Вчера произошла настоящая революция в мире видеоигр. Google не просто анонсировала новый стриминговый сервис, а в принципе изменила представления о возможном при разработке видеоигр. Пристегнитесь, мы отправляемся в будущее!
В конце прошлой недели Google объявила о закрытии Stadia — сервиса облачного гейминга, который едва дотянул до третьего дня рождения. Мы проследили путь платформы от рождения до смерти и предлагаем взглянуть на него вам. Пристегнитесь, мы отправляемся в прошлое!
Прелюдия
В феврале 2018-го появился слух, будто Google готовит стриминговую платформу под кодовым названием Yeti.
Уже тогда некоторые разработчики отнеслись к затее с недоверием — мол, компания часто берётся за какую-то инициативу и забрасывает её на полпути. Также было неясно, появится ли в Yeti такая игра, которая привлечёт пользователей в сервис (спойлер: не появилась).
Важной вехой на пути к официальному анонсу стал запуск в октябре 2018-го Project Stream — тестового сервиса, который лёг в основу Stadia. Он позволял играть в Assassin’s Creed Odyssey прямо в браузере.
Анонс
Stadia представили миру в марте 2019-го на мероприятии Game Developers Conference. Обещаний были вагон и маленькая тележка, однако, как позже выяснилось, реальность оказалась не такой радужной.
Среди прочего было заявлено:
- Никаких загрузок и патчей.
- Поддержка разрешения до 4K и производительности до 60 fps на релизе. Со временем компания обещала повысить качество до 8K.
- Геймпад Stadia Controller с кнопками Capture, позволяющей делиться игровыми сессиями, и Google Assistant, отвечающей за дополнительную помощь.
- State Share — возможность делиться своим состоянием игрового мира. Эта «фича» появилась спустя более чем год после запуска Stadia.
- Crowd Play — функция, позволяющая при просмотре трансляции на YouTube почти моментально перенестись в игру стримера по нажатию кнопки.
Stadia заручилась поддержкой крупных издателей, включая Bethesda, Ubisoft и Take-Two Interactive. Впрочем, останавливаться на играх от сторонних студий компания не собиралась — игровое подразделение Stadia Games & Entertainment под руководством Джейд Реймонд (Jade Raymond), экс-главы EA Motive, должно было заняться эксклюзивами для платформы.
Ожидание релиза
Google очень быстро распродала Stadia Founder’s Edition и запустила предзаказ другого издания. Проявили интерес к платформе и разработчики — к команде сервиса присоединился Ален Ладавац (Alen Ladavac), один из основателей Croteam, а заявки в партнёрскую программу подали более 4 тысяч девелоперов.
Надежду внушали и слова специалистов. Например, Андрей Дороничев, директор по продукту Stadia, уверял, что Google будет поддерживать платформу на протяжении многих лет. А Мажд Бакар (Majd Bakar), вице-президент по инжинирингу Stadia, говорил, что через год или два сервис обгонит традиционный гейминг в скорости и отзывчивости.
Верили в Stadia не только её разработчики. Так, Марк-Алексис Котэ (Marc-Alexis Côté), продюсер Assassin’s Creed Odyssey, поначалу скептически относился к сервису, но изменил мнение после знакомства с ним.
Выход
Релиз Stadia состоялся в ноябре 2019-го в 14 странах. На старте доступ к сервису получали только те, кто выложил $130 за комплект основателя.
Обзоры оказались сдержанными, однако вера в сервис была. Одной из главных проблем Stadia на момент выхода было отсутствие множества обещанных функций. Например, в то время не было Family Sharing, списка друзей, стриминга через приложение на iOS и возможности по одному нажатию заходить в игру через трансляцию по ней.
Тем не менее Stadia обеспечивала достаточно высокое качество графики и несущественную задержку ввода, чем выгодно отличалась на фоне других облачных сервисов, включая GeForce NOW и Xbox Cloud Gaming.
Без технических проблем не обошлось, но попадались они нечасто. Так, разрешение порой падало, появлялись мутные тени, а изображение искажалось. Также возникали лаги, зависания и проблемы с подключением.
В стартовую линейку Stadia вошли 22 игры, включая Red Dead Redemption 2, Assassin’s Creed Odyssey, Mortal Kombat 11 и Metro: Exodus.
Первый звоночек
Вскоре после старта продаж Джейсон Шрайер (Jason Schreier) сообщил, что предзаказы ранних наборов Stadia оказались ниже ожидаемых. По мнению журналиста, запуск сервиса выглядел как колоссальный провал.
