Wolfenstein: The Old Blood.
«Kill this Nazi scum!»
Ох уж этот вольф. Немало нервных клеток съела самая первая игра и продолжения. Но каждая следующая часть была уже не так хардкорна. Апогеем стал wolfenstein (2009 года), в котором и погибнуть толком не получалось. И вот, New Order, отдушина на нашем веку оказуаливания. Игра была ТЕМ САМЫМ вольфом, который мы так долго ждали. С хорошей постановкой, берущим за душу сюжетом, героем за которого не стыдно играть, а также драйвовым геймплеем. Би Джей вернулся. И вернулся триумфально. Но то было год назад. И вот, накануне 70-летия победы выходит аддон. Аддон, которого не ждали, но на который надеялись. Смог ли он оправдать наши ожидания, или стал очередным проходным дополнением? Давайте выясним.
Сразу становится понятно, что игра достаточно ё$%#@ая.
Начинается игра с пробуждения главного героя. И мир в котором он просыпается далёк от известного нам. 46 год, нацисты побеждают в войне и ракетная установка из Quake 3 на брелке ключа зажигания не может изменить ситуацию. Би Джей вместе с агентом Ричардом Уэзли едут в замок Вольфенштайн, чтобы найти папку в которой указано местонахождение «Черепа». И если Ричард типичный шпион: знает немецкий и быстро выкручивается из создавшейся ситуации при помощи хитрости, то Би «Шкаф» Джей Бласковиц (Блажкович, Блажковиц… чёрт его разберёшь) спасается только благодаря недюжинной удаче или старой доброй пушки. Пролог интригует и подсовывает интересные ситуации. А вот первая глава заставляет пожалеть о потраченных деньгах. Тебя сразу выбрасывают НА ЗДОРОВЕННОГО пулемётчика без оружия. Ну как без оружия? С трубой, которая не наносит ему урон, зато убивает, если обесточить противника (да, он движется по «рельсам»). И ладно если бы это был один участок уровня, так, для обучения. Нет, тебя заставляют проходить схожие комнаты раз за разом. И как только тебе выдают оружие и ты уже чувствуешь сладкий вкус свободы и расчленёнки… Не обольщайся, перед тем как ты успеешь хоть как-то насладиться оружием, тебя закинут в лодку с пулемётом. Лодку, которая движется по рельсам. Чёрт, да такой наглости я не видел со времён дополнений к CODу первому.
Коридоры и рельсы, рельсы и коридоры. Именно этого мы ждали от дополнения к The New Order. *sarcasm*
Это просто атас! 2 главы ты не получаешь удовольствия и движешься по единственной доступной дороге, причём не всегда самостоятельно, ладно если бы это был атракцион, как в Call of Duty. Нет, эти рельсы ошибок не прощают. А ведь с самого начала и вовсе можно не понять что требуют разработчики, да и потом встречаются места, которые можно пройти только по чистой случайности, или через 10 минут поиска выхода с мини-локации. И вот тут может сложиться впечатление, что это проходное дополнение. И только если превозмочь первые две главы можно обнаружить, что…
… Что в геймплее мало что изменилось со времён New Order. За время игры вам выдают всё тот же комплект вооружений (разве что недоступно оружие альтернативных 60-х): нож (который вы будете использовать чуть реже, чем никогда), пистолет (с глушителем), автомат, скорострельный дробовик, (снайперскую) винтовку, пулемёт. Ничего не напоминает? За исключением винтовки — это тот же комплект, что выдавался в Wolfenstein 3D. К арсеналу, буквально из оригинальной игры, прибавилась уже упомянутая труба, сигнально-разрывной пистолет и обрез (можно сказать, что и винтовка нововведение, но это не совсем так). Казалось бы, обычный шутерный комплект: даром, что Вольф и есть прародитель всех шутеров от первого лица. Ситуацию разбавляет возможность стрелять сразу с двух стволов (даже со скорострельных дробовиков), исключение: снайперская винтовка, пулемёт и ракетница. Каждое оружие имеет особые режимы стрельбы, причём разницу реально чувствуешь, а модификации действительно изменяют принципы использования оружия. При таких возможностях даже маленький арсенал начинает играть новыми красками. Помимо этого есть ещё и система перков с особыми условиями открытия. Чем-то она похожа на систему из Far Cry 3, за тем исключением, что для открытия нового перка не требуется прокачивать уровень (здесь его просто нет), достаточно выполнить особое условие (к примеру, убить 20 противников последним патроном в магазине).
