На PC наконец вышла The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel IV — игра, призванная завершить одну из самых продолжительных и грандиозных сюжетных арок в истории японских RPG. Насколько удачным получился гранд-финал и финал ли это вообще? Может, только многоточие?
Анимешные герои снова спасают мир
В обзоре The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel III я подробно описывал историю этой уникальной серии и основные сюжетные мотивы арки, которая выходит аж с 2004 года и посвящена личным и политическим конфликтам в империи Эребория. Главным героем, напомню, является Рин Шварцер, который сначала учился и служил, потом вроде бы остановил гражданскую войну и сам возглавил обновлённый Class VII в родной военной академии.
Сказать, что третья часть серии завершилась драматично, — это ещё слишком мягко. Кто-то из знакомых персонажей погиб, другие вроде как оказались коварными убийцами и предателями, самого Рина похитили, император убит, на пороге — новая гражданская война и даже конец света, если осуществиться древнее проклятие, которое уже начинает действовать меняя флору и фауну. В этой ситуации ученики Рина из нового Class VII начинают его поиски в попытке всё исправить, остановить и спасти.
Для новичков со стороны это выглядит достаточно нелепо — лупоглазые мальчики и девочки в затейливых костюмах ведут банальные диалоги про то, как важно в этот тяжёлый час объединиться и выстоять; утешают пафосными речами вчерашнего предателя, говоря, что он не виноват в случившемся и должен взять себя в руки ради Рина. И смахивают слезу, глядя на то, как играют детишки, — дескать, хорошо, что хоть с ними в эти трудные времена всё в порядке. При этом уже минут через 10 они могут вместе мыться и лапать друг друга за сиськи.
В общем, всё очень по-японски, к тому же пафосно, банально и толком ничего не понятно — уж слишком много персонажей, которые что-то там вспоминают.
Ситуация усугубляется тем, что сюжет, который в силу крайне драматичной завязки, стартует куда бодрее, чем в Trails of Cold Steel III, в середине ощутимо проседает — нас заставляют мотаться на воздушном корабле по империи, исследовать и выполнять побочные квесты, прежде чем история двинется дальше.
Мы говоpим им «До свидания». А прощанье не для нас
Но фишка в том, что The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel IV — это игра совершенно не для новичков. При желании можно изучить отдельный раздел про предыдущие события, но лучше поиграть в прошлые части самому. Потому что начинать своё знакомство с серией именно с Trails of Cold Steel IV, а потом жаловаться на «банально» и «непонятно» — это всё равно что начать читать с конца «Войну и мир» или книжную серию о ведьмаке.
Сравнения не случайны. Trails of Cold Steel — это действительно глыба, где детально проработаны и мир, и персонажи, и многочисленные сюжетные линии, которые сплетаются в сложный клубок скандалов, интриг, слёз, ностальгии, дружбы и романтики.
И разобраться в этом клубке смогут только преданные поклонники серии, для которых разбираться как раз не составит труда. Наоборот, для них эти «банальные» речи героев, их встречи и воспоминания — как бальзам на душу. Ведь авторы ставят на создание и поддержание эмоциональных связей между персонажами, которые не меняют полностью свой состав в каждой новой игре (как, например, в Final Fantasy), а развиваются, уходят и возвращаются на протяжении вот уже 17 лет.
И именно в Trails of Cold Steel IV практически все они собираются вместе — тут самый большой состав персонажей, включающий как эту, так и другие арки серии. Вот отдельный трейлер про них:
Но для поклонников каждая встреча со знакомыми героями и возможность поиграть за Ллойда или, например, за Эстель — именины сердца. Просто почитайте комментарии в духе «Мне 40 лет, но когда увидел снова на экране героев Sky и Zero/Ao, то визжал как школьница» или «Я даже не смогу подобрать слова, чтобы описать весь тот восторг, который испытал, увидев Эстель и КиА». А уж как лично я рад был снова увидеть Юну и Алтину…
Фанатам не до скуки
Это при том, что помимо таких фанатских сантиментов в сценарии Trails of Cold Steel IV есть и объективные достоинства. Даже по сравнению с насыщенными событиями второй и третьей частей здесь выросло количество драматичных и интригующих поворотов, как вырос и общий уровень постановки. Да, где-то в середине темп повествования замедляется, и это может не понравиться даже ветеранам серии, которым хочется поскорее узнать, чем же всё закончится.
