Ничего кроме визуала в игре выделить нельзя (на мой взгляд).
Отзывы
Как и многие, наверное, я давныыыым давно увидел данный проект на просторах интернета и как мнимый эксперт в хоррорологии, заприметил его для своих изысканий. Время шло, дни сменялись неделями, недели месяцами, а те годами. И по итогу я совсем забыл об игре, оставив разве что в подсознании размытую картинку о том, где-то там разрабатывается игра с крайне необычным дизайнов вдохновлённым Гигером. И вот, в 2022 году эта игра вновь появляется в поле моего зрения, вызывая у меня эмоции из разряда "стоит попробовать". Однако что же я попробовал, и что же ощупал? Ща расскажу!
Хоррор
Какая самая главная задача любого хоррора? Что? Испугать? Сочувствую вам, если вы разделяете подобную точку зрения, ибо главное в хорроре это атмосфера. И что же с ней? А с ней все...прекрасно! Как по мне игра в первую очередь представляет вам опыт иноземного, паранормального путешествия по чужому миру, миру с иными правилами, с иными существами и иной культурой. Всю игру вас будут ставить в положение не того человека не в том месте. Да и...не за человека вы играете собственно, но со всем этим разобраться придётся именно вам! Если вам интересна тематика чужого мира, и вы как и я ходили с глазами младенца по зену в Black mesa, то вас атмосфера тронет, и вы будете рады разведать очередной уголок ужасного, отвратительного, склизкого и мерзкого, но такого удивительного измерения scorn, как и был рад я.
Геймплей?
Игра не про него. Про опыт, про прогулку по фантазиям художника, однако зачем-то она всё таки его вставляет! И ладно бы она прост оставила свои загадки и задачки, связанные в основном с непониманием работы механизмов этого мира. Но нет, она зачем-то внедряет в себя абсолютно рудиментарный элемент шутера! Только один шутерный момент в игре я могу назвать кое как интересным, это финальный бой с боссом, но это один момент. И даже такой момент не способен вытянут такую маленькую игру как scorn. Поэтому, не стоит идти сюда за каким-то особым развитым геймплеем. Нет, это про опыт, про атмосферу, но никак не про налаженный игровой процесс.
Итог
Игра дорогая и кусает своим ценником пятки, как и всё в наше время, однако я рад был пройти данный проект, наконец-то закрыв гештальт с Гигеровским scornом. Если вам нравится amnesia, layers of fear или soma, игра рискует вам понравиться, хотя я бы вам и посоветовал дождаться хорошенькой скидки, после чего уже начинать засовывать свои руки в странные отверстия!
Что касается игры, не понимаю хейт к ней. Эта игра это визуально-аудиальное приключение в загробном мире игры. И так к ней я считаю и нужно относиться. Зрительно игра очень крутая почти не лучше всего что я видел. Аудиально тоже очень клево все звучит. Игра с самого начала не имеет цели давить на экшон и это заметно, но дает его почему-то немного дальше, что людям привыкшим убивать всех противников которых видят очень фрустрирующее. Игра не об этом совсем и честно это решение немножко спорное но не повод хейта. Поэтому тем, кто будет играть не зацикливаться на экшоне и играть размеренно почти медитативно и все будет в кайф. В целом игру рекомендую но к ней нужно подходить почти как симулятор ходьбы.
Вообще ничего не ожидал от данной игры и вряд ли когда-нибудь о ней услышал бы, если бы не пара номинаций на The Game Awards, а после выделение многими блогерами на звание одной из лучших игр года
Scorn - это очень самобытный проект, который ни на что не похож и пытается вызвать чувство отвращения на каждом шагу. Главная ошибка левел-дизайна - излишняя сложность "боевой системы" и интуитивно непонятное расположение ключевых предметов на локации
Было ли страшно? Нет. Было ли мерзко? Да, иногда. Хотел бы я повторить подобный опыт? Скорее нет, чем да, но иногда стоит отвлекаться на подобные игры
Небольшой апдейт. Оказывается у игры есть артбук, который очень неплохо объясняет происходящее на экране. Очень жаль, что разработчики не сделали никакого цифрового формата этой книги, чтобы можно было прочитать в игре (допустим после прохождения -или- собрав страницы книги по локациям)
Если вы когда-то мечтали прогуляться по планете «чужих» из одноименной вселенной фильмов, то СКОРН просто создан для вас. Геймплейно это квест аля старая серия Myst плюс симулятор ходьбы плюс экшн-сувайвал с несколькими пушками. Если для вас фамилии Гигер или Бексинский ничего не говорят, то скорее всего не зайдет, но в любом случае даже если вы не фанат их творчества, то вы получите классную виртуальную инсталяцию. Пускай хоть как игра она будет и не шибко конфеткой.
Scorn — это видеоигровой артхаус. Игра хороша своей визуальной стилистикой, которая совмещает древние постройки, напоминающие архитектурой шумерские, и органичный живой мир в виде плоти, которая буквально растет из стен, из которых рождаются существа этого мира. Художники сильно постарались, передав визуальный стиль на очень хорошем уровне. Кроме того, существа, населяющие мир, вроде постаревших младенцев в красных капсулах или врагов, похожих на животных с содраной кожей, тоже очень хорошо проработаны. Благодаря работе художников некоторые жестокие моменты, типо паразита, постепенно поглащающего главного героя, могут удивить. Локацию с последней главы со статуями и фресками местной цивилизации очень интересно исследовать. Ну и несколько других деталей, о которых я умолчу, тоже имеют отвратительно-прекрасный дизайн.
