В этой статье я намеренно опускаю большую часть терминов и названий, за определенными исключениями, с целью максимально донести суть без перегрузки информацией. Также максимально стараюсь избегать спойлеров.
Что это вообще такое?
The Legend of Heroes — знаменитая серия сюжетно-ориентированных, пошаговых японских ролевых игр студии Falcom. Серия, прославившая студию на весь мир благодаря богатству и качеству проработки ее основных элементов. Игры серии, по их значимости для индустрии, на мой взгляд, можно поставить в один ряд с такими великими именами как Tales of, Final Fantasy, Xenogears\Xenoblade, Dragon Quest и Shin Megami Tensei (Persona, Soul Hackers, etc).
The Legend of Heroes, для краткости, обычно называют «Trails» или «Kiseki», поскольку эти два слова всегда используются в названиях английской и японской версий игр соответственно.
За что это любят?
Правдоподобно поданный и продуманный, подробно описанный мир
Это не какая-то рекламная фразочка, а суровая действительность, которая настигает каждого, кто прошел хотя бы пару игр. Уже на этом этапе постепенно приходит понимание «а ведь здешняя вселенная не так-то и проста, как может показаться на первый взгляд». Приведу пример из своего опыта, с отходящими в стороны мыслями.
Свое знакомство я начал с арки Trails of Cold Steel, что не совсем правильно, но допустимо. После прохождения большей половины первой игры у меня сформировалось целостное впечатление о государстве, в котором живут главные герои. Повествование ведётся от лица студентов имперской военной академии, принадлежащих разным слоям общества. Спустя пару месяцев их отправляют на полевые учения, где им поручено решать несложные военные, а иногда и бытовые задачи горожан, чтобы набраться смекалки и опыта. По пути студенты сталкиваются с множеством разных людей, через которых нам раскрывают политический строй и ситуацию в стране. Кем горожане работают, откуда берут или завозят продукты, как развлекаются и какое у них отношение к другим государствам, фракциям, религии и обществу. Сталкиваясь с десятками различных взглядов, понимаешь: такое государство вполне могло существовать в нашем мире, полвека назад. Страна напоминает стремительно развившееся, постсредневековое государство со зданиями в викторианском стиле. Где, не успев еще исчезнуть с улиц, рассекают повозки с лошадьми, а по центральному проспекту носится первый общественный транспорт в виде трамвайчиков. Горожане используют для самозащиты холодное оружие, но постепенно вооружаются и огнестрелом, с сопровождающей техникой. У жителей империи постепенно появляются аналоги транзисторных устройств — и об этом, как и о многих других важных событиях, пишут в местных газетах, свежие выпуски которых вполне можно купить за пару сотен местных копеек. Но это только верхний слой.
Проработанность и внимание к деталям
Если попытаться кратко описать сеттинг — это клокворк-панк, с элементами магии. В быту активно используются камни-кварцы, содержащие магическую энергию нескольких стихий, которые, благодаря сложной обработке, заменяют транзисторы и позволяют читать заклятия. В карманах людей постепенно селятся «орбменты» — многофункциональные устройства, изначально похожие похожие на карманные часы, позволяющие, посредством воздействия на находящиеся внутри кварцы, применять боевые магические искусства. Любая техника, работающая на схожей технологии называется «орбальной». На ее базе функционирует практически все: от домашних печек до огромных, неуклюжих первых боевых мехов — результат безумного вливания денег в военную машину империи.
Еще одна особенность The Legend of Heroes, оживляющая ее мир - логичность, последовательность и синергия вводимых сущностей.
Пример: древнее устройство из Trails in the Sky, которое способно масштабно блокировать работу орбментов, наглядно показало, насколько люди в последние несколько десятков лет стали зависимы от свежепришедших технологий. Из-за его активации случилось полномасштабное бедствие: встали воздушный и наземный транспорт, торговля и разводные мосты. Перестали работать холодильники и печи. Вода перестала поступать в дома, а улицы лишились освещения. Вооружение солдат перестало работать, и т. д.
Само событие получило название «Orbal Shutdown Phenomenon» — на него ссылаются ученые и граждане разных стран, в последующих шести играх. В Trails in the Sky удается прочувствовать его на своей шкуре — посредством движения сквозь опасные шахты с потухшими светильниками, или за счёт застывшего, бесполезного транспорта, который был критически важен в тот момент.
Орбменты, а также порождаемые ими феномены, стали частью быта каждой страны, оружием, лекарством, способом передачи знаний, искусством, профессиональным инструментом, благом, и в чем-то даже проклятием.
К слову, в одном из побочных квестов, можно наткнуться на забавную историю про то, как некий торговец, на время инцидента, знатно разбогател, на продаже керосиновых печей.
