Несмотря на статус культового хоррора, Silent Hill 2 вряд ли способна хоть кого-то напугать. Ведь она не про страх, она про атмосферу. Атмосферу постепенного погружения в мрачный ночной кошмар, переполненный ощущением тревоги, тоски и безысходности. Добавляя в этот коктейль безрадостные пейзажи Тихого Холма и меланхоличную музыку, игра создаёт, я не побоюсь этого слова, по-настоящему депрессивное настроение жуткого покинутого и забытыми всеми города-призрака (ну либо вашего Мухосранска в пасмурный день). И депрессивность это, наверное, главный эпитет которым я могу охарактеризовать Silent Hill 2. Но, к сожалению, от настолько легендарного хоррора, ожидаешь совсем не этого, а возможности вкусить реальный страх, на что надеяться тут точно не приходится.
Отзывы
Пройдя игру на концовку "Уход / Leave", я остался со смешанными чувствами. Даже не знаю, как объяснить, что именно не так. Игра вышла плохой, и я не понимаю, как такое возможно, если очень большое количество людей хвалили серию Silent Hill именно за эту часть.
Игра началась очень круто! Классная музыка, насыпали сюжета, дали цель и выпустили в "открытый" мир. Но по мере игры я начал скучать от постоянного бектрекинга, когда ради какого-то предмета ты вынужден возвращаться в начало локации, а потом снова возвращаться, понимая, что этот предмет не сильно поможет продвинуться дальше. Это превращается в утомительное исследование уже знакомых комнат в поисках упущенного. И, боже... даже писать об этом скучно, не говоря уже о геймплейной составляющей.
В игре много брождения по миру, где не происходит ничего интересного. Да, локации меняются вместе с обстановкой и временем суток, но на этом всё. Везде одни и те же болванчики, которые появляются в новых местах. В первые пару часов игры ты ходишь напряжённый, не понимая, откуда ждать страшный скример или врага, напавшего врасплох. Но по итогу этого всего нет, и ты просто спокойно гуляешь, обходя монстров и добираясь из пункта А в пункт Б. И так большую часть игры! Хотя бы музыку могли поставить на фон для разнообразия, какой-нибудь эмбиент, но даже с этим у игры проблемы.
Музыка, звуки, саунд-дизайн это кошмар. Просто чаще всего в игре тишина. Да, слышны звуки шагов, монстров и взаимодействия с вещами, с локацией, по типу битых стекол, дверей и т.д. Толку от этих звуков нет, когда ты час гуляешь по локации, а звуки приелись настолько, что ты просто ждёшь хотя бы появления врага, чтобы хоть как-то разнообразить игру. В игре есть классные треки, но их по пальцам одной руки можно посчитать, и то они играют пару раз за всю игру. Вспомнить то же начало/конец игры, где играет классная музыка, но большего вспомнить не могу.
Головоломки в игре хорошие, но из-за большого их количества игра наскучивает. Ты пришёл за атмосферой, за сюжетом, но всё это подождёт, пока ты не решишь дурацкую загадку. Но когда ты её решишь, уже будешь опустошён, потому что ломал голову, и тебе плевать, что там дальше, ты просто хочешь отдохнуть.
Решение сделать головоломки в зависимости от региона игры - это было глупо! В зависимости от сложности ещё могу понять смысл, но регионально менять - это дебилизм. В японской версии некоторые головоломки были упрощены, чтобы сделать игру более доступной для широкой аудитории, в то время как в западных версиях могли быть более сложные или запутанные задачи. Я видел, как у многих загадки были ломанные, и коды от замков не показывались в локациях, в записках, и всё потому, что у кого-то стояла другая сложность или человек имел игру другого региона.
Что касается боссов, то они разочаровали, и можно сказать кратко: они говно. Та же первая часть была интереснее, потому что боссы были разные, и с каждым была своя тактика. Где-то обойти, где-то бегать, не стоя на месте, а здесь всё сводится к тому, чтобы держать дистанцию и стрелять. Разочарованием стало для меня икона серии игр SH "пирамидаголовый". Первая встреча с ним как босс-файт была плохой и даже не страшной. Нам так классно показывали его, что реально наводило жути. В итоге с ним не было смысла даже драться, так как пистолетом его не взять - нужен дробовик, которого игра решила пока что не выдать. Тупо бегал из угла в угол минуты три, и «файт» сам закончился. Первое впечатление не понравилось. Даже страшно не было, скорее нелепо, видя очень медленные анимации и кричащую музыку на фоне, от которой болели уши. Босс-файты в целом сделаны глупо и где-то непродуманно. Чаще всего тебя помещают в комнату условно 3х3м с боссом, и, сделав пару выстрелов, нужно обойти его, держась постоянно на расстоянии, но узкое пространство почти не даёт этого сделать, и приходится получать урон.
