Пандемия так и не закончилась, поэтому многие мероприятия по-прежнему отменены, а планы издателей постоянно меняются. Но прошедшие 12 месяцев всё же запомнятся рядом событий, о которых предлагаю вспомнить в этой статье.
В этом году выбрать лучшую игру непросто — не из-за количества кандидатов на это звание, а из-за отсутствия явных лидеров. Во многом это связано с пандемией и повсеместным карантином, которые привели к многочисленным переносам. Из-за этого список релизов 2022 года кажется абсурдным — даже если треть запланированных игр не выйдет вовремя, в итоговом голосовании всё равно разразится ожесточённая битва.
Если бы всё пошло по плану, в этом году мы получили бы Hogwarts Legacy, Gran Turismo 7, Gotham Knights, LEGO Star Wars: The Skywalker Saga, God of War Ragnarök, SIFU, GhostWire: Tokyo, Horizon Forbidden West, Total War: Warhammer III, Dying Light 2 Stay Human, Shadow Warrior 3, Scorn и многое другое. Даже версию GTAV для новых консолей не успели вовремя доделать!
Некоторые переносы произошли по другим причинам. Анонс ремейка Prince of Persia: The Sands of Time встретили так негативно, что Ubisoft уже несколько раз отложила релиз. Судьба Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2 вообще непонятна — разработку игры перекинули на другую студию, и новостей о проекте уже давно не было. Ну и нельзя не упомянуть CD Projekt RED — и бесплатные DLC для Cyberpunk 2077 сильно задержались, и версия игры для консолей нового поколения до сих пор не вышла. А вместе с этим перенесли и обновление The Witcher 3: Wild Hunt для PlayStation 5 и Xbox Series.
Говоря о новых консолях, нельзя не отметить, что приобрести их по-прежнему трудно. Невозможно точно сказать, кто побеждает в этом поколении, поскольку и Sony, и Microsoft продают столько консолей, сколько отгружают в магазины. Частично в этом виноваты перекупщики, которые приобретают большие партии популярной техники и продают их отчаявшимся геймерам по завышенным ценам.
Сначала российские магазины пытались бороться с «перекупами» очевидным методом — продавать одну консоль в одни руки. Это не помогло — у желающих нажиться нашлись способы обмануть систему. Тогда им решили усложнить задачу, и теперь консоли прежде всего продают тем, кто часто покупал в магазинах игровые товары. У такого подхода есть явный минус — не все приобретают аксессуары в одних и тех же местах, а игры часть аудитории предпочитает брать в цифровом виде.
Дефицит PlayStation 5 и Xbox Series связан с нехваткой компонентов, а она произошла из-за сбоев в цепочках поставок, вызванных пандемией. По той же причине трудно найти и современные видеокарты — по крайней мере, по адекватным ценам. Эксперты и производители чипов считают, что в следующем году ситуация вряд ли улучшится. Поэтому издатели стараются выпускать новинки не только на «некстгене», но и на старых консолях — Sony, к примеру, позволит поиграть в God of War Ragnarök, Gran Turismo 7 и Horizon Forbidden West и владельцам PS4.
В марте закрылась сделка по приобретению ZeniMax Media компанией Microsoft, о которой стало известно ещё в прошлом году. Теперь все новинки, изданные Bethesda Softworks, будут эксклюзивами Xbox — кроме вышедшей летом Deathloop и грядущей GhostWire: Tokyo. К примеру, Starfield на PS5 точно не выйдет — это подтвердил вице-президент по маркетингу Bethesda Пит Хайнс (Pete Hines).
Таких же громких приобретений в этом году не было. В феврале произошла борьба между Electronic Arts и Take-Two за студию Codemasters — издатель Need for Speed вышел победителем, предложив $1,2 млрд. Epic Games взяла под своё крыло студии Mediatonic (Fall Guys: Ultimate Knockout) и Harmonix (Fuser), а Focus Entertainment приобрела коллектив DotEmu (Streets of Rage 4). Китайские гиганты тоже закупились: NetEase достались Grasshopper Manufacture и GungHo Online Entertainment, а Tencent — Turtle Rock Studios. Ну и куда же без Embracer Group — теперь ей принадлежат Gearbox Software, Aspyr Media, 3D Realms, Perfect World Entertainment и многие другие студии.
Microsoft в этом году не анонсировала никакие сделки, а Sony купила Housemarque — видимо, корпорация осталась довольна отзывами прессы и игроков, а также продажами Returnal. Через пару дней она приобрела Nixxes Software — студию, прежде всего известную удачными портами игр с консолей на PC. Потом — коллектив Firesprite, занимающийся в том числе играми для PlayStation VR. Ну а закончилось всё ожидаемой покупкой Bluepoint Studios, авторов блестящих ремейков Shadow of the Colossus и Demon’s Souls.