Отдав проработке мира должное, я продолжил прохождение. Оставшаяся часть Trails of Cold Steel подарила огромное количество эмоций и впечатлений, а финал повесил увесистый клиффхэнгер. И я, посмотрев титры, молча пошел в PS Store (на дворе был 2020 год), где купил за полную консольную (!) цену все уже вышедшие игры серии — вторую, третью. И, заодно, оформил предзаказ на четвертую. После чего пошел искать способы пройти предыдущие две арки. Денег была потрачена масса, но я был крайне доволен и не разочаровался впоследствии. Сюжеты игр исправно радовали комплексностью и насыщенностью, регулярно подкидывая неожиданные встречи и различные твисты.
Сложносочиненный и комплексный сюжет
Да-да, мы все еще перечисляем, за что любят серию =)
Целостность и взаимосвязанность сюжета The Legend of Heroes дают смачного пинка вообще всей индустрии видеоигр. Все новые игры франшизы дополняют истории предыдущих арок, а новые события всегда согласуются с фактикой старых игр. Ключевые моменты в жизни государств, сообществ, или даже отдельных людей, учитываются, в дальнейшем обрастая новыми интересными деталями, о которых заранее даже не подозреваешь. Например, одна и та же артиллерийская атака, по экономическому центру торговли, освещается в двух играх, разных арок. Конфликт разобран с двух противоположных точек зрения — и со стороны пострадавших, и со стороны атакующих. Сценаристы раскрывают предпосылки, последствия и подчеркивают, что это было практически невозможно предотвратить.
Яркие персонажи с разными историями и характерами
Это традиционно сильная сторона многих «породистых» JRPG.
В Kiseki же, даже клишированные образы вроде «вундеркинда, собственноручно собравшего гранатомет» или «подростков, выращенных профессиональными убийцами», развиты вглубь и вширь.
У каждого плюс-минус значимого действующего лица (а их заметно больше сотни) есть свой набор сюжетных событий, в которых он появляется на экране, своя предыстория, и даже относительно подробная характеристика. В нее входят: особенности внешности и характера, манеры, поведение, происхождение, увлечения, ремесло, связи с людьми, организациями и целыми нациями. Каждый персонаж, даже побочный, обладает своим мировоззрением, которое, несмотря на эпизодическую роль, подается в несколько десятков строк.
Для героев и героинь, средней или высокой значимости, обязательно прописана богатая предыстория: персонаж может подробно объяснить, почему он или она поступает именно так, что его или ее на это сподвигло.
Конечно, к героям The Legend of Heroes, можно придраться, однако, делать этого не хочется, поскольку достоинства перевешивают недостатки. О них, напротив, хочется узнать как можно больше, в том числе благодаря заложенной в них харизме и интересно выстроенным отношениям с другими персонажами. Дополнительным справочным материалом может послужить богатейшая Kiseki wiki, ежедневно дополняемая армией фанатов.
Известно, что энциклопедии aka Вики, посвященные различным сериям и франшизам, плодятся как грибы после дождя — достаточно горстки увлеченных людей. Но сколько из них насчитывают тысячи подробных статей? Лишь малая часть.
Вики, посвященная The Legend of Heroes, содержит несколько тысяч статей, подробно описывающих исторические события и их последствия; действующих лиц, их качества и цитаты; путь персонажей; места, предметы, сущности — все это описано в красках, с маниакальной въедливостью. И это — лишь одно из проявлений фанатской любви к детально проработанной вселенной. Никто и ни за что просто так не напишет таких объемов: нужны богатый лором первоисточник и страсть фаната, переросшая из неподдельной увлеченности. Наличие таких грандиозных википедий неслабо так вдохновляет, при написании текстов.
Помогают раскрытию героев и отличные диалоги. Написаны они либо неплохо, либо хорошо, а в целом ряде случаев — отлично, изобретательно и искрометно. Откровенно плохих полотен текста я не встречал ни разу.
Знаменитая музыка студии Falcom
Исторически, Falcom — одни из законодателей мод в игровых саундтреках. Команда композиторов с давних пор гордо называется Falcom Sound Team JDK и состоит из 5-6 умельцев пера и инструмента, слагающих невероятно качественные треки. Мелодии всегда в тему, очень разнообразны, полны полиинструментализма и всегда несут в себе легкое веяние тех самых саундтреков, из игр времен SEGA Megadrive, NES и SNES.
Конек студии — богатая мелодика. И это касается не только тяжелых боевых тем, жанрово лежащих ближе к тяжелому металлу, но и выразительных симфонических атмосферных композиций. Особняком стоят мистические синтезаторные треки, с невероятным уровнем «воздуха» и «объема», расстилающие почти осязаемое звуковое пространство перед слушателем. Для того, чтобы это понять, достаточно просто послушать эти мелодии в хороших наушниках, усилителе, качестве.