Ну, думал, если стрелялки вышли плохими, то может сюжет будет афигенный? Всё-таки, как я слышал, игра чуть ли не философская и вообще заставляет о многом задуматься. Сюжет вышел двояким. С одной стороны, он очень необычный, с кучей твистов и поворотов, но с другой стороны, вокруг сюжета двигаются разные персонажи, которые портят его. При прохождении SH 2 герой встречает в городе живых людей в малом количестве, что, казалось бы, хорошо для того, чтобы их раскрыть, но как в первой части, так и в этой они тоже вышли скучными и не запоминающимися. Снова ничего о них не знаем, мы видим лишь то, что происходит на экране, и не больше. А на экране нелепые диалоги. Персонажи разговаривают так, будто не слышат друг друга, и каждый талдычит о своём. Я будто смотрю русские мелодрамы по телевизору - вот как это можно описать. К персонажам вообще нет симпатии, все по-своему грешны, и, как бы это хорошо ни было, это их и отличает друг от друга, но все они ведут себя одинаково эгоистично, из-за чего не было желания и интереса узнать кого-то получше. Просто оболочки без так называемой "души". Пустые болванчики с разными скинами и голосами.
Главного героя иначе как урод не назовёшь. Он постоянно ведёт себя будто наплевательски, весь такой ни бе, ни ме. Персонажи убегают в истерике, а он просто стоит и смотрит, как они уходят, и вместо того чтобы что-то предпринять, каждый раз тянется своими культяпками к людям и просит подождать. Его постоянное нытьё в сценах и гробовое молчание по игре раздражают. Почти нет моментов, когда он озвучивает свои мысли, что не позволяет раскрыть его как личность. Это меня бесило, а узнав сюжетный твист и концовку игры, я был ещё более взбешён и ненавистнее стал относиться к гг.
Я не спорю, что Silent Hill 2 впечатляет визуалом и стилем, но первая часть была страшнее, атмосфернее и с более простым, но приятным сюжетом. А потому первая часть стала любимей.
Я, как гордый обладатель GTX 1650, не смог пощупать ремейк данной игры. А попробовать классику хочется? Хочется. Поэтому я решил притронуться руками Джеймса к оригиналу. И что сказать. Я не пожалел.
Сайлент Хилл - буквально олицетворение песни Городок Анжелики Варум. Ведь после первого прохождения ты захочешь в него вернуться и ворваться снова. Игра держит тебя в напряжении на протяжении всех поисков нашей жены. Даже если ты перебил всех тварей, которые просто блуждали рядом, ты всё равно ждёшь, что твоё радио затрещит и откуда-то из тумана или темноты появится силуэт ходячего нечто.
Игра заставляет самостоятельно изучать каждый уголок локаций. И либо ты найдёшь парочку патронов, либо сюжетный предмет, либо ты найдёшь себе проблемы. И этот процесс изучения создаёт свой некий шарм до тех пор, пока ты не будешь возвращаться в одну и ту же комнату несколько раз, чтобы ТОЧНО убедиться, что ничего не пропустил в ней.
Наличие нескольких концовок даёт огромный простор для истории, ведь игрок сам решает, какая судьба будет у Джеймса.
Игра заслуженно имеет статус культовой, ведь история запоминается и оседает под корой больших полушарий твоего головного мозга. Но главное - она остаётся в сердце.
Вывод: Японцы плохих игр не делают.
Определённо вещь которую обязательно пройти.
История Джеймса Сандерленда лично меня не напугала от слова совсем, и сам тег "хоррор" в этой игре мне кажется не уместен, это меланхоличная, гнетущая история про людей, монстры тут нужны, но не как зомби из RЕ, что ещё обидно, так то что видов врагов всего пару штук, да и один это просто босс которому понёрфели здоровье, это конечно не критично...
Критично то что драться с ними совершенно неинтересно, ввиду геймплея промазать практически невозможно, да и патронов в таком достатке, что на финальном боссе в каждой пушке (кроме винтовки) было под 100 патронов, это конечно руинит атмосферу, но к счастью не настолько сильно, да и музыка Акиры Ямаоки спасёт любой момент игры, так что это всё игре прощается, а ремейк я обязательно попробую по возможности
Игра самая тухлая среди всех четырёх японских частей, она нисколько не интересна, она совершенно не страшная и у неё только три вида врагов за всю игру, да и то медсёстры появляются крайне-редко, история и завязка интересны, но разве в других частях было иначе? Персонажи в игре очень посредственные, разумеется, кроме Марии и Лоры.
