16 сентября 2019 16.09.19 85 27K

4X-главая гидра глобальных стратегий. Знакомство с жанром

+110
Лучший блог недели
1000 ₽

О сложности игр любят рассуждать многие. И зачастую трудности в прохождении очередного проекта вызывают высокие требования к скорости реакции. Но сегодня речь пойдёт об играх, которые стоят в стороне и слегка высокомерно поглядывают на коллег по цеху. Для освоения 4Х стратегий не требуется уметь стрелять с невероятной точностью или реагировать быстрее мангуста, борющегося с коброй. Скорее, приготовьтесь потратить много времени на борьбу с главными проблемами жанра, а о том, стоит ли пытаться перелезть через огромный порог вхождения – поговорим далее.

Сокращение «4Х» прекрасно описывает максимально типичную партию в любую стратегию подобного рода. Сперва мы, подобно новорожденным, изучаем (eXplore) окружающий нас мир, хватаясь за всё подряд. Информация, пожалуй, является одним из самых важных ресурсов в любой стратегии. Далее, мы начинаем осваивать новые территории, расширяя (eXpand) свои владения. Больше контроля над окружающим миром принесёт впоследствии много ресурсов. Ради последних всё и затевается: как только ценности оказываются у нас в руках, начинаем нещадно их эксплуатировать (eXploit) ради развития инфраструктуры. Ну а если противник посмел отобрать очень вкусный кусок территории, неплохо будет его уничтожить (eXterminate), хотя делать это совсем не обязательно. Разумеется, есть ещё много пластов геймплея вроде дипломатии, дерева технологий, шпионажа, микроменеджмента, но они во многом зависят от конкретного проекта.

Уметь играть в 4Х стратегии непросто, но ещё сложнее – их создавать. Каждый проект этого жанра – сборная солянка огромного количества идей, которые нужно сбалансировать и заставить синергировать друг с другом. Сделать так, чтобы игрок, вращая шестерёнки в своей голове, приводил в движение огромные механизмы воистину монструозных империй. Без пафоса в данном вопросе, считаю, не обойтись, ведь и у 4Х стратегий масштабы колоссальные.

Но вернёмся к разработчикам. Сейчас весь жанр держится, фактически, на трёх довольно крупных студиях. Первая – Firaxis Games со своей серией симуляторов «затыкай танк копейщиками» под названием Civilization. Далее – студия Paradox, за авторством которой числится несколько успешных серий (Europa Universalis, Hearts of Iron) и парочка самостоятельных проектов в данном жанре (Stellaris, Imperator: Rome). Эти ребята любят обмазывать свои игры миллионами DLC. Третьи – французская команда разработчиков Amplitude Studios, за плечами которых пока что только серия Endless, состоящая из трёх представителей жанра 4Х и одного рогалика. К ним мы ещё вернёмся ближе к концу данного материала, на данный момент всё, что вам надо знать – это ключевые игроки на рынке, выпускающие самые качественные проекты.

Именно он тут во главе угла. Бэкграунд у всего происходящего всегда присутствует, но главное – игровой процесс. Во многом он медитативен, по крайней мере, первые несколько часов: исследуем технологии, изучаем мир, развиваем экономику, захватываем территории и так далее. Знаю, звучит не очень весело, но не спешите с выводами. Чем дальше идёт партия, тем больше зубов показывает игра: приходится сражаться с враждебно настроенными нейтральными войсками, выстраивать отношения с соседями, подстраиваться под глобальные события, сулящие свои кнуты и пряники. А от названных ранее обязанностей вас никто не освобождает, поэтому напряжение нарастает. Во время войн и вовсе хватаешься за голову: экономика катится в пропасть, довольство населения уже там, а войсками ещё командовать надо.

И всё это дико затягивает, хотя поначалу откровенно пугает. Однако если долго вглядываться в 4Х стратегию, рано или поздно она начнёт вглядываться в вас. Думаю, многим уже ощутившим прелесть жанра знакома мысль: «Ну, вот ещё этот ход – и спать. Ну, ещё вот эту технологию изучу – и баиньки». Как итог – пять часов утра на будильнике, огромные мешки под глазами, а количество ходов перевалило за две сотни. Немало этому способствует отличный саундтрек, под действием которого расплываешься на стуле и продолжаешь кликать мышкой по всему подряд.

