Более полутора лет назад свет увидели PlayStation 5 и Xbox Series. На презентациях и в блогах Sony и Microsoft рассказывали, какими мощными получатся консоли, как они изменят индустрию и насколько важно, что на смену медленному HDD придёт супербыстрый SSD. Однако полностью переходить на новые платформы игровые издатели не спешили — лишь в последнее время они начали всё чаще отказываться от PlayStation 4 и Xbox One.
Все в плюсе
Сейчас забавно вспоминать, какие ожесточённые споры вызывали высказывания глав PlayStation и Xbox. Знаменитая фраза Джима Райана (Jim Ryan) «Мы верим в поколения» казалась полной противоположностью тому, что заявлял Фил Спенсер (Phil Spencer), считавший, что привязывать эксклюзивы к одной платформе и бросать владельцев пастгена неправильно. Лагерь «синих» гордился своим лидером и насмехался над «зелёными», которые якобы не увидят в ближайшие годы настоящий некстген.
Оказалось, что Райан то ли неверно донёс мысль, то ли был неправильно понят. Когда эксклюзивы Sony анонсировали, поначалу среди платформ действительно указывалась только PS5, но спустя какое-то время становилось известно и о версиях для PS4. Компания, видимо, понимала, что часть аудитории воспримет такие новости негативно, а потому прятала эти анонсы в блоге. Сначала рассказала о релизе на PS4 Marvel’s Spider-Man: Miles Morales, Sackboy: A Big Adventure и Horizon Forbidden West, а потом в интервью вскользь были упомянуты пастген-версии God of War: Ragnarök и Gran Turismo 7.
В конечном итоге стратегии Sony и Microsoft не так уж сильно различались. Какие-то игры были эксклюзивны для новых консолей, какие-то выходили на платформах обоих поколений. Эпоха кроссгена пока не закончилась — впереди как минимум вышеупомянутая God of War: Ragnarök и новая Forza Motorsport, которая, если верить слухам, всё-таки появится и на Xbox One. Но дальше это вряд ли продолжится.
Во многом то, что обе корпорации цеплялись за старые консоли после выхода новых, было связано с обстановкой в мире. В 2020 году пандемия коронавируса многое изменила: какие-то предприятия закрывались, сотрудники многих компаний переходили на удалённую работу, а глобальный дефицит полупроводников повлиял на поставки техники. При всём желании купить PlayStation 5 и Xbox Series было (да и остаётся) сложно — просто так на витринах они не стояли, а в онлайн-магазинах перекупщики быстро всё сметали.
Поэтому было бы странно бросать многомиллионную аудиторию старых консолей и предлагать ей платформы, которые практически невозможно достать. Так что обладатели пастгена были рады, что им есть во что играть, а счастливчики с некстгеном получали более «графонистые» версии с быстрыми загрузками и прочими бонусами.
Такой тактики придерживались и сторонние издатели. Мультиплеерные игры вроде Call of Duty: Vanguard и Battlefield 2042 сделали доступными для всех, Ubisoft, Square Enix и некоторые другие издатели до сих пор не выпустили ни одной игры, которая вышла бы исключительно на PS5 и Xbox Series. Что уж говорить об инди-релизах — от лишней копеечки независимые разработчики не откажутся, хоть создание большого числа версий иногда и становится для них трудной задачей.
Пора прощаться
Однако в последнее время PlayStation 4 и Xbox One упоминают в пресс-релизах всё реже, а в некоторых случаях анонсированные ранее версии для этих консолей отменяют. В этом месяце, к примеру, авторы Gotham Knights объявили о том, что обладателям старых платформ ждать новинку больше не стоит. Это стало темой для обсуждения среди людей, заинтересованных в Hogwarts Legacy, поскольку издатель у игры тот же. Пока что пастген-версии экшена по вселенной «Гарри Поттера» не отменены, но вдруг и с ними что-то случится? Следом за Warner Bros. о сокращении числа платформ сообщили создатели Test Drive Unlimited Solar Crown — теперь только ПК, PlayStation 5, Xbox Series и Switch.
Когда листаешь список анонсированных на ближайшее время крупных релизов, замечаешь, что на PlayStation 4 и Xbox One заглянет не так много ожидаемых игр. Там не выйдут Forspoken, A Plague Tale: Requiem, The Callisto Protocol, ARC Raiders, Avatar: Frontiers of Pandora, Starfield, Redfall, Suicide Squad: Kill the Justice League — всё это делают только для новых консолей.
