15 апреля 15 апр. 38 4768

Ностальгия как крючок: почему мы возвращаемся к старым играм

+51
Лучший блог недели
2000 ₽

Когда я пару лет назад устроилась на постоянную работу, моей первой большой покупкой был ни холодильник, ни посудомоечная машина, хотя у старых были проблемы, нет… Я нашла на Авито старенькую, серенькую Playstation 1. Ну, помните, такая, квадратная, две большие кнопки и дисковод наверху. Она обычно громко шумела, а еще к ней можно было подключить всего две карты памяти и два геймпада. Кстати, в моем детстве их называли «джойстиками». До сих пор это слово мне кажется роднее.

Первое, что я сделала на новой плойке — включила  Crash Bandicoot. У меня сохранился старый диск 3в1. И пропала на недели. В детстве я даже не знала, что невидимые платформы открывались цветными кристаллами!

Crash Bandicoot
Crash Bandicoot

От этого сразу нахлынуло теплое, сладкое чувство — будто я снова летом перед телевизором у бабушки.

Или просто — ностальгия. Слово-то может и не сложное, но вот скрывается за ним больше, чем можно подумать. Давайте разберем, что это за «феномен» такой, как он работает, и почему мы иногда готовы перепроходить старые игры и тратиться на вышедшие из обихода технологии.

Сегодня мы поговорим о том, что такое
ностальгия, как она появилась, какую прошла историю, какие функции выполняет и
как помогает нам в жизни. Статья вышла большой, потому предлагаю налить чаю и
читать частями – для удобства я разбила информацию на блоки. Заранее большое
спасибо, что погрузились вместе со мной в эту большую, но интересную тему! 

Да будет слово

Игры, которые я проходила в детстве вызывают у меня восторг! Особенно 8-битные  Танчики и  Марио, и другие игры детства в постсоветское время. Постоянно возвращаюсь в  Dragon age и  Sims 3. Очень теплые эмоции при этом, напоминает обо всех моих прохождениях ранее. У меня множество всего по играм! Значки, кружка, книги, комиксы и многое другое!

Аня, 31 год, около 50 игр

Как обычно, начнем с этимологии слова. Согласно словарю Ожегова ностальгия — тоска по родине, а также вообще тоска по прошлому. Если разбирать слово подробнее, то состоит оно из нескольких греческих слов: греч. nostos возвращение домой + algos страдание, боль. Чувство болезненной тоски по родине. Но если говорить о последних исследованиях, то в статье Nostalgize: Mixing Memory with Affect and Desire Constantine Т. Седикидес описывает ностальгию как — «сознательная, горько-сладкая, но преимущественно положительная и фундаментально социальная эмоция. Она возникает из приятных воспоминаний, смешанных с тоской по детству, близким отношениям или нетипично положительным событиям, и влечет за собой траекторию искупления».

От болезни до лекарства

В историческом плане ностальгия, как чувство, прошло долгий путь.

Началось с древних мыслителей, ведь уже в «Одиссее» Гомера главный герой так тосковал по родине и родным, что даже отказался от вечности с бессмертной Калипсо и вернулся домой.

Вильям Рассел Флинт, шотландский художник и иллюстратор
Вильям Рассел Флинт, шотландский художник и иллюстратор

Но термин «ностальгия» — ввел швейцарский врач Иоганнес Хофер. Согласно статье Вильдшута, Т., Седикидеса, К., Арндта, Д., и Рутледжа, К. «Ностальгия: контент, триггеры, функции. Журнал личности и социальной психологии» — Иоганнес Хофер считал это чувство неврологическим заболеванием, характеризующемся неблагоприятными психологическими и физиологическими симптомами, включая настойчивые мысли о доме, тревогу, нерегулярное сердцебиение, анорексию и бессонницу, как это проявляли многие швейцарские наемники, отправившиеся в экспедицию к чужим берегам.

Кстати, какое-то время эту болезнь еще считали чисто «Швейцарским продуктом»! 
Старые игры вызывают у меня только скуку. Я слишком часто в них играл, и больше ничего интересного не осталось. К перезапускам отношусь негативно. Прошлое — это уже пройденный этап. Больше всего в старых играх мне нравились бессмысленная жестокость, несерьёзность, юмор, нереальность и, главное, геймплей и ганплей. Как мне кажется, ностальгия — это следствие какого-то защитного механизма, который вымарывает из памяти весь негатив, ошибки, прошлые проблемы. Видел на канале Suren в фильме «Однажды в реальности, часть 1» яркую вставку про ностальгию: там описываются 60-е годы 20-го века –пик кинематографа, гуманизма, человеческих достижений. Но люди забывают, что тогда были локальные войны, стихийные бедствия и беспорядки по почти любому поводу.

Dr.friman545, 24 года, около 50 игр

Такое восприятие ностальгии продержалось до двадцатого века, где стала психиатрическим расстройством, связанным с депрессией. Однако к концу этих лет, исследователь Девис Ф. в своей работе «Yearning for Yesterday: A Sociology of Nostalgia» начал разделять эти понятия. Автор утверждал, что ностальгия «более широкое» чувство, не обязательно связанное с домом.

Горы Швейцарии
Горы Швейцарии

К двадцать первому веку ностальгия была реабилитирована как положительная эмоция, важная для состояния любого человека.

