30 апреля 2021 30.04.21 102 54K

The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel 4: Обзор

На PC наконец вышла  The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel IV — игра, призванная завершить одну из самых продолжительных и грандиозных сюжетных арок в истории японских RPG. Насколько удачным получился гранд-финал и финал ли это вообще? Может, только многоточие?

Анимешные герои снова спасают мир

В обзоре  The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel III я подробно описывал историю этой уникальной серии и основные сюжетные мотивы арки, которая выходит аж с 2004 года и посвящена личным и политическим конфликтам в империи Эребория. Главным героем, напомню, является Рин Шварцер, который сначала учился и служил, потом вроде бы остановил гражданскую войну и сам возглавил обновлённый Class VII в родной военной академии.

Сказать, что третья часть серии завершилась драматично, — это ещё слишком мягко. Кто-то из знакомых персонажей погиб, другие вроде как оказались коварными убийцами и предателями, самого Рина похитили, император убит, на пороге — новая гражданская война и даже конец света, если осуществиться древнее проклятие, которое уже начинает действовать меняя флору и фауну. В этой ситуации ученики Рина из нового Class VII начинают его поиски в попытке всё исправить, остановить и спасти.

За главного героя искренне переживаешь.
За главного героя искренне переживаешь.

Для новичков со стороны это выглядит достаточно нелепо — лупоглазые мальчики и девочки в затейливых костюмах ведут банальные диалоги про то, как важно в этот тяжёлый час объединиться и выстоять; утешают пафосными речами вчерашнего предателя, говоря, что он не виноват в случившемся и должен взять себя в руки ради Рина. И смахивают слезу, глядя на то, как играют детишки, — дескать, хорошо, что хоть с ними в эти трудные времена всё в порядке. При этом уже минут через 10 они могут вместе мыться и лапать друг друга за сиськи.

Игра ни разу не про хентай, но фансервиса тут хватает.
Игра ни разу не про хентай, но фансервиса тут хватает.

В общем, всё очень по-японски, к тому же пафосно, банально и толком ничего не понятно — уж слишком много персонажей, которые что-то там вспоминают.

В такие тона окрашены все воспоминания.
В такие тона окрашены все воспоминания.

Ситуация усугубляется тем, что сюжет, который в силу крайне драматичной завязки, стартует куда бодрее, чем в Trails of Cold Steel III, в середине ощутимо проседает — нас заставляют мотаться на воздушном корабле по империи, исследовать и выполнять побочные квесты, прежде чем история двинется дальше.

На карте есть где разгуляться, что посмотреть и посетить.
На карте есть где разгуляться, что посмотреть и посетить.

Мы говоpим им «До свидания». А прощанье не для нас

Но фишка в том, что The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel IV — это игра совершенно не для новичков. При желании можно изучить отдельный раздел про предыдущие события, но лучше поиграть в прошлые части самому. Потому что начинать своё знакомство с серией именно с Trails of Cold Steel IV, а потом жаловаться на «банально» и «непонятно» — это всё равно что начать читать с конца «Войну и мир» или книжную серию о ведьмаке.

Сравнения не случайны. Trails of Cold Steel — это действительно глыба, где детально проработаны и мир, и персонажи, и многочисленные сюжетные линии, которые сплетаются в сложный клубок скандалов, интриг, слёз, ностальгии, дружбы и романтики.

С юмором тут тоже всё в порядке.
С юмором тут тоже всё в порядке.

И разобраться в этом клубке смогут только преданные поклонники серии, для которых разбираться как раз не составит труда. Наоборот, для них эти «банальные» речи героев, их встречи и воспоминания — как бальзам на душу. Ведь авторы ставят на создание и поддержание эмоциональных связей между персонажами, которые не меняют полностью свой состав в каждой новой игре (как, например, в Final Fantasy), а развиваются, уходят и возвращаются на протяжении вот уже 17 лет.

Помните их?
Помните их?