Одному моему знакомому настолько понравился OST Stellaris, что у него даже возникла мысль попробовать игру самостоятельно, хотя стратегии он не любит. Но Stellaris он так и не купил, так что, пользуясь случаем, Кекс, если ты это читаешь, то купи!

Каждая партия сдобрена небольшой щепоткой рандома, а потому – неповторима. Элемента случайности в 4Х не очень много, и нужен он исключительно для повышения реиграбельности. В первую очередь этому способствуют глобальные события. Например, объявляется всеобщий съезд учёных для обмена опытом, после чего наука в течение некоторого времени будет на подъёме. Или же вспыхивает эпидемия, которая начинает быстро сокращать количество жителей в ваших городах. Подобные события заставляют корректировать дальнейшие действия, чтобы выжать максимум пользы из сложившейся ситуации.

Если вам такой жанр, как хроника, был хотя бы немного интересен – 4Х стратегии вас порадуют. За счёт огромной свободы и случайных событий можно «написать» свою захватывающую историю. Про индейцев, которые обогнали в развитии Старый Свет и приплыли завоёвывать Европу. Про захват Индией всего Ближнего Востока и её становление как огромной империи в XII веке. Или же про доблестного героя с фамилией Шепард, который даёт отпор биосинтетической расе, планирующей уничтожить всё живое в галактике,хотя кажется, что это где-то уже было. Обилие сеттингов в данном жанре позволит вам без труда найти что-то подходящее.

Несколько раз пытался объединить Великобританию под властью Ирландии в Crusader Kings II. Последняя попытка закончилась с относительным успехом: я собрал всю Ирландию и Уэльс в единое государство огнём и мечом… после чего моего короля убили по заказу его же жены, а вся страна развалилась на четыре куска. Женщины…

За всем этим безобразием и следить интересно. Пока вы пытаетесь где-то в уголке мира построить своё идеальное государство, в центре бушуют войны, конфликты, создаются альянсы, разваливаются империи, перекраиваются карты. И вы вольны не участвовать в водовороте событий, а просто наблюдать, потирая ручки и готовясь к захвату ослабевших соседей. Ох, это приятное чувство, когда карта постепенно перекрашивается в твои цвета.

Но за всё хорошее приходится платить. Главная проблема новичков – как перебраться через огромный порог вхождения. Да здравствуют самые бесполезные в мире обучения и невероятно громоздкие интерфейсы! Туториалы здесь нужны только для того, чтобы показать, на что вообще можно нажимать и что при этом произойдёт. Причём познакомят вас далеко не со всеми возможностями, а дадут только базовое представление об игровой механике. Дальше через дебри придётся лезть самостоятельно, набивая синяки и ссадины.

Интерфейсы – это вообще отдельная тема для разговора. Практически всегда они ужасны, но и сделать их лучше тоже довольно тяжело. Дипломатия и соседи; экономика различных регионов; научное развитие; списки армий, городов и героев; стратегические ресурсы и ресурсы роскоши; квесты и фракционные особенности… и наверняка я ещё много чего не упомянул. А теперь представьте, как это всё скомпоновать на одном экране. Не превратив игру в набор кнопок и таблиц, провернуть подобный фокус довольно трудно, вот и приходится страдать первые несколько десятков часов.

Я умудрился проиграть на самом лёгком уровне сложности партию в Endless Legend буквально за пару часов. Причина нашлась довольно быстро – в городах не увеличивалось количество жителей, что несколько ставило меня в тупик. Плюнул и начал новую партию за ту же фракцию – Владыки Праха. Спустя 15 минут обнаружил, что рядом с панелью населения в городе есть маленькая кнопочка «Купить жителя». Разбил лоб фейспалмом и выиграл партию за три часа.

Один из обзоров Stellaris в Steam меня крайне развеселил. Человек, наигравший 150 часов, возмущался по поводу введения новой экономической системы. «Да как теперь управлять ресурсами, если даже рынка глобального нет?! Нужно что-то редкое, у меня от всего остального склады переполнены, девать некуда. Обновление отстой!». Я, наиграв на тот момент часов семь, уже знал, что если нажать на панель ресурсов в правом верхнем углу, то как раз откроется тот самый злополучный рынок. А раньше эта панель была то ли вовсе не кликабельной, то ли высвечивала подробности о добыче, чего не знаю, того не знаю.