Ностальгия — это некое эмоциональное состояние, связанное с тоской по прошлому. В ней есть как положительные, так и негативные эмоции

Ульяна Усова, когнитивно-поведенческий психотерапевт

Память и удовольствие

Как появляется чувство ностальгии? Когда человек вспоминает детство, например, как проходил  Morrowind, в мозге активируется гиппокамп, что отвечает за нашу память, а, так же, активируются зоны удовольствия, которые дают ощущение радости. И когда мы возвращаемся к чему-то старому, у нас появляется ощущение тёплого и спокойного. Будто сам запуск игры становится наградой после чего-то тяжелого.

Ностальгия — это чувство сожаления. Каждая смена чего-то — это потеря, смена, мест, людей, вещей и так далее. Такая «микропотеря». Говоря о ностальгии, ее можно назвать «гореванием» по «зажившему». К этому чувству склонны все, но с разной степенью.

Елена Святскова, клинический психолог

В статье «Memory and reward systems coproduce ‘nostalgic’ experiences in the brain» (Кентаро Оба, Мадока Нориучи, Томоаки Атоми, Ёсия Моригучи и Ёсиаки Кикучи) авторы обнаружили «значительную совместную активацию — сейчас будет сложно — HPC-VS, сила которой коррелирует с индивидуальными „тенденциями к ностальгии“.

Говоря проще: чем сильнее связаны зоны памяти и удовольствия у человека, тем чаще и ярче он испытывает ностальгию. Если человек из тех, кто обожает вспоминать «старые добрые времена», значит, между этими двумя местами в голове у него крепкая «дружба».

Кроме того, в этой же статье выяснили, что сила ностальгии зависит от двух факторов: «эмоциональная и личная значимость и хронологическая отдаленность»

Простыми словами: Ностальгия — это смесь двух вещей. Первое — эмоции и важность воспоминания (например, как сильно тебе нравилось гонять в старой  Need for Speed). Второе — как давно это было (чем дальше в прошлом, тем сильнее «ностальгический эффект»).

Игры и воспоминания

Игры, которые я проходил в детстве или юности главным образом вызывают теплоту внутри. О них приятно вспоминать и думать, как о чём-то дорогом. Такими играми являются проекты, с которыми я познакомился в первые годы своего гейминг экспириенса:  GTA: San Andreas,  Fable: The lost chapters,  Fifa 07,  TES: Oblivion и так далее. Но я стараюсь не возвращаться к ним слишком часто, чтобы не ослабить эффект. С 2005 года проходил первую Fable раз 4-5, San Andreas — раза 2-3. Уже неактуальную Fifa 07 не запускаю, но в плейлисте до сих пор живёт куча песен оттуда, прекрасно работающих на чувство ностальгии. Запуская проект из детства, я не столько получаю удовольствие от самой игры, сколько от воспоминаний о том, как маленький я в них играл, что делал, где бродил по этому огромному и пугающему своей величиной Сан-Андреасу. Старые игры становятся машинами времени — они нисколько не меняются в отличие от человека. Возвращение к ним подчёркивает произошедшие изменения и напоминает о том, каким ты был раньше

Meerovindin, 29 лет, больше 300 игр

Ностальгия вызывается различными внешними стимулами. Среди которых: визуальный образ — картинка, фото или видео, звуки — голоса, музыка, даже конкретные действия — например, взять в руки старый Game Boy Advance, если вы в него играли.

Этот пример вообще максимально бьет по ностальгии. Сначала ты его просто видишь, потом берешь в руки, включаешь со знакомым звуком «джинь», таким, тонким звуком, даже не опишу его, но, думаю, вы помните, а потом еще музыка из игры пойдет и появится знакомое с детства меню.

Game Boy Advance
Game Boy Advance
Игры, в которые я играла в детстве и юности, вызывают у меня ощущение, будто я снова в тех временах, когда дни и ночи напролет спасаешь миры во время летних каникул. Вспоминается, как я сидела на коленях брата за клавиатурой, играя в « Сталкер». Помню местами корявую, но по-особенному атмосферную русскую локализацию игр. Какие-то цитаты до сих пор применяется в повседневных разговорах! Стабильно раз в полгода или чаще я скачиваю TES Oblivion или  TES Skyrim. Иногда меня поражает то, какое у меня было воображение в детстве — как из небольшого мира и скромного сюжета у меня складывалось впечатление, что это не игра, а целая вселенная. С людьми, которые играли в похожие игры в детстве, возникает ощущение, будто бы вы вместе провели его!

Динч, 21 год, около 100 игр

Что интересно — ностальгия распространена, универсальна и переживается на протяжении веков всеми людьми, независимо от их национальности, страны, внешнего вида или чего-то подобного. Просто «тоскуют» все по-разному.

В статье To Nostalgize: Mixing Memory with Affect and Desire Constantine (Sedikides, Tim Wildschut, Clay Routledge, Jamie Arndt, Erica G. Hepper, Xinyue Zhou) исследователи провели тесты, которые показали, что больше всего объектами ностальгической тоски у всех культур были — семья, друзья, романтические партнеры. Затем шли важные жизненные события, что так же включали близких людей — свадьбы, выпускные, фан-встречи и так далее, потом были животные, после — материальные ценности и обстановка, например, отдых на речке, море, отеле и так далее.