Каждая игра от Falcom стабильно улетает десятками треков в мой плейлист, уж настолько они точно попадают в мое сердечко. Лиричные, красиво саранжированные темы на струнных, приправленных синтезаторами, а также ритмичное и ладное техно, или, что еще лучше, мощное гитарное соло с надрывом под мощный ритм-рифф — это то, что нужно.
Я не берусь утверждать, что музыка студии понравится конкретно Вам, но если зацепит — то не отпустит до тех пор, пока не будут пройдены все ключевые игры студии. Запоем. Проверено на себе.
Почему в это играют?
Вылизанный с годами, удобный и быстрый геймплей
Игровой процесс во всех играх Kiseki пошаговый, позволяющий свободно перемещать персонажей по полю боя. Каждое сражение можно проходить в двух условных режимах. Один из них — псевдоэкшен, предварительно выставляя ускорение анимаций в 2-4 раза на низкой сложности. Второй — медленный и вдумчивый, на максимальной сложности, расставляя героев как шахматные фигуры, тщательно продумывая каждый ход и взвешивая возможности своей и вражеской партий. С каждой новой игрой геймплей обрастает новыми механиками. Устать от игрового процесса у меня не получилось, даже за десять игр.
Стоит еще упомянуть любопытную особенность: игра никогда не позволит прийти к боссам перекачанным отрядом. Если убивать противников ниже себя уровнем, вам будут отсыпать лишь по горстке опыта. Уровень рядовых врагов никогда не превышает уровень предстоящего босса. А разница уровней в рамках геймплея несущественна — разброс влияет только на шанс попадания по врагу, тогда как общий расчет входящего и исходящего урона больше полагается на экипировку и аксессуары. Левелап лишь повышает личные базовые статы персонажа. Магические атаки и емкость маны полностью зависят от прокачки орбмента, находящегося в кармане персонажа. Говоря простым языком — все в руках игрока.
На высоких сложностях, требования к экипировке партии резко повышаются. Нужно быть готовым к тому, какие атаки и какие дебаффы использует босс, чтобы не просесть всей партией на первых двух ударах. Важны как аксессуары, дающие резист к тому или иному типу эффектов, так и кварцы в орбменте, позволяющие кастовать защитные заклинания. Идти в бой против ядовитой твари без резистов, заклятий или хотя бы предметов на защиту от яда — себе дороже. Как и выступать командой из «заточенных на орбменты кастеров» против оживших магических зеркал, невосприимчивых к магии и отражающих заклятия. Игра предельно честна перед игроком и никогда не обрушит на партию внезапный непарируемый ваншот, предупреждая о серьезном уроне, хотя бы за один-два хода.
Открытого мира в Kiseki нет. Вместо него — множество различных соединённых между собой локаций, которые можно свободно посещать. Между пошаговыми боями, вне городов, персонажи перемещаются по отдельным, сравнительно небольшим, уровням. Где, по углам, разложены полезные сундуки, предметы, точки выполнения квестов, а по основной траектории гуляют враги (и никаких распроклятых random encounters начиная с самой первой арки!).
В Trails of Cold Steel к описанной выше формуле добавили механики по сбору Action Points (AP), из разбросанных по локации ящиков, позволяющих нанести небольшой дополнительный урон, непосредственно перед пошаговым боем. В Hajimari no Kiseki (Trails into Reverie) AP, накопленные при перемещении по миру, стали применяться в бою, позволяя быстрее продвигаться по локациям, преодолевая толпы врагов. А в гибридной Kuro no Kiseki (Trails Through Daybreak) перемещение по полю боя дополняется возможностью переключаться из несложной экшен-системы, состоящей из трех ударов и уклонения, в подробную, породистую, но серьезно переработанную — пошаговую.
За что The Legend of Heroes можно не полюбить?
Первое — полное отсутствие вменяемой локализации на русский язык. Об это запинается любой залетный русскоговорящий поклонник JRPG. Доступны только японские и английские версии. Но требования к знанию того же английского вполне умеренные и стандартные для жанра: B1-B2. Тексты в игре не особо сложные. Вдобавок, подавляющая часть диалогов, по старой JRPG-традиции, идет вперед по нажатию кнопки. А в случае упущенного контекста есть отдельное меню с логом последних сообщений и фраз персонажей. Таким образом, это еще и идеальный способ самообучения английскому (или даже японскому, начиная со среднего уровня — чем черт не шутит?).
Существуют и фанатские переводы на русский для Trails in the Sky 1-3 и Trails of Cold Steel, разной степени качества, но за достоверность перенесенных переводчиками смыслов я не ручаюсь.
