Недавно случился праздник на улице тех любителей японских ролевых игр, которые по какой-то странной иронии либо не имеют приставки, либо предпочитают играть на PC, – наконец вышла The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel III, одна из лучших JRPG последних лет.
Хроники Земурии
Но сначала, как водится, краткий курс истории – в случае с The Legend of Heroes он просто критически важен. Изначально это был спин-офф серии Dragon Slayer от Nihon Falcom, стартовавшей аж в 1989 году. Потом была трилогия Gagharv. И только с 2004 года начали выходить игры подсерии The Legend of Heroes: Trails, которые рассказывают о событиях, разворачивающихся в мире под названием Земурия.
Мир этот огромный, очень подробно проработанный – вплоть до истории возникновения валюты того или иного государства. В нём сочетаются магия и технологии, телеги и бронепоезда, любовь и политика. Вообще, политические конфликты, гражданские войны, разборки с тайными и опасными группировками – это топливо для всех частей серии.
И авторам понадобилось аж девять игр, чтобы осветить сагу о Земурии со всех сторон. Они посвящены разным королевствам и государствам, показывают ситуацию и конфликты с разных точек зрения, но всё разворачивается практически в одно и то же время. Поэтому и Trails in the Sky, и «кросбеллская» арка, и Trails of Cold Steel очень тесно связаны событиями и персонажами, которых тут просто огромное количество.
Герой и учитель
Так вот, The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel посвящена империи Эребония, которая оказалась на пороге гражданской войны. А её главным героем является молодой да удалой воин Рин Шварцер. В первой части нам показывали его становление и поступление в Военную академию Торс на фоне разгорающихся внутренних конфликтов в Империи. В сиквеле Рину вместе с сокурсниками по седьмому классу академии удалось остановить гражданскую войну, хотя то, как это происходило и чем закончилось, понравилось не всем – речь о представителях аннексированных и присоединённых государств. А сам он закончил обучение.
И вот в Trails of Cold Steel III мы уже видим, как Рин, он же национальный герой Пепельный Шевалье, сам становится преподавателем в недавно сформированном втором филиале академии – ему поручили возглавить, естественно, новый Class VII, ориентированный на спецоперации. Рин встречает как множество новых, так и знакомых персонажей. И именно многообразие отношений между десятками хорошо прописанных характеров – одно из безусловных преимуществ Trails of Cold Steel III.
От любви до ненависти и обратно
С некоторыми новичками, в том числе и в отряде нашего героя, сразу устанавливаются напряжённые отношения – не все довольны тем, как Рин разрулил ситуацию с гражданской войной. Сразу же вырисовывается и фигура этакого типичного хулигана-задиры, который даже во время учений постоянно идёт на конфликты чуть ли не со всеми, а особенно с Рином, и в итоге станет источником беды. Да и между учениками Class VII не всё ладно…
Рин всё это время встречает множество знакомых, причём некоторые из них вернулись в его жизнь неожиданно для него самого. И даже иные ведьмы из стана врагов вызывают у него романтическое томление и воспоминания. Особую перчинку происходящему добавляет тот факт, что во второй филиал академии отправляют в основном тех студентов и преподавателей, которые считаются если не отбросами (нельзя же признать таковым национального героя!), то, во всяком случае, не самыми надёжными и угодными. И нам достаточно быстро дают понять, что Рин здесь тоже оказался не просто так – на него есть определённые и явно не самые хорошие планы.
Можно помедленнее? Я записываю!
В общем, несмотря на то что большую часть времени мы, как и раньше, вроде бы просто выезжаем в разные регионы на учения, интриг хватает. И сразу же чувствуется фирменное сочетание лирики и политики, личных отношений с персонажами и политических разборок. Тем более что отряды академии отправляются исследовать совсем недавно присоединённые земли, а коварная тайная организация «Уроборос» по-прежнему плетёт свои заговорщические сети.
Другое дело, что в Trails of Cold Steel III масштаб происходящего заметно вырос. Тут всего больше – действующих лиц, диалогов, роликов. Один пролог может занять пару часов, и даже в первой главе вам ещё долго будут рассказывать на языке «туториала», что тут и к чему.
Естественно, сразу встаёт вопрос: а как новичку во всём этом разобраться? Стоит ли ему начинать знакомство с серией именно с третьей части? По большому счёту нет, не стоит – лучше поиграть в предыдущие, чтобы получить полное удовольствие от происходящего и понять все отсылки, которые тут есть и к другим аркам серии. Хотя попробовать можно – встречи со старыми знакомыми неизбежно сопровождаются разъяснительными флешбэками. А кроме того, в главном меню есть отдельный раздел, где рассказывается о событиях прошлых выпусков.
Аниме-парад!
