тайны из диалогов - приехали. Я не шучу! При 90% шанса вы порой не пробрасываете навык, а при 15% порой пробрасываете. Какой тогда смысл в моей раскачке?
Если в какой-нибудь балдурс-гейт бросок кубиков в диалоге это просто забавная опция без серьезных последствий для заваливания квеста. То в диско буквально это может вылиться в еще 15 минут блуждания по карте. А уж как я в конце слушал ветер с непрокаченным навыком мммм. Буквально 2 раза фейлился, шел копить уровень и на 3 раз таки послушал, чтобы попасть на финальную локацию)

Да, это порой генерирует лулзы, когда ты запутался сам в своих логических выводах и выглядишь как ♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥, но негатива это у меня формировало намного больше. И это я на самом деле довольно таки толерантен к рандому и потерям во время игры, даже сейв скамингом никогда не занимаюсь.
Ненавижу кубики.

- Тут много качественно написанного текста! - Графомания - Да нет же, текста - Графомания! 

Я люблю текст и люблю его читать. В начале очень радуешься и правда очень проработанному тексту, и с самого начала тебя приучают, что в тексте могут быть детали на которые стоит обратить внимание, поэтому ты старательно вчитываешься. А...а потом ты встречаешь бугая расиста, который выдает тебе расовую теорию этого мира на 15 страниц(я понимаю это прикол, но очень жестокий)...а потом ты встречаешь богатую леди, которая выдает тебе историю на 10 страниц, а потом тебе сыпится какой-то незнакомый чувак на тему мироустройства на 10 страниц.

Я все понимаю, у вас детально прописанный мир и куча мыслей в голове, но это передача экспозиции через диалог. Передавать экспозицию и такие справки через других персонажей у которых по-твоему мнению может быть важная информация дурной тон, очень дурной тон. А когда понимаешь сколько времени ты это читал, а у тебя расследование с таймером - пиши пропало.

Как по мне стоило бы уменьшить количество букав о мире, показывать экспозицию через ролики или книги(как дополнительную информацию), а в диалогах сделать систему важности реплик.

Важность реплик! Да! Очень часто в диалоге может оставаться одна реплика от тебя, которая выглядит безобидно и совершенно необязательной (А учитывая кол.текст ты думаешь "Ну нахрен"), ты на нее жмешь и неожиданно узнаешь очень важную информацию.
Просто без комментариев. 

Мелкие недочеты, которые тем не менее раздражают
1. Тут беда с позиционированием для взаимодействия. Ты жмешь, а персонаж крутится на месте еле еле, не может попасть в точку.
2. В игре нету никакого обучения, хотя на самом деле в игре достаточно серьезные новшества для игр в целом. Скажите амнезия...возможно.
3. Как по мне лучше бы здесь не было одежды. Она вроде как играет важную роль, но на деле ты бегаешь с пакетом для мусора, монтировкой, в пивной майке и поверх пальто и на это всем по-боку. Смешно же.
4. В русском переводе встречается порой абсурд или странности



Итого

На самом деле пройдя через раздражения и сложности я втянулся. Я не хочу кричать "Шедевр" или про лучшую рпг как многие, - я наконец-то начал относиться к этой игре как к ней и стоит относиться. Мне интересно чем закончится это расследование и интересно читать эту книгу (когда это не откровенное графоманство), а так же интересно как мой "билд" поговорит со мной о насущном.

И самое главное, если бы я не слышал про лучшую рпг возгласы, то не так сильно реагировал бы на минусы игры. Да, квестовая бродилка, где можно по фану качать свой внутренний мир. Из реально меняющих игру выборов тут только возможность заиметь Куно в качестве напарника. Концовка огорчает очень сильно и путь к ней душноватый.

Но в любом случае это самобытная, стильная и интересная игра. Поиграйте.
P.S. Я даже на мужика подписался, который весь арт рисовал в игре

Ставьте свои минусы, давайте
Ставьте свои минусы, давайте
Арт дизайнИнтересная идея с внутренним миромХорошо написанный текстСамобытные персонажиАтмосферная музыкаМного лулзовПозиционирование герояРедкое графоманствоОтсутствие выборов влияющих на сюжетКубики
16 января

+3

Свежий игровой опыт, как промозглая весна в Мартинезе. Совсем немного играла на релизе и забросила в ожидании Final Cut, как это обычно бывает. Интересный мир, хорошая история, несмотря на постоянный флёр сюра и сатиры, здорово прописаны драматические персонажи и сцены, когда они случаются. Шикарная озвучка, одна из самых запоминающихся актёрских работ, каждый персонаж, и реальных, и внутренний, очень хороши. Это особенно важно, учитывая количество текста, слушать его в таком замечательном исполнении мне было гораздо интереснее, чем читать на релизе полотна аля твиттер. Из механик, не очень понравилось, как работает время в игре, по началу это создаёт некоторые проблемы с динамикой и наполнением дня, пока ты не можешь попасть во все области карты, чтобы со всеми поговорить. Это стимулирует искать собеседников, но всё равно порой напрягает. Так же, в начале, когда ты не совсем понимаешь, как мир работает, легко наломать дров и/или пропустить важную информацию, но, с другой стороны, это одна из фишек игры.