Игра, ну никак не может быть лучшей, худшая? Сомнений нет, но назвать её хорошей язык не поворачивается, всю игру ходишь в темноте, лупишь одних и тех же манекенов и однажды убегаешь от мужика с ведром на голове - этого явно недостаточно, не пугает, персонажи не вызывают, ни уважения, ни сожаления, но пройти хотя бы для себя, её всё же стоит.
Даже изумительный remake не изменил моего мнения - НУ НЕ ИНТЕРЕСНАЯ ОНА СОВСЕМ! Самая слабая часть из всех четырёх, где - то наравне с первой, да и то, только потому, что первая очень уж старая.
Стоит ли проходить Silent Hill 2 сейчас, спустя 20 с лишним лет? Да, определённо. Несмотря на возраст, эта игра, в плане дизайна и нарратива, может дать фору и многим современным творениям. Но, к сожалению - это игра. И в таком качестве у неё начинаются проблемы.
Подробности ниже, опасайтесь спойлеров:
Честно говоря - я жертва завышенных ожиданий. Первый Silent Hill, после первого прохождения, получил от меня довольно сдержанный отзыв - тогда я счёл его продуктом своей эпохи, и не более. Сейчас же, ещё 5 (?!) прохождений спустя - приношу свои извинения этой игре. И настаиваю, что, по настоящему, она раскрывается лишь на самом высоком уровне сложности: нет, не за счёт какого-то нечестного выкручивания баланса, а из-за множества подлянок, подкинутых разработчиками. На лёгкой сложности Silent Hill - неспешная прогулка, на нормальной - неплохое испытание. На высокой сложности игрок начинает резонировать с гневом и страхом Гарри Мейсона - и именно тогда он, по-настоящему, проникается всем творящимся в городе безумием.
Именно таких ощущений я ждал от второй части - ведь не зря её расхваливали, как лучшую игру во всей серии?
Что же, начнём с хороших вещей.
Дизайн и его нарративная роль. Снимаю шляпу, этот элемент удивляет даже спустя 20 лет. Каждый персонаж, поведение и анимации монстров, предметы, многие элементы окружения - всё это работает на общую идею: раскрыть игроку детали происходящего, не говоря о них напрямую. У фонарика главного героя в этой игре больше символизма, чем проработки у главных героев некоторых игр!
Будучи наслышан о Silent Hill 2, я думал, что каждому персонажу в ней отведено по несколько часов - так много эссе с их разбором я встречал. Оказалось, что мало кто из них выходит за пределы 15 минут - но деталей в этих 15 минутах столько, что подмечать вы их будете ещё прохождения 2: что-то скрыто в их диалогах, другие вещи спрятаны в окружении, третьи детали раскрываются через... ну скажем, пару кадров в открывающем синематике игры (да, странно, но это уже традиция для серии).
Во многом, это заслуга крутейшей скелетной и лицевой анимации - в этом плане Silent Hill 2 мало кому уступит. В целом, с учётом местной постановки и музыки, будь её здесь больше - эту историю прекрасно можно было бы адаптировать в формате фильма или сериала.
Но именно здесь кроется проблема.
Парой абзацев я хвалил первую часть, как хорошую игру. Silent Hill 2 - это история, которую видеоигровой формат ограничивает.
На текущий момент, я прошёл её, кажется, 4 раза - на всех сложностях (кроме Easy), на все концовки. Не трогал сложные загадки, но они, критично, не отразятся на моих претензиях. Во всех аспектах, кроме проработки сюжета и населяющих мир созданий... Silent Hill 2 делает шаг назад относительно оригинала.
Местные враги - даже боссы, не доставляют игроку никаких проблем: патронов и аптечек у него столько, что их можно просто "затанковать", но даже этого не требуется. За исключением намеренно тесных мест они всё равно тебя не догонят - разве что напарника (да, тут он есть) могут загрызть, но я, чаще, сам её пристреливал на высокой сложности.
Локации? С ними всё печально. Я любил город в первом Silent Hill - да, он служил заглушкой между сюжетными локациями, но сами районы были проработаны достаточно тщательно: всегда можно было завернуть куда-нибудь, обнаружить необязательный, но проработанный закуток.
В Silent Hill 2 весь открытый мир - довольно бедная декорация, в которой почти нет ничего интересного. Помножьте это на обозначенную проблему с врагами - и вот вы уже не убегаете в панике от "птеродактилей", а вальяжно идёте между медленными "лежачими фигурами", неспособными вас даже нагнать. Причём, я бы не сказал, что "сюжетные" локации очень хорошо проработаны...