Второе — это продолжительность каждой игры. Основной сюжет, даже самой короткой части The Legend of Heroes, проходится за 50-60 часов минимум, и это в турбо-режиме. Средняя продолжительность, с учетом основных побочек, — около 100 часов, с лишним.
Третье — отсталость игровых движков. Игры студии не поспевают за стандартами индустрии на добрый десяток лет, хоть и пытаются это компенсировать отличным арт-дирекшеном. Отчаянные любители красивой графики будут регулярно протирать глаза, от пиксельной рези, в первых четырех играх, а после — цепляться за острые углы полигонов, в последующих двух Trails of Cold Steel.
Четвертое, что может не понравиться — любовь сценаристов Falcom к мотивационным речам. Перед важным событием, или неизбежной катастрофой, каждое ключевое действующее лицо, обязательно, должно сказать что-то свое, по поводу происходящего, а перед финальным рывком — задвинуть недлинную, подбадривающую союзников, речь. Что-то в духе «Мы преодолеем все препятствия!», после чего, победив, выдать фразу в стиле «Мы победили! Но только потому, что действовали все вместе!». Проблема нечастая — лишь мизерная часть хронометража. Но это, пожалуй, главный недостаток, лично для меня. С ним пришлось просто смириться.
Пятое — Текста в игре много, и к этому нужно быть готовым. Бои занимают не больше третьей части игрового времени. Остальное — путешествия, диалоги, расследования и решение несложных головоломок.
Ну и шестое, что может кому-то не понравиться: Авторы The Legend of Heroes всегда наращивают темп игры постепенно, никогда не бросая игрока в пекло. Без экспозиции об особенностях того места, где он оказался. И даже экшен-интро Trails of Cold Steel 1 и 3 проходится быстро, сменяясь спокойной секцией. Настоящего жару Kiseki обычно задают спустя десять часов хронометража.
Если не понравилась одна из игр, понравится ли другая из серии?
Все Trails структурно похожи, но сильно отличаются тематикой, местом действия и наполнением. Начиная каждую из них, невозможно догадаться, что ожидает в конце. Это всегда сюрприз, даже для самых матерых и убежденных людей «я знаю все сюжетные тропы», «могу угадать финал с пяти минут, от начала прохождения». Советую уклоняться от спойлеров, если для Вас это критично.
Если игра Вас оттолкнула, нужно определиться с тем, что именно не понравилось. Не зашла графика — можно попробовать более новые арки. Не понравилось управление — можно дать шанс арке Trails of Cold Steel, если понравился геймплей. А оттуда уже «перебраться» к более ранним играм.
Если же не нравятся какие-то ключевые элементы серии: каст персонажей, подача, дизайн, музыка, принципы построения мира, или сюжет — либо мириться, в угоду другим составным элементам, либо, увы, это просто «не Ваше».
Trails in the Sky рассказывает о постепенно взрослеющих 16-летних подростках, вступивших в народное ополчение, помогающее гражданам решать их проблемы от мала до велика. Им придется столкнуться с военными, вторжением других государств, таинственной организацией и темным прошлым своего мира.
Trails from Zero и Trails to Azure повествуют уже о молодом полицейском отряде из уже, большинством, совершеннолетних людей, которые вскрывают гнойник правящей верхушки штата и преступных группировок, попутно окунаясь в древние проблемы материка.
Trails of Cold Steel начинается со вступления студентов, разных слоев общества, в военную академию империи. Сопровождается колоссальным вихрем событий и уже с третьей части совершает рывок в будущее, показывая серьезно повзрослевших героев, обретших место в обществе и не забывших о роде своей деятельности. Позже накидывая на это еще более турбулентный конфликт, уходящий корнями в прошлое страны. Ближе к концу игра подведет масштабный предытог, этой и предыдущим аркам.
Hajimari no Kiseki — это эпилог арок Sky\Zero\Azure\Cold Steel, закрывающий все вопросы, какие могли остаться, после их прохождения.
Kuro no Kiseki / Trails Through Daybreak стартует с правнучки известного ученого, ищущей украденный древний орбмент, в виде карманных часов. Для этого она нанимает Сприггана — человека-«решалу», фиксера, который за почасовую оплату берется за самые странные, спорные гражданские дела, пролегающие в глубине серой зоны закона. Во что это выльется — мне еще предстоит узнать (на момент написания статьи Kuro no Kiseki мной еще не пройдена).
В каком порядке это проходить?