А ещё тут можно лазать по стенам. Но только специально отмеченным. Одинаковым.
Есть в игре и ленивенький стелс, противники всё такие же тупые, что и в предыдущей части и на пули свистящие у виска реагируют вяло, особенно если на пистолет надет глушитель. Более того, трупы товарищей они и вовсе игнорируют, слух и зрение также отсутствуют. Зато во время прямого столкновения становится куда интереснее: и гранатами засевшего за укрытием Бласковица забросают, и обойдут по флангу, и товарища огнём прикроют, если бы в проходах не застревали — цены бы им не было.
Да, можно сказать, что всё это было в New Order, но, строго говоря, Old Blood не продолжение, а дополнение, так что ему достаточно добавить несколько новых геймплейных фишек и разнообразить уже знакомый игровой процесс. И с этим игра справляется прекрасно.
Первой частью в серии игр Wolfenstein стал не известный всем шутер от Id Software, а стелс-экшен с видом сверху — Castle Wolfenstein от Muse Software 1981 года выпуска. Игра отличалась передовым, на тот момент, геймплеем: возможностью перетаскивать тела и скрытно убивать противников. Игра повествовала об английском (судя по винтовке Ли-Энфилд 1904 года на плакате) агенте, который должен найти секретные планы. Для этого он проникает в замок Вульфенштайн и при помощи пистолета, гранат и собственной смекалки, добивается своей цели. Игра вышла на Apple II и Commodore 64, а затем была портирована на атари и MS-DOS.
Продолжение не заставило себя долго ждать. Через 3 года после выхода оригинальной игры появляется Beyond Castle Wolfenstein, в которой появилось ещё больше возможностей, к примеру, можно взламывать шкафы и двери, а также проходить мимо вражеских солдат просто показав пропуск. Сюжетной подоплёкой этой игры является Операция «Валькирия» 1944 года, а целью героя — подложить бомбу под кабинет фюрера. Игра вышла на тех же платформах.
«Некстгенный» пистолет не умаляет красоты сего шедевра.
Третьей и, уже известной вам частью серии стал Wolfenstein 3D, первый (псевдо)трёхмерный шутер с видом от первого лица. Разработанный в стенах компании Id Software в 1992 году. Ураганный геймплей, ставший стандартным комплект оружия, графика, передовая по тому времени. Это был не просто успех — это был прорыв. Главным героем стал Бласковиц и на протяжении всей игры можно было наблюдать за его весёлой анимацией в нижней части экрана. Игра вышла на модифицированной версии Apple II, на MS-DOS, Mac OS а также нескольких других платформах. Также была портирована на SNES, 3DO, GameBoy Advance, а также консоли прошлого поколения Xbox 360 и PS3, более того, есть порты и на актуальные мобильные платформы (iOs, Android, WinMobile).
Успех закрепило дополнение-приквел вышедшее в том же году Spear of Destiny, в котором Блажкович (Бласковиц?), короче, тот же герой, пытается вернуть копьё судьбы. В целом — это всё та же игра, отличающаяся большим количеством уровней, противников и другим сюжетом. Вышла только на MS-DOS (поддерживается Windows), а затем была портирована на мобильные устройства под управлением iOs.
Затем последовало полностью трёхмерное продолжение Return to Castle Wolfenstein. С нежитью, оккультными обрядами, неплохой графикой, большим арсеналом оружия. В разработке игры принимали участие три студии. Главным героем был всё тот же не стареющий Блажковиц (да что с ним не так?), а антагонистом «Череп». Сюжет игры перекликается с Old Blood, в частности тут тоже присутствуют восставшие из мёртвых, одного из Злодеев зовут Хельга и её так же съедает монстр (спойлер!). Дополнение вышло в 2001 году для Windows, Mac и linux, не забыло оно заглянуть и на Xbox с Playstation 2, а также на Android, но уже в виде неофициального порта. Нужно сказать, что издателем игры являлся Activision, который позже переиздаст предыдущие части в Steam.
В 2003 выходит мультиплеерное продолжение Wolfenstein: Enemy Territory. В игре есть разделение на классы, оружия стало ещё больше, графика также подверглась изменению. Разработку вела студия Splash Damage. Игра вышла только на ПК (Windows, Mac, Linux).
