Да, именно так! Товарищи, это не рпг! Трубите в трубы, кричите на улице, рассказывайте, что король голый - это не рпг. Это квест с элементами рпг и без гибкого отыгрыша. Это одна из причин, почему я сделал ооочень большой перерыв после первого захода - просто я не очень люблю квесты (жанр безусловно благородный), встал со стула с испариной и у уже начал грустить о 1.5 годах ожидания этого Final cut.
Как происходит любой квест в благородной рпг? Ты приходишь на место и у тебя 10 вариантов: убить, подкупить, взломать, сломать, разговорить, соблазнить, украсть, разобрать, пройти, сварить.
Как происходит в Disco Elysium? Эта дверь заперта! Ну, наверное, нужно найти ключ от неё...*Найти ключ*. Вне зависимости от вашей прокачки, точнее она помогает, но задание в чистом виде без прокачки решается именно таким способом.
Действо не превращается в типичный пиксель хантинг(хотя порой и он здесь есть, но не такой дикий) просто эти ситуации разнообразит возможность найти дополнительные детали по какому-либо заданию и уже их использовать для решения. Только! Это всеравно не скажется особо на результате. Результат один и только определяет вашу сторону в этой истории, что, скажем честно, недостаточно для полноценной рпг, а вот задачек по поиску, в попытках разрешить ситуацию, достаточно для квеста.
Туда же и диалоги. Диалоги это не выбор вида "какой вы персонаж или личность". Это головоломки. Ваша задача в диалогах найти важную информацию и применить её вовремя и правильно. В принципе это главная задача: заставить персонажа сыпать информацией нужной вам. Вот тут и нужна прокачка ваших навыков. Чистые головоломки у которых на подсосе прокачка навыков.
Первое, это бросок кубиков проверки (хоспадииии эти кубики...про них отдельно).
Второе, эти твои навыки дают тебе информацию в диалогах.
*При старте игры я решил вкачать себя! Бахнул в психику, среднее в интеллект и еденичку в физику, а коронным навыком выбрал эмпатию. Каково было мое удивление, когда персонаж начинает с грустным голосом что-то мне рассказывать и мяться, а эмпатия мне говорит: "Кажется ненужно давить, она расстроена и может больше нам ничего не сказать." - я это понял и без этого навыка. А риторика говорила мне на очевидную шутку про перевозку наркотиков: "Успокойся он просто шутит". Тут я понял, что если бы вкачал отличающегося от меня персонажа, то стал бы убер машиной в этой игре!*
И в конце как вы уже видели, я говорил, что тут нету отыгрыша роли. Да, ваш коп это коп..просто определенный коп. Да это крутые архетипы, но это все копы и им просто добавляются реплики. На концовку это никак не влияет и она тут одна. В любом случае отыграть своего персонажа мне не дают. Диалоги четко системные для копа детектива, который раскрывает дело - точка.
Но даже, если ты прокачался, выбрал своего копа и теперь собираешься пройти игру, учитывая свои навыки...
- О! Кубики, привет...Пожалуйста полегче со мной, ладно?
У тебя вкачана эмпатия коронным навыком? Шанс пройти проверку на эмпатию 85%? Не так быстро парень) Бросай! Упс...неудача. *Комп летит в окно*.
Кто придумал эти кубики? Кто посчитал, что включать рандомайзер это хорошая идея? Я в начале игры был психо и я не прошёл ни одну проверку на фиолетовый навык. Корейский рандом в квесте где тебе катастрофически важно узнавать тайны из диалогов - приехали. Я не шучу! При 90% шанса вы порой не пробрасываете навык, а при 15% порой пробрасываете. Какой тогда смысл в моей раскачке?
Если в какой-нибудь балдурс-гейт бросок кубиков в диалоге это просто забавная опция без серьезных последствий для заваливания квеста. То в диско буквально это может вылиться в еще 15 минут блуждания по карте. А уж как я в конце слушал ветер с непрокаченным навыком мммм. Буквально 2 раза фейлился, шел копить уровень и на 3 раз таки послушал, чтобы попасть на финальную локацию)
Да, это порой генерирует лулзы, когда ты запутался сам в своих логических выводах и выглядишь как ♥♥♥♥♥♥♥♥♥♥, но негатива это у меня формировало намного больше. И это я на самом деле довольно таки толерантен к рандому и потерям во время игры, даже сейв скамингом никогда не занимаюсь.
Ненавижу кубики.
- Тут много качественно написанного текста! - Графомания - Да нет же, текста - Графомания!
Я люблю текст и люблю его читать. В начале очень радуешься и правда очень проработанному тексту, и с самого начала тебя приучают, что в тексте могут быть детали на которые стоит обратить внимание, поэтому ты старательно вчитываешься. А...а потом ты встречаешь бугая расиста, который выдает тебе расовую теорию этого мира на 15 страниц(я понимаю это прикол, но очень жестокий)...а потом ты встречаешь богатую леди, которая выдает тебе историю на 10 страниц, а потом тебе сыпится какой-то незнакомый чувак на тему мироустройства на 10 страниц.
Я все понимаю, у вас детально прописанный мир и куча мыслей в голове, но это передача экспозиции через диалог. Передавать экспозицию и такие справки через других персонажей у которых по-твоему мнению может быть важная информация дурной тон, очень дурной тон. А когда понимаешь сколько времени ты это читал, а у тебя расследование с таймером - пиши пропало.
Как по мне стоило бы уменьшить количество букав о мире, показывать экспозицию через ролики или книги(как дополнительную информацию), а в диалогах сделать систему важности реплик.
Важность реплик! Да! Очень часто в диалоге может оставаться одна реплика от тебя, которая выглядит безобидно и совершенно необязательной (А учитывая кол.текст ты думаешь "Ну нахрен"), ты на нее жмешь и неожиданно узнаешь очень важную информацию.
Просто без комментариев.
Мелкие недочеты, которые тем не менее раздражают
1. Тут беда с позиционированием для взаимодействия. Ты жмешь, а персонаж крутится на месте еле еле, не может попасть в точку.
2. В игре нету никакого обучения, хотя на самом деле в игре достаточно серьезные новшества для игр в целом. Скажите амнезия...возможно.
3. Как по мне лучше бы здесь не было одежды. Она вроде как играет важную роль, но на деле ты бегаешь с пакетом для мусора, монтировкой, в пивной майке и поверх пальто и на это всем по-боку. Смешно же.
4. В русском переводе встречается порой абсурд или странности
Итого
На самом деле пройдя через раздражения и сложности я втянулся. Я не хочу кричать "Шедевр" или про лучшую рпг как многие, - я наконец-то начал относиться к этой игре как к ней и стоит относиться. Мне интересно чем закончится это расследование и интересно читать эту книгу (когда это не откровенное графоманство), а так же интересно как мой "билд" поговорит со мной о насущном.
И самое главное, если бы я не слышал про лучшую рпг возгласы, то не так сильно реагировал бы на минусы игры. Да, квестовая бродилка, где можно по фану качать свой внутренний мир. Из реально меняющих игру выборов тут только возможность заиметь Куно в качестве напарника. Концовка огорчает очень сильно и путь к ней душноватый.
Но в любом случае это самобытная, стильная и интересная игра. Поиграйте.
P.S. Я даже на мужика подписался, который весь арт рисовал в игре