Неровный шедевр
Стоит ли проходить Silent Hill 2 сейчас, спустя 20 с лишним лет? Да, определённо. Несмотря на возраст, эта игра, в плане дизайна и нарратива, может дать фору и многим современным творениям. Но, к сожалению - это игра. И в таком качестве у неё начинаются проблемы.
Подробности ниже, опасайтесь спойлеров:
Честно говоря - я жертва завышенных ожиданий. Первый Silent Hill, после первого прохождения, получил от меня довольно сдержанный отзыв - тогда я счёл его продуктом своей эпохи, и не более. Сейчас же, ещё 5 (?!) прохождений спустя - приношу свои извинения этой игре. И настаиваю, что, по настоящему, она раскрывается лишь на самом высоком уровне сложности: нет, не за счёт какого-то нечестного выкручивания баланса, а из-за множества подлянок, подкинутых разработчиками. На лёгкой сложности Silent Hill - неспешная прогулка, на нормальной - неплохое испытание. На высокой сложности игрок начинает резонировать с гневом и страхом Гарри Мейсона - и именно тогда он, по-настоящему, проникается всем творящимся в городе безумием.
Именно таких ощущений я ждал от второй части - ведь не зря её расхваливали, как лучшую игру во всей серии?
Что же, начнём с хороших вещей.
Дизайн и его нарративная роль. Снимаю шляпу, этот элемент удивляет даже спустя 20 лет. Каждый персонаж, поведение и анимации монстров, предметы, многие элементы окружения - всё это работает на общую идею: раскрыть игроку детали происходящего, не говоря о них напрямую. У фонарика главного героя в этой игре больше символизма, чем проработки у главных героев некоторых игр!
Будучи наслышан о Silent Hill 2, я думал, что каждому персонажу в ней отведено по несколько часов - так много эссе с их разбором я встречал. Оказалось, что мало кто из них выходит за пределы 15 минут - но деталей в этих 15 минутах столько, что подмечать вы их будете ещё прохождения 2: что-то скрыто в их диалогах, другие вещи спрятаны в окружении, третьи детали раскрываются через... ну скажем, пару кадров в открывающем синематике игры (да, странно, но это уже традиция для серии).
Во многом, это заслуга крутейшей скелетной и лицевой анимации - в этом плане Silent Hill 2 мало кому уступит. В целом, с учётом местной постановки и музыки, будь её здесь больше - эту историю прекрасно можно было бы адаптировать в формате фильма или сериала.
Но именно здесь кроется проблема.
Парой абзацев я хвалил первую часть, как хорошую игру. Silent Hill 2 - это история, которую видеоигровой формат ограничивает.
На текущий момент, я прошёл её, кажется, 4 раза - на всех сложностях (кроме Easy), на все концовки. Не трогал сложные загадки, но они, критично, не отразятся на моих претензиях. Во всех аспектах, кроме проработки сюжета и населяющих мир созданий... Silent Hill 2 делает шаг назад относительно оригинала.
Местные враги - даже боссы, не доставляют игроку никаких проблем: патронов и аптечек у него столько, что их можно просто "затанковать", но даже этого не требуется. За исключением намеренно тесных мест они всё равно тебя не догонят - разве что напарника (да, тут он есть) могут загрызть, но я, чаще, сам её пристреливал на высокой сложности.
Локации? С ними всё печально. Я любил город в первом Silent Hill - да, он служил заглушкой между сюжетными локациями, но сами районы были проработаны достаточно тщательно: всегда можно было завернуть куда-нибудь, обнаружить необязательный, но проработанный закуток.
В Silent Hill 2 весь открытый мир - довольно бедная декорация, в которой почти нет ничего интересного. Помножьте это на обозначенную проблему с врагами - и вот вы уже не убегаете в панике от "птеродактилей", а вальяжно идёте между медленными "лежачими фигурами", неспособными вас даже нагнать. Причём, я бы не сказал, что "сюжетные" локации очень хорошо проработаны...
К слову, разнообразие врагов тоже не впечатляет - их, на всю игру, 5 штук, и расположение некоторых начинает вызывать вопросы. В общем - если после каждого следующего прохождения первой части я обнаруживал что-то новое, то Silent Hill 2, под конец, я уже просто пробегал - благо, со знанием дела, она, без труда, одолевается за 1,5 часа.
Отдельно, пара слов про дополнительный сценарий...
Честно говоря, это примерно то, что я ожидал от оригинальной игры - только в миниатюре. Врагов почти нет, но они используются с умом, вместо полупустых развалин - один хорошо продуманный особняк, который тоже, наполовину, является декорацией, но хорошо распоряжается отведённым на него временем. Ещё и даёт неплохую пищу для размышлений в бонус к основной игре. Надеюсь, что в ремейке изберут именно такой подход.
А пока... что же, время браться за третью часть. Нет, Алекс, я не будут проходить её на тех 10 сложностях
Лучшие комментарии