В целом «Личность занимала видное место в ностальгическом рассказе и играла главную роль в большинстве из них». Эти общие объекты назвали прототипами Центрального образца. Все остальное может разниться, хотя тоже будет связано с личностью, которая ностальгирует. Это — прототипы Периферийного образца.

Меня иногда тянет переиграть в  Fallout New Vegas. Мне нравится атмосфера игрового мира и выразительные персонажи. Возвращение к старым играм вызывает у меня умиротворение. Все знакомо, все яркие эмоции прожиты… Это как эхо бушующей когда-то давно крови. Но я ни в коем случае не хочу зацикливаться на играх детства и юности, поэтому стараюсь пробовать новые по советам друзей и знакомых. Современные игры — обширнейшее поле. Среди них есть как и большие разочарования, так и потрясающие открытия

Артем, 28 лет

Во время теста люди делились своими историями, и, чаще всего, они рассказывали о чем-то хорошем, что было у них в прошлом. Но и грустные события тоже перечисляли. Думаю это знакомо всем людям. Например, раньше вы играли в Dendy вместе с сестрой. И это — очень светлое воспоминание. Но оно может стать грустным, если вы сильно с ней поссорились и больше не разговариваете друг с другом.

Ностальгия — это очень большая тема. Некоторые вопросы надо уточнять для каждого отдельного человека — слишком много разных переменных. Как я сказала раньше — ностальгия — это воспоминание о родном, но «ушедшем». Но случиться это могло по-разному. Например, видит человек рекламу льняного платья. Некоторые люди очень многое бы отдали за такое, если их мама в прошлом такое носила. Вы только видите ролик, но уже можете вспомнить синие васильки на поле, где гуляли, или дом, где вы провели детство, пока мама готовила на кухне… Все это будет отдавать приятным чувством прошедшего, захочется получить хотя бы частичку прошлого. С другой же стороны, все в этом же примере может выйти так, что мама этого человека недавно умерла. Тогда эти воспоминания, эти чувства ударят в самое больное место, усиливая переживания и боль от утраты.

Елена Святскова, клинический психолог

Midjourney
Midjourney

В статье «Различия в горько-сладких ностальгических чувствах и их различное влияние на повседневное благополучие» Дэвида Б. Ньюмана и Мэтью Э. так же пишут, что «Ностальгия не является изначально положительной или отрицательной. Скорее, влияние ностальгии на благополучие зависит от её валентности, на которую влияет вызывающее событие»

Кстати, согласно статье «Nostalgia in the prehistoric archaeological record» Matthew G. Knight, который ссылается на статью «Function, life histories, and biographies of Lower Paleolithic patinated flint tools from Late Acheulian Revadim, Israel», можно предположить, что еще 300 000 лет назад люди могли испытывать ностальгию, сохраняя старые орудия как «объекты памяти»!

Орудия труда древних людей
Орудия труда древних людей

«Ностальгия — это слово, которое редко используется археологами. Как специфическую эмоциональную реакцию, её всегда будет невозможно доказать для далёкого прошлого, особенно для доисторических обществ, которые так радикально отличаются от наших современных культур. Тем не менее современные взгляды ясно показывают, что древние люди по-разному взаимодействовали с элементами своего прошлого и настоящего и реагировали на них в разных масштабах, во времени и пространстве»

Роль ностальгии

Согласно последним исследованиям, ностальгия играет большую роль в жизни людей. Она выполняет несколько важных функций:

  • Самоориентирования
  • Экзистенциальную функцию
  • Функцию социальности
  • Защитную функцию
Вызвать ностальгию могут триггеры: музыка, запахи, фотографии, места, разговоры. А также это могут быть ситуации неопределённости, например, взросление или переезд. Современные исследования скорее показывают позитивное влияние на психику человека, однако, это может вызвать чрезмерную меланхолию, некое «застревание в прошлом»

Ульяна Усова, когнитивно-поведенческий психотерапевт

Функция самоориентирования

Функция самоориентирования отвечает за понимание человеком собственного «я» — кто он, откуда пришел, и что тут делает. Наше прошлое и будущее взаимосвязаны между собой, это может сказать каждый психолог. Именно прошедшее — кирпичики нашей настоящей личности. Некоторые прошлые переживания могут предопределять решения, которые в будущем сделает человек. Потому думая о прошлом, человек может понять, как ему следует поступить в будущем.

В мультфильме «Головоломка» был интересный пример. Когда все важные воспоминания украли у главной героини — у нее потерялась и ее личность и любые моральные ориентиры — она перестала быть собой.

Мультфильм «Головоломка»
Мультфильм «Головоломка»

Когда есть опора из хороших воспоминаний, пусть и приправленных ностальгией, человек что-то теплое и приятное из прошлого, понять, что не все потеряно и решить, ему как поступить.