Вдобавок Шрайер посчитал желание Google продавать игры для Stadia за полную цену крайне глупым. Он говорил, что корпорации нужно было сменить курс, даже если это привело бы к потере AAA-проектов.
При этом Шрайер не стал сразу хоронить Stadia, поскольку тогда Google открывала игровые студии. Они должны были заложить фундамент для будущего платформы с помощью эксклюзивных игр.
Надежды на будущее
Фил Харрисон (Phil Harrison), вице-президент Google, признал тогдашнюю ограниченность платформы, но отметил, что в будущем Stadia расцветёт. По словам Харрисона, геймеров должны были привлечь две вещи:
- Мощность — благодаря облачным вычислениям Stadia была сравнима с высококлассными ПК, поэтому рыночный охват сервиса мог быть шире, чем у традиционных платформ.
- Гибкость — одну и ту же игру можно было бесшовно переключать между телевизором, домашним компьютеров, ноутбуком и мобильным телефоном.
Одним из ключевых факторов потенциального успеха считали мобильные сети 5G. Дескать, с их приходом пользователи прочувствуют все прелести облачной платформы, а первое время, как предполагалось, геймеры будут играть в основном дома — с Wi-Fi и проводным Интернетом.
Неудачи
Чтобы вы могли лучше понять, что пошло не так, мы откопали несколько примеров, которые выставляют Stadia не в лучшем свете:
- В одном из режимов Destiny 2 для Stadia за весь день зашли всего 144 человека, а доля платформы от всего населения игры составила 1,9 %. Справедливости ради — это было через несколько дней после релиза сервиса, когда доступ к нему (вместе с Destiny 2) получали только владельцы дорогостоящего комплекта Founder’s Edition.
- Медиаплееры Chromecast Ultra сильно нагревались при работе со Stadia. Некоторым пользователям это не мешало играть в игры на протяжении длительного времени, однако у кого-то плеер сам собой отключался через пару часов или даже десять минут.
- Несмотря на обещания, часть игр на Stadia не выдавали 4K при 60 fps — это коснулось в том числе Destiny 2 и Red Dead Redemption 2. По словам Google, сервис со своей задачей справлялся, а за подобные нестыковки отвечали сами разработчики.
- Никаких патчей и загрузок? NBA 2K20 на Stadia так не думала — баскетбольный симулятор заставлял игрока ждать, скачивая обновления. Представитель сервиса назвал это багом, однако почему вообще в игру был встроен такой механизм?
- Релизная версия Borderlands 3 для Stadia оказалась устаревшей на пару месяцев. Вдобавок игра не работала в 4K при 60 fps.
- В DOOM Eternal для Stadia обещали «настоящее 4K», но не тут-то было — пришлось довольствоваться апскейлом нативного разрешения 1800p.
- После закрытия Stadia Games & Entertainment (об этом читайте дальше!) в Journey to the Savage Planet для Stadia не могли устранить серьёзный баг — игра намертво зависала в главном меню при включении одиночного или кооперативного прохождения.
Как Stadia пытались привести в чувство
Сперва Google учредила партнёрскую программу для инди-девелоперов. Им обещали до пяти физических комплектов разработки, финансирование и техническую помощь в использовании Unity, лишь бы игра вышла на Stadia.
Следующий шаг по привлечению внимания оказался более мощным. Среди прочего компания снизила комиссию, анонсировала особую реферальную программу и упростила портирование на Stadia.
Кроме того, Google в течение ограниченного времени бесплатно раздавала двухмесячную подписку на Stadia Pro. Это дало плоды — благодаря акции число загрузок мобильного приложения Stadia превысило миллион.
Закрытие игрового подразделения
О роспуске Stadia Games & Entertainment было объявлено в феврале 2021-го. Компания решила сосредоточиться на развитии самой платформы, чтобы предоставлять её лишь сторонним издателям и разработчикам.
Джейд Реймонд ушла из Google, а большинство сотрудников игрового ответвления перевели на другие должности внутри компании.
[SG&E] добилась отличного прогресса в создании разнообразной, талантливой команды и подготовке сильной линейки эксклюзивных игр для Stadia. В ближайшее время мы утвердим пакет инвестиций в SG&E, что, в свою очередь, определит стратегию SG&E, цели и ключевые результаты на 2021-й.
Сотрудники SG&E узнали о судьбе подразделения почти одновременно с публикой.