И именно в Trails of Cold Steel IV практически все они собираются вместе — тут самый большой состав персонажей, включающий как эту, так и другие арки серии. Вот отдельный трейлер про них:

Но для поклонников каждая встреча со знакомыми героями и возможность поиграть за Ллойда или, например, за Эстель — именины сердца. Просто почитайте комментарии в духе «Мне 40 лет, но когда увидел снова на экране героев Sky и Zero/Ao, то визжал как школьница» или «Я даже не смогу подобрать слова, чтобы описать весь тот восторг, который испытал, увидев Эстель и КиА». А уж как лично я рад был снова увидеть Юну и Алтину…

И Ашу мне тоже было что сказать.
И Ашу мне тоже было что сказать.

Фанатам не до скуки

Это при том, что помимо таких фанатских сантиментов в сценарии Trails of Cold Steel IV есть и объективные достоинства. Даже по сравнению с насыщенными событиями второй и третьей частей здесь выросло количество драматичных и интригующих поворотов, как вырос и общий уровень постановки. Да, где-то в середине темп повествования замедляется, и это может не понравиться даже ветеранам серии, которым хочется поскорее узнать, чем же всё закончится.

Но, с другой стороны, это всё-таки не визуальная новелла, а большая японская RPG, где нужно выделить время и место и для гринда, и для исследования мира, и для побочных заданий, поднимающих репутацию партии. Тем более что исследовать стало удобнее — всё интересное помечено разными маркерами на карте. Путешествовать можно на лошади, есть крайне комфортная система быстрого перемещения.

Правда, у меня в PC-версии управление лошадьми было почти забагованным.
Правда, у меня в PC-версии управление лошадьми было почти забагованным.

К тому же даже вне сюжетных событий мы укрепляем связи между персонажами и участвуем в специальных событиях (социальные взаимодействия, или Bonding Events), которые раскрывают персонажей, продолжают и завершают их личные истории — а это, поверьте, не менее интересно. Причём все события просмотреть не получится — приходится мучительно выбирать, за кем следить более пристально.

В любом случае скучать не приходится — в Trails of Cold Steel IV много мини-игр, включая собственную ККИ Vintage Masters, которую на этот раз проработали ещё глубже, и местный вариант головоломки Puyo Puyo. Плюс обязательные для жанра рыбалка, готовка и фотографирование достопримечательностей.

Сценаристы, как обычно, частенько переключают нас между персонажами.
Сценаристы, как обычно, частенько переключают нас между персонажами.

Обновление и возвращение старого

С точки зрения геймплея The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel IV почти идентична третьей части, так что подробнее об игровом процессе можете прочитать всё в том же обзоре. На месте и боевые приказы, дающие бонусы всей группе, и связи между персонажами, и совместные приёмы, и заклинания, и система кварцев, и крафт.

Дополнительные и комбоатаки активируются, если вовремя нажать нужную кнопку.

Враги всё так же более или менее чувствительны к разным видам стихийного, колюще-режущего и прочего урона. Но главное — их нужно вовремя оглушать, чтобы выйти из самых сложных ситуаций.

Применение уникальных заклинаний персонажей, как обычно, напоминает мини-мультик.

Некоторые механики было доработаны. Например, вернулись из ранних частей уникальные мощные заклинания (Lost Arts). Оттуда же перекочевали сундуки с особенно опасными монстрами, против которых могут сражаться только определённые персонажи — а в награду они прокачивают свои уникальные боевые приказы. При этом теперь вы всегда вольны через ноутбук вернуться к ещё не открытым сундукам.

Cундуки всегда охраняют сильные противники.
Cундуки всегда охраняют сильные противники.

Вообще, элитных монстров и боссов стало больше, и в целом по сравнению с третьей частью подросла сложность — гринд на «харде» и «найтмере» практически обязателен. Некоторые боссы даже научились собственным боевым приказам. И это возросшая сила монстров вполне логично объясняется самим сюжетом, а именно действием проклятия, приближающего конец света.

Боссы тут страшные.
Боссы тут страшные.