Все игры серии поделены на отдельные сюжетные арки, в которые входит по две-четыре игры. Проходить их лучше в порядке выхода в японском регионе:
- Арка королества Либерл — трилогия Trails in the Sky (FC+SC+3RD)
- Арка штата Кроссбелл — Trails from Zero и Trails to Azure
- Арка империи Эребония — Trails of Cold Steel 1-4
- Эпилог, подводящий жирный итог всех предыдущих игр и прокладывающий дорогу к арке Республики Кальвард — Trails into Reverie (Hajimari no Kiseki)
- Арка Республики Кальвард — Trails Through Daybreak 1-2 (Kuro no Kiseki 1-2)
Стоит упомянуть, что Trails in the Sky не является самой первой игрой в серии The Legend of Heroes. Trails стала судьбоносным, по своей сути, перезапуском. До нее выходило еще пять игр, рассказывающих о совершенно другой вселенной. Работали они по схожей игровой механике, и это единственное их родовое сходство.
Какие недостатки у прохождения не по порядку?
Технически, начинать можно с любой арки, но не с любой игры, поскольку весь сюжетный контекст выстраивается именно с того выпуска, что начинает сюжетную арку. То есть: не надо начинать проходить со вторых, третьих и четвертых частей. Не надо браться сразу за Trails in the Sky 3RD, Trails to Azure или Hajimari no Kiseki — эти игры развивают и дополняют сюжеты предыдущих игр.
Входными точками являются:
— Trails in the Sky FC (First Chapter)
— Trails from Zero
— Trails of Cold Steel (первая)
— Kuro no Kiseki / Trails Through Daybreak
И никак иначе.
Игрок, прошедший Kiseki подряд, мало того, что будет знать о произошедшем в арках Либерла и Кроссбелла (до арки Эребонии, в Trails of Cold Steel), так и будет находиться в контексте взаимоотношений персонажей. Сможет испытать фанатскую радость, от появления в кадре знакомых лиц: не просто, в виде кучки пикселей, а полноценной, качественной, трехмерной модели, с анимированными эмоциями и обновленной озвучкой. Самый близкий эмоциональный пример, из недавних — фильмы Marvel. В «Мстителях» герои из самых разных арок, объединяются. И представьте, что вы — фанат, пришедший в кинотеатр, и совершенно не ожидающий логичного появления в кадре тех же Халка, Ракеты, Старка, Стренджа, и т. д.
Как писал выше, я начал с Trails of Cold Steel. Уже ко второй игре, когда в финале показали пару персонажей из Trails to Azure, я не получил того набора эмоций, который должен был. Не возникло эффекта радостного узнавания, будто бы встретил старых друзей. Мне пришлось это наверстывать, задним числом и, уже с меньшим объемом впечатлений, осознавать: «Было бы круто встретить их вот так, в такой ситуации». Это уже не говоря о Cold Steel 3 и Cold Steel 4, где начался масштабнейший кроссовер между арками.
На каких платформах и на каких языках?
Если вы — старый закаленный фанат, и вам нужна информация о том, как покупать и где брать файлы для Hajimari и Kuro — информация под спойлером ниже.
Hajimari no Kiseki, версия от CLE
1) Покупаем игру от Cloud Leopard Entertainment в Steam, устанавливаем
2) Качаем архив (альтернативный архив as is, как он поставлялся разработчиками перевода)
3) Распаковываем поверх дистрибутива (или по инструкции, если используете второй архив)
4) Запускаем настройку игры и выставляем графику + ставим японский язык
5) Если есть проблемы с геймпадом, удалите bin\Win64\dinput8.dll (может вызывать проблемы с разрешением выше 1080p).
Kuro no Kiseki, версия от CLE
1) Покупаем игру от Cloud Leopard Entertainment в Steam, устанавливаем
2) Качаем архив (альтернативный архив as is, как он поставлялся разработчиками перевода)
3) Распаковываем поверх дистрибутива (или по инструкции, если используете второй архив)
4) В свойствах игры выставляем язык — китайский традиционный
5) Запускаем настройку игры через меню Steam и выставляем настройки графики
6) Если на Steam Deck не заводится — удаляем XAudio2_9.dll
Примечание: версия от CLE недавно обновилась. Если слетел перевод, делаем следующее:
1) Выкачиваем патч посредством Steam
2) Кидаем поверх него снова перевод, НЕ МЕНЯЯ основной бинарник (ed9.exe) и папку с лончером (launcher)
Kuro no Kiseki 2, CLE (машинный перевод!)
1) Покупаем игру от Cloud Leopard Entertainment в Steam
2) Качаем архив и устанавливаем по инструкции внутри
Update от 26.07.2023: патч переехал сюда.
Почему сейчас?
Для прохождения игр по Kiseki сейчас чуть ли не самое лучшее время: три важных игры наконец-то получили, как минимум, даты релиза локализации, с японского на английский. Наконец-то официально выходит арка Кроссбелла. А летом — фанаты ждут эпилог Trails into Reverie. После этого, у новичка в серии будет 10 игр, которые нужно осилить до выхода (потенциальной официальной) Kuro no Kiseki / Trails Through Daybreak.