В детстве и юности моими увлечениями были  Heroes 4- 5, Dragon Age: Origins и  двойка, трилогия  Mass Effect, Skyrim и Oblivion. Сейчас эти игры вызывают чувство комфорта и безопасности, можно просто расслабиться и получать удовольствие. Даже от одних и тех же выборов эмоции сохраняются! Это вселенные, которые я знаю и люблю. А игры, которые проходились давно — могут позабыться, а потому каждая — как новое открытие, в котором ты точно знаешь, что не разочаруешься. К тому же если это песочница как TES, это твой собственный маленький мир который растет вместе с тобой. Эти игры — это как бы только твое, личное, куда никто не полезет и не сможет испортить их. А ещё это вещи, которые сюжетом вызывают эмоции и поднимают темы близкие мне. Старые игры это ещё и часть твоей собственной истории жизни — что тогда происходило, как ты себя чувствовал и почему они тебе так понравились. Ты как будто встречаешься ещё и со старым собой. С Dragon Age: Origins я чувствую себя частью особого комьюнити. Этим людям нравится то же, что и мне, и не нравится то же, что и мне. Можно вместе жалеть, что BioWare плохо распорядились хорошей командой и сильной фанбазой. Мне нравится чувствовать, что люди разделяют мои вкусы

Сильва, 23 года, около 200 игр

Экзистенциальная функция

Ностальгия — это не просто приятные воспоминания, она помогает нам справляться с трудностями и чувствовать себя лучше. Именно за это отвечает экзистенциальная функция.

«Считается.ю что ностальгия повышает позитивность самовосприятия и самооценки, побуждая возвращаться к идеализированному прошлому» (Kaplan) «придавая прошлым версиям себя блеск, который в то время казался незначительным, но сейчас стал сиять ярче» (Davis), пишется в статье Nostalgize: Mixing Memory with Affect and Desire Constantine.

Хочется пошутить, немного смешной пример: те, кто когда-то осилил Mario или  Contra без сохранений, пробираясь через пиксели, вряд ли испугаются  Hollow Knight. (Боги, я прошла их только недавно через эмулятор и используя сохранения каждые пару микросекунд!)

Человек будет вспоминать, как он уже проходил что-то сложное, а потому у него повысится самооценка и появятся силы действовать дальше. Таким простым способом, только вспоминая прошлое, человек может сам себя поддержать и вдохновить на подвиги!

Contra
Contra

Кроме того, эта функция позволяет человеку вернуть контроль над своей жизнью и повысить ее значимость, что может помочь даже во время апатии или упадка сил.

Игры, в которые я играл в детстве, подхватывают меня в состояние потока и в чувство ностальгии, вызывают интерес к тому, что я не замечал раньше! Хотя иногда приходится и разочароваться, если там всё не так, как я запомнил. В детстве во многие игры играл:  Чип и Дейл 2 на денди,  Magicka, Morrowind,  Spore,  Arcanum и другие. Раз в год или два я возвращаюсь в Arcanum. Я ее хорошо знаю, понимаю, сколько мне в нее играть и в каком темпе. Нет какого-то страха, как с другими подобными играми. В принципе, старые игры тянет включить, потому что я их уже попробовал, и мне они понравились. Для меня не так просто найти то сочетание сеттинга, геймплея и ощущений, которое могут понравиться. И, мне кажется, есть особое сообщество тех, кто понимают, что я чувствую, и пускают со мной скупую слезу. А есть люди, которые не имеют понятия, о чем я.

Алекс, 31 год больше 300 игр

Функция социальности

В статье «Склонность к ностальгии и коллективное „я"» Георгиоса Абакумкина, Тима Вильдшут, Константина Седикидеса пишется: «Когда люди ностальгируют, они чувствуют себя связанными с другими таким образом, что это усиливает их восприятие принадлежности и принятия». Авторы провели исследование, в котором опросили 192 студента из Греции. Оказалось, что ностальгирующие люди сильнее чувствуют себя частью своей страны (это можно назвать групповым коллективизмом).

В основном моя ностальгия затрагивает игры начала 2010-х годов, так как именно тогда я вступил в более-менее сознательный возраст. Свободного времени у меня было очень много — все-таки школа не особо загружает человека. Я могу отметить несколько важных игр моего детства —  Assassin’s Creed 3,  Dishonored и  Max Payne 3. Если первые две проходил я сам, то в последнюю играл мой близкий человек, за чьим прохождением я наблюдал. Включая их сейчас, я чувствую, будто возвращаюсь в родную гавань, когда все было легко. Когда я обсуждаю эти игры, я чувствую принадлежность к особому сообществу людей, потому что, на мой взгляд, про эти игры я знаю больше информации, чем среднестатистический игрок. Я провел в них кучу времени, постоянно их перепроходя и подмечая многие детали, которые «в среднем по палате» никто не уделял внимания. Дома у меня есть несколько дисковых версий игр на ПК, которые я храню. Однажды я даже купил запечатанную дисковую версию Max Payne 3 в году этак 2021. Скорее всего, все люди склонны испытывать ностальгию. Так как приятные моменты прошлого многих здесь собравшихся нередко сопряжены непосредственно с играми, то возвращение в них — естественный способ восстановить частичку минувшего. Однако, на мой взгляд, не стоит жить только прошлым. «Зависнуть» в нем на определенное время — да, определенно стоит, ибо это важная часть рефлексии. Но когда чувство ностальгии переходит из разряда временных эмоций в смысл жизни, когда человек живет только сублимацией уже многократно переваренного опыта, постоянно отказываясь пробовать что-то новое, как мне кажется, это имеет скорее деструктивное влияние на человека, нежели, чем созидательное

Анонимный геймер, 21 год, больше 300 игр

Все в той же статье To Nostalgize: Mixing Memory with Affect and Desire Constantine согласно исследованиям так же выявили забавную тенденцию — люди не только чувствуют себя частью чего-то большего, но и чувствуют большее желание пожертвовать свои кровные! «Ностальгия способствует социально ориентированным тенденциям, таким как межличностная компетентность, благотворительные намерения, желание денег и намерения к межгрупповому контакту, а также способствует просоциальному поведению (физическая близость, помощь и денежные пожертвования)». Ностальгия может толкать нас на реальные действия и покупки.