В самом начале года корпорация Lucasfilm объявила о воскрешении бренда Lucasfilm Games. Это название будет появляться во всех играх, созданных по мотивам франшиз кинокомпании. Вместе с этим за прошедший год было анонсировано несколько крупных проектов.
Сначала стало известно об игре по мотивам «Индианы Джонса», которой занимается коллектив MachineGames (последние Wolfenstein). Исполнительным продюсером выступит Тодд Говард (Todd Howard), а издателем — Bethesda, так что на релиз на PlayStation рассчитывать не стоит. Позднее была анонсирована игра Massive Entertainment (дилогия The Division) — экшен в открытом мире по вселенной «Звёздных войн».
Студия Aspyr занята ремейком Star Wars: Knights of the Old Republic, который будет временным эксклюзивом PC и PS5. А Quantic Dream показала дебютный трейлер Star Wars Eclipse, экшен-приключения с несколькими играбельными персонажами и разветвлённым сюжетом. Правда, проект находится на очень ранней стадии разработки.
В итогах прошлого года я писал о начавшемся судебном разбирательстве между Epic Games и Apple. А этим летом появились первые результаты. Обе компании не вышли абсолютными победителями, но Apple повезло больше.
Суд согласился выполнить лишь одно требование Epic. Как известно, Apple берёт процент со всех транзакций, проходящих через её сервисы, поэтому ежемесячные подписки и даже «донат» в играх стоят на устройствах Apple дороже, чем, к примеру, на компьютерах. Раньше «яблочные» запрещали сообщать аудитории о других способах оплаты, но теперь они никак не могут ограничивать разработчиков — те вправе и ссылки в приложениях размещать, и всевозможные призывы оставлять.
Это победа для индустрии, но не для Epic. Apple монополистом не признали, а Fortnite в App Store так и не вернули — платформодержатель утверждает, что сделает это лишь после рассмотрения всех апелляций, что может затянуться аж на пять лет. Судя по популярности игры, через пять лет она продолжит существовать, но непонятно, сумеет ли Epic добиться за это время чего-то ещё.
В индустрии часто обсуждается вопрос о том, являются ли игры искусством. Хотя в них нередко поднимаются непростые темы, а геймплейно они порой поражают даже опытных геймеров (не говоря уже об обывателях), окончательного ответа нет. Особенно среди великовозрастных «бумеров», которые кроме книг, кино, театра, мюзиклов и музыки ничего не признают.
В этом году ситуация начала меняться в лучшую сторону — сразу две игры привлекли внимание старейших организаций, выдающих ежегодные награды произведениям искусства. Первая — Medal of Honor: Above and Beyond. Специально для проекта коллективы Respawn и Oculus Studios спродюсировали серию короткометражек на тему Второй мировой войны. Одна из них называлась «Колетт» и представляла собой документалку об участнице французского сопротивления. Она и получила «Оскар» в категории «Лучший короткометражный документальный фильм».
А под конец года инди-хит Hades выиграл литературную премию «Хьюго» в категории «Лучшая видеоигра». Эту награду вручали впервые за 79 лет в связи с тем, насколько популярны стали видеоигры в связи с пандемией. Примечательно, что организаторы могут сделать этот случай исключительным — они пока не уверены, что будут награждать видеоигры на постоянной основе. Всё-таки прежде всего это литературная премия, и соревнуются там писатели, редакторы и иллюстраторы.
В июле произошло самое громкое событие года в индустрии — скандал, связанный с Activision Blizzard. Департамент Калифорнии подал в суд на корпорацию, указав в иске множество неприятных обвинений — от царящей в компании мужланской атмосферы до неравных зарплат, домогательств и даже доведения до самоубийств. Предшествовавшее иску расследование длилось около двух лет.
Представители Activision Blizzard отнекивались — говорили, что описания событий искажены, а что-то из указанного вообще ложь. Однако меры компания всё же начала предпринимать — поскольку обвинения в основном касались Blizzard, разработчики начали уходить оттуда один за другим. Кто-то ушёл сам, кого-то уволили после внутреннего расследования. Одним из таких людей стал Джесси Маккри (Jesse McCree), в честь которого был назван герой Overwatch, — чтобы в дальнейшем не возникало ассоциаций, персонажа переименовали в Кэссиди.