С другой стороны, теперь прямо в бою разрешают призывать на помощь боевых мехов. Да и в целом сражений на роботах стало ощутимо больше. А ещё вырос лимит очков на применение в драках боевых приказов — это даёт больший тактический простор.

Правда, призвать такую махину можно только один раз за бой.

Не современно, но красиво

Минусы тут приходится почти высасывать из пальца. Ну да, графика и анимация немного отдают нафталином, но для такой исполинской с точки зрения контента игры это не так уж и важно. Да, даже при этом на моём ноутбуке картинка частенько подтормаживала, но это скорее проблемы моего ноутбука, а не порта в целом.

Выглядит игра не суперсовременно, но в целом приятно.
Выглядит игра не суперсовременно, но в целом приятно.

Да, есть проседания темпа повествования и гринд. А при огромном составе персонажей кажется, что кто-то проработан лучше, чем другие, — да и уникальность многих из них в сражениях со временем нивелируется. Но это скорее придирки.

Бои могут показаться затянутыми, но всегда можно включить турборежим.

В любом случае Trails of Cold Steel IV — отличный гранд-финал действительно великолепной и очень значимой для жанра серии, который вызывает массу искренних эмоций у её поклонников. А новички, насмотревшиеся на эти слёзы и сопли, теперь, возможно, захотят начать своё знакомство с аркой Trails of Cold Steel.

Что же касается заданного в самом начале вопроса, точка это или многоточие, то скорее последнее. Но точно мы узнаем после того, как выйдет западная версия The Legend of Heroes: Hajimari no Kiseki — именно эта игра призвана протянуть мостик между старой и новой историями. Там сразу три главных героя, и Рин Шварцер — лишь один из них. Так что ждём, надеемся и верим.

Плюсы: драматичный и эпичный сюжет, закрывающий историю великолепной и очень протяжённой серии; возросший уровень драматизма и режиссуры; множество знакомых и подробно проработанных персонажей из предыдущих игр; отшлифованный по сравнению с третьей частью геймплей; не самая современная, но вполне симпатичная картинка; множество фансервиса; отличный, как всегда, саундтрек; выразительная озвучка не только на японском, но и на английском.

Минусы: сюжет в середине проседает; на высоких уровнях сложности нужно активно заниматься гриндом; допотопная анимация.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel 4

Платформы
PC | PS4 | PS5 | NSW
Жанр
Дата выхода
27 сентября 2018
84
4.3
35 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Жаль, что эту серию игр мало кто хочет проходить, о ней узнал как раз из блогов от StopGame и ни разу не пожалел что начал играть в эту серию.

Можешь ограничиться Trails of Cold Steel. А если сильно зайдет — браться за Trails in the Sky\Ao\Zero no Kiseki

Полностью поддерживаю оценку. Покупал в день релиза на PS4 после того, как запоем прошел первые три части. Переел, отвлекался на другие игры (YS9, Atelier Ryza 2). Сейчас ленивенько ее прохожу дальше. Нравится, очень круто. 

P.S.: очень рад, что игра наконец-то вышла на всех платформах и доступна широкой аудитории)

Ну тут проблема того, что это 7 игр и я бы не сказал что даже первая ToCS уже не устарела.

Удачи тебе с этим! И поверь мне, Кроссбеловская дилогия одна из лучших и в Trails of Azure ты будешь офигевать от того, что там происходит. (Как никак Trails of Cold Steel 1-2 происходят в то же время, что и Azure/Ao)

Интересно, где вы углядели в моих сообщениях слова о том, что я страдал при первом прохождении. Если грамотный подбор персонажей, мастер кварцев и снаряжения это страдание — даже не знаю, что тут говорить. И это я даже не абьюзил додж-танк билд Фи, крафты Макиаса, Юны или приказ Сары (для продвижения своих по шкале действия) 
За всю игру был только один момент, когда бои действительно были непростыми — конец второго акта. Да и то, только из-за того, что насильно разделяют пати. 
А про обезьянок — ещё со времен первого ская многие мини боссы и враги посерьезнее вешали кучу всякой гадости и да, для более комфортного боя с ними приходилось загружаться и надевать аксессуары с иммунитетом от той или иной заразы. Кому-то такой подход может не нравится — у меня какого-то раздражения не вызывало, видимо просто привык, что в этой серии оно так работает. 