Но, с другой стороны, это всё-таки не визуальная новелла, а большая японская RPG, где нужно выделить время и место и для гринда, и для исследования мира, и для побочных заданий, поднимающих репутацию партии. Тем более что исследовать стало удобнее — всё интересное помечено разными маркерами на карте. Путешествовать можно на лошади, есть крайне комфортная система быстрого перемещения.
К тому же даже вне сюжетных событий мы укрепляем связи между персонажами и участвуем в специальных событиях (социальные взаимодействия, или Bonding Events), которые раскрывают персонажей, продолжают и завершают их личные истории — а это, поверьте, не менее интересно. Причём все события просмотреть не получится — приходится мучительно выбирать, за кем следить более пристально.
В любом случае скучать не приходится — в Trails of Cold Steel IV много мини-игр, включая собственную ККИ Vintage Masters, которую на этот раз проработали ещё глубже, и местный вариант головоломки Puyo Puyo. Плюс обязательные для жанра рыбалка, готовка и фотографирование достопримечательностей.
Обновление и возвращение старого
С точки зрения геймплея The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel IV почти идентична третьей части, так что подробнее об игровом процессе можете прочитать всё в том же обзоре. На месте и боевые приказы, дающие бонусы всей группе, и связи между персонажами, и совместные приёмы, и заклинания, и система кварцев, и крафт.
Враги всё так же более или менее чувствительны к разным видам стихийного, колюще-режущего и прочего урона. Но главное — их нужно вовремя оглушать, чтобы выйти из самых сложных ситуаций.
Некоторые механики было доработаны. Например, вернулись из ранних частей уникальные мощные заклинания (Lost Arts). Оттуда же перекочевали сундуки с особенно опасными монстрами, против которых могут сражаться только определённые персонажи — а в награду они прокачивают свои уникальные боевые приказы. При этом теперь вы всегда вольны через ноутбук вернуться к ещё не открытым сундукам.
Вообще, элитных монстров и боссов стало больше, и в целом по сравнению с третьей частью подросла сложность — гринд на «харде» и «найтмере» практически обязателен. Некоторые боссы даже научились собственным боевым приказам. И это возросшая сила монстров вполне логично объясняется самим сюжетом, а именно действием проклятия, приближающего конец света.
С другой стороны, теперь прямо в бою разрешают призывать на помощь боевых мехов. Да и в целом сражений на роботах стало ощутимо больше. А ещё вырос лимит очков на применение в драках боевых приказов — это даёт больший тактический простор.
Не современно, но красиво
Минусы тут приходится почти высасывать из пальца. Ну да, графика и анимация немного отдают нафталином, но для такой исполинской с точки зрения контента игры это не так уж и важно. Да, даже при этом на моём ноутбуке картинка частенько подтормаживала, но это скорее проблемы моего ноутбука, а не порта в целом.
Да, есть проседания темпа повествования и гринд. А при огромном составе персонажей кажется, что кто-то проработан лучше, чем другие, — да и уникальность многих из них в сражениях со временем нивелируется. Но это скорее придирки.
В любом случае Trails of Cold Steel IV — отличный гранд-финал действительно великолепной и очень значимой для жанра серии, который вызывает массу искренних эмоций у её поклонников. А новички, насмотревшиеся на эти слёзы и сопли, теперь, возможно, захотят начать своё знакомство с аркой Trails of Cold Steel.
Что же касается заданного в самом начале вопроса, точка это или многоточие, то скорее последнее. Но точно мы узнаем после того, как выйдет западная версия The Legend of Heroes: Hajimari no Kiseki — именно эта игра призвана протянуть мостик между старой и новой историями. Там сразу три главных героя, и Рин Шварцер — лишь один из них. Так что ждём, надеемся и верим.
Плюсы: драматичный и эпичный сюжет, закрывающий историю великолепной и очень протяжённой серии; возросший уровень драматизма и режиссуры; множество знакомых и подробно проработанных персонажей из предыдущих игр; отшлифованный по сравнению с третьей частью геймплей; не самая современная, но вполне симпатичная картинка; множество фансервиса; отличный, как всегда, саундтрек; выразительная озвучка не только на японском, но и на английском.