Игровой мерч
Игровой мерч

Можно сказать проще — ностальгия связывает самых разных людей с похожим прошлым, помогая им сблизиться и почувствовать, что они не одни, ведь у кого-то был похожий опыт, как у них. Так же, люди готовы больше тратиться на предметы ностальгии, например, на те же старые консоли или фигурку Крэша Бандикута (ох, все никак не могу купить, а так хочется!).

Игры, которые я проходила в детстве или юности в своё время были смыслом моей жизни! Например, Dragon Age origins, The Elder Scrolls Skyrim и другие. Чаще всего сейчас возвращаюсь Скайриму, The Witcher 2, Dragon age 2 и Neverwinter nights 2. Их всегда тянет перепроходить, когда нет настроения начинать что-то новое, но хочется поиграть — голова как раз на них может отдохнуть. У себя я храню диски, некоторые специальные издания игр, карты и футболки. К перезапускам старых игр отношусь спорно. Если это качественные ремейки вроде Yakuza Kiwami и последних Resident evil, то очень хорошо. Больше бы таких игр. Если очередные бесполезные ремастеры, то это мне кажется отвратительным.

Екатерина, 28 лет, около 300 игр

Благодаря разговорам о старых добрых деньках, когда ролевые были лучше, а Dragon Age глубже, чем некоторые думают — я нашла лучшую подругу, с которой мы общаемся уже много лет.

Защитная функция

Эта функция крайне необычно, потому что в науке имеет несколько интересных трактовок.

Одна из главных все еще идет из статьи Седикидеса и других. Они рассуждают о том, что эта сторона ностальгии проявляется в том, что снижает тревожность, дает чувства тепла и безопасности, как видно, в том числе, и по мнениям людей. Так же, она снижает страх отвержения и усиливает доверие к людям, что перекликается с социальной функцией. Ну и защитная функция способствует эмпатии, что может сделать человека более склонным к помощи другим людям.

К примеру, тем, кто разделяет наши интересы, у кого похожее прошлое — тем нам больше тянет помочь в трудную минуту. Я ниже еще распишу подробнее, но в работе над этой статьей мне помогло очень много крутых людей.

Ну, а вторая интересная задача защитной функции ностальгии — это предупреждать нас… о возможной угрозе.

В статье «Ностальгия повышает способность распознавать угрозу смерти: нейронные и поведенческие данные» (Зиян Ян, Константин Седикидес, Кейсе Идзума, Тим Вильдшут, Эмико С Касима, Ю ЛЛ Ло, Цзюнь Чен и Хуацзянь Цай) авторы провели исследование, в котором людям показывали разные картинки, проверяя работу мозга. Одним показывали обычные фотографии современной жизни, другим — образы из прошлого, что знакомы многим. Сразу после этого испытуемым предлагали сравнить разные слова — слова вроде «гроб» или «цветок». После смотрели на то, как быстро мозг и человек обрабатывают информацию и говорят ответ.

И оказалось, когда люди ностальгировали, их правая миндалина, что отвечает за эмоции и страх, сильнее и быстрее реагировала на слова о смерти и угрозах. Те же, кто смотрел на простые картинки — медленнее.

Вот такая загадочная, но очень полезная ностальгия.

Ностальгия и «синдром утенка»

Игры детства вызывают у меня чувство тепла внутри. Я регулярно их скачиваю, пусть и редко дохожу до конца. Хочется временами чего-то привычного. Иногда устаешь от новизны. Когда выпью, почему-то, вечно включаю.  Clive Barker’s Undying! Есть игры-столпы, которые найдут своих поклонников в любом поколении, но, все же, я считаю, что ностальгия во многом обусловлена «синдромом утенка». Игры, которые нам полюбились на момент начала нашего игрового пути, так и останутся с нами навсегда или, хотя бы, до момента разочарования в детских воспоминаниях. Мне нравилась  Alone in the Dark 4, но вспоминать ее сейчас приятнее, чем в нее играть. А вот Heroes 3 проверку временем выдержала

Shc, 39 лет, больше 300 игр

То, что ностальгия и «Синдром утенка» связаны — довольно популярное мнение, тем более, что во втором правда есть элемент ностальгии. Я тоже перерыла много информации, чтобы, в том числе, выяснить, как именно они связаны. Но, все же, у этих двух явлений разные механизмы.