Обладатели «старушек» без игр не останутся — там выйдут новая Saints Row, Marvel’s Midnight Suns, Sonic Frontiers, The Lord of the Rings: Gollum и не только. Если, конечно, эти версии не отменят. Да и новые части Call of Duty и FIFA (вернее, EA Sports FC) продолжат там появляться. Но в целом почти все крупные издатели, кажется, получили от пастгена всё, что хотели, и начинают потихоньку от него отказываться.
Сейчас как раз то время, когда аудитория готова к переходу. По данным аналитиков из Niko Partners, продано более 12 млн консолей Xbox Series, а Sony на днях отчиталась о 19,3 млн реализованных PS5. В Великобритании Gran Turismo 7 продалась лучше на PS5 — более 73 % копий пришлось именно на актуальную платформу. Да и у остальных игр ситуация примерно такая же — почти всё популярнее на новых консолях, хоть старыми на сегодняшний день обладают значительно больше людей.
Получается, что кроссген этого поколения просуществует ненамного дольше, чем при переходе с PS3 и Xbox 360 на PS4 и Xbox One. Да и издатели лучше следят за качеством выпускаемой продукции — в прошлом десятилетии было немало позорных примеров того, что какие-то версии лучше отменять, чем продавать. Middle-earth: Shadow of Mordor не только лишилась на древних консолях системы «Немезис», но и выглядела убого. А из Call of Duty: Black Ops III на PS3 и Xbox 360 вырезали сюжетную кампанию, заодно поменяв дизайн карт и убрав оттуда много элементов ради хорошей производительности. Но не все учатся на чужих ошибках — помните консольные версии Cyberpunk 2077?
Хочется верить, что с выходом некстгена многие разработчики попросту не могли реализовать свои оригинальные идеи из-за необходимости создавать игры для обоих поколений. Не у всех есть неограниченное время и бесконечные ресурсы, как у Rockstar, сделавшей в Red Dead Redemption 2 живой открытый мир, где у каждого человека собственное расписание. И не все такие талантливые, как разработчики из Naughty Dog, превращающие каждую анимацию в произведение искусства. Им удавалось создавать на пастгене то, что уже тогда казалось играми нового поколения, несмотря на все ограничения. Теперь ограничений не будет ни у кого, и можно предлагать то, что аудитория ещё никогда не видела.
Будет интересно посмотреть, какими новыми возможностями актуальных консолей воспользуются разработчики, которым не придётся думать о старых «железках». Пока что даже среди игр, доступных только на актуальных платформах, нет ничего потрясающего. Всякие Deathloop, GhostWire: Tokyo, Ratchet & Clank: Rift Apart и другие релизы стильно выглядят, но их легко представить на платформах прошлого поколения — уверен, всё дело в договорённостях и маркетинге, а не в трудностях портирования. Надеюсь, на летних презентациях нас чем-то удивят, и не только красивой графикой.
Лучшие комментарии
Так а что хорошего?) компаниям — понятно, но игрокам? Часть аудитории не получит игры, которые в пониженном разрешении смогли бы работать.
Что интересно? Еще больше однообразных, «пустых» открытых миров, наполненных не пойми чем? Или сравнения RT-освещения с обычными теперь будем разглядывать с чуть меньшей лупой?)
В том-то и дело, что хочется верить или даже остается только верить… Я вот сейчас Анабиоз: Сон Разума прохожу и просто обалдеваю с графики — тающий и стекающий по стенам лед в риал-тайме. Да, разумеется, это все фикция, но как сделано-то. И казалось бы, на уже давным-давно устаревшем DirectX 10.
Из подобного вспоминается Motorstorm с «физичной» грязью, сделанный под железо 2005-го года.
Мощности выросли многократно, а воз и ныне там. Грустно.
Но срачи фанатов не кончатся никогда.
Всё больше игр появляется на ПК, эксклюзивность уходит в прошлое — и это хорошо
Сколько эту тему обмусоливают, а все ничему не учатся. Главная проблема классических поколений — графон. Да, он крут, но графон жрет много денег. А где огромные бюджеты, там и закручивание гаек. В итоге имеем мало тайтлов, которых буквально по пальцам одной руки пересчитать, зато срачей сколько. Да и эти тайтлы спорные в своем качестве.