Текст я написал сразу же, как только, под конец января, прошел азиатскую версию Trails into Reverie. Его задача — попытаться передать читателям SG всю прелесть и красоту Kiseki. Хотелось поделиться частичкой своей любви к этой вселенной и играм студии Falcom, и, возможно, заинтересовать ими кого-то из Вас.
Напоследок пожелаю, чтобы недостатки не стали для Вас серьезным препятствием. А возможные предрассудки о японских играх, — не помешали получить массу удовольствия.
P. S. Активность в блогах сильно замедлилась как раз из-за того, что этот текст переписывался несколько раз, в угоду простоты восприятия =)
P. P. S. Отдельное огромное спасибо дружище Green и друже Keksuk за помощь в полировке материала.
Добрый друже Keksuk написал массу статей, касающихся серии Trails:
Обзор The Legend of Heroes: Trails in The Sky
Обзор The Legend of Heroes: Trails in The Sky SC
Обзор The Legend of Heroes: Trails in The Sky 3rd
Обзор The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel
Обзор The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel II
Полицейская история. Обзор игры The Legend of Heroes — Zero no Kiseki
текст-рассуждение об играх Falcom:
Поставщики ламповых приключений. Мнение простого фаната о играх компании Nihon Falcom
а также других игр Falcom, которые однозначно стоят Вашего внимания ( YS VIII: Lacrimosa of Dana и YS: Memories of Celceta навсегда в сердце):
Обзор Tokyo Xanadu
Обзор Ys I & II Chronicles
Обзор Ys: The Oath in Felghana
Обзор Ys Origin
Обзор Ys VI: The Ark of Napishtim
Обзор Ys Seven
Обзор Ys: Memories of Celceta
Обзор Ys VIII: Lacrimosa of Dana
Напоследок, его ламповый блог про жанр:
Так ли страшны/плохи JRPG? Достоинства, недостатки и просто болтовня о жанре.
Друже Sheksh написал обзор первой Trails in the Sky
Обзор Sora no Kiseki FC
Друже Александр Найт написал обзор YS IX:
Супергерои нашего городка. Или Ys IX Monstrum Nox.
Кирилл Волошин из редакции SG написал два отличных ревью-текста про третью и четвертую части Cold Steel:
The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel 3: Обзор
The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel 4: Обзор
В качестве финала:
Мое мнение о YS: Memories of Celceta
Лучшие комментарии
Полюбить «Кисэки» не сложно! =)
От подобных постов всегда приятно становиться. Kiseki нужно продвигать в массы.
Это не гениальная серия и не «лучшенепридумали10/10», но именно она вернула мне веру в жанр.
Моя привычка тыкаться в нпц и читать диалоги, тут была просто накормлена до отвала: в какой ещё серии нпц обновляют фразы после сюжетных событий? В какой ещё серии нпц имеют свои собственные хоть и не большие, но сюжетные арки? Или даже глобальные арки тянущиеся из игры в игру(Антон). Я буквально кричал от восторга когда понял что нпц тут это не просто бесполезные болванчики, а кладезь лора или просто интересной инфы. Всякие персоны, фф, и талесофы это все же не то. Совсем не то.
В 2018 я стартанул с первой игры серии и успешно задушился об архаичный дизайн с ОЧЕНЬ средненькой боевкой. Но благо что сталь в 2020 все же осилил, и в ожидании официального перевода финала пошел проходить уже давно дропнутую Sora. Ох, и как же трилогия Либрела прокатила меня на эмоциональных качелях. Вроде и сюжеты простенькие и вроде как и персонажи архитипичные, а когда играл ендинг первой соры у меня натурально пропали все сожаления о потраченных 35 часов жизни. И я побежал покупать двойку. Которая раскатала меня ещё сильнее. Кросбель меня натурально раздавил, обе части это натурально лучшие игры про «город и людей к в нем живут» в которые мне доводилось играть. А финал саги высосал остатки скепсиса по отношению к серии.
Если то кто читает этот пост ещё не попробовал, но любит жанр, то вам стоит рискнуть.
И большое спасибо автору за пост.