Из как бы минусов (потому что в контексте истории это минусом не является): развязка именно детективной истории несколько anticlimactic, учитывая события/заварушку в середине. За одно прохождение всего контента не увидеть, но история линейная с несколькими основными точками, в которые всё сходится, поэтому лично у меня переигрывать нет особого желания. Но у меня в принципе всегда так с РПГ, я стараюсь в первое прохождение добиться того, чего бы мне хотелось, и дальше уже не интересно.

13 января

+4

я не могу даже пытаться свести весь опыт к короткому отзыву

эта игра заслуживает видеоэссе

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ: [Средне: Успех] - О да, недосказанность возбуждает любопытство

(да, это банальнейший приём, но я не смог удержаться)

5 января

+1
Код 31. Офицеру нужна помощь... НА ТАНЦПОЛЕ! Настолько игра хорошо, что грустно.

ОСТАРОЖНО!! Бойтесь этой игры. Может случится так, что игра года по типу балдура 3, вам покажется топовым сливом.

Есть игры года считающиеся РПГ навроде диско и балдура. Чем балдур лучшее диско? Разберу механики сравнивая БГ3 и Диско. 

1) БОЁВКА, нужна ли в РПГ.

Мой вывод нет. Все бои в БГ напоминают мне зарисовку:

Шёл рыцарь и хотел пить, увидел озеро. У озера сидел трехглавый дракон. Рыцарь выхватил меч и начал сражаться с чудовищем. Две головы дракона отрубил. На третьи сутки дракон упал без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах уже более стоять на ногах и держать меч.

  И тогда из последних сил дракон спросил:
– Рыцарь, а ты чего хотел-то?
– Воды попить.
– Ну так и пил бы!

В БГ3 - бои ради боёв. Скопировали ДНД механику, надо же как то её реализовывать! В чём, может в отыгрыше уникальных ситуаций?
В однотипных боях...

ДНД - про вариативность и про последствия.
Пример: обычная драка ради информации. Из врагов остался вражеский и несговорчивый командир. Происходит бой , все приспешники мертвы, кроме этого командира. 
1. Монах ослепляет его кулаком выбивая глаз.
2. Варвар предотвращает последние попытки сопротивления. В своей варварской ярости он отрубает ему руку, обезоруживая его.
3. Клирик лечит вражеского командира что бы не помер.
4. Персонаж со злым мировоззрением начинает его пытать и добывать инфу. 
5 ???
6. ПРОФИТ!!
7. Потом ты можешь эту голову в дальнейшем демонстрировать, что бы в будущем кто то был посговорчивее.

Вот так это работает по тру ДНД. А в БГ все ведут себя как бессмертные. Обычные бандиты ни о чём не жалеют. 

Напарники

В БГ есть импотентные напарники, куча их! Кроме секса им мне нечего предложить. А когда его предлагают, он ни к селу не к городу. А ещё, конечно, можно решать их проблемы, КУЧУ проблем. Напарники - там как дети с отклонениями (кроме Минска). Мне с идиотами не кайфово, просто не охота с ними возится.

А Ким из диско да, Ким топ, состоит в гомосексуальном подполье, бьет пилотской пятерней. Всего 1 напарник, а как качество перевешивает количество. И проблем у него кроме твоего расследования никаких. Он компетентен.

 Ситуация с куртками. Ким как напарник, метко аргументирует. Куртка "нафиг мир" идёт мне т.к. я пытался, этот мир послать... выпилившись. Понимаете? Он навалил бэкграунда! А напарники мне наваливают в БГ кое чего другого, у них вообще своя атмосфера и проблемы.
 Ситуация с куртками. Ким как напарник, метко аргументирует. Куртка "нафиг мир" идёт мне т.к. я пытался, этот мир послать... выпилившись. Понимаете? Он навалил бэкграунда! А напарники мне наваливают в БГ кое чего другого, у них вообще своя атмосфера и проблемы.

Окружение и ситуации
В огромной на +100 часов БГ есть всего 2 хороших квеста. С Надеждой в аду и каргой на болоте. Всё равно можно было бы лутшее. ПОЧЕМУ ТАК? Даже Дьявол оказался просто злым, а могли бы и договорится. Но нет, даже убивая его - ему было пофиг.

В Еллизиуме маломальский значимый НПС - чел с характером.
Почему почтовый ящик, вызывает у меня больше эмпатии, чем страдания Гейла/Карлах/ подставить имя? 

Хороший ящик, погладь его!
Хороший ящик, погладь его!

Графен, нужен ли?