Начало конца
Харрисон называл причинами закрытия SG&E дороговизну разработки и сложности из-за COVID-19. А вот по данным Шрайера, причины краха таковы:
- Продажи контроллеров и количество ежемесячно активных пользователей оказались на сотни тысяч меньше, чем ожидала Google. При этом компания произвела так много геймпадов для платформы, что в 2020-м начала раздавать их бесплатно.
- Разработчики Stadia не успевали доделать все функции к запуску осенью 2019-го, поэтому просили провести ещё один бета-тест. Фил Харрисон и другие руководители Stadia, многие из которых пришли из мира консолей, были против — они хотели продвигать платформу так же, как делали ранее с приставками.
- Google потратила десятки миллионов долларов ради добавления в сервис крупных игр вроде Red Dead Redemption 2. Суммы были настолько велики, что шокировали даже опытных девелоперов.
- Несмотря на неудачный запуск сервиса, разработчики Stadia были оптимистично настроены и считали, что смогут завоевать аудиторию эксклюзивными играми, если Google даст время. Как вы уже знаете, времени не было.
Источники Kotaku добавляли, что SG&E пострадала из-за плохого менеджмента: ресурсов не хватало, с получением рабочего оборудования возникали сложности, а в течение 2020-го численность подразделения не росла.
Закрытие Stadia
В июле представители Stadia опровергли слухи о том, что Google собирается закрыть сервис. Что бы на тот момент ни думали боссы корпорации, новость о смерти облачной платформы не заставила себя долго ждать.
Несколько лет назад мы запустили потребительский игровой сервис Stadia. И хотя стриминг игр основывался на крепком технологическом фундаменте, он не получил той популярности у пользователей, на которую мы рассчитывали. Поэтому мы приняли трудное решение закрыть Stadia.
Последним днём жизни сервиса станет 18 января 2023-го, а до тех пор пользователи могут спокойно запускать игры из своей библиотеки. Компания обещает вернуть деньги за оборудование, игры и дополнения для Stadia.
Многие сотрудники команды продолжат работу в других подразделениях корпорации. Технологии сервиса будут предоставлять партнёрам и использовать в прочих проектах компании, включая YouTube, Google Play и AR.
Реакция
Объявление о закрытии стало сюрпризом в том числе для авторов игр, которые создавались только для Stadia. Некоторые разработчики стали переживать, что компания не заплатит за проделанную работу:
В ноябре мы выпускаем игру на Stadia. Угадайте, откажется ли Google платить нам деньги за проделанную работу. Для всех, кто продолжал умолять нас: «ПОЖАЛУЙСТА, ПЕРЕНЕСИТЕ СВОИ ИГРЫ НА STADIA», — вот поэтому мы и не собирались, ха-ха.
Прошло уже несколько часов, а я так и не получил письмо от Stadia. Неясно, что произойдёт с нашими проектами, сделками и со всем остальным. Было бы очень здорово, если бы [специалисты Google] заранее сообщили обо всём партнёрам или уже связались с нами.
Что произойдёт с эксклюзивами сервиса — пока неясно.
Умершие эксклюзивы
До того как закрыться, сразу несколько студий делали эксклюзивы для Stadia. Лишь немногие из них успели выйти, да и те оказались инди-проектами. Однако в производстве находились и более интересные развлечения:
- Продолжение Death Stranding — полностью однопользовательское.
- Эпизодический хоррор от Kojima Productions.
- Сиквел Journey to the Savage Planet — с анимированными кат-сценами и более масштабный, чем первая часть.
- Мультиплеерный экшен под кодовым названием Frontier от Франсуа Пелланда (Francois Pelland), продюсера Splinter Cell и Assassin’s Creed Syndicate.
- Музыкальная игра от Harmonix. Она всё ещё может выйти, но уже не на Stadia.
- Игра от Splash Damage. Подробностей нет.
- Игры от самой SG&E, которую возглавляла Шэннон Стадстилл (Shannon Studstill), экс-руководитель Sony Santa Monica и исполнительный продюсер серии God of War.
Ещё эксклюзивами Stadia должны были стать киношный хоррор The Quarry и абсурдный шутер High on Life — их издателем выступала Google. После закрытия SG&E обе игры передали в другие руки.
Нам ещё предстоит узнать все подробности из закулисья Stadia, но кое-что уже начало всплывать. Если верить ресурсу WIRED, Google не понимает, как делать игры, — инженеров и прочих технологических специалистов в корпорации хватает, а вот творческих кадров толком нет. В частности, работу Джейд Рэймонд называют блестящей, а вот Филом Харрисоном многие недовольны.