Пожалуй, ещё один значимый минус – искусственный идиот интеллект. Увы, но зачастую до уровня игрока он просто недотягивает, поэтому необходимая сложность настраивается выдачей глупой машине преимуществ. Играть становится интереснее, но всё же хотелось бы, чтобы противник давал отпор умом, а не простым перевесом в силе. С этим можно легко справиться, ткнув по кнопке «Мультиплеер», только запаситесь парой литров чая и несколькими часами свободного времени. И предварительно потратьте на игру пару-тройку сотен часов, иначе ваш план по захвату всего мира могут быстро сломать.

Если вы готовы смириться с минусами и хотите попробовать одолеть какую-то 4Х стратегию – добро пожаловать. Для того чтобы погрузиться в жанр, помимо большого количества времени, нужен ещё и правильный настрой. Я и близко не психолог, и уж точно не профессионал в 4Х, но могу дать пару советов, как правильно в него нырнуть.

Пожалуй, первое и главное – смиритесь с тем, что первые несколько часов вы будете нещадно тупить. Причиной тому служат не самые дружелюбные интерфейсы игр в этом жанре: кнопок много, некоторые размером меньше курсора мыши, да ещё и могут быть размещены на экране не лучшим образом. Добавьте крайне поверхностное обучение, которое обычно охватывает максимум треть всех возможностей.

Второе, плавно вытекающее из первого, – не бойтесь проигрывать. Даже на самой низкой сложности ИИ делает более-менее осмысленные действия, и у него, в отличие от вас, нет порога вхождения. Быстро нарастив военную силу, бот может запросто раскатать вас со скоростью света. В таком случае попробуйте переосмыслить ваш подход к развитию империи и начните заново. Здесь всё прямо как в «Грани будущего»: Live, Die, Repeat (Живи, Умри, Повтори).

Для уменьшения страданий воспользуйтесь следующим советом: не стесняйтесь читать гайды и искать в Интернете, как работают в игре даже, казалось бы, самые простые вещи. Ещё хорошим подспорьем может послужить друг, знакомый с жанром и способный объяснять на пальцах. Экономия времени и нервных клеток на лицо.

Практика F5-F9 тоже себя показывает прекрасно. Не уверены в каком-то действии, вроде объявления войны, – смело сохраняйтесь. Если всё пойдёт не по плану – загружайтесь и попробуйте другой подход к сражению, либо вовсе откажитесь от акта агрессии.

И напоследок: никогда не начинайте новую партию за час-другой до того, как собираетесь лечь спать. Что может произойти в таком случае, я описывал выше. Не бойтесь экспериментировать и ошибаться, ведь это лучшие способы чему-то научиться.

Для погружения ещё бы неплохо выбрать какую-то конкретную игру. Позволю себе вкинуть несколько вариантов с кратким описанием, почему я предлагаю именно этот проект. Также рекомендую проверить комментарии, возможно, настоящие эксперты предложат более толковые варианты.

Пожалуй, лучшим кандидатом для ознакомления будет Civilization V. Во-первых, игра одна из самых простых в этом жанре. Все классические механики есть, без особых излишков. Во-вторых – неплохое обучение, лично я освоился в игре очень быстро благодаря ему. В-третьих – гибкие настройки сложности. Самая лёгкая предлагает довольно миролюбивых компьютерных оппонентов, да и варвары становятся куда добрее и никогда не пересекают границы вашего государства. Интерфейс довольно дружелюбный, хотя и не без огрехов. Из минусов, пожалуй, только цена самой игры на фоне конкурентов. И ещё не помешает по возможности приобрести два главных DLC, которые тоже стоят недёшево, но являются отличным дополнением к основному пласту геймплея.