Следующей частью стала малоизвестная Wolfenstein RPG. Она вышла только на платформах Java ME и iOs. В отличие от прочих частей не является шутером. Выполнена в пошаговом стиле и чем-то напоминает Legend of Grimrock (за тем исключением, что игра всё-таки пошаговая) и старые части Might and Magic, являлась вполне неплохой игрой для телефонов, с большим количеством возможностей и плавным развитием. Прошёл лично.
И вот, настала очередь некстгенного вольфа. Им стал Wolfenstein 2009 года. Улучшенная графика, эффекты, оккультные обряды и возможность путешествовать между мирами по желанию — прилагаются. Главный герой — Блажкович — пытается прекратить оккультные обряды. Игра примечательна ещё и тем, что самого замка Вольфинштейн в игре как раз таки и нет. Вместо этого мы путешествуем по австрийской деревне. Игровой мир частично открытый, то есть можно свободно бегать по кварталам города, однако проходить сюжетные миссии нужно обязательно в определённом порядке, а сами кварталы открываются постепенно. Нужно также сказать, что игра продолжает историю мира (с Wolfenstein 3D мир игры тот же), хотя и нарушает некоторые каноны. Разработчиками игры стали Raven Software. Это последняя игра серии, которую издавала компания Activision. Вышла на консолях старого поколения Xbox 360 и PS3.
Следующая часть пришла к выходу консолей нового поколения в мае 2014 года. Wolfenstein: The New Order отличился хорошим сюжетом, приличной графикой и ураганным геймплеем. Главным героем остаётся Блажкович, а злодеем — «Череп». Действие игры разворачивается в альтернативных 60-х, где нацисты победили в войне при помощи технологий разработанных еврейскими организациями. В игре не было оккультных ритуалов, зато была трава, каверы классического рока на немецком и огромное количество информации о послевоенном захваченном мире. New order стал шутером года по версии многих изданий, в том числе и Stopgame. Также здесь присутствует уровень из Wolfenstein 3d. Игру разрабатывала новая студия MachineGames.
Игру решили разделить на две части, и, как понимаешь к середине игры, не зря. В первой части Би Джей сбегает из замка Вольфенштайн. Ему противостоят злые нацисты (которых, будем честными, в играх приятно отстреливать не только перед 9 мая). Всё по чину, они — злые, босс — двухметровый ариец (прямо под стать самому главному герою), расчленёнка на весь экран — присутствует. Даже не очень понятно как в эту игру можно играть в Германии, где нет свастик и оторванных конечностей. В этой части почти весь геймплей крутится вокруг укрытий, особенно на высоких уровнях сложности, укрылся — отстрелялся, побежал к другому укрытию. Несмотря на то, что игра от первого лица — система работает. А какая игра про укрытия может обойтись без перекатов? Правильно, никакая. Строго говоря, тут не перекаты, а скольжение на заднице, но кому от этого легче? За исключением трубы и добровольно-принудительного обучения с пулемётчиками и открытием каждой двери на манер Alien: Isolation, в этот раз при помощи импровизированной фомки, играется всё также, как и год назад. А вот вторая часть серьёзно отступает куда-то в сторону. И если бы не она, смысла покупать дополнения не было бы никакого.
Во второй части придётся поработать официантом. Она разнообразная и весёлая, серьёзно. =)
Начнём с того, что именно в ней безумный гений шведских мастеров раскрывается в полной мере. Графически эта часть выдержана идеально (при том, что и прошлая выглядит, мягко говоря, неплохо), тихий, мягко-оранжевый осенний вечер в немецкой деревеньке. Покой нарушает только перестрелка с попавшими под руку Бласковицу нацистами. Всё изменяется ближе к ночи, когда оккультная дивизия во главе с Хельгой Фон Шаббс во время раскопок обнаруживает «Старое зло» или нечто похожее на оное.
WolfZ?
Город тут же заполняют голодные до человеческих мозгов ходячие мертвецы, а у героя в руках только труба. Вот тут действительно становится весело. Игра выходит из привычных для серии рамок. Игрок же сталкивается с новыми игровыми условиями и оставшиеся до конца 1,5-2 часа проходишь за один присест в безумном игровом раше. А ведь именно за такое состояние и новые ощущения мы играем в шутеры, да и в игры, в принципе Так что, говоря цитатой откуда-то: «Зомби изменили всё». В конце же нас ждёт столько привычный по шутерам старой школы Здоровенный Босс (тм).