Как было описано выше, ностальгия — это горько-сладкое чувство, «горевание» по тому, что уже ушло. Это уже прошедшее чувство, которое скорее помогает человеку определиться с будущим и найти поддержку в своем прошлом. А «Синдром утенка» — это, скорее, запечатление на каком-то определенном аспекте, когда не хочешь даже смотреть на другие вещи. Ты не ностальгируешь по тому, что было. Ты считаешь, что прошлое — единственно верное, что и рознит это с чувством ностальгии.

Синдром утенка и ностальгия могут пересекаться, но это все же разные процессы. Импринтинг — это запечатление первого опыта. Это вызывает у нас автоматическое доверие. А ностальгия может быть связана не только с первым опытом и вызывает скорее грусть, радость, тоску — эмоции

Ульяна Усова, когнитивно-поведенческий психотерапевт

Завершение

Ностальгия — это большая часть нашей личности, нашей идентичности, без которой мы не были бы не только собой — мы не были бы людьми. Во многих аспектах она очень помогает нам в жизни. Потому не стоит ее как-то бояться или избегать. Хороших новых игр много, но иногда следует взять кружечку кофе, кинуть туда мягких зефирок и включить старый добрый первый Silent Hill со всеми его техническими ограничениями, неудобной камерой и топорным управлением, побеситься с загадкой про пианино с плохим переводом, и хорошенько отдохнуть.

А к каким играм возвращаетесь вы? И вообще, давайте по-НОСТАЛЬГИРУЕМ, хе-хе. Рассказывайте ваши истории в комментариях! Я всем буду рада!

Благодарности

Ух, статья вышла намного больше и длиннее, чем я ожидала, но мне очень понравилось изучать вопрос ностальгии. Эта тема оказалась намного больше и глубже, чем можно было бы подумать на первый взгляд. И этой статьи, даже исследования, точно бы не вышло, если бы мне не помогли. Потому большее спасибо хочу сказать Ульяне Усовой и Елене Святсковой за профессиональное мнение и помощь в ориентировании вопросов ностальгии, форуму Prototype.indie (и группе в целом) в тг и группе «Dragon Age • Ролевые • Игры» в вк за помощь в опросе и сборе различных мнений людей! Спасибо всем, кто прошел опрос — и тем, чьи мнения вошли в текст, и тем, кому места не нашлось — я внимательно прочла ваши слова и всех услышала! Ну и, конечно, спасибо сайту StopGame за возможность выложить текст, и за людей, которые поддержали мою идею и вызвались помочь!


Лучшие комментарии

Про ностальгию относительно себя считаю глупостью. Старые игры на эмуляторах запустить банально проще — закинул игру и играй, размеры крошечные. Сейчас размеры игр большие и неизвестно ещё как пойдёт. Инди игры не всегда хорошие и намеренно вводят пиксельность не к месту. Да и многие ретроигры уже переведены на русский, есть достижения и даже руководства нв русском. Есть где почитать информацию об игре.

Ностальгия или нет, но есть игра которая удерживает меня как наркотик. Мне не комфортно если я не могу запустить ее в любой момент.

Может такая игра есть у других. Мол, при переустановке компа обязательно нужно установить эту игру. И я не пишу про сесионки или ммо, эти игры удерживают внимание специально.

В моей случае это Warcraft III. Помимо перепрохождения кампаний и боев с ботами, открыл для себя мир пользовательских карт, их великое множество и список пополняется по сей день.

Ну, ностальги это чувства, а не сами ретро инди игры и прочее. Кстати, насчет них — я думаю над отдельным текстом, как играют на ностальгии. + мне лично нравится проходить на старой плойке, но ради достижений на ретроачивмент могу сесть и за эмулятор. Так то, по сути, сами эмуляторы — это создания ностальгии

Спасибо за блог, было познавательно и приятно читать.
Моя история: Получилось что с 2010 был компьютер на котором запускал пиратские игры-сборники, которые продавались в ларьках за рублей 200, там на одном диске могло быть до 5 игр, а то и больше. Так могли попасться на одном диске, Американ Макги Алиса, Прототип и Масс Эффект, и получалось что кругозор был обширный. В это же время покупал журналы игромании с обзорами и вот теперь незакрытый Гешталь — это эксклюзивы 3й плойки, Killzone, Resistance, Infamous, думаю купить прошитую приставку, а там и докупить Guitar Hero 3, а еще же есть House of the dead — до сих пор помню как в аркадный автомат играл, один раз почти до конца дошел.

Вообще очень много игр категории B осталось на консолях, которые тогда были не очень, а сейчас смотришь и хочется попробовать, потому что реализация иногда где-то была корявая, зато идеи креативные. А теперь же, прогресс то есть, а вот идейно пока … ну это чисто мое мнение, брюзжание. И благо ностальгия существует что люди делятся любимыми играми о которых ты даже не слышал, а они стоят внимания, даже чисто из исторического характера, хотелось бы чтобы был полноценный качественно составленный архив/музей с играми.

Есть игра Sin Episodes, сама по себе она просто копирка Халф Лайф 2, но песня из заглавного меню — это будто трибьют эпохе MTV 2000х, и действительно работает как машина времени.Да и бывает чувство, когда испытываешь ностальгию по тем временам в которых и не жил, как те же 80е, Синтвейв, Vice city.

В принципе кто как считает. Это всё попытка сохранить творчество игроделов. Притом сами издательства палки в колёса вставляют. Для меня лично эмуляторы — способ наверстать упущенное. А ностальгия может больше связана с тем, с чем уже сталкивался и при возвращении вызывает тёплые чувства.