Если же вам ближе космический сеттинг, то обратите внимание на Stellaris. Да, он уже несколько сложнее в освоении, партии длятся дольше, но и интересных механик больше. Конструкторы расы и кораблей, рандомная генерация доступных технологий, квесты и многое другое. Поэтому игры Paradox и пользуются такой популярностью в среде фанатов. Разработчики выпустили уже множество стратегий, но я предлагаю обратить внимание на Stellaris потому, что он среди собратьев самый простой в освоении. Учтите, что игра продолжает развиваться, а это одновременно и плюс, и минус. С одной стороны – не надоедает, регулярно появляется новый контент (в том числе – платный), с другой – некоторые механики приходится постигать заново. В любом случае Stellaris – весьма достойный выбор для знакомства с жанром. Да и где ещё вы сможете создать расу разумных грибов – отпетых милитаристов и ксенофобов с единым сознанием?

Из игр от Amplitude Studios хочется выделить Endless Legend. Лично мне показалось, что освоиться в ней проще, чем в том же Endless Space, хотя механик довольно много. Геймплей существенно отличается в зависимости от выбранной фракции: есть раса, обходящаяся без еды, другие же ничего не исследуют и воруют технологии у конкурентов. На первый взгляд игра похожа на Civilization V, только сложнее и в другом сеттинге. Одна из интересных особенностей – смена сезонов, зимы и лета. В начале партии холода наступают редко и длятся коротко, а на последних пятидесяти ходах всё меняется в точности до наоборот. Зима приносит довольно солидные штрафы почти для всех фракций, так что к её приходу стоит подготовиться. Болячки стандартные для жанра: интерфейс и обучение. В остальном – одна из лучших 4Х стратегий на данный момент.

Если ничего из этого списка вас не зацепило – обратите внимание на линейки исторических стратегий от Paradox. Crusader Kings, Europa Universalis, Hearts of Iron, Victoria и Imperator: Rome тоже весьма неплохие кандидаты для знакомства с жанром. Только учтите, что освоиться в них, скорее всего, будет сложнее, чем в приведённых выше примерах.

4Х стратегии – уникальный жанр. Практически каждая игра за огромным порогом вхождения прячет обилие механик и возможностей. Даже если вы не любите стратегии, но цените геймплейную составляющую – рискните и попробуйте. Возможно, вы выключите игру через пару часов, пожав плечами, и отправитесь покорять очередной ААА-проект. А может быть, останетесь, чтобы переписывать историю и покорять далёкие-далёкие галактики.

Огромное спасибо господину Shanti за помощь в редактировании текста!

Когда не можешь придумать название для блога, на помощь всегда приходят друзья. Лучшие варианты названия от них (часть названий были зацензурены):

1. 4Х — игры, в которых сосет даже племянница
2. Глобальные стратегии интереснее, чем если бы это были вы в 40 лет на своей скучной работе с ипотекой и кредитом на стиральную машинку, а еще у вас жена постоянно пилит, дети пролили кофе на документы и вообще
3. 4Х-стратегии: жанр не для слабаков, нытиков и Кириллов, которые название придумать не могут и другим не дают с**а
4. Симулятор офисного рабочего без офисных принадлежностей
5. 4х — множитель ваших страданий в глобальных стратегиях
6. Глобальные стратегии как фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний у лиц старше 20 лет
7. Парадоксальные игры от Парадоксов И НЕ ТОЛЬКО: не сложнее контурных карт и экселевской таблицы
8. Глобальные стратегии — не так больно, как ложка прокисшего супа двухнедельной давности
9. 4Х — почувствуй себя идиотом не выходя из дома
10. Глобальные стратегии: игры, в которые играет Кекс. Бухой.

Обзоры

Не совсем обзоры

Совсем не обзоры


Sid Meier's Civilization V

Платформы
PC | Mac | Linux
Жанр
Дата выхода
21 сентября 2010
1.8K
4.5
1 531 оценка
Моя оценка

Endless Legend

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
18 сентября 2014
263
4.2
195 оценок
Моя оценка