Вот это поворот!
В геймплейном плане дополнение радует, идеи заложенные в оригинальной игре развиты в верном направлении: новое оружие и противники, ситуации, зомби в конце-то концов.
С левелдизайном, за исключением первых двух глав, тоже всё в полном порядке, особенно радует кладбище в конце и горящий город ближе к середине, хотя крепость тоже вышла на ура. К слову, тут, в отличие от других шутеров, карта не выдаётся с самого начала. Герой её «рисует» прямо по ходу дела, либо находит на уровне, ведь нацисты настолько скрупулёзны, что зарисовывают каждый побочный проходик и правильно обрушившуюся конструкцию, при этом, что логично, на карте нет секретных мест. А ведь игра просто напичкана секретными областями. И так же, как и в любой другой части вольфа, чтобы найти их все — придётся попотеть.
А вот как дела обстоят с графикой — вопрос хороший. С одной стороны, всё ещё на месте «размытые» текстуры, странности с динамическим освещением, появились артефакты при включении сжатия текстур при помощи CUDA (возможно, скорости моей видеокарты не хватает), с другой, появились новые эффекты, такие как SSS и SSR, лицевая анимация (да и анимация в принципе) была улучшена, поработали также и со светом. Стилистически, особенно во второй части, когда идёшь по горящему городу, игра выглядит прекрасно. Благодаря тому, что отказались от поддержки консолей прошлого поколения, с оптимизацией тоже полный порядок, даже на моей, далеко не топовой, системе трёхлетней давности, игра «летает».
Я играю на следующей конфигурации (для тех, кому лень посмотреть в профиле): i5-4670, MSI GTX660 и 8gb оперативной памяти + звуковая карта ASUS Xonar D1.
Инфернально.
Теперь об эффектах.
Разные значения Glossiness — наглядно.
Я не нашёл упоминания об использовании «текстурных» карт Glossiness (грубо говоря — шероховатости), но на глаз они присутствуют. Я думаю, всем известно, что поверхность любого материала, дерева например, имеет некий микрорельеф. От этого микрорельефа зависит то, каким образом будет отражать материал (больше/меньше блик света), а от дополнительной карты для металла зависит будет ли видно отражение. В принципе, это и есть те самые фундаментальные основы физически корректного рендеринга или PBR (иногда называют (PBS — физически корректное затенение).
Скрин из демки показывающей возможности SSR.
К слову, про отражения. Отражения в реальном времени до сих пор очень тяжелы для любого геймерского железа поэтому их, обычно, не используют, либо рендерят в очень низком разрешении (вспомните лесенки у отражённых объектов). Сейчас начали использовать своеобразную «облегчённую» версию отражения. Как известно, почти все материалы хорошо отражают под маленьким углом, но плохо, если смотреть ровно на объект (90 градусов). А поскольку при маленьких углах то что отражается тоже находится в кадре (чаще всего), почему бы не повернуть уже отрисованный участок кадра и не наложить на него особый фильтр, чтобы он выглядел как искажённое отражение? Этот эффект и называется SSR или Screen Space Reflection (Отражение того, что находится на экране).
Более или менее прямая реализация SSS от российских разработчиков.
Также, стоит сказать и про SSS: Subsurface Scattering, или — как это называют в локализованных версиях — подповерхностное рассеивание. Этот эффект вам также хорошо знаком. Вы видите его каждый раз, когда включаете лампочку и видите, что пластик или, к примеру, ваш палец, немного просвечивает (палец становится красным), то же самое происходит и с листьями деревьев. Это происходит поскольку листья, пластик и даже ваше тело не являются преградой для лучей света, искажаясь (и в меньшем количестве) они всё же проходят через поверхность и их можно наблюдать с другой стороны (в случае человеческого пальца в виде красного цвета). Поскольку освещение в играх устроено намного проще, этот эффект «симулируется» при помощи специальной карты с цветом или просто цвета.
Это основные используемые на сегодняшний день «некстген» эффекты. Но есть много старых или мало известных эффектов, о которых я также могу рассказать, вдаваясь в физику и подробное объяснение работы данного эффекта. Если вы хотите увидеть статьи на эту тему — просто напишите в комментариях, если их будет достаточно много — я сделаю отдельный разбор самых популярных на сегодняшний день эффектов с указанием игр и движков, в которых они используются.