Вот у меня тоже самое с первым Underground. Я балдею от мелодий и тюнинга на лету. Но опять же есть нюанс — в ретросистеме добавили достижения даже для версии с переводом от Softclub. В то время я о лицензии мог только мечтать. А сейчас вот закрываю гештальт.

Ну, тут опять таки по разному. Я прошла бладборн на 100% вместе с подругой. Но недавно вспомнила, как она меня учила в него играть и вернулась в игру — с удовольствием прошла еще 2 раза на разные концовки! Конечно, я почти все знала, но на 100 % все равно нн запомнишь каждого моба за стенкой, аахпхпх

Спасибо за блог, читается взахлеб!

Поделюсь тоже, нравится испытывать ностальгию (когда-то и она заходит), но только как воспоминания. В воспоминаниях игра кажется круче, ярче и полной эмоций. Но перестал пробовать играть в такие моменты, просто потому что все воспоминания разбиваются об реальность, где играть уже в такое не интересно, скучно и вообще ловится грусть, ведь в памяти игра была такой яркой! Поэтому и решил в памяти их и оставлять, вспоминать, поговорить, когда нахлынула ностальгия, и на этом все.

Знаете, мы с бородой вот уверены, что большая часть игр, мультфильмов, фильмов, сериалов детства должны оставаться в воспоминаниях. Не стоит к ним возвращаться. Ведь зачастую мы ностальгируем не по играм, а по событиям тех лет. Грубо говоря, вы с другом весь день носились как угорелые по двору, а вечером, пока родители были на работе, лопали чипсы и играли в любимую адвенчуру. Да, от этой игры сейчас веет тёплыми воспоминаниями, но то воспоминания, тоска, если точнее, по давно прожитым беззаботными деньками.

И как бы мы не хотели, в какие бы игры не играли, мы никогда не вернемся в прошлое. Во времена, когда мама была молодой, папа без седин, а дедушка и бабушка просто были. И это надо принять.

Просто хорошо, если поддавшись ностальгии, ты запустишь того же самого Крэша, который смог пережить время. Сохранился, и до сих пор приносит удовольствие. Но, а что если игра детства или любимый мультфильм, на самом деле, ужасны? Ну, не можешь ты в зрелом возрасте уже испытывать к ним симпатию, ибо это просто невразумительное произведение или до ужаса кривая игра. Ведь в юности каждый из нас был не так требователен к развлечениям. В таком случае огромен риск разочароваться в когда-то любимой вещи, что неминуемо отбросит тень на безвозвратно остывающее воспоминание. На воспоминание, которое вскоре ты обязательно забудешь, приняв за бессмысленность ввиду несостоятельности детского увлечения. Поэтому-то пусть некоторые игры, так и останутся в прошлом. В прошлом, в которое уже не вернуться.

Пхаххп, раз чувства теплые, значит это то, что надо ✨️

На самом деле, главное, чтобы вам было хорошо, а остальное — это детали ^^

Да, но не обязательно играть в игры, чтобы ностальгировать. Мозгу все равно, в реальности что-то происходит, или в вашей голове. Потому выходит так, что когда вы вспоминаете о крутой игре/мультфильме и тд, даже если она объективно плохая по нынешним меркаи — вы уже чувсивуете и проживаете те моменты. Иногда достаточно просто прочесть текст про ностальгию, и он уже послужит триггеом для… ностальгии и таких воспоминаний про то, как вы носились по двору, а потом еди чипсы. Потому прошлое оно в любом случае в прошлом. Но эти светле чувства и воспоминания из прошлого — в любом случае очень важная часть нашей личности которая может нас порадовать в любой момент. Да, оно уже прошло, да, может, по факту, это не идеальная вещь. Но это то, что оставило отпечаток в будвщем вас

Да, полностью солидарны здесь. Играть совсем не обязательно. Хватит одних воспоминаний или, возможно, даже стрима, который позволит избежать с тем же кривым, состарившимся управлением. И да, согласны, прошлое — очень важная часть нашей личности, ведь без прошлого не было бы и настоящего)

Для меня это фолыч 2, рано или поздно я в нее возвращаюсь, чтобы вновь создать необычного персонажа и по новой все пройти. Чувства ностальгии вспыхивают, хз как обьяснить, я еще совсем малым в нее играл, вроде на пентиуме 133, с отцом. Из более новых это ведьмак 3, я его уже раз 5-6 прошел на 100%, чувствую через годик два снова вернусь, я с ведьмаком познакомился еще будучи студентом, по книгам и уже тогда влюбился во вселенную и персонажей, а уж потом когда игры вышли… эх… Ну и бывает в цивилизацию залечу, пару дней подряд играю как ненормальный до утра, потом на годик забрасываю (тоже воспоминания по первой работе в магазине игр, мы на работе в нее играли по очереди ходили, одна партия могла месяцами идти)

ООО, это очень круто! У меня такой игры нет, но у меня под рукой всегда эмуляторы со старыми играми прямо на телефоне. Я вот без низ не могу! Никакой Геншин ее заменит 5 перепрохождение Castlevania: Aria of Sorrow!