Минусы: сюжет в середине проседает; на высоких уровнях сложности нужно активно заниматься гриндом; допотопная анимация.
Лучшие комментарии
Жаль, что эту серию игр мало кто хочет проходить, о ней узнал как раз из блогов от StopGame и ни разу не пожалел что начал играть в эту серию.
Можешь ограничиться Trails of Cold Steel. А если сильно зайдет — браться за Trails in the Sky\Ao\Zero no Kiseki
Полностью поддерживаю оценку. Покупал в день релиза на PS4 после того, как запоем прошел первые три части. Переел, отвлекался на другие игры (YS9, Atelier Ryza 2). Сейчас ленивенько ее прохожу дальше. Нравится, очень круто.
P.S.: очень рад, что игра наконец-то вышла на всех платформах и доступна широкой аудитории)
Ну тут проблема того, что это 7 игр и я бы не сказал что даже первая ToCS уже не устарела.
Удачи тебе с этим! И поверь мне, Кроссбеловская дилогия одна из лучших и в Trails of Azure ты будешь офигевать от того, что там происходит. (Как никак Trails of Cold Steel 1-2 происходят в то же время, что и Azure/Ao)
Интересно, где вы углядели в моих сообщениях слова о том, что я страдал при первом прохождении. Если грамотный подбор персонажей, мастер кварцев и снаряжения это страдание — даже не знаю, что тут говорить. И это я даже не абьюзил додж-танк билд Фи, крафты Макиаса, Юны или приказ Сары (для продвижения своих по шкале действия)
За всю игру был только один момент, когда бои действительно были непростыми — конец второго акта. Да и то, только из-за того, что насильно разделяют пати.
А про обезьянок — ещё со времен первого ская многие мини боссы и враги посерьезнее вешали кучу всякой гадости и да, для более комфортного боя с ними приходилось загружаться и надевать аксессуары с иммунитетом от той или иной заразы. Кому-то такой подход может не нравится — у меня какого-то раздражения не вызывало, видимо просто привык, что в этой серии оно так работает.
Если не секрет, то на какой сложности вы начинали? Я, начав на нейтмаре, могу сказать, что «чистокровные» кастеры в этой игре есть и они (при правильном подборе мастер/обычных кварцев) сломаны. Мюзе и Эмма с Пандорой и Вирго имеют 100+ крит шанса на магию, и вместе с беллами на стихию и гемом на каст ходят просто бесконечно. И урона вливают местами побольше того же Рина, Лоры или Сары. Так что как-то сомнительно вы своих кастеров собирали если они не эффективны
5 раз? Скучнющими? Извините, но тут сразу видно Ваше «начал на номрале». После 1 и 2 стила нормал в 3 и 4 превратился в «прогулку в парке».
Если, Вы, говорите об использовании S крафтов в этой части на боссов(с использованием доминайшена) то, извините, — но Вы дно в боевой системе 4й части. Попробуйте вашу тактику на нейтмаре со старта — очень удивитесь. Потому что повторюсь — нормал в 3 и 4 стиле, это уровень «стори сложности» в МЭ3 или «журналист Полигона»
Так топай в кукурузис.
Да смысл спорить с человеком, который кукурузис с его стерильным графоном приводит как эталон.
Твое право. В сюжете игр хватает банальностей и клише, но от этого эмоций после прохождения меньше не становится.
Я от этих красивых игр ноль эмоций получил после прохождения, в отличии от серии жрпг в этой новости.
Речь про визуальный стиль, а не технологии. Если нужны технологии, то японский игры, а тем более jRPG, явно не твой выбор. Даже игры, ориентированные на запад, редко поражают технологичным графоном.
Я напротив, взорал от восторга, когда это увидел. Если можно будет крошить мелочь в реалтайме, а сражаться с боссами в пошаговом режиме — я всеми руками только за. Особенно, если, наконец-то, как в играх Compile Heart, можно будет свободно перемещаться по арене. Это бешено разнообразит для меня геймплей, и я скорее поклонник YS по части механик, чем The Legend of Heroes.