Если не секрет, то на какой сложности вы начинали? Я, начав на нейтмаре, могу сказать, что «чистокровные»  кастеры в этой игре есть и они (при правильном подборе мастер/обычных кварцев) сломаны. Мюзе и Эмма с Пандорой и Вирго имеют 100+ крит шанса на магию, и вместе с беллами на стихию и гемом на каст ходят просто бесконечно. И урона вливают местами побольше того же Рина, Лоры или Сары. Так что как-то сомнительно вы своих кастеров собирали если они не эффективны

5 раз? Скучнющими? Извините, но тут сразу видно Ваше  «начал на номрале». После 1 и 2 стила нормал в 3 и 4 превратился в «прогулку в парке». 
Если, Вы, говорите об использовании S крафтов в этой части на боссов(с использованием доминайшена) то, извините, — но Вы дно в боевой системе 4й части. Попробуйте вашу тактику на нейтмаре со старта — очень удивитесь. Потому что повторюсь — нормал в 3 и 4 стиле, это уровень «стори сложности» в МЭ3 или «журналист Полигона» 

Так топай в кукурузис. 

Да смысл спорить с человеком, который кукурузис с его стерильным графоном приводит как эталон.

Твое право. В сюжете игр хватает банальностей и клише, но от этого эмоций после прохождения меньше не становится.  

Я от этих красивых игр ноль эмоций получил после прохождения, в отличии от серии жрпг в этой новости.

Речь про визуальный стиль, а не технологии. Если нужны технологии, то японский игры, а тем более jRPG, явно не твой выбор. Даже игры, ориентированные на запад, редко поражают технологичным графоном.

Так же не радует боевая система ни разу.

Я напротив, взорал от восторга, когда это увидел. Если можно будет крошить мелочь в реалтайме, а сражаться с боссами в пошаговом режиме — я всеми руками только за. Особенно, если, наконец-то, как в играх Compile Heart, можно будет свободно перемещаться по арене. Это бешено разнообразит для меня геймплей, и я скорее поклонник YS по части механик, чем The Legend of Heroes. 

Valkyria Azure Revolution с подобной системой. И отбаланшено так, что дальнобойные атаки ковыряют врага, когда основной урон надо наносить в ближнем бою. А из ближнего боя ты выйти по собственному желанию не можешь, только убив врага.

Пример не лучший, и я сильно надеюсь, что у Falcom хватит мозгов не делать такого. А они — ребята толковые, на мой взгляд. Я помню твою критику, но я не гоняю игру на сложности выше, чем «средняя», где перечисленные тобой проблемы даже не замечаю. Ненавижу долбиться головой о стену слишком долго из-за титианического бэклога на десятке платформ — поэтому всегда прохожу игры на легком и среднем. Исключение — шутеры а-ля DOOM 2016, где мне весело бодаться со сложным противником. 

И согласись, картинка куда лучше смотрится, чем текущие ТоКС

Разумеется. Как раз уровень современных JRPG. Я тебе еще раз посоветую глянуть перечисленные мной тайтлы. 

Впрочем, анимации, особенно одежды так и остались деревянные.

Движения ГГ напоминают движения Адола из YS9, тот же тип движений, абсолютно, чуть ли не до фрейма. А вот анимации движений магички с посохом мне прям до одури нравятся — изящно и красиво. 

а еврорелиз ориентировочно в 23 году.

Учитывая темп локализации с паузой в ДВА года, да, это вполне вероятно. 

Больно осознавать, что Hajimari no Kiseki выйдет только через год с копейками, в лучшем случае. 