Кстати, насчет пользовательских карт — это очень интересное замечание. Потому что у меня в текст не поместилась еще отдельная тема — ностпльгия мотивирует. Это и про каты, и про эмуляторы, про многое другое. И даже про ремейки и моды для улучшения графики старых игр! Я думаю эту тему взять отдельно, связать с темой использоания ностальгии по зову сердца и пр зову коммерции и написать потом еще 1 часть про ностальгию

По поводу игр с ностальгией, Скайрим наверное классика, просто погулять по миру и послушать те же Far Horizons или Secunda это святое дело. Но со Скайримом как сарафанное радио, в хорошем смысле, все говорят что любят и любят потому что говорят.

Тут индивидуально, но вот мне достаточно OST’ы пару игр послушать и прям телепортирует в то или иное время связанное с игрой, примеров даже всех не перечислишь. Перепройти можно что-то короткое, the Darkness 2 или какую-нибудь часть Bioshock, но для повторных длинных РПГ приключений нужно чтобы прошло время. Да и когда перепроходишь что-то после долгого перерыва, за время отдыха — впитываешь новый контент будь то фильмы, сериалы, старые игры, книги и потом уже с новыми глазами видишь как отсылки, так и может чем вдохновлялись. С ассоциациями вообще напаханное поле, если начать играть в Castlevania, то там и про всех монстров фильмы захочется пересмотреть и оригинальные книги прочитать, а можно и Скуби Ду вспомнить, а потом… и так и забываешь что вообще начинал играть, я конечно от темы ушел, но хотелось мысль донести. Можно вообще делать месяцы посвященные каким-то тематикам, например месяц игр и фильмов про зомби, или любой интересной теме, так и погружение больше и могут воспоминания другие всплыть.

насчет ностальгие всегда вспоминаю как на пс 1 игралим в ксеногертц игра была топовая для своего времени ) жаль до сих пор не сделали какой нить ремастер ) так же естественно вспоминаю черепашек ниньзя что сериалы что игры на денди было очень круто в них играть ну и смотреть на кассетах ))) а то и по телеку))) соника иногда так и тянет пройти особенно адвенчеры и 1 и 2 тут не давно в стиме второй купил прошел с удовольствием))) так же вспоминаю мульты к примеру черный плаш утиные истории и про гуфии как же было круто их смотреть а друг записывал на кассеты по 2-3 часа разных мультов смотрели их по 100 раз потом сейлор мун как мы ее обожали ждали новые серии тогда по тнт насколько помню )) в выходные ))) ностальгия прикольная штука )))))

Мммм, ностальгия, пожалуй, именно то, что я к играм почему-то никогда не испытывал. Так уж сложилось, что мне всегда интереснее пройти какую-то новую игру, чем перепроходить старую. Игры, которые я перепроходил бы просто так, а не ради ачивки, буквально можно пересчитать по половине пальцев одной руки. По личным ощущениям это потому, что я всегда знаю, что новые игры подарят мне новые эмоции или впечатления в том или ином виде, а уже пройденные игры я и так знаю, так что не вижу смысла их перепроходить (даже если игра с развлетвлённым сюжетом)

К тому же уж больно много интересных новых игр выходит каждый год, а иногда и каждый месяц, так что не хочется тратить и так небольшое свободное время на то, что я уже проходил. Хотя, как показывает практика (да и данный блог :D), я в меньшенстве в данном вопросе, но поэтому мне и вдвойне интересно было читать, чтобы узнать, почему люди так стремятся перепроходить старые игры. Так что вдвойне спасибо за блог)))

Спасибо за комментарий! Я могла бы предположить, что просто не было каких-то особых воспоминаний за этими играми, кроме, собсна, их прохождения. Потому это может ощущаться совсем по другому. И желания перепройти тоже можетне быть. Кроме того, стремления к новым впечатлениям — это тоже неплохо, хотя все мы иногда, все же, останавливаемся ненадолго :D Скорее всего у вас ностальгия просто связана с другими вещами, не играми, а с чем-то из вашего личного прошлого

Большое спасибо за комментарий! Да, ностальгировать об играх только мысленно — это тоже хорошо! Я помню много маленьких проектиков, в которые я играла в детстве, например в игру, где надо в 3д головоломке катать шарик так, чтобы он не попадал ша шипы. В детстве было интереснее, чем сейчас, а искала я ее долго. Мы с родителями сидели над ней. Точнее, ее проходила то ли мать, то ли отеця а я рядом сидела. Потому что я как раньше не могла, так и сейчас не прошла, слишком сложно пхахпхах

Ах прямо в сердечко что так по больному то! :D Я только недавно в очередной раз пересмотрела Шаман Кинга, Аватара Аанга и Утиные истории. Думаю пересмотреть черепашки ниндзя. Те спмыеч которые были более мрачные. Которые «Раз! И это снова мы! Научил нас драться наш сэнсей. Два! Появилась банда — это значит бей! 😎 „

В денди я в детстве мало играла, и всегде у дедушки или у друзей. Помню мы перебирали набор лего и играли в марио у кого-то из знакомых детей. Уже не помню у кого, а лего и денди помню. А еще помню НАСКОЛЬКО мне было обидно, что у деда денди померла: с Но мое детство-детство, конечно, PS1

Читай также