В БГ графоний харош. И диалоги там живые, актёрские, в хорошем смысле.
Но я на это смотрю и как в песне "такую чушь он нёс, что ржали все до слёз". Написать хорошо текст для игры РПОГЕ - куда важнее, чем дорогая анимация. А в БГ нет хорошего текста, на который стоит смотреть в анимации. Я не запомнил нифига из того что посмотрел, а я старался не проматывать диалоги. Красиво и бесполезно.
НО многие в диско не играли), не осилили. Им не понять что такое реально хороший, написанный диалог с хорошей подачей атмосфером и прочее.

Отыгрыш. Давай поговорим об индивидуальности. Выбор без выбора.

Есть всего 1 персонаж который можно что то отыгрывать. Это тёмный ужас или как так.

Вот он, красачик
Вот он, красачик

 Нафига хоть кому то давать возможность играть за Астариона, когда у него 1 куцый квест - победить некроманта? Так Это ЗАДАЧА! Глобально ты как персонажем им принимаешь 1 решение за всю игру. Какая индивидуальность? В БГ нет характеров. Что бы что то отыграть нужен кажется бэкграунд, и это не куцая строчка в диалоге "ответить как воин", которая ничё не меняет.  Мне неинтересно следить за этим. Что я могу отыграть в этой игре как личность, где их нет?!


Диско - есть отыгрыш. Банально начиная с этого

 3 разных прохождения. Ещё 1 когда читами максишь сразу ВСЁ. И когда занижаешь спецом все навыки.
 3 разных прохождения. Ещё 1 когда читами максишь сразу ВСЁ. И когда занижаешь спецом все навыки.

Продолжая то, каким копом будешь (арт копом, копом апокалипсиса). Заканчивая твоими полит. взглядами. Это в конце игры сыграет роль. Уж тут то добавили интересный диалог в конце. Некий разбор полётов.

СЮЖЕТ

В БГ он есть и он

ПАФОСЕН!
ПАФОСЕН!

Впечатлили школьников, создан что бы ПРЕВОЗМОГАТЬ. Врагов тут мне было рили жаль, даже с божьей помощью им никак против меня. А Потом, и богам досталось. Ну чисто аниме. Так же мир не запоминает чего ты достиг, он статичен. Бандиты как нападали так и нападают. Ну и РОЯЛИЩЕ с кустах и ВОТ ЭТО ПОВОРОТЫ. 

Диско
Тут уже обычный сюжет про убийство. Глубина в деталях. Мир у игры нестандандартный подача его уникальна.  Кто играл тот понимает.
А какие ситуации! 
Что бы сделать интересное не нужно убивать богов. КТО БЫ МОГ ПОДУМАТЬ! Можно и банальное обыграть, так что закачаешься.

В итоге что имеем. В балдуре  взяли дорогие ингредиенты  типа стейка рибая. И старательно его пережарили, залили его литрами обычной воды на +100 часов.
В диско нет таких дорогих ингредиентов типа графена, но всё выполнено великолепно. Игра которая подняла планку кач-ва до таких высот, что дорогим БГ не следовало соваться. Для меня БГ - как еда для голодных, которым всё сойдёт. БГ была работой. Хорошо, что она кончилась. Самое плохое, то, что нельзя сходу сказать РПГ норм или не норм, её надо пройти. 

Гештальт закрыт. Всем хороших РПГ а не ЭРПОГЕ
Гештальт закрыт. Всем хороших РПГ а не ЭРПОГЕ

Уникальная игра на 10ки лет, как ведьмак с его постановкой сценПоявилась озвучка!В сравнении с этой игрой, остальные сюжетные могут стать ИГОРАМИ без глубины, подачи и зарисовки
28 декабря 2023

+9
Disco Elysium: The Final Cut

Я уверен, что вы никогда раньше не играли в игру, подобную Disco Elysium, и я уверен, что эта игра точно не подходит для всех. Disco Elysium дает нам возможность поиграть за детектива, который однажды ночью так напивается, что буквально забывает все. В дополнение к приступу амнезии и разгрому своего номера, у нашего детектива проявляются не менее 24 различных личностей, каждая из которых проявляется в разное и зачастую в неподходящее время.

Перед нами стоит задача раскрыть убийство, пережить похмелье, нам предстоит попытаться раскрыть убийство и убедить своего партнера, Kim Kitsuragi, что все в порядке и мы можешь выполнять свою работу, собирая свою жизнь по кусочкам. Прелесть Disco Elysium, однако, в том, что ничто не должно быть "В порядке вещей", и что, если вы решите, вы можете полностью окунуться в кроличью нору, подпитываемую наркотиками и алкоголем, которая угрожает разрушить реальность, какой вы ее знаете.

И как бы да, вот, весьма интересная завязка сюжета, у нас классическое RPG, где нам предлагают попытаться собрать свою жизнь и попытаться продолжить важное расследование убийства. На практике мы будете колесить по городу Revachol, беседовать с подозреваемыми, допрашивать свидетелей и, возможно, петь в караоке, курить, пить, делать инъекции и нюхать запрещенные вещества, разрушающие наше сознание.