К слову, разнообразие врагов тоже не впечатляет - их, на всю игру, 5 штук, и расположение некоторых начинает вызывать вопросы. В общем - если после каждого следующего прохождения первой части я обнаруживал что-то новое, то Silent Hill 2, под конец, я уже просто пробегал - благо, со знанием дела, она, без труда, одолевается за 1,5 часа.
Отдельно, пара слов про дополнительный сценарий...
Честно говоря, это примерно то, что я ожидал от оригинальной игры - только в миниатюре. Врагов почти нет, но они используются с умом, вместо полупустых развалин - один хорошо продуманный особняк, который тоже, наполовину, является декорацией, но хорошо распоряжается отведённым на него временем. Ещё и даёт неплохую пищу для размышлений в бонус к основной игре. Надеюсь, что в ремейке изберут именно такой подход.
А пока... что же, время браться за третью часть. Нет, Алекс, я не будут проходить её на тех 10 сложностях
Не понимаю почему эту часть считают лучшей, даже тогда, она мне не особо понравилась, а сейчас это тихий ужас. Однако ремейк я бы всё равно с радостью поиграл.
Silent Hill 2 (survival horror, action - adventure; Windows, PlayStation 2, PlayStation 3, XBOX, XBOX 360; Team Silent (KCET); 2001; Государство Япония) - культовый сиквел, который, возможно, даже более известен, чем оригинальная игра, который сумел задать стандарт видеоигровым психологическим хоррорам, который умел и до сих пор умеет пугать и создавать уникальную, ни с какой игрой не сравнимую атмосферу
Графика у игры до сих пор выглядит неплохо. Особенно поражают качественные отражения - да, зеркал тут мало, и выполнено это при помощи довольно простой технологии, но все же игра 2001 - ого года, и она с этим справляется лучше, чем многие современные супер - графонистые ААААААААААААА проекты. Также, хорошо выглядят лицевые анимации. А вот движения главного героя во время боя выглядят, как и в первой части, топорно - но эта проблема будет идти с серией всегда
Сам город изменил свою атмосферу - если в первой части он был более адским, то тут он стал скорее меланхоличным и запустелым. Монстры тут во время прогулок встречаются не так и часто, а эмбиент, местный цветокор и туман, ставший более густым, влияют на новую эстетику. Даже в местной "адской" вариации города (тут есть переход из одного состояние в другое, как в первой части) выглядит не облезло, кроваво, а темно и таинственно. Короче говоря, передать ее словами нельзя, для того, чтобы понять ее - надо просто поиграть в игру
Сюжет тут не связан с первой частью - он повествует о Джеймсе Сандерленде, вдовцу, которому спустя три года после скоропостижной кончины написала его жена. В письме она пишет, что ждет его в некоем "особом месте" в Сайлент Хилле. И муж, несмотря на всю странность ситуации, направляется в город в надежде найти супругу
Да, завязка кажется достаточно банальной, но за счет нескольких факторов сама история получилась одной из самых запоминающихся и культовых в игровой индустрии
Первое - это персонажка. Дело в том, что Джеймс на своем пути встречает нескольких людей, которые, по тем или иным причинам, тоже оказались в туманном городке - и за линией каждого из них интересно наблюдать, постепенно наблюдая, как люди, на первый взгляд более - менее обычные, оказываются травмированными психически, и на эти травмы влияет и сам город, расковыривая их и вытаскивая из их самых темных шкафов всех скелетов
Второе - это глубокий символизм и психологизм. Если в первой части чудовища выглядят весьма банально и очевидны по своему значению, и навеяны страхами маленькой девочки, которые, как ты ни крути, в основном весьма банальны. Тут же город вываливает монстров, сформированных на основе проблем и грехов людей, которых он к себе заманил. Тот же Джеймс сражается с чудовищами, символизирующими его сексуальное неудовлетворение, чувство вины, а также его жену, которая во время прогрессирования своей болезни проявляла агрессивное отношение к мужу и была прикована к кровати. Анжела, девушка, прибывшая в город в поисках своей семьи и страдающая суицидальными наклонностями и депрессией, и которая поддавалась сексуальному насилию от отца - алкоголика, сталкивается с абстрактным папочкой, который как раз символизирует последнее. Эдди (не Эдичка Лимонов, хотя, было бы очень интересно увидеть его в Сайлент Хилле и его воплотившихся внутренних монстров), парень, страдающий ожирением, и от этого получавший в свой адрес насмешки и издевательства, сталкивается с унижениями от города, а также его постоянно сопровождают трупы с пулевыми ранениями, к которым, какое совпадение, он оказывается непричастен