Хотя в то же время было бы идеально начинать знакомство с серией именно с Trails of Cold Steel III. Игра не только выросла в масштабах, но и заметно похорошела внешне – в версии для Steam тем более. Выглядит и оптимизировано всё отлично даже на средних настройках. Вопросы могут возникнуть разве что к текстурам и малой детализации некоторых локаций – видно, что это не самая современная игра, хотя и тут ничего крамольного нет.
А вот модели персонажей – то, как они нарисованы и одеты, – никаких вопросов не вызывают. Это очень красивое и модное аниме, где все словно не сражаться собрались, а ехать на неделю моды в Париж – ну, или на кастинг для костюмированного порно. Неспроста есть отдельный раздел под костюмы. Естественно, большой пласт связан с флиртом и романтическими отношениями.
Кроме того, игра стала зрелищнее, в том числе благодаря, как я уже упомянул, огромному количеству кат-сцен. И динамичнее. Геймплейно здесь всё знакомо – бегаем, общаемся, выполняем многочисленные не только основные, но и побочные квесты, поручения и заказы. Миссий много, почти все построены на том, чтобы кого-то или что-то найти, принести нужные ингредиенты, что-то отнести и так далее. Но обставлено всё отнюдь не примитивно – процесс поиска котика по побочному квесту, например, приведёт к встрече с очень колоритной девушкой, которая ещё сыграет свою роль в истории.
Быстрее, лучше, красивее!
Автоматическая прокачка характеристик, получение новых рангов; открытие и улучшение новых способностей через апгрейд карманного телефона ARSUS II мастер-кварцами разной силы и области применения (новые ячейки всё так же открываем за полученные в боях кристаллы); беготня по уставленным сундуками и врагами локациям, где лучше вступать в бой только с теми, к кому удалось подкрасться сзади; крафт; улучшение оружия; готовка; рыбалка; карточная мини-игра (обновлённая) – всё на месте. Есть даже возможность прокачивать сам корпус академии. Просто всё так или иначе улучшили и сделали удобнее. Даже встроенное ускорение, позволяющее проматывать время в диалогах и роликах, пошло на пользу, особенно если играть повторно.
Динамика выросла в основном за счёт новшеств в боевой системе. Там теперь нет кругового меню с выбором действий, всё происходит быстрее и опять же удобнее. Можно и анимации пропускать, и время прокручивать. Хотя поначалу ничего пропускать и не хочется – вид из-за плеча, красивые ракурсы и более изящные анимации превращают сражения в куда более современное зрелище.
Всем легко не будет
Да и сама механика пошаговых драк обзавелась новыми возможностями. Да, всё, как и раньше, строится на прокачке связей между персонажами, чтобы они прикрывали друг друга, и применении самых разных способностей (из разделов «Арт» и «Крафт»), на которые мы копим те или иные очки и виды энергии. Но к этому добавилась система приказов, накладывающих бонусы (например, к урону или защите) на всю партию. Правда, на них тоже нужно накопить. Кроме того, есть вариант так сильно настучать врагу по лицу, что он окажется на время обездвижен – это и урон по нему усиливает, и позволяет постоянно проводить совместные атаки.
Многим ветеранам серии такие новшества показались даже излишними – дескать, играть стало заметно проще. Особенно учитывая тот факт, что теперь можно вставлять в ARSUS II второй камень с дополнительными бонусами, которые в том числе будут использовать соратники. Даже на кошмарном уровне сложности какие-то проблемы возникают редко. Но тут нужно понимать, что всё это верно для прожжённых ветеранов серии – менее замороченным товарищам, уж тем паче новичкам, игра способна бросить вызов и на «нормале». Особенно в драках с боссами, которые тут встречаются очень часто.
В общем, The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel III – действительно очень крутая и увлекательная JRPG высшего уровня, которая едва ли сравнится с новой Final Fantasy VII, но по увлекательности и доступным возможностям укатает 15-ю «финалку». Игра стала масштабнее, динамичнее и зрелищнее. В PC-версии, повторю, она выглядит даже лучше, чем оригинал. Правда, есть вопросы к поведению камеры во время перемещения персонажа – она шатается во все стороны, а снижение чувствительности не шибко помогает. Но и к этому можно привыкнуть. А вот управление авторы постарались сделать максимально удобным, насколько это возможно в рамках изначально более громоздких в этом смысле японских RPG.
Все ценители жанра и желающие к ним присоединиться PC-бояре просто обязаны попробовать Steam-версию The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel III. Хотя выбора у них особого и нет, ведь Final Fantasy VII пока выходит только на PlayStation 4. Ну и ждём, конечно, релиза английской версии четвёртой, заключительной части этой великолепной серии.