Сидел такой, писал, пыхтел, убеждал, а тут на тебе :(
Тут в целом добавить нечего, поэтому просто поделюсь историей своего знакомства с серией. Был это где-то 2014 год, копался я в PSN и тут на глаза попалась первая Trails in The Sky для PSP. На заметку взял, оценки посмотрел, в список желаемого отложил, но не более. Тут потом приметил первую Trails of Cold Steel и стало чуть интереснее. Движок получше, выглядит приятнее и как раз по скидке продавалась за 500-600 рублей. Думаю «ну давай попробую вместе с первой Ni No Kuni». Начал играть ииии… чуть не дропнул на втором часу. Признаюсь честно, от некоторой ситуации в начале с двумя персонажами (кто понял, тот понял), я словил адовый фейспалм и поведение одной барышни баллов не прибавило. Хотел уже было забросить и пожалел что потратил деньги, но какой-то черт меня дернул все же попытаться играть дальше. И оглянуться не успел, как прошло уже 20 часов прохождения, а от былого кринжа почти ничего не осталось. На смену пришли интерес к миру, интерес к персонажам, дико застряла в голове музыка и даже геймплей был в кайф. Графика конечно немного пощипала глаза, но в целом я уже тогда был готов мириться с такой себе картинкой. И тут игра выдает удар под дых в конце и я такой "… ну и че теперь делать?! Я еще хочу!". До релиза второй части было еще достаточно времени, а руки чесались. Тут я вспомнил за первую Trails In The Sky и как нельзя кстати в GOG показалась первая часть за копьё. Недолго думая, она моментально полетела в корзину и тут для меня началась другая история. С одной стороны я сделал не лучшую вещь начав с Cold Steel, т.к. много событий и отсылок прошли мимо меня, но с другой мне не терпелось увидеть с чего все началось. На удивление первая Sky уже воспринималась куда бодрее и не настолько клишировано как первая Cold Steel и даже не смотря на устаревшие технологии воспринималась не менее интересно и весело. Но тут был второй удар — опять та же концовка с запятой. И вот тут уже деваться было некуда, пришлось ждать. До релиза Cold Steel 2 еще были месяцы, а до релиза Sky SC и того больше. Но каждый релиз я помню очень хорошо. До сих пор не могу забыть тот щенячий восторг, когда утром рано вставать в универ, а я до упора сижу и жду когда же можно будет купить Cold Steel 2, а когда купил не мог уснуть, безумно хотелось поиграть. С тех пор каждый релиз студии отслеживался, пусть и не все игры пройдены и по сей день. Даже Tokyo Xanadu с поломанным переводом для Vita был для меня диким кайфом. И вот вроде умом понимаешь, что игры The Legend of Heroes это ни разу не прорыв, может даже не претенденты на игру года, но каждый раз, когда выходит новая игра в серии или выходит перевод старых частей, все остальное перестает быть важным. Хочется вернуться в ставшие уже родными земли Земурии и пережить еще одно кайфовое приключение.
P.S. Влияние Кисек распространяется!
На то есть причина.
С jrpg обычно в плане языка выбора особо нет. Либо английский, либо совсем упороться и японский. Слишком нишевый жанр до сих пор. Да у нас есть уже популярные FF, Tales of, Persona, которые хотя бы частично но переводятся на русский, но не все студии это Square Enix или Namco Bandai, деньги не бесконечные. Так что английский это самый простой выгодный вариант в этом плане. Опять же получив язык будет меньше проблем с приобретением нишевых и непереведенных штук))
1. Сюжетные арки есть не только у сколько-нибудь важных персонажей игр, а у ВСЕХ персонажей. даже у продавщицы мороженного в столице Либерла есть свой подсюжет. А Сюжет продавца из магазинчика аксесуаров из самого первого города можно говорить часами. Да и арка семьи с любопытной девочкой из CS3,4 очень хороша.
2. Насколько помню бензин как раз у них не был особо распространён, был эдакий стим-панк с паровыми танками и дирижаблями. Которые потом вытеснили орочьи технологии.
3. Огнестрел не появляется с развитием орбальной энергии, а наоборот отмирает как устаревший. А новые орудия работают не на порохе а на орбальной энергии.
4. МАКСИМАЛЬНЫЙ КАТАСТРОФИЧЕСКИЙ уровень неуважения за низкую репрезентацию лучшей девочки Лауры в финальных позитиваторах!!!!
И да, 100 часов? пффф CS-4 я за 500 часов прошёл, пробегая заново все города разговаривая со всеми НПС.
Проблема с Kiseki в том что после неё начинаешь глубже задумываться о мирах в JRPG. И если в Тэйлсах миры простенькие но ещё более менее работают, то вот в Финалки играть невозможно. Сразу начинаются вопросы, а с кем эта страна вообще может воевать, а на что они живут. а на хрена им столько энергии, а не слишком ли тупая эта колдунья.
Учти после серии Trails в Финалку будет сложно играть, вопросы почему этот мир такой тупой будут постоянно всплывать.
(лично мне не давал покоя вопрос Сефирот -герой войны, а войны с КЕМ? Разве в мире ФФ7 есть хоть одно сколько нибудь значимое государство которое может неиронично воевать с Мидгардом?)