Зато есть нинтендо и инди, которые показывают, что люди любят геймдизайн, а не графон. Лучше бы сосредоточились на поиске и развитии талантов, а так же отсеивании шлака. Ведь у хбокс была даже целая программа во времена х360, направленная на поддержку выпуска инди, но я забыл ее название.
Где-то там еще есть окулус квест 2, который технически обошел коробку и сони, потому что дешевый и предлагает что-то новое. Но это уже достойно отдельного размышления. Просто его почему-то часто забывают, хотя продажи у него высокие.
Забавно слышать про то, что уход пастгена — это хорошо, в то время как даже половина аудитории PS4 не смогла купить PS5. Да и те самые эксклюзивы некст-гена, пока что больше похожи на шутку. Кто-нибудь ещё помнить про Godfall? Про Babylon's Fall? Та же Forspoken ещё не вышла, но судя по роликам ничего хорошего ждать не приходится.
Да, производительность у новых консолей в разы лучше, но для обывателей пока нет особо причин отказываться от старого поколения, особенно в условиях дефицита нового поколения. Да, новое поколение развяжет руки разрабам и они смогут сделать ещё больше пустых открытых миров, ведь люди чаще выбирают не качество, а количество контента. В уходе пастгена нет ничего хорошего или плохого, потому что это обычное дело в индустрии.
Полностью согласен!
Текущее поколение было бы прекрасным если бы не:
а) дороговизна консолей
б) постоянное повышение цен на игры
и в)
большинство людей на свете так и не увидели PlayStation 5 и Xbox Series
Что-то кончается, что-то начинается
Test Drive Unlimited Solar Crown — теперь только ПК, PlayStation 5, Xbox Series и Switch…… я так понимаю что свич мощнее xbox one x и ps4 pro ?????????????????
Свич прекрасно доказывает, что проблема не в железе консолей, а в самих разработчиках. Лучше вместо новомодных графических свистоперделок занимались бы геймдизайном и прорабатывали игры до мелочей, но мощные консоли скорей будут вынуждать тратить драгоценные ресурсы на проработку графики, а потом на её оптимизацию, вместо того, чтобы заняться непосредственно самой игрой.
Пять минут пытался распарсить эту фразу. Так большинство выйдет или не выйдет, вы уж определитесь.
Почитайте об расширении числа пользователей на пк и на консолях. Не стоит вестись на маркетинговые ходы, и тем более, защищать разработчиков, это худшее, что Вы можете сделать, как потребитель, Вы должны отстаивать свои права, а не радостно прыгать от того, что кампании начинают сильнее доить Ваш кошелек. Что дальше? Оправдывать микротранзакции в играх, внешка не влияет на геймплей, магазин не влияет на геймдизайн игры и тп?
Ограничений может и не будет, но отмазки и оправдания останутся. Не верю я. Нет. Статья носит СЛИШКОМ оптимистичный характер. (Например, при всём уважении к очень талантливым ребятам из FromSoftware, они кажется никогда не научатся к релизу оптимизировать свои игры. Но это не помешает им и дальше получать награды и похвалу. Заслуженно.)
Непонятно почему более обширный список проще перечислить чем более скудный
Ваш кэп
Кроме ограничений бюджетных, временных, мейнстримных, культурных, короче всех видов ограничений, которые наверное куда больше сказываются на качестве игр, чем железо.
Никто не заставляет их вбухивать все ресурсы в сержа Графоуни, оставляя взаимодействие с миром на уровне пластика, стараясь заставить все выглядеть как кино.
Это поколение спасла обратка с прошлым. Я даже представить себе не могу, как можно было бы отказаться от ПС4 без обратки. Удобно, что вся библиотека ПС4 осталась, а не канула в небытие, как игры от ПС3. Если бы не это, ПС5 купили бы ещё меньше, т.к. за 1,5 года выпустили всего несколько игр. Да, новая плойка радует производительностью, но без игр она бесполезна.
Никак.
PanakaДжимбо как березка, куда ветер туда и он. Сегодня скажет одно, завтра если будет выгодно иное.
Доходы тоже сильно выросли, так как количество игроков тоже растет с каждым годом.
В интернете много и таких, кто так в серьез заявляет, поэтому без таблички крайне тяжело понять бывает)
Это был сарказм.