По сути, это настольная RPG, наш главный герой имеет четыре основные характеристики: интеллект, психика, телосложение и моторика. В каждой из этих категорий есть шесть черт, которые позволяют ему иметь успех или терпеть неудачу в самых разнообразных и невероятных ситуациях.

Каждая из этих черт и проявляется во время бесед и при выполнении различных задач, вы можете улучшить эти черты, надевая различную одежду и куря, выпивая и употребляя наркотики. А потом мы с облегчением обнаруживаем, что вообще нет правильного или неправильного способа играть в Disco Elysium. Неудачная проверка навыка может просто направить нас по другому пути, в то время как некоторые проверки навыков позволяют нам вернуться и повторить попытку, как только вы повысите соответствующий навык.

Представьте себе, мы увлеченно беседуем со свидетелем, и благодаря вашей способности к электрохимии мы замечаем, что он курит огромную, вкусную сигару, которая нам просто необходима, что в результате позволяет нам изменить разговор вообще на другую тему. Точно так же мы можем идти по улице, и наша внутренняя империя может решить вмешаться, привлекая нас к запаху, который, в свою очередь, может привести вас к секретному убежищу или какой-нибудь ранее не посещаемой части этого мира.

Таким образом, такие события происходят довольно часто в Disco Elysium, и это не кажется чем раздражающим (может быть иногда), а скорее ощущается как естественный способ получить от игрового мира больше информации и нового уровня погружения. Из-за огромного разнообразия и творческой широты, в сочетании с плотностью игрового мира и всеми разнообразными квестами, скрытыми заданиями и тысячами доступных вариантов событий, каждое прохождение Disco Elysium похоже на что-то уникальное, которое меняется каждый раз, когда вы играете.

Еще особенно приятно обнаружить, так это то, что Disco Elysium происходит в живом, который движется вперед независимо от ваших действий. Дни идут, происходят уникальные события, люди появляются в разных местах в разное время и открываются новые возможности.

Как бы ни был хорош Disco Elysium (конкретно я играл в версию для Nintendo Switch). Технически все мягко говоря не идеально, происходят баги которые могу сломать игру, и если вы не сохранились 5 минут назад, то можно опять переигрывать солидную часть игры, просто потому что персонаж решил застрять в проходе, и к этому что еще можно приписать просадки FPS, и другие мелкие огрехи.

В итоге я хочу сказать что игра, очень хороша, в визуальном и сюжетном плане, ну как я уже говорил выше игра не для всех, в нее иногда тяжело играть, и плюсом технические не самая идеальная игра, как произведение искусства, игра обязана существовать и вы должны ее пройти хотя бы один раз, но все таки это очень специфичный проект, который не каждый сможет осилить. 

25 декабря 2023

+3
Что для одного - Текила Сансет, для другого - только Текила Санрайз

Disco Elysium: The Final Cut (ролевая игра, детектив; Windows, macOS, PlayStation 4, PlayStation 5, XBOX ONE, XBOX Series X/S, Nintendo Switch; ZA/UM; 2019; Эстонская Республика) - одна из самых необычных игр, которая дает огромный простор для отыгрыша того или иного персонажа. На фоне местной системы выборов и диалогов все игры того же Дэвида Кейджа покажутся просто детским лепетом, а про львиную часть современных РПГ я и вовсе скромно промолчу. Она кажется настолько идеально выверенной и филигранной, что, до столкновения с парой - тройкой спорных недостатков и игровых условностей, ты прямо погружаешься в этот безумный безумный мир и отыгрыш. Это первый за последнее время случай, когда прямо не замечаешь то, как пролетает время за диалогами, которые ввиду качества писанины и возможностей для ролевой игры получаются более увлекательными, чем весь экшен из последних частей какой - нибудь Call of Duty. А довершает все уникальный визуальный стиль, который сделан вдумчиво и с большой любовью, и благодаря ему игра окончательно и намертво врезается в память и встает в мой личный список фаворитов

Начну как раз с визуала - тут игра выполнена в изометрическом стиле а - ля классические РПГ, вроде первых двух частей Fallout или Plantscape: Torment, коей разработчики особо сильно вдохновлялись. Этот стиль тут играет скорее на пользу, поскольку благодаря работе с ракурсами и местному уникальному арт - стилю, напоминающему работы мастеров кисти двадцатого века складывается ощущение, что смотришь на полотно. Также, стоит отметить и портреты персонажей - за счет деталей и работы со светом и цветами удается сформировать представление о том или ином герое чуть ли не сразу же. И еще нельзя не отметить местную музыку - порой меланхоличную, порой спокойную и красивую, порой трогательную, порой напряженную, но всегда великолепную и передающую атмосферу мест и ситуаций