Одна из любимых серий от одной из любимых студий. Жаль, даже среди целевой аудитории мало кто знает об их играх. Хотя в этом, наверное, сама студия и виновата со своим безразличным отношением к продвижению игр за пределами Японии.

Ждём Ys9 на ПК и Switch.

Я про модели массовки писал

Окей. Однако, и они серьезно подросли в детализации, их подтянули к дизайну главных героев. 

Только свич остался, и то игра вышла через три года после японского ПС4 релиза. Т.е. целевой платформой была ПС4, а не портативка.

Да, под Свитч игру даунскейлили. 

Кроме тейлсов все остальное ноунейм для меня.

Крайне обидно, ибо очень знаковые вещи. Советую ознакомиться. 

Тоже ноунейм.

Серьезно? YS — старейший сериал, чуть ли не старее, чем The Legend of Heroes (Trails of Cold Steel туда входит) и один из флагманов Falcom. Tokyo Xanadu — их же еще один проект.

Тут люди писаются от SSD в PS5, «будут создавать миры невиданного масштаба и детализации».

Посмотри ролики Ratchet & Clank: Rift Apart, насколько охеренно оно смотрится и работает. Моментальная загрузка другой локации (возможно, вместо 40-60 секунд) — имхо, охеренно. Да, игра еще не вышла, но оно уже там. Игра уже выглядит как CGI 5-8 летней давности и при этом рендерится В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ. У меня челюсть выпала на State of Play. Если ты любишь технологии, как я это вижу, ты меня поймешь и тоже проникнешься. Уверен, на GDC Insomniac устроили фурор. 

Перспектив у SSD в консолях и PC много, осталось дождаться реализации. 

И какого года эта технология?

Примерно на стыке PS3\PS4, судя по реализации. Есть PBR, но зачаточный.

Хочешь халву 2004 поставлю.

Технологически HL2 слабее Trails of Cold Steel 4, поскольку работает на древнейших API и вытягивает только шейдером воды да работой художников. Те же эффекты частиц, эффекты материалов на одежде куда продвинутее простеньких бамп-шейдеров 1.4, которые используются в HL2. Не путай.

Т.к. ИГРАТЬ в это невозможно

Твое право ограничивать себя/выбирать, что тебе больше нравится. Тут зависит от того, чем ты руководствуешься. 

Что до меня… Мне не так страшно устаревание технологий в JRPG, хотя я с широко раскрытыми объятьями приветствую новинки. Например, агрессивно применяемый PBR в Dragon Quest и Neptunia 4 Godesses Online. Мне важны персонажи, история, эмоции, постановка и отсутствие сильных препон в прохождении. Однако, меня может смутить чиби-стилистика и путанность в квестах/локациях. Это уже личные предпочтения. 

Ту же «устаревшую» Tales of Xillia на PS3 я пролетел под НГ с огромным удовольствием. 

Меня всегда смущают две вещи в старых The Legend of Heroes: 

  — Навигация и квесты. Я натурально теряюсь в этих пространствах

  — Чиби-аватары персонажей вместо стандартного стиля или 3D, как то было, например, у PSP-версий Shining. 

Поэтому их я очень медленно щупаю, преодолевая себя. 

Начиная с Trails of Cold Steel — самое то для меня. 

Специально для тебя Сони свои бездушные блокбастеров делает.

Пересечения идут почти во всех играх, но в Cold Steel 4 их максимальное количество, потому что именно эта часть закрывает громаднейшее количество арок. Технически нет необходимости проходить прям ВСЕ, можно ограничиться и аркой Cold Steel, но в таком случае много информации пройдет мимо, эпичность будет не такой мощной, а появление многих персонажей никак не откликнется. В целом можешь Начать с Cold Steel, а там как зайдет. Если зайдет, то предыдущие игры все равно захочется поиграть)

Я же правильно понимаю, что сюжет начинается аж с Trails in the Sky? Всего получается 7 игр… Эх, хоть бы на одну огромную jrpg найти время. 

Читай также