2. О кстати сейчас только вспомнил, ведь в либерле нам пару раз встречается грузовичок, который работает на фабрику в Зейсе И водитель говорит что это последняя разработка из Калварда, вершина инженерной мысли. Что движок переделали на работу на огненных сепитах и его мозность выросла вдвое.
3. И какая была разница между оборудованием в Торской академии, и потом во втором отделении, а всего за два года сменилось всё.
4. А я вот был обижен, куда ты тянешь свои телеса женщина, у тебя даже нет двухметрового меча и ты не идёшь по пути самурая как Рин( Ты что не видела как Лаура в конце первой части кинулась к кабине Валимара и просила рина улетать обещая что она со всем справится!?
Кстати о том как комната в общаге отражает внутренний мир персонажа Сара такой себе вариант.
Я помню как в CS-3 в начале предлагают оббежать академию ПОЗНАКОМИТЬСЯ со всеми одноклассниками, а потом пройтись по общаге. И ты даже не запомнив их имена, просто рассматривая что лежит в комнатах на полках, под кроватью, на стенах можешь понять чья эта комната. У Пацанчика в очках который постоянно качается лежат гантельки, у пацана вечно ухлёстывающего за девицами из-под кровати выглядывает журнальчик. У Титы на столе вместо косметики набор инструментов и личная гигадрель.У девушки из клуба чайно церемонии висит кимоно.
Огромный плюс за статью! Возможно замотивирует еще кого то решится на этот эпичный квест ) Сам как раз закончил всю арку Небес и жду марта для старта Zero (что бы как раз к концу прохождения Azure уже релизнулась).
Скрестил пальцы за то, чтобы Ваш вкус совпал с играми ;)
К сожалению, натянуть одно на другое не получится, т.к. они работают не просто на разных платформах, но и, похоже, на немного разных движках.
Игра на PC ничем не хуже версии с Vita, просто содержит более старый арт-дизайн всего и вся, как я и писал в тексте.
Интересно, что Keksuk меня подтолкнул к знакомству своими текстами и подбадривающими комментариями)
Проблема что с 50 японской игры слово «либо» начинает исчезать, а к 100 уже возвращаешься опять к выбору либо ждать перевода, либо играть на иностранном языке. Поэтому если надо изучать язык для японских игр, то я бы посоветовал сразу начать с японского. Английский лучше изучать, когда английский язык нужен для «чего-то там и японских игр»
Японский не сложен… в плане изучение на самом то деле. А Вот чтения уже зависит от автора может быть просто читать, а может быть и японский вариант:
И все это с особенностями японского
Если что все дополнительные квесты, которые были добавлены в Vita-версиях есть и в Стимовских версиях. Вот в Zero/Ao когда играл в пиратские на ПК были версии без доп квестов Свича, но в стимовские официальные версии их уже добавили.
Да я шучу, че уж тут скрывать, тут материал правда обстоятельный и хороший)
Я же просто мнением делился, с надеждой что кто-нибудь поиграет и получит такой же кайф как и я)
Сижу тут и надеюсь, что хотя бы несколько человек возьмутся после текста за серию и игры Falcom в целом)
Что касается YS… это уж прям большая работа) Такой текст может появиться только если я упорюсь и пройду с 1 по 7 все части, поскольку YS у меня осилены только Celceta, 8 и 9. 7-я в бэклоге лежит пока.
Куда более вероятен текст про Neptunia, т.к. я прошел 4 номерные части, кроссовер с Senran Kagura, купил на PS5 по предзаказу Sisters VS Sisters. Плюс, на PS Vita\Steam у меня есть Hyperdimension Neptunia U: Action Unleashed и Superdimension Neptune VS Sega Hard Girls, а на PS5+Steam есть Cyberdimension Neptunia: 4 Godessess Online. Для Switch лежит Super Neptunia RPG. Но ее уже Кирилл Волошин освещал хорошим ревью)
Судя по контексту, это чудо-капуста Формулы-1 =) (у слова Kiseki несколько значений)
Если сильно хочется — то чего бы и не полюбить?
Фи тоже ничего, а вот Эмма всегда раздражала. Лолек и псевдололек из 3-4 частей, вообще как варианты не рассматриваю. Но крайне опечален был тем фактом что из вариантов постарше предлагают только Сару, а как же наилучшейшая милфа сериала Аурелия, которая так хорошо смотрится в спортивном купальнике военной академии и в строгих директорских очках.
Не спрашивай откуда у меня этот скриншот, просто я тоже похожую статью писал но для сайта ixbt пару лет назад)
кстати из хороших скриншотов, я вовсе не всегда проходил кампанию таким составом, но для хорошего скриншота чего только не сделаешь.