Сюжет стартует с пробуждения нашего главного героя ото сна в одних трусах с початой бутылкой из - под алкоголя под рукой в номере, будто пережившем спиртовой апокалипсис и без единого воспоминания о реальности и своем положении в голове. Как вскоре выясняется, наш гг - детектив, который целую неделю люто синячил и устраивал съемки типичного фильма Жоры Крыжовникова ИРЛ (а, стоп, про синьку ведь уже писал), и к нему направили напарника из другого участка - замкнутого, умного и настроенного на исполнение прямых обязанностей Кима Кицураги. Нашему же горе - детективу, кроме разгадывания дела об убийстве человека на заднем дворе отеля "Танцы в тряпье", предстоит еще и узнать все, что возможно, об окружающей реальности, а также так или иначе повлиять на нее

Да, завязка с амнезией может насторожить и показаться банальной, но не стоит так сразу судить - поскольку данный момент очень даже хорошо встраивается в саму систему игры, так как и игрок тут новичок. Кроме того, это хорошо и встраивается в нарратив о составлении своей личности, своего персонажа (поскольку, если бы у героя была полноценная память о своем прошлом, получилось бы странно, что герой начал ни с того - ни с сего вести себя противоположным образом). К основной ветке сюжета, так - то, нет никаких претензий - она интересная, интригующая, да и ваши действия так или иначе влияют на нее, пусть и основная линия будет не сильно - то меняться - дело - то вы разгадаете, прикол тут в том - как вы это сделаете? Но есть у него и один не самый приятный минус - думаю, каждый, кто читал хотя бы пару - тройку детективных романов, или смотрел сериалы какие, знают основной признак хорошего детектива - зритель, будучи достаточно внимательным, может догадаться, кто же является душегубом или воришкой, или еще каким нарушителем покоя. И тут - то Disco Elysium и проваливается, поскольку у вас просто нет возможности догадаться до того, кто является убивецом вплоть до конца. Разве что можно дойти своим умом до того, как произошло дело, да и то - незадолго до того, как сами герои до этого доберутся

Но детектив об убийстве тут далеко не самое главное. Главное - это детектив о самой реальности, а также дополнительные задания по помощи (или не помощи - тут зависит от точки зрения и самой ситуации) тем или иным персонажам. И тут как раз игра раскрывается на все сто - поскольку чуть ли не каждый из них является уникальной и интересной личностью со своей историей и своей харизмой, и у каждого есть своя арка. Тут вам и спид - панки, которые хотят открыть то ли клуб, то ли нарколабораторию, то ли оба предприятия ради того, чтобы устроить все ПО ХАРДКОРУ И ПО ЛЮБВИ, тут и владелица книжного магазина, которая использует свою дочку как зазывалу в магазин и консультантку, а также верит во всякую чертовщину, тут и огромный расист, который затирает шизотеории про расы, одним словом отбирая право на продолжение рода у одних и давая его другим, тут и студенты - инфраматериалисты, которые верят в то, что одной революционной мыслью можно и здания держать в самых разных противоречащих базовой физике положениях, и репку выращивать в промышленных масштабах, и даже фашиков рвать в клочья. Какой - нибудь из героев да и войдет в ваше сердце

Геймплей тут завязан на диалогах, монологах, размышлениях, которые тут заменяют боевую систему, так как те или иные моменты могут нанести нашему гг психологический и физический урон - при достижении нуля он либо умрет от пердечного сриступа, либо окончательно поедет кукушечкой и пойдет жить под мост и кидаться фекалиями в несчастных прохожих, следуя принципам анархо - примитивизма и Теда Качински

Раз уж я упомянул политоту, то надо бы отметить те качества, которые приобретаются в диалогах - при выборе достаточного количества тех или иных вариантов при диалогах с вами свяжутся ваши собственные мысли (о коих ниже), предлагая пойти по тому или иному пути. Есть политические пути и пути того или иного копа. Вторые не имеют особого значения, кроме тех или иных перков, а также самого отыгрыша. А вот первые позволяют пойти по одному из четырех особых квестов. Как уже можно было догадаться, политических направлений здесь четыре - коммунизм - мазовизм (от Краса Мазова - местного аналога Карла Маркса), морализм - центризм (от названия местного аналога НАТО), ультралиберализм (тут все понятно), ну и фашизм (что, кстати, не особо понятно - поскольку само слово берет начало от названия итальянской партии и идеи фасции, и просто интересно - а что тут за аналог Бенито Муссолини? и есть ли он вообще, или авторы взяли название чисто для понимания игроками?). Каждый из них является очень и очень интересным