Третье - это постановка. Тут она на достаточно высоком уровне. Единственная проблема с ней - это порой откровенно слабая актерская игра людей, озвучивавших персонажей, которые порой недоигрывают (как актер Джеймса), или переигрывают (как актер Эдди), что сегодня подпорчивает восприятие, но тогда игр с таким уровнем актерских работ можно насчитать по пальцам обеих рук (и это еще в лучшем случае). Да и тут находятся некоторые отличные работы
Ну и последнее - это то, что геймплей, то, как игрок именно играет в игру (не пара - тройка его выборов, не какой - нибудь рандомный квест, запихнутый куда - то в анусай игры, а именно то, КАК он играет) - как часто он использует аптечки, каким персонажам, деталям уделяет внимание, что является фишкой, которая просто взрывает мозг даже сейчас, а тогда так и вовсе была новаторской, и появлялась она разве что в двух - трех играх, причем одна из этих игр тоже принадлежит к данной серии игр
И именно благодаря такому вот мясу, натянутому на с виду слабый скелет сюжета, он выгодно выделяется на фоне даже современных комплексных историй с голливудскими актерами на озвучке
Хоррор тут воздействует на более глубинном уровне - если в первой части атмосфера была более адской, стремилась создать неуютную атмосферу стуча по ушам и нервам игрока, тут он действует более элегантно. Припасов тут куда как больше, а монстры менее агрессивны, но пугает игра все так же хорошо, если даже не сильнее. Это достигается эмбиентами, эмоциональными качелями в плане атмосферы (особенно хорошо это сделано в госпитале), таинственной темнотой, шепотами и прочими звуковыми эффектами, которые вызывают ощущение того, что кто - то есть мистическое, что - то непонятное, что - то опасное
А вот в плане геймплея тут все примерно как и в первой части - разве что, как я указал выше, больше припасов, а монстры менее агрессивные. И вот это обидно и подпорчивает общее впечатление. Я не требую перекатов и стрельбы из - за плеча в стиле Uncharted - хочется просто улучшения геймплея. Из - за него создается диссонанс - вот вроде и хочется перепройти игру, а вроде и снова проходить через достаточно душную и скучную боевку не охота
Но в целом я настоятельно советую вам самим пройти игру. Это нужно просто - напросто испытать, потому что эффект, производимый игрой, даже писатель уровня Толстого, Достоевского, Булгакова в плане языка и Лавкрафта, Эдгара По и Кинга в плане хоррора, не сможет описать при помощи своего богатого словарного запаса и стилистических приемов
Произведение, после которого можно ставить крест на жанре психологических хорроров в целом.
Объективно не могу оценивать игру, потому что она про эмоцию. Про одиночество. Смирение. Искупление.
Даже шероховатая английская озвучка работает на введение в «транс».
Великая игра.
говорить про Сайлент Хилл всегда тяжело, конечно можно сказать что это самый лучший хоррор и вообще шедевр, так давайте это сделаем! Сайлент Хилл 2 для меня стала каким-то откровением, шикарный саундтрек который до сих пор вызывает море эмоций, взрослый сюжет который никогда не устареет, потому-что это обычная история, про обычных людей, поддонная через метафоры, образы и отсылки. Это история про страшный, но к сожалению обыденные вещи про убийства, про издевательства, про насилие, но тем не менее про надежду, про любовь и прощение. Любите и берегите друг друга, чтоб чувство вины никогда не покинуло вас в Сайлент Хилл
Честно, наверное, это моя самая любимая игра. На мой вгляд, такой синергии геймплей, истории, технологии нет больше ни в одной игре. С одной стороны, геймплей довольно несложный, в сравнении с РЕ или другими СХ, однако он все равно напряженный, все равно криповый. Технологически игра сегодня не кажется прям хорошей (хотя иногда все равновпечатляет для 2004го года), но она уже достаточно хороша графически чтобы глаза не вытекали как в СХ1, а анимации и озвучка кажутся оочень странными (зловещая долина), но именно это добавляют странности и абсурдности происходящего. Сама история великолепна, то как она вплетена в левелдизайн великолепно, как она вплетена в дизайн монстров великолепно. Ну и музыка великолепная, конечно, переход от индустриального дрона к мягкому, эфирному эмбиенту и от трип хопа до альт рока, и при всем разнообразии жанров настолько всегда к месту, настолько хорошо сочетается...
Но это все детали, главное чем берет игра - чувством меланхолии. Все вышеописанные элементы сочетаются вместе в одно большое выражение тоски, которого не встретить почти ни в какой другой игре.