Интерфейс очень минималистичный и бесшовный, не отвлекающий тебя от игрового процесса и лишь дающий информацию о боезапасе, здоровье и предметах для головоломок, которые буквально будут находится в твоих ладонях. Сюжет и информация о мире игры передаются без единой строчки текста или диалога. То есть единственный источник информации в игре это визуальный ряд и действия главного героя, который будто на генетическом уровне знает что ему надо делать в отличие от игрока, которому приходится им управлять. Для одной половины игроков такой подход окажется по душе, и им будет интересно поглащать информацию, разглядывая окружение. Но для другой половины, не сильно погрузившейся в мир игры, несмотря на его мерзкую прелестность, будет сложно так потреблять историю подготовленную разработчиками. Я лично причисляю себя ко второй группе. Ведь игра, давая тебе необычный игровой сеттинг, наполнив его необычной архитектурой и необычными существами, не дает тебе обычного, нормального геймплея.
Как упоминалось выше, игра не даёт тебе информацию о том, что тебя окружает и что тебе вообще надо делать. Вследствие чего большую часть времени ты будешь блуждать по многоуровневым локациям в поисках хоть какого-то объекта для интеракции. И хоть я хвалил игру за визуальный стиль, в первых четырех главах он успевает надоесть из-за того, что ты ходишь по однообразным сложным локациям. Да, в каждой главе есть центральный объект, вокруг которого ты концентрируешь свое внимание и который проработан, но вокруг него — унылые, обросшие плотью строения, мосты и лифты, в которых ты постоянно ищешь элемент следующей головоломки. И тебе иногда приходится искать видео с прохождением, когда ты блуждаешь по 10 минут в поисках хоть чего-то, с чем ты можешь взаимодействовать. И оказывается в этих темных и скучных локациях ты пропустил мелкий проход, в котором и находился следующий элемент пазла.
Пазлы, загадки и головоломки решать хоть и не просто, но и не слишком сложно. Если чуть-чуть подумать, то можно и не прибегая к заботливым гайдам пройти эти отрезки. Но уверен, у некоторых проходивших они забрали значительную часть времени прохождения.
Второй геймплейный элемент в этой игре у нас шутерная составляющая. И она реализована странно. Скорее всего она сделала разработчиками как биологически связанной с окружением, так как и оружие и патроны к нему мы берем у станций, которые напрямую вращены в плотные стены, и атмосферно связанны с миром игры. Но все таки стрелять в игре не хочется и используешь ты оружие в тех случаях, когда конфликта избежать не получится, и не хочется потерять очки здоровья, ведь станций с аптечками мало. Многие, кому понравилась игра, говорят избегать столкновений с врагами и позволить миру игры жить своей жизнью. Но тогда зачем надо было в принципе вводить шутерную механику в игру, если конфликтов можно избежать? Я лично не понял этот момент. Возможно, ради финальных схваток с боссами, которые символизируют нечто философское и которые получились крайне скучными и душными, растягивая последнюю главу до предела.
В итоге игра получилась необычной и по-своему уникальной. Имея хороший визуальный стиль и философию авторов. Для многих игроков Scorn стала открытием, необычным путешествием и полного символизма произведением. Но для меня и людей которые снизили оценку до желтой отметки эта игра оказалась скучной из-за посредственной игровой составляющей и плохого дизайна уровней.
P.S. Кто такие Гигер и Бексинский?
Не до конца понятно, как Scorn величать.
Это хоррор? Ну, нет, потому что ничего прям СТРАШНОГО здесь не происходит, на испук игрока никто не пытается взять. Да, окружение мерзенькое, отталкивающее, но оно создаёт не ощущение ужаса и страха, а отторжения, чужеродности мира, его инаковости.
Это симулятор ходьбы? Тоже нет, потому что несмотря на то, что топать ножками приходится много - здесь есть и другие механики, типа стрельбы и головоломок.
Это виртуальная арт-инсталляция Гигера? Ну, опять же - нет. Да, художественный стиль Scorn во многом вдохновлён Гигером (и ещё таким польским товарищем по фамилии Бексиньский, который очень любил цветной туман и его аналоги), НО: там, где Гигер занимался механизацией человеческого тела, представляя его в виде остранённой, холодной и блестящей конструкции из металла; Scorn - развивает обратный тезис, превращая всё окружающее пространство в гигантский живой организм, в котором непонятно - где заканчивается живая материя и начинается металл.
При этом тема секса у Гигера сквозит практически буквально из каждой картины, либо буквально, либо метафорически. А в Scorn этого ГОРАЗДО меньше. По крайней мере, до последней локации.
Поэтому лучше всего характеризует игру мысль самих разработчиков из арт-бука (в которомна двух сотнях страниц НЕТ объяснения сюжета), которую я приведу своими словами:
> Мы хотели сделать психоделическое путешествие, чтобы игрок прошёл через череду не до конца понятный событий в не до конца понятном ему мире
И с этой позиции Scorn отлично работает. Если не тупить (как я при первом полном прохождении) и не кидаться на всех врагов, а стараться избегать конфликтов, то Scorn именно это и дарит - чувство необъяснимого путешествия по странному, но визуально невероятно-богатому миру. Хотя почему "визуально", когда звук тут тоже - пушка? И внутриигровой, и эмбиент, который играет на фоне.