Также, у героя есть набор навыков по четырем направлениям - интеллекту, психике, физиологии и моторике. Всего этих скиллов 24, и каждый из них будет "говорить" с нами, порой давая те или иные подсказки, порой подмечая нужные элементы, а порой просто вмешиваясь для "прЕкола" и издевательства над и так шаткой психикой героя. Каждый из них имеет свою харизму, однако услышать всех их вам не дано - поскольку частота их появления прямо пропорциональна их прокачке. Также, от нее и зависит то, как пройдет "проверка" того или иного навыка, при которой бросаются абстрактные кубики, которые и решают, удачно ли будет действие, или нет. Они бывают двух видов - красного, при котором нельзя повторить попытку, и белого, которые можно снова попробовать при прокачке того или иного скилла. Также, на них влияет и экипировка героя, так что порой придется напяливать и не самые хорошие шмотки из - за желания большего шанса на возможность получения успешного исхода. Так что получается такая ситуация, когда ты формируешь героя, который силен в чем - то одном, но слаб в другом. К примеру, герой - силач с ловкими ручками будет слабоват на ум и в общении и чтении собеседника, в то время как интеллектуал или человек - открывашка не сможет поймать какие - нибудь ключи, при этом не выбив себе глаз, или сломать хлипкий замок, при этом не сломав себе руку и не получив тот самый пердечный сриступ. И за счет этих самых скиллов каждое прохождение может сильно отличаться и за счет этого быть интересным - к примеру, в разделе психологических навыков есть "Внутренняя Империя", при сильной прокачке которой можно говорить со своей одеждой и с трупами, и по итогу у вас будет огромная семья - от колоска до уродливого галстука, и только санитары и прочие зануды в нее не будут входить. А "Электрохимия" так и будет уговаривать вдолбить шикарного льда и пойти домогаться всего того, что движется, а что не движется - двигать и там уже окучивать. "Сила воли" будет всеми силами поддерживать вас и ставить на путь истинный, а "Сумрак" - подговаривать убивать всех и вся, кто не в ладах с тобой

Также, есть такая система, как "кабинет мыслей", в котором вам предстоит обмасливать те или иные мысли, которые при выводе будут давать те или иные перки или минусы к статам (ну или возможность получить диалог или проход по сюжету)

Пожалуй, надо бы все же упомянуть второй минус и дать предостережение. Поскольку второй шанс при белой проверке дается только при прокачке, то для этого нужно очко. А на него надо наработать диалогами и выполнением квестов. И перед финальным квестом игра припасет проверки, которые надо бы пройти, если не хочется в конце остаться в лохах. Так что лучше бы вам оставлять пару - тройку очков в запасе, а не тратить их на те навыки, которые вам просто - напросто нравятся. Причем они относятся именно к физическим навыкам, так что желаю особой удачи тем, кто проходит игру за интеллектуала или психика - говоруна с модными красными мокасинами, она им понадобиться. Да, можно перезагружать, вот только это рушит весь опыт с прохождением игры как уникального приключения с неудачами, вес которых вам предстоит нести

Но это так, маленькие недостатки относительно того, что игра делает удачно и в чем она гениальна. Это отличная трагикомичная (или комично - трагическая) история, в которой ты можешь стать хоть коммунистом - копом апокалипсиса с тягой к творчеству, хоть занудой - моралистом, хоть ледоколом - """традиционалистом""", кричащим, что "ОН ЗДЕСЬ ВЛАСТЬ", своему засаленному пиджачку - она позволяет веселиться в себе, и при этом порой так сильно бьет общей трагичностью положения, что еще долгое время ходишь с мыслями о не очень хорошем. При этом игра всегда найдет то, о чем с вами поговорить - хоть вы в веселом состоянии, хоть в грустном. Эту игру нельзя пропускать тем, кому интересна данная индустрия как стезя творчества - это редкий пример современного произведения искусства, которое не страдает сильнейшим приступом претенциозности на пару с синдром Даннинга - Крюгера, которая не боится веселья и задора, но при этом имеет и долю горечи, от которой люди и кроются в том самом сумасшествии

26 ноября 2023

+5
Disco Elysium

Самый чистый и едрёный телепорт в пропахшие мочой улочки твоей родной деревни

Диалоги сотканы из самых притягательных букв, расставленных в верном порядкеПерсонажи источают запах родных ебенейИстория будто рассказана самым искусным рассказчиком - твоим дедом, если бы тот рос в 90х Стиль вырвали из твоего кислотного мозга, утопающего в лсд и антидепрессантах Куно похуй
7 ноября 2023

+5
Если бы роман был игрой

Я осталась под большим впечатлением от Диско. Игре удалось выйти за рамки платформы: это не просто игра, это интерактивный роман об одиночестве, потере себя и ужасе бытия. Игровой процесс состоит из перемещения по карте и чтения диалогов, что могло бы быть утомительным, но как бы не так. Каждый персонаж запоминается, а их истории хочется обдумывать и после выхода из игры.

Детективная составляющая игры отлично работает. Интересно осматривать место преступления, собирать улики, подмечать детали. Геймплей составлен грамотно, и поэтому хочется вместе с главным героем докопаться до истины.