Плюсы: увлекательный сюжет; множество разных, но всегда детально проработанных персонажей; отточенный и очень богатый на самые разные возможности классический геймплей; более зрелищные и динамичные сражения; не самая современная, но всё равно очень симпатичная картинка, которая стала ещё краше в Steam-версии; в целом отличный порт на PC; множество красивых вайфу; шикарная музыка.
Минусы: в PC-версии есть проблемы с камерой во время перемещения персонажа; нет переноса сохранений из прошлых игр серии.
Лучшие комментарии
Но вообще не критично только в колд стилы играть перед тройкой, однако в четвёртой происходит что-то на уровне мстителей эндгейм, когда герои из разных арок собираются в одной.
А ещё мне просто нравится там читать книжки которые собираешь по ходу игры.
Просто так написать для каждой части по одной, а гдето по две небольшие книги которые интересно прочитать в конце игры. Ээх даже газеты в игре почитать о неизвестных приключениях главных героев интересно читать.
А по проработке мира и сюжета сравнивать Легенды и Финалку всё равно что сравнивать Войну и Мир и порно-фанфик по нему.
Какой гений её на Alt поставил не знаю. Но когда играешь чтото слушая, и тут вдруг начинается заставка. Вылететь из игры нажав Альт-таб и войдя в игру увидеть что весь диалог пропущен, было в первый раз очень обидно.
Вот недавно прошёл ФФ-8 и понял насколько же убогие миры в финалках. Они ведь по сути просто набор четырёх-пяти городов без каких-то стран политических систем и прочего. Вроде говорят вот эта страна нападает на эту и хочет захватить мир!!! Но там не страна… там один город и всё… при этом на другом материке есть город с такими технологиями что его не захватят точно. Вобщем миры там явно не продуманы совсем.
Вложиться они решили по полной именно в сюжет и персонажей. У каждого НПС прописано по 10-30 диалогов, которые меняются каждый этап сюжета, и иногда складываются в секретный квест. Потому не жалею что потратил на каждую из игр по 170-240 часов.
1) объём текста в легендах о герое где-то раз в десять больше чем в любой части финалки, или раза в четыре больше чем в Тэйлсах.
2) Фалком очень небогатая студия, у них на движок нормальный денег нет.
3) у них нет богатого издателя, потому переводят на тот язык который им принесёт какието деньги.
Я посмотрел, и мне показалось скучноватой и необязательной вставкой в сюжет.
К другим частям такие тоже можно найти.
Эх, осталось запастись терпением до 4-й части — спасибо, что ждать её не как 3-ю.
От себя могу посоветовать The Last Remnant. Несколько раз проходил, прекрасная боёвка.
Они б её вставили хотябы в архив второй части. чтоб посмотреть можно, ато ссылаются на неё слишком часто.
А так сюжетной манги находил по легендам только одну, она рассказывает о том как Эстель и Джошуа сначала отправляются почтить могилки в Хамеле а потом идут на поиски лольки в кросбелл. Промежуточная манга между скаями и кросбеллом.
Вот кстати с начала КолдСтил-3 очевидно что полтора года прошло между 2 и 3 частями. и за эти полтора года много чего произошло. Они бы сделали хотябы мангу по этим событиям, или опять всё флэшбэками в игре расскажут(
есть ещё
Agarest — три части забавной формой повествования. главное не совершать ошибку как я когда купил игру по предзаказу и мне бонусом напихали уберсильного оружия, которое свело сложность прохождения в ноль. Потому никаких спэшл изданий покупать не стоит только голую игру тогда будет интересно.
Atelier — куча игр в серии но тут всё в основном на крафт замучено.
Octopath — хотя меня выбесила наитупейшая концовка и то что весь сюжет запихнули в 10-часовое послесловие после 200 часов игры-побродилки без единого сюжета. Но сама по себе игра неплохая ( КРОМЕ ЦЕНЫ. гори в аду нинтенда со Скварниксами за ваши 4000)
Disagrea — но тут больше ТРПГ с уклоном на геймплэй ибо весь сюжет там просто стёб.
Epic Battle Fantasy — просто очень стёбная игра с необычной системой битвы, где можно по ходу боя переодевать оружие и броню чтобы подстраиваться под стихию противника. При этом сюжет стёб ради стёба. можно 3 часть в стиме потыкать бесплатно.
Fell Seal — хорошая инди-ТРПГ сделанная в стиле FFT с интересным сюжетом но видно что недорогая.
Ni no kuni — на любителя слишком затянуто.
Shining Resonance — выглядит интересно но пока руки не дошли самому поиграть.
Sunrider -интересная космическая ТРПГшка, но первая половина игры раздавалась бесплатно а вторая уже за деньги сделала шаг совсем в другую сторону от подачи сюжета первой.