А вот сам блажкович подкачал. Нет, он не перестал стрелять из двух многозарядных автоматических дробовиков одновременно, и да, он всё ещё может садистски добивать противника в ближнем бою. Он стал слабее, как персонаж, те короткие фразы, обрывки воспоминаний, которые он бросает время от времени больше попахивают ностальгией, которой непонятно откуда взяться перед «удалыми» шестидесятыми. Причём грустные, меланхоличные нотки отнюдь не так тонко вплетаются в душу сюжета, тут на лицо куда более грубая и слабая работа сценаристов. Да и боссы тут слабые. Вместе взятые они не дотягивают до черепа ни по харизме, ни по сложности.
Приятно познакомиться, Фрэнки. Вот он: харизматичен, сложен и интересен. Не то, что всякие людишки.
Ещё меньше радует музыка. Эпические металлические запилы New Order — можете забыть. Здесь куда больше гитары и невнятной музыки, аля фильмы 50-х в электронной и, немного, металлической обработке. Со звуком дела обстоят лучше, но и он звёзд с неба не хватает, превзойти Battlefield 4 сейчас практически нереально, обычный звук, нормально работающий в режиме 5.1.
К слову, музыка действительно действительно отсылает к хоррор фильмам золотой эпохи кинематографа, более того, финальный босс чем-то напоминает Франкенштейна. И на этом пасхалки не заканчиваются. За 5 часов игры (да, основная компания достаточно короткая), вы увидите и уже упомянутую ракетницу из Quake 3, и шлем из Skyrim (и да, даже без платного мода был введён), и автомат Nuka-col'ы (ведь это значит, что нас ждёт Fallout 4, ведь так?), и даже сможете пройти весь Wolfenstein 3D, разработчики решили перенести его в игру целиком.
Ничего, кроме шлема из Skyrim'а. Кто знает? Может именно в этом шлеме когда-то ходил Довакин.
Вердикт:
Достижение: Пройти на Убере. Серьёзно, это достижение.
По качеству исполнения и доступным возможностям игра находится между такими дополнениями как: Alan Wake's American Nightmare с одной стороны и дополнениями к F.E.A.R., эпизодами Half-Life 2 с другой. Игра проходится часов за 6, но если постараться (а оно надо?) можно пройти за все 4. И вот тут всплывает вопрос стоимости. Вы можете спросить оно вообще надо за такие деньги? С одной стороны, цены подскочили по чисто экономическим показателям, тут издатель не причём. С другой, 800 рублей за шутер без мультиплеера на 6 часов, да ещё и на ПК, — слишком дорого. Тем, кто ещё не ознакомился с New Order – чуть проще, дли них есть комплект за 1200 и если уж брать, то сразу его. Тем же кто не готов вывалить сразу столько денег (ребят, вы чего, это же не колда какая-нибудь, это тот самый ВОЛЬФ!) остаётся ждать скидок.
Мне игра жутко понравилась, есть в ней и атмосфера, и с геймплеем ещё с прошлой части полный порядок, графику также обновили. После прохождения появляется ощущение, будто посмотрел классный фильм и знаете, хочется продолжения. Надеемся, что оно уже в разработке.
Плюсы: Драйв, олдскульный геймплей, симпатичная картинка, зомби, звук.
Минусы: Слабый сюжет, графические артефакты, музыка, первая половины игры.
Сюжет: 7 из 10, невнятный конфликт, слабые персонажи, зато присутствует фирменное безумие и оккультизм.
Геймплей: 9 из 10, Это всё ещё тот самый вольф, да ещё и с обрезом, классика же.
Картинка: 9 из 10, Стильно, частично технологично.
Звук: 8 из 10, музыка так себе, зато неплохая реализация многоканального звука.
Техническое исполнение: 8 из 10, есть незначительные графические артефакты и редкие вылеты, зато игра хорошо оптимизировано и всё работает «как надо».
Новизна: 7 из 10, дополнение даёт вам новые эмоции, появились Зомби, да и дополнительное оружие.
Итог: 8,2 из 10. Одно из лучших дополнений последних нескольких лет.
Автор проекта: Сергей Заславский.
Шеф редактор: Илья Демченко.
Лучшие комментарии
Вот теперь думаю, забанят за такое или нет)
PS. Да, я жду БОЛЬШЕ срача про нарциссизм)
А потом вышел GTA5.
И да, комментарии, срачи и неожиданные повороты. Я жИ их ожидаю!)