Пример не лучший, и я сильно надеюсь, что у Falcom хватит мозгов не делать такого. А они — ребята толковые, на мой взгляд. Я помню твою критику, но я не гоняю игру на сложности выше, чем «средняя», где перечисленные тобой проблемы даже не замечаю. Ненавижу долбиться головой о стену слишком долго из-за титианического бэклога на десятке платформ — поэтому всегда прохожу игры на легком и среднем. Исключение — шутеры а-ля DOOM 2016, где мне весело бодаться со сложным противником.
Разумеется. Как раз уровень современных JRPG. Я тебе еще раз посоветую глянуть перечисленные мной тайтлы.
Движения ГГ напоминают движения Адола из YS9, тот же тип движений, абсолютно, чуть ли не до фрейма. А вот анимации движений магички с посохом мне прям до одури нравятся — изящно и красиво.
Учитывая темп локализации с паузой в ДВА года, да, это вполне вероятно.
Больно осознавать, что Hajimari no Kiseki выйдет только через год с копейками, в лучшем случае.
Одна из любимых серий от одной из любимых студий. Жаль, даже среди целевой аудитории мало кто знает об их играх. Хотя в этом, наверное, сама студия и виновата со своим безразличным отношением к продвижению игр за пределами Японии.
Ждём Ys9 на ПК и Switch.
Окей. Однако, и они серьезно подросли в детализации, их подтянули к дизайну главных героев.
Да, под Свитч игру даунскейлили.
Крайне обидно, ибо очень знаковые вещи. Советую ознакомиться.
Серьезно? YS — старейший сериал, чуть ли не старее, чем The Legend of Heroes (Trails of Cold Steel туда входит) и один из флагманов Falcom. Tokyo Xanadu — их же еще один проект.
Посмотри ролики Ratchet & Clank: Rift Apart, насколько охеренно оно смотрится и работает. Моментальная загрузка другой локации (возможно, вместо 40-60 секунд) — имхо, охеренно. Да, игра еще не вышла, но оно уже там. Игра уже выглядит как CGI 5-8 летней давности и при этом рендерится В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ. У меня челюсть выпала на State of Play. Если ты любишь технологии, как я это вижу, ты меня поймешь и тоже проникнешься. Уверен, на GDC Insomniac устроили фурор.
Перспектив у SSD в консолях и PC много, осталось дождаться реализации.
Примерно на стыке PS3\PS4, судя по реализации. Есть PBR, но зачаточный.
Технологически HL2 слабее Trails of Cold Steel 4, поскольку работает на древнейших API и вытягивает только шейдером воды да работой художников. Те же эффекты частиц, эффекты материалов на одежде куда продвинутее простеньких бамп-шейдеров 1.4, которые используются в HL2. Не путай.
Твое право ограничивать себя/выбирать, что тебе больше нравится. Тут зависит от того, чем ты руководствуешься.
Что до меня… Мне не так страшно устаревание технологий в JRPG, хотя я с широко раскрытыми объятьями приветствую новинки. Например, агрессивно применяемый PBR в Dragon Quest и Neptunia 4 Godesses Online. Мне важны персонажи, история, эмоции, постановка и отсутствие сильных препон в прохождении. Однако, меня может смутить чиби-стилистика и путанность в квестах/локациях. Это уже личные предпочтения.
Ту же «устаревшую» Tales of Xillia на PS3 я пролетел под НГ с огромным удовольствием.
Меня всегда смущают две вещи в старых The Legend of Heroes:
— Навигация и квесты. Я натурально теряюсь в этих пространствах
— Чиби-аватары персонажей вместо стандартного стиля или 3D, как то было, например, у PSP-версий Shining.
Поэтому их я очень медленно щупаю, преодолевая себя.
Начиная с Trails of Cold Steel — самое то для меня.
Специально для тебя Сони свои бездушные блокбастеров делает.
Пересечения идут почти во всех играх, но в Cold Steel 4 их максимальное количество, потому что именно эта часть закрывает громаднейшее количество арок. Технически нет необходимости проходить прям ВСЕ, можно ограничиться и аркой Cold Steel, но в таком случае много информации пройдет мимо, эпичность будет не такой мощной, а появление многих персонажей никак не откликнется. В целом можешь Начать с Cold Steel, а там как зайдет. Если зайдет, то предыдущие игры все равно захочется поиграть)
Я же правильно понимаю, что сюжет начинается аж с Trails in the Sky? Всего получается 7 игр… Эх, хоть бы на одну огромную jrpg найти время.