Stellaris

Платформы
PC | Mac | Linux | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
9 мая 2016
671
4.3
545 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Для многих любителей 4Х, игры превращаются в своеобразный симулятор маляра: они пытаются захватить как можно больше территорий, т.е. «перекрасить» карту в свой цвет. В нестандартном позитиваторе как раз пример того, как вся Европа была «покрашена» Литвой)
И в продолжение «Стеллариса»: у него тринадцать дополнений, стоят они в четыре раза больше самой игры — они того стоят?
Судя по тому, что я слышал — они хороши, но заявленных денег не стоят. Ценовая политика Парадоксов ужасная и брать DLC стоит только со скидкой не меньше 50%.
Или просто скачайте пакет «ознакомителя» на стратегиуме.
В моде Кайзеррейх на HOI 4, пока я спокойно делал Россию снова Великой, строя Российскую Империю от берегов Атлантики до берегов Тихого и Индийского океана, СОциалистическая Индия тихо и мирно оккупировала Канаду и США. Как меня радовала в конце партии Социалистическая Канада под патронажем ИНдии. И да, еще Франция распалась — Европейская часть стала Социалистической, а та, что в Северной Африке монархической. И почему-то Ирак переехал на место Саудовской Аравии. НЕ понял почему.
А еще ест на HOI 4 поняшный мод. Там можно в Эквестрию на танках принести социализм, освободив рабочий класс и сбросив тиранию зажравшейся монархии!
4Х-стратегии — это один из самых недооцененных жанров. В нём может произойти, что угодно. Например, в Warcraft-моде для CK II я однажды наблюдал следующую картину:

Как-то Теренас Менетил полюбил женщину… из народа мурлоков. И от это богомерзкого союза на свет появился он, Теренас II.


Да, то же самое, что и с Артасом. Видимо, от судьбы не уйти.
Лично я познакомился с этим жанром через такую игру, как Civilization 5. Это было года 3-4 назад.
Установил, включил и начал играть. Спустя 10 игровых часов игра была окончена не в мою пользу. Был где-то в эпохе средневековья. К игре потерял всякий интерес и снёс с харда. Забыл упомянуть: По факту я не разу не пользовался сейвами для переигровки ходов. Вроде, это называется сложность «железный человек», но не уверен. Так вот. Алгоритм, приведённый выше я повторял раз… 7. Если не все 8. Дальше средневековья я за эти годы так и не продвинулся. Но эмоции и удовольствие каждый раз были будто новые. Но самое интересное: Я так и не понял, как в это играть и довести игру до современности. Что по мне круто. Может где-то на новогодних каникулах снова скачаю. И снова буду пытаться дойти хотя-бы довести свою цивилизацию до современности.
Непонятного качества пиратки остались в 2007.
Характерной чертой 4X является более-менее симметричный старт и развитие, фактически, с нуля. А эти игры принадлежат к выдуманному Парадоксами жанру grand strategy, который фокусируется по большей части взаимоотношениях между уже сформированными государствами — то есть, фактически, только на двух последних «Х».
Аргумент хороший, спорить сложно. Исследования земель действительно нет, вся карта на ладони, а экспансия сливается с войной. В остальном-то grand strategy Парадоксов по обилию механик весьма схожи с классическими 4Х.

P.S. Блог отличный Как дафний фанат стратегий различного рода, для себя нового ничего не подчерпнул, но искренне рад, что кто-то продвигает такую тему в эти тёмные (особенно что касается «официального» Стопгейма) для стратегий времена.
Спасибо, приятно. На самом деле, если судить по комментариям, фанатов стратегий на СГ хватает, что не может не радовать)
Кулстори из Цивилизации 3. В войну с Германией подключил союзника Англию. Заключил мирный договор с Германией за золото. Через несколько ходов за золото начал войну с Германий и так несколько раз.И сидя на куче золота наблюдал как Англия и Германия бьют друг друга.
Это еще херня. В Европе Универсалис 4 играю за Османов. Военный Союз с каким-то мелким государством. Назовем его А. Они нападают на другую страну (Б), зовут меня на помощь. Я вступаю в войну, и потом, самовольно заключаю мирный договор со страной Б, вассаля его. Но так -как война с государством А еще продолжается, а Б мои вассалы, то я автоматически вступаю в войну уже на стороне государства Б и иду уже воевать с государством А, уже васалля его. А так-как воевало там не только А и Б, я этот трюк провернул четыре раза, и сожрал четыре страны, просто заключая вассальные договора ;)
Отличный материал, но сколько не пробовал понимаю, что не мой жанр. =(

PS Зато внезапно очень оценил летсплеи именно 4xRTS. Грущу по тем стримам и Нарице. =(
Читай также