Осенью из расследования The Wall Street Journal стало известно, что глава Activision Blizzard Бобби Котик (Bobby Kotick) знал о случаях неподобающего поведения, но ничего не делал и даже скрывал от совета директоров эти обращения. Вроде бы всё шло к тому, что Котик покинет пост, но пока что он крепко за него держится. Да и коллеги в руководстве (и инвесторы), судя по всему, не хотят его отпускать. История ещё не закончилась — скорее всего, в итогах следующего года этой теме будут посвящены ещё несколько абзацев.
В этом году состоялся юбилейный, десятый турнир The International по Dota 2. Десять лет назад триумфаторами стала украинская команда Natus Vincere, а в этот раз кубок забрала российская Team Spirit. В её составе — три российских игрока и два украинских. Им удалось одолеть китайскую сборную PSG.LGD и заработать рекордные $18,2 млн (около 1,3 млрд рублей).
Такое событие не могло пройти мимо известных россиян, которые отнеслись к нему по-разному. Кто-то, как бывший футболист Александр Мостовой, посчитал такой приз абсурдным — дескать, киберспортсменам «ничего не надо делать», сиди да играй. Олимпийская чемпионка Светлана Журова поздравила ребят, но обеспокоена тем, что они станут примерами для молодёжи — все будут пытаться повторить успех кумиров, а не заниматься обычным спортом.
Зато президент Владимир Путин не стал добавлять никакие но, а просто похвалил команду за «яркие лидерские качества и сплочённость». «На деле доказали, что наши киберспортсмены всегда нацелены на результат и способны покорить любые вершины», — добавил он. Что ж, ждём новых поводов вносить выступления российских команд в списки главных событий года!
Портативные игровые компьютеры существуют уже давно — китайские компании штампуют их много лет. Однако объектом бурных обсуждений они никогда не становились — скорее всего, многие даже не знали об их существовании. Зато внимание привлекло устройство Steam Deck от Valve, похожий на Nintendo Switch гаджет, который будет поддерживать всю библиотеку Steam.
Изучить подробные характеристики девайса можно в нашей июльской новости. Если коротко, то внутри Steam Deck есть четырёхъядерный процессор от AMD, 16 Гб оперативной памяти LPDDR5 и графический ускоритель с восемью вычислительными блоками RDNA 2. В продажу поступят три версии: с 64 Гб, 256 Гб и 512 Гб памяти — в последних двух случаях это будут SSD-накопители. От объёма зависит цена (в случае с 64 Гб это $299), но стоит отметить, что во всех моделях предусмотрен слот для карты microSD.
Steam Deck предлагает привычные для геймпадов элементы (два стика, крестовину и лицевые кнопки), но также есть два трекпада с тактильной отдачей. Диагональ экрана — 7 дюймов, частота обновления — 60 Гц, а разрешение — 1200 х 800. Говорят, заряда хватает на 8 часов игры. Опробовать устройство в действии жители некоторых стран смогут уже в начале следующего года, и Россия в этот список не входит — ни дата релиза, ни цены моделей для нашего региона объявлены не были.
Говорить, что в твоей игре нет микротранзакций и становиться таким образом народным героем, уже не модно. Нынче куда актуальнее заявлять, что ты не будешь добавлять в свои игры NFT. Для немалой части аудитории эта аббревиатура остаётся непонятным набором букв, а её расшифровка («невзаимозаменяемые токены») ясности не вносит. Но для крупных издателей это будущее индустрии.
Так, к примеру, считает глава Electronic Arts Эндрю Уилсон (Andrew Wilson) — в вакансиях EA можно найти упоминания и NFT, и блокчейна. SEGA и Square Enix уже совершили робкие попытки заработать на NFT, и они оказались успешными, поэтому компании продолжат исследовать эту область. К ним присоединилась Ubisoft, добавившая уникальные косметические предметы в Tom Clancy’s Ghost Recon: Breakpoint. Правда, результаты у этой инициативы пока так себе.
Немалая часть геймеров терпеть не может NFT и при любом упоминании этих букв предаёт создателей анафеме. Так, к примеру, случилось с разработчиками S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl — не успели они анонсировать свою метавселенную (владелец NFT мог бы стать героем игры с уникальной внешностью), как спустя несколько часов от идеи полностью отказались. Ubisoft же пока стоит на своём — хоть посвящённый этой теме трейлер и закидали дизлайками, компания уверена, что у новомодной технологии большое будущее.
Видя список запланированных на следующий год релизов, хочется верить, что ярких событий в 2022-м будет больше. А пока предлагаю написать в комментариях, чем уходящий год запомнился вам.