Стоит отметить, что визуал в Диско невероятный. Все сцены в игре будто сошли со стен картинной галереи. А какая музыка: с одной стороны, она ненавязчивая, но в то же время запоминается. Я бы осталась на вечеринку в церкви на полуострове!

Не хочется говорить о минусах, но они есть. Иногда персонажи говорят реплики, которые явно происходят из квеста, который не выполнялся. Как будто некоторые ветки диалогов не состыковались. Ещё не совсем поняла необходимость прокачивать "Мысли": они дают бонусы к навыкам, но то же самое даёт одежда. Только она не требует тратить очки.

Это отличная игра! Жаль, что короткая. Рекомендую!

СюжетГеймплейПерсонажиВизуалМузыкаЛорКороткая - хотелось бы побольше исследовать мир
28 сентября 2023

+3
He just like me fr

bottom text

Классно написаноСаундтрекСеттинг, стильГоворят с разными билдами диалоги воспринимаются совсем по разному Раздражают кубики: да, почитать что произошло после неудачи интересно, но в результате то всё равно надо либо сэйвскамить, либо жертвовать побочками ради мэйн квеста(повторить некоторые броски можно только после лэвлапа, а их число ограничено)Субъективно, но иногда(очень редко) надоедает читатьКонцовка разочаровающая если смотреть на игру как на детектив, но очень подходит общему посылу
27 сентября 2023

+3
Убежище для уставшего от неглубоких игр в попсовых сеттингах.

Примерно четыре дня меня не было в этой реальности, я стал копом, мучимым похмельем, опустошающей саморефлексией, не предвещающим ничего хорошего расследованием убийства и долгими загрузками (соответствуй мой компьютер системным требованиям, думаю, последнего я бы мог избежать).

Мучения не в буквальном смысле, конечно, игра наоборот доставила очень много удовольствия. Скажу громче: это ОБАЛДЕННАЯ РОЛЕВАЯ ИГРА, обалденность которой состоит в удачном сочетании низкого порога вхождения и глубины отыгрыша. Это только для затравочки. "Обалденность" её также выражается в:
- огромном количестве качественнейших диалогов, крайне вариативных, смешных, печальных, остроумных, трогательных, колоритно озвученных и теперь отлично переведённых на русский язык;
- вовлечённости, ролёвости (ВНЕЗАПНО!) происходящего; увы, мало кто понимает что суть рпг не в прокачке, а в обилии вариантов взаимодействия с персонажами и с миром И моральном ощущении ответственности за свой выбор, глубоких последствиях его; обычная ситуация для такой игры, где персонаж с одними прокачанными чертами найдёт такой длительный путь прохождения, который будет неведом для того же героя с другими чертами;
- беспрецедентном психологизме - зачастую диалог происходит внутри главного героя, разговор с самим собой; почти каждое событие в игре находит индивидуальный отголосок в психике главного героя, порой это крайне потешно, порой это задевало лично меня, следовательно, вполне может задеть и любого другого игрока;
- простой в освоении, но интересной, продуманной ролевой системе;
- необычном сеттинге - выдуманном, но имеющим множество аллюзий на реально происходившие события, социальные, политические, культурные, научные; огромное удовольствие получаешь от погружения в мир, лор которого не вываливают на тебя скопом (как грешат многие фэнтезийные проекты); при этом ощущается, что авторы хорошо подкованы в тех темах, которые задеваются, и дают вам такой простор для восприятия мира, какой могут;
- стильном визуальном и звуковом оформлении, украшающем и уплотняющим атмосферность приключений; чувствуется некоторая камерность, но, если вспомнить что ZA/UM была и разработчиком, и издателем, проект во многом авторский, а масштабы требуют масштабных же бюджетов, то это даже смешно обсуждать.
- самой глубокой рефлексии о политике, истории и психологии в видеоиграх; да что там, это одно из самых глубоких и красивых произведений, что я встречал, о печали - чувстве, важность понимания которого будет отрицать только незрелый человек.


если при запуске у вас игра вылетает, попробуйте увеличить файл подкачки.

проходил не в стиме, но игру купил, чтобы выразить своё глубочайшее уважение к проделанной работе и "МЕГАФАЗМАТИЧЕСКОМУ" результату. Буду проходить вновь, чего и вам желаю ;)

16 сентября 2023

0
Лучшая история про копа в фантастической антиутопии

Как любитель политических интриг и детективных историй, играл в Элизиум с удовольствием и прошёл игру за неделю. Советую всем, кто увлекается политикой, а также тем, кто соскучился по откровенным эмоциональным историям в видеоиграх.

Глубокий, проработанный мирРазнообразные политические системыВариативность отыгрышаКолоритные персонажиОтличный русский перевод и озвучкаОднообразие
2 августа 2023

-5

Игра мегакрутая, но хотелось бы играть в игру, а не только читать

Классно написанный текстЧитать скучно
14 июля 2023

+6
То как должны выглядеть ролевые игры.