По оценкам Grand View Research, до 2030-го среднегодовой рост облачного гейминга составит 45,8 %. Так почему же Google отказалась от Stadia, если впереди такие перспективы? Ведь компании необязательно делать свои игры — достаточно и дальше предоставлять платформу сторонним студиям!
Возможно, Google так и не сумела создать конкурентоспособную бизнес-модель. Например, Amazon Luna берёт ежемесячную плату за доступ к библиотеке игр, а не заставляет покупать их отдельно. Что касается Sony и Microsoft, то свои облачные сервисы они предлагают в качестве дополнений к подпискам, что делает общее предложение привлекательнее.
Итог: на цифровом кладбище Google закопан ещё один проект. Всего там в настоящий момент находится 274 могилы.
Лучшие комментарии
Отличная статья!
Насколько я помню, ответственный менеджер за этот проект был просто идиотом, из-за чего такой потенциально прибыльный проект, который с ресурсами Google мог бы стать очень популярным, содержавший отличную технологию, был просто бездумно спущен в унитаз.
Многие игроки понимали, что это очередной проект Гугла, которому мало веры, и поэтому не спешили покупать там эксклюзивы, так что ставка на них изначально была провальной. Мне кажется, если бы они позволяли запускать свои игры из Стима и других лончеров, то эта штука бы взлетела. Ну или по крайней мере, пользовалась бы каким-никаким спросом. Гугл при своих размерах может не сильно задирать цену, и мог бы сделать сервис выгоднее, чем у конкурентов, а наличие их дата-центров почти везде было бы ещё и подспорьем в скорости и качестве самого процесса игры.
Чёрт, да они могли бы внедрить эту штуку почти везде во всякие Android-ТВ и смартфоны. Те люди, которые не имеют ПК, и берут для игр приставки, и не сильно хотят разбираться во всём этом, вполне могли бы перейти на подобный сервис, где ещё и приставку покупать не надо было бы.
У Стадии была изначально неверная рекламная кампания. Вместо упора на «быстрее, выше, сильнее» надо было делать упор на «везде, не сильно хуже». Тут и лжи нет, и достаточно привлекательно для многих. Облачные сервисы Нвидии доказали эффективность такого подхода.
Надеюсь теперь GFN заживёт и пополнится играми от Rockstar и др.
Jack of BladesВот с этого откровенно посмеялся, вспомнив его дифирамбы. Это чучело уже давно нельзя в серьез воспринимать как обзорщика или игрового журналиста.
Лично для меня было минусом то что надо покупать игры отдельно, вы либо делайте просто удалённую машину на которой я могу запускать игры из своих библиотек (Стим, EGS и т.д. благо основных не так и много), либо предлагайте полностью подписочный сервис, где я просто раз в месяц плачу и играю во что захочу в 4к, условный аналог game pass от майков, только облачный.
вот кого я никак не ожидал увидеть в прикрепленных материалах к статье, так это Патриарха)
спасибо за статью
Вот этот поворот, «продюссером провалов» кто-то недоволен. Если глянуть его послужной список, удивительно как его вообще из индустрии до сих пор не попёрли, с начала тысячелетия у него прям всё плохо в плане связанных с ним проектов:
a) приложил руку к провальному запуску пс3, отвечая за продуктовую стратегию;
b) ненадолго пришёл в Инфогреймс, которая вскоре переименовалась в Атари, сам стал неисполнительным директором и вскоре ушёл из компании;
c) отвечал за «тиви»-запуск Хуана;
собственно пришёл в Гугл управлять Стадией
Он за всё время разве что Гайкай не похоронил, и то проект спасла только покупка Сонями, а в случаях a) и c) этот человек был непосредственным участником и не последним ответственным за происходившую вакханалию
Ну а сама Стадия провалилась абсолютно ожидаемо даже в отрыве от мистера Харрисона: «офигенной» бизнес-модели и размытой ЦА уже за глаза достаточно
Статья и правда крутая. Очень интересно читать.
А по делу, в курсе кто-то, купленные игры вернут на аккаунт стима или юплей, или еще куда-то?
По мне, самая главная ошибка, это то что нельзя запускать игры из своих библиотек steam, egs, gog и близов.
С первой презы были понятно что это хрень. Только Тоха навяливал.)
интернет не забудет экспертов