В чём смысл ролевых игр? Данный вопрос имеет достаточно простой ответ: Почувствовать себя созданным персонажем, и погрузиться в тщательно созданный сценаристами и геймдизайнерами мир. Disco Elysium превосходно справляет со всеми этими задачами.

Начнём с отыгрыша, от меню создания персонажа и до финального диалога вы создаёте личность, со своими идеалами, политическими взглядами и методами решения проблем. Отражается в первую очередь в системе навыков, каждый навык выступает помимо навыка(для преодоления препятствий), но также и советником в диалоги - это не просто умения, это свойства твоей личности. Так же ваши поступки не забываются и они ведут к разным последствиям(в основном разном отношению к вам). Даже не смотря на одну концовку ты чувствуешь что создаешь личность и есть последствия. А также есть простор для реиграбельности.

Теперь перейдём к второму главнейшему элементу ролевых игр - мир и лор. Мир игры имеет свою атмосферу технологии и продуманную историю. Его чудовищно приятно  изучать, лично по моим ощущения он отдаёт таким лёгким и достаточно уникальным ретро-футоризмом. Так же в это отлично вписан на герой, у него ретроградная амнезия и по мимо сюжетного конфликта это даёт вашему персонажу резон расспрашивать всех вокруг об этом мире, давая игроку изучить этот мир при этом не мешая отыгрышу. 

Остался последний элемент, в чём геймплей? Все взаимодействия(помимо ходьбы) выполнены через диалоговое окно, в котором вы выбираете действия и реплики, некоторые из них требуют проверки навыка которая учитывает ваш уровень  какого то навыка, бонусы за выясненную информацию и наличие каких то  предметов, а также самое спорное бросок двух шестигранников(но к этому вернёмся позже). Так же как я уже говорил ваши навыки дают вам советы, по примерно такой схеме: идёт диалог, игра проверяет хватает ли у вас владения навыка что бы он вам что то подсказал и выдает вам его совет(не обязательно успешный). Также у вас есть две полоски хп: психического(определяется количеством очков психики) и стандартное(определяется количеством очков физиологии), при некоторых ситуация оно тратится и есть хилки, в цело всё стандартно.

И остаётся упомянуть ту не большую проблему, про которую я упоминал раньше. Рандом не очень нужен этой проверке, по крайне мере в том объёме в котором он в есть. Случайно пройти проверку в которой у тебя 3% успеха, это контр логично и немножко не подходит. Так же есть обратная ещё более неприятная ситуация когда с 97% собрав все улики ты случайно можешь завалить. Возможно кому то это даже понравиться или не покажется такой уж проблемой, моё мнение такого что в всей прекрасной ролевой системе Disco Elysium, такой иногда решающий рандом мешает, я не против рандома, но в меньшем масштабе. 

По итогу можно сказать что за последние 10-20 лет Disco Elysium один из лучших, если не лучший представитель ролевых игр и всем последующим стоит опираться именно на него.

Отличная ролевая система.Прекрасно проработанный мир и лор.Далеко не плохой сюжет.Очень пиритная, но не требовательная графика.Чрезмерная роль рандома при проверки характеристик(хотя возможно это вкусовщина).
3 июля 2023

+2
Просто поиграйте!

Посмотрев видео-обзор на сг, меня одолела мысль "Это надо пройти!". Как-то на распродаже в стиме мне вспомнился сей шедевр, я сразу же BUY THIS. Единственное разочарование - почему по распродаже... Создатели просто заслужили больше золота!
Игра вознаградила меня званием "супер-звезда-нацист-женоненавистник". Лучшая интерактивная книга. 12/10

ПоиграйтеПоиграйтеПоиграйте
3 июля 2023

+21
Причина моей ненависти к детям или как подросток довел меня до инфаркта

После прохождения этой игры я не могу разглядеть свое отражение в зеркале, так как не могу поймать нужное число на кубиках. А еще я стал пить и у меня начала болеть спина. *Эквилибристика: «Ловким движением пальцев ты публикуешь этот ужасный отзыв. Хоба! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Отзыв вышел на свободу» 

*Эмпатия: «Ты серьезно думаешь, кто-то посмеется над этим отзывом и поставит тебе плюс? Боже, какой ты наивный, зачем я вообще с тобой разговариваю»

Прекрасно прописанные до тошноты вариативности решенийОтличный сюжетСаундтрек в этой игре считаю нельзя оставлять без внимания, но не стоит ожидать что-то на уровне Hans ZimmerДиалоги с предметами куда интереснее, чем с некоторыми людьми Пытаясь решить внутренние проблемы главного героя, начинаешь развивать своих «внутренних демонов» Уместный юмор, из-за которого местами можно надорвать животик Я прочитал эту игру быстрее, чем «Войну и мир». Развивает чувство ритма и стиляKuno doesn’t fucking care Не могу спокойно смотреться в зеркало
9 мая 2023
1 2 3
из 3 страниц